Особенность правового статуса лиц замещающих государственные должности

Обновлено: 07.05.2024

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

2) представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07.06.2013 № 116-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Статья 4. Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";

3) настоящим Федеральным законом;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы; (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих; (В редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 29.07.2017 № 275-ФЗ)

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Глава 2. Должности гражданской службы

Статья 8. Должности гражданской службы

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

1. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

2. Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 149-ФЗ)

3. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2010 № 419-ФЗ)

Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги

1. Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - классный чин гражданской службы Российской Федерации), или классный чин юстиции, или дипломатический ранг. Гражданскому служащему субъекта Российской Федерации присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации.

2. Классные чины гражданской службы Российской Федерации присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, по которым не предусмотрено присвоение классных чинов юстиции и дипломатических рангов.

3. Классные чины юстиции присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, квалификационным требованием для замещения которых является наличие юридического образования, в определенных Президентом Российской Федерации федеральных государственных органах и их территориальных органах (органах), а также в аппаратах федеральных судов.

4. Дипломатические ранги присваиваются федеральным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации".

5. Классные чины - классные чины гражданской службы Российской Федерации, классные чины гражданской службы субъектов Российской Федерации, классные чины юстиции - присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

6. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы высшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

7. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы главной группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

8. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - советник юстиции 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

9. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - юрист 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

10. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации младшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

11. Классные чины гражданской службы Российской Федерации - действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса и действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса и классные чины юстиции - действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса и действительный государственный советник юстиции Р


В данной статье рассматривается особенности правового положения лиц, замещающих государственную должность.

Ключевые слова: государственная служба, должностное лицо, государственная должность, правовое положение лиц, замещение государственной должности.

Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями реформирования системы государственной службы в Российской Федерации.

В современной России проблема модернизации отношений в области государственного управления остается одной из значимых, что объясняется ролью государственных органов для общества и государства.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Данные лица не являются федеральными государственными служащими, им нельзя присвоить классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются дипломатические ранги, воинские и специальные звания, классные чины правоохранительной службы) [9].

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации [5].

Все приведенные указом должности — ключевые фигуры — это временщики, которые просто замещают должности.

Минтрудом России разработаны критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения вместе с Методическими рекомендациями по привлечению к ответственности государственных служащих за то, что не соблюдаются запреты и ограничения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, которые установлены для противодействия коррупции. Опять же данные критерии не применимы для лиц, замещающих государственные должности (в том числе, судей, прокурорских работников, депутатов и т. п.).

Для регулирования служебного поведения государственных и муниципальных служащих разработан Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)).

В судебной системе разработаны аналогичные правила. Так приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.04.2011 № 79 (ред. от 13.04.2015) утвержден «Типовой кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации». Поведение лиц, замещающих отельные государственные должности, регулируется соответствующими должности законами, а также рядом этических кодексов [10].

Требования к замещению государственных должностей в системе органов законодательной и исполнительной власти имеют более вариативный характер. К примеру, государственная должность чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации предполагает определённые требования к состоянию здоровья гражданина, образованию, а также к его личным и профессиональным качествам.

Требования к лицам, претендующим на замещение государственных должностей членов Правительства Российской Федерации в соответствии со ст. 9–10 федерального конституционного закона от 17 декабря «О Правительстве Российской Федерации» гражданству Российской Федерации, а также с установлением ограничений и запретов в частности имущественного характера [8].

В системе органов исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов требования к личностным и профессиональным качествам кандидатов на замещение государственных должностей не закрепляются нормативно. Довольно абстрактная дефиниция используется и при определении требований, которые предъявлены к кандидатам для того, чтобы наделить полномочиями члена Совета Федерации. В частности, в ст. 2 федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [2] как одно из требований к кандидату для того, чтобы наделить полномочиями члена Совета Федерации считается наличие «безупречной репутации», что, однако, также не раскрывается в законе. В свою очередь, первоначальные требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы, установленные в ст. 4 федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [3], предусматривают ограничения касательно гражданства, осуждения к уголовному наказанию за тяжкие и особо тяжкие преступления, непогашенной или неснятой судимости за эти преступления. Получается, в современном законодательстве общих требований к кандидатам на замещения государственных должностей нет.

Общие ограничения, которые распространяются как на лиц, замещающих государственные должности, так и на лиц, которые замещают должности государственной службы, закрепляются федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4], носят в основном имущественный характер и не предусматривают требования к профессиональным и личностным качествам кандидата на должность.

Прохождение конкурсных процедур, которые нужны для того, чтобы определить уровень профессиональной подготовки кандидата на государственную должность, на наш взгляд, должно сопровождаться установлением испытательного срока для лиц, которые впервые назначаются на государственную должность и не имеющие нужного стажа службы на должностях государственной или муниципальной службы и использованием присяги [11].

Таким образом, отсутствие единых требований к кандидатам на государственные должности касается сущностных основ создания демократической системы государственного управления в современной России и препятствует реализации базовых конституционно-правовых ценностей, которые предусмотрены ст. 32 Конституции РФ [1].

Законодательством должны определяться изначальные требования к уровню профессионализма и личностным качествам кандидатов на замещение государственных должностей. В тех случаях, когда государственная должность не считается выборной, в обязательном порядке должен предусматриваться конкурсный отбор при её замещении [7]. Задачи, которые возложены на государственные органы задачи и осуществляемые ими функции в разных областях государственного управления напрямую влияют на содержание и структуру административно-правового статуса лиц, замещающих государственные должности.

Это должно быть выражено в установке дополнительных требований при замещении государственной должности, дополнительных прав и возложении дополнительных обязанностей на них, установке дополнительных ограничений и запретов, которые связаны с исполнением государственно-властных полномочий.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое положение лиц, их замещающих, регулируется Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Данные лица не являются федеральными государственными служащими, им нельзя присвоить классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются дипломатические ранги, воинские и специальные звания, классные чины правоохранительной службы).

В современном законодательстве общих требований к кандидатам на замещения государственных должностей нет. Общие ограничения, которые распространяются как на лиц, замещающих государственные должности, так и на лиц, которые замещают должности государственной службы, закрепляются федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», носят в основном имущественный характер и не предусматривают требования к профессиональным и личностным качествам кандидата на должность.


В статье рассматривается проблема соотношения правового статуса государственного и муниципального служащего, общие и специфические характеристики их статуса.

Ключевые слова: правовой статус, государственный служащий, государственный гражданский служащий , муниципальный служащий, муниципальная служба, государственно гражданская служба, органы государственной власти, органы муниципальной власти, публичная власть, правовое регулирования, органы местного самоуправления, законодательство, запреты и ограничения, права и обязанности, полномочия, система государственной власти и местного самоуправления.

Актуальность проблемы соотношения правовой регуляции деятельности государственных и муниципальных служащих датируется 1993 годом, после принятия Конституции Российской Федерации, провозгласившей в статье 12 принцип независимости органов государственной и муниципальной власти [1].

В Российской Федерации гарантируется, признается местное самоуправление. Местное самоуправление в границах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти [16].

На текущий момент в теории, законодательстве публичной службы применяются такие понятия, как государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, муниципальная служба, муниципальный служащий. Там же устанавливаются организационно-правовые формы, в которых реализуется государственная и муниципальная служба. Для государственной службы такой формой выступают органы государственной власти, а для муниципальной — органы муниципальной власти. Таким образом, общим сущностным маркером, которым объединяется правовой статус государственных и муниципальных служащих, выступает форма публичной власти, обеспечивающая единство властных полномочий соответствующих органов публичной власти. При этом само понятие публичной службы в законодательстве не используется, а в научной литературе указанная дефиниция объединяет в себе не только службу в органах государственной и муниципальной власти, но и профессиональную деятельность [5].

Правовая регуляция муниципальной службы в нашем государстве реализуется:

– на федеральном уровне (регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации [3]);

– на региональном уровне — уровне субъектов РФ;

– на уровне муниципальной власти.

Муниципальная служба, в соответствии с действующим законодательством, является профессиональной служебной деятельностью граждан, которая осуществляется ими на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых посредством заключения трудового договора. Нередко к муниципальным служащим также относят:

– депутатов представительных органов муниципальных образований;

– членов выборных органов местного самоуправления;

– выборных должностных лиц местного самоуправления [8].

Тем не менее, Федеральный закон № 25-ФЗ устанавливает, что перечисленные лица не относятся к муниципальным служащим, замещающим муниципальные должности лицам [2].

Отличительными чертами муниципальной службы выступают:

– профессиональный характер деятельности муниципальных служащих, обусловленный квалификационными требованиями, которые предъявляются к муниципальной должности, соответствующая ей степень профессионального образования, квалификация, стаж муниципального служащего;

– профессиональная деятельность муниципальных служащих на муниципальных должностях на постоянной основе (не выборной), с установленными полномочиями по разрешению вопросов местного значения, обеспечению полномочий органами местного самоуправления;

– совокупность людей, которые находятся на службе муниципального образования, исполняют обязанности на контрактной основе за соответствующее вознаграждение за счет средств местного бюджета [12].

Следует отметить тот факт, что правовой статус муниципального служащего по своей структуре представляет собой сложное явление [9]. Необходимым представляется согласиться с теми, кто подчеркивает, что постоянный характер деятельности муниципальных служащих на муниципальных должностях означает, что она предусмотрена в соответствующем реестре, включена в штатное расписание соответствующих органов местного самоуправления [6].

В Федеральном законе № 25-ФЗ особенное внимание уделяется регламентации запретов, ограничений муниципальной службы. Эти ограничения представляют собой совокупность мер сдерживающего характера. А их миссия состоит:

– в предупреждении противозаконных деяний, нарушений законодательства о муниципальной службе;

– в обеспечении качественного и эффективного исполнения муниципальными служащими своих профессиональных обязанностей [14];

– в создании условий для недопущения возникновения конфликтных ситуаций (интересов), личной заинтересованности на муниципальной службе [2].

В качестве одного из ограничений на муниципальной службе выступает то, что гражданин не может поступить на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия близкого родства либо свойства (супруги, родители, сестры, братья и т. д.) с главой муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью либо подконтрольностью данному должностному лицу, муниципальным служащим.

Муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае его избрания на государственную должность (федеральную или субъекта РФ).

Государственная служба — это подвид работы в государственном аппарате, который является профессиональной служебной деятельностью граждан, на государственных постах РФ, обеспечивающих реализацию функциональных обязанностей государственных органов федерального значения, субъектов РФ, лиц, занимающих государственные посты, а также лиц, занимающих государственные посты в субъектах РФ [10].

Современная организация государственной службы отличается принципиально новой системой с установленной видовой классификацией, включающей в себя:

– государственную гражданскую службу;

– государственную службу других видов [4].

В законодательстве Российской Федерации, регламентирующей государственную гражданскую службу в стране, отсутствует точное разъяснение понятия правового статуса [13]. Тем не менее, анализ закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» позволяет определить такие компоненты правового статуса государственных служащих, как:

Права, обязанности государственных гражданских служащих являются особыми, определенными, закрепленными и гарантированным законодательством варианты допустимого поведения в области государственно-служебных взаимоотношений. При этом следует различать:

– общие права и обязанности, которые установлены для всех государственных служащих вне зависимости от замещаемых ими государственных должностей;

– должностные права и обязанности, определяющие полномочия в конкретно взятой должности, закрепляются в должностном регламенте [15].

Должностные права и обязанности представляют собой производные от функций, задач государственного органа, выражают его полномочия [7].

Гражданскому служащему доверено выполнение по поручению нанимателя определенных задач и функций государства.

Регулирование государственной служебной деятельности реализуется в рамках специального правового статуса.

Полномочия государственного служащего имеют двойную юридическую природу, поскольку одновременно являются и правом, и обязанностью государства и служащего, на которого возлагаются определенные полномочия.

Государственные гражданские служащие обладают рядом гарантий, определяемых как систему условий, способов, средств, посредством которых осуществляются правовые возможности для реализации его прав и свобод, исполнение возложенных на него полномочий (обязанностей).

Таким образом, правовой статус государственного гражданского служащего является системой предъявленных ему прав и возложенных обязанностей, систему запретов и поощрений, мер и ограничений, ответственности за ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей, нарушение ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой [10].

Правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами, характеризуется рядом отличий, придающих ему количественную и качественную определенность.

Подытоживая все выше сказанное, отметим, что одним из этапов осуществления административной реформы в Российской Федерации стал этап реформирования институции государственной и муниципальной службы.

И государственные, и муниципальные служащие занимают особое место в социальной структуре общества — место организаторов его жизнедеятельности. Государственная и муниципальная служба являются центральным звеном всей системы государственной власти, местного самоуправления в России. Эффективность публичного управления определяется результативностью функционирования института государственной и муниципальной службы, вследствие чего проблемами его развития, реформирования уделяется большое внимание.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ

3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ

4. Алексеев, И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2016. — № 3. — С. 27–31.

9. Михайлова А. В., Попова Л. Н. Организационно-правовое обеспечение статуса муниципального служащего // Новая наука: современное состояние и пути развития. — 2016. — № 5–3. — С. 116–123.

10. Моргулец, П. А. Понятие, сущность и виды статуса государственных гражданских служащих // Молодой ученый. — 2018. — № 50. — С. 247–249.

11. Пустовитова, К. Г. Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — № 14. — С. 547–548.

12. Шехирев, А. В. Теоретические и нормативно-правовые аспекты правового статуса муниципального служащего в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. — 2018. — Том 8. — № 8А. — С. 91–102.

15. Чистяков, И. А. Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — № 21. — С. 415–417.

16. Пустовитова, К. Г. Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 547-548.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная служба, местное самоуправление, служащий, правовой статус, Российская Федерация, государственная власть, государственная гражданская служба, муниципальная власть, государственная служба, обязанность.

Ключевые слова

правовой статус, государственный служащий, государственный гражданский служащий, муниципальный служащий, муниципальная служба, государственно гражданская служба, органы государственной власти, органы муниципальной власти, публичная власть, правовое регулирования, органы местного самоуправления, законодательство, запреты и ограничения, права и обязанности, полномочия, система государственной власти и местного самоуправления

Похожие статьи

Особенности правового положения лиц, замещающих.

Ключевые слова: государственная служба, должностное лицо, государственная должность, правовое положение лиц, замещение государственной должности. Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями реформирования системы.


Статья посвящена правовому статусу государственных гражданских служащих. Рассмотрены права и обязанности, закрепленные в нормативных правовых актах. Проанализирована судебная практика о невыполнении гражданским служащим своих обязанностей или нарушения запретов, что повлекло правонарушения, расценивающиеся как основание для увольнения служащего в связи с утратой доверия. Изучен вопрос о поощрении, как способ совершенствования дисциплины.

Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, правовой статус, запреты, ограничения, утрата доверия, поощрение.

Основными субъектами как государственной, так и управленческой деятельности являются государственные служащие, деятельность которых направлена на реализацию государственных задач, и функций, служение интересам гражданского общества и государства, обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государственными служащими реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Говоря о государственном гражданском служащем Российской Федерации следует отметить, что Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) содержит четкое его определение, согласно которому «гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы» [1].

В свою очередь, деятельность государственных служащих определена их компетенцией и правовым статусом. Определение правового статуса гражданского служащего рассматривается с разных сторон. В основном, данный вопрос является тематикой административно-правового исследования.

Так Уманская В. П., Малеванова Ю. В. под правовым статусом гражданских служащих понимают «…совокупность юридических элементов, выражающих специфику прав и обязанностей, свобод и правоограничений (ограничений и запретов), социально-правового обеспечения и гарантий, требований к служебному поведению, поощрений и ответственности, определяющих сущность государственных гражданско-служебных отношений, субъектами которых они являются» [2].

В главе 3 Закона о гражданской службе законодатель четко определил и закрепил элементы правового статуса гражданского служащего: основные права и обязанности гражданского служащего, а также ограничения и запреты, связанные с гражданской службой [1].

Закон перечисляет общие для всех государственных служащих служебные обязанности, однако в действительности законодательство возлагает на них большее число обязанностей. Конкретные обязанности по соответствующим государственным должностям определяются положениями о государственных органах и их структурных подразделениях, а также должностными инструкциями.

Права государственному служащему предоставляются для осуществления функций, возложенных на него.

Эти права можно разделить на три группы:

– права, разъясняющие гражданским служащим их правовой статус и защиту (ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества и др);

– права, способствующие выполнению служебных обязанностей (обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа и др.);

– права, обеспечивающие социальные гарантии государственного служащего (отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; должностной рост на конкурсной основе; медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации; и др.)

В части 2 статьи 14 Закона о государственной службе предусмотрено право гражданского служащего выполнять иную оплачиваемую работу при совокупности нескольких условий: заниматься иной оплачиваемой работой можно только с предварительного уведомления представителя нанимателя о своем намерении и при выполнении иной оплачиваемой работы не должно возникать конфликта интересов [1].

Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне.

Основные служебные обязанности всех гражданских служащих определены статей 15 Закона о гражданской службе.

Отдельного внимания заслуживает обязанность гражданских служащих представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.

Ежегодно до 30 апреля завершается очередной срок представления справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — справка о доходах) своих и членах своей семьи (супруга/супруги и несовершеннолетних детей).

Невыполнение гражданским служащим такой обязанности является правонарушением, которое расценивается как основание для увольнения служащего в связи с утратой доверия.

Также отдельно следует обратить внимание, что перевод на дистанционную работу не освобождает госслужащего от подачи справки о доходах. Центральный районный суд города Красноярска не принял в качестве оправления тот факт, что служащей, что с марта 2020 года был переведен на дистанционную работу, и, соблюдая режим самоизоляции, государственный служащий не мог получить справку 2-НДФЛ и доступа к программе формировании справки о доходах. Судом также не принят довод истца о том, что ответчик не напомнил ему о необходимости подачи соответствующей справки о доходах, поскольку обязанность по предоставлению сведений возложена на гражданского служащего в силу закона, не зависит от напоминаний, вся ответственность за неисполнение данной обязанности несет сам гражданский служащий [3].

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя определено, что наличие самого факта непредставления или представления неполных, или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является достаточным основанием для увольнения [4].

Если же такие сведения невозможно представить по объективным причинам, то госслужащий подает соответствующее заявление. Под объективной понимается причина, которая существует независимо от воли служащего (например, он длительное время не располагает сведениями о местонахождении супруги (супруга) и не имеет возможности получить такую информацию).

Однако при формулировке причин, которые указываются гражданским служащим в заявлении как объективные, следует учитывать, что комиссия по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов по итогам рассмотрения заявления может рекомендовать государственному служащему принять меры по представлению указанных сведений или применить конкретную меру ответственности.

Как уже говорилось ранее, в соответствии с Законом о гражданской службе государственные служащие подпадают под специальный правовой режим. Особое внимание следует уделить ограничениям и запретам при прохождении гражданской службы.

К примеру, в статье 16 Закона о гражданской службе, указаны лица, которые не могут поступить на государственную гражданскую службу: это лица, которые признаны недееспособными, имеющие непогашенные судимости, либо уже погашенные судимости, при наличие которых запрещается занимать государственные должности, и так далее. Кроме того, в целях предотвращения конфликта интересов служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью [1]. Запрет государственному служащему быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему закреплен в пункте 5 статьи 17 Закона о гражданской службе. Так, например, судебная коллегия Иркутского областного суда рассмотрев дело о признании увольнения незаконным указала, что при рассмотрении дела не установлен факт служащей личной заинтересованности либо конфликта интересов. Тогда как основанием для утраты к ней доверия послужил факт ее участия по доверенности представителем истца, проживающего в иной области, по делу об изменении размера алиментов [5]. Данный запрет запрещает быть представителем третьих лиц только в том органе, где государственный служащий работает.

Нарушение истцом запрета, предусмотренного статьей 17 Закона о гражданской службе, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией. Например, истец, являясь сотрудником органов внутренних дел, в период с августа 2019 года по январь 2020 года занимался предпринимательской деятельностью, осуществляя размещение объявлений о продаже дров, наем работников, приготовление древесины для последующей ее продажи, прием и сопровождение заказов на поставку покупателям продукции из древесины, контроль исполнения договоров купли-продажи древесины, ее доставки, урегулирование конфликтных ситуаций, связанных с качеством продукции. Указанная деятельность носила систематический характер, целью которого являлось получение прибыли [6] или истец, являясь соучредителем и руководителем ООО, не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе — владении долей в уставном капитале общества [7].

На государственной службе важнейшее значение имеют не только запреты, ограничения, но и применение мер поощрения, которые являются способом стимуляции и мотивации. «Именно реализация поощрительных санкций способна стимулировать деятельность госслужащих, направленную не только на добротное выполнение своих служебных обязанностей, но и на достижение высоких результатов. Также косвенным образом меры поощрения предупреждают возможность совершения правонарушений на государственной службе» [8].

Своевременность и значимость — главные принципы поощрения, мотивирующие на добросовестный и качественный труд.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская служба, служащий, правовой статус, обязанность, Российская Федерация, государственная служба, предпринимательская деятельность, запрет, оплачиваемая работа, утрата доверия.

Статья 5. Государственные должности субъектов Российской Федерации

1. Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Лицом, замещающим государственную должность субъекта Российской Федерации, может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, федеральными законами. К лицам, замещающим должности мировых судей, предъявляются требования, установленные федеральным законом о статусе судей в Российской Федерации, федеральным законом о мировых судьях.

4. Лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

5. В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, либо по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона.

6. Лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации в течение срока, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законом о страховых пенсиях либо досрочно назначенной в соответствии с федеральным законом о занятости населения в Российской Федерации, может быть установлено дополнительное пенсионное обеспечение в случаях, на условиях и в порядке, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с установлением дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: