Основания для начала процедуры досудебного внесудебного обжалования

Обновлено: 26.04.2024

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) МВД России и его территориальных органов, исполняющих государственную функцию, а также их должностных лиц

Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции

164. Заинтересованные лица имеют право на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц МВД России, территориальных органов МВД России в досудебном (внесудебном) порядке.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

165. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) и решения сотрудников, осуществляемые (принятые) ими при исполнении государственной функции.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается

166. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

167. Ответ на жалобу не дается:

167.1. Если в жалобе не указаны фамилия лица, ее направившего, и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

167.2. Если в жалобе обжалуется судебное решение. В этом случае жалоба возвращается в течение 7 дней со дня регистрации заинтересованному лицу, ее направившему, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

167.3. Если в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В этом случае заинтересованному лицу, направившему жалобу, сообщается о недопустимости злоупотребления правом с одновременным направлением копии данной жалобы в соответствующий территориальный орган МВД России для проведения проверки в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

167.4. Если текст письменной жалобы не поддается прочтению. В этом случае в течение 7 дней со дня регистрации жалобы об этом сообщается заинтересованному лицу, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

167.5. В случае, если письменное обращение направлено в подразделение (должностному лицу), в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в ней вопросов, оно в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

167.6. Если в письменной жалобе содержится вопрос, на который заинтересованному лицу, направившему жалобу, уже многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными данным лицом жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, которые необходимо проверить, уполномоченное должностное лицо органа, в адрес которого такая жалоба поступила, вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки по данному вопросу. О принятом решении информируется заявитель.

167.7. Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

168. Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является жалоба заявителя, поданная в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.

169. Жалоба (в том числе в электронной форме) должна содержать следующую информацию:

169.1. Фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина либо наименование юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы.

169.2. Наименование соответствующего территориального органа либо подразделения МВД России, в который направляется жалоба.

169.3. Фамилия, инициалы (если они известны заявителю) соответствующего должностного лица (должностных лиц), действия которого (которых) обжалуются либо его (их) должность.

169.4. Обжалуемые действия (бездействие), решения должностного лица, осуществляющего государственную функцию.

169.5. Дополнительно могут указываться наименование органа, исполняющего государственную функцию, причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, содержаться требования об отмене обжалуемого решения, признании незаконным обжалуемого действия (бездействия), иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить, а также прилагаться документы, подтверждающие доводы заявителя, или их копии.

170. Жалоба подается в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.

171. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена доверенность, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

172. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством официальных сайтов или Единого портала.

173. Рассмотрение жалоб, поступивших в электронном виде через Единый портал, осуществляется уполномоченным сотрудником посредством федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при исполнении государственных функций, в сети "Интернет".

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

174. Заявитель вправе запросить информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, в МВД России или территориальных органах МВД России.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

175. Заявитель может обжаловать решение и действия (бездействие) должностных лиц:

175.1. Территориальных органов МВД России на районном уровне - руководителю (начальнику) территориального органа МВД России на районном уровне либо в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне.

175.2. Территориальных органов МВД России на региональном уровне - руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне либо в МВД России.

175.3. Руководства ГУВМ МВД России - Министру внутренних дел Российской Федерации либо заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который является ответственным за деятельность ГУВМ МВД России.

176. В случае если обжалуются решения руководителя органа, осуществляющего государственную функцию, жалоба подается в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).

177. Должностные лица МВД России и его территориальных органов проводят личный прием граждан по вопросам, относящимся к исполнению государственной функции.

Сроки рассмотрения жалобы

178. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня ее регистрации.

179. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен уполномоченным должностным лицом МВД России или территориального органа МВД России не более чем на 30 дней в случаях получения необходимых для ее рассмотрения документов и материалов из других государственных органов. Заявитель, направивший жалобу, уведомляется о продлении срока рассмотрения жалобы.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования

180. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченным должностным лицом МВД России, территориального органа МВД России принимается решение об удовлетворении требований, изложенных в жалобе, либо об отказе в их удовлетворении. При удовлетворении жалобы МВД России, территориальным органом МВД России принимаются меры по устранению выявленных нарушений не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.

181. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме направляется ответ по результатам рассмотрения жалобы, подписанный уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом МВД России, территориального органа МВД России.

Ответ о результатах рассмотрения жалобы может быть направлен в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица МВД России, территориального органа МВД России.

182. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

182.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

182.2. Номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

182.3. Фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) или наименование заявителя.

182.4. Основания для принятия решения по жалобе.

182.5. Принятое по жалобе решение.

182.6. В случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений.

182.7. Сведения о порядке обжалования принятого решения.

182.8. Сведения о мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц.

Основания для начала процедуры досудебного

147. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является подача заявителем жалобы в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.

Жалоба может быть подана в течение 3 месяцев со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права соответствующим решением и (или) действием (бездействием) Роструда и его территориального органа, а также их должностными лицами.

При наличии уважительных причин пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен уполномоченным на ее рассмотрение лицом по ходатайству заявителя.

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием сети "Интернет", интерактивной формы подачи обращений, доступ к которой осуществляется через официальный сайт Роструда или сайты территориальных органов Роструда, системы электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф", федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также может быть принята при личном приеме заявителя должностными лицами Роструда или его территориального органа.

148. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

149. Время приема жалоб совпадает с графиком (режимом) работы Роструда или его территориальных органов.

150. Жалоба должна содержать:

фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица Роструда или его территориального органа, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;

фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии);

доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением, действием (бездействием) уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа.

К жалобе прилагаются документы, подтверждающие соблюдение заявителем установленного срока обращения с жалобой на решение и (или) действие (бездействие) Роструда и его территориальных органов, а также их должностных лиц.

Заявителем могут быть дополнительно представлены документы, подтверждающие его доводы, либо их копии.

Отсутствие в жалобе одного из вышеперечисленных условий, а также в случаях невозможности установления из представленных заявителями документов лиц, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, жалоба возвращается заявителю без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения.

151. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, дополнительно представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

168. Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является жалоба заявителя, поданная в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.

169. Жалоба (в том числе в электронной форме) должна содержать следующую информацию:

169.1. Фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина либо наименование юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы.

169.2. Наименование соответствующего территориального органа либо подразделения МВД России, в который направляется жалоба.

169.3. Фамилия, инициалы (если они известны заявителю) соответствующего должностного лица (должностных лиц), действия которого (которых) обжалуются либо его (их) должность.

169.4. Обжалуемые действия (бездействие), решения должностного лица, осуществляющего государственную функцию.

169.5. Дополнительно могут указываться наименование органа, исполняющего государственную функцию, причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, содержаться требования об отмене обжалуемого решения, признании незаконным обжалуемого действия (бездействия), иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить, а также прилагаться документы, подтверждающие доводы заявителя, или их копии.

170. Жалоба подается в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.

171. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена доверенность, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

172. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством официальных сайтов или Единого портала.

173. Рассмотрение жалоб, поступивших в электронном виде через Единый портал, осуществляется уполномоченным сотрудником посредством федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при исполнении государственных функций, в сети "Интернет".

1. Основанием для досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в Роспотребнадзор (его территориальный орган) в ходе личного приема, в форме электронного документа или в письменной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Единого портала.

Заявитель вправе запросить информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения его жалобы.

2. Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены к ней, заявитель в пятидневный срок с момента регистрации жалобы уведомляется (письменно, с использованием средств телефонной связи либо по электронной почте) о том, что рассмотрение жалобы и принятие решения будут осуществляться без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.

3. Должностные лица Роспотребнадзора (его территориального органа):

- обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя;

- вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

- по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

Права заинтересованных лиц на получение

информации и документов, необходимых для обоснования

и рассмотрения жалобы

4. В случае необходимости заявитель, обратившийся в Роспотребнадзор (его территориальный орган) с жалобой на действия (бездействие) его должностных лиц, имеет право на получение копий документов и материалов, касающихся существа его жалобы, подтверждающих правоту и достоверность фактов, изложенных в его обращении и необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

5. В жалобе указываются:

- должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) должностного лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

- фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя или полное наименование организации;

- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

- личная подпись заявителя и дата.

Дополнительно в жалобе могут быть указаны обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, и иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.

6. К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства.

7. Жалоба, поступившая в форме электронного документа, должна содержать:

- фамилию, имя, отчество представителя заявителя или полное наименование организации,

- адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа,

Органы государственной власти и должностные лица,

которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном

8. Жалоба подается в Роспотребнадзор (его территориальный орган) и рассматривается соответственно руководителем (заместителем руководителя) Роспотребнадзора или руководителем (заместителем руководителя) управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Роспотребнадзор (его территориальный орган).

Сроки рассмотрения жалобы

9. При обращении заявителей с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа в Роспотребнадзор (его территориальный орган) срок ее рассмотрения не должен превышать тридцати дней со дня ее регистрации.

В случае если по жалобе требуется провести расследование или проверку, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на тридцать дней по решению должностного лица Роспотребнадзора, территориального органа Роспотребнадзора, ответственного за рассмотрение жалобы, руководителя Роспотребнадзора, территориального органа Роспотребнадзора, в который поступила жалоба. О продлении срока рассмотрения жалобы заявитель уведомляется письменно с указанием причин его продления.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

10. Должностное лицо Роспотребнадзора (его территориального органа), на которое возложена обязанность рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц, рассматривает обращение и принимает решение об удовлетворении жалобы заявителя либо об отказе в ее удовлетворении.

11. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Роспотребнадзором (его территориальным органом) решения (далее - решение), заявителю направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы в письменной форме и, по желанию заявителя, в электронной форме.

Жалоба считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ (в пределах компетенции) по существу поставленных вопросов.

12. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

1. Основанием для досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в Роспотребнадзор (его территориальный орган) в ходе личного приема, в форме электронного документа или в письменной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Единого портала.

Заявитель вправе запросить информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения его жалобы.

2. Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены к ней, заявитель в пятидневный срок с момента регистрации жалобы уведомляется (письменно, с использованием средств телефонной связи либо по электронной почте) о том, что рассмотрение жалобы и принятие решения будут осуществляться без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.

3. Должностные лица Роспотребнадзора (его территориального органа):

- обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя;

- вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

- по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

Права заинтересованных лиц на получение

информации и документов, необходимых для обоснования

и рассмотрения жалобы

4. В случае необходимости заявитель, обратившийся в Роспотребнадзор (его территориальный орган) с жалобой на действия (бездействие) его должностных лиц, имеет право на получение копий документов и материалов, касающихся существа его жалобы, подтверждающих правоту и достоверность фактов, изложенных в его обращении и необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

5. В жалобе указываются:

- должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) должностного лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

- фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя или полное наименование организации;

- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

- личная подпись заявителя и дата.

Дополнительно в жалобе могут быть указаны обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, и иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.

6. К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства.

7. Жалоба, поступившая в форме электронного документа, должна содержать:

- фамилию, имя, отчество представителя заявителя или полное наименование организации,

- адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа,

Органы государственной власти и должностные лица,

которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном

8. Жалоба подается в Роспотребнадзор (его территориальный орган) и рассматривается соответственно руководителем (заместителем руководителя) Роспотребнадзора или руководителем (заместителем руководителя) управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Роспотребнадзор (его территориальный орган).

Сроки рассмотрения жалобы

9. При обращении заявителей с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа в Роспотребнадзор (его территориальный орган) срок ее рассмотрения не должен превышать тридцати дней со дня ее регистрации.

В случае если по жалобе требуется провести расследование или проверку, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на тридцать дней по решению должностного лица Роспотребнадзора, территориального органа Роспотребнадзора, ответственного за рассмотрение жалобы, руководителя Роспотребнадзора, территориального органа Роспотребнадзора, в который поступила жалоба. О продлении срока рассмотрения жалобы заявитель уведомляется письменно с указанием причин его продления.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

10. Должностное лицо Роспотребнадзора (его территориального органа), на которое возложена обязанность рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц, рассматривает обращение и принимает решение об удовлетворении жалобы заявителя либо об отказе в ее удовлетворении.

11. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Роспотребнадзором (его территориальным органом) решения (далее - решение), заявителю направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы в письменной форме и, по желанию заявителя, в электронной форме.

Жалоба считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ (в пределах компетенции) по существу поставленных вопросов.

12. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: