Описание идеального государства где царит порядок и установлена коллективная собственность кто автор

Обновлено: 02.05.2024

Объектом исследования в настоящей работе выступает философская концепция идеального государства древнегреческого мыслителя Платона.
Целью исследования является: рассмотрение сущности философской концепции идеального государства Платона;
обоснование второго по совершенству государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Идеальное государство Платона 4
2 Второе по совершенству государство 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Прикрепленные файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственного и муниципального управления

Алексеева Игоря Петровича

ТЕМА: «Обоснование Платоном второй модели идеального государства»

1 Идеальное государство Платона 4

2 Второе по совершенству государство 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Платон (427—347 гг. до н.э.) — родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов.

В творчестве Платона огромное внимание уделено проблемам государства, права и политики. В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Его знаменитыми произведениями являются «Государство» (описывается идеальное государство) и «Законы» (повествуется о государстве, которое благодаря правильному законодательству приближается к идеальному).

Объектом исследования в настоящей работе выступает философская концепция идеального государства древнегреческого мыслителя Платона.

Целью исследования является:

  • рассмотрение сущности философской концепции идеального государства Платона;

обоснование второго по совершенству государства.

1 Идеальное государство Платона

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.

Каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение, все необходимые для общества виды работ разделены между специальными разрядами граждан, но в целом образуют гармоничное сочетание.

За основу распределения граждан по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя.

При этом основная мысль Платона состоит в том, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к их удовлетворению ограничены. Отсюда следует необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо для той, либо для иной потребности, тогда это сожитие получает у нас название города».

В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип строения государства.

Главная мысль трактата Платона о государстве – проблема блага в совершенной жизни общества. Наисовершеннейшее благо, по Платону, обладает четырьмя главными доблестями: мудростью, мужеством, сдерживающей мерой, справедливостью.

Мудрость – это высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь идет о государстве в целом. Это доблесть, свойственная весьма немногим – философам, это «созерцание занебесной области вечных и совершенных идей – доблесть, в основе своей нравственная».

Вторая доблесть – мужество – также свойственно лишь небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше.

В отличие от мудрости и мужества, сдерживающая мера есть доблесть, принадлежащая всем членам государства. Сдерживающая мера приводит к гармоничному согласию лучших и худших сторон.

Наличие справедливости, ее торжество в государстве и обусловлено сдерживающей мерой. Именно в силу справедливости каждый класс, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человек получает для исполнения свое особое дело, к которому его природа наиболее способна. «Было бы просто гибельно для государства, если бы какой-то ремесленник или промышленник пожелал бы заняться воинским делом, а воин, неспособный и неподготовленный, посягнул бы на функцию управления…».

Таким образом, разумное устройство совершенного государства должно основываться, прежде всего, на потребностях. В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко разделенные отрасли общественного труда, где каждый работник выполняет работу, к которой наиболее склонен.

Над классом разделенных по отраслям труда работников, или ремесленников, у Платона стоят высшие классы – воины (стражи) и правители (философы).

По мнению Платона, «пока в государствах не будут царствовать философы, либо … нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино, – до тех пор государствам не избавиться от зол».

Платон признает, что между происхождением человека и его нравственными и интеллектуальными свойствами нет прямой связи. Поэтому в обязанности правителей входит обязанность и право исследовать нравственные задатки детей и распределять их между тремя основными классами государства. «Если в душе вновь родившегося окажется «медь» или «железо», его надлежит без всякого сожаления или снисхождения прогнать к земледельцам и ремесленникам. Но если у ремесленника родится младенец с примесью «золота» или «серебра», то он должен быть причислен либо к классу правителей, либо к классу воинов».

Укреплению идеального государства должна служить строгая система воспитания и образования, обеспечивающая достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования.

Все три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное. При этом разделение умственного и физического труда у Платона абсолютизировано: одни только мыслят и воюют, другие только кормят.

Платон говорит о полном единомыслии классов, ссылаясь на происхождение всех людей от общей матери-земли. Однако вместе с тем, работники хозяйственного труда трактуются как люди низшей породы. Их следует охранять единственно для того, чтобы они могли без помех исполнять лежащие на них обязанности, но никак не ради их самих. Философы добиваются от воинов, чтобы те помогали им, как собаки помогают пастухам, «пасти стадо тружеников хозяйства».

В платоновской теории разделения труда отсутствует, даже не называется класс рабов. Это связано с тем, что он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Платон не забыл о рабстве. Рабство просто вынесено у него за скобки.

Вместе с тем, в идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность, а только все общество в целом. Он говорит так: «Законодатель, заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и необходимостью. и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города».

2 Второе по совершенству государство

Там, где установлено идеальное правление, полагает Платон, там не нужны и слишком детальные законоположения. Но такой порядок предполагает наличие достаточного количества правителей-философов. Если же по какой-либо причине в обществе наблюдается дефицит практикующих философов, то тогда жителям этой страны придется довольствоваться вторым по совершенству государством, которое Платон подробно описал в «Законах». Жизнь в таком государстве, как и предполагает название диалога, полностью регламентируется законами. Но устанавливать их имеют право лишь философы, с учетом местных особенностей, и интересов всех его жителей. Однако следует помнить что «интересы» граждан, в понимании Платона, это не то что хочет тот или иной человек, а то, что полезно его душе. А душе, по мнению Платона, полезна умеренность во всем. И описываемое в Законах государство он характеризует как смешанный вид государственного строя, в котором сочетаются элементы двух основных устройств государства монархии и демократии. Правильная же организация государства (близкого к идеальному), согласно Платону, должна сочетать в себе оба этих начала для достижения умеренности в вопросах политической свободы и подчинения. Так, он подчеркивает, что законодатель должен придерживаться середины, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой – свободу управляемых.

Основные отличия диалога « Законы» от диалога «Государство» таковы.

Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограниченны. Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т. п.) предусматривается точное число граждан — 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т. п.

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге «Государство» рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса). Во «втором по достоинству» государстве «земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве». Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. Здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов тайное «ночное собрание», в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей и другие лица. Им вручается верховная власть в государстве.

Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Что же касается мудрецов из «ночного собрания», то они причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом. Согласившись с тем, что общественную жизнь необходимо урегулировать нормами права, Платон не мог по своим идейным соображениям допустить верховенство закона над религиозной моралью. «Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, — писал Платон, — то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания».

Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их модернизации. Дело в том, что отдельные положения древних мыслителей используются при обосновании современных концепций государства и права. Так, в частности, произошло с высказываниями Платона о необходимости утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко ссылаются сторонники теории правового государства. В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Однако такие высказывания нельзя вырывать из контекста произведения. Ведь под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее, установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности).

Платон оставил нам замечательный по степени проработки и последовательности суждений проект государства, которое призвано освободить души своих граждан от всего телесного и чувственного. Для этого все жители должна довольствоваться чем-то средним и умеренным во всем, избегая чрезмерных радостей и страданий. А поскольку сильные желания неизбежно порождают или то, или другое, то в государстве, в котором граждане не испытывает этих желаний души, по мнению Платона, становятся чище и ближе к божественному. Таким образом, идеальное государство Платона – религиозное сообщество целью которого является достижение духовного совершенства всех его членов.

Этим объясняется невысокая оценка Платоном тех общественных порядков, в которых поощряются или вызываются какие-либо чувства и эмоции, а также желания направленные на достижение каких-либо целей в призрачном мире теней, каким, по мнению античного мыслителя, является зримый, материальный мир.

Аристотель придерживался органической теории происхождения государства, т. е. государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека. Государство - это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение. Но государство является высшей формой общения. Государство - это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека.
Элементы государства.
1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру) .
2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти) .
3. Единый культ.
4. Армия.
5. Общий запас.
6. Единые представления о справедливости.

Аристотель оправдывает частную собственность. "Частная собственность, - говорит Аристотель, - коренится в природе человека, в его собственной любви к себе". Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной. "К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота". Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им.
Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления. Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство) .
Различаются:
1. Правильные формы правления - в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа) . Это монархия, аристократия, и полития.
2. Неправильные формы правления - в них правители заботятся лишь о своем личном благе: тирания, олигархия и демократия. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы) . Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане.. Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Государство для Аристотеля само по себе - некий вид общения, это высшая форма общения людей.

По Платону, существующим несовершенным формам государственности, предшествовала идеальная форма общежития глубокой древности. Тогда боги управляли отдельными областями, а в обществе было все необходимое для жизни, войны отсутствовали, люди были свободны.

Концепция идеального государства Аристотеля, как известно, была разработана им в период кризиса, поэтому и недостатков меньше, чем у того же Платона, которое по сути, утопия.
Аристотель придерживался органической теории происхождения государства, т. е. государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека. Государство - это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение. Но государство является высшей формой общения. Государство - это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека.
Элементы государства (по Ариститотелю) :
1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру) .
2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти) .
3. Единый культ.
4. Армия.
5. Общий запас.
6. Единые представления о справедливости.
Аристотель оправдывает частную собственность. Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им. А также наличие рабов. Это и естественно, и рационально, по его мнению, так как по природу одни рабы, другие - господа, и нужно делать чужую работу.
Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство) .
Он различал:
1. Правильные формы правления - в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа) . Это монархия, аристократия, и полития.
2. Неправильные формы правления - в них правители заботятся лишь о своем личном благе: тирания, олигархия и демократия.
И самое главное, власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную, судебную.

Общепризнанно, что главных форм государственного устройства две - демократия (власть большинства, власть народа) и олигархия (власть меньшинства, власть богачей) . Аристотель главным различием между этими устройствами считает богатство и бедность. Там, где власть основана на богатстве, безотносительно меньшинства, или большинства, это олигархия, а где правят неимущие, там демократия. Олигархия блюдёт интересы зажиточных классов, демократия - неимущих. Обе эти формы государственности, по мнению Аристотеля, не приносят общей пользы и являются ущербными. Богатые и бедные оказываются в Государстве элементами «диаметрально противоположными друг - другу» . Наилучшее же государственное общение - это то, которое достигается посредством «среднего элемента» , и те Государства имеют наилучший строй, где больше «среднего элемента» . Под «средним элементом» философ имел в виду один из господствующих классов. В каждом Государстве мы встречаем три части граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими. Очевидно, что средний достаток из всех благ всего лучше. Аристотель утверждает, что Государство, состоящее из средних людей, будет самой лучшей государственной формой, а его граждане будут в наибольшей безопасности. Я лично согласен с философом Аристотелем. Потому что, когда в Государстве будет средний класс населения (то есть, не будет такого сильного различия между олигархами, или богачами - чиновниками и бедными, неимущими представителями общества) , то тогда настанет справедливость и порядок, не будет угнетения и нарушения прав человека.

Платон – это древнегреческий философ, учитель Аристотеля. Ему принадлежит учение об идеальном государстве. Платон считал, что мир идей можно перенести на реальность. А так как у людей есть возможность вообразить устройство идеального государства, то и это может стать действительностью.

Теме государственного устройства посвящены диалоги Платона под названием "Государство". В этой работе философ разграничивает типы государственного устройства от лучшего к худшему. Вот его иерархия:

  1. Аристократия и монархия. Справедливая власть образованной верхушки общества.
  2. Тимократия. Несправедливая власть верхов, люди пришли к управлению не по способностям, незаконно.
  3. Олигархия. Власть богатых людей над бедными.
  4. Демократия. Равноправие большинства, при котором личные качества не важны.
  5. Тирания. Управление одного человека остальным народом.

Платон отдавал предпочтение аристократии как примеру идеального госустройства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Устройство государства: три сословия, их функции

Философ подразделял население на три сословия , носителей трех начал или трех душ государственности:

  • философы-правители – разумное начало;
  • воины-стражники – чувствительное начало;
  • ремесленников и земледельцев – вожделеющее начало.

Платон делил общество на сословия по принципу справедливости, который заключался в том, чтобы каждый из этих социальных слоев исполнял свои функции и не мешал выполнять их другим.

Высшими сословиями Платон почитал философов и воинов, так как они охраняли государство и управляли им. Правителей и стражников он почти приравнивал друг к другу, потому что философами становились выделившиеся своими качествами воины. Платон называл первых совершенными стражами, а вторых – помощниками правителей и проводниками их взглядов. Ремесленники и земледельцы выполняли функции, связанные с производством. То есть представителями низшего сословия люди становились по профессии, а представителями высших – по внутренним качествам.

«ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА

Самое известное учение об идеальном государстве принадлежит великому древнегреческому философу Платону. Чтобы понять суть взглядов на идеально государство, необходимо знать суть его философии в целом. Платон считал необходимым различать обладающие истинным бытием существующие вне времени и пространства идеи и сами вещи, представляющие собой некие бледные копии, воплощения идей. Относительно к государству сказанное означает, что Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства. Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т.е. государству как идее.

Справедливость как основной принцип устройства

идеального государства

Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей – «помощниками правителей и проводниками их взглядов».

Наиболее важным и сложным является вопрос о том, почему же правящие сословия посвятят свою жизнь служению общему благу? Это, согласно Платону, достигается рядом условий.

  • Во-первых,разделением труда. Платон говорит, что всякий человек больше всего заботится о том, что он любит, а любит же больше всего, когда считает, что польза дела – это и его личная польза, и когда находит, что успех дела совпадает с его собственной удачей. А истинные философы как раз и отличаются тем, что больше всего ценят истину, справедливость, благо. Поэтому они и будут заботиться о благе государства, рассматривая это и как собственное благо.
  • Во-вторых,образом жизни, который у стражников устроен, говорит Платон, согласно поговорке: «у друзей всё общее». В частности, у стражников не должно быть частной и даже личной собственности. Столуются и живут они вместе, как во время военных походов. Необходимые припасы они получают от остальных граждан один раз в год за то, что охраняют их. Им не дозволяется пользоваться золотом и серебром, даже в качестве украшений. Дело в том, что обладание собственностью приводит к раздорам и разрушению единства стражей. Таким образом, специфический образ жизни способствует формированию чувства единства и сплоченности.
  • В-третьих,целенаправленным воспитанием. Здесь важное значение придается двум моментам. Прежде всего, Платон обращает внимание на роль социального мифа в создании идеального государства. Он говорит, что следует попытаться внушить сначала самим правителям и стражам, а затем и остальным гражданам, что они порождены землей и, что все члены государства – братья и, следовательно, все должны заботиться о своей стране, как о матери, а также друг о друге. Правителям и стражам необходимо внушить, что есть, мол, предсказание, что государство разрушится, если к власти придут люди, не обладающие необходимыми задатками, вследствие чего они должны безжалостно переводить в сословие земледельцев и ремесленников тех своих детей, которые родятся без необходимых задатков. Одновременно они должны переводить детей земледельцев и ремесленников, родившихся с необходимыми задатками, в сословие стражей. Платон подчеркивает, что успех в деле создания идеального государства во многом будет зависеть от того, насколько удастся распространить, внушить этот миф. Кроме того, важнейшее значение придается роли искусства в воспитании. Согласно Платону, в идеальном государстве разрешаются только такие произведения и даже жанры искусства, которые формируют необходимые качества. Предлагается даже пересмотреть все прежние мифы и произведения искусства и оставить из них только те, которые соответствуют указанным критериям.

Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые ложные ценности могут дезориентировать его население. А небольшим – по той причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство практически невозможно. Платон говорил, что «государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым». Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком маленьким.

Значение и недостатки учения Платона

Важнейшее значение учения Платона заключается в том, что оно положило начало теориям социального управления в самом широком смысле слова. Вместе с тем недостатки его учения очевидны. Прежде всего, отметим, что никоим образом невозможно доказать, что идея государства где-либо существует. Поэтому и представления о его устройстве, какими бы оригинальными и глубокими они ни были, являются чисто субъективными. Кроме того, очевидно, что нарисованный им образ жизни стражей отнюдь не такой привлекательный. И на вопрос о том, а будут ли сами стражи чувствовать себя счастливыми, Платон уклончиво отвечал, что важнее благо всего государства, а не отдельных его сословий. Стражи, по его мнению, должны чувствовать себя счастливыми в силу того, что выполняют присущие им функции и вносят посильный вклад в общее благо. Надо, говорил Платон, внушить им, чтобы они стали отличными мастерами своего дела. Наконец, платоновское идеальное государство, по сути, не знает изменений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: