Обязанности капитана судна кввт

Обновлено: 25.04.2024

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

Комментарии к ст. 31 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. Комментируемая статья определяет особенности правового положения капитана судна по поддержанию порядка на судне.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи распоряжения капитана судна в пределах его полномочий, выданные как в письменной, так и устной форме, должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Также в соответствии с п. 44 Устава службы на судах Минречфлота РСФСР капитан судна:

- участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне;

- в случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.

Согласно ст. 11.17 КоАП невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. рублей до 5 тыс. рублей.

Более подробно порядок наложения дисциплинарных взысканий на членов экипажа регулируется п. 2 комментируемой статьи.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи капитан судна правомочен:

- применять к членам экипажа судна поощрения;

- налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания;

- отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Реализация указанного правомочия должна в обязательном порядке согласовываться с судовладельцем. Закон не устанавливает форму такого согласования. По нашему мнению, достаточно устного согласования.

Отметим, что до недавнего времени действовал Устав о дисциплине работников речного транспорта, утв. Постановлением Совмина СССР от 26 августа 1985 г. N 812 . Среди обязанностей работников внутреннего водного транспорта особо выделялись обязанности по обеспечению соблюдения установленных правил и норм по безопасности судоходства, технической эксплуатации флота, оборудования и механизмов, охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охране окружающей среды; сочетанию требовательности работников речного транспорта к подчиненным с заботой о них.

Утратил силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 октября 2018 г. N 1275.

Была попытка разработать Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта в форме федерального закона. Законопроект прошел первое чтение, но в процессе его подготовки к процедуре второго чтения разработчики пришли к выводу о необходимости отзыва законопроекта. К работе был привлечен ряд экспертов, включая представителей профсоюзов работников морского и речного транспорта, а также судовладельцев. В ходе этой работы был выявлен ряд неустранимых противоречий положений законопроектов положениям ТК. К примеру, увольнение за повторное совершение дисциплинарного проступка во всех отраслях народного хозяйства осуществлялось в рамках порядка, установленного ст. 192, 193 ТК, при этом для увольнения работника по общему правилу наступление каких-либо негативных последствий не является обязательным. Положение о том, что работник на год переводится на другую работу без согласия, противоречило ч. 1 и 2 ст. 37, ст. 55 Конституции. В результате проработки всех вопросов Правительство направило в Государственную Думу письмо о том, что законопроект необходимо снять с дальнейшего рассмотрения как утративший актуальность .

Таким образом, в настоящее время вопросы поощрения и дисциплинарного взыскания членов экипажа регламентируются только нормами ТК.

Согласно ст. 191 ТК работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В то же время в соответствии со ст. 192 ТК за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

- увольнение по соответствующим основаниям.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Дисциплинарное взыскание производится капитаном только при издании приказа по судну и согласовании этого с судовладельцем.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет правомочие капитана судна изолировать лицо, которое непосредственно создает угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Аналогичное правило закрепляется и в ст. 67 КТМ РФ, посвященной поддержанию порядка на судне.

Действия такого лица не должны содержать признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Тогда применяется другой порядок. Согласно п. 4 и 5 комментируемой статьи в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Таким образом, комментируемый Кодекс ограничивает права капитана судна только организацией непосредственно задержания и информированием компетентных органов. В то же время ст. 69 КТМ закрепляет, что капитан судна, находящегося в плавании, возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК.

При этом ст. 40 УПК РФ установлено, что возбуждение уголовного дела публичного обвинения и выполнение неотложных следственных действий возложено на капитанов как морских, так и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах.

См.: Александров М.С. Дознание на судах, находящихся в плавании // Российский судья. 2010. N 6. С. 31 - 35.

При совершении каким-либо лицом на судне административного правонарушения капитан имеет право составить протокол об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП капитаны судов внутреннего плавания уполномочены составлять протоколы о следующих административных правонарушениях:

- выбрасывание мусора или иных предметов за борт судна внутреннего водного транспорта;

- невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна.

Задайте вопрос юристу:

Статья 30. Капитан судна

1. Капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.

Капитан пассажирского судна или наливного судна, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее либо толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт, также должен иметь свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с положением об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

3. Капитан судна является представителем судовладельца в отношении государственного портового контроля, предусмотренного настоящим Кодексом, в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Капитан судна является представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

4. Капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.

5. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.

6. Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

7. В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна после принятия всех мер по спасанию пассажиров разрешает членам экипажа судна оставить судно. Капитан судна оставляет судно последним после принятия всех зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала, карт маршрута следования судна, судовой печати, документов и ценностей.

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

Комментарий к ст. 31 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья определяет особенности правового положения капитана судна по поддержанию порядка на судне.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи распоряжения капитана судна в пределах его полномочий, выданные как в письменной, так и устной форме, должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Также в соответствии с п. 44 Устава службы на судах Минречфлота РСФСР капитан судна:

- участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне;

- в случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.

Согласно ст. 11.17 КоАП невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. рублей до 5 тыс. рублей.

Более подробно порядок наложения дисциплинарных взысканий на членов экипажа регулируется п. 2 комментируемой статьи.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи капитан судна правомочен:

- применять к членам экипажа судна поощрения;

- налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания;

- отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Реализация указанного правомочия должна в обязательном порядке согласовываться с судовладельцем. Закон не устанавливает форму такого согласования. По нашему мнению, достаточно устного согласования.

Отметим, что до недавнего времени действовал Устав о дисциплине работников речного транспорта, утв. Постановлением Совмина СССР от 26 августа 1985 г. N 812 . Среди обязанностей работников внутреннего водного транспорта особо выделялись обязанности по обеспечению соблюдения установленных правил и норм по безопасности судоходства, технической эксплуатации флота, оборудования и механизмов, охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охране окружающей среды; сочетанию требовательности работников речного транспорта к подчиненным с заботой о них.

Утратил силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 октября 2018 г. N 1275.

Была попытка разработать Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта в форме федерального закона. Законопроект прошел первое чтение, но в процессе его подготовки к процедуре второго чтения разработчики пришли к выводу о необходимости отзыва законопроекта. К работе был привлечен ряд экспертов, включая представителей профсоюзов работников морского и речного транспорта, а также судовладельцев. В ходе этой работы был выявлен ряд неустранимых противоречий положений законопроектов положениям ТК. К примеру, увольнение за повторное совершение дисциплинарного проступка во всех отраслях народного хозяйства осуществлялось в рамках порядка, установленного ст. 192, 193 ТК, при этом для увольнения работника по общему правилу наступление каких-либо негативных последствий не является обязательным. Положение о том, что работник на год переводится на другую работу без согласия, противоречило ч. 1 и 2 ст. 37, ст. 55 Конституции. В результате проработки всех вопросов Правительство направило в Государственную Думу письмо о том, что законопроект необходимо снять с дальнейшего рассмотрения как утративший актуальность .

Таким образом, в настоящее время вопросы поощрения и дисциплинарного взыскания членов экипажа регламентируются только нормами ТК.

Согласно ст. 191 ТК работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В то же время в соответствии со ст. 192 ТК за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

- увольнение по соответствующим основаниям.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Дисциплинарное взыскание производится капитаном только при издании приказа по судну и согласовании этого с судовладельцем.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет правомочие капитана судна изолировать лицо, которое непосредственно создает угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Аналогичное правило закрепляется и в ст. 67 КТМ РФ, посвященной поддержанию порядка на судне.

Действия такого лица не должны содержать признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Тогда применяется другой порядок. Согласно п. 4 и 5 комментируемой статьи в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Таким образом, комментируемый Кодекс ограничивает права капитана судна только организацией непосредственно задержания и информированием компетентных органов. В то же время ст. 69 КТМ закрепляет, что капитан судна, находящегося в плавании, возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК.

При этом ст. 40 УПК РФ установлено, что возбуждение уголовного дела публичного обвинения и выполнение неотложных следственных действий возложено на капитанов как морских, так и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах.

См.: Александров М.С. Дознание на судах, находящихся в плавании // Российский судья. 2010. N 6. С. 31 - 35.

При совершении каким-либо лицом на судне административного правонарушения капитан имеет право составить протокол об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП капитаны судов внутреннего плавания уполномочены составлять протоколы о следующих административных правонарушениях:

- выбрасывание мусора или иных предметов за борт судна внутреннего водного транспорта;

- невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Комментарий к Статье 31 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Обязанности капитана по поддержанию порядка на судне, обусловленные его статусом как главного должностного лица на судне, подразделяются на два основных вида: в обычных условиях и в чрезвычайных обстоятельствах. По субъектному составу их тоже можно дифференцировать:

- относящиеся только к экипажу;

- распространяющиеся на всех лиц, находящихся на судне.

Территориально они действуют только на судне, за исключением той ситуации, когда судно погибло. В этом случае все права и обязанности капитана сохраняются в отношении всех спасенных лиц, которые находились на судне до его гибели. Распоряжения капитана судна обязательны для всех лиц, находящихся на судне, как для членов экипажа, так и для иных. Данные распоряжения должны отдаваться капитаном в пределах его полномочий, они могут быть как в устной, так и в письменной форме. Капитан вправе издавать приказы по судну, которые подлежат беспрекословному выполнению всеми лицами, котором они адресованы.

2. Перечень дисциплинарных поощрений и взысканий, которые могут применяться к членам экипажа судна (само собой, они не могут применяться по отношению к иным находящимся на судне лицам), определяется в общих чертах ТК РФ (гл. 30), а применительно к ВВТ - Уставом о дисциплине работников ВВТ.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для определенных категорий работников могут предусматриваться и другие виды дисциплинарных взысканий, помимо тех, что предусмотрены данной статьей ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), поэтому в Уставе о дисциплине работников ВВТ вполне уместна такая детальная регламентация указанных вопросов с учетом специфики ВВТ. Устав о дисциплине работников ВВТ предусматривает, помимо поощрений, предусмотренных ТК РФ, также поощрения в виде ведомственных наград (медали, нагрудные знаки и иные). Работодатель и уполномоченные им лица вправе применять все виды поощрений, предусмотренных как ТК РФ, так и Уставом о дисциплине работников ВВТ. Капитан вправе объявлять благодарность с оформлением приказа по судну и уведомлением работодателя. Что касается взысканий, то Устав о дисциплине работников ВВТ предусматривает следующие их виды, помимо тех, что установлены ТК РФ:

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- освобождение от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения судов, по основаниям, предусмотренным Уставом о дисциплине работников ВВТ, на срок до одного года;

- увольнение по основаниям, предусмотренным Уставом о дисциплине работников ВВТ.

Капитан судна вправе налагать только взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном служебном соответствии. Это осуществляется капитаном путем издания приказа по судну с последующим уведомлением работодателя. Предупреждение о неполном служебном соответствии и освобождение от трудовых обязанностей могут налагаться только в случае повторного совершения работником дисциплинарного проступка после наложения взыскания в виде замечания или выговора. Уставом о дисциплине работников ВВТ также подробно регламентируется порядок наложения иных дисциплинарных взысканий, которые вправе налагать только работодатель. Что касается обжалования взысканий, наложенных капитаном судна, то оно осуществляется по правилам ст. 193 ТК РФ, в срок не позднее 3 месяцев со дня возвращения работника из плавания.

3. Пунктами 3 - 5 рассматриваемой статьи определяются полномочия капитана в опасном для судна, находящихся на нем лиц и имущества случае поведения лица, а также в случае обнаружения признаков преступления в ходе рейса и в порту. При нахождении в порту это относится как к стоянке судна, так и к его движению в акватории порта. Поведение лица, находящегося на судне, угрожающее безопасности судна, людей или имущества, определяется исходя из конкретной ситуации, изоляция такого лица осуществляется до прихода судна в ближайший порт, где такое лицо, если его поведение продолжает оставаться угрожающим, должно быть удалено с судна.

Признаки преступления существуют, прежде всего, в виде признаков его состава - объективной стороны, объекта, субъекта и субъективной стороны. Все они подлежат установлению в определенном УПК РФ порядке, что не относится полностью к компетенции капитана (и не должно, конечно, относиться). В данном случае акцент делается на объективную сторону - на действия по совершению преступления и на результаты таких действий в виде наступивших общественно опасных последствий, допустим, на судне обнаружен труп с признаками насильственной смерти. Подозреваемое капитаном лицо, скажем, на основании предварительных показаний свидетелей (они здесь еще не свидетели в уголовно-процессуальном смысле, уместнее будет их просто назвать очевидцами либо косвенными свидетелями, но условно) подлежит немедленной изоляции до ближайшего порта или населенного пункта, где такое лицо должно быть передано правоохранительным органам. Если расстояние до населенного пункта ближе, чем до порта, такое лицо должно быть передано правоохранительным органам в данном населенном пункте. В случае обнаружения признаков преступления при нахождении судна в акватории порта такое лицо также подлежит задержанию капитаном с немедленным информированием об этом портовых властей и правоохранительного органа на данной территории.

Исходя из смысла п. 4 и п. 5 рассматриваемой статьи, КВВТ РФ такими функциями капитана речного судна не наделяет. Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 40 УПК РФ, возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на капитанов речных судов, находящихся в дальнем плавании по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах. Статья 146 УПК РФ регламентирует порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения.

Дела публичного обвинения - это уголовные дела о преступлениях, которые не предусмотрены ч. 2 и ч. 3 ст. 20 УПК РФ, - основная масса преступлений, дела по таким преступлениям возбуждаются на основании их признаков и прекращению в связи с примирением с потерпевшим не подлежат. Это, в частности, убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и иные. Задержание лица должно осуществляться по основаниям и в порядке, установленным ст. ст. 91 и 92 УПК РФ. Исходя из этого, капитан вправе задержать лицо:

- когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после этого;

- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

- когда на этом лице или его одежде будут обнаружены явные следы преступления.

Также оно может быть задержано, если пыталось скрыться. О произведенном задержании капитан обязан информировать прокурора в письменном виде не позднее 12 часов с момента задержания. Согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ при возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Исходя из ст. 40 и ст. 146 УПК РФ, таким образом, следует полагать, что, если судно не находится в дальнем рейсе, полномочия капитана ограничиваются задержанием лица и немедленной, при первой возможности, передаче его правоохранительным органам.

При задержании лица, подозреваемого в совершении преступления (фактический подозреваемый), капитан не должен допускать превышения мер, необходимых для задержания такого лица (ч. 2 ст. 38 УК РФ). Таким превышением является явное несоответствие мер задержания характеру и степени общественной опасности преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Если, скажем, лицо задерживается капитаном по подозрению в краже и при этом оно не оказывает физического сопротивления, причинение в таком случае средней степени тяжести вреда здоровью такого лица в результате применения физической силы при задержании будет являться превышением мер.

4. Нападение на судно само по себе уже является противоправным. Цель, с которой осуществляется нападение, не играет роли для выполнения капитаном обязанности, установленной п. 6 рассматриваемой статьи. Он об этой цели может вообще ничего не знать. В ситуации нападения на судно либо в ситуации его непосредственной угрозы капитан обязан действовать в порядке, установленном Минтрансом РФ по согласованию с ФСБ и МВД РФ, - таков смысл нормы п. 6 данной статьи. В общих чертах на капитана возлагается обязанность обеспечить всеми возможными средствами безопасность судна, находящихся на нем людей и имущества. При нападении или при непосредственной его угрозе капитан должен немедленно сообщать о месте нападения, а также о составе и национальной принадлежности нападающих. Мероприятия, связанные с действиями при нападении на судно и при его угрозе, могут содержаться и в нормативных правовых актах Минтранса РФ по обеспечению безопасности плавания судов.

1. В каждом случае рождения на судне ребенка или в каждом случае смерти на судне капитан обязан составить соответствующий акт при участии двух свидетелей и врача, если он имеется на судне, а также сделать запись в судовом журнале.

2. Капитан судна обязан уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры по сохранению тела умершего и передаче его родственникам или портовым властям в ближайшем порту.

3. Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи родственникам умершего или портовым властям в ближайшем порту.

4. В случае исчезновения члена экипажа судна или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность их гибели, капитан судна делает запись в судовом журнале, составляет акт об этом, а также составляет опись находящегося на судне имущества исчезнувшего члена экипажа судна или пассажира и передает указанные акт и имущество портовым властям в ближайшем порту.

5. Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося на судне во время его плавания. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному завещанию.

6. В случае, если член экипажа судна или пассажир нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в плавании, капитан судна обязан зайти в ближайший порт с извещением об этом судовладельца, портовых властей (при наличии таковых), а при заходе судна в иностранный порт с извещением также консула Российской Федерации и агента судовладельца (при наличии такого агента в иностранном порту).

7. В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.

Комментарий к Статье 32 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Рождение или смерть человека юридически являются событиями, влияющими на права и обязанности, - это факты, определяющие гражданско-правовой статус человека и гражданина (ст. 47 ГК РФ). Возникновение правоспособности гражданина связывается с фактом рождения, ее прекращение - со смертью. Такие факты называются актами гражданского состояния, которые подлежат обязательной государственной регистрации, регистрация рождения и смерти носит удостоверительный характер. Факт смерти гражданина влияет также и на права и обязанности его наследников, кредиторов и иных лиц. Капитан обязан в документарной форме путем составления акта в присутствии двух свидетелей и врача, а также записи в судовом журнале зафиксировать факт рождения или смерти, что не является государственной регистрацией, но является необходимой предпосылкой для таковой. Все обязанности капитана судна, установленные п. п. 1 - 3 комментируемой статьи, направлены на обеспечение надлежащей государственной регистрации акта гражданского состояния в последующем, а также на обеспечение гарантий прав и законных интересов родственников умершего и иных лиц, на права и обязанности которых может повлиять факт смерти данного человека. Смерть констатируется врачом при его наличии на судне как биологическая (необратимые процессы головного мозга). Формы констатации врачом смерти устанавливаются законодательством о здравоохранении. Если врача на судне нет, единственным документальным свидетельством факта смерти (не свидетельством о смерти!) является составленный капитаном акт. Затем факт рождения или смерти на судне должен также подвергаться государственной регистрации органами записи актов гражданского состояния. Так как регистрация актов гражданского состояния имеет, как правило, необратимый характер, следует придавать важное значение правильности фиксации данных о личности в акте. В случае возникновения споров по поводу правильности внесения записей, а также в случае, если капитаном судна не выполнена данная обязанность (человек родился, но никакой записи об этом нигде нет), такой спор разрешается судом по правилам гл. 28 раздела IV ГПК РФ, по правилам особого производства. Если же при этом возникает спор о праве, подведомственном суду, он рассматривается в порядке искового производства.

2. Исчезновение члена экипажа или пассажира (следует полагать, любого лица, находящегося на судне) при обстоятельствах, допускающих возможность их гибели, может являться основанием для признания впоследствии такого лица безвестно отсутствующим или умершим (ст. ст. 42 - 46 ГК РФ). Для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим требуется установление периода времени, в течение которого о нем нет сведений по месту жительства. В частности, для признания гражданина умершим, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (в данном случае такими обстоятельствами могут быть, скажем, стихийное бедствие, транспортное происшествие с судном, нападение на судно и подобное), требуется 6 месяцев отсутствия сведений о нем по месту жительства. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо получение последних сведений об отсутствующем в течение года. Запись капитана в акте об этом в данной ситуации и является фиксацией таких сведений.

4. Что касается обязанности капитана судна зайти в ближайший порт с извещением об этом судовладельца в случае необходимости оказания медицинской помощи члену экипажа или иному лицу, находящемуся на судне (не только пассажиру), то она также носит императивный характер. Извещение в иностранном порту консула РФ необходимо потому, что консул, согласно ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), оказывает помощь и содействие физическим лицам представляемого государства, а также осуществляет надзор и инспекцию в отношении судов представляемого государства. Кроме того, консул выполняет и нотариальные функции.

В случае болезни капитана, травмы, либо иной причины невозможности исполнять свои служебные обязанности последние в силу закона перекладываются на старшего помощника капитана судна. Об этом должно быть в ближайшее время доложено судовладельцу, а также сделана запись в судовом журнале о дате, времени передачи командования (полномочий) и о месте нахождения судна в данный момент.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: