Особенности государственного права кнр

Обновлено: 02.05.2024

Современное конституционное право Китая отражает национальную специфику и историческую уникальность государственности Китая, особенности китайского варианта модернизации тоталитарно-бюрократического общества.

В силу политических, исторических и социальных причин значительное место в Китае всегда занимал традиционализм. «Китайский законодатель исходит из концепции создания современной законодательной базы только в случаях дальнейшей неспособности традиционализма регулировать ту или иную область общественных отношений»[84] — отмечает Э.3.Имамов. Период культурной революции и правового нигилизма также не способствовал развитию конституционного права. До конца семидесятых годов оно носило фрагментарный характер: акты, детализировавшие Конституцию, были немногочисленными и не составляли целостную систему. Некоторые особо важные институты вообще не имели правового оформления, например, институт гражданства. С момента отмены в 1949 г. гоминьдановского закона о гражданстве и до принятия действующего закона о гражданстве 1980 г. этот институт не имел законодательного оформления, и вопросы гражданства решались «согласно обычаю и политическим установкам».

Реализация концепции «социалистически модернизируемого общества», проведение экономической реформы стимулировали законотворческую деятельность: были приняты законы, регулирующие организацию деятельности государственных органов, детализированы в текущем законодательстве конституционные нормы об экономической системе, отдельные аспекты правового статуса личности. Все это привело к созданию относительно целостной системы нормативных актов, которая отодвинула традиционалистское регулирование на второй план. В российской литературе отмечалось, что «в Китае все более актуальным становится не поддержание нормами морали и обычаев действующих правовых норм, а обратная задача — защита при помощи закона тех отношений, которые традиционно были лишь объектом морального воздействия, сейчас оказавшегося неэффективным»[85].

Конституционное право КНР как отрасль национального права обладает целым рядом характерных особенностей. Прежде всего, поскольку оно является отраслью социалистического права, оно проникнуто соответствующими идеями. В конституционном праве нашли отражение все основные концепции и постулаты социалистического «конституционализма», руководящая роль коммунистической партии, социалистическое народовластие, социалистическая законность, — классовая борьба и др. Цели и задачи конституционно-правового регулирования определяются перспективами строительства социализма, сформулированными в конституции 1982 г.: «В дальнейшем коренная задача государства — общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем, чтобы… превратить нашу страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое социалистическое государство».

Для социалистического права характерна насыщенность нормативных актов нормами-принципами, нормами-пожеланиями, различного рода сентенциями (типа «не трудящийся да не ест»), которые создают идеалистическую картину гармоничного общества.

Все это присуще и конституционному праву КНР. Такого рода нормы встречаются на конституционном уровне, например, в ст. 27 Конституции записано: «Все государственные органы и государственные служащие должны опираться на народ, постоянно поддерживать тесные связи с народом, прислушиваться к мнениям и предложениям масс, находиться под их контролем, отдавать все силы служению народу». Мало того, что в этой статье одни положения поглощают другие (поддержание тесных связей с народом предполагает учет мнения и предложений масс, в противном случае непонятно, что понимается под этими самыми «связями с народом»), она содержит один из шедевров социалистического «конституционализма» — формулу «государственные служащие… должны… находиться под контролем народа». С логической точки зрения она не поддается анализу, т. к. если это норма моралите обеспеченная правовым механизмом, то какой смысл включения ее в конституцию; если же такой механизм контроля существует, то почему не записать «государственные служащие находятся под контролем народа» и очертить формы этого контроля? Сомнения в существовании такого реального контроля усиливаются при анализе закрепленной в ч. 1 этой же статьи обязанности бороться с бюрократизмом, возложенная на… те же государственные органы (?!).

Еще чаще нормы такого рода встречаются в текущем законодательстве и подзаконных актах. Ст. 41 Закона об организации ВСНП КНР гласит: «Депутаты должны отдавать все (?!) силы служению народу». Ст. 7 Закона КНР об организации народной прокуратуры устанавливает: «Работники народных прокуратур различных ступеней должны быть верны истине, закону и делу социализма, всем сердцем, всеми помыслами служить народу». В соответствии со ст. ст. 8, 3 и 2 Временного Положения КНР об адвокатуре адвокатами могут стать только граждане «горячо»?!) любящие КНР, при выполнении своих функций адвокат должен «быть верным делу социализма и интересам народа». Более того, «всей своей деятельностью адвокат должен пропагандировать преимущества социалистического строя» (?!). Еще более сложная сентенция зафиксирована в ст. 1 УК КНР: «УК КНР разработан на основе руководящего курса идей марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, на основании Конституции, в соответствии с политикой сочетания наказания и прощения, с учетом конкретного опыта осуществления народами всех национальностей нашей страны демократической диктатуры народа, руководимой рабочим классом и основанной на союзе Рабочих и крестьян, т. е. диктатуры пролетариата и проведения социалистической революции, социалистического строительства и сложившейся реальной обстановки».

Дело состоит, однако, в том, что такого рода нормы не рассчитаны на правовой и логический анализ, они должны приниматься на веру.

Особенностью конституционного права Китая является наличие актов, носящих экспериментальный, временный характер, издаваемых «в опытном порядке». Причем такие акты издаются почти на всех уровнях органов власти. Практика издания временных актов обосновывается сложностями выработки оптимального варианта правового регулирования общественных отношений в стране с более чем миллиардным населением и острыми социальными проблемами. Акты временного характера после более или менее долговременной апробации могут быть заменены постоянными. Так, действующее Положение об удостоверениях личности от 6 сентября 1985 г. заменило аналогичное Положение 1984 г., вводившееся для применения в опытном порядке. По сравнению с опытным образцом, был опущен ряд детален, касающихся порядка выдачи документов.

Своеобразием отличается и решение вопроса о выборе формы акта и их иерархии при регулировании конституционно-правовых отношений. Одни и те же общественные отношения для разных групп населения могут регулироваться актами разного уровня.

Типичный пример этого — регулирование избирательного права.

Участие в выборах для основной части граждан регулируется Законом о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей КНР, принятым Всекитайским собранием народных представителей, а для военнослужащих и членов их семей, штатных и внештатных рабочих и служащих в армии — Постановлением о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей (далее ВСНП — Г.А.) и в местные собрания народных представителей различных ступеней, принятым Постоянным комитетом ВСНП. Причем следует иметь в виду, что особенностью государственной системы КНР является официальное признание обоих этих органов законодательными (ст. 58 конституции КНР). И ВСНП и Постоянный комитет ВСНП принимают законы, поэтому ничто не мешало Постоянному комитету принять закон для регулирования выборов в армии. Можно только предположить, что с точки зрения китайского законодателя это как бы частный аспект выборов, не заслуживающий урегулирования в форме закона. В таком случае можно говорить и о своеобразии представлений о значимости тех или иных общественных отношений. Нельзя не отметить в связи с данным примером и еще один момент. В п. 3 ст. 62 конституции КНР говорится о том, что ВСНП «принимает уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и другие основные законы и вносит в них изменения», а Постоянный Комитет ВСНП «принимает законы и вносит в них изменения, за исключением тех, которые должны приниматься ВСНП» (п. 2 ст. 67 конституции КНР). Строго следуя логике этих норм, можно было бы предположить, что принятие Закона о выборах в ВСНП является признанием его одним из основных законов, которые должны приниматься ВСНП, и, следовательно, все однородные общественные отношения, связанные с выборами должны регулироваться именно законом ВСНП. Но эта логика европейской законности в данном случае неприменима. В КНР существует практика утверждения актов исполнительного органа решением законодательного, например, «Постановление Государственного совета по вопросам трудового воспитания» было утверждено Постоянным комитетом ВСНП: издания законодательным органом дополнений к акту исполнительного, например, «Дополнительные установления к Постановлению Государственного совета по вопросам трудового воспитания», утвержденные Постоянным комитетом ВСНП. Причем во втором акте прямо указывается, что данным актом (Постоянного комитета ВСНП) вносятся дополнительные установления в Постановление Государственного совета. Из всего этого следует, что в КНР не придается большого значения поддержанию иерархии правовых актов, что на практике приводит к характерному для социалистического государства всевластию инструкции и усмотрения административных органов.

Следует отметить, что в КНР нет четкой границы между правовым актом и политической директивой. Положения неправового содержания встречаются в законах; например, в Законе КНР об организации народной прокуратуры говорится, что прокуроры должны «проводить в жизнь линию масс, прислушиваться к мнениям масс, находиться под контролем масс»; ст. 7). Некоторые законы насыщены такого рода положениями в высшей степени; например, в Законе КНР об охране окружающей среды имеется глава 3 «Предотвращение загрязнения и нанесения другого общественного ущерба», в которой содержатся предписания следующего характера: «активно испытывать и применять такую технологию и промышленные изделия, которые не вызывают загрязнения» (ст. 18), «постепенно совершенствовать сеть городской канализации и очистные сооружения» (ст. 20), «активно развивать высокоэффективные агрохимические препараты с низкой или частично остающейся токсичностью» (ст. 21), «усилить контроль за шумом и вибрациями в городах и в промышленности» (ст. 22) и другие без конкретного адресата.

Что же касается механизма обеспечения этих положений, то он либо отсутствует, либо только контурно намечен, либо содержится в других правовых актах, главным образом, административно-правового характера.

В еще большей степени это характерно для постановлений Постоянного Комитета ВСНП и Государственного Совета. Например, «Постановление Государственного Совета о внедрении курса на урегулирование народного хозяйства на предприятиях коммун и производственных бригад» изобилует положениями, сформулированными таким образом: «Если мы хотим твердо подчинить общую обстановку в целом проведению урегулирования и уважать право на самоуправление коммун и производственных бригад, необходимо предпринять серьезные шаги, наладить исследование и изучение обстановки, разобраться в обстановке и развивать их активную роль, ограничить пассивность, расширить непосредственные связи, развивать их на здоровой основе».

Сложно, а то и просто невозможно провести отличие по содержанию, форме и последствиям между документами ЦК КПК и такими, например, актами Государственного совета как «Некоторые политические установки Государственного совета об индивидуальных хозяйствах в городах и поселках, не связанных с сельским хозяйством».

Главным источником государственного права Китая является конституция 1982 г., состоящая из введения и четырех глав.

Документ — сравнительно небольшой по объему (138 статей).

Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы является закрепление в ней роли отдельных личностей в истории Китая: в настоящее время аналогичные нормы имеются в конституциях очень небольшого числа стран (Куба, КНДР). Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необходимости деления общества на «народ» и «врагов» нашло отражение в следующем фрагменте введения: «Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй». Конституция настраивает на ведение борьбы с врагами «в течение длительного времени», но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там же и указывается, что эксплуататоры, как класс, ликвидированы. Это положение можно рассматривать и как рецидив прежних представлений о мире, и как резервное конституционное оправдание возможных репрессий.

Конституционное регулирование внешней политики исходит из тезиса «Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира». Подчеркивается независимость и самостоятельность внешней политики и закрепляются пять принципов ее осуществления (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами различных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, является положение о том, что Китай «решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма».

Первая глава конституции («Общие положения») содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулирован один из аспектов правового положения человека в КНР: содержатся положения об охране законных прав и интересов иностранцев, обязанность иностранцев соблюдать законы КНР, а также возможность предоставления убежища иностранцам, вынужденным эмигрировать по политическим причинам.

Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. В этой главе имеются традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование и т. п.) и специфические, характерные именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле).

Третья глава («Государственная структура») наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») состоит из трех статей, посвященных соответствующим символам государства и столице.

Изменения в конституции вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством в 2/3 числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством всех депутатов ВСНП).

Вопрос 154. Права и обязанности супругов. Общая характеристика.

Вопрос 154. Права и обязанности супругов. Общая характеристика. Права и обязанности супругов разделяются на две основные группы:1)личные неимущественные права и обязанности;2)права на имущество как приобретенное в период брака, так и на добрачное имущество.Личные

Глава 2. Принципы уголовно-исполнительного права. Общая характеристика

Глава 2. Принципы уголовно-исполнительного права. Общая характеристика Наличие принципов является показателем (критерием) самостоятельности функционирования отрасли права. Термин «принцип» (лат. principium – «основа», «начало») имеет несколько значений:1) основное, исходное

Глава 4. Источники и общая характеристика уголовно-исполнительного права

Глава 4. Источники и общая характеристика уголовно-исполнительного права 4.1. Конституция России и иные федеральные правовые актыКонституция России 1993 г. имеет высшую юридическую силу и действует на всей территории нашего государства, являясь одновременно и основным,

§ 1. Общая характеристика

§ 1. Общая характеристика В главе 24 тома I настоящего Учебника были показаны различные, преимущественно внедоговорные, правовые основания пользования жилищем. Здесь же целесообразно рассмотреть договорные основания и содержание договора найма жилища.В течение многих

§ 8.3. Общая характеристика отраслей российского права

§ 8.3. Общая характеристика отраслей российского права Профессор В.П. Мозолин считает, что структурная система права в ее обобщенном виде состоит из трех уровней: конституционного права; основных ветвей права; правовых образований, функционирующих в отдельных сферах

Общая характеристика и движение уголовного права в московском государстве

Общая характеристика и движение уголовного права в московском государстве В Московском государстве русское уголовное право вступает в период устрашающих кар: преступление окончательно понято как деяние противогосударственное; значение лица (потерпевшего) и общины в

1. Общая характеристика

1. Общая характеристика В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V—XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми

1. Общая характеристика

1. Общая характеристика Голландия — первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI — начало XVII в.) к власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная

1. Общая характеристика

1. Общая характеристика Социально-политический климат Германии в преддверии 1789 г. мало чем отличался внешне от мрачной и застоявшейся атмосферы немецкой общественной жизни первых десятилетий XVIII в. Великая французская революция, точно молния, ударила по стране. Все

В Китайской Народной Республике, провозглашенной 1 октября 1949 года, конституции принимались 4 раза - в 1954 г., 1975 г., 1978 г. и 1982 г.

Конституция 1982 г. - конституция "модернизированного социализма" - сравнительно небольшой по объему документ. Она включает 138 статей, размещенных в 4 главах.

Важнейшей особенностью конституции Китая является то, что по форме и по содержанию - это типичная социалистическая конституция. Основные подходы к регулированию общественных отношений, их иерархия примерно такие же, как и в других социалистических конституциях как прошлого, так и настоящего.

Конституция КНР перегружена нормами-принципами, нормами-декларациями, нормами-лозунгами, нормами-программами. Порою трудно провести четкую грань между указанными нормами и классическими юридическими нормами.

Особого внимания заслуживает Введение к конституции. В данном случае Китай последовал традиции азиатских социалистических стран (Вьетнама, КНДР) заменять преамбулу введением. Если преамбула - короткая, торжественная вводная часть конституции, которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы, то введение - это небольшой рассказ (объемом в 1-2 книжные страницы) об историческом пути, пройденном страной и народом.

Введения к конституциям азиатских социалистических стран обычно говорят о тяжелом колониальном прошлом, о появлении мудрого вождя-героя, который создал коммунистическую партию и возглавил борьбу за освобождение, о победе революции, о трудовых буднях народа и о дальнейших целях. Не является оригинальным в этом отношении Введение к конституции Китая.

Особенность Введения в редакции 1982 г. - косвенное упоминание о реформах - модернизации. Его завершает следующее программное заявление: "В дальнейшем коренная задача государства - общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем чтобы. превратить страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое, социалистическое государство".

В главе 1 конституции сформулированы общие положения. Данная сфера основополагающих общественных отношений в западных конституциях нередко именуется основами конституционного строя. Однако китайские законодатели, следуя социалистической традиции, сделали упор в регулировании именно на основы общественно-политического, а не конституционного строя . Можно выделить следующие основные положения главы 1, которая характеризует установившийся в Китае общественно-политический экономический строй:

- Китай (КНР) - социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян;

- основным строем КНР является социалистический строй;

- любым организациям или отдельным лицам запрещается подрывать социалистический строй;

- вся власть в КНР принадлежит народу (в реальности коммунистической партии);

- руководящей и направляющей силой китайского общества является Коммунистическая партия Китая, коммунистическая партия, сконцентрировав волю китайского народа, вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем на основе решений ВСНП (парламента) становятся законами и решениями государства;

- Китай строит экономику, где отсутствует эксплуатация человека человеком и господствует принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду";

- основным видом собственности является социалистическая собственность;

- государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору экономики;

- государство оказывает поддержку иностранным инвесторам;

- государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство, с помощью всесторонне сбалансированных экономических планов и вспомогательной роли рыночного регулирования государство гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.

В Китайской Народной Республике, провозглашенной 1 октября 1949 года, конституции принимались 4 раза - в 1954 г., 1975 г., 1978 г. и 1982 г.

Конституция 1982 г. - конституция "модернизированного социализма" - сравнительно небольшой по объему документ. Она включает 138 статей, размещенных в 4 главах.

Важнейшей особенностью конституции Китая является то, что по форме и по содержанию - это типичная социалистическая конституция. Основные подходы к регулированию общественных отношений, их иерархия примерно такие же, как и в других социалистических конституциях как прошлого, так и настоящего.

Конституция КНР перегружена нормами-принципами, нормами-декларациями, нормами-лозунгами, нормами-программами. Порою трудно провести четкую грань между указанными нормами и классическими юридическими нормами.

Особого внимания заслуживает Введение к конституции. В данном случае Китай последовал традиции азиатских социалистических стран (Вьетнама, КНДР) заменять преамбулу введением. Если преамбула- короткая, торжественная вводная часть конституции, которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы, то введение - это небольшой рассказ (объемом в 1-2 книжные страницы) об историческом пути, пройденном страной и народом.

Введения к конституциям азиатских социалистических стран обычно говорят о тяжелом колониальном прошлом, о появлении мудрого вождя-героя, который создал коммунистическую партию и возглавил борьбу за освобождение, о победе революции, о трудовых буднях народа и о дальнейших целях. Не является оригинальным в этом отношении Введение к конституции Китая.

В главе 1 конституции сформулированы общие положения. Данная сфера основополагающих общественных отношений в западных конституциях нередко именуется основами конституционного строя. Однако китайские законодатели, следуя социалистической традиции, сделали упор в регулировании именно на основы общественно-политического, а не конституционного строя . Можно выделить следующие основные положения главы 1, которая характеризует установившийся в Китае общественно-политический экономический строй:

китай (КНР) - социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян;

основным строем КНР является социалистический строй;

любым организациям или отдельным лицам запрещается подрывать социалистический строй;

вся власть в КНР принадлежит народу (в реальности коммунистической партии);

руководящей и направляющей силой китайского общества является Коммунистическая партия Китая, коммунистическая партия, сконцентрировав волю китайского народа, вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем на основе решений ВСНП (парламента) становятся законами и решениями государства;

Китай строит экономику, где отсутствует эксплуатация человека человеком и господствует принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду";

основным видом собственности является социалистическая собственность;

государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору экономики

государство оказывает поддержку иностранным инвесторам;

государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство, с помощью всесторонне сбалансированных экономических планов и вспомогательной роли рыночного регулирования государство гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.

Конституция КНР в главе II закрепляет основные права, свободы и обязанности граждан. Можно выделить следующие специфические черты китайского конституционного регулирования прав и свобод :

следуя социалистической конституционно-правовой традиции, китайские законодатели делают упор на права гражданина, а не человека вообще;

исходя из данной посылки, можно предположить, что закрепленные в конституции права не распространяются на иностранцев;

в конституции, несмотря на обилие других прав, отсутствует закрепление права на жизнь, более того в Китае часто применяется смертная казнь;

отсутствует норма о свободе мысли;

конституция обязывает супругов осуществлять планирование рождаемости ("одна семья - один ребенок"), нарушение этого правила влечет денежный штраф в 3 тыс. юаней и определенные неприятности в дальнейшей жизни;

конституция Китая не только дает типичную для социалистических конституций формулировку "права и обязанности граждан", но и содержит слишком большой перечень обязанностей (защищать отечество и отражать агрессию, охранять безопасность, честь и интересы Родины, хранить государственную тайну, защищать единство государства и сплоченность всех национальностей, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, учиться, трудиться. Платить налоги, соблюдать конституцию и законы и др.);

специфически китайской является норма конституции о запрете каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям. Клевете, ложным обвинениям и травле, данная нора находит еще более детальное развитие в Уголовном кодексе (ст. 138).

Около 5 тыс. лет назад началось становление китайской цивилизации в Юго-Восточной Азии.

Во времена Ханьской династии 206 г. до н.э. – 220 г. н.э. происходит сплочение народа хань, составляющего сегодня этническую основу китайского общества.

Одновременно в 2-1 вв. до н.э. происходит формирование государственной идеологии Китая на основе идей китайского мыслителя Конфуция и развитие письменности, что способствовало сплочению китайского народа и совершенствованию государственности.

Современный Китай занимает по площади территории 3 место в мире, а по численности населения (около 1350 млн. человек) – 1 место.

Этнический состав населения: 92 % - народ хань (китайцы); 8 % - не китайцы (представители 55 народностей, имеющих статус «национальных меньшинств» - чжуаны, уйгуры, дунгане, тибетцы, мяо, монголы и др.).

Во введении к конституции указывается, что Китай – одно из государств с самой древней историей, народы которого наряду с выдающейся культурой имеют славные революционные традиции, при этом «будущее Китая тесно связано с будущим всего мира».

Во введении также перечислены пять гуманистических принципов, которыми руководствуется КНР при осуществлении внешней политики: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование.

Китай решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма.

Основной источник государственного права КНР – Конституция 1982 года, которая является жесткой. Изменения в Конституцию вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов Всекитайского собрания народных представителей и принимаются большинством в 2/3 числа голосов всех депутатов Всекитайского собрания народных представителей.

В Конституцию четыре раза вносились поправки: – легализация частного хозяйства и аренда земли (1988 г.); – провозглашение курса на «социализм в модернизированном виде», «социалистическую рыночную экономику» (1993 г.); «социалистическом правовом государстве» (1999 г.); – провозглашение равенства прав и обязанностей всех граждан, разрешена реквизиция или конфискация земли, частной собственности для нужд государства на условиях компенсации (2004 г.).

Основной строй КНР – социалистический (большая роль государства в жизни человека, верховенство и полновластие собраний народных представителей, руководящую роль коммунистической партии, признание государственной собственности в качестве высшей формы собственности и наряду с этим рыночную экономику)

По Конституции КНР вся власть принадлежит народу (ст. 2), т. е. провозглашается народовластие. Все государственные органы и государственные служащие должны опираться на народ, постоянно поддерживать с ним тесные связи, прислушиваться к мнениям народных масс.

Превалирует коллективистский подход к правам человека. Считается, что человек может реализовать свои права только в обществе и их может обеспечить только государство. Особое значение придается социально-экономическим правам.

Государство, согласно Конституции, повышает производительность труда, ведет борьбу против буржуазии, поднимает научно-культурный уровень народа, воспитывает в народе коллективизм, патриотизм.

Большое внимание в конституции уделяется обязанностям граждан (трудиться, учиться, содержать детей и поддерживать родителей, беречь общественную собственность, охранять безопасность, честь и интересы родины)

Во введении к конституции провозглашается система многопартийного сотрудничества и политических консультаций, но при лидирующей роли Коммунистической партии Китая. В КНР действуют еще восемь партий помимо Коммунистической партии Китая, но они признают руководство со стороны Компартии и проводят ее политику. Другой важной особенностью, отраженной в конституции, является наличие широкого патриотического Единого фронта, в который под руководством КПК входят некоммунистические демократические партии и многочисленные общественные («народные») организации.

Государственные органы КНР осуществляют принцип демократического централизма. Полномочия центральных и местных государственных органов разграничиваются, подчиняясь принципу единого государственного руководства при полном раскрытии инициативы и активности на местах (ч. 1 и 4 ст. 3 Конституции)

Основа социалистической экономической системы Китая – социалистическая общественная собственность на средства производства, при этом действует принцип «от каждого по способностям, каждому по труду». Поэтому в КНР экономическая система, при которой общественная собственность доминирует и другие формы собственности развиваются параллельно, а распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения (ст. 6 Конституции)

Социалистическая общественная собственность священна и неприкосновенна и подлежит охране со стороны государства, однако при этом разрешается законная частная собственность граждан, которая также является неприкосновенной, но не «священной» (ст. 12, 13 Конституции). Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику

Политика КПК – формирование среднего класса, чтобы избежать большого разрыва в доходах богатых и бедных слоев.

КНР – правовое государство. Подчеркивается, что все государственные органы и вооруженные силы, политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения должны соблюдать конституцию и законы. Борьба с коррупцией в партийных рядах. Большое применение смертной казни.

На протяжении всей истории китайского государства административная ответственность отождествлялась с наказанием, нередко граничащим с уголовными санкциями. При этом те или иные виды юридической ответственности (гражданской, административной, дисциплинарной) не получили должного, полного закрепления в законодательстве.

Особенностью Китая также является и то, что действуют две политические, правовые системы: в социалистической КНР существуют особые административные районы – Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао), включенные в состав Китая соответственно в 1997 и 1999 гг., где сохраняется капиталистическая система отношений.

Источники кроме Конституции - Закон КНР «О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней», Правила выборов депутатов Народно-освободительной армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней не ниже уездного., Закон о национальной районной автономии и др.

Структура Конституции КНР 1982 г.

Преамбула (самая объемная из преамбул конституций мира).

Глава первая провозглашает основные конституционные принципы устройства китайского общества и государства (ст. 1-32).

Глава вторая устанавливает основы правового статуса граждан (признает права человека и гражданина, некоторые политические, личные, экономические и социальные права и обязанности (ст. 33-56).

Глава третья устанавливает систему высших и местных органов государственной власти.

Раздел 1 «ВСНП» (ст. 57-78).

Раздел 2 «Президент КНР» (ст. 79-84).

Раздел 3 «Государственный Совет» (Правительство КНР) (ст. 85-92).

Раздел 4 «Центральная военная комиссия» (ст. 93-94).

Раздел 5 «Местные собрания народных представителей и местные правительства различных уровней» (ст. 95-111).

Раздел 6 «Органы самоуправляющихся национальных автономных районов» (ст. 112-122).

Раздел 7 «Народные суды и народная прокуратура (ст. 123-135).

Глава 4. «Государственный флаг, государственный герб, столица КНР» (ст. 136-138).

Благодаря современному основополагающему документу была подведена черта под волюнтаристскими экспериментами коммунистической номенклатуры наподобие политики «большого скачка» и «великой культурной революции», которые проводились в начале становления Китайской Народной Республики. В результате конституционных преобразований самая большая по численности населения страна в мире активно и динамично развивалась. Экономический потенциал еще пару лет назад позволил КНР войти в пятерку государств с крупнейшим валовым внутренним продуктом (ВВП). За 30 лет проведения радикальных реформ и политики открытости данная страна смогла увеличить показатель валового продукта в 15 раз.

В соответствии с прогнозами некоторых западных и китайских аналитиков, на долю Китая в 2020-м г. придется порядка 23% от показателя мирового ВВП, в то время как как на долю Соединенных Штатов Америки – только 18%.

Общая характеристика Конституции КНР

Конституция, провозглашенная в 1982-м г., в свою структуру включает 4 главы и 138 статей. Она обладает следующими характерными чертами:

  1. Конституция КНР создана по социалистическому типу, ее началами является марксистско-ленинская идеология. Официальная идеология КНР – социалистическая, поэтому в стране развивается социалистическое просвещение. Повседневная пропаганда все больше делает акцент на китайский патриотизм.
  2. Провозглашается принадлежность государственной власти народу. Китайская Народная Республика – это социалистическое государство с народной демократической диктатурой.
  3. Государственная собственность занимает особое место в экономической системе и имеет привилегированный режим, что является важнейшей основой китайского социалистического общественного строя. Одновременно с этим допустимы и прочие формы собственности, в том числе частная, если они преследуют цели социалистического строительства.
  4. На современной стадии ведется курс на реализацию радикальных социально-экономических реформ, которые обозначены в Китае в качестве политики «социалистической модернизации». Потому в 1990-е гг. возникло конституционное право Китая, связанное с задачей строительства рыночной экономики и социально-правового государства.
  5. Конституцией устанавливается унитарная форма гос. устройства. Но при этом допустимы и довольно широко практикуются разнообразные формы административной автономии, то есть автономный район, округ, уезд. Это принципиально важно, поскольку Китайская Народная Республика является многонациональным (полиэтническим) государством, хотя подавляющее большинство в составе населения представлено этническими китайцами.
  6. Сущность Конституции КНР исходит из социалистической доктрины прав и обязанностей граждан. Человеческие права и свободы подчиняются целям и задачам социалистического строительства. В 2004-м г. ее содержание было дополнено общим указанием, в соответствии с которым правительство соблюдает и гарантирует человеческие права и свободы.

Основные права и обязанности граждан

В основах правового положения людей и граждан выражен социалистический характер китайской идеологии государства, что закрепляется главой 1 и 2 Конституции Китайской Народной Республики. Принципами правового статуса личности является:

  • равенство всех граждан перед законодательством;
  • равноправие мужчин и женщин;
  • ненанесение гражданами в процессе реализации собственных прав и свобод вредного воздействия государственным, общественным, коллективным интересам, а также законным правам остальных граждан.

Необходимо подчеркнуть, что государством охраняются права и интересы женщин, при этом обеспечивается для них равная с мужчинами оплата за равный труд, воспитываются и выдвигаются кадровые работники из численности женщин (часть 2 статьи 48 Конституции Китайской Народной Республики).

Конституционным правом КНР закрепляется небольшая номенклатура основополагающих прав и свобод, причем делается акцент на социально-экономические права. Но провозглашенное право на труд в общем-то не гарантируется правительством, и в государстве есть место для безработицы. С большим ограничением функционирует право на образование. В полной мере не устранена неграмотность, хоть и прогресс в данной области несомненно имеется. Нет единого права на соц. обеспечение в старости в общегосударственном масштабе. В соответствии с Конституцией население Китайской Народной Республики в старости, в случае болезни либо потери трудоспособности обладает правом на получение от правительства и общества матпомощи. Декларируется право на отдых, которое на самом деле существенно ограничивается.

Среди всей совокупности политических прав и свобод закрепляется:

  • право избирать и быть избранным;
  • право на свободу слова, печати;
  • право участвовать в собраниях, союзах, уличных шествиях и демонстрациях;
  • право на свободу вероисповедания.

Данные права используются согласно своего прямого назначения и не должны приносить ущерб для общества и государства. Китайские граждане вправе обращаться с критикой и предложениями к государственным органам либо государственным служащим, могут вносить в конкретные органы жалобы и заявления касаемо нарушений законодательства. Одновременно с этим основополагающие нормы не предполагают наличие права на образование полит. партий, вступление и свободный выход из них. Допустимо лишение политических прав в соответствии с законом.

Вследствие политики реформирования китайского общества настоящая Конституция довольно пристальное внимание уделяет личным гражданским правам и свободам. Предусматривается право на личную свободу и неприкосновенность, право на честь и достоинство, право на неприкосновенность жилища, право на свободу и тайну переписки, право на получение компенсации ущерба, которое было причинено гос. органами и гос. служащими при посягательстве на гражданские права. Закрепляется принцип гос. охраны брачного союза, семьи, материнства и младенчества. Законодательство запрещает нарушать свободу брака, а также жестоко обращаться с людьми преклонного возраста, женщинами, детьми.

Отдельно в Конституции закрепляются права этнических китайцев, которые проживают за рубежом (хуацяо).

Обязанности, провозглашенные Конституцией КНР

Действующая Конституция КНР устанавливает следующие обязанности:

  • защита единства КНР и обеспечение сплоченности всех национальностей;
  • защита родины и отражение агрессии;
  • соблюдение Конституции и законов;
  • сохранность государственной тайны;
  • бережное отношение к общественной собственности;
  • соблюдение трудовой дисциплины и общественного порядка;
  • уважительное отношение к нормам общественной морали;
  • уплата налогов согласно закону.

Почетная обязанность катайцев – это несение воинской службы и участие в народном ополчении. Правительство осуществляет планирование рождаемости, а также проводит жесткую демографическую политику, которая направлена на уменьшение высоких темпов роста численности населения. В городах реализуется курс «1 семья – 1 ребенок», что воздействует на поведение супругов: они должны осуществлять плановое деторождение. Таким образом, данная мера снижает высокие темпы прироста населения.

В КНР есть институт смертной казни, который китайское правительство применяет довольно интенсивно. Высшая (исключительная) мера наказания предусматривается в более чем 60 статьях Уголовного Кодекса Китайской Народной Республики.

К примеру, смертная казнь назначается за совершение тяжких насильственных преступлений, серьезных финансовых махинаций, за сутенерство и даже порчу трубопроводов, а также несанкционированные раскопки исторических захоронений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: