Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом пример нарушения

Обновлено: 22.04.2024

В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Конкретные формы сотрудничества и его объём зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.

Принцип равноправия и самоопределения народов

Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…». Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта ОБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.

Каждое государство в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Анализируя характеристики самоопределения в социально-по­литической жизни общества и человека, автор показывает, что са­моопределение представляет собой процесс и результат выбора со­циальной общностью собственной программы культурного, соци­ально-экономического или политического самоосуществления. По­литико-правовая феноменология самоопределения предполагает обязательность свободного волеизъявления по поводу данного вы­бора, что акцентирует роль референдума и иных форм плебисцита по любому вопросу самоопределения.

ДЕКЛАРАЦИЯ
о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между
государствами в соответствии с Уставом
Организации Объединенных Наций

24 октября 1970 года

вновь подтверждая, что, согласно Уставу, поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами являются одними из основных целей Организации Объединенных Наций,

напоминая, что народы Объединенных Наций преисполнены решимости проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи,

имея ввиду важность поддержания и укрепления международного мира, основанного на свободе, равенстве, справедливости и уважении основных прав человека, а также развития дружественных отношений между государствами, независимо от их политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития,

имея в виду также исключительное значение Устава Организации Объединенных Наций для установления правопорядка в отношениях между государствами,

считая, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное выполнение государствами обязательств, принятых в соответствии с Уставом, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для достижения других целей Организации Объединенных Наций,

отмечая, что огромные политические, экономические и социальные изменения и научный прогресс, которые имели место в мире со времени принятия Устава Организации Объединенных Наций, придают возрастающее значение этим принципам и необходимости их более эффективного применения в деятельности государств, где бы она не осуществлялась,

ссылаясь на установленный принцип, согласно которому космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами, и имея в виду что в Организации Объединенных Наций рассматривается вопрос об установлении других соответствующих положений, вдохновляемых подобными же соображениями,

исходя из убеждения, что строгое соблюдение государствами обязательства не вмешиваться в дела любого другого государства является существенно важным условием для обеспечения того, чтобы нации жили вместе в мире друг с другом, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет нарушение духа и буквы Устава Организации Объединенных Наций, но также ведет к созданию ситуаций, которые ставят под угрозу международный мир и безопасность,

считая существенно важным, чтобы все государства воздерживались в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций,

напоминая об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства,

считая равным образом существенно важным, чтобы все государства решали свои международные споры мирными средствами в соответствии с Уставом,

вновь подтверждая в соответствии с Уставом первостепенное значение суверенного равенства и подчеркивая, что цели Организации Объединенных Наций могут быть достигнуты лишь в том случае, если государства пользуются суверенным равенством и полностью соблюдают в своих международных отношениях требования этого принципа,

исходя из убеждения, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является серьезным препятствием на пути установления международного мира и безопасности,

исходя из убеждения, что принцип равноправия и самоопределения народов является существенным вкладом в современное международные право и что его эффективное применение имеет первостепенное значение для содействия развитию дружественных отношений между государствами, основанных на уважении принципа суверенного равенства,

исходя вследствие этого из убеждения, что любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности государства или страны или их политической независимости, не совместима с целями и принципами Устава,

рассматривая положения Устава в их совокупности и принимая во внимание роль соответствующих резолюций, принятых компетентными органами Организации Объединенных Наций и относящихся к содержанию настоящих принципов,

считая, что прогрессивное развитие и кодификация следующих принципов:

a) принципа, согласно которому государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций;

b) принципа, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

c) обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

d) обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом;

e) принципа равноправия и самоопределения народов;

f) принципа суверенного равенства государств;

g) принципа, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом;

будут способствовать осуществлению целей Организации Объединенных Наций, имея ввиду обеспечить их более эффективное применение в рамках международного сообщества,

рассмотрев принципы международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами,

1. торжественно провозглашает следующие принципы:

Принцип, согласно которому государства
воздерживаются в своих международных отношениях
от угрозы силой или ее применения как против
территориальной неприкосновенности или политической
независимости любого государства,
так и каким-либо другим образом, не совместимым
с целями Организации Объединенных Наций

Каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов.

Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву.

В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линия перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство, или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в конкретизации принципов равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые в настоящем абзаце, связаны с угрозой силой или ее применением.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как нарушающее:

a) положение Устава или любое международное соглашение, заключенное до принятия Устава и имеющее юридическую силу в соответствии с международным правом; или

b) полномочия Совета Безопасности в соответствии с Уставом.

Все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем и стремиться принимать соответствующие меры для ослабления международной напряженности и укрепления доверия между государствами.

Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к повышению эффективности, основывающейся на Уставе системы безопасности Организации Объединенных Наций.

Ничто в вышеприведенных абзацах не должно толковаться как расширение или ограничение каким-либо образом пределов действия положений Устава, касающихся тех случаев, когда применение силы является законным.

Принцип, согласно которому государства разрешают
свои международные споры мирными средствами
таким образом, чтобы не подвергать угрозе
международный мир и безопасность и справедливость

Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Государства должны поэтому стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора другими согласованными между ними мирными средствами.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение настолько, что подвергнут угрозе поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, о которой было свободно достигнуто соглашение между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства.

Ничто в предыдущих абзацах не затрагивает и не умаляет значения соответствующих положений Устава, в частности тех, которые относятся к мирному разрешению международных споров.

Принцип, касающийся обязанности в соответствии
с Уставом не вмешиваться в дела, входящие
во внутреннюю компетенцию любого государства

Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого-бы то ни было другого государства.

Ничто в приведенных выше абзацах не должно толковаться как затрагивающее каким-либо образом положения Устава, касающиеся поддержания международного мира и безопасности.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом
в соответствии с Уставом

Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.

a) государства сотрудничают с другими государствами в поддержании международного мира и безопасности;

b) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;

c) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

f) государства - члены Организации Объединенных Наций обязаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.

Государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип равноправия и самоопределения народов

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами; и

b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отказом в основных правах человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединению с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение.


За время, прошедшее со дня вхождения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, любой мало-мальски грамотный человек вполне мог самостоятельно разобраться в событиях, происходящих вокруг Украины. Но нет, яростные споры на эту тему продолжаются. Отдельные граждане продолжают обвинять Россию в нарушении международного права, а их оппоненты, как правило не менее голословно, утверждают обратное.

Итак, попробуем понять, какие именно «международные законы» нарушила или не нарушила Российская Федерация. Для начала, ответим на вопрос: что такое международное право?

Международное право - это совокупность принципов и норм (правил), регулирующих отношения между государствами.

Нормы (правила), регулирующие отношения между государствами, прописаны в международных договорах, точно так же как в ПДД записаны правила, регулирующие дорожное движение, устанавливающие права и обязанности водителей и пешеходов.

Однако, даже ПДД не может предусмотреть все дорожные ситуации. И уж тем более невозможно прописать в международных договорах все правила поведения государств на все случаи международной жизни, богатой конфликтами и столкновениями интересов. Именно поэтому в регулировании международных отношений особую роль играют принципы.

Основные принципы международного права – это наиболее важные, признанные всем государствами правила, отклонения от которых недопустимо. И когда говорят о нарушении международного права в целом, то подразумевают, что нарушен один или несколько его основных принципов.

Где эти принципы записаны? Таких документов несколько. Главными из них являются:

3) Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975г. в г. Хельсинки и обычно называемый Хельсинским заключительным актом или Заключительным актом СБСЕ.

Какие же принципы, признанные всем государствами и обязательные для всех, лежат в основе современного международного права? Их всего десять:

10. Добросовестное выполнение обязательств.

Содержание каждого из этих 10 принципов раскрыто в Заключительном акте СБСЕ и Декларациях ООН, что позволяет нам всесторонне оценить действия России в Крыму и на Украине на предмет их соответствия международному праву.

Но прежде чем заняться этим вопросом необходимо запомнить, что основные принципы международного права являются обязательными не по воле какого-то международного полицейского, а только в силу того, что они: а) созданы путем согласования интересов ВСЕХ государств; б) добровольно приняты, признаются и добросовестно выполняются ВСЕМИ государствами, которые сами обеспечивают их соблюдение.

Принцип 1. Суверенное равенство государств

- означает, что все государства равны и должны уважать суверенитет друг друга. Под суверенитетом понимается право государства устанавливать на своей территории свои собственные, обязательные для всех законы.

Нет сомнений, что отсоединение Крыма и создание Луганской и Донецкой народных республик противоречит украинским законам. А значит, поддержав крымских и донбасских сепаратистов Россия грубо нарушила (и нарушает) суверенитет Украины и международное право.

Однако, не все так просто. Важнейшим признаком государства, как равноправного и суверенного участника международных отношения, является наличие законной государственной власти, которая должна обеспечивать защиту собственного населения.

А теперь вспомни, что 22 февраля 2014 года в Киеве произошел государственный переворот, получивший официальное название - «Революція Гідності» (с укр. - Революция Достоинства). С этого момента Украина фактически лишилась законной государственной власти.

Оценивая «суверенитет» Украины нельзя не отметить, что весной 2014 года в политику Киева активно вмешивалась администрация США. Вплоть до принятия решений о кадровом составе нового украинского правительства.

Россия переворот не признала и не признавала новую киевскую власть вплоть до выборов Президента Украины, состоявшихся 25 мая 2014 года (До сих пор не понимаю, зачем Кремлю понадобилось признавать Порошенко законным Президентом?).

Именно в этот период самозваные киевские власти не только утратили реальный контроль над Крымом и Севастополем, но и рассматривали вопрос о применении вооруженных сил и националистических формирований против мирных граждан, проживающих на полуострове, активно выступавших против "евромайдана" и не признавших законность переворота. Аналогичная ситуация сложилась в Донбассе, где были провозглашены Луганская и Донецкая народные республики.

В результате, у России появилась абсолютно законная, с точки зрения международного права, прерогатива выбирать между признанием суверенитета постмайданной Украины и ее нелегитимного правительства с одной стороны, и признанием Крыма, Севастополя, ДНР и ЛНР - с другой.

17 марта 2014 года, в полном соответствии с международным правом, Российская Федерация признала Республику Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, в качестве суверенного и независимого государства.

В тоже время, исходя из представления о целесообразности сохранения единства остальной части Украины, Россия не признала независимость ДНР и ЛНР, что развязало руки Киеву, бросившему карателей на подавление народных республик. И я полагаю, что только решительные действия России могут остановить длящееся уже несколько лет кровопролитие в Донбассе.

Для тех, у кого хватило сил дочитать до конца –

А.Санкевич (StaFFорд63) "Война".

Продолжение следует - здесь

Спасибо!
Но хотелось бы услышать мнение о том, на сколько эта любительская "задумка о межправе" верна и интересна.

Наработок пока немного, да и наработками их сложно назвать, так - мысливслух, но то что есть буду выкладывать в ближайшие дни.
Так что если будет время и желание - заходите, интересно узнать Ваше мнение.

Пока до Вашего журнала не добрался, поэтому, извините, но заочно зафрендить не обещаю :)

"На первый взгляд кажется, что действия России в Крыму и на Донбассе как-то не очень соответствуют этому принципу. Однако, необходимо отметить, что государство (для того чтобы считаться таковым с точки зрения международного права) должно обладать рядом обязательных признаков. Это прежде всего наличие территории, населения и системы публичной власти, осуществляющей суверенитет над своей территорией, внешней и внутренней политикой.

А теперь давайте вспомним, что 22 февраля 2014г. в Киеве произошел государственный переворот, официально названный "Революцией Достоинства" (укр.Революція гідності), что не делает смену власти более законной. Таким образом в феврале 2014г. Украина лишилась легитимной публичной власти. Россия этот переворот не признала и не признавала новую киевскую власть вплоть до выборов Президента Украины, состоявшихся 25 мая 2014г. (хотя я не очень понимаю, зачем Кремлю надо было признавать выборы Порошенко). "
Во Вашим правилам, если какое то государство не признает легитимным власти другого государства, значит имеет на него право.)))))

Повторяю: наличие легитимной государственной власти является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ признаком государства, как субъекта международного права.

Отсутствие легитимной власти позволяет другим государствам рассматривать эту территорию не как равный им субъект МП, а исключительно как объект своего политического (военного) воздействия.

Напомню Вам, что Западные "демократии" неоднократно произвольно объявляли не устраивающие их правительства других стран нелегитимными (из-за их, якобы, антинародности), под предлогом чего осуществляли вторжения и военные вмешательства. Так было, например, в Югославии, Ираке, Ливии и Сирии.

Вы даже не понимаете, что одобряеете бандитскую политику своего государства. И Вы после этого утверждаете, что "Украина боль моя"?
Не сравнивайте действия России в отношении Украины с действиями Западных стран, хотя бы по той причине, что Вы их осуждаете. Иначе это звучит просто смешно.
Если бы не было американского вмешательства(после почти 10 лет промедления и нежелания вмешиваться) в дела "Югославии", то там и по сей день была бы война.
До вторжения России в Крым и Донбасс в Украине войны не было.

"бандитская политика своего государства" - будьте добры не переходить к оскорблениям моего государства!

"Не сравнивайте действия России в отношении Украины с действиями Западных стран" - не говорите мне, что мне нужно делать, иначе я вынужден буду сказать, куда Вам следует пойти.

"Если бы не было американского вмешательства. " - если бы не было Западного вмешательства в дела Югославии, то это было бы процветающее государство, составлявшее существенную экономическую конкуренцию Западным странам.
(Посмотрите, хотя бы, "Тяжесть цепей", для того, чтобы иметь представление о том, что в Югославии происходило на самом деле.)

А если бы не было Западного вмешательства в Ираке, Ливии и Сирии, то там существовали бы вполне светские и стабильные режимы, и не хозяйничали бы террористы ИГ и Аль-Каиды, а в Европу не стремились бы сотни тысяч беженцев.

До евромайдана, поддержанного Западом, Украина была дружественным России государством, а политика Киева не представляла никакой угрозы для граждан Крыма, Донбасса и для нахождения в Крыму российского флота.

Обращаю Ваше внимание, что эта заметка посвящена принципу суверенного равенства государств.
Вопросы, не имеющие к этому принципу отношение, здесь не рассматриваются.

Вы все время пытаетесь свалить в одну кучу доводы, не имеющие прямого отношения к обсуждаемому вопросу.
Это значит, что по существу самого вопроса Вам сказать просто нечего.

Еще раз повторяю, если бы Штаты не вмешались в дела "Югославии", военный конфликт продолжался бы и по сей день. Процветающей Югославия перестала быть за 10 лет до вторжения США. Я жила бок о бок с беженцами из Югославии. Я видела их количество , прибывающее в те годы в Германию. Так что мне нет необходимости смотреть российскую версию того, что на самом деле происходило в Сербии и Хорватии.
Если бы Россия не оккупировала бы Крым и Донбасс, то в Украине не было бы войны.Это факт, против которого возразить нечего.

"Тяжесть цепей" - это сербский фильм.

Югославская трагедия включала в себя много этапов.

Вмешательство Запада, поддержавшего сепаратистские устремления республик, стали причиной распада Югославии и гражданской войны в начале 90-х годов.

Агрессия НАТО против Югославии (того, что к этому времени от нее осталось) в 1999г. привела к многочисленным жертвам среди мирного населения, отторжению от Сербии Косово, и созданию на этой территории абсолютно несамостоятельного албанского государства с американской военной базой.

Если бы Запад не дестабилизировал ситуацию на Украине и не поддержал государственные переворот в Киеве, то никакой необходимости в военном вмешательстве РФ просто не было бы. Начните с начала, а не выхватывайте события из середины, отбрасывая неприятные Вам факты.

Россия НЕ оккупировала Крым и Донбасс, но в этой заметке обсуждается только принцип суверенного равенства государств.
Ваша настойчивое стремление свалить все в одну кучу свидетельствует только об отсутствии у Вас доводов по существу вопроса.

ЗЫ. А как же меморандум о независимости Украины, в обмен на третий по величине ядерный арсенал, подписанный четырьмя странами, одной из которых была Россия?

The United States of America, the Russian Federation, and the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland,

Welcoming the accession of Ukraine to the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons as a non-nuclear-weapon State,

Taking into account the commitment of Ukraine to eliminate all nuclear weapons from its territory within a specified period of time,

Noting the changes in the world-wide security situation, including the end of the Cold War, which have brought about conditions for deep reductions in nuclear forces.

Confirm the following:

Вы не смогли найти Будапештский меморандум на русском языке?

Вы не в состоянии правильно перевести с английского его название?
"Memorandum on Security Assurances in connection with Ukraine's accession to the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons" - это "Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия".
Причем тут "меморандум о независимости"?

Вы не нашли ссылку "продолжение следует - здесь" (в конец моего текста)?
Не смогли прочитать все мои заметки на эту тему и дойти до "Украина, Россия и международное право - 10", где подробно рассмотрен вопрос Будапештского меморандума?

Так может быть Вы просто не хотите услышать иную точку зрения?

Отнюдь. Я в состоянии прочесть и перевести. Я не зря включила в цитату первый пункт этого меморандума, который вы проигнорировали.
Иную точку зрения, а именно, российскую я знаю.:)

Если в состоянии, то почему перевираете его название и почему так упорно заявляете, что я его проигнорировал, если это Вы не стали читать мою заметку, которая посвящена Будапештскому меморандуму?

Украина, Россия и международное право

3.(продолжение) Относительно первого Принципа - принцип суверенного равенства государств. Все верно Вы начали. Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть БЕЗ КАКОГО ЛИБО ВМЕШАТЕЛЬСТВА со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов».
Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.
Как исключение, можно только констатировать, что некоторые государства, а их 5, в т.ч. и Россия наделены правом Вето в СБ ООН, что конечно ставит их немного в не равные условия при принятии основополагающих решений. Но с такой постановкой согласились все участники ООН и правильно это или нет, не нам решать. Мне как-то не понятно, какое отношение имеет к этому принципу Ваши дальнейшие рассуждения об Украине, Крыму, ЛДНР? Вообще ни какого! Вы все свалили в одну "кучу". Вы пытались как-то доказать, что если в Украине произошел госпереворот (это по Вашему убеждению), то такое государство как Украина уже перестало существовать и утратила правосубъектность, а следовательно оно уже не равное по отношению к другим? Это Ваше ноу-хау? Это бред! Назовите хоть одну из стран в мире, где бы об этом они заявили? Украину что, в этот период исключили из списка ООН? Или с ней хоть одна страна разорвала международные или иные договора? Какая страна, а может Россия, заявила где нибудь что Украина утратила свой международный и внутренний суверенитет? Я таких заявлений не слышал. И потеря контроля над определенной территорией - это не значит потеря суверенитета страны! В Сирии сейчас значительная территория не контролируется властью, но это не значит что такой страны как Сирия больше нет и она утратила правосубъекность! А события в Никарагуа сейчас? Там фактически двоевластие. Вы утверждаете что политикой Киева активно руководила администрация США. У Вас есть доказательства? Юридически ни где ни какого документа подобного нет, а следовательно это всего лишь Ваши предположения. Относительно госпереворота. Кто Вам сказал что он был? Согласно Конституции Украины при невозможности президентом исполнять свои обязанности, а он сбежал как последний трус, их выполняет спикер Рады, а затем назначаются выборы, что и было сделано. А по большому счету, какое отношение имеет Россия к тому что происходило внутри Украины? В Крыму ЧФ что-то угрожало? Были какие-то ноты протеста выдвинуты Украине по этому поводу? Как же выполнение части Договора между странами о невмешательство во внутренние дела Украины? Но об этом я писал уже. Вы утверждаете, что в в феврале 2014г. Украина лишилась легитимной публичной власти. Опять же. Что такое ЛЕГИТИМНОСТЬ? Легитимность (от лат. legitimus — законный) — признание сложившегося порядка осуществления политической власти в качестве нормального, правильного, законного. В отличие от легальности, означающей приведение каких-либо поведенческих актов в соответствие с действующим законом, легитимность предполагает фактическое признание населением страны, международным сообществом реально сложившегося в стране политического порядка как соответствующего интересам народа данной страны.И что мы видели? Народ Украины признал назначение Турчинова и.о.Президента, ни каких протестных акций против этого не было и международное сообщество аналогично, кроме России, которой нужно было оправдать свою агрессию. Но об этом в другой раз.

Одним из наиболее универсальных с точки зрения своего правового содержания является принцип сотрудничества государств друг с другом. Значение принципа сотрудничества определяется, в первую очередь, тем, что он лежит в основе реализации всех остальных принципов международного права. Обеспечение суверенного равенства государств, защита их территориальной целостности и нерушимости границ, разрешение международных споров мирными средствами - все эти задачи решаются посредством различных механизмов межгосударственного сотрудничества. Именно поэтому международное право рассматривает сотрудничество не столько как право, сколько как обязанность государств. Как правило, отказ государства от сотрудничества приводит к серьезным осложнениям в международных отношениях и нередко представляет угрозу для международного правопорядка. С другой стороны, изоляция государства от сотрудничества является одной из самых суровых санкций, которые могут быть применены к нарушителю в соответствии с Уставом ООН. Поддержание мира и безопасности, социальный и экономический прогресс на планете были бы невозможны без тесного сотрудничества государств друг с другом.

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом впервые был закреплен в Уставе ООН, статья 1 которого обязывает членов Организации осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. О конкретных областях сотрудничества более детально говорится в главе IX Устава, которая называется “Международное экономическое и социальное сотрудничество”. Вместе с тем, практически все положения Устава предполагают сотрудничество государств - членов ООН друг с другом.

Нормативное содержание рассматриваемого принципа содержится в Декларации принципов 1970 года, которая провозгласила не только обязанность государств сотрудничать друг с другом, но и указала некоторые условия и цели такого сотрудничества. Согласно Декларации, государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, а также общему благосостоянию народов. Таким образом, Декларация 1970 года не указывает, в отличие от Устава, точный перечень областей международного сотрудничества, а формулирует его главные цели: поддержание мира и безопасности, экономическая стабильность и прогресс, общее благосостояние народов. В качестве отдельной цели сотрудничества Декларация называет также установление всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и ликвидацию любых форм расовой дискриминации и религиозной нетерпимости. Наконец, самостоятельной целью международного сотрудничества Декларация закрепляет экономический рост во всем мире и особенно - в развивающихся странах.

В соответствии с Декларацией государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем. Это означает, что никакие идеологические причины не могут быть мотивом для отказа в международном сотрудничестве. Право каждого государства на свободную выработку собственной внутренней политики - обязательный атрибут государственного суверенитета, который не имеет отношения к его международной правосубъектности, в том числе к необходимости сотрудничать с другими государствами. К сожалению, на практике формы и интенсивность международного сотрудничества нередко обусловлены различием в политических и социальных системах государств. Такая ситуация, в частности, была характерна для периода так называемой “холодной войны”, когда на принцип сотрудничества серьезно влияло разделение мира на два враждебных лагеря. Декларация 1970 года не только обязывает государства с различными политическими, экономическими и социальными системами сотрудничать друг с другом, но и прямо запрещает какую-либо дискриминацию, основанную на указанных различиях. Поэтому де-факто имеющие место в политике отдельных государств двойные стандарты при реализации принципа сотрудничества являются противоречащими современному международному праву.

Что касается Заключительного акта СБСЕ 1975 года, то в нем сформулирован ряд новых целей сотрудничества государств, среди которых можно выделить содействие условиям, при которых выгоды, вытекающие из взаимного ознакомления и прогресса в различных областях, становились доступными для всех государств. Кроме того, Заключительный акт особое внимание уделяет конкретизации и детализации форм и механизмов международного сотрудничества. Практически весь современный процесс институализации сотрудничества в Европе (создание новых организаций, процедур и способов сотрудничества) - это результат развития положений Заключительного акта.

Принцип сотрудничества занимает существенное место и в договорной практике Республики Казахстан. Помимо участия в международном сотрудничестве на глобальном и региональном уровнях (посредством участия в международных организациях и соглашениях), Казахстан активно сотрудничает с другими государствами на двусторонней основе. Например, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Итальянской Республикой 1997 года (ратифицирован Казахстаном 15 апреля 1998 года) сказано, что обе стороны желают углублять сотрудничество в области политики, экономики и культуры. В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств 1991 года закреплено стремление сторон развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях. Кроме того, реализация принципа международного сотрудничества Казахстана осуществляется в следующих актах:

-Протокол об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Правительством Тунисской Республики от 24 сентября 1993 года;

-Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Монголией (ратифицирован 8 июня 1994 года);

-Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Украиной (ратифицирован 8 сентября 1994 года);

-Договор о взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Эстонской Республикой (ратифицирован 20 апреля 1995 года);

-Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой (ратифицирован 19 июня 1995 года);

-Договор об основах дружественных отношений и сотрудничестве между Республикой казахстан и Венгерской Республикой (ратифицирован 3 июля 1995 года);

-Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь (ратифицирован 28 октября 1997 года);

-Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие от 6 июля 1998 года;

-Декларация о развитии дружественных отношений и сотрудничества между Республикой Казахстан и Румынией от 21 сентября 1998 года;

-Декларация о дальнейшем развитии взаимопонимания и сотрудничества между Республикой Казахстан и Государством Израиль от 6 октября 2000 года;

-Декларация об основах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Словацкой Республикой от 14 ноября 2001 года;

-Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой (ратифицирован 2 июля 2003 года) и др.

Особенностью принципа сотрудничества является то, что соответствующая обязанность государств сформулирована здесь абстрактно, без указания на конкретные формы такого сотрудничества. Это связано с тем, что принцип сотрудничества следует рассматривать в контексте уже упомянутого государственного суверенитета, который предполагает свободный выбор государством своей внешней политики. Другими словами, определение конкретных форм и направлений международного сотрудничества, его условий - это прерогатива каждого суверенного государства. Принудительное навязывание государству той или иной формы сотрудничества является грубым нарушением целого ряда принципов международного права, в том числе и нормативного содержания принципа сотрудничества. Международное право обязывает государства сотрудничать, но оставляет за ними право выбора механизмов сотрудничества. С международно-правовой точки зрения важно лишь, чтобы сотрудничество государств преследовало законные цели и осуществлялось в духе Устава ООН и других основополагающих документов.

Неотъемлемым образом с принципом осуществления народами права на самоопределение связан принцип сотрудничества государств, который выражается, независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе, в различных сферах м/н отношений в целях поддержания м/н мира и безопасности и иных целях, закрепленных в Уставе ООН.

Одновременно с Уставом ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в учредительных документах (уставах) многих м/н организаций, в м/н договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному м/н праву. Так, в соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять м/н сотрудничество в разрешении м/н проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать м/н мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

Принцип сотрудничества также содержится в ст. 55 и 56 Устава ООН. Например, в ст. 55 Устава закреплены обязанности государств — членов ООН сотрудничать друг с другом и с Организацией в достижении целей, предусмотренных Уставом.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение государствами норм м/н права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм м/н права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.

Принцип сотрудничества между государствами — функциональный принцип (сотрудничество — единственный законный способ реализации государством своих интересов (ни одно государство не может выжить в условиях экономической и политической изоляции); отрешение от сотрудничества — санкция в соответствии с Уставом ООН).

Принцип сотрудничества — форма практической реализации остальных принципов МП (обязанность государств осуществлять м/н сотрудничество в разрешении м/н проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера).

Принцип конкретизируется в Декларации ГА ООН о принципах МП, касающихся дружественных отношений государств 1970 (охватывается широкий круг отношений), Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 (процедура и методы сотрудничества).

Государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, если это совместимо с МП или высшими интересами государства (в предусмотренных договорами случаях могут устанавливать льготные режимы сотрудничества — Евросоюз, СНГ, Британское содружество, Французское сообщество).

Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов МП (равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства в осуществление внешней или внутренней функции государства; выгода от сотрудничества должна быть взаимной; сотрудничество должно служить благу всех государств (содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедских отношений и всеобщего мира)).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: