Особенности государственности и права в донормандский период истории британии

Обновлено: 26.04.2024

Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться в результате разложения родоплеменных отно­шений среди англосаксонских племен. В течение IX — XI вв. в Англии окончательно побеждают феодальные отношения: все свободное население несет различные тяготы в пользу государства, зависимые и крепостные крестьяне — в пользу феодалов, об­ладающих над ними судебной и личной властью.

Вся власть в государстве сосредотачивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет - уантагемотсобрание мудрых»). Именно уантагемот становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни осуществлять какие-либо другие важные государственные мероприятия.

Новый этап истории английской феодальной государствен­ности связан с завоеванием страны в 1066 г. норманнским гер­цогом Вильгельмом Завоевателем, ставшим английским королем Вильгельмом I .

После норманнского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью.

Королю принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть.

При короле действовала так называемая Королевская курия — совещательный орган из знати и приближенных короля. Высши­ми должностными лицами были: маршал, командующий войском; камерарий, управляющий землями и имуществом короля; канц­лер, руководитель королевской канцелярии; юристиарий, первый помощник короля, замещавший его во время отсутствия.

В начале XII в. из Королевской курии выделяется специальный орган, ведавший исключительно вопросами финансов, — палата Шахматной доски.

1. Основными этапами развития английского феодального государства являются:

· период англосаксонской раннефеодальной монархии (IX - XI вв.);

· период централизованной сеньориальной монархии (XI - XII вв.);

· период сословно-представителъной монархии (вторая половина XIII в. - XV в.);

· период абсолютной монархии (конец XV в. - середина XVII в.).

2. Основные черты общественного строя

В I в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи.

В начале V в. н. э. римское владычество здесь прекратилось. Началось завоевание Британии англосаксами - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова.

К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефеодальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсия и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса объедиинились в англосаксонское государство - Англию.

Главной особенностью становления феодализма у англосаксов является сохранение в течение длительного времени свободной сельской общины.

В первое столетие после завоевания основу общества составляли свободные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и которым он раздавал земельные пожалования - общинные земли вместе с жившими на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земельных собственников повинности и становились лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполняли повинности в пользу государства.

По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев.

К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заменены феодальными.

3. Характеристика государственного строя

В англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех сил господствующего класса с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти. Несмотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил:

· свое право верховной собственности на землю;

· монопольное право на чеканку монеты, пошлины;

· право на получение натуральных поставок со всего свободного населения;

· право на военную службу со стороны свободных.

Королевский двор сделался центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства. Высшим государственным органом был витанагемот - совет витанов, в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета витанов были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления.

Главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа -графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем превратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень.

Графство возглавлял элдормен, назначаемый королем с согласия вита-нагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами.

К X в. приобретает полицейские и судебные полномочия личный представитель короля - герефа (назначался королем из среднего слоя служилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

Формирование феодального общества у германских племен в Британии происходило замедленными темпами, что в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием скандинавских традиций.

Сословный состав донормандской Англии:

  • родоплеменная знать (эрлы);
  • свободные общинники (кэрлы);
  • полусвободные (лэты);
  • домашние слуги-рабы.

Упоминаются также священники и король, причем вергельд епископа был выше вергельда короля. В VIII в. распространяется практика индивидуального патроната, когда человек должен был искать себе покровителя (глафорда) и не имел права уходить от него без его позволения. В памятниках VII-IX вв. особо упоминаются дружинники-таны, в число которых входили как эрлы, так и кэрлы, обязанные нести военную службу в пользу короля. Единственным критерием вхождения в эту категорию было обладание земельным участком определенного размера. Таким образом, границы между различными социальными группами свободных не были замкнутыми и резко ограниченными: английский крестьянин и даже потомок вольноотпущенника мог стать таном, получив от господина или короля участок земли. По свидетельству историков, почти четверть английских танов указанного периода произошли от крестьян и ремесленников.

К XI в. определились поземельные службы как танов, так и зависимого крестьянства. Таны обладали основанным на королевском акте правом владения землей и должны были исполнять три основные обязанности:

  • участвовать в походе;
  • в строительстве укреплений;
  • в починке мостов.

Кроме того, для многих землевладельцев по приказу короля могли вводиться и другие службы: устройство заповедных королевских парков, снаряжение судов, охрана побережья, церковная десятина и т.п. Постепенно таны образуют военное сословие.

Из обедневших кэрлов образовались многочисленные категории зависимого крестьянства - как с фиксированными повинностями, так и без них. Повинности определялись обычаем поместья. После смерти крестьянина глафорд получал все его имущество.

Значительное распространение по-прежнему имел рабский труд завоеванного населения. Церковь осуждала произвол и жестокое обращение с несвободными: раб, который работал в воскресный день по указанию своего господина, становился свободным.

Английское духовенство во главе с архиепископом Кентерберийским пользовалось более независимым положением в отношении папской власти, чем церковь на континенте. Богослужение велось на местном языке. Представители духовенства участвовали в разрешении светских дел в местных и королевском собраниях.
Английская церковь была крупным землевладельцем - ей принадлежало до одной трети всех земель. Вместе с тем духовные лица не были изъяты из общегосударственной системы налогов и повинностей.

В целом к моменту нормандского завоевания процессы феодализации англосаксонского общества, оформление феодального землевладения, вассально-ленной иерархии были еще далеко не завершены. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны ("область датского права").

Англосаксонское государство

Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, развитие государственности в феодальной Англии характеризуется сохранением отношения к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Постепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных.

Король считался носителем высших полномочий, которому принадлежала законодательная власть, право высшего суда, право назначения должностных лиц, обладающих властью над населением. Особое положение короля вытекало из его права распоряжаться землями страны: верховное распоряжение гаванями, пристанями, большими дорогами, лесами. От имени короля происходило наделение землями из общественного фонда – главным образом церкви и частным владельцам. Монарху принадлежало право на труд населения, т. е. на привлечение к общественным работам, право на конфискованное имущество. Из верховных полицейских полномочий короля по поддержанию общественного порядка произошло право на сбор пошлин в пользу короны. Короли могли вмешиваться во внутренние дела церковных округов, в назначения на церковные должности. Имущество короля подлежало большей правовой охране, нежели имущество иных сословий. Тем не менее власть королей не была полностью наследственной так как наделение нового монарха государственными полномочиями имело вид избрания его верхушкой высших сословий страны.

Королевский двор был практически единственным институтом централизованного управления в стране. Всего во дворце насчитывалось до 24 стабильных чинов-должностей. Двор составляли главным образом королевские министериалы-дружинники, связанные вассальной верностью и покровительством короля, они выполняли основную массу текущих государственных дел. Стабильные административные функции принадлежали маршалу, ведавшему королевскими конюшнями и вследствие этого конной дружиной, гофмейстеру – управляющему дворцом, кравчему – ведавшему королевским столом и, соответственно, поставкой натуральных припасов. Существенную роль в общегосударственном управлении из всего двора играл капеллан (священник, состоящий при католической часовне), в подчинении которого был штат писцов и своего рода дворцовая канцелярия.

У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля - так называемые "датские деньги", и взимался штраф за отказ участвовать в походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства.

Вместе с тем правовые памятники IX-XI вв. уже свидетельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могущественные таны часто назначались королевскими представителями - управляющими в административных округах.
Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху - витанагемот - совет витанов, «мудрых» включал:

  • короля;
  • высшее духовенство;
  • светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля.

При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона.

Все важные государственные дела решались "по совету и с согласия" этого собрания. Его основные функции - избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX-Х вв. удалось несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики - в частности в распределение земель.

Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Законы англосаксонского короля Этельстана (X в.) и его последователей упоминают низовые единицы местного управления - сотни и десятки. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город.
Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на десять десятков - семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела и дважды в год производилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все правонарушения известны и представлены властям надлежащим образом.

Возникли собрания:

Собрание графства с конца Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам, в котором должны были участвовать все свободные люди округа. Городские собрания, превратились затем в городские и купеческие суды. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значительной степени автономно друг от друга.

Во главе графства стоял, как правило, элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля - герефы.

Герефа - королевский министериал - назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов.

Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху возникновение государственности в Англии характеризуется появлением на местах механизма централизованного бюрократического управления через должностных лиц административных округов, подотчетных королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью.

Особенности и социальная структура сеньориальной монархх в Англии

Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.
Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор - совокупность земельных владений отдельного феодала. Положение крестьян манора, подлежащих суду своего лорда, определялось манориальными обычаями. Возникли манориальные суды - частные курии феодалов. Вместе с тем Вильгельм Завоеватель, используя как свое положение, так и английские политические традиции, проводил политику, способствовавшую централизации государства и укреплению основ королевской власти.

Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами отдельными участками среди других держаний. Завоеватели объявили королевскими заповедниками значительные лесные массивы и строго наказывали за нарушение их границ. Король объявил себя верховным собственником всей земли и потребовал от всех свободных землевладельцев принесения ему присяги верности. Такая присяга сделала феодалов всех рангов вассалами короля, обязанными ему прежде всего военной службой. Принцип "вассал моего вассала - не мой вассал", характерный для континента, в Англии не утвердился.

Сложилась система феодально-зави­симых отношений с ее двумя главными принципами:

  1. каждый человек имеет своего господина;
  2. каждый господин имеет землю для пожалования в обмен на обещание верности и услуг.

Все феодалы разделились на две основные категории:

  • непосредственных вассалов короны (крупные землевладельцы - графы, бароны);
  • вассалов второй ступени (подвассалов - масса средних и мелких землевладельцев).

Значительная часть духовенства несла те же службы в пользу короля, что и светские вассалы.

Таким образом, феодалы в Англии не приобрели той самостоятельности и тех иммунитетов, которыми они пользовались на континенте. Право верховной собственности короля на землю, дававшее ему возможность перераспределять участки земли и вмешиваться в отношения землевладельцев, послужило утверждению принципа верховенства королевского правосудия по отношению к судам феодалов всех рангов.

В целях налоговой политики и выявления социального состава населения страны в 1086 году была проведена перепись земель и жителей, по данным которой большая часть крестьян была закрепощена и выступала в качестве лично несвободных, наследственных держателей земли от лорда (вилланов). Однако в "области датского права" (Восточная Англия) и в некоторых других местностях сохранилась прослойка свободного крестьянства и близких к ним по положению сокменов, на которых распространялась лишь судебная власть лорда манора.

Свободное крестьянское население в XI-XII вв. находилось под воздействием противоречивых факторов:

  1. королевская власть способствовала закрепощению низших категорий свободного крестьянства, превращению их в вилланов;
  2. развитие рынка в конце XII в. приводило к появлению более зажиточных крестьянских держателей, которых королевская власть рассматривала в качестве политических союзников в борьбе с сепаратизмом крупных феодалов. Королевские суды нередко защищали таких держателей от произвола лордов.

Формально одинаковая защита королевским "общим" правом любого свободного держания (рыцарского, городского, крестьянского) способствовала в конце XII в. сглаживанию правовых и социальных различий между верхушкой свободного крестьянства, горожанами, мелким рыцарством. Сближала эти слои и определенная общность их экономических интересов.

Относительное единство государства, связи с Нормандией и Францией способствовали развитию торговли. В условиях усиления центральной власти английские города не получили такой автономии, как на юге континента или в Германии, и вынуждены были все чаще покупать королевские хартии, в которых содержались лишь некоторые торговые привилегии.

Централизация государственной власти. Реформы Генриха II

Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и профессионализация государственного аппарата, позволившие сделать централизацию в Англии необратимой, связаны в основном с мероприятиями Генриха II (1154-1189).

В правление этого короля проведены три реформы:

  • судебная;
  • военная;
  • административная.

В облас­ти судебной большой новацией стало введение разъездных судей (вначале двух, затем десятков судей в рамках шести округов) и введение специальной процедуры расследования по земельным ис­кам и связанными с этим правонарушениями (Большая ассиза 1166 г., Нортгемптонская ассиза 1176 г.). Это привело в систему и придало более четкую структуру королевской юстиции (усовершенствовало формы процесса, создало конкурирующую с традиционными и средневековыми судами систему королевского разъездного правосудия и постоянно действующих центральных судов).

Военная реформа на основе сочетания принципов ополченческой системы и наемничества содействовала замене традиционной личной военной повинности выплатой "щитовых" денег, введению общего налога на движимое имущество (Ассиза о вооружении 1181 г.).

Административные преобразования затронули несколько областей. В составе королевских курий (ведомств) были выделены Палата шахматной доски (финансовое управление), ведомство канцлера, ведомство Высшего суда во главе с юстициарием (знаток обычного, римского и церковного права), произошло обособление Суда общих тяжб от Суда королевской скамьи. Кроме того, были установлены новые виды налогового обложения населения
Следующее направление перемен составило утверждение шерифов главами королевской администрации в графствах, наделение их высшими судебными, военными, а также финансовыми и полицейскими полномочиями на территории графства (Кларендонская ассиза 1166 г.).

Неудачными оказались попытки этого деспотичного и энергич­ного правителя подчинить себе духовенство и церковные суды, а также присвоить право замещения высших церковных должностей (Кларендонские конституции 1664 г.).

При перестройке Генрихом II судебно-административной системы были использованы применявшиеся на практике от случая к случаю англосаксонские, нормандские и церковные установления. С этого времени в Англии прочно утверждается деятельность разъездных судов - выездных сессий королевских судей. Назначение разъездных судей производилось королевским приказом о начале общего судебного объезда, в котором судьи наделялись чрезвычайными полномочиями (не только судебными, но и административными, финансовыми). В ходе судебного объезда разбирались все иски, подсудные короне, производились аресты преступников, расследовались злоупотребления местных чиновников.

Одновременно упорядочивалась система королевских приказов и узаконивалась специальная процедура для расследования дел по земельным спорам и правонарушениям. Для начала этой процедуры нужно было купить специальное распоряжение королевской канцелярии - приказ о праве, без которого не мог быть возбужден гражданский или уголовный иск в королевских судах. После этого расследование должно было проводиться разъездными судьями или шерифами с помощью присяжных - двенадцати полноправных граждан сотни, которые давали присягу в качестве свидетелей или обвинителей. Такой порядок расследования создавал возможность для более объективного решения дел по сравнению с ордалиями и судебным поединком в судах феодалов. Постепенно развившаяся система королевских приказов приводила к ограничению юрисдикции манориальных курий по искам о праве собственности на землю. Что же касается правонарушений, то даже виллан мог обратиться в королевский суд с уголовным иском. Шерифы могли, не считаясь с правами феодалов, вступать в их владения с целью поимки преступников и проверки соблюдения круговой поруки.

Таким образом, во второй половине XII в. Генрихом II был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов.

В связи с введением усовершенствованных судебных процедур с середины XII в. происходит упорядочение структуры и компетенции высшего органа центрального управления - королевской курии. В составе курии окончательно сформировались:

  • канцелярия во главе с канцлером;
  • центральный ("личный") суд короля;
  • казначейство.

В составе "личного" королевского суда, куда с 1175 года назначаются постоянные духовные и светские судьи и который обретает постоянную резиденцию в Вестминстере, постепенно выделяется Суд общих тяжб. Этот суд мог заседать без участия короля и не должен был следовать за ним при его переездах. Деятельность Суда общих тяжб сыграла решающую роль в создании "общего права" Англии.
Сложнее обстояло дело во взаимоотношениях королевской власти с английской церковью, между светским и церковным правосудием. После нормандского завоевания церковные и светские суды были разделены, причем церковные суды стали рассматривать все духовные и часть светских дел (браки, завещания и т.п.). По мере усиления папской власти и католического центра в Риме английская корона стала все чаще сталкиваться с сопротивлением церкви, и вопрос о "свободах церкви" в Англии стал одним из поводов для будущих драматических конфликтов между церковной и светской властью.
При Генрихе I в Нормандии был заключен конкордат с папой, согласно которому, как и позднее в Германии, духовная инвеститура каноников перешла к папе, а светская осталась у короля.
Генрих II, пытаясь усилить влияние короны на местную церковь, издал в 1164 году Кларендонские конституции. По ним король признавался верховным судьей по делам, рассматриваемым церковными судами. Однако под сильным давлением папы и местного духовенства король вынужден был отказаться от ряда положений этих конституций.

Военная реформа Генриха II состояла в распространении воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный - феодал, крестьянин, городской житель — должен был иметь вооружение, соответствующее его имущественному положению. Имея свое снаряжение, войско, тем не менее, содержалось за счет государственной казны, поступления в которую были значительно увеличены.

Прежде всего была узаконена замена личной воинской повинности уплатой "щитовых денег", которые стали взимать не только с феодалов, но даже с несвободных. Эта мера открывала возможность для короля содержать наемное рыцарское ополчение. Помимо практики взимания "щитовых денег" с феодалов и прямого налога (тальи) с городов постепенно утвердился налог на движимое имущество.

Военные и финансовые реформы Генриха II позволили резко увеличить численность преданных королю войск и подорвать руководство войском со стороны крупнейших феодалов, а также получить средства на содержание профессионального чиновничества. Кроме того, очень доходной статьей бюджета оставалось осуществление правосудия.

Коренное население Британии — бритты (кельты) — к началу I тыс. находилось под господством Римской империи. Разрозненные племена переживали стадию формирования у них надобщинной администрации. Включение бриттов в налоговую и военно-служилую систему империи ускорило и видоизменило этот процесс. С распадом Римской империи «жители острова Британии соединились с некоторыми кельтскими народами, чтобы отложиться от римской власти и, не повинуясь более римским законам, жить по собственному усмотрению, — записал немного позднее этих событий летописец. — Итак, британцы взялись за оружие, освободили свои общины от угрожавшихим варваров» (Зосим. Римская история. VI. 5). Военная борьба за самостоятельность к IV–V вв. продвинула процесс усиления власти военных вождей и начал военно-демократического строя.

В середине VI в. самостоятельное развитие бриттских общин было прервано: с континента вторглись германские племена англов, саксов и ютов. Вековая борьба с вторжением (оставшаяся в мировой культуре мифами о рыцарях «круглого стола» и короле Артуре — полулегендарном вожде Амвросии, около 500 г.) окончилась поражением. В Британии установилось господство англосаксов. Однако еще в VII в. сохранялись обособленные племенные объединения (королевства) бриттов.

Англосаксонские завоеватели находились только на стадии надобщинной администрации, у них не было королевской власти, а первые предводители были более вождями, древнегерманскими герцогами. Немногим на более высокой стадии развития в политическом отношении были и бритты. Образовавшиеся к VI–VII вв. объединения были только протогосударствами варварского типа. Однако (в отличие от вестготов, франков или лангобардов в Европе) почти отсутствие влияния римских государственных институтов предопределило слабость государственных начал. Только в VI в. появляются первые короли с почетными правами, подчиненныеим дружины. Важную роль в ускорении государствообразования сыграло распространение христианства в Британии (591–688 гг.). Оторванность от римского центра с самого начала сделала для британских епископов более важным покровительство королей. В конце VII в. церкви было предоставлено освобождение от налогов и повинностей, другие привилегии.

К началу VII в. в Южной Британии сформировалось 19 протогосударственных объединений со своими «престолонаследиями». Постепенно наибольшее влияние и значение приобрели 7–8 протогосударств — самыми крупными и устойчивыми были Нортумбрия, Мерсия, Эссекс, Уэссекс, Кент (различавшиеся еще и этнически). Временами королевства признавали доминирование одного из них в общем условном союзе, главы таких временных объединений принимали особый титул брэдвальда. Но в целом Британия составляла т. н. «семикоролевье» (гептархию).

В рамках гептархии на протяжении VII–IX вв. постепенно завершился процесс перерастания протогосударств в ранние государственные образования. С одной стороны, этот процесс был выражен в росте прав и значения королевской власти. Если в VII в. королей рассматривали как одного из членов племени, посягательство на которого — вид родовой «обиды» и должно быть выкуплено, то к VIII–IX вв. за королями признаются уже зачатки публичных полномочий: право приказывать, карать, судить, руководить общинными властями и своими порученцами. Признается особое право королей покровительствовать — в результате этого формируется особый круг (ближних и дальних) приближенных королей, занимающих особое место в обществе, по-особому охраняемых правом. Узурпируя родо-племенные права, короли производят пожалования — прав, а потом и земель. С другой стороны, процесс становления ранней государственности выражался в появлении государственной организации: администраторов, налогов, принудительной власти. Особо важное значение в становлении ранней администрации имела церковь: в силу особых связей с королями церковным руководителям доверяются многие публичные функции. Одновременно формировались королевский двор и иерархия военно-служилых чинов, которым доверяется управление на местах и выполнение королевских поручений, сбор налогов. В VIII в. за королями признается безусловное высшее право (сродни прежнему римскому imperium) повелевать. Королевское законодательство становится постоянной функцией власти. На рубеже VII–VIII вв. в связи с ростом законодательного регулирования расширилась сфера государственного (королевского) суда, запрещались действия без суда. Вышли из употребления народные собрания и другие пережитки военно-демократических порядков.

К началу IX в. политическое лидерство в Южной Британии перешло к наиболее мощному из гептархии королевству — Уэссексу. В правление короля Эгберта (802–839 гг.) королевство добилось гегемонии над всеми другими. Такое доминирование обеспечило ускоренное становление государственной королевской власти: возвышение короля уже и над родовой и территориальной знатью, введение в право наивысших наказаний за посягательства на короля. Для единого правителя при помощи церкви вводится процедура помазания на царство (сродни франкам) — король отныне символизирует правителя Божией милостью с соответствующими верховными правами в отношении всех подданных. Окончательное укрепление государственности пришлось на конец IX — сер. Х в., когда сложилось единое Англосаксонское королевство с новой социальной иерархией и упрочившейся ранней территориальной организацией (взамен племенных объединений).

ВЬЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ (ІІ в. до н. э. — III в. н. э.)

ВЬЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ (ІІ в. до н. э. — III в. н. э.) Восприятие ханьского опыта в I–III вв. н. э. в условиях политического подчинения представляет особый интерес. Внутренние порядки в землях лаквьетов после захвата в 111 г. до н. э. дельты Красной реки оставались

Исламская государственность

Исламская государственность В первую очередь, это ислам – ислам как религия, как цивилизация, как новая модель государственности. Будучи наиболее поздней из великих религий Востока, ислам вобрал в себя, как только что упоминалось, достаточно многое из

Государственность этносов.

Государственность этносов. Когда после 1991 года в Беларуси стали выходить книги историков, утверждавшие, что ВКЛ было государством беларусов, — российские историки тут же возмутились. Но еще более возмущались историки Летувы. Дело в том, что царизм своим запретом термина

Начало игр в государственность республик.

Начало игр в государственность республик. К концу 1943 года произошел коренной перелом в ходе войны. Союзники уже не сомневались в своей победе. Поэтому на Московской конференции министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции в октябре 1943 года и на Тегеранской

Глава 7 ПРАВО И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Глава 7 ПРАВО И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ Одной из самых ярко выраженных черт цивилизации Древней Месопотамии было уважение к закону. Очень много известных на сегодняшний день клинописных документов – до 95 процентов шумерских табличек и не намного меньше аккадских – содержат

§ 1. Англосаксонская раннефеодальная монархия

§ 1. Англосаксонская раннефеодальная монархия Становление феодального общества. Формирование феодального общества у германских племен в Британии происходило замедленными темпами, что в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на

Глава 1. Сибирская государственность.

Глава 1. Сибирская государственность. «Культурная общность, установившаяся на всем пространстве евразийских степей в результате раннекочевнической активности, охватывала собой и тяготевшую к ним – в хозяйственном и политическом отношениях – широкую оседлую

24. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ (X–XII вв.)

24. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ (X–XII вв.) Как самостоятельное государство Германия возникла в результате распада Франкского королевства. За восточной частью империи, в которую вошли Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, а затем и Лотарингия, закрепилось название

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии Оседлые цивилизации стали формироваться в Нижней Месопотамии (современный южный Ирак) с VI тысячелетия до н. э. — с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V–IV тыс. до н. э. их вытесняют племена

§ 5.1. Государственность в Древней Индии

§ 5.1. Государственность в Древней Индии Древнейшие государственно-политические объединения В III — начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро,

Древнееврейская государственность

Древнееврейская государственность Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII–XII вв. до н. э., в период временного ослабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии, союз

Раннефеодальная государственность

Раннефеодальная государственность Варварские королевства, которые сложились в Европе во второй половине I тыс. главным образом благодаря политическому становлению германских народов, были различными по территориям и существовали весьма разное время — от

§ 41. Государственность Византийской империи

§ 41. Государственность Византийской империи Византийскому государству, выросшему из Восточной Римской империи (см. § 15), принадлежит особое место в истории. Единственное из крупных государств античности, Византия сформировалась на основе развитой и во многих

Традиционная государственность и тоталитаризм

Традиционная государственность и тоталитаризм В последние годы рассуждения о характере государственной власти получили широкое распространение. При большом количестве публикаций на эту тему бросается в глаза отсутствие у пишущих ясного представления о реальном

Англосаксонский период — эпоха в истории Великобритании, начавшаяся в V веке с высадки на Британских островах отрядов англов, саксов и ютов и образования англосаксонских государств и завершившаяся в XI веке нормандским завоеванием страны.

Англия, населенная бриттами, была около 400 лет римской провинцией под именем Британии. Когда римские легионы в начале V в. покинули Британию, её жители не в силах были более выдержать набеги своих северных соседей, пиктов и скоттов: в 449 г. они призвали на помощь, согласно преданию, ютов под началом Хенгиста и Хорсы, разбили пиктов и скоттов, и их успехи привлекли в страну новые толпы саксов, англов и ютов. Это наводнение страны саксами положило начало более чем столетней борьбе между первобытным кельтским населением и иноземными пришельцами — борьбе, из которой бритты, после упорного сопротивления, вышли порабощенными и отчасти принуждены были искать убежища в горах Уэльса и Корнуолла, где они ещё долго сохраняли свою независимость, отчасти переселились на соседний полуостров Франции, Арморику (нынешняя Бретань). Героем этой национальной борьбы кельтское сказание признает короля Артура, учредителя образцового рыцарского общества, известного под именем рыцарей Круглого стола.

Завоевав Англию, пришельцы составили не одно государство, а семь или восемь:

1. Кент, со столицей Кентербери, населенный преимущественно ютами;

2. Сассекс, или страна южных саксов;

3. Уэссекс, или страна западных саксов, главный город Винчестер;

4. Эссекс, или страна восточных саксов;

5. Нортумбрия, или страна к северу от реки Хамбера;

6. Восточная Англия, разделявшаяся на Норфолк (северный народ) и Саффолк (южный народ) и

7. Мерсия, в болотистых местностях Линкольншира, населенная преимущественно англами.

Кроме того, на юго-западе сохранились несколько владений туземных князей, как Думнония и Кумбрия.

До 600 г. римско-христианская образованность делала очень мало успехов в Британии, постоянно вытесняемая германо-языческими элементами. Христианизация Англии началась в Кенте после того, как король Этельберт, женатый на Берте, дочери франкского короля Хариберта, сам принял крещение из рук св. Августина (597), сделавшегося первым архиепископом Кентерберийским. Вскоре возникли зачатки христианской литературы, достигшей высокой степени процветания в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного.

Начиная с раннего IX века семь королевств гептархии стали все больше и больше подпадать под влияние Уэссекса. Короля Уэссекса Эгберта (802—839) историки иногда считают первым королем Англии. Внук Эгберта, Альфред Великий (871—899), явился освободителем и устроителем государства. Он первый из королей Уэссекса стал называть себя королем Англии.

С 793 года началось вторжение викингов, более известных в истории Англии под именем данов. Они даже утвердились в Нортумбрии, Мерсии и Восточной Англии. Альфред, победив данов, заключил с ними Уэдморский договор, остановив их продвижение. Его сын, Эдуард Старший и внук, Ательстан, военным и дипломатическим путем расширяли свои владения, и Ательстан стал первым реальным правителем всей Англии.

Страна наслаждалась внешним миром до короля Этельреда II Неразумного (978—1016), когда датчане с ещё большею силою возобновили свои нападения. Страна впала в плачевное состояние. В провинциях графы обратили свои области в наследственные земли. Королю приходилось откупаться от датчан за большие деньги (так называемые датские деньги), которые взимались в виде поземельного налога, и, невзирая на это, громадные толпы иноземцев оставались в стране и захватывали земли в провинциях. Чтобы сразу избавиться от непрошеных гостей, Этельред решился на поступок, стоивший ему престола. Он приказал перерезать в один день всех датчан, поселившихся между англосаксами, назначив для этого 13 ноября 1002 г. (Резня в день св. Брайса). Несколько тысяч датчан лишились жизни в этой всеобщей резне; даже дети их были избиты самым варварским образом. Но этой жестокостью Этельред навлек на себя месть датского короля Свена, который с 1003—1006 г. неоднократно являлся в Англию, опустошая одну область за другой. В 1007 г. Этельред купил мир за громадную сумму денег, но уже на следующий год Англия снова была опустошена датчанами, и в 1013 г. Свен покорил весь остров. Этельред бежал к своему шурину, герцогу Нормандскому; в 1014 г., по смерти Свена, витан вновь избрал Этельреда на трон, и он снова вернулся в Англию.

Когда Этельред умер в 1016 г., Кнуд Великий, сын Свена, завладел Англией и женился на вдове Этельреда, Эмме. Сыновья его Гарольд Заячья лапа (1035—1040) и Хардекнуд (1040—1042) умерли бездетными, и английские вельможи посадили на престол сына Этельреда и Эммы, Эдуарда Исповедника (1042—1066). Он долгое время скрывался при дворе нормандского герцога и потому оказывал особое расположение к своим нормандским друзьям, вызывая против себя неудовольствие английских вельмож. Наследство по себе он завещал нормандскому герцогу Вильгельму, и хотя преемником Эдуарда сделался граф Гарольд, Вильгельм высадился в Англии с 7-тысячным войском. 14 октября 1066 г. он разбил Гарольда близ Гастингса, и тут же на поле сражения провозгласил себя королем Англии.

Первоначально базовую единицу земельных отношений составлял надел свободного англосакса — гайда. Уже на самых ранних этапах существования англосаксонских королевств короли предоставляли определённые земли в пользованием лицам из служилой знати (гезитам). Однако права гезитов ограничивались изъятием продуктовой ренты, причитающейся согласно обычаям королю, в свою пользу и не затрагивали вещные права крестьян на их наделы. Но уже в VIII веке с возникновением практики предоставления королём грамоты на передаваемые гезиту или церкви земли положение начало меняться. Возник особый тип земельного держания, получивший название бокленд, который стал первым шагом на пути появления в Англии феодального землевладения. Жалуя земли в бокленд, король уступал не только право на сбор продуктовой ренты, но и право распоряжения этой территорией по своему усмотрению, включая дарение, продажу и передачу по наследству. Практика предоставления земель в бокленд к концу англосаксонского периода получила достаточно широкое распространение, хотя продолжали существовать и земли фолкленда, на которых продолжало действовать обычное право и с которых король получал продуктовую ренту и повинности в полном объёме.

К раннему периоду англосаксонской Британии относится также практика сдачи в аренду земель, находящихся во владении гезитов и церкви, другим лицам. В случае, если арендатором становился керл, он достаточно быстро оказывался в подчинённом положении по отношению к владельцу земли, что стало одним из способов формирования зависимого крестьянства и феодального хозяйства: за пользование землёй арендатор платил натуральную ренту или работал на запашке сеньора. Такие арендаторы с VIII века постепенно превращались в гебуров, утрачивая статус свободного крестьянина. Другим способом возникновения зависимого крестьянства стал переход разорившихся или малоземельных керлов под покровительство сеньора, который обеспечивал их землёй взамен на несение определённых повинностей.

К XI веку в Англии уже господствовало манориальное хозяйство, при котором обширные земли с зависимым населением находились во владении феодалов (эрлов, тэнов, церкви). Тем не менее характер феодального землевладения в англосаксонский период отличался крайним разнообразием: помимо владений с крупной барской запашкой, на которой трудились зависимые крестьяне, существовали владения, в которых власть сеньора ограничивалась взиманием продуктовой ренты (последнее было особенно характерно для областей датского права). Особый тип земельных владений представляли собой земли короля, позднее трансформировавшиеся в королевский домен нормандской Англии. Королевские владения были более благоприятны с точки зрения безопасности и налогового бремени для ведения хозяйства и торговли, что способствовало возникновению на них торговых и ремесленных местечек и городов. Большое значение имели также церковное землевладение, по размеру и структуре напоминающее королевские земли. Практика пожалования в дар церковным организациям земель с освобождением их от государственных повинностей была уже широко развита в VI—VII веках. Первоначально церковь изымала лишь продуктовую ренту с крестьян, живших в её владениях, однако позднее стала активно сдавать свои территории в аренду керлам и тэнам.

Таким образом ко времени нормандского завоевания земельные отношения в англосаксонской Британии развивались по пути феодализации. Вопрос о степени генезиса феодализма к середине XI века ещё окончательно не решён, однако не вызывает сомнения, что при всём своеобразии аграрные отношения англосаксонского периода постепенно трансформировались в русле общеевропейской системы феодального права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: