Особенности функционирования военных судов в рф доклад

Обновлено: 28.04.2024

Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и интересов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных прав, свобод и интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, проходящих военные сборы

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия органов военного управления и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

3.1. Военные суды рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Система военных судов

1. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и окружных (флотских) военных судов.

2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих

4. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает в апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

6. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

1. Действующее законодательство о военных судах.

2. Система военных судов и их место в российской судебной системе.

3. Категория дел подведомственная военным судам.

Действующее законодательство о военных судах

В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными.

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации 1993 года, Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" от 26.12.1996 года и «О военных судах» от 23.06.1999 года.

В соответствии со ст. 3 ФКЗ «О военных судах» военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в таких судах осуществляется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 6 ФКЗ «О военных судах»).

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Дислокация войск и сил флота не связывается с национально-территориальными или административно-территориальным делением Российской Федерации. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 года она «осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации». В определенных случаях войска и силы флота могут находиться за пределами РФ. Естественно, повсюду вместе с ними располагаются и военные суды.

Высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд РФ.

Система военных судов и их место в российской судебной системе.

Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе общих (гражданских) судов она также состоит из трех звеньев:

1. Основное звено образуют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов. Суды этого уровня обычно состоят из председателей и нескольких членов. Председатель выполняет функции, весьма сходные с функциями председателей районных (городских) судов. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В состав военных судов этого уровня также входят народные заседатели.

2. Среднее звено военных судов образуют суды военных округов, флотов, видов и групп войск. Их количество обусловлено в основном числом соответствующих военных структурных образований этого уровня. В состав военных судов среднего уровня входят председатели, их заместители, члены судов и народные заседатели. Круг прав и обязанностей председателя в основном тот же, что и у председателей аналогичных общих (гражданских) судов.

3. Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется военная коллегия. Полномочия председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ. Ему, как и заместителям Председателя этого суда, дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления в установленных законом случаях исполнения приговоров и других решений военных судов.

В соответствии со ст. 26 ФКЗ «О военных судах» статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, и иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.
Судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда: судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

Задачи военных судов в значительной мере сходны с задачами общих (гражданских) судов. Как и все правоохранительные органы, они призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Подобно иным органам судебной власти, военные суды наделяются полномочиями, свойственными органам данной ветви государственной власти. На них возложено отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и граждан, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества в подсистеме военных судов.

Сближает военные и общие (гражданские) суды также установленная для них равная обязанность руководствоваться в своей деятельности требованиями принципа законности. Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ, других законов и правовых актов; для них также обязательны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются одинаковыми процессуальными правилами, установленными ГПК и УПК, без каких бы то ни было изъятий. К примеру, подсудимый в военном суде, как и подсудимый в общем суде, пользуются в полном объеме процессуальными правами, которые дают ему возможность защищаться от предъявленного обвинения.

Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Они проявляются в ряде моментов. Во-первых, военным судам не даны полномочия конституционного контроля, дача разъяснения законодательства, обязательных для всех судов и должностных лиц, разбирательств и разрешения дел (материалов) об административных правонарушениях. Во-вторых, те полномочия судебной власти, которыми наделены эти суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают общие суды. Например военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Равным образом поставлена в жесткие рамки их деятельность по проверке правомерности действий и решений должностных лиц, ограничены возможности по исполнению решений об имущественных взысканиях. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).

Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная службы. Специфичность этих условий проявляется прежде всего в том, что в организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности Российской Федерации, необходимой боеспособности и боеготовности, поддержание воинской дисциплины и установленного порядка несения службы. Дислокация войск и сил флота не связывается с национально-территориальными или административно-территориальным делением Российской Федерации. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 года она «осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации». В определенных случаях войска и силы флота могут находиться за пределами РФ. Естественно, повсюду вместе с ними располагаются и военные суды.

Изложенные и некоторые другие факторы в значительной мере предопределяют особенности организации и основ деятельности военных судов. Одна из них - включение в единую систему российских судов. Надзор за их судебной деятельностью в конечном счете осуществляет Верховный Суд РФ, который надзирает также за судебной деятельностью общих (гражданских) судов. Это позволяет обеспечить единообразие, а значит и справедливое, применение закона как к обычным гражданам, так и к тем которые одеты в военную форму. Такой подход не является единственно возможным. В Росси до 1917 года и в ряде современных государств до настоящего времени военные суды считались и считаются частью армии, средством, с помощью которого командование достигает поставленные перед ними цели (судьи назначались и назначаются командирами или воинскими начальниками различных уровней, последние утверждали и утверждают приговоры, выступали и могут выступать в роли органа, проверяющего приговоры, высшие инстанции военных судов обособлялись и обособляются от соответствующих общегражданских судов с подчинением военному ведомству и т.д.).

Однако данная особенность организации и основ деятельности военных судов, проявляющаяся в том, что они объединены с общими (гражданскими) судами, сосуществует с другой – с наделением этих судов определенной автономией по отношению к другим судам. Подсистема военных судов строится не так, как подсистема общих (гражданских) судов. Построение последней, как было показано в предыдущих главах, «привязано» к национально-территориальному и административно-территориальному делению Российской Федерации. Построение же подсистемы военных судов прямо зависит от организации и дислокации войск и других воинских структур. Но, разумеется, без какого-то подчинения соответствующим органам военного управления этих судов при осуществлении ими правосудия и иных полномочий судебной власти.

Категория дел подведомственная военным судам.

Подведомственность уголовных дел военным судом в значительной мере предопределяется принадлежностью лица, привлекаемого к уголовной ответственности, к числу граждан, считающихся военнослужащими. По общему правилу эти суды рассматривают все уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также пребывающими в запасе гражданами, проходящими сборы.

Как отмечалось ранее, структура военных судов состоит из трех звеньев: основного, среднего и высшего.

Судам основного звена подсудны из общей массы уголовных дел, подведомственных военным судам всех уровней, дела о преступлениях лиц, имеющих воинское звание до подполковника или капитана 2–го ранга включительно (кроме дел о преступлениях, за которые в мирное время может быть назначена смертная казнь). Они рассматривают практически все гражданские дела, по которым допускается разбирательство в военных судах. С мая 1992 года к их ведению отнесено рассмотрение жалоб на решения о применении в качестве меры пресечения содержания под стражей. Прямое указание по данному поводу содержится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продлении срока содержания под стражей» от 27 апреля 1993 года № 3

На военные суды среднего звена возложено выполнение функций первой, второй (кассационной), а также судебных инстанций, призванных осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

По первой инстанции они уполномочены рассматривать уголовные дела:

- о преступлениях, совершенных лицами, имеющими воинские звания полковника или капитана 1-го ранга;

- о преступлениях лиц, занимающих должности от командира полка, командира корабля 1-го ранга и выше, и им равных по служебному положению;

- о всех преступлениях (в том числе лиц в звании до подполковника и капитана 2-го ранга), за которые в условиях мирного времени законом предусмотрена смертная казнь.

Важным и ответственным полномочием военных судов этого уровня, как и соответствующих общих судов, стал контроль за законностью и обоснованностью действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание или предварительное следствие, в случаях, когда их действия могут причинить ущерб конституционным правам граждан.

Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется Военная коллегия.

Эта коллегия также уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

В качестве суда первой инстанции она рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Одновременно с этими делами рассматриваются гражданские иски о возмещении имущественного ущерба, причиненного преступлением. Решение о принятии дела, подсудного нижестоящему суду, к своему производству Военная коллегия принимает по собственной инициативе или по инициативе Председателя Верховного Суда РФ либо Генерального прокурора РФ. Но при наличии соответствующего ходатайства подсудимого.

В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по отношению к не вступившим в законную силу приговорам и другим судебным решениям военных судов среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, - по отношению ко всем военным судам.

Как было отмечено выше, к ведению военных судов относится рассмотрение гражданских и уголовных дел. В этом их существенное сходство с судами общими (гражданскими).

Однако дела, которые могут попасть на рассмотрение военных судов, имеют свои особенности. Гражданские дела становятся предметом рассмотрения в этих судах лишь при следующих условиях:

- когда речь идет о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело о котором разбирается в военном суде.

- если гражданское дело возникло и подлежит рассмотрению там, где в силу каких-то обстоятельств не действуют общие суды. Это, к примеру, может произойти и по месту дислокации войск, расположенных за пределами РФ.

- когда возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, а также когда вызывает сомнения законность правового акта, принятого таким органом и должностными лицами.

Невоеннослужащий может предстать перед военным судом в качестве подсудимого, как правило, в следующих случаях: когда он совершает преступление во время прохождения военных сборов; когда он совершает преступление в местности, где нет общих судов; когда хотя бы один из его участников в совершении преступления - военнослужащий.

Список используемой литературы:

1. Конституция РФ 1993 г.

2. ФКЗ РФ «О военных судах» от 23.06.1999 г., СЗ РФ 1999 г. № 26.

3. ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» от 26.12.1996 г., СЗ РФ 1997 г. №1.

4. ФЗ РФ «Об обороне» от 31.05.1996 г., СЗ РФ 1996 г., № 23.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продлении срока содержания под стражей» от 27.04.1993 г. № 3.

Понятие и особенности организации военных судов в Российской Федерации

Исходя из особого правового статуса военнослужащих и приравненных к ним лиц, в рамках современной судебной системы Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее сформирована самостоятельная группа элементов, под общим обозначением «военные суды».

Военные суды – это составная часть отечественной судебной системы, приравненная к федеральным судам общей юрисдикции, сфера компетенции которых представлена отправлением правосудия в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках, воинских формированиях и органах государственной власти, в которых законом предусматривается несение военной службы.

При этом проводя характеристику военных судов необходимо отметить, что несмотря на некоторую схожесть с системой федеральных судов, рассматриваемую группу юрисдикционных органов отличает наличие ряда особенностей:

  1. Военные суды формируются по территориальному принципу, исходя из мест расположения и дисклокации воинских частей, военизированных учреждений и органов государственной власти;
  2. Отличаются наличием особой подсудности рассматриваемых категорий дел;
  3. Судопроизводство и судоговорение ведется исключительно на русском языке;
  4. Особый субъектный состав лиц, в отношении которых может осуществляться производство в военных судах: военнослужащие, включая лиц, проходящих военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных силах, иных войсках и формированиях, а равно в военизированных органах, и обладающих воинскими званиями. Кроме того, военные суды рассматривают дела в отношении граждан, проходящих военные сборы.

Одной из особенностей правового положения судей военных судов по сравнению с судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выступает больший объем неприкосновенности.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, например, в качестве одного из подтверждений приведенной точки зрения выступает то, что решение вопроса о рекомендации к назначению и прекращению полномочий всех военных судей принимается исключительно Высшей квалификационной коллегией судей РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Статус Конституционного Суда РФ подробнее , в отличие от гражданских судов, в которых соответствующие вопросы в отношении большинства судей могут разрешаться на уровне квалификационных коллегий субъекта РФ.

При этом необходимо обратить внимание на то, что лишь с 2009 года появилась возможность замещения должностей военных судей без воинского офицерского звания, до того времени соответствующее звание было обязательны условием для претендента на такую должность.

Сфера компетенции военных судов

Наряду с указанием на особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов, необходимо обратить внимание на то, какие конкретно категории дел могут разрешаться военным судом в отношении обозначенных выше лиц:

  • Гражданско-правовые и административные споры о защите нарушенных или оспариваемых прав военнослужащих;
  • Споры о защите прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц от действия органов военного управления, их должностных лиц и принимаемых решений;
  • Дела об уголовных преступлениях и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.

Применительно к последней категории необходимо обратит внимание на то, что дела об уголовных преступлениях военнослужащих относятся к юрисдикции военных судов независимо от того находятся они на военной службе (военных сборов) или уже уволены. Ключевым фактором в рассматриваемой сфере выступает совершение преступления в период прохождения соответствующей службы (сборов).

Кроме того, военные суды рассматривают материалы и выносят решения о применении мер пресечения в отношении подсудных военнослужащих, включая такие меры как заключение под стражу, домашний арест, выносят акты о проведении следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решений должностных лиц органов предварительного расследования и прокуратуры в отношении военнослужащих, и т.д.

Система и виды военных судов

Современная система военных судов, утвержденная на уровне российского федерального законодательства, предполагает наличие трехзвенной организации соответствующих органов, в которую входят гарнизонные, окружные суды и Коллегия по делам военнослужащих По данной теме мы уже выполнили решение задач Задачи по ГП РФ подробнее .

Гарнизонный военный суд – низшее звено системы военных судов, действующее на территории дислокации одного (или нескольких) военных гарнизонов, которым по первой инстанции рассматриваются все гражданские, административные и уголовные дела специальной юрисдикции, за исключением тех из них, которые прямо отнесены к подсудности иных звеньев системы военных судов. Судопроизводство по всем делам в гарнизонном суде ведется профессиональным судьей единолично.

Окружной (или флотский) военный суд – среднее звено системы военно-юрисдикционных органов, сфера действия которого распространяется на территорию одного или нескольких субъектов РФ, в пределах которых дислоцированы воинские части и иные учреждения, органы, формирования и войска. За исключением особенностей юрисдикции, свойства организации и деятельности окружного военного суда во многом схожи с организацией и деятельностью судов общей юрисдикции уровня субъекта РФ. В том числе, окружные суды также могут выступать в качестве первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также пересматривать составляющие компетенцию дела по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам, и т.д.

Военная коллегия Верховного суда По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее (Коллегия по делам военнослужащих) – третье звено отечественной системы военных судов, к подсудности которого отнесено:

Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также - органы), и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Основные задачи военных судов

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

1. нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

2. нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

3. нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подсудность дел военным судам

Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Система Военных судов

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Гарнизонный военный суд

(Гарнизон - войска, занимающие укрепленный пункт для охраны и обороны его в мирное и военное время, военные части, военные учебные заведения и учреждения, расположенные постоянно или временно в определенном населенном пункте или районе с установленными границами для охраны и обороны его в мирные и военные времена).

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Подсудность дел гарнизонному военному суду

Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу.

Гарнизонный военный суд принимает решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к его подсудности.

Председатель гарнизонного военного суда

Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель гарнизонного военного суда:

1) вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

2) организует деятельность суда;

3) распределяет обязанности между судьями;

4) контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, утверждает положение об аппарате суда;

5) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда

Заместитель председателя гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Окружной (флотский) военный суд

Окружной (флотский) военный суд действует на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду

Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают:

1) в первой инстанции дела, отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности окружного (флотского) военного суда;

2) дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;

3) дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых соответствующими судебной коллегией, судебным составом и вступивших в законную силу.

Председатель окружного (флотского) военного суда

Председатель окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель окружного (флотского) военного суда:

1) вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

2) организует деятельность суда;

3) созывает заседания президиума суда и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствует на заседаниях президиума;

4) распределяет обязанности между заместителями председателя суда;

5) решает в необходимых случаях вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию или судебный состав, а также решает вопросы о привлечении судей одной судебной коллегии или судебного состава для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии или судебного состава;

6) контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе;

7) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом.

Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда

Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда:

1) вправе участвовать в рассмотрении дел соответствующими судебной коллегией или судебным составом и председательствовать в судебных заседаниях;

2) организует работу соответствующих судебной коллегии или судебного состава;

3) контролирует работу аппаратов соответствующих судебной коллегии или судебного состава;

4) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда.

Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда осуществляет полномочия председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам

Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее - Военная коллегия) и военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном или кассационном порядке.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:

1) дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Военная коллегия рассматривает в апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Военная коллегия рассматривает в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям:

1) на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;

2) на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

Военная коллегия рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

Аппараты военного суда и Военной коллегии

Аппараты военных судов и Военной коллегии обеспечивают осуществление правосудия соответственно военными судами и Военной коллегией, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства, прием граждан и выполнение других функций суда, предусмотренных федеральным законом.

Деятельностью аппарата военного суда руководит председатель соответствующего военного суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда (за исключением аппарата Военной коллегии) определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Структура и штатное расписание аппарата Военной коллегии устанавливаются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Работники аппаратов военного суда и Военной коллегии являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О военных судах Российской Федерации

(с изменениями на 16 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

Принят
Государственной Думой
20 мая 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
9 июня 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Военные суды Российской Федерации

2. Окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

3. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"), настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 3. Осуществление правосудия военными судами

Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 4. Основные задачи военных судов

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судов

1. Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах

Судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Статья 7. Подсудность дел военным судам

1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам (пункт дополнительно включен с 4 мая 2010 года Федеральным конституционным законом от 30 апреля 2010 года N 3-ФКЗ).

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2_1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

3_1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ).

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

6_1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

7. Часть утратила силу с 14 марта 2011 года - Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию.

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Глава II. СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ

Статья 8. Система военных судов

1. В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

2. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (далее также - Судебная коллегия по делам военнослужащих) и окружных (флотских) военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном или кассационном порядке.

2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает в первой инстанции:

1) дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

1_1) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

2) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

5. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, и в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в кассационном порядке.

Статья 10. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

1. Судебная коллегия по делам военнослужащих действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам.

2. Судебная коллегия по делам военнослужащих формируется в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и судей этой коллегии (далее также - судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих).

3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

1) в первой инстанции административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

2) дела по жалобам, представлениям на решения, приговоры, определения и постановления кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

4. Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским, административным и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: