Обязательный досудебный порядок обжалования решений об отказе в государственной регистрации

Обновлено: 24.04.2024

1. Решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.

Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

В случае, если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.

В случае, если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в сроки, установленные пунктом 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.

2. Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.

Решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренной настоящей статьей, обжалуется в судебном порядке.

3. В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, не представлялись дополнительные документы в соответствии с пунктом 1 статьи 25.6 настоящего Федерального закона и им не было получено уведомление о принятом решении либо предусмотренное настоящей главой решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, в течение двадцати пяти рабочих дней с момента получения предусмотренного абзацем третьим пункта 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона решения регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, не получено решение, предусмотренное абзацем четвертым пункта 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона, указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.

4. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Статья 25.2. Порядок обжалования

1. Решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.

Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

В случае, если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.

В случае, если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в сроки, установленные пунктом 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.

2. Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.

Решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренной настоящей статьей, обжалуется в судебном порядке.

3. В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, не представлялись дополнительные документы в соответствии с пунктом 1 статьи 25.6 настоящего Федерального закона и им не было получено уведомление о принятом решении либо предусмотренное настоящей главой решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, в течение двадцати пяти рабочих дней с момента получения предусмотренного абзацем третьим пункта 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона решения регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, не получено решение, предусмотренное абзацем четвертым пункта 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона, указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.

4. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Статья 25.3. Порядок и сроки подачи жалобы

1. Жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в указанный федеральный орган исполнительной власти.

В случае подачи жалобы непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу, вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, запрашивает у регистрирующего органа, решение которого обжалуется, обжалуемое решение и документы, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение.

2. Жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.

3. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

Обязательное досудебное обжалование отказа в госрегистрации организации и ИП:

На данный момент Госдумой в первом чтении принят законопроект 1 , устанавливающий порядок обжалования решений регистрирующего органа в процессе государственной регистрации юридических лиц и ИП (далее – государственной регистрации). При этом одной из ключевых особенностей, которую планируется закрепить в этом документе, является обязательный досудебный порядок обжалования решения регистрирующего органа. Документ внесен в нижнюю палату группой депутатов, среди которых Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

В настоящее время вышестоящие органы рассматривают жалобы об отказе в государственной регистрации в порядке и сроки, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. № 840 и подготовленными на его основе регламентами Минфина России и Минюста России. Однако при этом не учитываются особенности соответствующих правоотношений, возникающих при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Рассмотрим основные положения законопроекта в сравнении с действующим порядком досудебного обжалования, а также его основные достоинства и недостатки (прежде всего, исходя из специфики регистрации коммерческих организаций в инспекциях ФНС России).

Существующий механизм досудебного обжалования

На данный момент в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон) содержится лишь положение о том, что решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. Иными словами, внесудебный (досудебный) порядок обжалования данным законом не предусматривается.

Тем не менее, например, на основании ст. 9 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. При этом действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими налоговыми органами данных положений, в том числе в сфере государственной регистрации. Таким образом, функции по государственной регистрации возложены на налоговые органы как централизованную систему, что предполагает контроль вышестоящих органов над нижестоящими (см. постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2014 г. № 05АП-15867/2013 по делу № А59-3974/2013).

Об основных ошибках заявителей, которые ведут к отказам в государственной регистрации, читайте в авторской колонке Татьяны Никаноровой "Основные причины отказов в регистрации юрлиц и ИП по новым формам".

На данный момент досудебное (внесудебное) обжалование, в том числе, решений об отказе в государственной регистрации, осуществляется согласно положениям гл. V регламента оказания услуг по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н). Аналогичный регламент, но применительно к отношениям по регистрации некоммерческих организаций, утвержден приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 455.

Согласно регламенту заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке, установленным ст. 11.1 и ст. 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе в случаях:

  • нарушения срока регистрации представленных в инспекцию документов;
  • нарушения срока предоставления государственной услуги;
  • требования у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
  • отказа в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;
  • затребования с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;
  • отказа инспекции, предоставляющей государственную услугу, ее должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Данный перечень является открытым. Подробный порядок обжалования утвержден постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. № 840. Одновременно стоит отметить, что указанный досудебный (внесудебный) порядок является добровольным и позволяет заявителю обратиться сразу в суд.

Как видно из описанного выше, действующий механизм досудебного (внесудебного) обжалования касается, прежде всего, случаев нарушения порядка оказания государственных услуг. При этом он является одинаковым для всех федеральных органов исполнительной власти. Специального порядка для правоотношений, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и ИП, на данный момент, нет.

Татьяна Никанорова, генеральный директор консалтингового центра "Профдело", член рабочей группы "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при Агентстве стратегических инициатив:

"У бизнеса есть потребность в быстро и четко работающем механизме обжалования решений об отказе в госрегистрации. На мой взгляд, большинство отказов справедливы и не нуждаются в обжаловании. В основном такие отказы связаны с формальной стороной – например, с опечатками в заявлении на госрегистрацию, или же из-за двусторонней печати, которая сейчас для подаваемых на регистрацию документов не разрешена. Однако есть и неправомерные отказы, например, по юридическому адресу, когда отказывают в регистрации новой фирме в связи с отсутствием ее по юридическому адресу, а на самом деле проверка присутствия фирмы проводилась либо халатно, либо вообще не проводилась. Часто в процессе разбирательства обнаруживается, что запрос о местонахождении такой фирмы из регистрирующего органа в территориальную инспекцию не поступал и никаких других мероприятий не проводилось. Есть и еще одна категория отказов, очень редкая, но тем не менее встречающаяся, связанная со слабым знанием налоговиками законодательства. Особенно такие отказы были популярны, когда был принят новый приказ ФНС с новым порядком заполнения форм. Юристы-регистраторы изучили его гораздо быстрее, чем налоговики в территориальных регистрационных органах.

Получить отказ не очень приятно, получить неправомерный отказ – неприятно и обидно вдвойне. Сегодня механизм обжалования отказов через ФНС не работает. Обжаловать отказ можно, однако реальных решений об отмене решения нижестоящей организации я не знаю. Реально работающие механизмы решения проблемы – либо суд, либо повторная подача".

Предлагаемый порядок досудебного обжалования

Авторы законопроекта предлагают ввести в Закон новую главу VIII.I. "Порядок обжалования решения об отказе в государственной регистрации". В ней они предлагается закрепить обязательный досудебный порядок обжалования с учетом особенностей правоотношений, возникающих при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Напомним, что ФНС России активно продвигает обязательный досудебный порядок рассмотрения споров и борется за снижение дел судебных дел, вытекающих из споров с налоговыми органами. С 1 января 2014 года на основании Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" введено обязательное досудебное обжалование всех налоговых споров. Ранее такая процедура была предусмотрена только в отношении решений о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения (отказе в этом) по результатам налоговых проверок.

По данным самой ФНС России в I квартале 2014 года в налоговые органы поступило около 10 тыс. жалоб. В пользу налогоплательщиков удовлетворяется 35% жалоб и 12% оспариваемых налогоплательщиками сумм. При этом количество споров, рассматриваемых арбитражными судами с участием налоговых органов, ежегодно сокращается в среднем на 17%, и с 2008 года снизилось в 2,6 раза.

По задумке авторов законопроекта, регистрационные действия смогут осуществлять не только уполномоченные госорганы, но и государственные учреждения и унитарные предприятия, которым будут переданы соответствующие полномочия. В связи с этим, они также получат статус регистрирующих органов. При этом на них будут распространяться положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Обжаловать решение регистрирующего органа сможет заинтересованное лицо, по мнению которого, такое решение нарушает его права, то есть по внутреннему убеждению, независимо от наличия каких-либо формальных оснований для обжалования.

Изначально решение об отказе в государственной регистрации можно будет обжаловать только в вышестоящий регистрирующий орган (управление ФНС России по субъекту РФ). Следующим шагом может стать суд и (или) соответствующий федеральный орган (ФНС России). При этом решение последнего также впоследствии можно обжаловать в суд. Кроме того, заявитель может обжаловать решение об отказе в государственной регистрации в суд, если вышестоящий орган не принял решение по жалобе в установленный срок.

Татьяна Никанорова, генеральный директор консалтингового центра "Профдело", член рабочей группы "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при Агентстве стратегических инициатив:

"Налоговики часто в оправдание данного законопроекта приводят модель досудебного обжалования налоговых споров, дескать, она себя хорошо зарекомендовала. Однако есть существенное различие между досудебным обжалованием налоговых и регистрационных споров. В налоговых спорах решение налогового органа не вступает в силу, пока идет его обжалование, то есть налогоплательщик не страдает, с него не списывают доначисленные налоги и санкции. В случае же отказа в регистрации заявитель "страдает" сразу же, так как решение регистрирующего органа не принято и бизнес не может двигаться дальше (директора не поменяли, прежний незаконно переводит деньги со счетов, время идет, убытки растут), и досудебное обжалование лишь затягивает время до положительного решения".

Срок подачи жалобы в вышестоящий регистрирующий орган – в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, а в федеральный орган – трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе. Решение по жалобе принимается вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. В свою очередь срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом решении по жалобе или со дня истечения срока для принятия такого решения.

Кроме того, лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней сможет отозвать ее путем направления письменного заявления в регистрирующий орган, который ее рассматривает. При этом отзыв жалобы лишает обратившегося права на повторную подачу жалобы по тем же основаниям. По итогам рассмотрения жалобы решение вышестоящего органа или федерального органа, будет вручаться или направляться обратившемуся, а также в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Если по результатам рассмотрения жалобы отменяется решение об отказе в государственной регистрации, то регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения по жалобе. В случае если, напротив, отменяется решение о государственной регистрации, регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в тот же срок.

По итогам изложенного выше можно выделить следующие основные достоинства обязательного досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений об отказе в государственной регистрации:

  • повышение качества работы налоговых инспекций за счет систематического контроля со стороны вышестоящих органов;
  • снижение затрат налогоплательщиков на обжалование, по сравнению с судебной процедурой;
  • сокращение сроков рассмотрения жалоб по сравнению с судебной процедурой;
  • снижение нагрузки на судебную систему в целом;
  • экономия бюджетных средств.

К недостаткам предлагаемой процедуры обжалования можно отнести:

  • увеличение количества этапов обжалования и временных затрат на прохождение процедуры "от и до";
  • снижение качества рассмотрения жалоб по сравнению с судебной процедурой;
  • ограничение заявителя в праве выбирать способ защиты своих прав;
  • снижение эффективности регистрирующих органов из-за увеличения нагрузки на них;
  • увеличение количества отказов в удовлетворении жалоб, в силу их рассмотрения внутри системы регистрирующих органов.

Татьяна Никанорова, генеральный директор консалтингового центра "Профдело", член рабочей группы "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при Агентстве стратегических инициатив:

"Обсуждаемый законопроект обязывает заявителя перед обращением в суд или в ФНС России обжаловать отказ в вышестоящем органе. На принятие решения вышестоящему органу дается 15 рабочих дней. А на повторную подачу документов и принятие нового решения местным регистрирующим органом по закону предусмотрено только 5 рабочих дней. Очевидно, что если вопрос нужно решить быстро, то бизнес будет решать его в большинстве случаев повторной подачей документов. Будет очень небольшой спектр вопросов – сложных случаев, связанных с применением и толкованием законодательства, когда подача жалобы будет оправдана. Также хочется пожелать ФНС России смелости и ответственности при рассмотрении отказов, чтобы мы не оказались в ситуации, когда вышестоящий орган будет бояться отменять решения нижестоящих органов, и окажется не помощником, а помехой, и 99% отказов будут транзитом идти в суд".

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
  • Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
  • Закон РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 16 августа 2012 г. № 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации"
  • Приказ Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"
  • Приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 455 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций"
    – ИА "ГАРАНТ", 4 апреля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 13 марта 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 1 июля 2013 г.

Материалы по теме:

Правовые позиции ФНС России в сфере госрегистрации организаций и ИП: наиболее значимые моменты
В материале рассмотрен ряд позиций налогового ведомства, добавленных в январе 2014 года в справочный сервис "Часто задаваемые вопросы".


Муниципальный район "Кобяйский улус (район)"

Logo

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Главная Информация Для Населения Информационный Стенд Мифнс №8 Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации

Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации

Фото страницы Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации

Порядок обжалования решений определен главой VIII.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ).

Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Куда направлять жалобу?

Решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган Управление ФНС России по Республике Саха (Якутия), а также в Федеральную налоговую службу, путем подачи жалобы в установленном порядке и (или) обжаловано в судебном порядке.

Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в установленном порядке. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в Федеральную налоговую службу, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

В случае, если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в сроки, установленные пунктом 4 статьи 25 6 Закона №129-ФЗ, решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в Федеральную налоговую службу и (или) в суд.

Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в Федеральную налоговую службу, и (или) в суд.

Решение, принятое Федеральной налоговой службой, обжалуется в судебном порядке.

Адрес УФНС России по Республике Саха (Якутия): 677018, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.В.Губина, дом 2

Адрес ФНС России: 127381, г.Москва, у.Неглинная, 23

Сроки обжалования в судебном порядке

В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или Федеральной налоговой службой, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, не представлялись дополнительные документы в соответствии с пунктом 1 статьи 25 6 Закона №129-ФЗ и им не было получено уведомление о принятом решении либо предусмотренное настоящей главой решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, в течение двадцати пяти рабочих дней с момента получения предусмотренного абзацем третьим пункта 4 статьи 25 6 Закона №129-ФЗ решения регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, не получено решение, предусмотренное абзацем четвертым пункта 4 статьи 25 6 Закона №129-ФЗ, указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.

Порядок и сроки подачи жалобы

Жалоба подается через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в Федеральную налоговую службу. Жалоба перенаправляется в вышестоящий регистрирующий орган или в Федеральную налоговую службу, в течение трех дней со дня получения жалобы.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено Законом №129-ФЗ.

В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в Федеральную налоговую службу в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается вышестоящим регистрирующим органом или Федеральной налоговой службой.

Форма и содержание жалобы

Жалоба подается в письменной форме и может быть направлена почтовым отправлением, представлена непосредственно или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет". Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В жалобе указываются:

а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;

б) сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;

в) наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;

г) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

д) требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, подающего жалобу, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Оставление жалобы без рассмотрения

Вышестоящий регистрирующий орган или Федеральная налоговая служба оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что:

а) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

б) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Федеральным законом, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

в) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

г) ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;

д) имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы, а в случае, предусмотренном подпунктом "д", в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "д".

Рассмотрение жалобы

В ходе рассмотрения жалобы лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Вышестоящий регистрирующий орган или Федеральная налоговая служба без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

а) об отмене решения регистрирующего органа;

б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Решение по жалобе принимается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения в порядке, установленном Законом №129-ФЗ.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего регистрирующего органа или Федеральной налоговой службы для получения от нижестоящего регистрирующего органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на десять рабочих дней. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения.

Решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня со дня принятия этого решения.

В случае отмены решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения.

В случае, если принятие решения о государственной регистрации на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы противоречит записям, внесенным в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей после даты принятия решения об отказе в государственной регистрации, но до даты принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отказе в государственной регистрации.

В случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или Федеральной налоговой службы.

Обращаем внимание, что жалобы на решения, действия (бездействие) регистрирующих органов, относящиеся к случаям, предусмотренным статьей 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», подаются и рассматриваются в соответствии с положениями указанного Федерального закона, Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840, и Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2012 № 87н.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ заявитель может обратиться с жалобой в регистрирующий орган в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

2) нарушение срока предоставления государственной услуги;

3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной услуги;

4) отказ в приеме документов у заявителя;

5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены законодательством;

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной законодательством;

7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Иные обращения, связанные с исполнением налоговыми органами функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: