Особенности аис в судах общей юрисдикции гас правосудие

Обновлено: 26.04.2024

30 декабря 2021 г. был принят Федеральный закон № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 440-ФЗ). Под классически ничего не говорящим названием скрывается закон о внесении изменений в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, связанных с развитием «электронного правосудия», так, как его понимает государство в 2021 году.

Содержание закона в целом можно свести к тезису — всё в электронном виде (можно будет подать/получить, когда-нибудь). Предполагается, что участники судопроизводства смогут в электронном виде подавать:

исковые заявления, заявления, жалобы, включая апелляционные и кассационные, иные документы;

направлять копии искового заявления и отзывы лицам, участвующим в деле;

знакомиться с материалами дел в судах;

получать судебные извещения и судебные акты;

участвовать в судебном заседании посредством веб-конференции;

допрашивать свидетелей и экспертов.

Закон № 440-ФЗ не заинтересовал пользователей Портала, кроме информационных заметок с цитированием закона не обнаружил никаких комментариев по нему. Хотя, на мой взгляд, то, как российское государство понимает в 2021 году «электронное правосудие» и как, по мнению чиновников, оно должно развиваться, надо знать, это безусловно отразится на всех участниках судопроизводства.

Отчасти отсутствие интереса понятно, законодатель использовал в 440-ФЗ очень общую и непонятную, да ещё и альтернативную, формулировку, все указанные выше документы будут подаваться в суд «посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), либо информационной системы, определенной ВС РФ, Судебным департаментом при ВС РФ, либо систем электронного документооборота участников арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

Из этой формулировки обычному юристу понятно… примерно ничего. Поэтому я попытался разобраться для себя, что же означает эта формулировка, и как и когда всё это будет работать.

Формулировка эта, как я понимаю, означает примерно следующее.

В настоящее время, как вы знаете, для электронной подачи документов участники судопроизводства используют две электронные системы, не пересекающиеся, не взаимодействующие и построенные на разных принципах, ГАС Правосудие (созданную ФГУП НИИ «Восход» и администрируемую Судебным департаментом при ВС РФ) - для взаимодействия с судами общей юрисдикции, и МойАрбитр (созданный компанией ПравоТех) - для взаимодействия с арбитражными судами.

ГАС «Правосудие» пользователи традиционно ругают за ужасный интерфейсi, хотя, как сказала как-то Елена Авакян, нужно учитывать, что ГАС «Правосудие», в отличие от продукта ПравоТех, - создавалось для «внутреннего пользователя», для судей, прежде всего. То есть, разработчики в принципе не ставили задачу создания удобного интерфейса для «внешних пользователей». Для «внутреннего пользователя» в составе ГАС «Правосудие» действует более 20 подсистем, обеспечивающих автоматизацию документооборота, сбора, обработки и учета данных, рассылки нормативных и ведомственных актов, доступ к справочно-правовым базам федерального и местного законодательства. Среди них: «Право», «Административное управление», «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений», «Финансовый контроль», «Кадры», «Документооборот и обращения граждан». А для соблюдения требований информационной безопасности в составе ГАС «Правосудие» выделены три контура документооборота: защищенный, ведомственный и публичный. То есть, ругая интерфейс системы, нужно просто понимать, ГАС «Правосудие» в целом — создавалось не для нас.

Для нас же в данном случае более важно, что эти системы построены на разных принципах, ГАС Правосудие — территориально распределено, «привязано» к сайту конкретного суда общей юрисдикции. А МойАрбитр — единая централизованная система, не привязанная к сайту конкретного арбитражного суда.

8 октября 2021 года в Совете Федерации состоялся круглый стол, посвященный обсуждению перспектив использования технологий удаленного доступа при отправлении правосудия, на котором, в частности, выступил директор Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства Минюста России Владимир Шведовii.

Минюст последние несколько лет реализует федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которые предполагают принятие закона об унификации правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств в электронной форме, а также о допустимости электронных доказательств и закон, закрепляющий гарантии участников процесса на дистанционное участие в судебных заседаниях.

По словам Владимира Шведова, возможность представления документов через две эти системы будет сохранена, а доступ к ним предполагается обеспечить через портал госуслуг, причем речь идет не о возможности авторизации с использованием учетной записи в ЕСИА (что уже реализовано), а о создании на портале госуслуг личного кабинета участника судопроизводства, с помощью которого можно будет подавать документы, знакомиться с материалами дела и проходить авторизацию для участия в онлайн-заседаниях.

Его слова ещё в мае 2021 года подтверждал глава Совета судей РФ Владимир Момотов, указывая, что «Электронные системы помощи в доступе граждан к правосудию планируется объединить в единый «суперсервис», запуск которого ожидается в 2024 году под названием «Правосудие онлайн»iii.

Запуск суперсервиса «Правосудие онлайн» планировался в 2021 году, но в конце прошлого года Минцифры сообщило, что он сдвинут на конец 2022 годаv.

Сдвиг срока понятен, поскольку, как пишет Ъ, Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» Судебного департамента при Верховном суде РФ заключил контракт на разработку сервиса «Правосудие онлайн» стоимостью 840 млн рублей с ООО «Орбита-сервис» - только в ноябре 2021 годаvi.

А в 2024 году, как предполагается, в «Правосудие онлайн» заработает биометрическая аутентификация участников судебного процесса, уведомления участникам по делу начнут приходить в личный кабинет на портале госуслуг. Более того, в суперсервисе будет реализована возможность получить доступ к материалам дела.

До сентября 2022 года, как указывает Ъ, подрядчик (единственный участник закупки) ООО «Орбита-сервис» должен превратить устаревшую систему ГАС «Правосудие» в суперсовременный онлайн-сервис, который объединит в себе весь комплекс услуг, необходимых для обращения в суд. ГАС «Правосудие» должно перейти от территориально-распределенной системы поддержки судов общей юрисдикции к централизованной обработке информации о делах — это позволит обеспечить формирование единого электронного дела на всем протяжении его рассмотрения в судах разных инстанций. Для этого контрактом предусмотрено создание подсистемы «Судебное делопроизводство», которая обеспечит сквозную нумерацию дел в рамках всей судебной системы и будет отражать их движение по этапам.

Так что можно надеяться, что к 2023 году в судах общей юрисдикции дело будет иметь единый сквозной номер.

В документах закупки, как пишет Ъ, отмечается, что система «должна иметь возможность распределения дел на судей в ручном и автоматическом режиме». При этом, в случае ручного распределения должна быть указана причина и должна иметься возможность формирования отчета со списком дел суда, которые в заданном периоде распределялись вручную. Как вы знаете, система автоматического распределения дел между судьями действует с 2018 года, причём на основании норм процессуальных кодексов. Однако, не секрет, что дела, которые распределялись конкретному судье «вручную», были и будут.

Отрадно, что из процитированной мной в начале заметки общей формулировки видно, что до закона не дошла «информационная система организации федеральной почтовой связи», которая на этапе разработки законопроекта также рассматривалась в качестве одного из способов подачи в суд документов в электронной форме. К счастью, лоббистских возможностей «Почты России», видимо, не хватило.

Что касается «биометрической аутентификации участников судебного процесса», на этапе разработки закона возник спор по вопросу о том, какая система будет использоваться при авторизации участников процесса, необходимой для подключения к веб-конференции: ЕСИА или Единая биометрическая система. ВС РФ считал, что второй вариант более предпочтителен с точки зрения обеспечения достоверности идентификации – использование биометрических данных поможет предотвратить злоупотребления в виде подмены личности, признавая, что этот вариант и более сложен, так как предполагает, во-первых, сбор таких данных, а во-вторых, необходимость использования устройств, позволяющих осуществлять биометрическую идентификацию.

Этот вариант в итоге и был реализован, Федеральным законом № 440-ФЗ статья 56 АПК РФ дополнена частью 4.1. о том, что «Установление личности свидетеля при его допросе путем использования системы веб-конференции осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ (далее - единая биометрическая система)».

Но когда эта Единая биометрическая система будет создана и запущена, информации нет. Определённо можно говорить только то, что не в ближайшее время, точно не в 2022 году. Отдельный вопрос, что для полноценной работы такой системы ещё нужно собрать у сотен тысяч участников процесса «биометрические персональные данные».

При этом, коллеги, участвующие в судебных заседаниях в Арбитражном суде г. Москвы, описывают новую, запущенную буквально на днях, электронную систему входа в АСГМ так, что «меня терзают смутные сомнения. ». Для входа в АСГМ необходимо дать терминалу сфотографировать себя (без маски), затем отсканировать в терминал свой паспорт.

В заключение хочу отметить, что вся эта деятельность курируется несколькими ведомствами, причём отнюдь не под руководством Верховного Суда РФ.

Показательно, что законопроект № 1144921-7, который стал Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 440-ФЗ и которым внесены изменения в процессуальные кодексы, разработал Минюст, а внесло в Госдуму - Правительство, а не Верховный Суд.

В итоге развитие «электронного правосудия» осуществляется в рамках федеральных проектов «Информационная инфраструктура» и «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Курирует последнюю - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры).

Кроме Минцифры в обсуждении и реализации этих вопросов участвует и Минюст России.

Поэтому когда и как именно будут функционировать электронные сервисы в судах, я думаю, не могут сейчас точно сказать ни ВС РФ, ни Минцифры, ни Минюст. Басня про эффективность работы «лебедя, рака и щуки» вряд ли утратила актуальность.

Пока же, в силу п. 2 ст. 7 Федерального закона № 440-ФЗ, положения процессуальных кодексов в редакции этого федерального закона будут применяться при наличии технической возможности в конкретном суде. Это означает, что по крайней мере до конца 2022 года ничего для участников судопроизводства не изменится.

i Кстати, 30 ноября 2021 года ГАС «Правосудие» исполнилось 15 лет.

ii Далее цитируется по: Шувалова М. Электронное правосудие в России: новый этап (Гарант.ру, 14 октября 2020 г.).

2.1. Особенности делопроизводства по приему, учету,

регистрации документов, поступивших в суд в электронном

виде, в том числе в форме электронного документа,

в рамках административного, гражданского и уголовного

судопроизводства, а также направлению судом судебных актов

в форме электронных документов

(введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ

от 17.04.2017 N 71)

2.1.1. Документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в рамках административного, гражданского и уголовного судопроизводства, а также жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае фиксации этого административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - документы в электронном виде) подаются в суд в соответствии с Порядком подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (далее - Порядок), посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", способами, строго определенными в данном Порядке.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 22.12.2021 N 244)

(см. текст в предыдущей редакции)

Причины, в силу которых документы, поданные в суд в электронном виде, считаются не поступившими, определяются Порядком.

2.1.2. Председатель (исполняющий обязанности председателя) суда из числа работников аппарата суда назначает лицо (лиц), ответственное (ответственных) за прием, обработку и регистрацию документов, поступивших в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, которым предоставляется доступ к соответствующим подсистемам ГАС "Правосудие" (далее - уполномоченный работник аппарата суда, ответственный за прием документов в электронном виде, и (или) их регистрацию), определяет его (их) обязанности, а также порядок его (их) замещения на случай отсутствия.

Уполномоченный работник аппарата суда, ответственный за прием документов в электронном виде и (или) их регистрацию, проверяет соответствующие подсистемы ГАС "Правосудие" на предмет поступления электронных документов, не менее двух раз в течение рабочего дня.

2.1.3. При поступлении документов в электронном виде уполномоченный работник аппарата суда, ответственный за прием документов в электронном виде и (или) их регистрацию, проверяет соблюдение условий подачи документов, предусмотренных Порядком.

После проверки соблюдения условий подачи документов, поданных в суд в электронном виде, уполномоченным работником аппарата суда, ответственным за прием документов в электронном виде и (или) их регистрацию, в личный кабинет заявителя (пользователя) в тот же день направляется в автоматическом режиме уведомление о получении либо об отклонении по причинам, перечисленным в пункте 4.5 Порядка, с обязательным указанием причин, по которым документы не могут считаться поступившими в суд. При отсутствии технической возможности в автоматическом режиме указать причины отказа в приеме документов, поданных в электронном виде, уведомление подлежит направлению уполномоченным работником аппарата суда на адрес электронной почты заявителя или иными способами.

2.1.4. После осуществления действий, связанных непосредственно с приемом и просмотром поступивших документов в электронном виде, предусмотренных разделом 4 Порядка, уполномоченным работником аппарата суда, ответственным за прием документов в электронном виде и (или) их регистрацию, в течение рабочего дня производятся действия по переводу документов, перечисленных в пункте 4.6 Порядка, на бумажный носитель. При необходимости список подлежащих переводу на бумажный носитель документов может быть расширен председателем соответствующего суда. На лицевой части первого листа распечатанного обращения (искового заявления, заявления, административного искового заявления, представления, жалобы, ходатайства и т.д.) проставляется штамп (делается отметка) "Поступил в электронном виде".

В случае отсутствия каких-либо документов, из указанных в приложении, составляется акт в двух экземплярах (приложение N 2), которые приобщаются к поступившим документам.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.01.2018 N 2)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1.5. Поступившие документы в электронном виде подлежат регистрации в соответствии с разделом 2 настоящей Инструкции. При этом при регистрации в журнале входящей корреспонденции, в ПС ГАС "Правосудие" и формируемом реестре на бумажном носителе делается дополнительная отметка "эп".

При отсутствии соответствующей технической возможности автоматической передачи (выгрузки из личного кабинета уполномоченного работника аппарата суда) в ПС ГАС "Правосудие" данных о поступлении документов в электронном виде уполномоченным работником аппарата суда осуществляется ввод соответствующих данных в ПС ГАС "Правосудие" в ручном режиме, в том числе с использованием технических средств, электронных носителей информации и т.д.

2.1.6. Обработка поступивших документов в электронном виде, в том числе передача их для рассмотрения, обеспечение доступа уполномоченных работников аппарата суда, судей к поступившим документам определяется в порядке, установленном председателем суда с учетом имеющейся технической возможности в суде и положений настоящей Инструкции, установленных для документов на бумажном носителе.

2.1.8. Информация о принятии искового заявления (заявления) к производству суда, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается уполномоченным работником аппарата суда на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено ГПК РФ, а по делам с сокращенными сроками рассмотрения - не позднее чем за три дня до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия (часть 7 статьи 113 ГПК РФ).

Информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается уполномоченным работником аппарата суда на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено КАС РФ (часть 7 статьи 96 КАС РФ). В случае если установленный законом срок рассмотрения и разрешения административного дела, жалобы составляет 15 дней или менее, а также в случаях удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела, отложения судебного разбирательства административного дела на срок менее 15 дней, назначения предварительного судебного заседания, судебного заседания по административному делу ранее чем по истечении 15 дней со дня принятия административного искового заявления к производству судьей (со дня проведения предыдущего заседания), указанная информация размещается уполномоченным работником аппарата суда на официальном сайте суда в сети "Интернет" не позднее следующего дня со дня вынесения определения.

Данная информация подлежит внесению уполномоченным работником аппарата суда в ПС ГАС "Правосудие".

Извещение о времени и месте рассмотрения административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, административного дела о признании информационных материалов экстремистскими не позднее десяти дней до дня проведения судебного заседания размещается уполномоченным работником аппарата суда на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" в соответствии с Регламентом размещения на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" извещений о времени и месте рассмотрения административных дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, о признании информационных материалов экстремистскими, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 203 (далее - Регламент N 203).

Документами, подтверждающими размещение уполномоченным работником аппарата суда на его официальном сайте в сети "Интернет" сведений о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, в том числе дату размещения указанных сведений, являются: отчет (квитанция) ГАС "Правосудие" о публикации судебного акта, в котором содержатся данные сведения, на официальном сайте суда в сети "Интернет", в том числе в режиме ограниченного доступа; отчет (квитанция) ГАС "Правосудие" о размещении информации на официальном сайте суда в сети "Интернет", в которых отражается информация о дате и времени судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. Уполномоченным работником аппарата суда осуществляется распечатка отчета (квитанции) ГАС "Правосудие" о публикации судебного акта на официальном сайте суда в сети "Интернет" или копии страницы официального сайта суда, содержащие дату и время размещения (публикации судебного акта) информации и саму информацию о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, которые приобщаются к материалам дела.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 22.12.2021 N 244)

(см. текст в предыдущей редакции)

Размещение информации, связанной с рассмотрением судом уголовного дела, на официальном сайте суда в сети "Интернет" является дополнительным способом информирования участников уголовного судопроизводства о времени и месте судебного заседания.

При наличии доказательств о надлежащем извещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, являющихся сторонами и другими участниками процесса, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, о времени и месте первого судебного заседания (предварительного судебного заседания) в соответствии с требованиями статьи 113 ГПК РФ, статьи 96 КАС РФ (получение, в том числе по электронной почте, судебного извещения либо вызова в предварительное судебное заседание, судебное заседание и (или) копия определения по делу о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, назначении времени и места судебного заседания, об отложении судебного разбирательства, а для лица, вступившего (привлеченного) в процесс после возбуждения производства по делу, - определения об удовлетворении ходатайства о вступлении в дело, определения о привлечении в качестве третьего лица либо заинтересованного лица к участию в деле; для лица, не участвовавшего в деле, но обжаловавшего принятый в отношении его прав и обязанностей судебный акт, - определения о принятии апелляционной жалобы) указанные лица могут извещаться о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем размещения соответствующей информации уполномоченным работником аппарата суда на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сроки, указанные в части 3 статьи 113 ГПК РФ, части 7 статьи 96 КАС РФ, внесения данной информации в ПС ГАС "Правосудие". Копии судебных актов о назначении времени и места судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия по административным делам размещаются на официальном сайте суда в сети "Интернет" в разделе, доступ к которому предоставляется лицам, участвующим в деле, и иным участникам процесса, в том числе посредством личного кабинета.

Лицам, указанным в части 2.1 статьи 113 ГПК РФ, части 8 статьи 96 КАС РФ, уполномоченным работником аппарата суда направляются на бумажном носителе судебные извещения или вызовы, судебные акты (копии судебных актов) о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной (частной) жалобы или представления; о принятии к производству заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; о назначении судебного заседания после принятия итогового судебного акта по делу (например, решения суда первой инстанции, определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебного акта суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса) для разрешения вопроса (заявления), подлежащего рассмотрению в рамках данного дела (например, вопроса о принятии дополнительного решения (определения, постановления), заявления о возмещении судебных расходов).

При отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций, в том числе являющихся сторонами и другими участниками процесса, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, по их ходатайству судебные извещения и вызовы направляются по поручению судьи уполномоченным работником аппарата суда без использования сети "Интернет".

Лица, участвующие в деле, участники уголовного судопроизводства могут извещаться о времени и месте судебного заседания путем направления им уполномоченным работником аппарата суда по поручению судьи извещений или вызовов по электронной почте при наличии их согласия на извещение посредством указания адреса электронной почты в тексте обращения в суд, а также при подаче обращения в суд в электронном виде посредством заполнения соответствующей формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет". Данная информация подлежит внесению уполномоченным работником аппарата суда в ПС ГАС "Правосудие", в случае необходимости по поручению судьи осуществляется распечатка на бумажном носителе информации, подтверждающей направление извещения по электронной почте.

Информация, размещенная на официальном сайте суда о движении дела и предоставленная лицам, участвующим в деле, в режиме ограниченного доступа, должна соответствовать информации, содержащейся в ПС ГАС "Правосудие".

(п. 2.1.8 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.10.2019 N 238)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1.9. Судебное постановление по гражданскому делу (судебный приказ, решение суда, определение суда), за исключением постановления, содержащего сведения, составляющие охраняемую законом тайну, резолютивная часть решения суда по гражданскому делу (статьи 13, 197, 199 ГПК РФ), судебное решение по уголовному делу, за исключением решения, содержащего сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, затрагивающие безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, решения по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности (статья 474.1 УПК РФ), судебные акты (решения, определения, постановления, судебные приказы) по административному делу, их резолютивная часть, за исключением судебного акта, содержащего сведения, составляющие охраняемую законом тайну (статьи 16, 177, 179 КАС РФ) (далее - судебный акт), могут быть выполнены (изготовлены) в форме электронного документа, который подписывается судьей (судьями) усиленной квалифицированной электронной подписью.

При выполнении судебного акта в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр на бумажном носителе. Экземпляр судебного акта на бумажном носителе, подписанного собственноручно судьей (судьями), подлежит обязательному приобщению к материалам дела. Экземпляр судебного акта в форме электронного документа хранится в ПС ГАС "Правосудие".

Судебный акт в форме электронного документа подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием ключа электронной подписи и соответствующего программного обеспечения. После подписания судьей (судьями) судебного акта в форме электронного документа соответствующий файл (файлы) передается уполномоченному работнику аппарата суда с использованием имеющихся технических средств в суде, электронных способов и носителей информации для направления в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством.

Копия судебного акта, принятого до вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти", по ходатайству (заявлению) лица, участвующего в деле, участника уголовного судопроизводства и при наличии технической возможности может быть изготовлена и направлена в виде электронного образа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Копия судебного акта в виде электронного образа для направления лицам, участвующим в деле, изготавливается уполномоченным работником аппарата суда посредством сканирования судебного акта, выполненного на бумажном носителе, подлежит заверению усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, председательствующего по делу, а в случае его отсутствия - председателя суда (заместителя председателя суда). Данная копия судебного акта передается уполномоченному работнику аппарата суда с использованием имеющихся технических средств в суде, электронных способов и носителей информации для размещения на официальном сайте суда в сети Интернет в режиме ограниченного доступа посредством ГАС "Правосудие".

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 22.12.2021 N 244)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подписание судебного акта в форме электронного документа, копии судебного акта в виде электронного образа осуществляется отсоединенной усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, формируемой в виде отдельного файла в формате SIG. При подписании документа несколькими судьями каждая электронная подпись должна содержаться в отдельном файле.

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 22.12.2021 N 244)

О направлении копий судебных актов в электронном виде, решения суда, выполненного в форме электронного документа) делается соответствующая отметка в ПС ГАС "Правосудие" и справочном листе с указанием имени файла и даты направления.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.10.2019 N 238)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2.1.9 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 04.03.2019 N 42)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1.10. Поступившие в суд первой инстанции апелляционные, кассационные жалобы, представления в электронном виде подлежат распечатыванию в соответствии с Порядком и пунктом 2.1.4 настоящей Инструкции и в установленный срок вместе с делом направляются в апелляционную, кассационную инстанцию посредством почтовой связи общего пользования в регистрируемых почтовых отправлениях (заказных бандеролях, посылках и т.д.) либо направляются посредством иных видов почтовой связи, нарочным (курьерами) или специальными службами доставки.

(п. 2.1.10 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.10.2019 N 238)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подборка наиболее важных документов по запросу Личный кабинет гас правосудие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Личный кабинет гас правосудие

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Личный кабинет гас правосудие

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Применение информационных технологий в гражданском и арбитражном процессе (электронное правосудие)
(Ярошенко Т.В.)
("Мировой судья", 2021, N 3) 1) возможность подачи искового заявления и других процессуальных документов посредством сети Интернет, которая осуществляется в арбитражных судах через сервис "Мой арбитр", а в судах общей юрисдикции - через личный кабинет пользователя в государственной автоматизированной системе "Правосудие";

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Процессуальные последствия динамики улучшения уровня судебной защиты в условиях цифровой экономики
(Валеев Д.Х., Нуриев А.Г.)
("Российский судья", 2020, N 7) Представляется, что ответ должен быть отрицательным, развитие количества дел обусловлено автоматизацией процесса принятия искового заявления и иных процессуальных документов, которая предполагает упрощение порядка подачи документов с учетом введения цифровых технологий в алгоритм подачи документов. В данном случае речь не идет об использовании алгоритмов искусственного интеллекта со стороны органов публичной власти при решении вопроса о возможности возбуждения дела в суде, в настоящее время идет лишь речь об автоматизации процессов предъявления процессуальных документов в суд, которые осуществляются работниками аппаратов судов. В данном ключе не искусственный интеллект, а работник аппарата осуществляет первичную обработку и проверку поступившего процессуального документа, и это приводит, с одной стороны, к разгрузке занятости судьи, который уже освобождается от необходимости проверки явно неподсудных ему обращений, и, с другой стороны, автоматизация процесса создает гарантии для участника процесса, так как его действия в автоматическом режиме отражаются в личном кабинете на портале ГАС "Правосудие" при наличии сомнения в объективности действий работника аппарата суда.

Нормативные акты: Личный кабинет гас правосудие

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57
"О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" система автоматизации судопроизводства - программно-технический комплекс, обеспечивающий ведение судебного делопроизводства, закрепление в электронном виде результатов и хода осуществляемых судом и другими участниками судопроизводства процессуальных действий (в частности, Автоматизированная информационная система Верховного Суда Российской Федерации, Государственная автоматизированная система "Правосудие", иные автоматизированные информационные системы судов общей юрисдикции, комплекс автоматизированных информационных систем арбитражных судов, включая автоматизированную информационную систему "Судопроизводство", программный комплекс "Судебно-арбитражное делопроизводство", информационные системы "Мой арбитр", "Картотека арбитражных дел", "Банк решений арбитражных судов");

Подборка наиболее важных документов по запросу Подсистемы ГАС Правосудие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Подсистемы ГАС Правосудие

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Председатель федерального суда общей юрисдикции в системе организации ведения судебного делопроизводства
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2020, N 4) - определяет обязанности ответственных работников аппарата суда по приему документов в электронном виде в подсистеме ГАС "Правосудие" (п. 2.1.2 Инструкции по делопроизводству в районном суде);

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Информатизация правоприменительной деятельности как фактор совершенствования механизмов упрощенного судопроизводства в гражданском процессе
(Хисамов А.Х., Шакирьянов Р.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 8) Можно констатировать, что в настоящее время нормативно обеспечен системно-единообразный подход к вопросам обеспечения доступа к правосудию по делам, рассматриваемым мировыми судьями и судьями федеральных судов общей юрисдикции как в порядке общеискового, так и в упрощенных видах судопроизводства. Вместе с тем существующие в настоящее время технологические проблемы реализации данного принципа в связи с использованием мировыми судьями ПИ Амирс и Крок, не интегрированных в своем функционировании с подсистемами ГАС "Правосудие", реализующими возможность на подачи документов в электронном виде через официальный сайт суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выступают, безусловно, актуальным направлением совершенствования данного компонента.

Нормативные акты: Подсистемы ГАС Правосудие

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161
(ред. от 24.12.2021)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов" Документы, принятые работником приемной суда, подлежат регистрации в соответствующих подсистемах ГАС "Правосудие" (ПИ "Документооборот и обращения граждан", ПИ "Судебная корреспонденция" и др.), иных автоматизированных системах ведения судебного делопроизводства, после чего формируется и распечатывается соответствующий реестр и осуществляется передача в день приема по принадлежности под расписку лицу, непосредственно которому переданы документы, с указанием фамилии, инициалов и занимаемой им должности, а в исключительных случаях - не позднее 10.00 следующего рабочего дня, а в случаях, если законодательством Российской Федерации установлены сокращенные сроки рассмотрения определенных категорий дел, - незамедлительно. В случае если работником приемной суда приняты документы по конкретному делу непосредственно в день, на который назначено рассмотрение соответствующего дела, данные документы подлежат передаче по принадлежности незамедлительно.


После вступления в силу Федерального Закона от 23 июня 2016 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» появилось множество вопросов относительно нового порядка подачи документов в суды общей юрисдикции через ГАС «Правосудие».

В связи с этим, команда правового партнерства «Ефимов и партнеры» решила подробно рассмотреть и описать порядок и некоторые вопросы подачи документов через интернет в суды общей юрисдикции.

Верховный суд РФ тремя различными приказами утвердил правила, по которым с 1 января регламентируется новый порядок подачи документов в Верховный суд Российской Федерации, Арбитражный суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции через Интернет.

Относительно судов общей юрисдикции действует Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251 в соответствии с положениями которого и происходит подача документов в суды общей юрисдикции через Интернет.

Прежде всего необходимо пройти процедуру регистрации в ЕСИА на портале «Государственные услуги», нажав на кнопку зарегистрироваться.

ЕСИА – это Единая Система Идентификации и Аутентификации, авторизация в которой является простой электронной подписью при подаче документов (о видах электронной подписи расскажем позже).

На портале «Государственные услуги» существует три типа учетных записей:

От того какой у вас тип учетной записи зависит количество услуг, которыми можно воспользоваться с помощью портала «Государственные услуги». Поэтому, регистрация в ЕСИА поможет не только в подаче документов в суд через Интернет, но и при получении различных государственных услуг (подробнее о ЕСИА, подробнее о видах учетных записей).

Примечание: подтвержденная учетная запись позволяет получить полный доступ к государственным услугам и воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Подтвержденная учетная запись поможет Вам значительно сэкономить как время, так в некоторых случаях и нервы при обращении за различными государственными услугами. Поэтому мы рекомендуем пользоваться подтвержденной учетной записью ЕСИА.

Подача документов в суд

Для подачи документов в суды общей юрисдикции через Интернет необходимо воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Для этого заходим на портал системы, в правом верхнем углу нажимаем «вход». Для входа и авторизации в системе используется Ваша учетная запись в Единой Системе Идентификации и Аутентификации, которую Вы зарегистрировали ранее на портале «Государственные услуги».


После страницы входа в ГАС «Правосудие» попадаем на следующую страницу. Ставим галочку в подтверждение того, что мы соглашаемся с условиями Пользовательского соглашения и обработкой персональных данных. Нажимаем «войти» и вводим свои данные аккаунта ЕСИА. Войти в систему ГАС «Правосудие» можно и с помощью электронной подписи.


Далее попадаем на первую страницу и вместо кнопки «вход» уже появилась наша фамилия и инициалы. Нажимаем «подать обращение» либо вкладку «новое обращение» в соответствующем разделе.


После нажатия вкладки «подать обращение» попадаем на страницу, где нам необходимо выбрать вид нашего обращения. Стоит отметить, что система на данный момент не работает с мировыми судьями и делами, связанными с КоАП РФ. На выбор у нас подача заявлений в рамках КАС и обычные гражданские дела. Мы выбрали вкладку «Заявление по иным производствам»


Далее попадаем на страницу формирования заявления. Наши данные из ЕСИА автоматически вводятся в соответствующие поля (персональные данные по понятным причинам скрыты). Нам остается добавить доверенность, ввести данные заявителя, выбрать суд, добавить заявление и приложения к нему. После чего нажимаем «сформировать запрос».

Для подачи заявлений в арбитражный суд по-прежнему действует система «Мой арбитр». Поэтому нажав «Обращение в арбитражный суд» система направит нас в «Мой арбитр».


Черновики обращений, ранее поданные обращения, их движение отображаются во вкладке «История обращений». В данной вкладке отображается само обращение, суд в который подано заявление, вид заявления и его текущий статус. Как мы можем видеть административное исковое заявление имеет статус «Принято к производству», а заявление по иным производствам статус «Технический отказ в приеме обращения». Это связано с отсутствием технической возможности принимать заявления через систему ГАС «Правосудие» в данном суде, а не с ошибками в подаче или оформлении документации (о техническом отказе поговорим позже).


В суды общей юрисдикции через систему ГАС «Правосудие» можно подавать как электронный образ документа (то есть обыкновенную скан-копию документа) так и электронный документ (то есть документ который изначально создается не на бумаге, а в электронной форме).

Электронные образы документов, которые мы подаем через систему ГАС «Правосудие» нужно скрепить электронной подписью (простой или усиленной квалифицированной).

К электронным образам документов, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно приложить доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия лица на подачу документов (например, доверенность в которой указаны полномочия этого лица на подачу документов в суд либо на ведение дел в суде). В противном случае в принятии документов Вам будет отказано.

Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования. Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм). Файл электронного образа документа должен быть в формате PDF, его размер не должен превышать 30 Мб.

Полный перечень требований к электронным образам документов, электронным документам описывается в пунктах 2.2, 2.3 Приказа Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251. Рекомендуем дополнительно ознакомится с данным Приказом.

Электронная подпись. Виды электронных подписей. Порядок использования электронных подписей в зависимости от вида документов.

Электронная подпись – это замена рукописной подписи. Электронные подписи (ЭП) подразделяются на следующие виды: Простую и Усиленную. Усиленная в свою очередь на Квалифицированную и Неквалифицированную.

Для создания и проверки подлинности Электронной подписи нужен ключ электронной подписи. Ключом электронной подписи является уникальная последовательность символов с помощью которой и проверяется подлинность электронной подписи.

В пункте 1.3 Порядка говорится о том, что в качестве ключа простой ЭП используется учетная запись физического лица ЕСИА. То есть, если лицо пришло авторизацию на портале «Государственные услуги», то электронные образы документов (то есть скан-копии бумажных документов), которые оно отправит в суд автоматически будут заверены простой электронной подписью.

Примечание: возвращаясь к вышесказанному, еще раз отметим, что необходимо отличать между собой понятия электронный образ документа и электронный документ, от типа документа зависит порядок его скрепления определенным видом электронной подписи.

Электронные образы документов нужно заверять простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной подписью, а электронные документы – только усиленной квалифицированной подписью.

Электронные документы должно подписать электронной подписью лицо, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее. (то есть автор электронного документа должен подписывать документ УКЭП).

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания электронный документ не менялся.

УКЭП должна быть в отдельном файле (отсоединенная электронная подпись), присоединенная подпись не допускается.

Существует перечень документов, которые можно подать через систему ГАС «Правосудие», только если они будут скреплены усиленной квалифицированной электронной подписью. К ним относятся:

  1. заявление об обеспечении иска (ч. 1 ст. 139 ГПК РФ);
  2. заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 1.1 ст. 86 КАС РФ);
  3. исковое заявление, которое содержит ходатайство об обеспечении иска (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ);
  4. административное исковое заявление, которое содержит ходатайство о применении мер предварительной защиты (ч. 9 ст. 125 КАС РФ);
  5. ходатайство о приостановлении исполнения судебных постановлений (ч. 1 ст. 381, ч. 1 ст. 391.5 ГПК РФ).

Более подробно об электронной подписи можно узнать из Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»

Технический отказ в приеме обращения. Причины.

Существуют основания для отказа в принятии документов через систему ГАС «Правосудие». Технический отказ мы получим в случае, если документы, поданные через систему в суд не соответствуют положениям пункта 4.5 Приказа.

Кроме того, положения Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, Гражданского Процессуального Кодекса РФ и Кодекса Административного Судопроизводства РФ в новой редакции применяются только при наличии в судах технической возможности (часть 4 статьи 12 Закона № 220-ФЗ).

Это означает, что если, к примеру, в суде общей юрисдикции нет возможности получать документы в электронном виде или извещать участников процесса через Интернет, то суд продолжит работать по прежним правилам. Соответственно в данном случае мы также получим «Технический отказ в приеме обращения».

Оставление обращений без движения. Заключительные положения.

Необходимо понимать, что электронные образы документов, представленные в суд общей юрисдикции, в любом случае нужно будет представлять в оригинале вне зависимости от вида электронной подписи которой подписан документ. Это связано с тем, что суду необходимо установить имеется ли оригинал такого электронного образа документа, что вполне логично.

Кроме того, бывают случаи, когда судьи оставляют обращение без движения мотивировав это тем, что копии документов для ответчика и третьих лиц не представлены. Для того, чтобы исковое заявление не оставили без движения порядок, предусмотренный статьей 132 ГПК РФ о количестве копий по числу лиц можно выполнить путем почтового отправления данных копий ответчику и третьим лицам, приложив к заявлению копию квитанции об отправке. Однако, данный метод никак не предусмотрен. Исходя из смысла Приказа применять его мы не рекомендуем. Суд самостоятельно должен распечатывать необходимые копии документов.

Без движения оставляют обращения, к которым не приложены оригиналы квитанций об уплате государственной пошлины.

Исходя из смысла нового порядка, а также смысла статьи 132 ГПК РФ квитанции об оплате госпошлины могут быть представлены в предварительное судебное заседание, так как оригиналы в электронном виде подать не представляется возможным (аналогично копиям материалов по числу лиц). Таким образом, судьи, вероятно из-за новизны, незнания и непонимания системы, оставляют обращения без движения.

Мы настоятельно рекомендуем Вам создавать правильные прецеденты использования нового порядка подачи документов. Именно мы с Вами стоим у истоков новой системы подачи документов, нам и предстоит, несмотря на некомпетентность и невежество некоторых сотрудников, совершенствовать и притворять ее в жизнь. Верим, что в ближайшее время новый порядок подачи документов будет в полной мере доведен до сотрудников суда, а нерешенные и спорные вопросы регламентируются в полном объеме.

Правовое партнерство «Ефимов и партнеры» оказывает услуги по правовому сопровождению судебных споров по всей России: административные, коммерческие, корпоративные, трудовые и прочие споры в судах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: