Основания и порядок осуществления личного досмотра граждан находящихся в судебных помещениях

Обновлено: 25.04.2024

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

Указанные действия отличаются от досмотра вещей и документов, предусмотренного ст. 27.7 КоАП РФ, который производится уполномоченными на то лицами как обеспечительная мера по делам об административных правонарушениях, где обязательно составление протокола. Досмотр вещей и документов, производимый приставами в рамках ст. 11 Федерального закона «О судебных приставах», не является обеспечительной мерой, предусмотренной КоАП РФ.

Критерии проведения осмотра судебным приставом определяются им самостоятельно по субъективным основаниям. Поводами для досмотра могут быть как сигнал металлодетектора при проходе турникета, так и возникшее у судебного пристава подозрение. Обследование вещей и ручной клади может производиться путем визуального осмотра судебным приставом по его просьбе. В случае досмотра с извлечением судебным приставом из сумки или карманов гражданина вещей действия пристава будут выходить за пределы его полномочий. Если в таких случаях действия должностного лица повлекли за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то его действия образуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. При этом существенность нарушения прав и законных интересов граждан должна устанавливаться в каждом конкретном случае.

Иных норм, регулирующих порядок проведения личного досмотра лиц, а также досмотр находящихся при них вещей судебными приставами, в законодательстве Российской Федерации не содержится.

Прокуратура
Ульяновской области

Прокуратура Ульяновской области

16 апреля 2020, 09:09

Имеют судебные приставы-исполнители право досматривать личные вещи граждан при входе в здание суда?

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

Указанные действия отличаются от досмотра вещей и документов, предусмотренного ст. 27.7 КоАП РФ, который производится уполномоченными на то лицами как обеспечительная мера по делам об административных правонарушениях, где обязательно составление протокола. Досмотр вещей и документов, производимый приставами в рамках ст. 11 Федерального закона «О судебных приставах», не является обеспечительной мерой, предусмотренной КоАП РФ.

Критерии проведения осмотра судебным приставом определяются им самостоятельно по субъективным основаниям. Поводами для досмотра могут быть как сигнал металлодетектора при проходе турникета, так и возникшее у судебного пристава подозрение. Обследование вещей и ручной клади может производиться путем визуального осмотра судебным приставом по его просьбе. В случае досмотра с извлечением судебным приставом из сумки или карманов гражданина вещей действия пристава будут выходить за пределы его полномочий. Если в таких случаях действия должностного лица повлекли за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то его действия образуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. При этом существенность нарушения прав и законных интересов граждан должна устанавливаться в каждом конкретном случае.

Иных норм, регулирующих порядок проведения личного досмотра лиц, а также досмотр находящихся при них вещей судебными приставами, в законодательстве Российской Федерации не содержится.

В случае отказа лица, в отношении которого проводился личный досмотр, от подписи в протоколе об этом делают соответствующую запись, заверяемую подписями понятых.

Протоколы личного досмотра подлежат обязательной регистрации в Журнале регистрации протоколов личного досмотра нарастающим порядком с начала календарного года. Журналы и протоколы хранятся в подразделении судебных приставов по ОУПДС (в здании суда) согласно срокам, указанным в номенклатуре отдела. При возбуждении уголовного дела или заведении дела об административном правонарушении подлинник протокола личного досмотра приобщают к материалам соответствующего уголовного дела или административного дела, а в отделе судебных приставов остается его копия.

Тренаж по разделам физической подготовки - "Пресечение действий вооруженного противника при попытках достать оружие из кармана брюк или поднять оружие с земли - ударами ногой, рукой в уязвимые места и болевыми приемами (рис. 1 и 2)"


1669 × 593 пикс.   Открыть в новом окне

Тема N 20: "Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении (составление протокола об административном правонарушении)"

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных чч. 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

б) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП;

в) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

г) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП.;

д) оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол об административном правонарушении не составляется;

е) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП.

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

"1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 КоАП.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении".

Тренаж по разделам физической подготовки - "Помощь от нанесения ударов рукой (ножом, предметом) - ударами рукой или ногой, захватом противника, болевыми приемами (рис. 1)"

- при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя Службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

- при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

- в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "Об исполнительном производстве";

- проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя Службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

- в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

- не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства; в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

- при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Тренаж по разделам физической подготовки - "Удары рукой при отражении нападения на судебного пристава по ОУПДС"

Удары наносятся при нападении нескольких противников, вооруженном нападении и в других случаях, когда проведение приемов без нанесения ударов невозможно (в качестве упреждающих действий, вызывающих потерю сознания или переключение внимания, а также действий, создающих благоприятные условия для проведения боевых приемов, бросков и т.д.).

Удар прямо кулаком: в подбородок, "солнечное сплетение". Наносится тыльной стороной кулака головками пястных костей с переносом веса тела на впереди стоящую ногу и разворотом туловища плечом вперед. В момент нанесения удара крепко сжатый кулак и предплечье должны быть на одной линии (рис. 1).

Удар кулаком, локтем, ребром ладони: в переносицу, ключицу, область почек, шею. Наносится с небольшим замахом и резким сгибанием туловища вперед или приседанием (рис. 2 и 3).

Удар сбоку кулаком, локтем, ребром ладони: в челюсть, шею. Наносится согнутой и зафиксированной в локте рукой с резким поворотом (вращением) туловища (рис. 4).


1450 × 1231 пикс.   Открыть в новом окне

Тема N 3: "Обеспечение охраны зданий судов"

1. При получении от старшего судебного пристава указаний по обеспечению установленного порядка судебного заседания судебный пристав по ОУПДС обязан:

б) проверить исправность сигнализации, средств связи, противопожарной сигнализации с отметкой в специальном журнале и при обнаружении недостатков доложить председателю суда;

2. В случае обнаружения повреждений дверей, замков и печатей в охраняемых помещениях или при наличии других признаков проникновения в помещение судебный пристав по ОУПДС немедленно извещает об этом старшего судебного пристава и председателя суда.

3. Судебный пристав по ОУПДС обязан систематически обследовать коридоры, подсобные помещения, общественные места, лестничные клетки, путем их обхода и осмотра проверять отсутствие свободного доступа посторонним лицам в чердачные и подвальные помещения.

4. При выявлении в помещении суда лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, нарушающих установленный порядок деятельности суда, судебный пристав по ОУПДС обязан выяснить причину их нахождения в здании суда, в случае, когда лица являются участниками судебного процесса или свидетелями, доложить об этом председательствующему или судье. Получив распоряжение председательствующего или судьи об их выводе из здания суда, предложить им покинуть данное помещение, а в случае отказа - удалить этих лиц из здания суда. При наличии достаточных оснований задерживать лиц, допустивших нарушение общественного порядка, составлять протокол об административном правонарушении, а в случае необходимости - передавать их в органы внутренних дел.

5. Старший судебный пристав при необходимости присутствия судебного пристава по ОУПДС в зале судебного заседания запрашивает информацию о времени и месте проводимого заседания, количестве участников судебного процесса, степени социальной опасности подсудимого, количестве судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, требующихся для обеспечения безопасного проведения судебного заседания.

6. Перед началом судебного заседания судебный пристав по ОУПДС докладывает председателю суда, председательствующему в судебном заседании или судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании или судьи, связанные с соблюдением порядка в суде, обеспечением безопасности защищаемых лиц, охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания в рабочее время.

7. Во время судебного заседания судебный пристав по ОУПДС постоянно находится в зале судебного заседания. Покидать зал судебного заседания разрешается только по распоряжению (разрешению) председательствующего в судебном заседании или судьи. По указанию старшего судебного пристава допускается замена судебного пристава по ОУПДС другим судебным приставом.

8. В случае нарушения установленного порядка деятельности суда судебный пристав по ОУПДС самостоятельно, в пределах предоставленных ему полномочий, определяет в соответствии с Федеральным законом "О судебных приставах" комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий.

9. По окончании судебного заседания судебный пристав по ОУПДС представляет старшему судебному приставу письменный отчет об окончании судебного заседания, о поступивших обращениях со стороны председателя суда, председательствующего в судебном заседании или судьи, участников судебного процесса, а также обо всех происшествиях в зале суда и принятых мерах. Письменный отчет судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов об окончании судебного заседания визируется председателем суда, председательствующим в судебном заседании или судьей.

10. В случае проведения в одном зале или одним судьей нескольких судебных заседаний судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов представляет письменный отчет о результатах обеспечения установленного порядка деятельности судов после завершения последнего заседания.

Тренаж по разделам физической подготовки - "Способы удержания специальной резиновой палки (РП). Удары резиновой палкой"

Первый способ удержания "РП": петля охватывает большой палец и проходит по внешней стороне руки (рис. 1 и 2).


1675 × 528 пикс.   Открыть в новом окне

Удар палкой сверху: выполняется из боевой стойки, локоть руки поднят, палка лежит на плече (поднята вверх). Удар наносится сверху вниз, быстро и хлестко, одновременно с шагом левой и подтягиванием правой ноги. После удара принимается исходное положение.

Боковой удар палкой: выполняется из боевой стойки. Удар наносится по направлению вовнутрь и быстро и хлестко и поворотом корпуса с шагом левой и подтягиванием правой ноги. После удара принимается исходное положение.

Удар палкой наотмашь: выполняется из боевой стойки. С шагом правой ноги производится замах, корпус разворачивается влево. С обратным разворотом корпуса производится удар наотмашь. Во время замаха лицо прикрывается локтем.

Удар палкой тычком: выполняется из боевой стойки. Для нанесения удара рука сгибается в локте и удерживает палку торцом вперед. Удар наносится с шагом левой ноги и подтягиванием правой. После удара принимается исходное положение.

Тема N 4: "Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей"

Обеспечение в судах безопасности судей, участников судебного процесса, свидетелей, а также судебных приставов-исполнителей при совершении исполнительных действий (далее - защищаемые лица) состоит в осуществлении судебными приставами по ОУПДС мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье, связанных со служебной деятельностью.

Меры безопасности направлены на создание надлежащих условий для осуществления правосудия, а также исполнения судебных актов.

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц является непосредственное их обращение к старшему судебному приставу или судебному приставу по ОУПДС, а также оперативная и иная информация о наличии угрозы безопасности защищаемых лиц.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц, а также непосредственные действия, посягающие на их жизнь и здоровье.

Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется судебным приставом по ОУПДС в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в течение всего судебного заседания, в том числе, в случае необходимости, по указанию старшего судебного пристава в вечернее время, выходные и праздничные дни.

В соответствии со ст. 17 и 18 Федерального закона "О судебных приставах" предусмотрено применение судебными приставами по ОУПДС специальных средств и огнестрельного оружия в целях отражения нападения на защищаемых лиц и в других целях, предусмотренных названными статьями.

В целях обеспечения правильного и своевременного выполнения распоряжений председателя суда, его заместителя, председательствующего в судебном заседании и судей по обеспечению безопасности защищаемых лиц судебный пристав по ОУПДС, оценив реальность угрозы жизни и здоровью указанных лиц, немедленно принимает решение по обеспечению их безопасности. При необходимости привлечения дополнительных сил и средств докладывает об этом старшему судебному приставу. Защищаемое лицо ставится в известность о принимаемых в отношении него мерах безопасности.

Обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда осуществляется путем проведения следующих мероприятий:

а) установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов по ОУПДС в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу;

КоАП РФ Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

Подборка наиболее важных документов по запросу Личный досмотр судебными приставами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Личный досмотр судебными приставами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 11 "Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов" Федерального закона "О судебных приставах"
(О.М. Кабанов) Гражданину РФ отказано в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность ст. 11 ФЗ "О судебных приставах", мотивированной произвольным созданием судебными приставами препятствий проходу посетителей в здание районного суда, в том числе осуществляя личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, так как оспариваемая норма направлена на обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также права граждан на охрану жизни и здоровья, а предусмотренные ею правомочия судебного пристава носят предупредительный характер, не связаны с привлечением к публичной ответственности лиц, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.02.2021 N 33-3256/2021
Категория: Причинение вреда судебными приставами-исполнителями.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Административный истец в целях составления на территории суда протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ, был доставлен в отдельное помещение и временно ограничен в свободе, при этом здание суда оказалось под угрозой минирования, в связи с чем все гражданские лица, кроме административного истца, были эвакуированы. Административный истец полагает, что незаконными действиями должностных лиц его жизнь и здоровье были поставлены под угрозу.
Решение: Отказано. Судебный пристав по ОУПДС Ж.М.А. проводил досмотр личных вещей истца С. с целью установления факта отсутствия представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, при осмотре последнего самого маленького кармана рюкзака истца судебный пристав Ж.М.А. не смог визуально убедиться в том, что в кармане нет запрещенных предметов, поскольку не видел дно кармана рюкзака, попросил истца освободить карман рюкзака от вещей, однако истец не пожелала достать из кармана рюкзака паспорт и телефон, предложила судебному приставу-исполнителю обыскать карман рукой, удалилась от поста, где происходил досмотр вещей, без разрешения судебного пристава-исполнителя Ж.М.А., в результате чего судебный пристав-исполнитель Ж.М.А. не смог убедиться в том, что в рюкзаке истца отсутствуют представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы. На первом этаже суда досмотр рюкзака истца осуществлен в полном объеме судебным приставом-исполнителем К.А.А. в присутствии судебного пристава-исполнителя Ж.М.А.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Личный досмотр судебными приставами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Актуальные вопросы, связанные с препровождением иностранного гражданина или лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации
(Гусаров И.Р.)
("Практика исполнительного производства", 2017, N 4) Если лицо, в отношении которого применяются меры административной ответственности, не было подвергнуто личному досмотру, то при наличии у судебных приставов причин полагать, что это лицо может иметь при себе оружие, взрывчатые вещества, боеприпасы, наркотические, психотропные и иные запрещенные вещества или представляющие угрозу предметы, старший группы судебных приставов вправе организовать в помещении суда личный досмотр с участием понятых . При необходимости оказания правонарушителю квалифицированной медицинской помощи старший группы вызывает бригаду скорой помощи. При госпитализации выдворяемого лица старшему группы необходимо составить рапорт о невозможности исполнения постановления судьи, копии которого направляются судье, вынесшему постановление, и старшему судебному приставу структурного подразделения УФССП России.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Приведенный перечень целей досмотра является исчерпывающим, что подтвердил Конституционный Суд РФ в Определении от 28.05.2013 N 780-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Благодатских Ирины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 3 статьи 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О судебных приставах".

Нормативные акты: Личный досмотр судебными приставами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2007 N КАС07-413
Статьей 11 названного Федерального закона определены права и обязанности судебных приставов, в том числе права: проверять документы, удостоверяющие личность у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю; осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические и психотропные вещества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: