Они сделали огромные капиталы на государственных казначейских обязательствах ошибка

Обновлено: 27.04.2024

В целях защиты экономических интересов граждан Российской Федерации - владельцев государственных казначейских обязательств СССР Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1555 "О государственных казначейских обязательствах СССР" установлено, что государственные казначейские обязательства СССР, выпущенные на условиях, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1989 г. N 1178, с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров СССР от 7 июля 1990 г. N 653 и Указом Президента СССР от 22 марта 1991 г. N VII-1708, подлежат выкупу с 1 января 1993 г. учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации у граждан Российской Федерации за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации по нарицательной стоимости с выплатой дохода за 1992 год в размере 30 процентов годовых.

По желанию владельца государственных казначейских обязательств СССР средства от их продажи могут быть направлены на приобретение облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года без уплаты покупателями курсовой разницы или зачислены во вклады Сберегательного банка Российской Федерации.

Во исполнение настоящего указа Президента Министерство финансов Российской Федерации и Сберегательный банк Российской Федерации устанавливают условия и порядок выкупа государственных казначейских обязательств СССР, а также погашения непроданных казначейских обязательств, имеющихся в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации.

1. Выкуп казначейских обязательств и их обмен производится учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации у граждан Российской Федерации по предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Операции по выкупу и обмену казначейских обязательств производятся одним работником применительно к порядку, утвержденному для обмена и выкупа облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года (письмо Минфина России и Сбербанка России N 5-311/4р от 24 июля 1992 г.), с учетом следующего.

Сумма, подлежащая выплате владельцу казначейских обязательств, исчисляется исходя из следующей таблицы:

2. При оплате обязательств купон N 5 и все последующие от казначейского обязательства не отделяются. Штамп "погашено" ставится на казначейском обязательстве. Если ранее доходы за 1990 год и 1991 год не выплачивались , - купоны N 1 - 4 оплачиваются, отрезаются и учитываются согласно действующему порядку.

3. Курсовая разница, уплаченная при покупке обязательств, владельцу не возвращается.

4. Государственные казначейские обязательства СССР обмениваются по желанию владельца на облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года в пределах общей суммы, подлежащей выплате по обязательствам, без уплаты курсовой разницы. При этом владельцу предоставляется право к общей сумме предъявленных к обмену обязательств производить доплату, которая не должна превышать 435 рублей.

5. Все операции по выкупу и обмену Государственных казначейских обязательств СССР оформляются в отдельной ведомости. Для этого могут быть использованы бланки "Ведомости по обмену и выкупу Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года", в которых делается соответствующая надпись "казначейские обязательства" (приложение 1).

6. Казначейские обязательства могут быть предъявлены к оплате до 1 января 1995 года. По истечении этого срока казначейские обязательства, не предъявленные к оплате, утрачивают силу и оплате не подлежат.

7. Суммы, выплаченные по казначейским обязательствам, с 1 января 1993 года отражаются по дебету счета N 24 субсчет 0 "Оплата купонов и вышедших в тираж погашения казначейских обязательств", кредиту счета N 54. Оплаченные и принятые к обмену казначейские обязательства отражаются по приходу счета N 220 "Оплаченные казначейские обязательства и купоны".

Суммы выданных по обмену облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года на основании ведомостей проводятся по расходу счета N 205 субсчет 6 "Облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года" с записью в журнале ф. N 106 в отдельной графе "Выдано по обмену".

При обмене казначейских обязательств на облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года суммы наличных денег, полученные при доплате, в виде разницы между суммами, причитающимися к выплате по предъявленным к обмену государственным казначейским обязательствам, и получаемым облигациям Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года, учитываются на счете N 22 субсчет 3 "Доплата наличных денег при обмене облигаций 1982 года и казначейских обязательств". Аналитический учет по счету N 22 субсчет 3 ведется отдельными лицевыми счетами.

8. Министерство финансов и Сберегательный банк Российской Федерации устанавливают, что погашенные казначейские обязательства высылаются в Отделы по проверке и уничтожению погашенных ценных бумаг.

Сроки высылки выкупленных у населения казначейских обязательств отделениями региональных банков необходимо согласовать с Отделами по проверке и уничтожению погашенных ценных бумаг.

При отсылке отдельно комплектуются пачки по 1000 листов (по достоинству) казначейских обязательств, приобретенных до 1 марта 1991 года, и казначейских обязательств, приобретенных после 1 марта 1991 года. Высланные на уничтожение погашенные казначейские обязательства отражаются по расходу внебалансового счета N 220 субсчет 1 и приходу счета N 214.

9. Погашенные казначейские обязательства, числящиеся в отделениях Сберегательного банка на внебалансовом счете N 205 субсчет 0 по состоянию на 01.01.1993 г., должны быть высланы в отделы по проверке и уничтожению погашенных ценных бумаг и отражены по расходу внебалансового счета N 205 субсчет 0 в журнале ф. N 106 по графе "Выслано в учреждения Сбербанка своей республики" и приходу счета N 207. Списание со счета N 207 осуществляется после получения акта отдела по проверке и уничтожению погашенных ценных бумаг.

10. Расходы по выкупу казначейских обязательств возмещаются централизованно Сберегательному банку Министерством финансов Российской Федерации.

За выполненную работу отделения Сберегательного банка получают комиссионное вознаграждение в размере 1,5% от суммы выкупленных и обмененных казначейских обязательств. Сумма комиссионного вознаграждения отражается по дебету счета N 22 субсчет 0 и кредиту счета N 126.

Регистрационный N 113

Письмо Минфина РФ и Сбербанка РФ от 23 декабря 1992 г. NN 118, 01-220 "О выкупе государственных казначейских обязательств СССР"

Регистрационный N 113

Настоящее письмо вступает в силу со дня присвоения ему номера государственной регистрации

Текст письма опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, апрель 1993 г., N 4 (без Приложений)

Облигации как финансовый инструмент пользовались большой популярностью в СССР: их регулярно выпускали на протяжение всего существования страны. Не последнюю роль в этом сыграло отсутствие возможности выбора для вложения денег. В 1982 году был выпущен последний советский заём, ставший одним из самых масштабных — его активы до сих пор остаются на руках. Главный вопрос, который давно волнует многих, — можно ли продать облигации 1982 года.


Облигация представляет собой долговую расписку, подтверждающую факт долга эмитента и дающую право своему владельцу на дополнительные бонусы при её погашении. Выпуск государственных ценных бумаг обычно преследовал несколько целей — привлечение накоплений граждан для реализации интересов экономики и производства, поддержка рубля и предоставление возможности населению приумножить средства ввиду отсутствия банковских депозитов.

Попытки наполнить государственный бюджет и удержать рубль в твёрдой позиции на мировом рынке привели к выпуску облигаций государственного внутреннего займа (ОГВВЗ) 1982 года. Добровольными условия приобретения ценных бумаг назвать сложно — в ход шли патриотические призывы и навязывание купонов, которыми выдавали часть зарплаты. Срок займа составлял 20 лет, датой окончания было 1 января 2002 года. Он также известен как «брежневский заём». Облигации бесконтрольно выпускались огромными тиражами, за что их стали называть второй валютой.

Бумаги оформлялись на предъявителя и предполагали доход в 3% годовых, а также участие в лотерее с ценными призами. Ожидалось, что выигрыш получат 32% владельцев купонов. Среди подарков указывались автомобили «Волга» и «Жигули», крупные денежные суммы. Купить можно было номинал трёх видов в рублях: 25; 50; 100.


Выплаты: ожидания и реальность

Эмитентом по облигациям являлось Министерство финансов СССР. После развала Союза Минфин России в качестве правопреемника получил огромный внутренний долг перед населением, потому что выплаты по займу в советское время так и не начались. Распад страны привёл людей к мысли, что все сбережения потеряны, а компенсации ждать не стоит.

Правительство РФ занялось стабилизацией этого вопроса и начало исполнять свои обязательства в 1992 году: первым шагом стало решение выкупать облигации. Предлагаемая цена — 160 новых российских рублей за номинал в 100 советских — показалась смехотворной, большинство владельцев предпочли оставить ценные бумаги у себя в ожидании лучших условий. Выкуп завершился в конце 1994 года. Больше никаких денежных компенсаций по ним до настоящего времени не было, и официальные данные о возобновлении финансирования этих целей отсутствуют.

Ещё одним возможным действием стала замена советских облигаций на новые российские, которые выпустили в том же 1992-м году. Из-за низкой стоимости покупки старых ценных бумаг многие предпочли обменять облигации, ожидая большей доходности. Но нестабильная ситуация в молодой стране не располагала к полноценному возмещению убытков.

В 1995 году Б. Ельцин подписал новый Федеральный закон № 73, по которому ценные бумаги СССР переводились в обязательства по внутреннему долгу преемника — им выступала Российская Федерация. Но размеры компенсаций снова не удовлетворили владельцев облигаций: рядовые граждане получали максимально 10 тысяч рублей, ветераны ВОВ — 50 тысяч. С учётом инфляции суммы являлись совсем мизерными. Затем даже эти деньги перестали выплачивать.

В июле 1999 года вступил в силу Федеральный Закон № 162, в котором облигации 1982 года были признаны гарантированными сбережениями и подлежали переводу в долговые рубли. Он регулировался Постановлением Правительства РФ № 82 от 29.01.2000 г. В настоящий момент действие данного Постановления приостановлено, компенсации не проводятся. Окончательная судьба законодательного акта пока не решена: он может как полностью прекратить действие, так и продолжить работать.


Выплаты по облигациям 1992 года продлились до 2005 года включительно с учётом корректировки в 1998 после деноминации — суммарная стоимость делилась на тысячу. Далее в судебном порядке можно было добиться продажи имеющихся ценных бумаг через кассы «Сбербанка», обозначив уважительные причины невозможности обналичивания в установленные законом сроки. Такая практика длилась до 2009 года. Сейчас обязательства по ним считаются исполненными.

В Минфине рассматривался законопроект о целевых выплатах, которые касались облигаций, выпущенных во время займа 1982 года. Было предложено не переводить ценные бумаги советских времен в государственный долг РФ и считать все обязательства по ним выполненными. Хотя он не был принят, исключать повторения подобных предложений не стоит.

В 2012 году общественность всколыхнула история пенсионера из Шуи: он обратился в Страсбургский суд по правам человека после многочисленных отказов в судах разных инстанций в России. ЕСПЧ встал на сторону Юрия Лобанова и присудил ему компенсацию, размер которой составлял около полутора миллионов рублей. Пример жителя Шуи послужил толчком для других подобных прецедентов. Но, хотя Россию признавали обязанной платить по долгам Советского Союза, в современных реалиях рассчитывать на такие серьёзные суммы не приходится — летом 2015 года Конституционный Суд опубликовал решение: в случае противоречия постановлений Европейского суда внутренним законам РФ интересы страны ставятся выше.


Что можно сделать с облигациями в 2019 году

На просторах интернета встречается достаточно много информации о том, что в «Сбербанке» или в Агентстве по страхованию вкладов предлагают наличные деньги за облигации 1982 года, цена их составляет около 50 тысяч за купюру в 100 рублей и 25 тысяч — за 50. Стоимость больших объёмов рассматривается в индивидуальном порядке. Какой бы привлекательной ни казалась такая возможность, к сожалению, официальных данных о выкупе советских облигаций на сайтах АСВ и банка нет. «Сбербанк» покупает только государственные казначейские обязательства и сертификаты Сберегательного банка СССР.

Возможными вариантами действий с облигациями СССР сегодня по-прежнему остаются:

    хранение ценных бумаг в надежде на возобновление выплат от Минфина России;

Первый вариант с учётом того, что срока давности погашение государственной задолженности по ценным бумагам не имеет, кажется предпочтительнее. Хотя перспектива весьма туманна, ФЗ-162 всё ещё не утратил силу. Во втором случае ценность облигаций невелика из-за высокой конкуренции.

Можно долго гадать, что делать с облигациями уже несуществующего государства, а можно составить инвестиционный портфель из современых облигаций и получать доход. Получите прямо сейчас бесплатную консультацию по этому вопросу.

В целях защиты экономических интересов граждан Российской Федерации - владельцев государственных казначейских обязательств СССР Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1555 "О государственных казначейских обязательствах СССР" установлено, что государственные казначейские обязательства СССР, выпущенные на условиях, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1989 г. N 1178, с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров СССР от 7 июля 1990 г. N 653 и Указом Президента СССР от 22 марта 1991 г. N VII-1708, подлежат выкупу с 1 января 1993 г. учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации у граждан Российской Федерации за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации по нарицательной стоимости с выплатой дохода за 1992 год в размере 30 процентов годовых.

По желанию владельца государственных казначейских обязательств СССР средства от их продажи могут быть направлены на приобретение облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года без уплаты покупателями курсовой разницы или зачислены во вклады Сберегательного банка Российской Федерации.

Во исполнение настоящего указа Президента Министерство финансов Российской Федерации и Сберегательный банк Российской Федерации устанавливают условия и порядок выкупа государственных казначейских обязательств СССР, а также погашения непроданных казначейских обязательств, имеющихся в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации.

1. Выкуп казначейских обязательств и их обмен производится учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации у граждан Российской Федерации по предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Операции по выкупу и обмену казначейских обязательств производятся одним работником применительно к порядку, утвержденному для обмена и выкупа облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года (письмо Минфина России и Сбербанка России N 5-311/4р от 24 июля 1992 г.), с учетом следующего.

Сумма, подлежащая выплате владельцу казначейских обязательств, исчисляется исходя из следующей таблицы:

2. При оплате обязательств купон N 5 и все последующие от казначейского обязательства не отделяются. Штамп "погашено" ставится на казначейском обязательстве. Если ранее доходы за 1990 год и 1991 год не выплачивались , - купоны N 1 - 4 оплачиваются, отрезаются и учитываются согласно действующему порядку.

3. Курсовая разница, уплаченная при покупке обязательств, владельцу не возвращается.

4. Государственные казначейские обязательства СССР обмениваются по желанию владельца на облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года в пределах общей суммы, подлежащей выплате по обязательствам, без уплаты курсовой разницы. При этом владельцу предоставляется право к общей сумме предъявленных к обмену обязательств производить доплату, которая не должна превышать 435 рублей.

5. Все операции по выкупу и обмену Государственных казначейских обязательств СССР оформляются в отдельной ведомости. Для этого могут быть использованы бланки "Ведомости по обмену и выкупу Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года", в которых делается соответствующая надпись "казначейские обязательства" (приложение 1).

6. Казначейские обязательства могут быть предъявлены к оплате до 1 января 1995 года. По истечении этого срока казначейские обязательства, не предъявленные к оплате, утрачивают силу и оплате не подлежат.

7. Суммы, выплаченные по казначейским обязательствам, с 1 января 1993 года отражаются по дебету счета N 24 субсчет 0 "Оплата купонов и вышедших в тираж погашения казначейских обязательств", кредиту счета N 54. Оплаченные и принятые к обмену казначейские обязательства отражаются по приходу счета N 220 "Оплаченные казначейские обязательства и купоны".

Суммы выданных по обмену облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года на основании ведомостей проводятся по расходу счета N 205 субсчет 6 "Облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года" с записью в журнале ф. N 106 в отдельной графе "Выдано по обмену".

При обмене казначейских обязательств на облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года суммы наличных денег, полученные при доплате, в виде разницы между суммами, причитающимися к выплате по предъявленным к обмену государственным казначейским обязательствам, и получаемым облигациям Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года, учитываются на счете N 22 субсчет 3 "Доплата наличных денег при обмене облигаций 1982 года и казначейских обязательств". Аналитический учет по счету N 22 субсчет 3 ведется отдельными лицевыми счетами.

8. Министерство финансов и Сберегательный банк Российской Федерации устанавливают, что погашенные казначейские обязательства высылаются в Отделы по проверке и уничтожению погашенных ценных бумаг.

Сроки высылки выкупленных у населения казначейских обязательств отделениями региональных банков необходимо согласовать с Отделами по проверке и уничтожению погашенных ценных бумаг.

При отсылке отдельно комплектуются пачки по 1000 листов (по достоинству) казначейских обязательств, приобретенных до 1 марта 1991 года, и казначейских обязательств, приобретенных после 1 марта 1991 года. Высланные на уничтожение погашенные казначейские обязательства отражаются по расходу внебалансового счета N 220 субсчет 1 и приходу счета N 214.

9. Погашенные казначейские обязательства, числящиеся в отделениях Сберегательного банка на внебалансовом счете N 205 субсчет 0 по состоянию на 01.01.1993 г., должны быть высланы в отделы по проверке и уничтожению погашенных ценных бумаг и отражены по расходу внебалансового счета N 205 субсчет 0 в журнале ф. N 106 по графе "Выслано в учреждения Сбербанка своей республики" и приходу счета N 207. Списание со счета N 207 осуществляется после получения акта отдела по проверке и уничтожению погашенных ценных бумаг.

10. Расходы по выкупу казначейских обязательств возмещаются централизованно Сберегательному банку Министерством финансов Российской Федерации.

За выполненную работу отделения Сберегательного банка получают комиссионное вознаграждение в размере 1,5% от суммы выкупленных и обмененных казначейских обязательств. Сумма комиссионного вознаграждения отражается по дебету счета N 22 субсчет 0 и кредиту счета N 126.

Регистрационный N 113

Письмо Минфина РФ и Сбербанка РФ от 23 декабря 1992 г. NN 118, 01-220 "О выкупе государственных казначейских обязательств СССР"

Регистрационный N 113

Настоящее письмо вступает в силу со дня присвоения ему номера государственной регистрации

Текст письма опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, апрель 1993 г., N 4 (без Приложений)

Приобретение ценных бумаг — прекрасный способ сохранить и приумножить свой капитал. Работа с ними достаточно комфортна: они понятны, ликвидны и подходят для регулярной торговли в спокойном темпе. Эмитентами подобных инструментов выступают юридические лица и органы власти, в том числе местного уровня, которым предоставлено право выпуска различных ценных бумаг, подкреплённых обязательствами. Наша статья об одних из самых надёжных их видов — государственных ценных бумагах (ГЦБ).

Понятие и сущность термина

ГЦБ — это ценные бумаги, чаще всего облигации, обязательства по которым гарантированы государством. Их выпуск преследует конкретную цель — наполнить бюджет свободными денежными средствами. Поступления из основных источников — налогов и госпошлин — привязаны к определённым срокам, установленным нормативными актами. Расходы же регулярны, поэтому дефицит финансов на исполнение государственных программ и проектов — вполне закономерное и ожидаемое явление.

ГЦБ относятся к долговым бумагам, эмитенты которых должны погасить задолженность и выплатить проценты в строго оговорённые сроки. Договор купли-продажи ценных бумаг, помимо начисления процентного дохода, может предусматривать иные способы выполнения обязательств, например, индексацию стоимости или выигрыши.

Суть эмиссии государственных ценных бумаг заключается в привлечении правительством страны средств на развитие и выполнение собственной экономической и социальной политики. Интерес покупателей ГЦБ также понятен — получение гарантированного дохода. Напрашивается вывод: подобные финансовые инструменты — взаимовыгодный и надёжный способ денежного оборота для обеих сторон сделки.

Виды государственных ценных бумаг

Рынок ГЦБ в России насчитывает около сорока видов бумаг. Все они имеют одну общую черту — приносят доход. Классифицировать их можно по различным параметрам:

  • по срокам обращения — долгосрочные (более пяти—семи лет), среднесрочные (до пяти—семи лет), краткосрочные (до одного года);
  • по способу обращения — рыночные (со свободной продажей), нерыночные (нет права перепродажи) и целевые (для определённого круга лиц);
  • виду эмитента — федеральные, муниципальные, госучреждений, со статусом государственных;
  • виду дохода — процентные с фиксированной или плавающей ставкой, дисконтные (прибыль — разница в цене), индексированные (номинальная цена со временем растёт), выигрышные и комбинированные.

Некоторые специалисты выделяют ещё один определяющий фактор — цель выпуска. В соответствии с ним эмиссия ГЦБ обоснована:

  • дефицитом федерального или регионального бюджета;
  • долгов по ранее выданным займам;
  • средств на конкретные проекты;
  • выплат по долговым обязательствам.

Сегодня ГЦБ представлены тремя основными направлениями — облигации, казначейские обязательства и сберегательные сертификаты. Наиболее ходовыми являются облигации. Эти государственные ценные бумаги относятся к долговым. Их эмитент обязан выплатить сумму займа и процент по нему после оговорённого срока. Доход по ним может быть купонным и дисконтным. Первый — периодическое начисление процентов по фиксированной или плавающей ставке. Второй — получение прибыли за счёт разницы в цене при покупке и погашении бумаги.

По времени обращения к ним применима стандартная классификация — кратко-, долго- и среднесрочные. В мировой истории встречались случаи, когда государство эмитировало бессрочные бумаги. Например, так было с военным займом Великобритании — War Loan — во время Второй мировой. Доход по ним составлял 3,5% годовых, а цена на бирже — около 70% от номинала.

Казначейские обязательства — это ценные бумаги, которые оформляются на предъявителя. Их владение — знак участия в бюджете страны и право получения дохода. В нашей стране казначейские обязательства эмитировались в 1994-м, но уже через год их выпуск был прекращён.

Последняя разновидность государственных ценных бумаг — сберегательные сертификаты. Это свидетельства, которые выдаёт банк в качестве подтверждения депонирования денежных средств на определённый срок. После его окончания владелец ценной бумаги возвращает средства и процент по ним. Также термин может использоваться для обозначения облигаций государственных сберегательных займов.

Российская история облигаций обширна. В разные годы в стране выпускались следующие бумаги.

    Облигации российского внутреннего выигрышного займа. Выпущены в свободное обращение в октябре 1992 года, в 2009-м все выплаты прекращены.

Одной из самых обсуждаемых тем американской экономики является огромный размер госдолга США. Его совокупный объём на конец 2020 г. составил порядка 27 трлн долл., а это значит, что отношение общего госдолга США к ВВП порядка 128%. Тем не менее сверхнизкая ставка рефинансирования Федеральной резервной системы (ФРС) и высокие кредитные рейтинги США позволяют тратить на обслуживание госдолга около 6% бюджета, а его номинирование в долларах снимает проблему дефолта.

Понятие госдолга США

Национальный госдолг США разделён на две группы.

    Внутриправительственный долг (Intragovernmental Holdings) — это долговые обязательства, по которым Правительство США должно своим собственным учреждениям.

Рис. 1. Структура общего госдолга США на декабрь 2020 г. (млрд долл.). Источник: данные Казначейства США

Рис. 1. Структура общего госдолга США на декабрь 2020 г. (млрд долл.). Источник: данные Казначейства США

Что такое госдолг США простыми словами? Его можно рассматривать как накопленный дефицит ежегодных бюджетов. Хронический бюджетный дефицит требует, чтобы Казначейство США регулярно занимало деньги, необходимые для поддержания работы Правительства.

Рис. 2. Динамика госдолга США (млрд долл.; данные по годам даны на начало декабря). Источник: данные Казначейства США

Рис. 2. Динамика госдолга США (млрд долл.; данные по годам даны на начало декабря). Источник: данные Казначейства США

Так, в 2016 г., в завершении президентства Барака Обамы, этот дефицит достигал почти 600 млрд долл. В первые три года, когда Дональд Трамп был президентом, долг увеличился до 1 трлн долл. В 2020 финансовом году из-за пандемии дефицит федерального бюджета составил 3,1 трлн долл., что более чем в три раза выше зафиксированного годом ранее. По отношению к ВВП дефицит в 2020 г. составил 14,9%, по сравнению с 4,6% в 2019 г. и 3,8% в 2018 г.

Тем не менее пока постоянно растущий госдолг не создаёт значимых проблем для американского бюджета благодаря низкой инфляции и минимальной ставке рефинансирования ФРС.

Выплаты по госдолгу (млрд долл.)

Общая величина расходов

% на обслуживание госдолга

Рис. 3. Доля бюджетных расходов на обслуживание госдолга. Источник: Бюджетное управление Конгресса (СВО)

Постоянный рост госдолга США вызывает озабоченность в долгосрочном плане. CBO выделяет следующие риски:

    растущая инфляция может побудить ФРС поднять ставку рефинансирования, что приведёт к росту затрат на обслуживание госдолга;

Поэтому вполне вероятно, что начиная с 2021–22 гг., после окончания пандемии, темпы роста госдолга начнут сокращаться, чему будут способствовать и политические факторы. Республиканцы при президенте-демократе Джо Байдене будут возвращаться к привычной роли финансовых консерваторов, требуя снизить дефицит бюджета, что приведёт и к уменьшению динамики нарастания долгов Правительства.

Госдолг США: кому должна Америка

По состоянию на сентябрь 2020 г. внешний госдолг США превосходил 7 трлн долл., что составляло около 25% его общего объёма. Кстати, Россия не входит в двадцатку крупнейших держателей американского госдолга.

Значение (млрд долл.)

Доля от долга США, находящегося в иностранной собственности

Рис. 4. Топ-3 стран держателей госдолга США. Источник: Минфин США

Для сравнения, летом 2020 г. ФРС владела государственными долговыми бумагами более чем на 10 трлн долл. Поэтому основные держатели госдолга США — сами американцы. Этот фактор, а также его долларовый характер, вместе с административной, научной, экономической и военной мощью США является предпосылкой высшего кредитного рейтинга американских гособлигаций, что делает их эталоном надёжности на мировом долговом рынке.

Кредитный рейтинг США

Место рейтинга в классификации

Рис. 5. Кредитный рейтинг США. Источник: данные рейтинговых агентств

Высший инвестиционный рейтинг обеспечивает устойчивый спрос на гособлигации США безрисковых категорий инвесторов и гарантирует минимальную премию за риск. Так, на конец 2020 г. доходность десятилетних облигаций США была меньше 1%.

Облигации почти всех остальных стран считаются более рисковыми и котируются с определённой премией к американским бумагам. Чем больше размер премии за риск, тем более неустойчивая ситуация на рынке и/или ситуация в конкретной стране.

Итак, суть госдолга США — необходимость регулярно восполнять дефицит американского бюджета. Пока огромный объём госдолга США не столь критичен. Ведь за ним стоит не только самая крупная экономика мира, но и тот факт, что он номинирован в долларах, а значит, тема его дефолта может быть исключена. Однако важно понимать, что большие долги накладывают крупные обязательства на эмитента долга, и рано или поздно занятое придется возвращать. Возможность инвестирования в американские облигации уже затрагивалась в «Открытом журнале». Также мы писали и о ключевых понятиях на рынке облигаций.

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: