Околоземное космическое пространство это собственность государства или частная

Обновлено: 25.04.2024

4 октября 1957 г. впервые в истории человечества в космос был запущен советский искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту впервые поднялся человек – гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Наступила новая эра человеческой деятельности – эра исследования и использования космического пространства.

С освоением космоса началось формирование новой отрасли современного международного права – космического права.

Международное космическое право – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу осуществления ими космической деятельности и определяющих правовой режим космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.[198] Под космическим пространством понимается пространство за пределами воздушной сферы Земли, которое является «вещью, изъятой из оборота», т. е. не подлежащей присвоению ни одним государством.

Становление космического права началось сравнительно недавно, однако его нормы и принципы уже сформированы и закреплены в ряде международных договоров, основными из которых являются: Договор о космосе;[199] Соглашение о спасании космонавтов;[200] Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972);[201] Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976);[202] Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979);[203] Принципы дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986),[204] а также другие многосторонние и двусторонние международные соглашения.

Субъектами международного космического права являются суверенные государства, международные межправительственные организации. Международное космическое право допускает возможность осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами); однако они не становятся субъектами международного космического права, так как их деятельность должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением государств – участников Договора о космосе (ст. VI). Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, результаты практической космической деятельности государств.

П р и н ц и п ы международного космического права сводятся к следующему: во-первых, исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; во-вторых, на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.

Свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях[205] предусмотрена ст. I Договора о космосе: исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Исследование и использование космического пространства открыты для всех государств без какой-либо дискриминации и в соответствии с принципами международного права.

Запрет на национальное присвоение космического пространства и небесных тел установлен мировым сообществом исходя из того, что эти объекты являются res extra commercium – «вещью вне оборота». Вселенная находится вне суверенитетов, юрисдикций и чьей-либо собственности. Ст. II Договора о космосе и п. 3 ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979) устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. На космическое пространство, Луну и небесные тела государства не могут распространять свой суверенитет Запрещаются любые формы и способы присвоения космического пространства не только государствами, но и международными и национальными корпорациями и частными лицами. Запрет национального присвоения не распространяется на искусственные космические объекты, в отношении которых государство сохраняет юрисдикцию и контроль (Договор о космосе, ст. VIII).

Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена ст. IV Договора о космосе; государства обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963) запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.

Проблема демилитаризации космоса – это глобальная проблема современности. На предотвращение милитаризации космического пространства был направлен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (1972) и Дополнительный протокол к нему (1974), договоры СНВ—1 и СНВ—2. Согласно Договору об ограничении систем противоракетной обороны (1972), каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно наземного базирования (ст. V). В настоящее время США де-факто обошли этот договор путем развития новых космических технологий. Теперь они считают, что договор устарел и де-юре. Однако Россия придерживается противоположной точки зрения: она будет добиваться сохранения и соблюдения договора 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны – краеугольного камня стратегической стабильности.

Вместе с тем Договор о космосе не запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса. Использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ – радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны и в силу этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено ст. V Договора о космосе. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.

Оказание помощи космонавтам в случае аварии возлагается на все государства. В Конвенции о спасании космонавтов закреплено следующее:

? если в случае аварии космический корабль приземляется на территории какого-либо государства, то оно принимает незамедлительные меры к оказанию помощи; информирует власти государства, запустившего космический объект, Генерального секретаря ООН (ст. 2);

? если космический корабль вынужден приводниться в открытом море или приземлиться на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, ему оказывают помощь государства, которые в состоянии это сделать; они также информируют запустившее космический корабль государство и Генерального секретаря ООН (ст. 3);

? государство, на территории которого окажется космический корабль, незамедлительно возвращает его и экипаж государству, которому этот корабль принадлежит (ст. 4);

? все расходы, связанные с оказанием помощи космическому кораблю и его экипажу, покрываются властями, осуществившими запуск корабля (ст. 5).

Международное сотрудничество в мирном исследовании и использовании космического пространства (Договор о космосе, ст. I, III, IX) может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, а также в рамках международных организаций. Это сотрудничество предполагает: соблюдение норм и принципов Устава ООН; обязанность учитывать интересы других государств (Договор о космосе, ст. IX); запрещение создавать потенциально вредные помехи деятельности других государств (ст. IX); оказание возможной помощи космонавтам в случае аварии (ст. V); информирование всех стран о характере, ходе, месте и результатах деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и др.

Наиболее распространено двустороннее сотрудничество. Так, в соответствии с соглашениями между Россией и Индией, российскими ракетами-носителями выводятся на околоземную орбиту индийские искусственные спутники. Успешно развивается сотрудничество России с Францией; в состав международных космических экипажей входят французские космонавты; французская аппаратура использовалась на российских космических аппаратах.

В 1972 г. СССР и США подписали Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, во исполнение которого в 1975 г. состоялись совместный полет и стыковка советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон». В 1977 г. в связи с истечением срока действия этого соглашения стороны подписали новое Соглашение о сотрудничестве в исследовании космического пространства в мирных целях, которое закрепляет обязательства сторон развивать сотрудничество в областях космической метеорологии, изучения окружающей природной среды, исследования околоземного космического пространства, Луны и планет, а также в сфере совместных разработок спутниковых поисково-спасательных систем (ст. 1) и др. Стороны взяли на себя обязательство, направленное на решение международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства в мирных целях во имя укрепления правопорядка в космосе и дальнейшего развития международного космического права (ст. 4).

При исследовании и использовании космического пространства наибольший эффект приносит многостороннее сотрудничество. Так, в 1967 г. была принята программа сотрудничества в области исследования и использования космического пространства («Интеркосмос»). Многостороннее сотрудничество осуществляется в рамках: Европейского космического агентства, созданного в 1975 г., с которым Россией заключено соглашение (1995),[207] а также «Интелсата» – Международной организации спутников связи, созданной в 1971 г., к которой Россия присоединилась в 1993 г..[208]

Большое внимание исследованию и использованию космоса уделяет ООН. Важнейшим ее органом, призванным быть центром международного сотрудничества в космосе, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г.). В рамках этого Комитета разработаны основные договоры, соглашения и конвенции по космосу. Наша страна поддерживает идею об учреждении всемирной космической организации, что позволит поднять международное сотрудничество в мирном освоении космоса на более высокий уровень. Важную роль в осуществлении международного сотрудничества играют такие специализированные учреждения ООН, как Международный союз электросвязи (МСЭ), занимающийся распределением, регистрацией, координацией частот для различных служб радиосвязи; Всемирная метеорологическая организация (ВМО), под эгидой которой действует глобальная система метеорологических наблюдений. Международная морская организация (ИМО) использует космическую технику для морского судоходства, а Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – для связи и навигации воздушного транспорта.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976),[209] когда космический объект выводится на околоземную орбиту или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий регистр. Каждое запускающее государство информирует Генерального секретаря ООН об учреждении такого регистра.

Международная ответственность государств за деятельность в космическом пространстве предусмотрена Договором о космосе (ст. VI). Ответственность несет как государство, с территории которого осуществляется запуск космического объекта, так и то государство, в интересах которого осуществляется запуск (ст. VII). Если запуск осуществляет международная организация, то ответственность может быть солидарной. Противоправны в космосе такие действия государств, как ядерные взрывы, размещение ядерного оружия, враждебная пропаганда из космоса. Если ущерб причинен в результате иных правомерных действий, то речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Так, согласно Конвенции о международной ответственности, за ущерб, причиненный космическими объектами (1972), запускающее государство несет абсолютную ответственность по вопросу выплаты компенсации за ущерб (ст. II). Кроме того, нарушение космического права влечет политическую ответственность государств.

В рамках СНГ заключены соглашения, направленные на мирное освоение космоса, например Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (1991).[210] Осуществляется сотрудничество стран СНГ по соглашению о создании систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства (1992), в рамках двусторонних соглашений с Украиной (1997) и Белоруссией (1995) и др. В СНГ реализацию межгосударственных программ исследования и использования космического пространства координирует Межгосударственный совет по космосу, формируемый из полномочных представителей государств.[211]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

60. Международное право

1. Понятие, предмет и метод правоведения Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности . Правоведение предназначено для студентов, обучающихся

47. Международное космическое право

47. Международное космическое право Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической

Тема 16. Международное космическое право

Тема 16. Международное космическое право Ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность – правительственные органы или неправительственные юридические лица

78. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ

78. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического

87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.Существуют следующие основные

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Согласно своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и

2.1. Международное право

2.1. Международное право 2.1.1. Международно-правовые стандарты равноправия и недискриминации применительно к сексуальной ориентации и гендерной идентичности В настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре, который бы прямо

Когда в разговоре возникает Вселенная, право собственности не сразу приходит на ум. Но поскольку человечество продолжает развиваться в этой области, а коммерческие космические предприятия не за горами, необходимо задавать вопросы о политике в области энергетики и их взаимодействии с исследованием космоса.

Этот жест, возможно, подразумевал территориальную собственность, но был чисто символическим из-за Договора по космосу 1967 года.

129 стран, включая Китай, Россию, Великобританию и США, взяли на себя обязательства по этому договору, надзор за которым осуществляет Управление Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства.

В нем изложены важные принципы, такие как концепция, согласно которой космос следует считать достоянием всего человечества , что космическое пространство свободно для исследования и использования всеми государствами, и что суверенная нация не может претендовать на Луну и другие небесные тела штат. Кроме того, Луна и небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях, и оружие не будет размещено на орбите или в космосе.

«Это часто называют конституцией космического пространства», - говорит доктор Джилл Стюарт, приглашенный сотрудник Лондонской школы экономики и редактор журнала Space Policy.

Что считать космической территорией

Этот договор до сих пор работал, но есть некоторые потенциальные подводные камни — как объясняет доктор Стюарт.

«Официального определения космического пространства не существует, но это то, что рабочая группа Организации Объединенных Наций в настоящее время обговаривает со странами-членами.

Я подозреваю, что мы согласимся на физическую демаркацию на линии Кармана, которая находится на высоте около 100 км, но это также возможность перейти к функциональному определению.

Именно здесь законы определяются на основе функции космического объекта, а не того, где именно он находится в пространстве".

Физическое разграничение приводит к большому количеству документов для коммерческих космических компаний, таких как Virgin Galactic, которая разрабатывает суборбитальный туристический космический самолет .

Это означает, что Virgin должна соблюдать как международные авиационные законы, так и космические законы, несмотря на то, что они находятся в космосе только пять или шесть минут. Тут нужен разумный компромисс.

Как только люди научились запускать в космос искусственные аппараты, перед ними встал важный вопрос, над которым раньше задумывались лишь писатели-фантасты: какие земные или внеземные законы должны действовать за пределами нашей планеты?

С точки зрения права человечество, выйдя в космос, попадало в область неведомого. Накопленные цивилизацией правовые принципы до сих пор регулировали шарообразный мир, на поверхности которого можно было провести границы. Для бесконечного пространства космоса эти механизмы уже не годились. При этом космические корабли во внеземное пространство отправляли земные государства, и в космосе оказывались граждане конкретных стран, часто с воинскими званиями вооруженных сил этой страны. Покидая пределы Земли, они не теряли этой связи.

Космос общий

Государство, запустившее космический корабль, несло полную ответственность, если этот запуск причинил ущерб другому государству. Кроме того, провозглашалось, что любые небесные тела и космос вообще не подлежат «национальному присвоению посредством провозглашения суверенных прав или оккупации». Иными словами, никто не должен провозглашать Луну или другие планеты своими, долетев до них, а военная оккупация Луны будет считаться незаконной.

Если использовать почтенные термины римского права, космос является res communis, то есть общим достоянием. Похожий статус на Земле имеют открытые океанские воды: они не принадлежат кому-либо конкретно, но при этом каждый имеет право ими пользоваться. При ином юридическом регулировании космос и находящиеся в нем тела могли бы считаться res nullis, то есть «ничьей вещью», права на которую может заявить каждый. Но ни США, ни Советский Союз, шедшие тогда в космической гонке практически ноздря в ноздрю, оказались не заинтересованы в таком развитии событий и вряд ли могли убедить остальные страны, что такой подход справедлив.

Впрочем, по отдельным поводам попытки разделить космос не прекращались. Это касается особенно ценных и дефицитных пространств — участков околоэкваториальных орбит, необходимых для размещения геостационарных спутников связи. Часть этих участков (слотов) разделены между государствами мира вне зависимости от их способности выводить на орбиты собственные спутники. Это приводило к прецедентам, когда небольшие Тихоокеанские государства просто «сдавали в аренду» свои орбитальные слоты. В 1976 году несколько государств, расположенных возле экватора, даже заявили, что участки геостационарной орбиты над их странами должны считаться их суверенным ресурсом. Впрочем, великие державы оставили эту дерзкую заявку без всякого внимания.

Останутся наши следы

Покоряя новые рубежи собственной планеты, европейцы издавна водружали флаги своих стран, после чего земли превращались в колонии или предмет кровопролитных войн. Эта привычка въелась в сознание, а потому, отправляя первые миссии к небесным телам, страны снабжали аппараты своей государственной символикой.

Уже на борту советской станции «Луна-2», первого космического аппарата, достигшего в 1959 году Луны, находилось два стальных шара, собранных из 72 пластин с выгравированными советскими гербами, пятиконечными звездами и надписями «СССР». Снабжение экспедиций своими символическими значками стало традицией. Наверное, самый известный пример — американский флаг, водруженный на Луне в 1969 году. Традиция существует и поныне: в 2008 году, отправляя к Луне свою первую миссию «Чандраян-1», Индия закрепила на ударном зонде пластины с флагом и гербом страны. Израильский лунник «Берешит», так и не сумевший совершить мягкую посадку, нес в себе цифровой текст Торы, воспоминания жертв холокоста и флаг Израиля.

Однако, кажется, национальные амбиции землян все же не простираются в космос на бесконечное расстояние. Межзвездные зонды «Вояджер-1» и «Вояджер-2», запущенные в 1977 году за пределы Солнечной системы, несли зашифрованные послания внеземным цивилизациям. Никаких флагов и гербов в «Вояджерах» нет. Среди прочего капсула заключает пластинку с записью речи, в которой президент Картер ясно говорит: хотя «Человечество все еще разделено на отдельные нации и государства, но страны быстро идут к единой земной цивилизации».

Неделимая Луна

Луна давала поводы для дополнительных правовых вопросов. В отличие от космического пространства вообще, которое можно лишь преодолевать и исследовать, это крупное и наиболее достижимое небесное тело могло представлять экономический интерес. На Луне есть ресурсы, которые можно разрабатывать, — к примеру, изотоп гелия, способный стать источником энергии.

И США, и особенно Советский Союз отнеслись к появлению этого принципа с большим скепсисом. В итоге, хотя Договор о Луне и был подготовлен в 1979 году и формально вступил в силу в 1984-м, ни одна ведущая космическая держава не сочла нужным его подписать. Так что хоть люди Земли и договорились, что Луна и другие планеты не должны никому принадлежать, общего понимания, как обустраивать на Луне хозяйство, все еще нет.

В отношении освоения Луны (а в будущем и других небесных тел) США сейчас предлагают собственный вариант регуляции. С 2020 года странам предлагается присоединяться к проекту Artemis, направленному на строительство лунной базы и эксплуатацию Луны. Присоединившимся странам обещаны выгодные контракты. Artemis не отменяет Договор о космосе, не устанавливает суверенитет над Луной и вообще демонстрирует готовность учитывать чужие интересы. Однако в случае реализации главным распорядителем проекта окажутся Соединенные Штаты, которые исключат «мировое сообщество» в виде ООН из обсуждения, как и кто будет разрабатывать Луну. Кроме того, проект не предполагает как-либо делиться добытым с человечеством: каждый участник получит свою долю в зависимости от вклада.

Россия, получив предложение присоединиться к проекту, отклонила его. Китаю присоединяться даже не предлагали. Так что нельзя исключать того, что если эксплуатация Луны все-таки начнется, то разные страны будут осуществлять ее на основе разных правил, признавая лишь общие принципы Договора о космосе.

Неизвестные проблемы «Аполлона-13»

«Хьюстон, у нас проблема» — эту фразу, сказанную командиром космического корабля «Аполлон-13» Джеймсом Лоуэллом, знают во всем мире. Лоуэлл произнес ее 13 апреля 1970 года на третьи сутки полета, когда после выхода на орбиту сильный взрыв в лунном модуле вывел из строя автоматическое управление.

С этого момента и до успешного приводнения прошло еще четыре дня, которые вошли в историю как самый драматичный эпизод лунных миссий. Однако пилоту Джону Свайгерту пришлось серьезно поволноваться еще задолго до аварии. Крайним сроком уплаты в США является 15 апреля, но американские астронавты могут рассчитывать на ту же отсрочку, что и прочие экспаты: автоматическую до 15 июня и дополнительную в случае долгого отсутствия до 15 октября. Свайгерт изначально не должен был входить в основной экипаж, он заменил Томаса Маттингли, попавшего на карантин из-за краснухи.

Видимо, пока одна команда Хьюстона искала способы вернуть поврежденный корабль не Землю, другая пыталась убедить Налоговое управление, что авария — не уловка, чтобы избежать штрафа.

Уголовный космос

Выходя в космос, человек не теряет своей человеческой природы. Наряду с полезной совместной деятельностью люди могут наносить друг другу вред или совершать не одобряемые обществом действия. Это ставит вопрос о том, какое уголовное право может действовать в космическом пространстве.

Какое-то время этот вопрос вполне разрешался общим Договором о космосе: каждая страна сохраняла юрисдикцию над запущенным в космос объектом и его экипажем. Однако вскоре страны начали осуществлять проекты с участием многонациональных команд, и ситуация усложнилась.

При строительстве Международной космической станции в межправительственном соглашении, которое регулирует ее деятельность, пришлось записывать особый пункт об уголовном праве, действующем на станции. По этому соглашению Россия, США, Канада, государства ЕС и Япония, которые являются совместными владельцами станции, могут применять национальное уголовное право к своим гражданам, находящимся на борту. Однако если, например, американец повздорит на борту МКС с россиянином или японский космонавт похитит имущество из европейского модуля и спрячет в российской лаборатории, ситуация усложняется. Тогда пострадавшая сторона вправе требовать гарантий, что гражданин другой страны, совершивший преступление на МКС, будет наказан по всей строгости национальных законов. Если таких гарантий не предоставлено, право судить космического преступника получает страна, чьи граждане или имущество пострадали.

Соглашение об МКС может служить основанием для выдачи преступника, даже если между государствами нет соглашения об экстрадиции. Впрочем, прямых обязательств выдавать орбитальных уголовников в документе нет. И уж тем более непонятно, как на практике будет выглядеть подобная космическая экстрадиция. Должны ли, скажем, российские космонавты принудительно забирать с собой в спускаемый блок провинившегося члена экипажа из другой страны? Или процесс по старинке совершат на Земле уже после возвращения? Хочется надеяться, что записанная норма все-таки останется лишь символом человеческой предусмотрительности и нужда в ее применении никогда не возникнет.

 Коммерческий космический корабль <i></p>
<p>Dragon</i> компании <i>SpaceX</i>.' > Dragon</i> компании <i>SpaceX</i>.
Коммерческий космический корабль Dragon компании SpaceX.

Частные компании достигли значительных успехов в освоении космического пространства. Частные ракеты запускают частные спутники, которые приносят суммарный доход в десятки миллиардов долларов в год. Немало успехов достигла частная космонавтика и в развитии технологий — многие с надеждой смотрят на многоразовые ракеты, обещающие удешевление доступа в космос. Уже появились частные компании, нацелившиеся на околоземные астероиды, а туристы покупают билеты в окрестности Луны. Ждёт ли нас будущее из фантастических произведений, где освоением космоса заправляют корпорации, и что стоит за сегодняшними успехами частников за пределами Земли?

Сегодня внимание всего мира приковано к успехам и неудачам всего одной частной космической компании — SpaceX. Кто-то ждёт революции, которая грядёт, когда цена космического запуска упадёт в десять или более раз, кто-то потирает руки в ожидании момента, когда «пузырь лопнет» и «аферист Маск» признается, как он подделывал видео с посадкой ракеты на морскую платформу. В обоих случаях равнодушных не остаётся. Вернуть первую ракетную ступень после космического пуска — это, безусловно, серьёзное инженерное достижение. Но практически то же самое совершалось с 80-х годов в рамках программы Space Shuttle, тогда на парашютах возвращались корпуса твердотопливных ускорителей, да и сам Shuttle представлял собой не что иное, как многоразовую третью ступень. И такая технология не снизила стоимость покорения космического пространства, сложность системы и стоимость межполётного обслуживания убивала весь экономический смысл многоразовости. Что, впрочем, не помешало NASA эксплуатировать систему в течение 30 лет. И здесь видится важное существенное различие между частной и государственной космонавтикой — частник идёт проторённой дорожкой вслед за государством и пытается извлечь выгоду там, где госпредприятия и не пытались. Поэтому об успехе компании SpaceX можно уверенно говорить тогда, когда многоразовые ракеты станут выгоднее одноразовых.

Настоящую революцию частная космонавтика совершила в 2000‑е годы, хотя тогда мало кто обратил на это внимание. А именно тогда доходы мирового космического рынка превысили суммарные государственные расходы на космос. С тех пор эта разница росла с каждым годом и сейчас космос позволяет зарабатывать частным компаниям в три раза больше, чем тратят на него мировые государственные бюджеты. Хотя в России традиционно считается, что заработать на космосе можно только через госконтракт, за рубежом главный источник денег из космоса — ретрансляция: спутниковое телевещание, передача больших объёмов данных, обеспечение прямых телетрансляций. Неплохой доход даёт предоставление навигационных услуг, производство наземного принимающего, обрабатывающего и передающего оборудования, в меньшей степени — спутниковая съёмка и применение этих данных. В настоящее время космическая связь занимает примерно 10% мирового телекоммуникационного рынка, остальная информация передаётся по наземным сетям, но спрос на передачу растёт в геометрической прогрессии, поэтому роль космоса не сокращается, несмотря на оптоволокно, опутывающее Землю. Треть всего космического рынка занимает производство спутников и ракет, а сами запуски не превышают примерно 2% от общего «пирога». Поэтому лидерство в космических запусках вовсе не означает лидерства в освоении космоса, об этом не стоит забывать ни фанатам SpaceX, ни фанатам «Роскосмоса».

Несмотря на тысячи околоземных спутников, которые запущены и оплачены частными заказчиками и которые приносят прибыль их владельцам, ни один частный спутник не вышел в межпланетное пространство. Там, у Луны и на Марсе, у Сатурна и за орбитой Плутона, продолжают безраздельно властвовать государственные аппараты. Большинство из них произведены частными компаниями, Lockheed Martin, Thales Alenia Space, Orbital ATK, но заказчиком и эксплуатантом во всех случаях является государство. И здесь пора разобраться в терминологии и отделить два вида деятельности в космосе, которые зачастую путают и СМИ, и сами космические агентства.

«Сатурн-5»

«Сатурн-5», тяжёлая ракета NASA, с кораблём «Аполлон-17» в качестве полезной нагрузки. Фото перед стартом последней на сегодня пилотируемой экспедиции к Луне. Декабрь 1972 года.

— основной вид деятельности, осуществляемый государствами с самого начала космонавтики. Изучение условий околоземного и межпланетного пространства, посещение и осмотр тел Солнечной системы, доставка внеземного вещества, астрофизические исследования. Всё это — фундаментальная наука, которая расширяет пределы познания окружающего мира, но не приносит практической пользы. Финансирование фундаментальной науки традиционно лежит на государственных плечах, хотя сейчас уже частный капитал так или иначе входит в эту деятельность, но доля его участия в изучении космоса невысока, и, как правило, связана с финансированием наземных лабораторий и исследовательских центров.

— практическое использование условий космического пространства или возможностей, которые оно открывает. Исторически государство лидировало и в этом виде деятельности. Для гражданского применения запускались метеоспутники, первые телевизионные ретрансляторы. Для военного активно использовались и продолжают использоваться спутники связи, спутники-шпионы: оптические и радиолокационные, спутники предупреждения о ракетном нападении. Изначально и навигационные системы GPS и ГЛОНАСС рассматривались как военные аппараты для наведения баллистических ракет. Однако в 2000-е частная космонавтика выбилась в лидеры освоения околоземного космического пространства. Предоставление услуг связи и использование спутниковых данных позволили развернуть частные масштабные ретрансляционные сети и запустить сотни спутников для съёмки Земли. В США возможности частников активно применяются даже в государственных интересах. Постепенно госслужбы переходят от эксплуатации своих собственных космических аппаратов к заказу коммерческих услуг, это касается и спутниковой съёмки, и ретрансляции, и ракетных запусков, и снабжения Международной космической станции.

Сегодня самым ценным и активно осваиваемым частниками космическим ресурсом является геостационарная орбита (ГСО) в плоскости экватора, на высоте 36 тыс. км от поверхности Земли. ГСО позволяет спутникам, вращаясь вокруг планеты, оставаться над одной точкой поверхности. Именно на этой орбите располагаются телекоммуникационные спутники, обеспечивающие телевещание, ретрансляцию, спутниковый интернет, там же располагаются метеоспутники, способные обозревать каждый своё полушарие в постоянном режиме.

Геостационарные спутники представляют собой венец развития космических беспилотных технологий: имеют массу от 1 до 8 тонн, впечатляющий размах солнечных батарей в пару десятков метров или более, оснащаются радиационно стойкой электроникой, позволяющей работать в космосе более 10 лет, ионными и плазменными двигателями, производительными радиокомплексами и лазерной системой связи. Сейчас нередки случаи, когда спутник прекращает свою деятельность не из-за технических проблем, а из-за морального устаревания полезной нагрузки или исчерпания запаса топлива, работоспособные спутники навсегда отправляют на «орбиту захоронения» чтобы заменить на более современные.

Почему же частники, обладая самыми современными спутниками и подешевевшими многоразовыми ракетами, не высовываются дальше ГСО? Ответ прост: там нет прибыли. Работа на околоземной орбите позволяет предоставлять услуги платёжеспособным обитателям Земли. Пока таковых обитателей не появилось на Луне и Марсе, запуски частных аппаратов туда не имеют никакого смысла.
Теперь вспомним про лунных туристов и ресурсы астероидов, о которых мы упоминали ранее. Когда они позволят начать освоение Луны и дальнего космоса?

К сожалению, пока нескоро. Проблема тут в сложности технологий, которые потребуется развить для создания лунной туристической инфраструктуры или астероидной добычи. Для примера рассмотрим охоту на астероиды. На сегодня две компании объявили своей целью добычу космических ресурсов: Deep Space Industries и Planetary Resources. В первую инвестировано около $20 млн долларов, во вторую около $25 млн, причём $21 млн получен на разработку околоземной спутниковой группировки для съёмки Земли. Правительство Люксембурга объявило, что готово инвестировать в частные компании до $200 млн. Даже если гранты Люксембурга записать в частные средства, всё равно получается суммарно менее $300 млн, вложенных в коммерческую разработку околоземных астероидов.

Японский студенческий аппарат PROCYON

Японский микроспутник PROCYON, разработанный в Токийском университете.

Для оценки сложности поставленной задачи стоит рассмотреть реальные примеры миссий добычи межпланетного вещества или исследования малых тел Солнечной системы. Государственный космический аппарат Японии Hayabusa (яп. はやぶさ, «Сапсан»), который сумел достичь астероида, добыть менее 1 грамма его вещества и доставить его на Землю, обошёлся в $138 млн. Более сложный проект NASA OSIRIS-REx имеет бюджет $800 млн. Студенческий японский аппарат PROCYON, который должен был лишь выйти на сближение с астероидом, обошёлся в $5 млн, но при этом не достиг успеха из-за сбоя двигательной установки, хотя и смог провести год в межпланетном пространстве. Неудачный «Фобос-Грунт», для изучения и добычи образцов спутника Марса Фобоса, обошёлся российскому бюджету примерно в $200 млн. Не стоит забывать и о сроках реализации миссий: Hayabusa летала 7 лет, OSIRIS-REx стартовал в 2016-м, должен добраться до астероида в 2020-м и вернуться в 2023-м году. А ведь ещё требуется несколько лет на разработку аппарата. Самой дорогой и сложной миссией такого типа является проект Rosetta, который включал исследование ядра кометы 67P/Чурюмова — Герасименко и посадку модуля на её поверхность. Десятилетний полет Rosetta обошёлся в €1,4 млрд евро.

Очень сложно представить инвестора, который решится вложиться в такой сверхдорогой и сверхрисковый длительный проект, всерьёз ожидая финансовой выгоды в конце полёта. Им могут двигать филантропические мотивы или желание оставить своё имя в истории космонавтики, но никак не стремление к обогащению за счёт внеземной платины или воды. Единственный практический финансовый интерес тут может быть в развитии технологий, но это займёт не один десяток лет.

В ситуации с космическим туризмом масштабы финансовых затрат выше на порядки, между тем, космический околоземный туризм — уже реальность, а лунный — может стать реальностью в считанные годы. Как такое возможно?

Тут мы снова возвращаемся к роли государства. В 1957 году только плейбой и филантроп мог инвестировать в телекоммуникационные спутники. Надежда получить прибыль к 2005 году и отбить затраты в 2015-м могла принадлежать только безумцу. В 50-е таковых не нашлось. Только когда государство создало тяжёлые ракеты, способные выводить несколько тонн на ГСО, когда государство опробовало на практике телекоммуникационные перспективы орбиты, развило электронику, способную противостоять условиям космоса, создало или оплатило промышленные мощности, способные произвести спутники достаточно мощные, долгоживущие и дешёвые, чтобы это стало выгодно, лишь тогда коммерческая космонавтика стала реальна и прибыльна. Говоря языком экономики, государство взяло на себя все капитальные расходы космической индустрии, частникам остались только операционные затраты и выручка.

Итог неутешителен. При всём желании и всей романтике частного космоса, современные инвесторы не имеют физической возможности взять на себя реальное освоение межпланетного пространства. В то же время роль государства в освоении космоса может быть переосмыслена с учётом накопленного опыта. На заре космонавтики никто не думал, что когда-то вакуум окажется выгоден. Государственные вложения производились с другими целями: военными и пропагандистскими, но, в конечном счёте, они дали экономический эффект. К сожалению, не всегда пропорции вложенного и полученного сохранились. США оплатили примерно половину мировой космонавтики, и сейчас получают до 60% мировых космических доходов, СССР/Россия взяла на себя примерно четверть мировой космонавтики и сегодня довольствуется 1% космической прибыли. Но это другая история.

Сегодня можно с уверенностью говорить, что освоение космоса невозможно без совместных усилий государства и частного бизнеса. Только государство может серьёзно инвестировать «в долгую»: финансировать индустрию, развивать инфраструктуру, готовить кадры. Только частники способны сделать эту инфраструктуру прибыльной, обогащать себя и, через налоги, возвращать государству его инвестиции. Это, конечно, идеализированная схема, которая может и не сработать. Но технологии развиваются, а космос по-прежнему в часе езды, если машина может ехать вверх, поэтому каждое государство способно решать самостоятельно: стоит ли рисковать, вкладывая в космос в ожидании экономической отдачи через десятилетия. Но NASA уже строит целую серию космических аппаратов для достижения и исследования астероидов, развивает окололунную инфраструктуру: сверхтяжёлую ракету, межпланетный космический корабль, и планирует строить обитаемую станцию. Глава ESA всерьёз призывает к строительству Moon Village — с активным привлечением частного космоса не только как подрядчиков, но и как туроператоров. «Роскосмос» же надеется вернуть утраченный спрос на космические запуски и начать зарабатывать на съёмке Земли и ретрансляции, то есть начать конкурировать с частными компаниями. О развитии инфраструктуры освоения дальнего космоса речи не идёт и задачи такой не ставится. Проект аппарата к астероиду Апофис отменён, лунные беспилотники «Луна-25 -26 -27» постоянно откладываются, будущее «Фобос-Грунт 2» не определено.


В статье проводится анализ некоторых пробелов в регулировании права собственности на ресурсы, добытые в космосе, и космические объекты

Ключевые слова: право собственности, космическое право, недра.

В связи с активным развитием современных информационных технологий и их внедрением в жизнь людей актуальным объектом дискуссии является выявление пробелов в регулировании права собственности на ресурсы, добытые в космосе, и космические объекты, несмотря на то что исследованию космоса посвящены многочисленные труды ученых. В то время как правовой режим водных и воздушных судов подробно регламентирован в законодательстве Российской Федерации и нормами международного права, то в отношении космических объектов остается неразрешенных ряд вопросов.

Государства сохраняют право собственности на запущенные космические объекты и их составные части в соответствии с Договором по космическому пространству. Под космическим объектом подразумевается созданные человеком технические устройства (аппараты), предназначенные для использования в космическом пространстве. Естественные космические объекты как Луна и астероиды охватываются в международно-правовых документах понятием «небесные тела» [5, с.73].

Законом РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I «О космической деятельности» установлены правовые и организационные основы космической деятельности под юрисдикцией Российской Федерации, которая обязана регистрировать все космические объекты, по отношению к которым она является «запускающим государством и передавать Генеральному секретарю ООН информацию о каждом из них» [2].

В цивилистике неоднократно поднимается вопрос: являются ли космические объекты недвижимым имуществом с точки зрения российского законодательства или нет?

Представляет интерес письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 07.02.2019 г. № 50–700–10–1017/19, где с целью выработки единой правоприменительной практики в сфере государственной регистрации прав недвижимости перечислены объекты, не относящиеся к объектам недвижимого имущества как таковым, среди которых выделяются и космические объекты [3]. Если проанализировать положения ГК РФ, то можно увидеть, что законодатель прямо не называет космические объекты в качестве объектов недвижимого имущества. Таким образом, космические объекты, по мнению Рыженкова А.Я., не рекомендуется относить к видам недвижимого имущества [7, c.118].

В основных нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы космического характера, не содержится ответа на вопросы, касающиеся возможности для частных лиц свободно заниматься добычей полезных ископаемых в космическом пространстве, а также владеть и распоряжаться полученными ресурсами [6, c.145].

В США и Люксембурге приняли Закон «О конкурентоспособности коммерческих космических запусков», позволяющий частным компаниям добывать ресурсы в космическом пространстве, воспользовавшись тем, что в Договоре о космическом пространстве 1967 г. не оговаривается добыча полезных ископаемых в космосе [8]. Однако не все эксперты поддерживают позицию США и Люксембурга. В частности «Роскосмос» считает, что законы Люксембурга и США противоречит нормам международного права в сфере освоения космоса, т. к. согласно статье второй договора 1967 года космический объект или его часть не может стать частной собственностью в связи с запретом национального присвоения и провозглашения на них суверенитета [4].

Выход из сложившийся ситуации нашла учрежденная в 2015 году Гаагская рабочая группа по вопросам управления космическими ресурсами, которая предложила с получения предварительного разрешения осуществлять разведку, добычу и использование космических ресурсов под постоянным надзором межправительственных организаций и государств, которые несут ответственность за деятельность, санкционированную ими в соответствии с международными обязательствами [6, c.147].

По настоящее время на территории нашего государства не существует единого нормативного правового акта, которой регулировал бы вопросы по добыче ресурсов непосредственно в космосе. Правовую регламентацию имеют правоотношения только по поводу падающих метеоритов. Так, в соответствии со статьей 33 ФЗ «О недрах» устанавливается обязанность недропользователя сообщить предоставляющим лицензию на ведение космической деятельности органам государственной власти о нахождении метеорита в недрах на земельном участке, на котором осуществляется недропользование. При этом, согласно статье 1.2 закона «О недрах», первоначально недра и находящиеся в них объекты являются собственностью государства [1]. Исходя из смысла статьи 11 ФЗ «О Недрах» для добычи метеоритов, как в случае добычи полезных ископаемых и иных ресурсов, владельцу земельного участка придётся получать лицензию, а уже после этого пользователь получит право собственности на метеорит и право распорядиться им.

Таким образом, в российском законодательстве отсутствуют нормы, которые регулировали бы вопросы по добыче ресурсов непосредственно в космосе, в том числе подробно регламентирующие вопрос по поводу обязанности по передаче найденных метеоритов государству.

Основные термины (генерируются автоматически): космическое пространство, недвижимое имущество, космическая деятельность, Люксембург, государственная регистрация, добыча ресурсов, земельный участок, Российская Федерация, российское законодательство, США.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: