Обязанности штурман воздушного судна

Обновлено: 05.05.2024

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. На должность штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или летное) образование и стаж работы в должности штурмана воздушного судна не менее 1 года.

1.6. Штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов должен знать:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие штурманское обеспечение полетов;
  • теорию и технику самолетовождения;
  • летно-технические характеристики авиационной техники, виды наземных средств обеспечения полетов;
  • правила организации планирования и штурманского обеспечения полетов;
  • маршруты (районы) полетов, расположение площадок десантирования (сброса грузов), их географические и климатические особенности, степень оснащения навигационными средствами;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет наземное штурманское обеспечение полетов.

2.2. Контролирует предполетную штурманскую подготовку экипажей воздушных судов.

2.3. Перед вылетом по специальным заданиям проверяет наличие у экипажа необходимой документации, правильность расчета штурманского плана и инженерно-штурманского расчета полета, знание района полетов, воздушных трасс (международных воздушных линий), характеристик работы радионавигационных средств по маршруту полета, схем взлета и посадки на основных и запасных аэродромах.

2.4. Ведет документальное оформление контроля предполетной подготовки экипажей.

2.5. Разрабатывает маршруты полетов воздушных судов по специальным заданиям с учетом их технических характеристик и планируемой заправки топливом.

2.6. Определяет аэродромы промежуточной (технической) посадки с учетом действующих ограничений полета.

2.7. Производит предварительный штурманский расчет полета.

2.8. Составляет заявки на диспетчерское обеспечение полета по маршруту и передает их в Центральный пункт диспетчерского управления гражданской авиации (Центральное производственное диспетчерское управление гражданской авиации), контролирует их прохождение.

2.9. Принимает, обрабатывает и передает экипажам воздушных судов информацию по проведению поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

В случае служебной необходимости штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью штурману службы наземного штурманского обеспечения полетов для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Штурману службы наземного штурманского обеспечения полетов для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.

от 12 сентября 2008 года N 147

(с изменениями на 16 сентября 2015 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32 (Российская газета, N 44, 25.02.2014) (вступил в силу 15 апреля 2014 года);

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I) , ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.I), ст.3616) и в целях реализации стандартов Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год)

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 180 дней со дня официального опубликования.

в Министерстве юстиции

20 ноября 2008 года,

регистрационный N 12701

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 12 сентября 2008 года N 147

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации"*

(с изменениями на 16 сентября 2015 года)

* Наименование в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32. - См. предыдущую редакцию.

I. Общие положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.I), ст.3616.

1.2. Настоящие Правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей следующих свидетельств:

частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет);

коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет);

пилота многочленного экипажа (самолет);

линейного пилота (самолет, вертолет);

пилота свободного аэростата;

пилота сверхлегкого воздушного судна;

(Абзац дополнительно включен с 24 апреля 2012 года приказом Минтранса России от 26 декабря 2011 года N 331)

специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;

сотрудника по обеспечению полетов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32. - См. предыдущую редакцию)

1.3. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32. - См. предыдущую редакцию)

1.4. В свидетельствах, указанных в пункте 1.2 настоящих Правил, приводятся сведения, установленные в приложении N 2 к настоящим Правилам.

Уполномоченный орган указывает в разрешении срок его действия, который не может превышать срока действия самого свидетельства и может ограничить разрешенные функции обладателя свидетельства.

1.6. Обладатель свидетельства не осуществляет функций, предусмотренных свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, если он не отвечает требованиям, установленным настоящими Правилами.

1.8. При ухудшении состояния здоровья обладателя свидетельства, препятствующем безопасному выполнению предусмотренных его свидетельством функций, запрещается выполнять такие функции.

1.9. Обладателям предусмотренных в настоящем Правилах свидетельств запрещается выполнять функции, предоставляемые свидетельствами и соответствующими квалификационными отметками, находясь под воздействием любого психоактивного вещества.

1.10. Члены летных экипажей в установленном порядке ведут записи об опыте летной эксплуатации воздушного судна.

1.11. Члены летных экипажей (пилоты, штурманы и бортрадисты), осуществляющие ведение радиотелефонной связи на борту воздушного судна при выполнении международных полетов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык, проходят контроль знаний общего и авиационного английского языка на соответствие требованиям, установленным в разделе 1.2.9 главы 1 Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции о международной гражданской авиации, по результатам которого им присваивается уровень владения языком.

Для выполнения международных полетов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык, обладатель свидетельства проходит повторный контроль знаний английского языка:

при демонстрации знаний на четвертом уровне - через три года;

при демонстрации знаний на пятом уровне - через шесть лет;

при демонстрации знаний на шестом уровне прохождение повторного контроля знаний не требуется.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32. - См. предыдущую редакцию)

1.12. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

II. Общие требования к пилотам воздушных судов

2.1. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных ниже видов воздушных судов необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами:

дирижабль объемом более 4600 м;

сверхлегкое воздушное судно с массой конструкции более 115 кг.

2.2. При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносится отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

2.3. Обладатель свидетельства частного пилота, коммерческого пилота или линейного пилота для эксплуатации дополнительного вида воздушных судов должен получить соответствующую квалификационную отметку о виде воздушного судна, выдаваемую при условии выполнения требований настоящих Правил, установленных для соответствующего вида воздушного судна.

2.4. Обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна, пилота планера или пилота свободного аэростата для эксплуатации дополнительного вида воздушных судов получает новое свидетельство пилота соответствующего вида воздушного судна.

2.5. Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 настоящих Правил или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 настоящих Правил.

2.6. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота на самолете, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота, кроме указанных в подпункте "в" пункта 2.7 настоящих Правил случаев, обладатель свидетельства пилота должен иметь квалификационную отметку о классе:

а) с одним двигателем, сухопутный;

б) с одним двигателем, гидросамолет;

в) многодвигательный, сухопутный;

г) многодвигательный, гидросамолет.

Квалификационная отметка о классе воздушного судна вносится в свидетельство, если кандидат продемонстрировал степень умения, соответствующую свидетельству для класса воздушного судна, по которому он желает получить квалификационную отметку.

от 30 апреля 2007 года N 150

(с изменениями на 18 июля 2010 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобороны России от 18 июля 2010 года N 961 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 48, 29.11.2010).

Министр обороны
Российской Федерации
А.Сердюков

в Министерстве юстиции

13 июня 2007 года,

регистрационный N 9636

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 30 апреля 2007 года N 150

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
по штурманской службе государственной авиации

(с изменениями на 18 июля 2010 года)

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила по штурманской службе государственной авиации (далее именуются - Правила) определяют предназначение и задачи штурманской службы, права и обязанности ее должностных лиц, содержание и общий порядок проведения штурманской подготовки и штурманского обеспечения полетов государственной авиации, а также содержание мероприятий по обеспечению безопасности воздушной навигации и боевого применения авиационных комплексов (воздушных судов).

Далее в тексте настоящих Правил, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: штурманская служба государственной авиации - штурманской службой, Министерство обороны Российской Федерации - Минобороны России, Министерство внутренних дел Российской Федерации - МВД России, Федеральная служба безопасности Российской Федерации - ФСБ России, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС России, Федеральная таможенная служба - ФТС России, Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ).

2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации.

3. Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми авиационными формированиями федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Для штурманской службы федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации, разрешается разрабатывать служебные документы по штурманской службе, учитывающие специфику их работы и уточняющие порядок штурманского обеспечения полетов (боевых действий).

4. В целях настоящих Правил применяются следующие понятия и определения:

авиационный комплекс - воздушное судно с системой авиационного вооружения, бортового оборудования и наземными средствами обеспечения, предназначенными для решения боевых и специальных задач;

авиационные средства поражения - боевые (учебно-боевые) средства, обеспечивающие непосредственное поражение целей и решение вспомогательных задач, не связанных с поражением целей. Включают: ракеты, бомбардировочные средства (основного и вспомогательного назначения), мины, торпеды, артиллерийские боеприпасы;

боевое применение авиационного комплекса (воздушного судна) (далее именуется - боевое применение) - использование авиационного комплекса (воздушного судна) для поражения наземных (морских), воздушных (космических) целей или решения других боевых и специальных задач;

воздушная навигация (далее именуется - навигация) - комплекс действий экипажа, направленных на достижение наибольшей точности, надежности и безопасности вождения воздушного судна и групп воздушных судов по заданной траектории, а также в целях вывода их по месту и времени на заданные объекты (цели) и аэродромы посадки;

воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (Воздушный кодекс Российской Федерации, статья 32; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383);

выход на цель - выход в определенную область пространства относительно цели, из которой обеспечивается ее обнаружение, опознавание и решение задачи боевого применения;

минимальный остаток топлива после посадки - остаток топлива на момент касания земной, водной или иной поверхности и окончания пробега (дросселирования двигателя после приземления при вертикальной посадке), обеспечивающий повторный заход на посадку и самостоятельное движение ВС по площади маневрирования до выключения двигателей;

Применяемые сокращенные наименования и обозначения приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

прицельно-навигационный комплекс - автоматизированная система, предназначенная для решения задач навигации, управления полетом и вооружением;

прицельно-навигационное оборудование - оборудование, обеспечивающее решение задач навигации и боевого применения;

район применения (разрешенная зона применения) оружия - область пространства, из которой возможны (разрешены) пуск (сброс) авиационных средств поражения и их наведение на заданные цели и по заданной (программной) траектории полета;

система авиационного вооружения (далее именуется - авиационное вооружение) - совокупность бомбардировочного, ракетного и артиллерийского вооружения авиационного комплекса, предназначенная для применения авиационных средств поражения.

5. Штурманская служба предназначена для решения вопросов теории и практики воздушной навигации и боевого применения, организации и проведения штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий) авиационных формирований, обеспечения безопасности воздушной навигации и боевого применения авиационных комплексов воздушных судов) (далее - обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении) и является летной службой.

6. Основными задачами штурманской службы являются:

обеспечение высокой точности, надежности, безопасности навигации и эффективности боевого применения;

достижение и поддержание высокого уровня штурманской подготовки авиационных формирований;

разработка и реализация мероприятий штурманского обеспечения полетов (боевых действий);

разработка и реализация мероприятий топогеодезического обеспечения задач, решаемых штурманской службой;

разработка и реализация мероприятий по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении;

развитие и совершенствование теории и практики навигации, боевого применения;

организация контроля, анализа и оценки точности навигации и боевого применения;

определение требований к навигационному оборудованию районов полетов (боевых действий), навигационно-временному обеспечению полетов (боевых действий) государственной авиации и участие в их реализации.

Задачи штурманская служба решает самостоятельно и во взаимодействии со штабами и другими службами авиационных формирований.

7. Успешное решение задач штурманской службы достигается:

высокой организацией и качественным проведением штурманской подготовки летного состава авиационных формирований;

повышением уровня специальных знаний и навыков, методической подготовки руководящего состава штурманской службы;

высокой организацией разработки и реализации мероприятий штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий);

своевременным и четким выполнением мероприятий штурманского обеспечения, направленных на повышение безопасности полетов;

организацией контроля за состоянием ПНК (ПНО), авиационного вооружения и десантного оборудования ВС (АК), аппаратуры разведки (поиска) и бортовых средств радиоэлектронной борьбы, за готовностью к работе автоматизированных рабочих мест из состава автоматизированных систем управления, средств радиотехнического обеспечения полетов;

анализом и объективностью оценки состояния штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий) авиационных формирований, обеспечения безопасности полетов в штурманском отношении;

взаимодействием с другими отделами (отделениями) и службами командующих (командиров) и штабов авиационных формирований по вопросам планирования и организации мероприятий штурманского обеспечения, требующих соответствующих совместных решений и действий;

повышением уровня автоматизации решения задач штурманской службы в повседневной и боевой деятельности.

8. Руководство штурманской службой осуществляют:

а) в Минобороны России:

в Военно-воздушных силах - главный штурман Военно-воздушных сил;

в Военно-воздушных силах и противовоздушной обороне Военно-морского флота - главный штурман Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Военно-морского флота;

в авиации Ракетных войск стратегического назначения - главный штурман службы начальника авиации Ракетных войск стратегического назначения;

в авиации Космических войск - главный штурман службы начальника авиации Космических войск;

в авиации Воздушно-десантных войск - старший инспектор-штурман авиационно-технической службы Воздушно-десантных войск;

в авиации ВВ МВД России - начальник штурманской службы - главный штурман отдела боевого применения авиационного управления Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

в авиации ОВД МВД России - главный штурман центра авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации;

в) в авиации ФСБ России - заместитель начальника Управления - главный штурман начальника отдела Управления авиации Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

г) в авиации МЧС России - старший инспектор-штурман (начальник штурманской службы) Управления авиации и авиационно-спасательных технологий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации;

д) в авиации ФТС России - главный штурман отдела организации летной эксплуатации и применения воздушных судов авиационной и морской службы Федеральной таможенной службы;

е) в авиации РОСТО (ДОСААФ) - начальник штурманской службы - главный штурман авиации Российской оборонной спортивно-технической организации;

ж) в авиационном объединении - главный штурман авиационного объединения;

Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационным объединением понимаются Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны; Командование дальней авиации; Командование военно-транспортной авиации; Командование ВВС и ПВО; Управление авиации Федеральной службы безопасности России (сноска в редакции приказа Минобороны России от 18 июля 2010 года N 961 - см. предыдущую редакцию).

з) в авиационном соединении - главный (старший) штурман соединения;

Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационным соединением понимаются Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации; авиационная база 1 разряда; бригада воздушно-космической обороны; центр боевого применения и переучивания летного состава; центр боевой подготовки и боевого применения; авиационно-спасательный центр; государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования по подготовке авиационных специалистов; авиационный центр и авиационная база авиации Федеральной службы безопасности России (сноска в редакции приказа Минобороны России от 18 июля 2010 года N 961 - см. предыдущую редакцию).

и) в авиационной части - старший штурман авиационной части;

Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационной частью понимаются отдельное авиационное звено; отдельный авиационный отряд; авиационный отряд отдельного базирования; отдельная авиационная эскадрилья; авиационно-спасательная база; авиационная группа; авиационная база 2 и 3 разрядов; авиационный полк; учебный авиационный полк; центр показа авиационной техники; испытательный центр; учебный авиационный центр; центр авиации; авиационный отряд специального назначения; объединенный авиационный отряд; объединенный авиационный отряд специального назначения; авиационная спортивная организация Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России; авиационный отдел Федеральной таможенной службы (сноска в редакции приказа Минобороны России от 18 июля 2010 года N 961 - см. предыдущую редакцию).

к) в авиационной эскадрилье (группе) - штурман авиационной эскадрильи (группы);

л) в авиационном звене (отряде) - штурман (летчик-штурман) звена (отряда).

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность штурмана воздушного судна [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Штурман воздушного судна назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Штурман воздушного судна подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Штурман воздушного судна относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. На должность штурмана воздушного судна назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (летное) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года.

1.6. Штурман воздушного судна отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Штурман воздушного судна должен знать:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие штурманское обеспечение полетов;
  • теорию и технику самолетовождения;
  • летно-технические характеристики авиационной техники, профессионального оборудования для специального применения авиации;
  • наземные средства обеспечения полетов;
  • правила организации планирования и штурманского обеспечения полетов;
  • маршруты (районы) полетов;
  • расположение площадок десантирования (сброса грузов), их географические и климатические особенности;
  • степень оснащения навигационными средствами;
  • руководство по поиску и спасанию;
  • наставления, регламентирующие организацию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Штурман воздушного судна в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия штурмана воздушного судна, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Штурман воздушного судна выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет подготовку к полету, оформляет полетную карту и производит расчет полета с учетом специфики работы авиационного предприятия.

2.2. Разрабатывает штурманский план полета, вычерчивает вертикальный разрез местности по заданному маршруту и району работы, рассчитывает безопасную высоту.

2.3. Рассчитывает данные для специального применения авиации (пожаротушение, десантирование парашютистов-спасателей, техники и грузов).

2.4. Выдерживает заданный режим полета по маршруту и в районе выполнения специальных работ, сохраняет ориентировку.

2.5. Оценивает тактическую, метеорологическую, орнитологическую и радиационную обстановку на земле и в полете.

2.6. Выводит воздушное судно в заданный район работ, на площадку десантирования (сброса груза), на аэродром посадки для снижения и захода на посадку.

2.7. Выполняет команды командира воздушного судна и пункта управления воздушным движением, под управлением которого он находится.

2.8. Учитывает в полете фактический расход и остаток топлива и их соответствие инженерно-штурманскому расчету.

2.9. Принимает меры по обеспечению безопасности полетов в соответствии с должностными обязанностями.

2.10. Сверяет показания бортовых и наручных часов.

2.11. Производит сверку документов оперативной аэронавигационной информации с контрольными экземплярами.

2.12. Участвует в проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ.

В случае служебной необходимости штурман воздушного судна может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Штурман воздушного судна имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности штурмана воздушного судна, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции штурмана воздушного судна.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Штурман воздушного судна несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы штурмана воздушного судна осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы штурмана воздушного судна является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы штурмана воздушного судна определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью штурман воздушного судна обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью штурману воздушного судна для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Штурману воздушного судна для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность старшего штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. На должность старшего штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или летное) образование и стаж работы в должности штурмана воздушного судна не менее 1 года.

1.6. Старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов должен знать:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие штурманское обеспечение полетов;
  • теорию и технику самолетовождения;
  • летно-технические характеристики авиационной техники, виды наземных средств обеспечения полетов;
  • правила организации планирования и штурманского обеспечения полетов;
  • маршруты (районы) полетов, расположение площадок десантирования (сброса грузов), их географические и климатические особенности, степень оснащения навигационными средствами;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия старшего штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет наземное штурманское обеспечение полетов.

2.2. Контролирует предполетную штурманскую подготовку экипажей воздушных судов.

2.3. Перед вылетом по специальным заданиям проверяет наличие у экипажа необходимой документации, правильность расчета штурманского плана и инженерно-штурманского расчета полета, знание района полетов, воздушных трасс (международных воздушных линий), характеристик работы радионавигационных средств по маршруту полета, схем взлета и посадки на основных и запасных аэродромах.

2.4. Ведет документальное оформление контроля предполетной подготовки экипажей.

2.5. Разрабатывает маршруты полетов воздушных судов по специальным заданиям с учетом их технических характеристик и планируемой заправки топливом.

2.6. Определяет аэродромы промежуточной (технической) посадки с учетом действующих ограничений полета.

2.7. Производит предварительный штурманский расчет полета.

2.8. Составляет заявки на диспетчерское обеспечение полета по маршруту и передает их в Центральный пункт диспетчерского управления гражданской авиации (Центральное производственное диспетчерское управление гражданской авиации), контролирует их прохождение.

2.9. Принимает, обрабатывает и передает экипажам воздушных судов информацию по проведению поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

В случае служебной необходимости старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности старшего штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции старшего штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы старшего штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы старшего штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы старшего штурмана службы наземного штурманского обеспечения полетов определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью старшему штурману службы наземного штурманского обеспечения полетов для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Старшему штурману службы наземного штурманского обеспечения полетов для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: