Можно ли подать в суд за оскорбление чувств атеиста

Обновлено: 27.03.2024

(в ред. Федерального закона от 29.06.2013 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

В июне 2013 года в России приняли поправки в Уголовный кодекс "в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан ", которые в СМИ и соцсетях называют законом об оскорблении чувств верующих. По сути ничего существенного не случилось. Просто в статью 148 "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий" были включены действия, "выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих" . Однако у атеистов и антиклерикалов так припекло, будто законодатели запретили им исповедовать не религиозное мировоззрение и критиковать религиозное. До сих пор на форумах вскипают возмущенные разумы графоманов с таким эмоциональным остервенением, что создаётся впечатление, что оскорбление верующих единственная форма существования атеизма, и этот Закон лишил его жизни.

Внешне формулировки критиков выглядят даже правдоподобно. Настолько, что даже некоторые верующие начали выступать за отмену правок.

А как закон выглядит со стороны, из Беларуси: есть ли в нём необходимость и логика?

Прежде всего обращает внимание, что практически все действия, подпадающие под него, и до внесения правок были наказуемы российским законодательством. Только квалифицировались иначе. Как хулиганство, например. Караются они и белорусскими законами. То есть Закон не восполняет какую-то лакуну в регулировании общественных отношений. Скорее, он даёт новый взгляд на некоторые антиобщественные и аморальные действия, сосредотачивая внимание гражданина на необходимости уважать мировоззрение других граждан.

Таким образом Закон воспитывает толерантность, веротерпимость. Не об этом ли мечтают либералы и демократы? Оказалось, что российские — не об этом. Ибо либеральные российские СМИ более других возмущены случаями применения обсуждаемых правок.

Аргументация логикоподобна: специальные меры по защите верующих дискредитируют неверующих. "Верующие что, сверхлюди какие-то?! Они что имеют какие-то особые чувства, которых нет у неверующих?!"

К удивлению либерально-антиклерикальной общественности ответ на оба псевдориторических вопроса — "да!". Религиозный человек в сравнении с не религиозным действительно сверхчеловек. Ибо приобщён (во всяком случае субъективно) сверхреальности, в которую отвергает не религиозный человек. Именно поэтому у него появляются чувства, которые не могут иметь место у последовательного атеиста: чувство объективной значимости и ценности религиозных святынь. В мировоззрении последовательно атеистическом любая ценность, даже этическая, условна и иллюзорна. А значит и оскорбление её иллюзорно. Она установлена людьми, людьми же и может быть переосмысленна.

"Наблюдаемая нами вселенная имеет как раз такие свойства, которых нам следует ожидать, если в её основе нет ни замысла, ни цели, ни зла, ни добра, ничего кроме слепого, безжалостного безразличия… ДНК не знает и не заботится. ДНК просто есть. А мы танцуем под её музыку" . (Ричард Докинз, Река, текущая из рая)

"Нравственность, или говоря более точно, наша вера в нравственность, является всего-навсего приспособлением, предназначенным для целей нашего дальнейшего воспроизводства. Таким образом, основание этики заложено не в воле Бога… В любом значимом смысле этика, как мы ее понимаем, является иллюзией, внушенной нам нашими генами, направленной на то, чтобы мы взаимодействовали с ними " (Ruse M. and Wilson E.O. Evolution and Ethics. P.51-52. Цит. по: источник )

Поэтому, когда устанавливается защита специфических чувств верующих тем самым не дискредитируются аналогичные чувства атеистов ввиду отсутствия их у последних.

Видите ли, специальные нормы законодательства по защите прав родителей или автомобилистов не дискредитируют граждан бездетных и не имеющих автомобилей.

Что же касается чувств общегражданских, не касающихся переживания объективной значимости святынь, они в равной мере защищены у верующих и неверов другими нормами законодательства.

Есть ещё такой аргумент против Закона: "Верующим велено прощать — они не должны оскорбляться" . Оставим за рамками тот факт, что заповедь о всепрощении дана в отношении лишь личных оскорблений. Понимаете, если от пули защитил бронежилет и человек поэтому остался жив, это не снимает ответственности с убийцы за покушение на убийство. Аналогично если верующий не отреагировал на оскорбление гневом или огорчением ввиду внутренней нравственной закалки, это не снимает вины и ответственности с человека, который намеренно пытался оскорбить верующего, но провалился по не зависящим от него причинам.

Ещё один аргумент: "Чувства верующих защищает Господь, а не Уголовный кодекс" . Здесь речь идёт о личной духовной жизни конкретного человека. Но светские законы принимаются не для того, чтобы решать проблемы личной духовности граждан, а для обеспечения общественной безопасности. Верующий для себя может определить: "Мою жизнь защищает Бог, а не Уголовный кодекс" . Но это не значит, что на этом основании из УК нужно изъять наказание за убийство верующих.

Для себя я делаю итоговый вывод. Подобный закон не является необходимым в Беларуси. Однако его введение может быть полезно с целью воспитания толерантности. Но только при условии, что законодателем будет чётко определена разница между оскорблением и критикой. Последнее должно помешать использовать закон как инструмент идеологических репрессий.

Возникает по меньшей мере три проблемы:

1) религиозные чувства могут быть только у верующих, и этих верующих нужно как-то отделять от неверующих;

2) не всякие чувства верующих являются религиозными и нужно разбираться, связаны ли эти оскорбленные чувства с религиозными представлениями;

3) религиозные чувства всегда индивидуальны. То, что является их оскорблением для одного человека, для другого таковым может не быть. Каждому верующему необходимо обосновывать, какие именно религиозные чувства были оскорблены, в чем именно состоит факт их оскорбления.

Исходя из этого, напрашивается введение закона о богохульстве, регламентирующем что есть оскорбление религиозных чувств верующих. И таким образом мы придем к оправданию тех, кто казнил Иисуса Христа. Ведь в их понимании Он страшно оскорбил их религиозные чувства, надругался над их исповеданием веры, церемониями и обрядами. И по сути дела эти люди явились исполнителями современного федерального закона, потому что сегодня можно было бы привлечь Иисуса Христа за нарушение ст.148 УКРФ.

Что мы скажем на это? Как нам, последователям Иисуса, относиться к этой статье федерального закона?

Во-первых, «уголовный кодекс нужно чтить», - говоря словами О. Бендера. Мы уважительно относимся к закону и к тем, кто его издал. Во-вторых, будем спокойны и постараемся вникнуть в суть, чтобы понять как себя вести.

Слова в Библии, переведённые с еврейского и греческого как «оскорбление», «оскорбленные», «оскорбляет», в основе своей связаны с болью, обидой, гневом и скорбью.

Иисус сказал: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, потому что Я победил мир» (Ин.16:33) , а значит победил и скорбь. Он перенес все самые страшные истязания как физические, так и духовные. Он испытал и побои, и надругательства, и оскорбления, ругань, гнев, ярость на Себе. При этом Он не отверзал уст Своих и переносил все мучения без ропота, без злобы на Своих истязателей. Этим Он явил пример для нас. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф.16:24).

О верующих во Христа Спаситель сказал, что «они не от мира, как и Я не от мира» (Ин.17:16). Мир считает их за инородные тела и стремится от них избавиться, потому что всё, что в мире, -это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская»(1Ин.2:16).

Скоро мир будет отдан в полное владение сатаны. Дух Святой отступит от тех, в чье сердце Он так долго и настойчиво стучал. И останется только в тех людях, кто внял этому стуку, впустил Бога в свое сердце и взял свой крест. «Теперь ваше время и власть тьмы» (Лук.22:53) . Эти слова Иисуса исполнятся в полном объеме уже по всему лицу земли.

Поэтому нас не должно удивлять то, что мир в конце концов возненавидит тех, кто действительно во всем следует за Спасителем. Что это значит? Это значит, что нам нужно запасаться терпением к последним дням. То есть научиться без озлобления, без обид переносить скорби. Выработать привычку без ропота реагировать на лишения и несправедливость в наш адрес, творимые вопреки Божьим и человеческим законам.

Однажды верующие окажутся вне закона государства (Откр.13:16,17). И главное для них - не оказаться вне закона Божьего, исполнение которого есть любовь ко всем людям.

Понимаем ли мы, что ожидает нас в недалеком будущем? Поэтому нам нужны тренировки.

Когда смотришь современный футбол, то поражаешься, как спортсмены могут выдерживать игру в таком темпе все 1,5 часа. Это требует огромного предварительного труда, затраченного на тренировках.

Только упорный труд, постоянные упражнения, ставшие образом жизни, помогут нам подготовиться к самому ответственному моменту во время тяжкое. Что при этом говорит Христос? «Да не смущается сердце ваше. Веруйте в Бога . Не оставляйте надежды на Него. « Он не даст поколебаться праведнику, и никто из уповающих на него не погибнет» .

Как нам реагировать на оскорбление наших религиозных чувств? И что это за чувства? Издевательства над нашей верой? Или скептическое отношение к нашей церкви? Будем ли мы подавать в суд на наших оскорбителей? И что же такое религиозные чувства в нашем понимании?

Прежде всего это любовь к Богу, - вот главное религиозное чувство. А второе подобное этому – любовь к ближнему. Иного большего религиозного чувства нет.

Как эти чувства можно оскорбить? Ведь любовь всему верит, всего надеется, всё переносит. Она перенесет любую скорбь, любую боль, любое оскорбление. Да, она скорбит. Переживает, мучится, страдает. Но она никогда не перестает!

Федеральный закон говорит об оскорбление чувств верующих при общественном поклонении, о котором Иисус сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24) .

Что значит поклоняться в духе? Что мы чувствуем, когда входим в Божье присутствие на богослужении? У нас устанавливается с Духом Святым духовная связь. Мы с Ним на одной духовной волне религиозных чувств.

Какие это чувства? Радость, благодарность, почтение, нежность, восторг, чувство безопасности, мира и полного доверия. Нам с Господом интересно. Мы глубоко уважаем Его. Мы восхищаемся Его мудростью, Его величием, Его любовью. Мы перед Ним открыты, как открытая дверь. Мы доверяем Ему всё – наши страхи, сомнения, переживания, боль. Мы выражаем надежду, что Он решит все наши проблемы, изменит нас и нашу жизнь во благо. В нас на богослужении царят самые светлые, самые нежные чувства.

Может ли кто-нибудь эти чувства омрачить или оскорбить? Надругаться над ними? Прервать их? Может ли произойти на богослужении нечто такое, что лишит нас этих чувств или прервет эту духовную волну с Богом? Лишить нас утешения, наставления, обличения?

Возможно, кто-то в зале пытается осмыслить услышанное с кафедры, старается понять важную истину, уловить нужную мысль, сосредотачивается на решении важного вопроса , но тут сосед рядом делиться с ним своим замечанием или начинает хрустеть пластиковым пакетом. Духовная связь на время прерывается, и человек упускает нечто важное для него.

Духовная благоговейная атмосфера может покинуть зал, если вдруг создаётся шум, разговоры, выкрики, громкий смех, громкий телефонный рингтон.

Скажем больше: нашу вязь с Богом могут нарушить неуместные, неподходящие песнопения и музыка, а также неподготовленная, чрезмерно затянувшаяся или высказанная не в должном духе проповедь.

Но что это: оскорбление чувств верующего? Здесь другое. Это называется неуважение, выраженное, во-первых, Господу, Которому приходится все это слушать. А во-вторых, людям, чей слух и терпение испытывается или неумелой игрой на музыкальном инструменте, или фальшивым пением, или неуместным музыкальным произведением, или затянувшейся нудной лекцией с набором библейских текстов, называемой проповедью.

В Божьем присутствии на богослужении мы испытываем все те чувства по отношению к Богу, которые являются выражением нашей любви к Нему. Именно любовь и есть главное религиозное чувство. Любовь к Богу и любовь к ближнему. И это одновременно есть наибольшая заповедь в законе.

Можно ли оскорбить любовь к Богу? Да кто бы что ни делал со мной, какие бы гадости ни говорил мне о Боге, никто и ничто не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе! Ни люди, ни ангелы, ни начала, ни силы, никакая другая тварь (Рим.8:38,39).

Эта любовь всё переносит и никогда не перестаёт. Поэтому религиозные чувства невозможно оскорбить . Если они действительно религиозные.

Что такое религия? В высшем понимании слова – это глубокие отношения с Господом, основанные на любви.

Латинское слово relegare означает связывать, соединять, восстанавливать. Отсюда религия – это связь с Богом, это восстановленные отношения с Ним. Поэтому религиозные чувства верующего – это чувства, направленные исключительно к Господу. Не к человеку, не к церковным обрядам, не к святым предметам. Только к Богу.

Как эти чувства можно оскорбить?

Самые близкие отношения между людьми – это супружеские. Я питаю нежные чувства к моей жене, а она ко мне. Это только между мужем и женой, и более никто не вхож в сферу этих отношений. Кто и что может оскорбить мои чувства? Никто и ничто, кроме измены.

По отношению к Богу - мы можем оскорбить Его религиозные чувства. У Бога тоже есть религиозные чувства к нам, поскольку связь двусторонняя. Бог оскорблен, когда люди называют себя верующими, а на деле хуже неверного, изменяя Богу в заповедях, обкрадывая Его десятинами и приношениями, лицемеря пред людьми, прикидываясь добропорядочными христианами с безупречной репутацией.

Наши религиозные чувства могут быть оскорблены только со стороны Бога, что невозможно и немыслимо, потому что Бог есть любовь. Поэтому мы можем говорить только об оскорблении религиозных чувств Бога с нашей стороны . И это оскорбление мы можем нанести Господу только своей изменой.

Для чего была внесена статья закона УК РФ? Отметим еще раз, что закон очень обтекаем, неконкретен и туманен. Потому что можно как угодно интерпретировать так называемое оскорбление чувств верующих.

Например, совершается православный крестный ход вокруг протестантского храма «во изгнание сатаны из еретиков». С одной стороны – это оскорбление религиозных чувств верующих протестантов. С другой – исполнение религиозного обряда верующими РПЦ. Запретить это ход - значит оскорбить религиозные чувства православных верующих. По закону – тупиковая ситуация, потому что интерпретировать его в данном случае можно как угодно.

В чем смысл статьи 148 УК РФ? Укрепить государственные религиозные конфессии, выделить из них одну и сделать ее доминирующей в России.

Всё это подготавливает издание указа о соблюдении единого дня всемирного поклонения Богу, которое заставит верующих всех религиозных конфессий и церквей оставаться в покое и совершать богослужения единым фронтом в первый день недели, то есть в воскресенье.

«Не оскорбляйте Святого Духа» (Еф.4:30) , - записал апостол Павел. Под этим предостережением он имел ввиду духовное прелюбодеяние или измену Богу, разрыв с Ним отношений. Именно это и означает оскорбление религиозных чувств Святого Духа.

Иисуса Христа всегда старались оскорбить «религиозные» иудеи. Но ни унижения, ни побои, ни угрозы, ни ругань, ни публичный позор никак не повлияли на Его религиозные чувства к Отцу. Кроме того, Спасителя невозможно было вывести из Себя, чтобы Он вспылил, ответил на бранное слово бранью, на обиду обидой в ответ или подал в суд за оскорбление.

Его любовь всё покрывала и всё переносила без малейшего оттенка злобы. Весь суд Он предавал Своему Небесному Отцу.

Так же следует поступать и нам, Его последователям. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2Кор.6:10). «Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?» (Пс.117:6).

Как же нам относиться к закону о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий, куда вошла статья об оскорблении чувств верующих? Относиться спокойно. Закон не ущемляет наших прав, как верующих. И им надо пользоваться. Как и другими законами РФ.

Главное, чтобы мы сами не стали оскорбителями кого-либо. А это значит доброжелательное отношение к людям любого вероисповедания. И если нас оскорбляют, не будем оскорблять в ответ, чтобы никогда не оскорблять религиозных чувств верующих в нас Отца, Сына и Святого Духа.

И да будем мы истинными последователями Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Закон нашей страны защищает чувства верующих, за оскорбление которых нарушителю может грозить даже лишение свободы. Трудно сказать как это сопоставимо с конституционным определением нашего государства как светского, однако хочется разобраться в другом.

Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. И в той же степени это касается и свободы его слова. Иными словами, вы можете говорить всё что хотите, пока ваша речь не начинает наносить морально-этическую травму кому-то, у кого тоже есть своё мнение.

Но что определяет здесь уровень дозволенного? Останавливаясь на Вере, кою защищает закон, при детальном разборе мы придём к выводу, что речь там идёт лишь об основных религиозных направлениях, учения коих исповедует большинство жителей нашей страны. В первую очередь это, конечно, Православное Христианство и Ислам.

На практике применение статьи «о защите чувств» работает пока только в отношении Православия, ибо Ислам в наше время затрагивать опасно без всяких законов.

В этой связи возникает первый вопрос: как можно определять чувства и верования индивидуума какими-то общими мерками? Ведь говоря о церковной пастве, мы говорим о миллионах людей, для каждого из которых «оскорбление» - это что-то своё, личное. Для кого-то оскорбление это зайти в церковь и не снять головной убор, а для кого-то это нецензурная брань в адрес Иисуса Христа.

Впрочем, реальную ответственность понесут лишь те, кто затевает в храме панк-молебен, или совершает какие-либо другие хулиганские действия на территории архитектурных строений. А то, каким образом наплёл вам своё мнение о церковных праздниках пьяный сосед, вряд ли получится использовать против него в суде.

Получается, что оскорбление чувств – вещь совершенно абстрактная и не поддаётся какой-либо однозначной трактовке. И вряд ли это вообще имеет значение, когда речь идёт о простом хулиганстве, за которое ответственность наступает в любом случае, независимо от чьих-то чувств. За надпись нехорошего слова на двери церкви, человек, скорее всего, получит то же наказание, что и за идентичную надпись на двери прокуратуры.

Однако размытость понятия «оскорбления чувств» не идёт ни в какое сравнение с определением самого Верующего. Ведь если соблюдать принцип равенства всех перед законом и судом, то мы неизбежно придём к выводу о том, что верующих среди мыслящих людей всего мира ровно сто процентов.

Тот, кто полностью отрицает любое божественное и не допускает ничего сверхъестественного, называет себя атеистом. И такой человек верит в отсутствие бога и в ложность любой религии. Те, кто «исповедуют» Пастафарианство, верят в то, что все религии были созданы искусственно, так же как и «вера» в макаронного монстра. Для этого надо лишь соблюсти установленные в текущую историческую эпоху условия и официально религию зарегистрировать – что основатели Пастафарианства успешно доказали.

Точно так же обстоят дела с агностиками, дзен-буддистами, зороастрийцами, сатанистами и любыми другими общностями, объединёнными какими-то, сформулированными третьими лицами, убеждениями. Все они верят во что-то так же, как и не верят в противоположное. И неверие в любой из этих схем, одновременно является и верой в обратное.

Так на кого же подавать в суд человеку, чувство веры которого оскорбляет церковный шум в ночь с шестого на седьмое января? И кто будет нести ответственность за оскорбление его чувств, если он возмущён видом толпы, пришедшей поцеловать мощи своего святого?

Атеизм – это мировоззрение, противоположное теизму, при котором человек верит в существование минимум одного бога. Соответственно, атеисты отрицают существование богов и не верят ни в какие проявления духовной сущности. По сути, атеизм можно отнести к верованию в отсутствие бога. Поэтому правоотношения в вопросах оскорблений чувств атеистов можно было бы регулировать по 148 статье УК (Уголовного Кодекса) России. Однако сама суть этого законодательного акта отрицает эту возможность, так как указывает на церемонии, обряды, богослужения и религиозные чувства, которых не имеют приверженцы атеизма.

Что входит в понятие оскорбление чувства атеиста?

На данный момент современное законодательство не может ответить на этот вопрос. Атеисты пропагандируют светский гуманизм – это мировоззрение, в соответствии с которым мораль является признаком автономии личности.

В таком случае логично предположить, что атеиста может оскорбить попытка опровергать его суждения или внушить ему, что мораль может появляться лишь как признак духовности.

Однако это предположения, не имеющие законодательного закрепления.

Законодательное регулирование

В октябре 2017 впервые в России начался процесс, на котором защищали чувства атеистов. Обвиняемым стал краснодарский поэт-любитель Максим Дроздов, в стихотворении которого была следующая фраза: «Людей нет хуже мерзких атеистов…», которое было опубликовано в социальной сети и привело к широкомасштабному спору, затронувшему чувства атеистов. По заявлению участников обсуждения было возбуждено дело против Дроздова по статье 282 УК России «о разжигании ненависти».

В соответствии с 1 пунктом этого законодательного акта за любые действия, которые унижают достоинство лица или лиц по отличиям в вопросах религиозных взглядов, которые совершаются публично, в том числе и в сети Интернет, могут быть применены следующие виды наказания:

  • Штраф – от 300 000 до 500 000 руб.
  • Штраф в сумме зарплаты или иных доходов нарушителя – от 2 до 3 лет.
  • Принудительные работы – от 1 до 4 лет, включая или не включая ограничения на право занимать определённые виды должностей до 3 лет.
  • Арест – от 2 до 5 лет.

На данный момент процесс продолжается, поэтому неизвестно, каким будет приговор. Однако, несмотря на то, что любая из вышеописанных мер может серьёзно изменить жизнь поэта, выбор 282 статьи УК России также не остался без комментариев.

Появились недовольные граждане, решившие, что за оскорбление атеистов полагаются более серьёзные меры пресечения, чем за оскорбление верующих.

Это связано с тем, что в соответствии с 1 пунктом 148 статьи УК России предполагаются следующие виды наказания:

  • Штраф – до 300 000 руб.
  • Штраф в сумме зарплаты или иных доходов нарушителя – до 2 лет.
  • Принудительные работы – от 1 г.
  • Арест – до 1 г.

Естественно появились и защитники поэта, считающие, что он имеет право высказывать своё суждение в соответствии с 29 статьёй Конституции, регламентирующей свободу слова. Однако по результатам лингвистической экспертизы было решено, что в вышеуказанной фразе присутствует оскорбление чувства атеистов.

Проект закона

Этот процесс стал для многих показателем того, что в законодательстве существует пробел в расшифровке такого понятия, как оскорбление чувства атеиста. На данный момент на портале российской общественной инициативы опубликован проект закона, регламентирующего оскорбление чувства атеистов. Однако он не имеет большой популярности.

Вероятно, это связано с тем, что многие пункты этого проекта противоречат нормам действующего законодательства, нацеленного на защиту чувств верующих.

Можно ли обратиться в суд?

В соответствии с 28 статьёй Конституции России, каждый человек имеет право на свободу выбора вероисповедания или отсутствие такового. Это означает, что каждый гражданин, в том числе атеист, может защитить это право в суде. Для этого нужно написать заявление в полицию, дождаться решения (возбуждение дела и передача его в суд или отказ*).

*Обратите внимание, что отказ можно опротестовать в прокуратуре или напрямую инициировать подачу иска в суд.

Несмотря на то, что по факту подача иска, защищающего чувства атеистов, не запрещена, и каждый человек имеет право защитить свою веру, даже веру в отсутствие духовности и бога, пример с поэтом Дроздовым – первый прецедент.

Поэтому никто не сможет гарантировать, что полиция, прокуратура или суд увидит основания для возбуждения дела.

К сожалению, подобная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока в законодательстве не заполнят пробел, нацеленный на защиту прав атеистов. До тех пор возможность возбуждения дела остаётся за сотрудниками полиции, прокуратуры и суда.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: