Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Обновлено: 01.05.2024

порядок и способы направления уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также требования к формату таких уведомлений в электронной форме (приложение N 1);

форму уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (приложение N 2);

форму уведомления об отказе в государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (приложение N 3).

к приказу Росреестра

от 26 ноября 2021 г. N П/0546

ПОРЯДОК И СПОСОБЫ

НАПРАВЛЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

И (ИЛИ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ

ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ, УВЕДОМЛЕНИЙ ОБ ОТКАЗЕ

В ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

И (ИЛИ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ

ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАТУ

ТАКИХ УВЕДОМЛЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

1. В соответствии с настоящим, порядком направляются в форме электронного документа и выдаются (направляются) в форме документов на бумажном носителе:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2021, N 18, ст. 3064.

уведомления об отказе в государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 6 статьи 29 Федерального закона );

Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2021, N 18, ст. 3064.

документы, представленные вместе с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - заявление) в форме бумажных документов и подлежащие выдаче после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона ).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2021, N 18, ст. 3064.

2. Уведомления, предусмотренные пунктом 1 настоящего порядка, в форме электронных документов направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - орган регистрации прав), заявителю, а также в предусмотренных Федеральным законом случаях стороне сделки, которая не представляла заявление о государственной регистрации прав, одним из следующих способов посредством направления:

электронного документа с использованием веб-сервисов - в случае представления заявления и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием веб-сервисов;

ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), по указанному в заявлении адресу (адресам) электронной почты - в случае представления заявления и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов, электронных образов документов - посредством сетей связи общего пользования, официального сайта;

электронного документа по указанному в заявлении адресу (адресам) электронной почты.

3. Уведомления и документы, предусмотренные пунктом 1 настоящего порядка, в форме документов на бумажном носителе выдаются либо направляются одним из способов, указанных в заявлении:

органом регистрации прав почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении, если заявление и прилагаемые к нему документы были представлены в форме бумажных документов посредством почтового отправления.

4. Содержание уведомлений, предусмотренных пунктом 1 настоящего порядка, направляемых в форме электронного документа, должно соответствовать содержанию таких уведомлений, выдаваемых (направляемых) в форме документа на бумажном носителе.

5. Ссылка на электронный документ, размещенный на официальном сайте, должна быть доступна для первого перехода с целью просмотра и скачивания электронного документа в течение трех месяцев с даты направления ссылки органом регистрации прав. Предусмотренные пунктом 1 настоящего порядка уведомления должны быть доступны для просмотра и скачивания в виде, пригодном для восприятия человеком, в течение пяти рабочих дней со дня первого перехода по ссылке.

6. Уведомления, предусмотренные пунктом 1 настоящего порядка, заверяются:

усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав - при направлении таких уведомлений в форме электронных документов;

собственноручной подписью государственного регистратора прав - при направлении таких уведомлений в форме документов на бумажных носителях.

7. Днем направления предусмотренных пунктом 1 настоящего порядка уведомлений в форме электронных документов считается дата направления органом регистрации прав электронного документа или ссылки на такой документ, указанная в реквизитах соответствующего документа.

Днем направления уведомлений и документов, предусмотренных пунктом 1 настоящего порядка, в форме документов на бумажном носителе считается дата, указанная в реквизитах соответствующего документа.

8. Уведомления, предусмотренные пунктом 1 настоящего порядка, направляются в форме электронного документа в формате XML-документа, созданного с использованием XML-схем, а также в виде файла в рекомендуемом формате PDF.

XML-схемы, используемые для формирования таких уведомлений в форме электронного документа, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня размещения на официальном сайте.

к приказу Росреестра

от 26 ноября 2021 г. N П/0546

(наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, или его территориального органа (далее - орган регистрации прав)

(здесь и далее в аналогичных строках указываются в соответствующем падеже учетное и (или) регистрационное действия: "государственный кадастровый учет недвижимого имущества в связи с _____", "государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с _____", "государственная регистрация права (ограничения права) на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с ____")

"__" ______________ 20__ г.

(инициалы, фамилия государственного регистратора прав)

(подпись государственного регистратора прав)

(инициалы, фамилия исполнителя)

(контактный телефон исполнителя)

к приказу Росреестра

от 26 ноября 2021 г. N П/0546

(наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, или его территориального органа (далее - орган регистрации прав)

(здесь и далее в аналогичных строках указываются в соответствующем падеже учетное и (или) регистрационное действия: "государственный кадастровый учет недвижимого имущества в связи с _____", "государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с _____", "государственная регистрация права (ограничения права) на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с _____")

"__" ______________ 20__ г.

(в случае, если заявитель в соответствующем заявлении указал на получение документов почтовым отправлением, указываются наименование и реквизиты документов, количество экземпляров и листов)

Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

5.1) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);

(п. 7 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2035 Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ п. 7.1 ч. 2 ст. 14 признается утратившим силу.

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 247-ФЗ, от 28.06.2021 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

(п. 7.2 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

7.3) технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении);

(п. 7.3 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.4) акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места);

(п. 7.4 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

3. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2018 N 60-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10, 12 части 5 настоящей статьи;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:

1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;

2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10, 12 части 5 настоящей статьи;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);

4) переходом права на объект недвижимости;

5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

5. Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:

1) в связи с созданием или реконструкцией объекта недвижимости (за исключением случаев, если в результате реконструкции объекта недвижимости образованы новые объекты недвижимости) на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;

6) в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;

8) в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, в отношении которых непосредственно после образования возникают права или ограничения прав, обременения объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

(п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

11) в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута;

(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

12) в связи с выбором правообладателем земельного участка, здания или сооружения вида разрешенного использования такого объекта недвижимости в случае, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения.

Причины и основания по которым может произойти приостановка регистрации

Хотя основания для переживаний есть. И в первую очередь они есть у приобретателя недвижимости – деньги отданы, а права собственности не получены, возврат уплаченных средств сопряжен с большими трудностями. Поэтому следить за процессом регистрации и добиваться устранения всех возникающих препятствий к этому в первую очередь вынужден покупатель.

Можно выделить 8 наиболее часто встречающихся причин по которым регистратор производит приостановку регистрации недвижимости.

Подача неполного пакета документов

Это наиболее частая причина принятия решения о приостановке регистрации. Даже если в подаваемом вами пакете бумаг не хватает важных документов, пакет все равно примут, установив при этом срок в который нужно донести недостающие бумаги. Чаще всего в пакете не хватает согласия органов опеки, если среди продавцов есть несовершеннолетние, отказа от преимущественного права выкупа доли другими собственниками недвижимости находящейся в общей собственности, согласие супруга или супруги продавца на заключение сделки.

Приемщик документов обязан принять их независимо от полноты установленного пакета. Решение о том, все ли документы в наличии примет регистратор. В ряде случаев он имеет право потребовать предоставить документы не входящие в их стандартный список.

Обычно дополнительно требуют бумаги устанавливающие права собственности продавца. Например, если в документах на право владения и паспорте указаны разные фамилии, потребуют свидетельство о браке.

Обнаружение в поданных документах ошибок

Неправильное написание в договорах фамилии имени или отчества участника сделки, адреса объекта недвижимости или его площади и другие ошибки приведут к тому, что регистрация будет приостановлена. Иногда к таким последствиям приводят изменения в законодательстве, когда из классификатора исключены определенные наименования объектов, а договор был заключен раньше. Если в договоре купли/продажи недвижимости обнаружены ошибки его придется переделывать.

Приостановка регистрации права собственности инфографика

Двойная продажа

Чаще всего мошенники используют схему с МФЦ, документы поданные туда поступают в Росреестр примерно за сутки, за это время производится еще одна или несколько продаж объекта. Понятно, что когда этот факт становится известен регистратору регистрация прав приостанавливается и следуют длительные разбирательства, иногда мошенников удается осудить, но вернуть уплаченные деньги очень сложно.

Чтобы не быть обманутым привлекайте к сделкам с недвижимостью квалифицированных юристов.

Приостановка по инициативе одной из сторон сделки

Любая из сторон вправе прервать сделку и написать заявление на остановку регистрации. Обосновывать свое решение документами при этом не требуется. По понятным причинам чаще всего такое заявление подает продавец. Регистратор приостанавливает дело на 1 месяц и извещает покупателя. Если других заявлений не поступает в течение месяца, выносится решение об отказе в регистрации. Если причина заявления в невыполнении покупателем договорных обязательств, есть шанс их выполнить и окончить регистрацию. В противном случае скорее всего придется разбираться в суде;

Судебные разбирательства в отношении объекта

При покупке недвижимости важно убедиться не только в отсутствии наложенных на нее обременений, но и в отсутствии судебных разбирательств относительно нее.

Запрет на совершение сделок с недвижимостью без участия владельца при продаже по доверенности

Это еще одна из мошеннических схем. Владелец устанавливает, что недвижимость может продавать только лично, и при этом выдает генеральную доверенность на объект. О том, что такая незаконная сделка совершенна государственные органы и нотариусы узнают только после того, как документы попали к регистратору.

Смерть продавца

Если продавец умирает раньше, чем регистрация сделки проведена, квартира переходит к наследникам. Вопрос о том, кто и как вернет покупателю уплаченные деньги остается при этом открытым.

Не оплата или неверная оплата за совершение регистрационных действий

Документ об оплате госпошлины в пакет документов сейчас не входит и эту информацию регистратор проверяет сам. Если деньги не поступили, то регистрацию приостановят. Причины по которым это произошло, а их может быть много, от неверно указанных реквизитов, до того, что банк через который вы перечисляли средства обанкротился, вам придется устанавливать и устранять лично.

В связи с широким распространением приобретения жилья по ипотеке, сообщим, что приостановка регистрации в этом случае происходит, если:

  • в поданных документах отсутствует договор ипотеки и необходимое количество его копий;
  • сам договор, закладная или другие прилагаемые документы составлены с нарушениями требований законодательства;
  • может быть принято такое решение и при необходимости проверки подлинности представленных бумаг.

В случае оформления ипотеки приостановка регистрации сделки по инициативе одной из ее сторон не возможна. Максимальный срок приостановки – 1 месяц.

Приостановка регистрации не всегда означает, что вам в ней откажут. Необходимо срочно выяснить причины, и предпринять меры по их устранению.

Сроки на которые приостанавливается регистрация

Сроки на которые приостанавливается регистрация

Эти сроки установлены в, указанной выше, ст. 26 закона:

  • если приостановление произошло из-за нехватки документов, то срок определяется до момента их предоставления но не более чем 3 месяца;
  • если необходимые документы должны поступить из других государственных органов, но не поступили - до поступления бумаг, но не более чем 1 месяц;
  • если по объекту ведется судебный спор, срок до принятия судом решения;
  • если на объект наложено обременение - до поступления акта суда или уполномоченного органа:
  • если регистрация приостановлена по заявлению одной из сторон, она возобновляется после получения регистратором заявления об этом.

Что делать если приостановление произошло

Получив уведомление, первым делом нужно уяснить причины по которым принято решение. Только после этого вы сможете составить для себя необходимый план действий.

Если вам что-то непонятно, не стесняйтесь обратиться к регистратору за разъяснениями. Сделать это можно лично или по телефону, номер которого должен быть указан в уведомлении.

Сам регистратор обычно приостанавливает процесс на 1 месяц, если этого срока для устранения причин вам недостаточно, следует написать заявление и продлить приостановление до 3 месяцев. Это максимальный срок, и далее последует отказ в проведении регистрации.

Далее следует определиться с вопросом о том, кто и как должен заниматься устранением причин приостановления. Если в уведомлении указано, что причина задержка поступления документов из государственных органов, то есть шанс, что все разрешится без вашего участия. Однако суммы на кону стоят чрезвычайно большие и пускать процесс на самотек не стоит. Если же причины вы можете устранить самостоятельно, то немедленно займитесь этим. Донесите недостающие бумаги, получив их предварительно в других органах, если это требуется. Оплатите гос. пошлину в установленном размере. Если ваш платеж был на меньшую сумму, доплатите. Если деньги зависли между банками либо срочно разрешите этот вопрос, либо по новой уплатите пошлину, с банками будете разбираться позже.

Не пускайте столь важное дело на самотек, уясните установленный срок приостановления и заблаговременно интересуйтесь у регистратора поступлением бумаг из других государственных органов. Возможно ваше личное вмешательство поможет ускорить их получение.

Если вы хотите, чтобы регистрация прав на недвижимость была завершена, а к этому возникли препятствия, именно вам в первую очередь и следует заниматься устранением этих препятствий.

Обычно решения о приостановлении процесса регистрации принимаются, когда люди занимаются этим самостоятельно. Недостаток знаний в юридических вопросах и отсутствие соответствующего опыта могут привести к множеству ошибок. Этого легко избежать, если вы изначально привлекли к заключению сделки по недвижимости опытного юриста. Именно так мы и советуем всем поступать.

Если в установленные в уведомлении сроки препятствия к завершению регистрации не устранены, то государственный регистратор вынесет решение об отказе в ее проведении. Уплаченная пошлина в этом случае не возвращается. Половину пошлины можно вернуть, если до вынесения отказа, отозвать документы с регистрации.

Если государственная регистрация ваших прав невозможна, то решения по расторжению сделки и возврате уплаченных средств вам придется принимать с продавцом в частном или судебном порядке.

Если вы считаете, что государственный регистратор нарушил ваши права и вынес незаконное решение о приостановлении, это решение можно обжаловать. О том, как это сделать узнайте на нашем сайте подробнее.

Резюме

Когда сделка по недвижимости проводится без надлежащего юридического сопровождения, случаи приостановления регистрации не являются редкостью. Паниковать в этом случае не нужно, следует в максимально сжатые сроки устранить препятствия к завершению процесса. Если этого не удалось, вас ожидают длительные разбирательства во внесудебном порядке или в суде.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Пять причин приостановки регистрации недвижимости в Росреестре

Пять причин приостановки регистрации недвижимости в Росреестре

Специалисты МФЦ и филиалов Росреестра, куда продавец с покупателем обращаются для регистрации недвижимости, обязаны только принять документы. Их содержание или комплектность они не проверяют, этим будут заниматься регистраторы Росреестра. Поэтому о том, что какие-то поданные документы не соответствуют требованиям, становится известно только на следующий день после подачи договора на регистрацию.

1. Документы не отвечают требованиям законодательства

Чаще всего приостановка регистрации связана с тем, что поданные продавцом и покупателем документы не соответствуют требованиям законодательства.

Форма поданного на регистрацию договора не соответствует требованиям законодательства. С 2016 года часть сделок с недвижимостью обязательно должен оформлять нотариус. Например, к таким относится продажа квартиры, одним из собственников которой является несовершеннолетний ребенок. Есть продавцы, которые об этих изменениях не знают и по-прежнему заключают договор в простой письменной форме.

Часто приостановка связана с неправильно составленной доверенностью. Когда продавца на сделке заменяет другое лицо по доверенности, в этом документе, представленном на регистрацию, не указано полномочий на совершение регистрации. Например, доверенность выдавалась, для того чтобы оформить право собственности на дом или земельный участок, а заявитель обращается в Росреестр для продажи объекта. Оформление и продажа недвижимости — по закону это разные действия, поэтому важно, чтобы при составлении доверенности у нотариуса продавец объяснял, для чего именно он получает доверенность.

2. На регистрацию подан неполный пакет документов

Во многих случаях правообладатели подают на регистрацию не все нужные документы. Тогда регистрация приостанавливается, и сторонам приходится доносить отсутствующие документы. Если продавец менял фамилию, и в выписке из ЕГРН или в свидетельстве о собственности указана одна фамилия, а в паспорте у него уже другая, к стандартному пакету документов попросят приложить свидетельство о браке.

А вот в том случае, если стороны не оплатили госпошлину за регистрацию, документы будут просто возвращены без рассмотрения. То же относится к случаям, когда пошлина заплачена не в полном объеме. Если сумма меньше нужной, деньги не пропадут, можно вернуть уплаченную госпошлину, но для этого придется написать заявление.

3. Квартира находится в обременении

Регистрацию не проведут, если квартира находится в обременении или под арестом. Обычно перед сделкой заказывают выписку из ЕГРН, из которой видно наличие на объекте обременений. Проблема в том, что информация в этой справке очень быстро устаревает, и обременение может быть наложено сразу после предоставления выписки. Если оно есть, Росреестр не зарегистрирует право на такую квартиру за покупателем.

4. Росреестр не получил информации в рамках взаимодействия между ведомствами

Существуют случаи, когда причина приостановки никак не связана с покупателем и продавцом. Проводя регистрацию, Росреестр самостоятельно запрашивает часть сведений у госорганов в рамках межведомственного взаимодействия. Бывает, что эти организации просто не успели вовремя предоставить необходимые сведения, и тогда регистрация приостанавливается. Возобновят ее сразу после того, как информация поступит в Росреестр.

5. Сведения об объекте в ЕГРН и в документах расходятся

Когда информация об объекте в поданных на регистрацию документах не соответствует данным, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), это тоже повод для приостановки регистрационных действий. Переход собственности на земельный участок на покупателя не зарегистрируют, если выяснится, что в ЕГРН границы земельного участка пересекаются с границами другого земельного участка.

На устранение причин приостановки дается три месяца, но это не значит, что в случае приостановки регистрации сторонам придется ждать несколько месяцев, прежде чем снова обратиться в Росреестр. Как только причина, по которой регистрация приостановлена, устраняется, например стороны донесли необходимые документы, регистрацию возобновляют.

Отказ в регистрации происходит тогда, когда срок приостановления истек, а причины, препятствующие регистрации, не были устранены. Если Росреестр все-таки отказывает сторонам в регистрации, заплаченная госпошлина не возвращается. Поэтому перед обращением в Росреестр нужно очень внимательно подойти к подготовке документов. По возможности привлечь к составлению договора юриста и ознакомиться со способами расчета по сделке, при помощи которых вы сможете защитить свои интересы, в случае если регистрация будет приостановлена.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


На каких основанияхможет быть приостановлено осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

На каких основанияхможет быть приостановлено осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

В статье 26 Закона о регистрации содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и (или) регистрация прав могут быть приостановлены по решению государственного регистратора. Данный перечень включает 55 оснований, что существенно больше, чем в ранее действовавшем Законе о регистрации, утратившем силу с 01.01.2017 года.

Осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в частности, в случае, если:

– лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;

– с заявлением о кадастровом учете и (или) регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

– не представлены документы, необходимые для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав;

– представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

– форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и другие основания.

Основными причинами приостановления являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения регистрации прав, подтверждающих подлинность представленных документов или достоверность приведенных в них сведений.

По решению государственного регистратора осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия приостановления, но не более чем на три месяца, за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления.

Так, в случае приостановления осуществления названных регистрационных действий в связи с тем, что не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9 часть 1 статья 26 Закона о регистрации), осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более, чем на один месяц.

Согласно статье 30 Закона о регистрации кадастровый учет и (или) регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно по инициативе заявителя.

В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления регистрационных действий, и срок, необходимый для такого приостановления. В случае отсутствия в данном заявлении указания на срок, кадастровый учет и (или) регистрация прав приостанавливаются на шесть месяцев.

В день приостановления регистрационных действий органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении кадастрового учета и (или) регистрации прав с указанием оснований такого приостановления. Уведомление должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, с обязательной ссылкой на положения Закона о регистрации.

В случае если регистрационные действия приостановлены по причине не предоставления необходимых для их осуществления документов, запрашиваемых органом регистрации посредством межведомственных запросов, заявитель уведомляется о его праве представить документы по собственной инициативе.

В соответствии со статьёй 27 Закона о регистрации в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины (статья 26 Закона о регистрации), препятствующие осуществлению кадастрового учета и (или) регистрации прав, государственный регистратор принимает решение об отказе в осуществлении названных регистрационных действий.

Согласно пункту 9 статьи 26 Закона о регистрации решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в тех случаях, когда Закон допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной регистрации прав) или о приостановлении осуществления кадастрового учета и регистрации прав, принятое в отношении документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 – 10, 19 – 21, 24 – 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 вышеназванной статьи, может быть обжаловано в административном порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», через апелляционную комиссию.

Приостановление кадастрового учета и (или) регистрации прав и (или) отказ в этих действиях могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (пункт 12 статьи 29 Закона о регистрации).

Подводя итог, отметим следующее. Перечисленные в действующем Законе о регистрации основания приостановления определяют пределы правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления или отказа в кадастровом учете и (или) регистрации прав.

Следовательно, в случае отсутствия указанных оснований, кадастровый учет и (или) регистрация прав не могут быть приостановлены.

Помимо расширения перечня оснований для приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав увеличены сроки, на которые допускается такое приостановление. Но, несмотря на то, что установление более продолжительных сроков приостановления затягивает процедуру осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав, тем не менее, эта ситуация предоставляет заявителю больше времени для устранения недочетов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: