Обязанности по эксплуатации и обслуживанию судового электрооборудования

Обновлено: 04.05.2024

Техническая эксплуатация судового электрооборудования, электрических, электронных и полупроводниковых средств автоматики, контроля, сигнализации, измерение и защиты должна проводиться в полном соответствии к "Правилам технической эксплуатации судовых технических средств", а также согласно действующему руководству, инструкциям и рекомендациям поставщиков оборудования, организаций ММФ и пароходств.

Во время вступления на судно лица командного и рядового состава не электротехнического персонала, а также практиканты, по роду работ электрооборудования, которое занимается обслуживанием, должны пройти инструктаж и проверку знаний по электробезопасности возле старшего механика или электромеханика. Инструктаж должен быть занесен в специальный журнал.

Обязанности не электротехнического персонала по обслуживанию электрической части установки регламентируются судовой администрацией.

Старший электромеханик (электромеханик) или лицо, его сменяющая, обязанный:

а) систематически контролировать правильность обслуживания судовой электрооборудовании, систем и приборов с соблюдением правил электробезопасности;
б) проводить занятие с лицами не электротехнического персонала (штурманами, механиками, палубной командой и др.) по устройству обслуженного ими оборудования в объеме, достаточному для грамотного и безопасного их обслуживания. Занятия проводятся один раз в 3 мес., а также персональное с приходом нового члена экипажа па судно. Проведение занятии высокомерничает в журнал регистрации инструктажей по технике безопасности;
в) контролировать соблюдение правил электробезопасности всеми членами экипажа и принимать меры по устранению нарушений. Если сам электромеханик не может принять меры по устранению нарушений правил электробезопасности, он обязанный немедленно сообщить старшего механика, а в случае его отсутствия - капитану судна;
г) предусматривать дополнительные меры, которые повышают электробезопасность с учетом особенностей электрооборудовании судна.

Каждое судно должно быть укомплектовано необходимым количеством защитных средств и приспособлений. Защитные средства, должны удовлетворять требованиям Правил пользования и испытание защитных средств, употребляемых в электроустановках. Употребляемые при роботах защитные средства, приспособления и инструмент должны быть испытаны согласно нормам и срокам. При проведении профилактических работ и работ по восстановлению сопротивления изоляции электрооборудовании с применением моющих жидкостей, растворителей и лаков их материалов необходимо пользоваться соответствующими инструкциями. При отсутствии инструкций по безопасному выполнению этих работ производство их запрещается. Подключение судовой сети к береговой должно проводиться согласно Правилам по электробезопасности при электроснабжении ремонтированных и строящихся судов и специальных инструкций, действующих в порту или на заводе.

Срок службы и надежность работы судового электрооборудования во многом зависят от его грамотной технической эксплуатации, вахтенного и технического обслуживания. Техническую эксплуатацию электрооборудования осуществляет электрогруппа во главе с электромехаником судна в соответствии с Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования.
В вахтенное обслуживание входят: подготовка к пуску и включению, пуск и включение, наблюдение за нормальной работой, остановкой и отключением судового электрооборудования. Вахтенное обслуживание обеспечивает требуемый условиями эксплуатации судна режим работы и управление электрооборудованием.
В техническое обслуживание входят: поддержание электрооборудования в исправном техническом состоянии, контроль за его использованием и состоянием, профилактические осмотры, чистка, ремонт, сушка электрооборудования в объеме и в сроки, предусмотренные планом-графиком технического обслуживания, составленным электромехаником и утвержденным старшим механиком судна.

Обслуживание электромашин

Перед пуском длительно не работавшей электромашины необходимо замерить сопротивление изоляции, провернуть машину на 1 — 2 оборота, наблюдая при этом за свободным вращением ротора (якоря). При подготовке к пуску осматривают пускорегулирующую аппаратуру, чтобы убедиться в отсутствии посторонних предметов, грязи, ветоши; проверяют исправность вентиляционных отверстий, наличие защитных кожухов. При необходимости делают запись в машинном или вахтенном электротехническом журнале о времени пуска.

Одновременно с подготовкой к пуску электрической машины должен быть подготовлен и первичный двигатель (дизель, турбина) или приводимый механизм (брашпиль, компрессор и др.). При необходимости подмагничивания генераторов в обмотке возбуждения генератора от постороннего источника пропускают ток, величина которого не должна превышать 20% номинального значения тока возбуждения генератора.

Во время работы не реже 1 раза за вахту необходимо проверить нагрузку генератора, частоту тока, величину сопротивления изоляции по щитовым приборам, работу щеточного аппарата, температуру генератора и аппаратуры на ощупь. При работе электродвигателей следят за температурой нагрева подшипников и корпуса, работой щеточного аппарата и подшипников, вибрацией машины.

При самопроизвольной остановке машины повторное включение до выяснения и устранения причин остановки запрещается. Работа электромашины с неисправным узлом допускается лишь в аварийных ситуациях.

Для отключения генератора необходимо снизить нагрузку до 10%, отключить автомат, снять возбуждение и остановить приводной двигатель.

В соответствии с планом-графиком технического обслуживания электрические машины периодически осматривают без разборки, с частичной или полной разборкой. При этом оценка технического состояния машины производится на основании данных о величине сопротивления изоляции, нагреве, шуме, вибрации, биении колец, зазоров, состоянии щеток, коллектора и т. д. Нормы предельно допустимых величин определяются формулярами и Руководством по техническому надзору за судами, Правилами Регистра.

Для коллекторных машин особенно важно хорошее состояние коллектора. Поверхность его должна быть хорошо отполированной и иметь красноватый цвет с фиолетовым оттенком. Щетки должны быть хорошо притерты, давление щеток на коллектор может колебаться в пределах 0,15—0,4 кгс/см2. Это давление проверяется динамометром. Разница между величинами нажатия щеток не должна превышать 10%.

Обслуживание электроаппаратуры, распределительных устройств и пультов управления

При подготовке ГРЩ (пульта управления) к включению после длительного отключения необходимо произвести внешний осмотр- проверить состояние контактных и крепежных соединений, убедиться в том, что все автоматы отключены, проверить сопротивлений изоляции ГРЩ, наличие предохранителей, убедиться в чистоте ковриков, после чего включить и проверить работу щита под нагрузкой.

Двери ГРЩ и АРЩ должны быть заперты на ключ. При срабатывании (отключении) автоматического выключателя его повторное включение разрешается через 5 с. Включать щитовые приборы, находящиеся под напряжением и имеющие переключатели, разрешается на время, определяемое инструкцией по эксплуатации.

Во время работы системы необходимо следить за исправностью его работы, содержать в чистоте, производить ежедневные осмотры, проверять состояние токоведущих соединений, контактов и крепежных деталей.

Магнитные станции, контроллеры, командоконтроллеры, посты управления, пускатели, контакторы и реле перед включением тщательно осматривают, проверяют состояние контактов, убеждаясь в свободном перемещении подвижных механизмов. Работа аппаратов без дугогасительных камер и принудительное заклинивание контакторов и реле категорически запрещаются.

Техническое обслуживание без разборки ГРЩ и АРЩ, пультов управления разрешается 1 раз в 6 мес, с частичной разборкой — 1 раз в 12 мес; обслуживание аппаратов и приборов производится в сроки, определенные инструкциями по эксплуатации. Особое внимание при техническом обслуживании уделяют регулированию реле обратной мощности, реле обратного тока. Настройку их осуществляют в соответствии с требованиями Регистра (по мощности для турбогенераторов 2—6%, для дизель-генераторов — 8—15%, по току— 15% номинального значения мощности и тока соответственно).

Техническое обслуживание электрической аппаратуры, как правило, производится одновременно с техническим обслуживанием электропривода, в комплект которого входит данная аппаратура. Обслуживание без разборки аппаратуры грузовых устройств — перед грузовыми операциями, с частичной разборкой— 1 раз в 6 мес,. с полной разборкой — 1 раз в 48 мес.

Обслуживание электроприводов

Вахтенный персонал должен не реже 1 раза за вахту проверять нагрузку, нагрев подшипников, тормозов, корпусов машин, работу щеточного аппарата, состояние аппаратуры управления, контроля и защиты, чистоту электрооборудования приводов. Отключение электроприводов ответственного назначения без ведома и разрешения вахтенного механика запрещается. После окончания работ все электрооборудование палубных механизмов должно быть укрыто специальными чехлами.

Электроприводы рулевых и подруливающих устройств осматривают перед каждым выходом судна в рейс, при этом проверяют сопротивление изоляции, исправность указателей и ограничителей перекладки, включают привод и опробуют его в действии путем перекладки руля с борта на борт, проверяют в действии работу звуковой и световой сигнализаций.
Все неисправности, выявленные при проверке, подлежат немедленному устранению. Результаты проверки должны быть занесены в судовой, машинный и электротехнический журналы. Во время хода судна старший электромеханик и второй механик не реже 1 раза в сутки проверяют рулевое устройство. Резервное электрооборудование рулевого привода должно быть готово к немедленному вводу в действие.

К управлению грузовыми и якорно-швартовными устройствами допускаются лица из числа судовой команды по назначению администрации судна, имеющие специальные удостоверения. На них возлагается ответственность за соблюдение допускаемых режимов работы. Запрещается выводить из действия конечные, путевые и дверные выключатели и средства защиты электроприводов. После окончания работ грузовых и швартовных устройств отключают их питание, спускают конденсат после остывания электродвигателя, закрывают все вентиляционные отверстия. Техническое обслуживание судовых электроприводов представляет собой комплекс профилактических мер; сроки и объем их зависят от назначения, места установки и режима работы электропривода и определяются планами-графиками технического обслуживания.

В общем случае под эксплуатацией судового электрооборудования понимается совокупность организованных действий по приведению оборудования в рабочее состояние, поддержание его в этом состоянии и использование по назначению с требуемой эффективностью.

Практически в настоящее время эксплуатация судового электрооборудования сводится к обслуживанию и уходу за ним, а также к выполнению необходимых ремонтных работ.

Обслуживание подразумевает работу по содержанию электрооборудования в чистоте и сохранности, обеспечению его немедленной готовности к действию, а также операции, связанные с пуском, остановкой и изменением режима работы. К обслуживанию также относятся систематические осмотры электрооборудования и контроль сопротивления его изоляции.

Уход за судовым электрооборудованием включает профилактические осмотры и чистку.

Обслуживание судового электрооборудования и уход за ним осуществляют в соответствии с «Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования», знать и выполнять которые обязаны все работники, связанные в своей деятельности с эксплуатацией, ремонтом, разработкой, проектированием и созданием судового электрооборудования.

В процессе эксплуатации электрооборудование изнашивается (имеются нормы износа). Износ и аварийные повреждения приводят к неисправностям электрооборудования; судовой электротехнический персонал должен вовремя обнаруживать и устранять появившиеся неисправности, что исключает развитие тяжелых аварий.

Ремонт судового оборудования производят согласно плану- графику технического обслуживания (ТО), разработанному на основе результатов профилактических осмотров, актов освидетельствования судна Регистром, инспекторских осмотров, проведенных пароходством, актов, предписаний и требований органов надзора (ВОХР, Госсанинспекции, Технической инспекции профсоюза рабочих морского флота). Мелкий ремонт обычно производят на судне.

Значительные неисправности устраняют во время заводского ремонта — по ремонтной ведомости, в которой указаны содержание и объем ремонта. Наблюдение за ходом и качеством ремонта ведет судовой электротехнический персонал.

Обслуживание, уход и своевременный ремонт судового электрооборудования должны обеспечить: исправное состояние, бесперебойную и безаварийную работу судовой электростанции,электроприводов судовых механизмов и другого электрического оборудования во всех режимах работы судна; безопасность плавания; безопасность обслуживающего персонала; пожарную безопасность; продление срока службы электрооборудования.

Судовой электротехнический персонал осуществляет техническую эксплуатацию электрооборудования и несет прямую ответственность за его исправность. Общую ответственность за правильную эксплуатацию и техническое состояние электрооборудования несет старший (главный) механик судна.

Техническая документация включает различные журналы и формуляры. Основным документом на судне без электродвижения является журнал технической эксплуатации, являющийся составной частью формуляра технического состояния электрооборудования и отражающий общее состояние судового электрооборудования в период эксплуатации, время работы механизмов и агрегатов, а также работы по уходу за электрооборудованием. Запись в этом журнале ведут электромеханики.

Кроме того, на каждом судне имеется общий формуляр, в котором перечислено все установленное на судне электрооборудование, его основные технические данные и куда записывают данные, связанные с эксплуатацией электрооборудования.

Кроме общего формуляра, на судне имеются аккумуляторный журнал, журнал замеров сопротивления изоляции, журнал регистрации отказов, дефектов и недостатков оборудования, а также формуляры заводов-изготовителей на каждый электропривод. К каждому формуляру приложены схемы и протоколы испытания данного, электрооборудования.

Условия работы электрооборудования на судах резко отличаются от береговых и являются более тяжелыми. Судовому электрооборудованию приходится работать в условиях качки (килевой и бортовой), вибрации, ударных сотрясений, значительной влажности и т. д.; поэтому к нему предъявляют определенные требования.

Судовое электрооборудование должно надежно работать в условиях:

  • длительного крена до 15°, дифферента до 5°, а также при бортовой качке до 22,5° и килевой до 10° от вертикали;
  • относительной влажности воздуха 75±3% при температуре окружающей среды +45±2°С или 80 ±3% при температуре + 40±2°С, а также при относительной влажности воздуха 95±3% при температуре + 25±2°С;
  • изменения температуры окружающего воздуха на открытой палубе от —30 до + 45°С, а в помещениях от —10 до +45°С при неограниченном районе плавания;
  • вибраций — общей (создаваемой работой гребных винтов) и местной (вызванной работой отдельных механизмов), которая может быть до 30 Гц при ускорении до 5 м/с 2 ;
  • ударных сотрясений (тряски), вызванных ударом судна о волны или случайные предметы;
  • воздействия морской соленой воды, тумана, паров соляра, масел и других нефтепродуктов.

Электрооборудование, применяемое на судах, может быть открытого, защищенного, каплезащищенного, брызгозащищенного, водозащищенного, водонепроницаемого и погружного (работающего в затопляемых помещениях) исполнения. Наибольшее распространение получили защищенное, брызгозащищенное, водозащищенное и водонепроницаемое исполнения.

Защищенное исполнение предотвращает непроизвольное прикосновение к токоведущим, движущимся и нагретым (до 60°С и выше) частям.

Брызгозащищенное исполнение предотвращает попадание внутрь корпуса капель и брызг, падающих со всех сторон в течение 10 мин и создаваемых специальным устройством с давлением воды в подводящей трубе не менее 98066,5 Па (1 кгс/см 2 ).

Водозащищенное исполнение предотвращает попадание внутрь электрооборудования воды при обливании его из шланга внутренним диаметром 12,5 мм с расстояния соответственно 3 и 1,5 м в течение 15 мин при давлении воды не менее 98066,5 Па (1 кгс/см 2 ).

Особо важное значение придается электроизоляции судового электрооборудования. Она выполняется на основе слюды, а в последнее время все чаще используют изоляцию, выполненную на основе стекловолокна и кремнийорганических пропиточных материалов. Эта изоляция — маслостойкая, негигроскопичная, обладает хорошей механической прочностью, выдерживает высокие температуры. Правила Регистра, в зависимости от допустимых температур, предусматривают шесть классов изоляции:

А—105°С, для различных пропитанных органических материалов и органических составов (эмалей), применяемых для изготовления эмалированных проводов (ПЭЛ);

Е — 120°С, для некоторых органических синтетических пленок и пластмасс (эмалевая изоляция проводов ПЭВ);

В — 130°С, для материалов на основе слюды, асбеста и стекловолокна с органическими связывающими веществами (миканит, микалента, асбестовая бумага и лента, стеклоткани, стеклоленты);

F — 155°C, для материалов на основе слюды, асбеста и стекловолокна, содержащих связывающие синтетические вещества повышенной термической стойкости;

Н — 180°С, для материалов на основе слюды, асбеста и стекловолокна в сочетании с кремнийорганическими связывающими и пропитывающими составами;

С —свыше 180° С, слюда, стекло, кварц, асбест и т. д.

Токоведущие части судового электрооборудования с целью повышения стойкости против коррозии и механической прочности выполняют только из меди или латуни.

ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

На современных судах морского флота к многочисленным и разнообразным потребителям электроэнергии относятся: электрифицированные механизмы и устройства, освещение, бытовые потребители, радиосвязь, сигнализация и т. п. Потребители электроэнергии можно классифицировать по различным признакам: по назначению, характеру работы по режимам и продолжительности этой работы, важности, характеру нагрузки (коэффициенту мощности).

По назначению судовые потребители электроэнергии можно разделить на следующие группы: палубные механизмы и устройства (шпиль, брашпиль, грузовые устройства, рулевое устройство и т. д.); вспомогательные механизмы машинно-котельных отделений (охлаждающие насосы забортной и пресной воды, масляные и топливные насосы, сепараторы топлива и масла и т. д.); механизмы судовых систем и устройств (пожарный насос, балластный насос, санитарный насос пресной воды и т. д.); общесудовая и производственная вентиляция и кондиционирование; бытовые механизмы и устройства (мясорубка, камбузная плита, хлебопекарня, кипятильник и т. д.); освещение; электронавигационные приборы и радиотехнические средства; прочие потребители (механические мастерские и лаборатории, сигнализация и т. д.).

Для малых судов деление на группы обычно не производят.

По характеру работы в режимах и ее продолжительности потребители электроэнергии разбивают на три категории: потребители, работающие в данном режиме работы судна постоянно, периодически и эпизодически.

К постоянно работающим потребителям электроэнергии относят механизмы и устройства, непрерывная работа которых в данном режиме работы судна необходима. Например, для ходового режима постоянно работающими потребителями будут: рулевое устройство; вспомогательные механизмы, обслуживающие главную силовую установку и т. п.

К периодически работающим потребителям обычно относят механизмы и устройства, обеспечивающие поддержание некоторых технологических параметров в заданных пределах. Включение и выключение таких потребителей производятся, как правило, автоматически. Сюда могут быть отнесены рефрижераторные установки, гидрофоры, компрессоры и т. п. Удельный объем этих потребителей в настоящее время непрерывно увеличивается в связи с автоматизацией судов.

К эпизодически работающим потребителям относят механизмы и устройства, непродолжительное включение которых диктуется редко возникающей необходимостью. Сюда относят: балластный и осушительный насосы, пожарный насос (кроме аварийного режима), валоповоротное устройство и др.

По важности потребители электроэнергии разделяют на ответственные и второстепенные. При этом разделении учитывают влияние потребителей на безопасность плавания судна, сохранность груза и жизнеобеспечение экипажа. К ответственным потребителям электроэнергии относят: рулевое устройство; брашпиль; пожарные и осушительные насосы; компрессоры и насосы спринклерной системы; холодильные установки грузовых трюмов; вспомогательные механизмы, обслуживающие главную энергетическую установку; гирокомпас, радиостанцию; освещение; навигационные приборы; сигнально-отличительные огни и др.

По характеру нагрузки различают потребители с активной (cos ф = 1), реактивной (cos ф = 0) и смешанной нагрузками.

Объем электрооборудования судов в зависимости от назначения и водоизмещения колеблется в значительных пределах. Он определяется общей установленной мощностью потребителей электроэнергии и суммарной мощностью генераторов судовой электростанции. Общая мощность потребителей электроэнергии всегда больше суммарной мощности генераторов. Это объясняется тем, что в разных режимах работы судна работают определенные группы разноименных потребителей и с неполной загрузкой. Кроме того, в самой группе одноименные потребители (например, масляные или топливные насосы) все одновременно не работают. При расчете судовой электростанции это учитывают, вводя коэффициенты одновременности k0 и загрузки k3 потребителей.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Основными параметрами электроэнергетических систем являются род тока, напряжение и частота. Рациональный выбор указанных параметров имеет большое значение с точки зрения эксплуатации, надежности, стоимости, массы и габаритов судового электрооборудования. До 40-х годов на судах применяли в основном постоянный ток. В последующие годы, в связи с ростом мощностей судовых электроэнергетических установок, а также созданием надежного, экономичного и удобного в эксплуатации электрооборудования на переменном токе, область применения постоянного тока ограничивается.

Основные потребители электроэнергии на судах — электроприводы. Электродвигатели постоянного тока имеют коллектор и щеточное устройство, которые служат причинами частых неисправностей и аварий. Они имеют сложные конструкцию и пусковую аппаратуру и требуют тщательного ухода.

Асинхронные короткозамкнутые двигатели переменного тока просты и надежны, не требуют тщательного ухода при эксплуатации, имеют меньшую массу, габариты и стоимость по сравнению с электродвигателями постоянного тока.

Синхронные генераторы переменного тока с самовозбуждением и автоматическим регулированием напряжения при одинаковых (с генераторами постоянного тока) мощности и частоте вращения имеют меньшие габариты, удобнее в эксплуатации, более просты и надежны.

Пусковая и коммутационная аппаратура электродвигателей и генераторов переменного тока — проще, надежнее, имеет меньшую стоимость и удобнее в эксплуатации.

При переменном токе напряжение сети освещения можно понизить. Понижающие трансформаторы дают возможность отделить сеть освещения, где часто случаются повреждения и замыкания, от силовой сети, надежность которой при этом повышается. При стоянке в порту судно с электростанцией на переменном токе может получать электроэнергию от береговых электростанций.

Машины переменного тока имеют меньшую пожаро- и взрывоопасность, так как у них нет коллектора и щеточного устройства, где часто возникает искрение.

Вместе с тем, переменному току присущи и определенные недостатки: худшие регулировочные свойства у двигателей переменного тока, особенно с точки зрения плавности регулирования; большие пусковые токи короткозамкнутых асинхронных электродвигателей, мощность которых часто соизмерима с мощностью синхронных генераторов, что приводит к глубоким провалам напряжения сети и др.

Главный недостаток переменного тока — плохие регулировочные свойства короткозамкнутых электродвигателей — в настоящее время преодолевается применением многоскоростных электродвигателей и частотных преобразователей. Обнадеживающие результаты получены в случае тиристорного управления электродвигателями переменного тока.

Правила Регистра допускают применение на судах постоянного и переменного тока. Электростанциями постоянного тока оборудованы сейчас в основном малые суда: катера, буксиры, некоторые промысловые и небольшие сухогрузные суда.

Каждый из потребителей электроэнергии рассчитан на определенное номинальное напряжение Uном. Номинальным напряжением потребителей и источников электроэнергии называют напряжение, на которое они рассчитаны, нормально работают и дают наибольший экономический эффект. Чем выше напряжение электроэнергетической системы, тем меньше расход меди на обмотках машин и аппаратов, распределительных устройствах и, особенно, в кабелях и проводах. Согласно Правилам Регистра Uном на зажимах источников электроэнергии не должны превышать следующих величии:, 400 В при переменном трех фазном токе с частотой 50 Гц или 460 В с частотой 60 Гц; 230 В при переменном однофазном токе с частотой 50 Гц или 270 — с частотой 60 Гц; 230 В при постоянном токе.

Более высокие напряжения не применяют по соображениям электробезопасности (табл. 1).

Наибольшее допустимое номинальное напряжение (Uн, В) на зажимах потребителей электроэнергии при постоянном (I) и переменном (II) токе

Табл. 1. Наибольшее допустимое номинальное напряжение (Uн, В) на зажимах потребителей электроэнергии при постоянном (I) и переменном (II) токе

В России и Европе судовые электроэнергетические установки рассчитаны на промышленную номинальную частоту fном = 50 Гц (в США и Японии 60 Гц). Питание устройств радиолокации и гироскопии осуществляется через преобразователи частотой 400 Гц. Рост мощностей электроэнергетических установок приводит к значительному увеличению массы и габаритов электрооборудования, поэтому в последние годы имеется тенденция к повышению частоты до 400—500 Гц.

1. На должность электрика судового назначается лицо, имеющее профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программе переподготовки рабочих, программе повышения квалификации рабочих

среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих.

2. Назначение на должность электрика судового, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

3. Дополнительные требования:

— возраст не моложе 18 лет;

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

— прохождение инструктажа по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;

— наличие квалификационного свидетельства электрика судового;

— наличие свидетельств о прохождении специальной подготовки;

— знание английского языка для экипажей морских судов.

4. Электрик судовой должен знать:

4.1. Эксплуатационные характеристики и конструкции судовых систем и оборудования постоянного и переменного тока

4.2. Правила пользования измерительными приборами, станками и ручными и электрическими инструментами

4.3. Требования охраны труда на судах морского и речного флота в части, касающейся выполнения требований электробезопасности

4.4. Приемы технического использования судового электрооборудования

4.5. Принципы работы механических систем, включая: первичные двигатели, в том числе главную двигательную установку; вспомогательные механизмы в машинном помещении; системы управления рулем; системы обработки грузов; палубные механизмы; бытовые судовые системы

4.6. Требования к периодичности технического обслуживания электрических систем и механизмов

4.7. Основы судовой электротехники, связанные с применением электрической энергии в судовых механизмах и устройствах

4.8. Основы электротехнологии и теории электрических машин; электрических распределительных щитов и электрооборудования; автоматики, автоматических систем управления и технологии; приборов, сигнализации и следящих систем; электроприводов; электрогидравлических и электропневматических систем управления; соединений, распределения нагрузки и изменений в электрической конфигурации

4.9. Причины поражения электротоком и меры предосторожности, которые необходимо предпринимать для его предотвращения

4.10. Методы безопасного удаления отходов, образуемых при производстве электротехнических работ

4.11. Методы использования смазки и очищающих материалов и оборудования

4.12. Методы безопасного удаления отходов

4.13. Руководства изготовителя по безопасности и судовые инструкции

4.13. Основы конструкции и эксплуатационных характеристик судовых электротехнических систем и электрооборудования постоянного и переменного тока; использования измерительных приборов, станков, ручных и электрических инструментов

4.14. Процедуры технического обслуживания и ремонта электрических систем и оборудования

4.15. Безопасные методы работы при техническом обслуживании и ремонте электрических систем и оборудования на судне

4.16. Процедуры безопасного обращения с запасами, их размещения и крепления

4.17. Судовую систему обнаружения пожара

4.18. Электрическое и электронное оборудование, эксплуатирующееся в районах возможного воспламенения

4.19. Порядок посадки в спасательное средство, безопасного спуска, отхода и маневрирования в районе транспортного происшествия и аварии

4.20. Методы спуска и подъема коллективных спасательных средств

4.21. Виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение, включая переносную радиоаппаратуру, аварийные радиобуи и пиротехнику

4.22. Типы применяемых на судне переносных и стационарных огнетушителей, их выбор для различных случаев возгорания

4.23. Перечень потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства, порядок объявления (установления) уровней безопасности (уровней охраны)

4.24. Порядок проведения наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности; порядок выявления и распознавания на посту у трапа или на судне физических лиц, не имеющих оснований для нахождения на борту судна

4.25. Сигналы тревог, пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам

4.26. Правила визуального осмотра судна, пользования техническими средствами обеспечения транспортной безопасности

4.27. Обязанности согласно расписанию по тревогам при актах незаконного вмешательства

4.28. Виды и способы подачи сигналов бедствия

4.29. Аварийно-спасательное оборудование и инструменты, его расположение на судне

4.30. Основные виды судовых аварийных систем, аварийного имущества и инструмента по борьбе с водой

4.31. Основные приемы и способы заделки пробоин, подкрепления водонепроницаемых переборок, применения аварийного снабжения

5. Электрик судовой подчиняется непосредственно ______________________________

6. На время отсутствия электрика судового (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

II. Должностные обязанности

В обязанности электрика судового входит:

1. Эксплуатация электрического оборудования:

— Подготовка к работе, пуск, использование в действии, остановка механизмов судовой электростанции

— Контроль условий работы электрического оборудования, электронной аппаратуры, оценка ее работоспособности

— Пользование электроизмерительными приборами и приспособлениями

2. Контроль работы электрических систем и механизмов:

— Обеспечение работы электрических систем и механизмов, электронных систем управления и судовых электротехнических средств

— Безопасное использование электрического оборудования

3. Техническое облуживание судовых электрических систем и механизмов:

— Обеспечение технического обслуживания и ремонта электрических систем и оборудования на судне

— Использование ручных инструментов, электрического и электронного измерительного оборудования для обнаружения неисправностей, операций по техническому обслуживанию и ремонту

— Выполнение объявленных капитаном аварийных или авральных работ

— Техническое обслуживание и ремонт всего судового электрооборудования под руководством и наблюдением электромеханика или механика

4. Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов:

— Проведение ремонта судового электрооборудования, электрических систем и механизмов с выполнением требований охраны и гигиены труда

— Разборка, ремонт и сборка сложных деталей и узлов судовых силовых и вспомогательных машин, электроприборов, электрооборудования

— Техническое обслуживание и ремонт осветительных установок

5. Выполнение судовых операций:

— Обращение с судовыми запасами по своему заведыванию

— Соблюдение мер предосторожности по предотвращению загрязнения морской среды

— Эксплуатация оборудования и средств для борьбы с загрязнением

— Предотвращение загрязнения окружающей среды вредными веществами

— Соблюдение требований охраны труда на судах

— Соблюдение требований пожарной безопасности и электробезопасности на судне

— Применение аварийного и противопожарного инвентаря, средств индивидуальной защиты

6. Выполнение требований действующего уровня транспортной безопасности:

— Обеспечение охраны судна и безопасности экипажа и пассажиров судна

— Действия по тревогам согласно судовому расписанию

— Подача сигналов бедствия различными средствами

III. Права

Электрик судовой имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Электрик судовой несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Электрик судовой» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. № 574н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Нужно или не нужно механикам знать вопросы эксплуатации и ремонта судового электрооборудования, если на судне имеется электромеханик? Конечно, нужно. Это подтверждает работа на флоте и требует Конвенция ПДМНВ—78/95. Согласно ПДМНВ механики уровня управления и уровня эксплуатации должны обладать знаниями и навыками, достаточными для нормальной эксплуатации судового электрооборудования, электронной аппаратуры и систем управления. Как показывает мой опыт работы на флоте и в ГКК, у судовых механиков знания и навыки в эксплуатации судового электрооборудования и электронного оборудования управления очень слабые. Получающие первый рабочий диплом, еще не работавшие механиками, как правило, вообще практических вопросов, связанных с эксплуатацией электрооборудования, не знают.

Предлагаемый ниже материал позволит судовым механикам хотя бы частично восполнить пробелы своих знаний в области эксплуатации судового электрооборудования. Рассматриваемые ниже вопросы носят чисто практический характер и могут помочь механику как в его работе на судне, так и при сдаче экзамена в ГКК.

Контроль величины сопротивления изоляции осуществляется щитовыми (стационарными) и переносными мегомметрами. Щитовыми мегомметрами сопротивление изоляции контролируется постоянно на работающем электрооборудовании, т.е. находящемся под напряжением. Переносными мегомметрами сопротивление изоляции контролируется на неработающем электрооборудовании, не находящемся под напряжением.

Щитовые мегомметры — это гальванометры, подключенные к сети по определенной схеме. На ГРЩ устанавливается обычно два мегомметра: один контролирует основные потребители (380 В), а второй — бытовые потребители (220 В или 127 В).

При снижении сопротивления изоляции ниже допустимой величины срабатывают звуковой и световой сигналы. Вахтенная служба при срабатывании АПС выключает звуковой сигнал, а красная сигнальная лампа продолжает гореть мигающим светом. Обслуживающий персонал приступает к определению места снижения сопротивления изоляции.

Переносные мегомметры представляют собой генераторы постоянного тока, якорь которых приводится во вращение вручную. Величина напряжения, индуктируемая указанным генератором, зависит от величины напряжения судовой сети (от 110 В до нескольких тысяч вольт).

В качестве переносных мегомметров применяются также электронные, напряжение в которых создается сухими источниками электроэнергии (батарейками).

Определение места снижения сопротивления изоляции работающего электрооборудования судовой сети производится поочередным отключением и включением потребителей на ГРЩ. Перед отключением ответственного электропотребителя необходимо включить его резервный. Как только мегомметр покажет нормальную величину сопротивления изоляции, значит, определен участок с пониженным сопротивлением изоляции. В этом случае на автомат потребителя вывешивается табличка «Не включать. Повреждено!» и при помощи переносного мегомметра определяется точное место снижения сопротивления изоляции.

Величина сопротивления изоляции контролируется для предотвращения поражения электрическим током обслуживающего персонала и для предотвращения выхода из строя электрооборудования.

  • Естественное старение изоляции.
  • Механическое повреждение изоляции.
  • Заливание электрооборудования пресной водой.
  • Заливание электрооборудования морской водой.
  • Попадание в электрооборудование ГСМ или их паров.
  • Попадание в электрооборудование угольной пыли и сажи.
  • Восстановление изоляции путем покрытия электроизоля-ционными лаками и эмалями или восстановление покровного слоя изоляции.
  • При попадании пресной воды применяется сушка электро-оборудования различными методами.
  • При попадании морской воды производится мойка пресной водой, желательно подогретой. Затем сушка и, при необходимости, покрытие электроизоляционными лаками и эмалями.
  • При попадании ГСМ производится мойка электрооборудования различными моющими средствами, рекомендованными для данных лаков и эмалей. В любом случае, перед началом мойки необходимо проверить на небольшом участке обмотки отсутствие растворимости лака и эмали применяемым вами моющим средством.
  • При попадании угольной пыли и сажи без ГСМ хорошие результаты дает мойка электромашин при помощи стирального порошка, растворенного в пресной воде; затем мойка чистой пресной водой и сушка.

При мойке электромашин необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Сушка электромашин токами допускается только при сопротивлении изоляции больше нуля.

  • Перегорание предохранителей.
  • Выход из строя автоматов по причине:
  • повреждения камер гашения дуги;
  • повреждения механизма свободного расцепления;
  • перегорания катушек максимального тока и минимального напряжения;
  • чрезмерного подгорания контактов.
  • Обрыв заземлителя электрооборудования.
  • Снижение величины обжатия контактов в электромашинах, аппаратуре управления и защиты, в сетях.
  • Повреждение контакторов магнитных пускателей и реле по причине сгорания катушек, заклинивания подвижной части магнитопроводов; повреждения короткозамкнутого витка магнитопровода в аппаратах переменного тока; загрязнения поверхности соприкосновения в подвижных и неподвижных частях магнитопровода.
  • Обрыв подающих питание жил кабеля.
  • Повреждение коллекторов, контактных колец и щеточных аппаратов.
  • Замена предохранителей.
  • Замена камер гашения дуги.
  • Восстановление механизма свободного расцепления (замена поврежденных сегментов, поврежденных стопорных пружин, регулировка тяги механизма).
  • Зачистка обгоревших контактов бархатными напильниками или надфилями.
  • Замена сгоревших катушек.
  • Восстановление короткозамкнутых витков.
  • Обжатие контактов соединений.
  • Шлифовка коллекторов контактных колец при помощи стеклянной шкурки, закрепленной на специальные деревянные колодки.
  • Притирка или замена с последующей притиркой щеток к коллекторам и контактным кольцам.
  • Восстановление целостности щеткодержателей и пружин, прижимающих щетки.
  • В случае повреждения систем возбуждения — проверка и замена вышедших из строя теристоров, контактных соединений в схеме возбуждения.

Если сопротивление изоляции в судовой сети остается пониженным после проверки поочередным отключением всех потребителей, то вводим в параллельную работу резервный генератор, а работавший отключаем от сети. Если мегомметр после этого показал нормальную величину сопротивления изоляции, то значит, отключенный генератор имеет сниженное сопротивление изоляции. В этом случае останавливаем генератор и с помощью переносного мегомметра и тестера начинаем определять место падения сопротивления изоляции в генераторе. Выполнять это надо в следующей последовательности:

  • система возбуждения;
  • клеммная коробка;
  • кабели от генератора до ГРЩ;
  • статорные обмотки;
  • ротор генератора.

Разгрузить генератор. Если он работал параллельно с другим, то перевести нагрузку на остающийся в работе генератор. При этом частоту и напряжение сети поддерживать в пределах номинальных значений. Если генератор работал один, то отключаем потребители. При снижении нагрузки на генераторе до нуля, выключаем автомат генератора. Включаем устройство гашения поля, если это не выполняется автоматически. Вахтенный механик останавливает дизель.

Если генератор имеет подшипники скольжения со своей системой их смазки и систему охлаждения (вентиляторы и воздухоохладитель), то после остановки генератора прекратить подачу смазки на подшипники, закрыть клапаны подачи забортной воды на воздухоохладитель и выключить вентиляторы. Если генератор с независимым возбуждением, то снять возбуждение с возбудителя генератора.

Включение в параллельную работу генераторов осуществляется при условии равенства напряжений и частот подключаемого генератора и судовой сети, а также при одинаковом порядке чередования фаз подключаемого и работающих генераторов.

Синхронизация генератора осуществляется следующим образом.

После запуска генераторного агрегата его обороты поднимают до номинального значения. Если генератор с независимым возбуждением, то величина напряжения поднимается до номинального значения изменением возбуждения возбудителя этого генератора. Напряжение и частота генератора при этом должны быть также номинальными. Переключатель выбора режима работы генераторов ставится в нужное положение. Выключается устройство гашения поля (если это не делается автоматически). Включается синхроноскоп. При помощи регулятора частоты оборотов первичного двигателя генератор доводится до синхронизма (стрелка синхроноскопа медленно приближается к положению 12 часов). В момент синхронизма включить автомат генератора. Выключить синхроноскоп. Регулятором оборотов первичного двигателя распределить нагрузку между генераторами. При этом частота и напряжение должны быть номинальными. Если генератор имеет подшипники скольжения с системой смазки и систему охлаждения, то перед его запуском надо открыть забортную воду на воздухоохладитель, масло на подшипники скольжения и включить вентилятор.

Условием устойчивой параллельной работы генераторов является идентичность всех характеристик (холостого хода, внешней, нагрузочной) генераторов и приводных двигателей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: