Особенности германского государственного права

Обновлено: 24.04.2024

Приступая к раскрытию первого вопроса, следует помнить, что Основной Закон ФРГ принимался как временная конституция. Однако после подписания Договора обоих германских государств об установлении единства Германии, оказалось достаточным внести соответствующие изменения в текст Основного закона без его пересмотра. В частности, Договором была отменена ст. 23, предусматривавшая, что Основной закон действует на территории западных земель, а после воссоединенияГермании, его действие распространится и на остальных частях. Учащимся также следует обратить внимание на то, что Основной закон представляет собой консолидированный документ, поскольку включает в себя положения Веймарской Конституции 1919 г., регулирующую отношения между государством, религиозными общинами и церковью.

При характеристике Бундесрата и Бундестага следует исходить из того, что в соответствии с доминирующей в науке и практике государственного права Германии концепцией, указанные представительные органы не являются частями единого парламента и их нельзя называть палатами. Парламентом в традиционном понимании считается Бундестаг, а природа Бундесрата заключается в представительстве земель, обеспечении участия земель в законодательном процессе и управлении Федерации и Европейского Союза. Студентам рекомендуется сформулировать собственную позицию относительно конституционно-правовой природы соответствующих представительных органов. Для полного уяснения их статуса следует описать порядок формирования (избрание Бундестага непосредственно населением; в Бундесрат назначаются члены правительств земель), внутреннюю структуру (президенты, президиумы, комитеты), компетенцию указанных органов.

Обращаясь к институту Федерального Президента, стоит иметь ввиду, что последний является главой государства, компетенция которого носит в основном представительский характер. Акты Федерального Президента вступают в силу только при контрасигнации их Федеральным Канцлером или ответственным министром (причем студентам следует уточнить и то, какие акты главы государства не требуют контрасигнации членов правительства). Несмотря на то, что глава государства реально не управляет государством, Конституция предусматривает такую форму ответственности Федерального Президента как отрешение от должности. Федеральное же Правительство представлено Федеральным Канцлером и федеральными министрами. Здесь особое внимание следует обратить на порядок формирования федерального органа исполнительной власти общей компетенции и процедуры, использование которых способно разрешить политическое противостояние (конструктивный вотум недоверия, вопрос о доверии и т.д.).

Четвертый вопрос указанной темы обращает на себя внимание тем, что судебная система ФРГ характеризуется полисистемностью, заключающуюся в существовании системы судов общей юрисдикции, системы административных судов, система финансовых судов, система трудовых судов, система социальных судов. Каждая из них возглавляется соответствующей высшей федеральной инстанцией. Кроме того, немецкая доктрина исходит из того, что конституционная юстиция рассматривается как часть системы органов, отправляющих правосудие. Основной закон довольно подробно закрепляет компетенцию Федерального конституционного суда, однако для более полной характеристика статуса указанного органа необходимо проанализировать и закон о Федеральном конституционном суде 1951 г. Наконец, студентам следует раскрыть особенности статуса ФКС со ссылкой на способ его формирования. Половина членов ФКС избирается Бундестагом (специальной коллегией из 12 выборщиков, с использованием метода д’Ондта), а половина Бундесратом (2/3 общего числа голосов).

Ответ на пятый вопрос невозможен без раскрытия содержания концепции «кооперативного федерализма», заключающегося в конституционно оформленном сотрудничестве Федерации и земель. Студентам следует проиллюстрировать это, основываясь на положениях Основного закона. К особенностям германского федерализма традиционно относят и способ закрепления в Основном законе предметов ведения Федерации и ее субъектов (исключительной компетенции Федерации, конкурирующей компетенции, право Федерации на издание рамочных предписаний, остаточная компетенция земель). Следует обратить внимание на то, что Основной закон детально прописывает систему финансовых отношений Федерации и земель.

Политико-территориальное устройство земель следующее: общины, уезды, города-уезды, округа, причем эта общая схема обладает нюансами в различных землях. Местное же самоуправление основывается на четырех моделях взаимоотношений представительных и управленческих органов: конституция совета, конституция магистрата, конституция бургомистра и конституция департамента.

Основы конституционного права Италии и Испании

Италия

Приступив к вопросу о конституционном развитии Италии необходимо дать общую характеристику первой итальянской Конституции – Пьемонтского (Альбертинского) статута. В 1922 г. конституционное развитие Италии фактически прервано установлением фашистского режима, при этом формально действие Пьемонтского статута не отменялось. Конституция же Италии 1947 г. как и большинство конституций, появившихся с крушением тоталитарного режима, предусматривает меры на предотвращение возрождения этого режима; обширный перечень прав и обязанностей граждан; жесткий способ внесения изменения в Конституцию (с оговоркой относительно невозможности изменения республиканской формы правления).

Ответ на второй вопрос темы следует начать с характеристики, прежде всего, Парламента, состоящего из Сената и Палаты депутатов, которые по своей компетенции, сроку полномочий, внутренней организации и порядку работы практически равноправны. Конституционный статус Президента традиционен для главы государства в парламентарной республике. Избирается на совместном заседании членов палат Парламента, кроме того, в выборах принимают участие по три делегата от каждой области (только Вале-д’Аоста – избирает одного). Глава государства обладает правом промульгации законов, направления посланий, правом на издание собственных актов, верховным главнокомандующим, и пр. Студентам следует помнить, что акты Президента вступают в силу только после их подписания Председателем Совета министров или ответственным министром. Реальной же властью в стране обладает именно глава исполнительной власти – Председатель Совета министров, формально назначаемый Президентом, но представляющий, лидирующий блок в Парламенте. Председатель Совета министров и министры вместе образуют Совет министров. При ответе на этот вопрос стоило бы раскрыть основные направления деятельности Совета министров, анализируя положения Конституции.

Обращаясь к третьему вопросу, следует раскрыть основные принципы, закрепленные Конституцией в отношении судебной власти и судоустройства; обозначить основные звенья судов общей юрисдикции (мировые судьи, трибуналы, апелляционный суд по гражданским делам, суд ассизов и апелляционный суд ассизов); административной юстиции (высшие трибуналы по делам о публичных водах, областные административные трибуналы, Счетный суд, Государственный совет); наконец, органом конституционного правосудия является Конституционный суд, не являясь при этом частью судебной системы Италии. Внимательно анализируя положения Конституции, студенты должны раскрыть компетенцию Конституционного суда; объяснить особенность формирования этого органа (пятеро членов назначаются Президентом, пятеро избираются Парламентом, пятеро назначаются высшими магистратами); указать какие ограничения сопутствуют членству в Конституционном суде.

Приступая к четвертому вопросу, необходимо иметь ввиду существенные реформы, нашедшие отражение в Конституции. Так, в 1999 г., в 2001 г. и в 2005 г. принимались конституционные законы, направленные на изменение структуры Италии (теперь она состоит из коммун, провинций, метрополитанских городов, областей и Государства), закрепление автономии для всех территориальных единиц, разграничение предметов ведения между государством и областями, изменение представительства центральной власти в областях, ограничение роли нормативно-правовых актов, принимаемых общегосударственными органами. Исходя из этих и других особенностей конституционно-правового статуса территориальных единиц, Италию уже традиционно называют регионалистским государством.

Испания

Законодательная власть представлена Генеральными кортесами (Конгресс депутатов и Сенат – палата территориального представительства), исполнительная – Правительством, судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени Короля судьями и магистратами, главой государства является Король. Система отношений органов государственной власти традиционно для парламентарных монархий. Глава государства формально и фактически выведен из триады властей и в основном выполняет представительские функции, в отношении его актов применяется контрасигнация, он не может отказать Парламенту в подписании закона и т.д. Являясь органом, осуществляющим всю внутреннюю и внешнюю политику, Правительство (Премьер-министр и министры) подотчетно Генеральным кортесам, которые используют следующие формы контроля: интерпелляции, резолюция порицания. Существенным элементом взаимоотношений соответствующих органов стал институт делегированного законодательства.

При ответе на третий вопрос следует помнить, что основы судебной системы закреплены в Конституции (единство судебной власти, запрет создания чрезвычайных судов), детальная же регламентация судебной системы осуществляется Органическим законом о судебной власти от 1 июля 1985 г. и им же предусматриваются следующие уровни: суды первой инстанции (мировые и муниципальные), провинциальные суды, высокие суды автономных сообществ, Национальный высокий суд и Верховный суд. Органом конституционного контроля является – Конституционный суд, в формировании которого участвуют Конгресс депутатов, Сенат, Генеральный совет судебной власти и Король.

Политико-территориальное устройство Испании, также характеризуется регионализмом, но с определенными нюансами. Территория государства состоит из 17 областей, из них 13 – это области образованные по территориальному принципу, а остальные четыре – по национальному (Каталония, Страна Басков, Андалусия и Галисия). Помимо Конституции статус указанных областей нашел свое отражение в их собственных статутах (уставах), которые фактически являются конституциями областей. Студентам следует обратить внимание, что и по объему полномочий можно все области разделить на области с ограниченной автономией, специальной автономией и полной автономией.

Интеграция Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германии осуществилась путем добровольного присоединения. В результате ГДР исчезла с мировой арены как юридический и, в том числе, как международно-правовой субъект, став частью единой Германии. Единый Берлин был объявлен столицей ФРГ. Воссоздание единого германского государства произошло на основе первоначальной редакции статьи 23 Основного закона ФРГ. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что ) должен вступить в силу по их присоединении>.

Основной закон определил Федеративную Республику Германию как демократическое и социальное федеративное государство. ФРГ состоит из 16 земель, конституционный строй которых должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства. Положения Основного закона, касающиеся этих принципов, равно как и прав человека, разделения Федерации на земли и принципов участия земель в законодательстве, не могут быть изменены при внесении поправок в Основной закон. Для этого требуется принятие специального закона двумя третями голосов членов обеих палат парламента.

Основной закон содержит перечень прав и свобод человека, провозглашая их обязательность для законодательной, исполнительной власти и правосудия в качестве . Однако конституция предусматривает и возможность лишения Федеральным конституционным судом основных прав тех, кто злоупотребляет свободой мнений, печати, преподавания, собраний, объединения, тайной переписки, почтовой и телесвязи, собственностью или правом убежища .

На содержании Основного закона ФРГ отразилось желание его составителей избежать ошибок, которые, по их мнению, были допущены Веймарской конституцией 1919г. и способствовали приходу к власти национал-социалистов. Помимо введения возможности запрещения партий, признанных неконституционными, Основной закон отказался от всенародных выборов президента и существенно ограничил его полномочия, отказался от проведения референдумов на федеральном уровне (сохранив их на уровне отдельных земель), ввел механизм , призванного не допускать затяжного правительственного кризиса.

В 1968 г., в условиях холодной войны, в Основной закон был включен ряд статей так называемого чрезвычайного законодательства (о состоянии напряженности, состоянии обороны и др.) на случай возникновения угрозы существованию или демократическому строю Федерации или одной из ее земель.

Государственное право Германии формировалось в течение длительного исторического периода. В Германии продолжают действовать имперские законы, ряд норм Веймарской Конституции, а также действующего ныне Основного Закона 1949 года.

Конституция Германии носит название "Основной закон", что было обусловлено рядом обстоятельств: 1) стремлением к объединению Германии; после объединения действие закона должно было распространиться на всю германскую территорию; 2) временным характером его действия – до вступления в силу конституции, принятой свободным волеизъявлением всего германского народа.

Конституция базируется на ряде основополагающих принципов: демократизм, парламентаризм и разделение властей, плюрализм, равенство и т.п. Одним из главных является принцип федеративного устройства государства; согласно абз. 3 ст. 79 основного закона не допускается изменения его норм, затрагивающих разделение федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве и т.д. Столь строго основной закон охраняет и такие принципы как достоинство человека, народный суверенитет, связанность законодательной власти конституционным строем, а исполнительной власти и правосудия – законом и правом.

ФРГ определяется основным законом как демократическое и социальное федеративное государство (абз. 1 ст. 20). Вся государственная власть исходит от народа, которая осуществляется им путем выборов и голосований, т.е. непосредственно и через выборные органы. Основной закон устанавливает гарантии функционирования ФРГ как демократического государства, закрепляя нормы о существовании многопартийной системы, представительных органов, прав и свобод граждан, местного самоуправления, независимого суда и др. В акте закрепляется специальное положение о том, что все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить конституционный строй, если иные средства не могут быть использованы (абз. 4 ст. 20).

Основной закон (хотя и в несколько приглушенном виде) говорит о ФРГ (землях) как о правовом государстве (едва ли не впервые в Европе) и о его основополагающих признаках, в частности, устанавливая, что все граждане, органы и организации (публичные и частные) обязаны подчиняться праву (ст.ст. 1, 2, 5, 9, 10, 11, 12, 14, 19и др.), что судьи независимы и подчиняются только закону (ст. 97), что не допускается создание чрезвычайных судов (ст. 101) и придание закону обратной силы (ст. 103) и т.д.

В основном законе записано, что общепризнанные нормы международного права являются составной частью внутреннего права ФРГ (т.е. федерального права). Он закрепляет примат таких норм перед нормами федерального права и подчеркивает, что эти нормы порождают права и обязанности непосредственно для лиц, проживающих на территории ФРГ (ст. 25).

Стремясь преодолеть тоталитарное прошлое, учитывая уроки поражения во второй мировой войне, основной закон четко провозглашает, что действия, способные нарушить мирное сосуществование народов и предпринимаемые с этой целью, в частности, для подготовки к ведению агрессивной войны, являются антиконституционными и должны наказываться (абз. 1 ст. 26). Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготавливаться, ввозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства (абз. 2 ст. 26).

В Конституции отсутствует специальный раздел об основах экономического строя; в ней записаны (причем в разделе об основных правах) лишь положения о собственности. В частности, установлено, что собственность и право наследования гарантируются. Их содержание и пределы устанавливаются законами (абз. 1 ст. 14); отчуждение собственности возможно только в целях общего блага, оно может производиться по закону или на основании закона при возмещении, справедливо учитывающим интересы общества и лиц, которых затрагивает отчуждение (абз. 3 ст. 14). Одновременно подчеркивается, что собственность обязывает – пользование ею должно служить общему благу (абз. 2 ст. 14).

Кроме того, основной закон определяет, что земля, недра, природные богатства и средства производства могут быть в целях обобществления переданы в общественную собственность или другие формы общественного хозяйства законом, который регулирует вид и размеры возмещения (ст. 15).

Конституция закрепила в ФРГ строй парламентарной республики и федеративную форму территориального устройства.

Обращает на себя внимание еще одна особенность основного закона ФРГ: включение в него значительного числа норм о возможностях и условиях объявления в стране особого режима (состояние напряженности – ст. 80-а, состояние обороны – более десятка статей под литерами от "а" до "л" и общей цифрой 115), что по сути является одной из разновидностей режима чрезвычайного положения, который в силу ряда причин (и прежде всего исторических) в основном законе даже не упоминается. Правда, эти нормы были включены в 1968 г. – в период "холодной" войны, но их присутствие в акте имеет и вполне определенный подтекст, поскольку основной смысл чрезвычайного законодательства "отражение опасности, угрожающей существованию или основам свободного демократического строя Федерации или земли" (ст. 87-а).

Основной закон ФРГ относится к числу жестких конституций по способу его изменения. Он может быть изменен только законом, который его специально изменяет или дополняет; такой закон должен быть принят большинством в две трети голосов депутатов Бундестага и две трети голосов членов Бундесрата (

Государственное право Германии формировалось в течение длительного исторического периода. В Германии продолжают действовать имперские законы, ряд норм Веймарской Конституции, а также действующего ныне Основного Закона 1949 года.

Базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство

германия (ФРГ) является федерацией 16 земель;

земля согласно Основному Закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто - свой диалект немецкого языка, свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земля не является государством в полном смысле этого слова - она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;

германская федерация строится по принципу "сильный центр - сильные земли", на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия "горизонтальных связей" между землями;

федеральное право имеет приоритет над правом земель;

общепризнанные международные договоры иные правовые документы действуют в Германии непосредственно и являются частью национального права;

законодательство связано конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие - правом;

германия признает основополагающие права и свободы человека;

важнейшими из прав, закрепленных в Основном законе, являются право на достоинство и равенство немцев;

в основе построения системы органов государственной власти лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

законодательную власть в стране осуществляют однопалатный парламент - бундестаг , а также особый орган представительства земель - бундесрат ;

исполнительную власть осуществляет формируемое бундестагом правительство во главе с обладающим большими полномочиями ("сильным") канцлером - главой правительства и фактически первым лицом государства;

в стране существует разветвленная система судов;

значительную роль в судебной системе играют Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель;

олицетворяет немецкое государство федеральный президент , избираемый особой коллегией играющий церемониальную роль;

германия является демократическим и социальным государством.

Немецкий Основной закон стал одной из первых европейских и мировых конституций, поставивший права и свободы человека на первое место среди вопросов конституционного регулирования. Особенностью немецкого конституционного регулирования основных прав человека является возможность их ограничения со стороны государства.

42.Правительство Германии: порядок формирования и полномочия

Федеральное правительство (= фед. канцлер + фед. министры)

Полномочия Федерального правительства (широкие):

разработка и осуществление внутренней и внешней политики

право законодательной инициативы

вносить предложения о проведении закрытых заседаний Бундестага и Бундесрата при согласовании позиции по заокнопроекту

разработка, представление, исполнение бюджета + составление отчета (если бюджет не утвержден Бундестагомк сроку: Прав-во имеет право само устанавливать расходы вплоть до утверждения бюджета в уже наступившем году)

предложение Президенту об объявлении состояния законодательной необходимости

Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним ответственность (по сути, «в ответе» канцлер). Характер ответственности: канцлер может поставить вопрос о доверии самому себе; Канцлер может нести ответственность перед Бундестагом по инициативе Бундестага (самого). Конструктивный вотум недоверия (вся процедура 2-3 дня – «замена лиц»): 1/10 депутатов предлагает другого канцлера, которая без обсуждения ставится на голосование. Если получит большинство, составляется протокол с его направлением Президенту. Канцлер вместе со всем правительством уходит.

Заседания Правительства закрытые.

Правительство уполномочено издавать след. акты:

Регламент (определяются процедуры деятельности самого Правительства)

постановления нормативного характера

административные предписания (рег. исп.-распорядительные отношения в землях в сфере фед. компетенции)

Постановления Пр-ва публикуются (кроме тех, что имеют сведения закрытого характера).

Образование современного германского государства явилось результатом поражения фашизма во второй мировой войне.

Интеграция Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германии осуществилась путем добровольного присоединения. В результате ГДР исчезла с мировой арены как юридический и, в том числе, как международно-правовой субъект, став частью единой Германии. Единый Берлин был объявлен столицей ФРГ. Воссоздание единого германского государства произошло на основе первоначальной редакции статьи 23 Основного закона ФРГ. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что ) должен вступить в силу по их присоединении>.

Основной закон определил Федеративную Республику Германию как . ФРГ состоит из 16 земель, конституционный строй которых должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства. Положения Основного закона, касающиеся этих принципов, равно как и прав человека, разделения Федерации на земли и принципов участия земель в законодательстве, не могут быть изменены при внесении поправок в Основной закон. Для этого требуется принятие специального закона двумя третями голосов членов обеих палат парламента.

Основной закон содержит перечень прав и свобод человека, провозглашая их обязательность для законодательной, исполнительной власти и правосудия в качестве . Однако конституция предусматривает и возможность лишения Федеральным конституционным судом основных прав тех, кто злоупотребляет свободой мнений, печати, преподавания, собраний, объединения, тайной переписки, почтовой и телесвязи, собственностью или правом убежища . На этом же основании могут быть запрещены и политические партии (в частности. Конституционный суд запрещал как неконституционные Коммунистическую партию Германки и неонацистские организации; позднее они воссоздавались под другими названиями).

На содержании Основного закона ФРГ отразилось желание его составителей избежать ошибок, которые, по их мнению, были допущены Веймарской конституцией 1919г. и способствовали приходу к власти национал-социалистов. Помимо введения возможности запрещения партий, признанных неконституционными, Основной закон отказался от всенародных выборов президента и существенно ограничил его полномочия, отказался от проведения референдумов на федеральном уровне (сохранив их на уровне отдельных земель), ввел механизм , призванного не допускать затяжного правительственного кризиса.

В 1968 г., в условиях , в Основной закон был включен ряд статей так называемого чрезвычайного законодательства (о состоянии напряженности, состоянии обороны и др.) на случай возникновения угрозы существованию или демократическому строю Федерации или одной из ее земель.

Вопрос 42.

Правовой статус человека и гражданина

Основой закон ФРГ открывается первым разделом, закрепляющим фундаментальные права и свободы человека. Подобная структура не случайна, создатели германской Конституции, подчеркивая особую значимость основных прав, исходили из идеи официального признания неотчуждаемости основных прав человека и их непосредственного действия. Конституционными гарантиями выступают следующие положения: право лиц, чьи права были нарушены, обращаться в суд; невозможность ограничения прав человека иначе как на основании закона; обязанность государства, его органов нести ответственность за действия своих служащих в случае нарушения ими своих служебных обязанностей в отношении третьих лиц.

Следует обратить внимание на содержательное разграничение в конституционно-правовом регулировании статуса личности: Основной закон различает "права немцев" и "права человека". Понятие "немец" практически означает наличие у лица гражданства ФРГ.

В соответствии со ст. 116 Основного закона немцем является тот, кто имеет немецкое гражданство или был принят на жительство в качестве беженца либо изгнанного немецкой национальности, а также в качестве супруга (супруги) или потомка данных лиц. Бывшие граждане Германии, утратившие немецкое гражданство в период с 30 января 1933 г. до 8 мая 1945 г. по политическим, расовым или религиозным причинам, и их потомки подлежат восстановлению в гражданстве по их ходатайству. Они считаются не утратившими гражданство с самого начала, если поселились на постоянное место жительства в Германии после 8 мая 1945 г. и не отказались от данного права.

Закрепляя принцип равноправия и равенства всех перед законом, Основной закон ФРГ в ст. 2-6, 13, 14, 17 провозглашает равные для всех права: на жизнь и физическую неприкосновенность, свободное проявление личности, неприкосновенность жилища и частной собственности, охрану здоровья, защиту брака и семьи. А также право на информацию и ее распространение, право на обращение, право наследования, свободу совести и вероисповедания, свободу мнения. В то же время конституционные положения содержат специальные нормы и правила, регламентирующие порядок въезда-выезда, проживания и передвижения иностранцев на германской территории, их взаимоотношения с органами власти и управления. В ряде случаев правообладателями называются только немцы. Так, например, все немцы имеют право на мирные собрания без специальной регистрации или разрешения властей (ст. 8), создание союзов и обществ, не противоречащих законодательству и конституционному порядку (ст. 9), свободный выбор профессии, места работы или учебы (ст. 12), право свободного передвижения и проживания в пределах страны (ст. 11). Избирательными правами Конституция наделяет только немцев. Статья 16 устанавливает, что пи один немец не может быть выдан иностранному государству.

Основной закон ФРГ закрепляет стандартный перечень личных, политических прав и свобод. Развивая принцип равноправия, в Конституции особо оговаривается невозможность привилегий или ограничений в связи с происхождением, языком, местом рождения, родством, религиозными или политическими взглядами. Политические права и свободы преимущественно принадлежат только немцам.

Среди социально-экономических и культурных прав и свобод Основной закон называет право собственности и наследования (ст. 14), при этом допускается возможность отчуждения и обобществления собственности на возмездной основе (ч. 3 ст. 14. и ст. 15). Закрепляется право выбора профессии, места работы и получения образования (ч. 1 ст. 12), свобода искусства, науки, образования, преподавания (ч. 3 ст. 5). Школьное дело находится под контролем государства.

Воинская обязанность возлагается на немцев (ст. 12). Допускается возможность прохождения альтернативной (невоенной) службы, которая получила известное распространение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: