Особенности правового положения аппарата мирового судьи диплом

Обновлено: 04.05.2024

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6.1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом требований настоящей статьи.

1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в судебном районе возложить обязанности отсутствующего по указанным основаниям мирового судьи на другого мирового судью этого же судебного района не представляется возможным (в судебном районе создана только одна должность мирового судьи или временно отсутствуют другие мировые судьи судебного района), то исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

Особенности правового регулирования института мировых судей, его место и роль в системе органов судебной власти России. Информатизация деятельности мировых судей как мера повышения эффективности судопроизводства, обеспечения доступности правосудия.

Подобные документы

Мировой суд и его компетенция. Правовое регулирование места института мировых судей в судебной системе РФ. Особенности правового статуса мировых судей в РФ. Принципы формирования судебных участков мировых судей. Правоспособность и дееспособность судьи.

курсовая работа, добавлен 12.06.2015

Развитие конституционных основ института мировых судей в федеральном законодательстве, особенности статуса и компетенция. Опыт регулирования субъектами РФ порядка и условий назначения мирового судьи, совершенствование деятельности данного института.

дипломная работа, добавлен 26.06.2011

Историко-правовые основы мировой юстиции в Российской Федерации. Зарубежная практика формирования системы местного правосудия. Особенности осуществления правосудия мировыми судьями в РФ. Правовые основы деятельности мировых судей в Красноярском крае.

курсовая работа, добавлен 12.07.2011

Организационная структура Комитета организационного обеспечения деятельности мировых судей Новгородской области. Его роль в системе государственного управления, нормативно-правовое регулирование, бюджетное финансирование. Критерии эффективности работы.

отчет по практике, добавлен 28.10.2013

Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации, формирования и развития мировой юстиции в современной России. Закономерности организации и функционирования мировых судей. Характеристика условий осуществления правосудия в Сибири.

курсовая работа, добавлен 23.04.2016

Кардинальные различия мировых судей и судов конституционной юрисдикции регионов. Несоответствия в способах нормативно-правовой регламентации их компетенции и режима деятельности. Влияние законодательной власти на мировых судей в учредительной сфере.

реферат, добавлен 28.01.2017

Исследование вопросов современного строительства мировой юстиции России необходимо начинать с изучения истоков наименования и смыслового значения понятий о местном правосудии. Аспекты институционализации модели мировых судей на концептуальном уровне.

дипломная работа, добавлен 27.12.2008

Хронологическая таблица нормативно - правовых актов, применяемых для мировых судей. Структурная схема мировых судей. Структурная схема подразумевает под собой аппарат мирового судьи. Схема движения документации.

реферат, добавлен 03.05.2002

Основы законодательной регламентации деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей. Правовой статус мировых судей, подведомственность и подсудность дел о защите прав потребителей. Правовые проблемы взыскания компенсации морального вреда.

дипломная работа, добавлен 25.12.2010

Рассмотрение основных особенностей конституционно-правовых основ института мировых судей. Обязанности секретаря судебного заседания: оформление исполнительных листов по решениям, выполнение поручения руководства Комитета по ведению делопроизводства.


В статье автор пытается определить особенности правового статуса мировых судей в РФ.

Ключевые слова: мировые судьи, правовой статус, правосудие, судебные функции, принципы, федеральные судьи.

В юридической литературе понятие «правого статуса судьи» разными авторами толкуется по-разному. Например, по мнению О. Н. Бабаевой, содержание правого статуса судей включает в себя такие элементы как: дееспособность и правоспособность судьи, права и обязанности, гарантии этих прав и обязанностей и ответственность за надлежащее исполнение возложенных обязанностей [5, с.51].

М. И. Клеандров считает, что правовой статус судьи состоит из множества взаимодополняющих составляющих таких, как моральных, этических, правовых, социальных и других компонентов, обеспечивающих судье справедливое, независимое и беспристрастное правосудие [6,с.819].

Г. Т. Ермошин в некоторой части поддерживает позицию О. Н. Бабаевой, утверждая, что статус судьи состоит из двух составляющих, таких как процессуальная составляющая, то есть права и обязанности судьи, как представителя государственной службы, а с другой стороны права и обязанности судьи, как его особого положения в обществе как гражданина [5,с.51].

Мировая юстиция, как целостное социально-правовое явление определяет характер и свойства правовых особенностей общества, которые будут или могут ей обеспечиваться.

Двойственность природы мировых судей обусловлена историей и их правовым положением. С одной стороны, характер правового положения мировых судей содержится в том, что он является судьей общей юрисдикции субъекта РФ, его видение зависит от содержания именно законодательства субъекта. С другой стороны, законодатель признает мировых судей полноценными носителями власти, имеющим право принимать решения от имени Российской Федерации [6, с.818].

Также, как для других судей, для мировых свойственны общие сходные черты: единство судебных функций, единство процессуальной процедуры рассмотрения дел, наличие общих принципов (состязательность, равноправие сторон, гласность, непосредственность судебного разбирательства и др.).

Правовой статус мировых судей определяется их местом в системе государственных органов, а также требованиям, предъявляемым к кандидатам, порядка занятия должности и смещения с нее.

Согласно действующему законодательству о мировых судьях гражданин, желающий занять данную должность должен достигнуть двадцати пятилетнего возраста, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, а также отвечать иным требованиям, указанным в Федеральном законе от 26.06.1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» [3].

Кандидат должен сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной комиссии.

Мировой судья назначается на должность двумя способами: законодательным органом государственной власти субъекта РФ или избирается населением конкретного избирательного участка. Порядок назначения мирового судьи в обоих случаях устанавливается законодательством субъекта РФ, например, в субъекте Тамбовской области — Законом Тамбовской области от 01.07.2011 № 16–3 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Тамбовской области». [4]

Согласно, ст. 3 Федерльного закона «О мировых судьях в Российской Федерации», мировые судьи рассматривают в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

9) дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу;

10) Кроме вышеперечисленных дел, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Целью института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым гражданином конституционного права на судебную защиту.

На данном этапе развития мировой юстиции статус мирового судьи отличается от статуса федерального судьи всего двумя признаками, закрепленными в Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации»:

1) порядком его назначения (избрания) на должность — это правомочие не Президента РФ, как для федеральных судей (за исключением судей высших судов страны), а законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ либо населения соответствующего судебного участка — п. 1 ст. 6 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;

2) тем, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (но необеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, поощрительных и иных выплат) осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ — п. 3 ст. 10 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а не судебный департамент при Верховном Суде РФ, как в отношении федеральных судов (за исключением высших).

За этими исключениями они, практически, обычные федеральные судьи самого нижнего уровня звенности судебной системы: с точки зрения судейско-статусной, со своей подведомственностью им дел, с обязанностями в полном объеме исполнять все требования процессуального законодательства и т. д., и что очень немаловажно — имеющие в лице председателя районного суда своего прямого и непосредственного руководителя.

Таким образом, правовое положение мирового судьи в России в настоящее время имеет двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Российской Федерации, его ведение зависит от содержания регионального законодательства, с другой — законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом единой судебной системы России, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, мировой судья, судья, дело, исключение дел, мировой, Тамбовская область, единая судебная система, мировая юстиция, правовое положение.


В статье рассмотрены особенности правового положения и статуса мирового судьи в Российской Федерации.

Ключевые слова: мировой судья, правовое положение, статус судьи, компетенция судьи.

Правовой статус судей — это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве. Прежде чем преступить к анализу правового статуса и положения той или иной категории судей, необходимо раскрыть точное определение терминов, а также выделить свойственные им черты.

Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет определение — «Мировой судья». Мировой судья — это судья общей юрисдикции, осуществляющий правосудие по некоторым гражданским делам, а также по административным и уголовным делам, за исключением дел, наказание за которые превышает три года лишения свободы.

Вопрос о том какое место занимает мировой судья в судебной системе подлежит разрешению двумя способами. В первом случае мировые судьи рассматриваются как мелкие государственных чиновники, т. е. судьи «второго сорта», поскольку мировой суд можно считать нижним звеном системы судов общей юрисдикции. Во втором случае мировые судьи рассматриваются как представители местного суда, являясь особенной частью, которая входит в единую судебную систему государства.

Воссоздание в России мировой юстиции было продиктовано потребностью разрешения выявленных в обществе проблем при осуществлении правосудия. В конце XX века перед российскими мировыми судьями стояли следующие задачи: 1) упростить доступ населения к правосудию; 2) реализовать идею судебного федерализма; 3) разгрузить районное звено судебной системы; 4) улучшение оперативности судопроизводства.

Возрождение института мировых судей непосредственно связано именно с принятым Законом РФ N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. Именно этот акт заложил основы деятельности мировых судей, закрепил правовое положение мирового судьи.

ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» заложил фундамент для принятия закона закрепляющий непосредственно статус мирового судьи. Таковым является ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998г. № 188. Несмотря на разграничения прав, и обязанностей судей появляются трудности с их очень большой загруженностью и иногда невыгодным правовым положением. Ограниченность правового, положения мирового судьи обусловлена, как и его компетенцией, так и спецификой рассматриваемых дел.

Правовой статус мирового судьи обуславливается в первую очередь их местом в системе государственных, а также требованиями предъявляемым к кандидатам на должность мирового судьи, порядком назначения на должность, его компетенцией и т. д.

Согласно действующему законодательству о мировых судьях гражданин желающий занять эту должность должен достигнуть 25 лет, имея при этом высшее юридическое образование и соответственно стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, а так же не иметь порочащих его поступков.

Кандидат должен сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной комиссии.

Мировой судья назначается на должность двумя способами: законодательным органом государственной власти субъекта РФ или избраться населением конкретного избирательного участка. В обоих случаях порядок назначения устанавливается законодательством субъекта РФ, например Закон Краснодарского края от 11 мая 2000 г. N 265-КЗ «О мировых судьях Краснодарского края».

Компетенция, которая отводится мировому судье, является одной из значимых составляющих его правового статуса. В настоящее время законодатель делает огромные шаги к облегчению деятельности мировых судей. Так, например, дела о разделе совместно нажитого имущества ранее разрешались ими независимо от того какова цена иска, а на сегодняшний день законодателем установлены рамки цены иска до пятидесяти тысяч рублей. Что касаемо дел, которые затрагивают трудовые споры, то сегодня они полностью исчезли из полномочий мировых судей. В данном случае следует понимать, что такие изменения, которые облегчают работу мировых судей, в то же время усложняют её федеральным судьям.

Урезанный в достаточном размере список подсудных дел мировому судье закреплен в ст. 3 закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

Законодательное определение компетенции мировых судей позволяет говорить о разделении полномочий между районными судами, которые являются основным звеном судебной власти, и мировыми судьями. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. В соответствии с требованиями Закона «О статусе судей в Российской Федерации» мировые судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Целью института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближения суда к населению, упрощению процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым гражданином конституционного права на судебную защиту.

Мировые судьи единолично рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими в первой инстанции и вступивших в законную силу.

Таким образом, можно говорить о том, что мировые судьи занимают нижестоящее звено судебной системы, по отношению к районным судам, а также получают часть их полномочий. Следует добавить, что решения и постановления мировых судей, которые не вступили в законную силу пересматриваются в апелляционном порядке в районном суде.

На современном этапе российского законодательства институт мировых судей в полной мере отвечает целям его создания, а именно формирование фактической возможности для свободного обращение каждого гражданина в суд. Таким образом, облегчение производства в мировом суде представляется закономерным и необходимым явлением.

Основные термины (генерируются автоматически): мировой судья, Российская Федерация, судья, мировой, дело, общая юрисдикция, правовое положение, правовой статус, статус судей, судебная система.


В статье автор определяет правовую регламентацию деятельности мировых судей, выделяет теоретические аспекты нормативно-правового регулирования деятельности мировых судей.

Ключевые слова: мировые судьи, судебная власть, правосудие, судебная система, статус мировых судей.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную [1]. Конституция РФ вводит в оборот понятие «судебная власть», конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление, как о самой судебной власти, так и о реализующих ее органах. Так, глава 7 Конституции РФ «Судебная власть», из которой следует, что правосудие в РФ осуществляется только судом [1]. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Также, в Конституции установлены требования к судьям судов РФ, неприкосновенность судей и т. д.

Значимым нормативно-правовым актом в деятельности мировых судей является Гражданско-процессуальный кодекс РФ задачами которого являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Уголовный кодекс РФ является систематизированным законодательным актом, определяющим, какие общественные деяния для личности общества или государства являются преступными и устанавливающий наказания за них, а также иные меры уголовно-правового характера. Отсюда выявляются следующие задачи: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общего порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Уголовный кодекс состоит из общей и особенной частей. В Общей части содержатся руководящие принципы и общие положения уголовного права, а также определены его важнейшие институты: понятие преступления, соучастие, понятие и цели наказания, общие начала назначения наказания, освобождение от уголовной ответственности, судимость и др. В Особенной части помещены нормы, которые определяют конкретные общественно-опасные деяния в качестве преступлений и устанавливают виды и размеры наказаний за совершение каждого из них, на что и опираются судьи приняв решение.

В системе федерально-конституционного законодательства особо значимым является Федеральный конституционный Закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ [2].

В указанном нормативно-правовом акте имеются общие понятия о судебной власти (осуществляющейся только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей), о самостоятельности судов и независимости судей, о порядке создания и упразднения судов, и вообще о судах в РФ (правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

В Законе Российской Федерации «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132–1 (ст. 1) прописано, что судьи — носители судебной власти, и судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа, судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, судьями в соответствии с настоящим законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе [3]. Также судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны, проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность, требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц.

Статья 2 именуется «гарантии статуса мировых судей». В этой статье указывается, что на мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты [4].

В статье 3 «компетенция мирового судьи» перечислены все дела, рассматриваемые мировыми судьями [4].

Статья 4 закона отражает деятельность судебных участков: мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, основой правовой регламентации деятельности мировых судей является конституция Российской Федерации, которой императивно установлено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Основным законом регламентируются требования к судьям. Конституция Российской Федерации является неким фундаментом и отправной точкой для регулирования деятельности мировых судей в специальных нормах. В ходе анализа правовой регламентации деятельности мировых судей установлено, что специальные нормы правовой регламентации деятельности мировых судей содержатся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, судебная власть, РФ, судья, правовая регламентация деятельности мировых судей, Конституция РФ, суд, Верховный Суд, государственная власть, Особенная часть.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: