Граждане могут привлекая суд требовать запрета на строительство экологически небезопасных объектов

Обновлено: 19.04.2024

В последние годы мы все чаще говорим о важных гло­ бальных проблемах человечества, от решения которых зави­ сит жизнь на Земле. Среди вопросов, требующих серьезного внимания, важное место занимают экологические пробле­ мы. Их нерешенность вызывает беспокойство мировой об­щественности, так как затрагивает интересы многих стран.

Экология — наука о среде обитания человека и окружаю­щем мире .

Экологическое право — совокупность юридических норм , предназначенных для регулирования поведения лю­ дей по отношению к окружающей природной среде .

Экологические права считаются особой разновидностью конституционных прав человека, связанных с окружающей и природной средой. Кроме Конституции РФ важные поло­жения содержатся в федеральных законах «Об охране окру­ жающей природной среды», «Об экологической экспертизе».

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истоще­ ния, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздейст­ вия хозяйственной и иной деятельности являются:

• земли, недра, почвы;

• поверхностные и подземные воды;

• леса и иная растительность, животные и другие организмы и их
генетический фонд;

• атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное
космическое пространство.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного при­ родного наследия: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказ­ ники; памятники природы, национальные, природные и ден­ дрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздорови­ тельные местности и курорты, иные природные комплексы; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных на­ родов Российской Федерации; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетичес­ кое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значе­ ние; континентальный шельф и исключительная экономиче­ ская зона Российской Федерации; редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

У каждого из нас есть право на благоприятную окружаю­щую среду, экологически чистые продукты питания, безвред­ ные предметы повседневного спроса, безопасные условия труда, а также право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу че­ловека, и право на получение достоверной информации о со­ стоянии окружающей природной среды, о государственной или частной деятельности, способной нанести ущерб природ­ ной среде. Однако только провозгласить права мало, важно обеспечить реальную возможность гарантировать эти права.

В настоящее время существует более 300 международных и региональных соглашений по экологии. Они предусматри­вают обязанность государственных органов, а также физиче­ ских и юридических лиц заботиться о сохранении окружаю­ щей среды, бережно относиться к природным богатствам. Созданы специальные организации, призванные охранять природу: Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международный союз охраны природы и природных ресур­ сов (МСОП).

Совокупность юридических норм, регулирующих взаи­ моотношения человека и природы, позволяет выделить меж­ дународное экологическое и национальное экологическое право. В структуре международного экологического права существуют нормы, которые подлежат обязательному ис­ полнению, и нормы, носящие рекомендательный характер. В их основе лежат общепризнанные нормы и принципы, межгосударственные соглашения (договоры, конвенции). К числу таких соглашений относится, например, Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного ис­ пользования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Конвенция об охране фауны и флоры в Европе 1979 г. и др. Декларации, резолюции, решения международных конференций носят рекомендательный характер. Например, известен документ под названием «РИО-92», принятый Бра­ зильской конференцией ООН по окружающей среде и раз­витию, представляющий собой долгосрочную программу всемирных действий по охране окружающей среды и обеспе­ чению рационального использования природных ресурсов.

Природа играет важную роль в жизни человечества. С од­ ной стороны, это источник ресурсов для производства, с другой стороны — это среда обитания людей. Таким обра зом, право в этой сфере регулирует отношения, направлен­ ные на удовлетворение потребностей людей в природных ре­ сурсах Земли (газ, уголь, нефть и пр.), и отношений, направ­ ленных на охрану природной среды жизнедеятельности человека.

В рамках российской экологической отрасли права выде­ ляют природоохранное и природоресурсное законодательства.

Природоохранные нормы — юридические правила об охра­ не окружающей среды.

Природоресурсные нормы — юридические правила об ис­ пользовании природных ресурсов — земли, недр, воды, воз­духа, животного мира.

Источниками в области экологии являются законы «Об охране окружающей среды», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лес­ ной кодекс РФ.

Главную роль в решении экологических проблем должно играть государство, которое проводит специальную экологи­ ческую политику. Ее цель — оздоровление экологической обстановки в стране, снижение ее неблагоприятного влия­ ния на здоровье населения, сохранение жизнеобеспечиваю­ щих функций биосферы, участие в международной природо­ охранительной деятельности. Правовые нормы об охране окружающей среды предоставляют гражданам право пользо­ваться природой. У каждого есть право работать на земле: са­ жать овощи или фрукты, убирать урожай, разводить сады и огороды; право пользоваться водой и полезными ископае­ мыми — песком, глиной, торфом.

Заботясь о сохранении природной среды обитания, люди могут объединяться, создавать организации по охране при­роды, разрабатывать проекты, программы, проводить кон­кретные мероприятия по улучшению окружающей среды. Природоохранные организации имеют право требовать про­ведения государственной или общественной экологической экспертизы.

Массовые мероприятия могут играть важную роль в фор­ мировании экологической культуры человека. Гражданам разрешено проводить митинги, собрания, шествия, демон­страции, а также писать жалобы, заявления по различным вопросам охраны окружающей среды.

Каждый человек обладает правом на полную, достовер­ ную информацию об окружающей среде. Граждане вправе, привлекая суд и другие органы, требовать запрета на строи­тельство экологически небезопасных объектов, которые мо­гут повлиять на здоровье людей. При этом они имеют право на возмещение ущерба, причиненного экологическим пра­ вонарушением.

Нельзя оставлять в тайне сведения об экологических про­ исшествиях, катастрофах, чрезвычайных бедствиях, способ­ ных нанести ущерб здоровью и жизни людей.

Закон содержит ряд экологических требований, к числу которых относятся: нормирование качества окружающей природной среды и воздействия на нее; разрешительный по­ рядок природопользования; контроль за состоянием окру­ жающей среды.

Важными правовыми документами, которые использу­ ются для охраны окружающей среды и определяют порядок использования природных ресурсов, являются экологичес­ кие нормативы. В Российской Федерации действуют норма­ тивы предельно допустимых концентраций (ПДК): загряз­няющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах и почве, вредных физических воздействий на природную среду (электромагнитные поля, шумы и пр.), предельного содержания химических веществ в продуктах питания. Раз­ работаны и приняты предельно допустимые уровни радиа­ции, нормативы выбросов и сбросов в окружающую среду. Установлены лимиты — ограничения по объемам использо­ вания природных ресурсов.

Экологические нормативы утверждаются специальными уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. На территории запо­ ведников, национальных парков действуют более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природу.

Для создания экономической заинтересованности людей и организаций в соблюдении таких нормативов введена пла­ та за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микро­ организмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

• загрязнение недр, почв;

• размещение отходов производства и потребления;

• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, элек­ тромагнитными, ионизирующими и другими видами физи­ ческих воздействий;

• иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооруже­ ний и иных объектов должны быть разработаны и реализова­ ны мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе по воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Перепрофилирование функций зданий, строений, соору­ жений и иных объектов должно быть согласовано с органами исполнительной власти, которые осуществляют государст­венное управление в области охраны окружающей среды. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплу­ атацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том чис­ ле их нейтрализации, снижению уровня шума и иного нега­ тивного воздействия на окружающую среду.

Законодательством предусмотрена плата за природные ресурсы. Она состоит из трех компонентов: платы за право пользования природными ресурсами в пределах установлен­ных лимитов; платы за сверхлимитное и нерациональное ис­ пользование природных ресурсов; платы на воспроизводст­ во и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия взи­ мается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, разме­ щение отходов и т.д.

Внесение платы не освобождает природопользователей от мероприятий по охране окружающей среды.

Государство осуществляет регулирование производствен­ ной и непроизводственной деятельности, связанной с ис­ пользованием природных ресурсов и влияющей на состоя­ ние окружающей среды путем выдачи специальных разрешений — лицензий на природопользование. Юридиче­ ские и физические лица обязаны в установленных законом случаях получить разрешения государственных органов, в чьей компетенции находится охрана окружающей среды.

При планировании и строительстве новых объектов, вводе в строй предприятий действует разрешительный механизм. Он предусматривает обязательное согласование проектов, отвод земельного участка, оценку влияния предполагаемого объекта на окружающую среду и пр.

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды осуществляет­ ся в трех направлениях: предупредительный контроль (эко­ логическая экспертиза проектов); последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологических требований); мониторинг (отслеживание состояния окружа­ ющей среды).

Государственная экологическая экспертиза помогает продуманно реализовать многие хозяйственные проекты.

Закон «Об охране окружающей природной среды» опре­ деляет задачи правового регулирования экологических правоотношений: сохранение природной среды; предупреж­ дение и устранение вредного влияния хозяйственной дея­ тельности на природу и здоровье человека; оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Государственное управление в области охраны окружаю­ щей среды возложено на Правительство РФ и специальные органы федеральной исполнительной власти. Основным ор­ ганом управления является Министерство природных ресур­ сов РФ.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет государ­ственную политику, управление в сфере изучения, использования, охраны природных ресурсов (недр, лесов, водных объектов, а также животного и растительного мира), координирует деятельность других федеральных органов в этой сфере, обеспечивает организацию госу­ дарственной экологической экспертизы.

Специфические функции управления осуществляют фе­ деральные службы и агентства. Среди них: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по экологическому, технологиче­ скому и атомному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по ветери­ нарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство- по рыболовству; Федеральное агентство по сельскому хозяй­ ству; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства. Многие вопросы в этой сфере решают другие федеральные органы по согласованию со спе­ циально уполномоченными органами управления.

Государственный экологический контроль осуществляет­ся инспекторами государственных органов в области охраны окружающей среды. Контроль предполагает проверку со­ блюдения экологического законодательства, применения мер по поддержанию экологического правопорядка и при­ влечение нарушителей к ответственности. Должностные ли­ ца органов государственного экологического контроля име­ ют право: посещать предприятия, учреждения, знакомиться с их документами, проверять работу очистных сооружений, требовать устранения выявленных недостатков, принимать решения о приостановлении работы тех организаций, кото­рые причиняют вред окружающей среде.

Те территории, где произошли негативные изменения, влекущие за собой человеческие жертвы, объявляются зо­ ной чрезвычайной экологической ситуации. При этом воз­ можна эвакуация населения, людям оказывается экстрен­ ная медицинская и иная помощь. Разрабатывается система возмещения вреда, который был нанесен людям и их иму­ ществу.

Федеральная служба по гидрометеорологии и монито­ рингу окружающей среды осуществляет контроль за соблюде­ нием законодательства об охране атмосферного воздуха, био­ сферных заповедников, собирает и систематизирует информацию о химическом, радиоактивном загрязнении природной среды. Кроме того, она призвана прогнозировать природные условия, сообщать экстренную информацию, которая поможет предотвратить экологические бедствия.

В жизни мы часто сталкиваемся с нарушением экологи­ ческих прав: возводят ТЭЦ рядом с жилыми постройками, вырубаются парки и зеленые насаждения, устраиваются свалки мусора и пр.

В этих случаях на помощь должен прийти закон. Именно он предоставляет возможность гражданам обращаться в суд с требованием признать неправомерными подобные меропри­ ятия. При этом важно напомнить об ущемлении конститу­ ционных прав каждого из нас. Государство обязано создавать специальные компетентные органы, которые могли бы про­ водить мониторинг окружающей среды, то есть комплекс мероприятий по анализу ее состояния.

Много проблем возникает и в связи с варварским отно­ шением человека к вымирающим животным и растениям. Для охраны и учета редких и находящихся под угрозой ис­ чезновения растений, животных и других организмов учреж­ дена Красная книга РФ и красные книги субъектов Федера­ ции. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в них, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, живот­ных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запреща­ется деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

А. Граж­да­не могут, при­вле­кая суд и дру­гие го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны, тре­бо­вать за­пре­та на стро­и­тель­ство эко­ло­ги­че­ски не­без­опас­ных объ­ек­тов.

Б. Вы­дви­гая тре­бо­ва­ния за­пре­тить стро­и­тель­ство эко­ло­ги­че­ски не­без­опас­ных объ­ек­тов, граж­да­не со­хра­ня­ют право на воз­ме­ще­ние ущер­ба, при­чинённого эко­ло­ги­че­ским пра­во­на­ру­ше­ни­ем.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о спо­со­бах за­щи­ты права граж­дан на бла­го­при­ят­ную окру­жа­ю­щую среду?

А. Граж­да­не РФ имеют право предъ­яв­лять в суд иски о воз­ме­ще­нии вреда окру­жа­ю­щей среде.

Б. При раз­ме­ще­нии объ­ек­тов, хо­зяй­ствен­ная или иная де­я­тель­ность ко­то­рых может при­чи­нить вред окру­жа­ю­щей среде, ре­ше­ние об их раз­ме­ще­нии при­ни­ма­ют­ся с учётом мне­ния на­се­ле­ния или ре­зуль­та­тов ре­фе­рен­ду­ма.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6. Вставьте пропущенное понятие.

Состояние защищенности природный среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий называется____________безопасностью.

Ответ- экологической

7.Установите соответствие между названиями охраняемых природных территорий и их определениями.

А) государственные природные заповедники

Б) национальные природные парки

В) государственные природные заказники

Г) памятники природы

1) уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы ,а также объекты естественного и искусственного происхождения.

2)особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное ,научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

3) природоохранные, эколого-просветительские и научно- исследовательские учреждения, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую и эстетическую ценность; предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях.

4) территории(акватории),имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

8.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «благоприятная окружающая (природная) среда? Привлекая знания обществоведческого курса, составь два предложения: одно содержащее о видах ответственности за экологические правонарушения, и одно, раскрывающее любой способ защиты гражданами права на благоприятную среду.

Тест 21.Экологическое право. 2 вариант

1.Объектом экологического права является

3.окружающая среда 4.глобальные проблемы современности.

2.Федеральное законодательство среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, определяют как

3.допустимую 4.благоприятную

3.Состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью, в федеральном законе называется

1.качеством окружающей среды 2.загрязнением окружающей среды

3.нормативами допустимых выбросов. 4.экологическим аудитом

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о праве граж­дан на ин­фор­ма­цию об окру­жа­ю­щей среде?

А. Граж­да­не могут, при­вле­кая суд и дру­гие го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны, тре­бо­вать за­пре­та на стро­и­тель­ство эко­ло­ги­че­ски не­без­опас­ных объ­ек­тов.

Б. Вы­дви­гая тре­бо­ва­ния за­пре­тить стро­и­тель­ство эко­ло­ги­че­ски не­без­опас­ных объ­ек­тов, граж­да­не со­хра­ня­ют право на воз­ме­ще­ние ущер­ба, при­чинённого эко­ло­ги­че­ским пра­во­на­ру­ше­ни­ем.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о спо­со­бах за­щи­ты права граж­дан на бла­го­при­ят­ную окру­жа­ю­щую среду?

А. Граж­да­не РФ имеют право предъ­яв­лять в суд иски о воз­ме­ще­нии вреда окру­жа­ю­щей среде.

Б. Вред, при­чинённый здо­ро­вью и иму­ще­ству граж­дан не­га­тив­ным воз­дей­стви­ем окру­жа­ю­щей среды в ре­зуль­та­те хо­зяй­ствен­ной и иной де­я­тель­но­сти (юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц), под­ле­жит воз­ме­ще­нию в пол­ном объёме.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3)верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6.Ниже приведен перечень терминов . Все они, за исключением одного, характеризуют понятие « объекты охраны окружающей среды»

Животные, леса, человек , генетический фонд ,подземные воды атмосферный воздух.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

7.Прочитайте ниже текст, в котором пропущен ряд слов . Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В соответствии с российским законодательством каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного(А),вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную (Б) о состоянии окружающей среды и на возмещение (В)окружающей среде. Граждане имеют право создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; выдвигать предложения о проведении общественной экологической (Г) и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; предъявлять в(Д) иски о возмещении вреда окружающей среде и т.д. В то же время граждане обязаны сохранять (Е) и окружающую среду и бережно относится к природе и природным богатствам.

10. Такое правонарушение, как незаконная добыча рыбы регулируется:
а) Кодексом РФ об административных правонарушениях
б) Уголовным Кодексом РФ в) Гражданским Кодексом РФ
11. Выберите из предложенных понятий одно, являющееся обособляющим для остальных:
а) природный объект; б) природно-антропогенный объект; в) антропогенный объект;

г) природная среда; д) окружающая среда.

12. Что содержится в Конституции РФ, а именно в статье 42:
а) право человека на благоприятную окружающую среду
б) право человека на информацию о состоянии окружающей среды
в) право на пользование недрами земли, расположенными на его территории
г) право на покупку разрешения для охоты в заповедниках
д) право на приобретение редких видов животных, занесенных в Красную книгу

13.Отношение между государством и совершившим экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего взыскания – это

1) гражданско-правовая ответственность 2) уголовная ответственность

3) административная ответственность 4) юридическая ответственность

14.Каким нормативно-правовым актом предусмотрена дисциплинарная ответственность за экологическое правонарушение?

1) Кодекс об административных правонарушениях РФ; 2) ФЗ «Об охране окружающей среды»;

3) Уголовный кодекс Российской Федерации; 4) Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

15.Каким нормативно-правовым актом регулируются основания дисциплинарной ответственности?

1) Кодекс об административных правонарушениях РФ; 2) Трудовой кодекс РФ;

3) Уголовный кодекс РФ; 4) Гражданский кодекс РФ.

16.Каким нормативно-правовым актом предусматривается ответственность за преступления в сфере охраны окружающей среды?

1) Арбитражно-процессуальный кодекс РФ; 2) Уголовный кодекс РФ;

3) Лесной кодекс РФ и Воздушный кодекс РФ; 4) Земельный кодекс РФ.

Тест «Экологическое право» 11 класс

1.Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является

1)Конституция Р Ф 2)Закон «Об охране окружающей среды»

3)Декларация по окружающей среде и развитию 4)Федеральный закон « О недрах»

2.Федеральное законодательство среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, определяют как

1)устойчивую 2)развитую 3)допустимую 4)благоприятную

3.Состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью, в федеральном законе называется

1)качеством окружающей среды 2)загрязнением окружающей среды

3)нормативами допустимых выбросов. 4)экологическим аудитом

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о праве граж­дан на ин­фор­ма­цию об окру­жа­ю­щей среде?

А. Граж­да­не могут, при­вле­кая суд и дру­гие го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны, тре­бо­вать за­пре­та на стро­и­тель­ство эко­ло­ги­че­ски не­без­опас­ных объ­ек­тов.

Б. Вы­дви­гая тре­бо­ва­ния за­пре­тить стро­и­тель­ство эко­ло­ги­че­ски не­без­опас­ных объ­ек­тов, граж­да­не со­хра­ня­ют право на воз­ме­ще­ние ущер­ба, при­чинённого эко­ло­ги­че­ским пра­во­на­ру­ше­ни­ем.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о спо­со­бах за­щи­ты права граж­дан на бла­го­при­ят­ную окру­жа­ю­щую среду?

А. Граж­да­не РФ имеют право предъ­яв­лять в суд иски о воз­ме­ще­нии вреда окру­жа­ю­щей среде.

Б. Вред, при­чинённый здо­ро­вью и иму­ще­ству граж­дан не­га­тив­ным воз­дей­стви­ем окру­жа­ю­щей среды в ре­зуль­та­те хо­зяй­ствен­ной и иной де­я­тель­но­сти (юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц), под­ле­жит воз­ме­ще­нию в пол­ном объёме.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3)верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6.Сельские жители Ноздринского района обратились с заявлением в областной комитет природных ресурсов. Из заявления следовало, что гражданин Ф., назвавший себя предпринимателем, в водоохранной зоне возвёл трёхэтажный кирпичный коттедж и отгородил его высокой кирпичной стеной. Какой способ защиты права граждан на благоприятную окружающую среду иллюстрирует этот пример?

1) создавать общественные объединения в области охраны окружающей среды

2) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды

3) предъявлять иск в суд о возмещении вреда окружающей среде

4) направлять обращения в органы государственной власти о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды

7.Прорвав дамбу отстойника химического завода «П.», сточные воды аммиачного производства хлынули на поля агропромышленного комплекса «С.». В общей сложности вылилось более 50 тыс. т химически загрязнённой сточной воды. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что имело место экологическое правонарушение?

1) приводит только к дисциплинарной ответственности

2) является виновным действием

3) всегда представляет собой нарушение земельного законодательства

4) наносит вред исключительно имуществу человека

8.Ниже приведен перечень терминов . Все они, за исключением одного, характеризуют понятие « объекты охраны окружающей среды»

Животные, леса, человек, генетический фонд ,подземные воды атмосферный воздух.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

9Добавьте недостающее:

Специфика экологических отношений

отношения по использованию окружающей среды

10. Запишите, пропущенное в схеме, слово.

Система экологических нормативов

нормативы … нормативы нормативы

окружающей предельно допустимого

среды допустимого изъятия

11. Соотнесите:
1. болото в лесу А. природный объект
2. парк в городе Б. природно-антропогенный объект
3. огород с овощами В. антропогенный объект
4. мост с клумбами
5. заповедник
6. деревья, посаженные рядом с домом

12.Противоправное, виновное деяние, совершаемое субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда - это __________

13.В одном из регионов социологической службой был проведён опрос группы граждан. Им задавали вопрос: «Какой способ защиты своих экологических прав Вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса (в процентах от числа ответивших) представлены в диаграмме.


Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждении.

1)Меньшинство опрошенных в качестве наиболее эффективного способа защиты своих экологических прав считает выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз.

2)Более трети опрошенных высказалось за обращение в государственные органы власти по вопросам охраны окружающей среды в качестве наиболее эффективной меры защиты своих экологических прав.

3) Выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз среди опрошенных в качестве способа защиты своих экологических прав оказалось менее популярным, чем участие в собраниях, митингах, демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды.

4) На третье место по популярности среди способов защиты своих экологических прав опрошенные поставили выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз.

14.Прочитайте ниже текст, в котором пропущен ряд слов . Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В соответствии с российским законодательством каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного(А),вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную (Б) о состоянии окружающей среды и на возмещение (В)окружающей среде. Граждане имеют право создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; выдвигать предложения о проведении общественной экологической (Г) и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; предъявлять в(Д) иски о возмещении вреда окружающей среде и т.д. В то же время граждане обязаны сохранять (Е) и окружающую среду и бережно относится к природе и природным богатствам.

1) экспертиза 2) воздействие 3) суд 4) информация 5) среда 6)вред 7)природа.

15.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «благоприятная окружающая (природная) среда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составь два предложения: одно содержащее о видах ответственности за экологические правонарушения, и одно, раскрывающее любой способ защиты гражданами права на благоприятную среду.


Дидактическая : создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся средствами технологии критического мышления.

Образовательная : создать условия для: 1) формирования у обучающихся представлений о специфике экологических отношений; 2) формирования научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду; 3) понимания причин, которые превращают экологические проблемы в глобальные.

Развивающая : 1) критическое мышление через чтение информационного текста; 2) коммуникативные навыки.

Воспитательная : формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию отношений между человеком и окружающей средой.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

1. Учебник. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля /Е.А.Певцова.-6-е изд.-М.: Издательский центр «Академия»,2014 год

2. Учебник. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Под редакцией Л. В. Полякова. 2008 г.

3. Учебник А.И.Яковлев Основы правоведения

4. Задания для индивидуальной и групповой работы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Работа учащихся

Мозговой штурм, составление определения и кластера

Работа в группах с документами и учебником, составление кластера и схемы, выполнение проблемных заданий

Творческое задание, вывод, заполнение карточки самочувствия

I. Стадия вызова.

Кому нравится жить на свалке?

Вопрос риторический. Никому. Но развитие цивилизации поставило на повестку дня проблему защиты окружающей среды, и в большинстве стран мира, в том числе и у нас в России, возникла новая отрасль права – экологическое право. В отличие от многих известных вам отраслей, развитие которых длилось тысячелетиями (например, уголовное право), экологическое право сформировалось стремительно за несколько десятилетий прошлого века и продолжает совершенствоваться ныне.

Как вы думаете, чем вызвана такая срочность в создании целой отрасли права? (ответы обучающихся).

Да, экологический вызов, брошенный России цивилизацией, очень серьёзен. Цивилизационный вызов – это всегда противоречие между потребностями и возможностями.

Потребности наши, как известно, - безграничны. Давайте попробуем сформулировать потребности общества на данный момент и в перспективе: в чём мы нуждаемся?

(Поступательное экономическое развитие, освоение территории для достижения высоких жизненных стандартов)

Ну а каковы наши возможности? Они у нас есть?

(Обилие природных ресурсов, уникальное биологическое разнообразие, огромность территории. Мы владеем Байкалом – крупнейшим мировым резервуаром пресной воды, нефть, газ, гигантские лесные массивы Сибири – «правое лёгкое» планеты).

Так в чём же противоречие? Необходимо создание экологически безопасной модели хозяйствования, сохранение экологического равновесия. К сожалению, следует признать, что экологический приоритет реализуется с трудом. Я могу привести примеры антиэкологической модели развития нашей страны, вспомнив историю. А вы? Возможно, я не права? (Ответы обучащиюхся)

Да, вот мои примеры высохшее Аральское море в Узбекистане, эрозия почв на целине в Казахстане, радиоактивное заражение вокруг Чернобыльской АЭС на Украине и в Белоруссии. Оглянитесь вокруг: Россия пострадала не меньше от такой политики. Почему так?

Я объявляю мозговой штурм: в течение 1 минуты назовите причины появления экологических проблем:(Ответыобучающихся).

Все причины, названные вами, можно сгруппировать в 2 больших блока. Есть идеи, как?(Ответы учащихся)

Объектом экологического права, таким образом, являются отношения, возникающие из взаимодействия общества и окружающей среды – эти отношения мы называем экологическими. Они имеют свою специфику: это отношения по использованию и охране окружающей среды. Поэтому и структура экологического права такова: природопользование и природоохрана. Я подчёркиваю это, поскольку отношения между обществом и окружающей средой могут носить и иной характер: например, граница между двумя государствами проходит по реке, река – объект окружающей среды. Как вы считаете, в данной ситуации возникают экологические отношения? (Ответы обучающихся). Да, это территориальные споры, которые подпадают под действие государственного права.

· При каких обстоятельствах эти отношения могут стать экологическими? (Ответы обучающихся) Например, гидротехническая и хозяйственная деятельность китайских властей приводит к быстрому обмелению Амура.

· Другой пример: два соседа ведут спор из-за границ смежных участков. Как эти отношения вы квалифицируете? Измените ситуацию, чтобы она подпала под действие экологического права. (Ответы обучающихся. Например, устройство несанкционированной свалки одним из соседей на своём участке – мухи, крысы и т. д.)

· Итак, отношения общества и окружающей среды конкретизировали. А как определяет закон понятие «окружающая среда»? У вас есть возможность самим установить это: ФЗ «Об охране окружающей среды», гл. I , ст. 1. (Ответ обучающегося)

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в главе 1 даёт определения и основным составляющим окружающей среды. Изучите статьи из ФЗ «О охране окружающей среды», "Лесного кодекса Российской Федерации" Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174

и Конституция РФ. На основании статей Конституции и выдержек из ФЗ заполните таблицу (задание №2)Приложение №1

Продолжаем работу с документом. С его помощью давайте постараемся составить представление о следующих понятиях:

Ответы обучающихся: природная среда, природный объект, природно-антропогенный объект ,антропогенный объект . Компонентами природной среды являются земля, недра, почва, вода, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект трактуется в законе как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно антропогенный объект (от греч. anthropos — человек + genos — рождение) характеризуется как природный объект, измененный в результате воздействия человека, или же объект, созданный человеком, но обладающий свойствами природного (искусственные посадки, сады, лесополосы и т. д.). Антропогенный объект — это объект, созданный человеком и не обладающий свойствами природных объектов (здания, дороги, инженерные сети и т. д.).

А теперь я предлагаю составить иерархию всех этих понятий начиная с более широкого, увязать эти понятия в систему и составить кластер (в карточке-задании – задание № 3). Обдумайте, пожалуйста, и найдите единственно правильный вариант. Кто это сделает сразу у доски?

Такое тщательное перечисление компонентов окружающей среды не случайно. Здесь есть пища для размышления об объектах экологического права. Возьмите, например, антропологические объекты или околоземное пространство. Проверка выполнения задания –Ребята, возможен и другой вариант выполнения схемы:

· Почему экологическое право включает их в круг экологических отношений? Для этого нужно вспомнить, в чём суть экологических отношений. (Ответы обучающихся).

Разговор о понятийном аппарате отрасли был бы не полным без разговора об источниках экологического права. Это все правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Прочитайте указанный отрывок учебного текста и выполните задание (в карточке-задании – задание №1).

· Для этого вспомните, как определяется юридическая сила нормативно-правового акта.

Ответы обучающихся. (задание №4)

Продолжая работу, мы вновь обратимся к закону «Об охране окружающей среды», статья 3 «Основные принципы охраны окружающей среды». Найдите в законе главный, на ваш взгляд, принцип, являющийся как нормой позитивного права, поскольку он содержится в законе, так и естественным правом человека. (Ответ обучающегося).

Действительно, это так, право человека на благоприятную окружающую среду затрагивает основы жизни человека. Я бы назвала экологическое право одной из самых гуманных отраслей права. Или вы не согласны? Кто имеет такие же взгляды, давайте попробуем обосновать это утверждение. Ну, или опровергнуть. (Ответы обучающихся).

И в международных документах и в Конституции РФ отражены естественные права человека. Конституция более конкретна. Определите согласно ей три составляющие экологических прав человека и гражданина, заполните схему (в карточке-задании – Задание №2). На доске отразить своё видение структуры экологических прав человека я предлагаю …

Интерактивный режим

Пока выполняется задание, я объясню вам суть нашей следующей работы – в группах. Согласно структуре экологического права групп должно быть две. Задания группам на карточке с указанием необходимых для вашей работы материалов. Время на работу – 7 минут.

Работа в группах.

Задание I группе

1) С какой целью экологическое право устанавливает экологическое нормирование?

2) Какие нормативы устанавливает законодательство?

3) Какие недостатки вы видите в экологическом нормировании? Чем их наличие можно объяснить?

Задание II группе.

1) Назовите источники права, закрепляющие естественное право человека на достоверную информацию.

2) Обоснуйте важность (или вредность) достоверной информации о состоянии окружающей среды.

3) Почему, как вы считаете, информация о чрезвычайных экологических ситуациях нередко искажалась?

Очень часто виновником экологических катастроф становится сам человек – дитя природы. Но в его же силах и помочь ей. Народная мудрость гласит, что земля может прокормить человека, но защитить себя она не может. Это задача человека.

Хотя, э кологи из Великобритании озвучили интересные выводы: если человек исчезнет с лица Земли, то она вполне успешно восстановится, и феноменально быстро для планеты – за одну тысячу лет. Земля без особых усилий сотрёт с себя все следы пребывания человека, несмотря на то, как он её изменил. Земля нам нужнее, чем мы ей!

Сохранение уникальной природы России – это экологический аспект нашей цивилизационной миссии в XXI веке. Ценность всех, даже самых малозначимых, компонентов окружающей среды постоянно возрастает. Мы далеко не всё ещё знаем о взаимосвязях в природе и очень редко можем предсказать последствия реализации проектов, меняющих лицо планеты. Экономические приоритеты, которые кажутся важными сегодня, с позиций завтрашнего дня могут оказаться ничтожными по сравнению со стоимостью бездумно растрачиваемых в настоящее время ресурсов. Как в примере с платиной, открытой испанцами в XVI в. Она была побочным продуктом добычи серебра и золота, и её выбрасывали. А сейчас? Не получится ли так, что мы можем уничтожить то, что завтра станет просто бесценным.

II .Тест (Приложение №2)

III .Рефлексия.

В завершение нашей работы я предлагаю подумать над тем, что, на ваш взгляд может стать серьёзным ответом на экологический вызов. Как вам кажется, что?

(Ответы учащихся). Спасибо за ответы. Они говорят о вашей правовой зрелости и глубоком понимании сущности экологического вызова и экологического ответа.

А сейчас, чтобы вы могли реализовать свой творческий и нравственный потенциал, накопленный к этому моменту, я предлагаю вам на выбор 2 творческих задания:

1) Придумайте подпись к этой картинке, озвучьте её. 2) Дайте от имени этого персонажа интервью экологической программе.

Ребята, наша работа на этом завершается. Я прошу вас записать домашнее задание. Спасибо.

Для сохранения человеческой жизни важны и находящиеся под угрозой исчезновения почва, леса и иная растительность, многие животные и места их обитания.

В рамках российской экологической отрасли права выделяют природоохранное законодательство и природоресурсное законодательство.

Важными источниками регулирования взаимодействия общества с окружающей природной средой являются федеральные законы: «Об охране окружающей среды», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, Градостроительный кодекс.

Природоресурсное законодательство определяет правила использования недр, земли, вод и лесов, взаимодействия с животным и растительным миром. Их цель — не навредить этим важным для существования человека природным сферам, обеспечить их сохранение для последующих поколений. Так, например, задачи Лесного кодекса — это сохранение биологического разнообразия лесов, их полезных функций; обеспечение использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов и многое другое.

Заботясь о сохранении природной среды обитания, люди могут объединяться и создавать организации по охране природы; разрабатывать проекты и программы; проводить конкретные мероприятия по улучшению окружающей среды. Природоохранные организации имеют право требовать проведения государственной или общественной экологической экспертизы. Так, например, разворачивая новую кампанию по строительству городов, благоустройству территорий, необходимо удостовериться, что эти мероприятия не навредят самой природе и будут полезны людям.

Важным правом каждого человека является право на информацию об окружающей среде. Такая информация должна быть полной, достоверной. Граждане могут, привлекая суд и другие государственные органы, требовать запрета на строительство экологически небезопасных объектов, которые могут нанести вред здоровью людей. При этом сохраняется право на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением.

Нельзя оставлять в тайне сведения об экологических происшествиях, катастрофах, чрезвычайных бедствиях, способных нанести ущерб здоровью и жизни людей.

Важными правовыми документами, которые используются для охраны окружающей среды и определяют порядок использования природных ресурсов, являются экологические нормативы. В России существуют нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах и почве; вредных физических воздействий на человека (электромагнитные поля, шумы и пр.); предельного содержания химических и прочих вредных веществ в продуктах питания. Разработаны и приняты предельно допустимые уровни радиации, нормативы выбросов и сбросов в окружающую среду.

Государственное управление в области охраны окружающей среды возложено на Правительство РФ и специальные органы федеральной исполнительной власти. А государственный экологический контроль осуществляется инспекторским персоналом государственных органов в области охраны окружающей среды. Контроль предполагает проверку соблюдения экологического законодательства, применения мер по поддержанию экологического правопорядка и привлечения нарушителей к ответственности.

Экологические правонарушения

В реальной жизни, к сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что многие экологические права нарушаются: рядом с многочисленными жилыми постройками возводят ТЭЦ, а власти не реагируют на митинги и протесты людей; вырубаются последние парки и зелёные насаждения, устраиваются свалки мусора и пр.

Что же можно сделать в этих случаях? Очевидно, что именно право и должно прийти на помощь людям. Именно оно предоставляет возможность гражданам страны обращаться в суд с требованием признать неправомерными подобные действия хозяйствующих субъектов или властей. Нарушение правовых норм в области охраны окружающей среды приводит к экологическим правонарушениям. Это ещё одна разновидность противоправного поведения людей или их объединений в жизни.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: