Основные группы объектов государственного имущества это

Обновлено: 13.05.2024

Главное разделение форм права собственности состоит в делении собственности на государственную, муниципальную и частную. В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации.

Возможно, особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Средства, необходимые для государственных расходов, могут быть приобретаемы различным, но юридически одинаково дозволительным путем. Две главные системы суть следующие: выделение из всего народного достояния особых государственных имуществ, доходами с которых и покрываются государственные издержки; требование непосредственно от граждан выделения известной части из их имущества в пользу государства. Государственные имущества могут состоять из различных родов доходной собственности, именно из поземельной собственности, промышленных заведений и капиталов; первые два рода собственности могут состоять из собственности, приобретаемой по общим правилам гражданского права, или из исключительной собственности, право на которую принадлежит только государству, т. е. из монополий и регалий.

В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации.

К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся:

• объекты, составляющие основу национального богатства страны;
• объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
• объекты оборонного производства;
• объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;
• прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Это, например:

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

• крупнейшие предприятия народного хозяйства;
• предприятия атомного и энергетического машиностроения;
• учреждения здравоохранения и народного образования;
• научно-исследовательские организации;
• предприятия телевидения и радиовещания и другие.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294-295 ГК.

О каком бы виде объекта государственной собственности ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия “вещи” и “имущество” применяются как синонимы. При этом для определения термина “имущество” используется формула: имущество — это все материальное, что имеет стоимость, а также все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость. Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не “полное хозяйственное господство”, а лишь ограниченные возможности использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в роли объектов права собственности по своей природе.

Между тем объект гражданского права и объект права собственности далеко не одно и то же. Как полагает В. А. Дозорцев, не всякое имущество может быть объектом права собственности, а лишь материальные вещи, ограниченные в пространстве. Ни права, ни ценные бумаги, ни тем более объекты интеллектуальной собственности, по его мнению, не являются объектами права собственности. Исключением из этого правила он считает предприятие как имущественный комплекс, да и здесь в обособленном виде обязательственные требования и другие права на объекты, не имеющие вещественного характера, никак не могут входить в число объектов права собственности. Поэтому следует достаточно четко различать имущество как родовую категорию и объекты права собственности как одну из ее разновидностей. Кстати, понятия государственной собственности и государственного имущества употребляются как синонимы и в нормативных актах России.

Необходимость классификации всего многообразия объектов собственности очевидна. Крупное деление объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Известно, что еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние — то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). «Римские юристы ясно различают публичное имущество народов. от общих вещей». Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.

В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность, к ней обычно относят территориальные и некоторые иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т.п. Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.

Среди объектов права государственной собственности особого внимания заслуживает регулирование права на землю.

Как упоминалось выше, право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

• федеральной собственности;
• собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли — наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Политическая поддержка первого подхода выражена в решении Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда — субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.

При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.

Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности — право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус объектов государственной собственности содержится в целом ряде нормативных актов, относящихся к различным отраслям права.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Согласно действующему законодательству имущество может принадлежать на праве собственности различным публично-правовым образованиям - Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (ст.ст. 214, 215 ГК РФ).

Имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ), является государственной собственностью (п. 1 ст. 214 ГК РФ). В свою очередь, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).

- числится в составе казны публично-правового образования;

- закрепляется за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;

- закрепляется за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с действующим гражданским законодательством имущество не может принадлежать государственному (муниципальному) учреждению на праве собственности (ст.ст. 123.21, 296, 299 ГК РФ; определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.09.2015 N 303-ЭС15-3678). Собственником имущества, учитываемого в балансовом учете организаций государственного сектора, является публично-правовое образование.

Данное правило в полной мере распространяется на имущество:

1) закрепленное за учреждениями собственником (учредителем);

2) приобретенное за счет средств, выделенных собственником (учредителем) на приобретение этого имущества;

3) приобретенное учреждением по договору или иным основаниям;

4) относящееся к плодам, продукции и доходам от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Права собственника государственного (муниципального) имущества могут осуществлять уполномоченные органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

При принятии решения о закреплении имущества на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), об изъятии такого имущества должна проводиться работа по сопоставлению назначения и характеристик объектов имущества*(1):

- с функциями соответствующих органов власти (местного самоуправления);

- с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, за которыми закрепляется (закреплено) имущество.

Более того, по отдельным объектам имущества при их закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) может определяться целевая функция (целевое назначение).

Собственники имущества государственных (муниципальных) учреждений (публично-правовые образования) реализуют свои права с учетом ряда специальных положений, предусмотренных, в частности, ст.ст. 123.21, 123.22, 296, 298 ГК РФ, ст. 9.2 Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. ст. 2 - 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Так, субсидиарная ответственность собственников предусмотрена в отношении всех обязательств казенных учреждений, а также в отношении обязательств бюджетных и автономных учреждений, связанных с причинением вреда гражданам (п.п. 4-6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 7 ст. 161 БК РФ). Распоряжаться по своему усмотрению собственник может только тем имуществом, которое изъято им в установленном порядке у государственного (муниципального) учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ; п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).

Имущество, принадлежащее публично-правовым образованиям на праве собственности, подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих Реестрах на основании информации, предоставляемой правообладателями (балансодержателями) данного имущества, в том числе и государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок ведения Реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно (смотрите, например, Положение об учете федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447).

Кроме того, в рамках публично-правового образования может устанавливаться общий порядок списания имущества, принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности (см., например, Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).

Особенности правового режима отдельных категорий имущества государственных (муниципальных) учреждений различных типов представлены в таблице:

Государственное имущество – это правовой институт, опосредующий отношения собственности государства (Федерации и ее субъектов) в отношении вещей и иного имущества.

В состав государственного имущества входят:

  1. имущество органов государственного управления России;
  2. континентальный шельф и его ресурсы;
  3. морская экономическая зона и ее ресурсы;
  4. совокупность культурных и исторических ценностей общегосударственной значимости;
  5. государственный бюджет;
  6. бюджет центрального банка;
  7. золотой запас;
  8. валютный и алмазный фонды;
  9. резервные, страховые и иные фонды.

Государственное имущество делится на следующие виды:

  • во-первых, федеральное имущество;
  • во-вторых, имущество республик, областей, краев, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения.

Помимо этого, существует ряд объектов, которые включаются в состав федеральной собственности вне зависимости от того, на каком балансе они числятся:

То имущество, которое составляет национальное богатство государства:

  • совокупность ресурсов континентального шельфа, морской экономической зоны и территориальных вод России;
  • находящиеся под охраной объекты природы, имеющие культурное или историко-природное значение;
  • ценности, имеющие художественную значимость, культурные учреждения общегосударственной значимости;

Имущество, обеспечивающее функционирование органов государственного управления федерального уровня:

  • государственный бюджет;
  • имущество армий, учреждений и органов, финансирование которых осуществляется за счет государства;
  • имущество министерств, ведомств России и российской академии наук;
  • полигоны;
  • запасы государства, мобильные резервы;
  • геологические, гидрометеорологические, геодезические предприятия и объекты;

Отраслевые объекты, которые обеспечивают функционирование народного хозяйства страны в целом и развитие иных отраслей российской промышленности;

Иные объекты, имеющие социальное или экономическое значение, например, фармацевтические предприятия, предприятия, производящие медико-биологические препараты, предприятия алкогольной промышленности;

Бесхозное имущество, то есть то имущество, в отношении которого невозможно установить собственника, в результате чего она становится собственностью Российской Федерации, её регионов.

Готовые работы на аналогичную тему

В связи с этим, можно сделать вывод об отсутствии ограничений на состав объектов собственности, в отношении которых собственником может выступать Российская Федерация.

Классификация государственного имущества

Все объекты, включенные в совокупность государственного имущества, можно разделить на несколько групп в зависимости от их функционального назначения. К числу этих групп относятся следующие:

Имущество, которое предназначено для осуществления общегосударственных задач. Это группа имущества включает в себя объекты, которые прямо связаны с:

  • обороноспособностью и безопасностью государства;
  • защитой границ государства, воздушного пространства и территориального моря;
  • проведением политики государства на международной арене, поддержанием отношений международного характера;
  • управлением экономическими службами государства, в том числе Центральным банком России;
  • функционированием органов государственного управления;
  • проведением научно-исследовательских работ фундаментального характера;
  • контролем природопользования и охраны окружающей среды;
  • охраной исторических и культурных памятников;
  • хранением запасов и резервов государства;
  • обслуживанием и эксплуатацией транспортных магистралей крупных масштабов.

В состав этой группы государственного имущества включают также природные ресурсы в виде недр, земель, лесного и водного фондов, воздушного пространства.

Данная группа государственного имущества предполагает исключительную государственную собственность на ресурсы, входящие в ее состав. Такая форма собственности позволяет на оперативной основе прямо применять любые методы управления;

Имущество, которое обеспечивает поддержку и развитие экономического потенциала государства. В состав этой группы включаются различные предприятия, представляющие:

  • базовые отрасли экономики в составе электроэнергетики, почты и связи, нефтегазодобывающей отрасли, транспортной инфраструктуры;
  • добывающей отрасли в сфере драгоценных металлов, драгоценных камней, редкоземельных, радиоактивных элементов;
  • наукоемкое, стратегическое машиностроение (к примеру, авиакосмическая техника, атомное машиностроение, военно-промышленный комплекс).

Состав данной группы государственного имущества характеризуется непостоянством, за счет того, что те или иные объекты могут либо переходить в состав иных форм собственности, либо наоборот включаться в состав государственной собственности.

Эта группа государственного имущества допускает возможность совместной собственности на ее объекты, но нестабильное развитие экономики требует от государства сохранения контроля над данными видами имущества;

Имущество, посредством которого осуществляется реализация государственной экономической политики и социальной защиты граждан.

Состав данной группы государственного имущества включает в себя учреждения медицинского назначения, образовательного, культурного, социального страхования и так далее.

Большая часть объектов, составляющих эту группу, должна находиться в государственной собственности. Методы управления таким имуществом требуют учета их некоммерческого характера и ориентированности на рациональное использование средств федерального бюджета.

Объекты государственной собственности – это вещи и иное имущество, которые в соответствии с положениями конституционного и отраслевого федерального законодательства могут выступать объектами правоотношений собственности, в которых собственником, наделенным правомочиями пользования, владения и распоряжения в отношении таких объектов, является государство (в федеративном государстве – Федерация и образующие ее относительно самостоятельные единицы).

Прежде всего, объекты государственной собственности используются для обеспечения функционирования государственного механизма – непосредственной постоянной деятельности должностных лиц и органов публичного управления для реализации функций государства.

Другое направление использования объектов государственной собственности – участие государства в экономике. Привлечение бюджетных средств в экономику должно решать задачи ее технологического и инновационного развития и внедрения более безопасных с точки зрения экологии производств и пр. Если производство на первоначальной стадии является малоприбыльным, но в долгосрочной перспективе обеспечит обновление экономики, повышение ее эффективности, экологичности, инновационности, то такое производство является приоритетным для использования бюджетных средств.

Важно подчеркнуть, что это не исключает возможности государства извлекать прибыль из размещения бюджетных средств в экономике, однако высокая прибыльность государственной собственности в конкретной отрасли экономики может сигнализировать о том, что участие государства в этой отрасли избыточно, опасно для частных субъектов экономики. Более эффективна вспомогательная, поддерживающая роль государственной собственности в тех отраслях, которые находятся в упадке или, наоборот, нуждаются в прогрессивном развитии.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственная собственность в экономике может предполагать такую организацию правоотношений собственности, при которой имущество принадлежит государству полностью или на условиях долевой или совместной собственности. Так, государство может разместить бюджетные средства путем приобретения акций в организациях частной формы собственности, может приобретать и использовать собственное имущество, которое необходимо ему для реализации публично-правовых функций, а также создавать такое имущество, в том числе создавать предприятия, учреждения, функционирующие в социально-значимых отраслях экономики.

Объекты государственной собственности: понятие и виды

Состав объектов государственной собственности определяется назначением государственной собственности в публично-правовых отношениях. Государственная собственность обеспечивает функционирование государственного механизма, стабилизацию экономики, эффективное социально-экономическое развитие страны.

Иными словами, для решения публично-правовых функций государства требуется привлечение значительного объема ресурсов, способных обеспечить расходы государства. Сегодня государством используются две формы привлечения доходов:

  • обособление из имущества, составляющего достояние народа, имущества, которое покрывает издержки государства на реализацию государственных функций;
  • изъятие у граждан в рамках, предусмотренных законом, части их имущества в пользу государства в форме налогов, пошлин и пр.

Государственная собственность России как федеративного государства образуется двумя типами объектов государственной собственности:

  • это объекты, которые относятся к федеральной собственности;
  • объекты, которые относятся к собственности регионов.

Действующим отечественным законодательством определен перечень объектов, которые входят исключительно в состав имущества, образующего собственность Федерации:

  • это объекты собственности Федерации, которые представляют собой национальное богатство;
  • это объекты, которые обеспечивают решение публично-правовых задач органами власти, должностными лицами и государственными служащими;
  • это объекты, которые обеспечивают оборонное производство;
  • это объекты тех секторов отечественной экономики, которые являются базовыми для развития остальных и др.

Список объектов, которые могут находиться в исключительной собственности Федерации, является открытым.

Законом определяются те объекты, которые могут быть переданы в региональную собственность из состава собственности Федерации. К таким объектам относятся:

  • важнейшие организации для отечественной экономики;
  • организации энергетического и атомного сектора отечественной экономики;
  • образовательные организации;
  • организации здравоохранения;
  • организации, ведущие научно-исследовательские изыскания и др.

Субъекты государственной собственности

Положениями отечественного конституционного и отраслевого законодательства субъектами государственной собственности именуются публично-правовые образования следующих уровней:

  • Федерация;
  • образующие Федерацию регионы.

При этом непосредственно правомочия пользования, владения и распоряжения осуществляют должностные лица и органы публичного управления. Так, высшие органы публичного управления страны – глава государства, правительство, парламент – решают важнейшие государственные вопросы, в том числе определяют порядок и процедуры управления государственной собственностью. Кроме того, действуют специальные органы управления государственной собственностью, например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Для управления объектами, переданными из федеральной собственности в региональную, регионы формируют собственные органы.

Управление объектами государственной собственности традиционно осуществляется посредством издания нормативного правового акта соответствующего уровня. Реализация таких актов осуществляется исполнительным органом специальной компетенции.

Государственная собственность – это совокупность имущества, которое принадлежит Российской Федерации и ее субъектам на правах собственности.

Такое определение понятия государственной собственности дается статьей 214 Гражданского кодекса России.

В соответствии с этим определением можно выделить два уровня государственной собственности:

  • во-первых, это федеральная государственная собственность, то есть то имущество, которое принадлежит Российской Федерации;
  • во-вторых, это государственная собственность регионов России, то есть то имущество, которое принадлежит субъектам Федерации.

Согласно уровням государственной собственности выделяют два уровня управления этой собственностью:

  • во-первых, федеральный уровень управления государственной собственностью;
  • во-вторых, региональный уровень управления государственной собственностью.

В качестве собственника в отношении государственной собственности выступают Российская Федерация и ее регионы.

Всю совокупность государственной собственности также можно разделить на две части, одна из которых включает в свой состав то имущество государства, которое находится в его собственности, но закрепляется за определенными государственными учреждениями и предприятиями, наделяемыми правом пользования, владения и распоряжения этим имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

Вторая часть имущества, находящегося в государственной собственности, не закреплена за государственными учреждениями и предприятиями, но включена в состав государственной казны Российской Федерации или ее субъектов.

Источниками формирования государственной собственности является:

  • государственное строительство;
  • средства государственного бюджета;
  • национализация предприятий иных форм собственности .

Готовые работы на аналогичную тему

Порядок отнесения имущества к собственности государства определяется федеральным законодательством.

Особенности управления государственной собственностью

Государственная собственность представляет собой огромную совокупность имущества, принадлежащего Российской Федерации и ее субъектам. Как и любое иное имущество, государственная собственность требует тщательного и продуманного управления ею со стороны органов государственного управления. К числу органов государственного управления, ответственных за осуществление управления государственной собственностью, относятся российское Правительство и иные органы государственного управления, входящие в систему исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

Основным федеральным органом государственного управления, на который возложена функция управления государственной собственностью, является Росимущество или Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также Роснедвижимость, то есть Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Первый из указанных органов осуществляет функцию управления имуществом государства, организует продажу государственного имущества, контролирует процесс приватизации. Второй из указанных органов государственного управления осуществляет регистрацию прав собственности и управление государственным кадастром.

Государственная собственность регионального уровня разделяется в соответствии с предметами ведения. В состав государственной собственности регионального уровня включаются средства региональных бюджетов, инфраструктура регионального уровня, имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственного управления регионального уровня, больницы, детские дома, диспансеры, земельные участки, не отнесенные к собственности федерации или муниципалитетов, акции, принадлежащие регионам, и прочее имущество.

Объекты исключительной государственной собственности

В отношении определенных объектов установлено исключительное право собственности государства на эти объекты. В соответствии с российским законодательством исключительное право собственности государства распространяется на следующие виды объектов:

  1. природные объекты в виде водного и воздушного пространства, недр, шельфовых зон, земельных участков, лесов и прочего;
  2. оборонные объекты собственности, включающие в свой состав имущество Вооруженных сил России и иное имущество, обеспечивающее функционирование Вооруженных сил России;
  3. объекты отраслей экономики инфраструктурного назначения и общефедеральной значимости. К таким объектам относят железную дорогу, автодороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и прочее;
  4. объекты стратегического назначения. К числу таких объектов относят гидроэлектростанции, атомные электростанции, военно-промышленный комплекс, объекты, характеризующиеся уникальностью и так далее. В отношении объектов третьего и четвертого пунктов установлено право на частную собственность в пределах 25% акций;
  5. объекты, составляющие культурно-историческое наследие. К данному виду объектов относят заказники, памятники культуры, заповедники, национальные парки общефедерального значения;
  6. прочие объекты. В эту группу включаются объекты, не упомянутые в ранее перечисленных группах. Например, объекты, в отношении которых установлены правила обязательной федеральной регистрации, то есть морские воздушные суда, суда внутреннего плавания, объекты космического назначения. Также эта группа включает в себя бюджетные средства, акции, принадлежащие государству, золотой, валютный и алмазные фонды, недвижимые объекты государственной собственности, находящееся за границей и так далее.

Особый вид государственной собственности составляет бесхозное имущество, в отношении которого Российская Федерация наделяется монопольным правом собственности. Монополия государства также устанавливается в отношении всех видов земель, за исключением сельскохозяйственных земель, земель поселений и отраслей экономики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: