Обязанности 3 помощника капитана на судне

Обновлено: 01.05.2024

При заступлении на вахту в порту вахтенный помощник капитана должен получить от сдающего вахту информацию о:

· глубине у причала, осадке судна, уровне и времени полной и малой воды;

  • состоянии швартовов, положении якорей и количестве вытравленной якорь- цепи;
  • состоянии главных двигателей и возможности их использования;
  • сигналах и огнях, выставленных на судне;
  • работах, производящихся на борту судна, характере, количестве и размещении груза, погруженного или оставшегося на судне;
  • уровне воды в льялах и балластных танках;
  • наличии членов экипажа на борту судна и присутствии любых других лиц;
  • специальных портовых правилах;
  • состоянии противопожарных средств;
  • постоянно действующих и специальных распоряжениях капитана;
  • линиях связи между судном и берегом или портовыми властями на случай возникновения аварийной обстановки или необходимости оказания помощи;
  • других обстоятельствах, важных для безопасности судна и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Заступающий на вахту помощник капитана должен лично убедиться, что швартовы и якорь- цепи надлежащим образом закреплены, необходимые сигналы и огни должным образом подняты и выставлены, что нет никаких внешних условий или обстоятельств, угрожающих судну, и собственное судно не создает угрозы для других. В процессе несения вахты вахтенный помощник капитана должен:

· периодически обходить внутренние помещения судна и главную палубу, проверяя надежность крепления швартовных тросов, правильность установки противокрысиных щитков и щитков на сливных отверстиях, подъем необходимых флагов и сигналов, состояние трапа, ход производства грузовых операций;

  • контролировать несение вахты подчиненным вахтенным персоналом и инструктировать заступающих на вахту матросов;
  • обеспечивать наличие необходимых данных на информационной доске вахтенного у трапа;
  • следить за осадкой судна, состоянием кранцевой защиты, соблюдением местных правил;
  • контролировать допуск на судно посторонних лиц;
  • контролировать погрузку грузов в соответствии с утвержденным грузовым планом, правильность использования судовых грузовых средств, не допускать чрезмерного крена судна;
  • обеспечивать соблюдение правил пожаробезопасности при производстве ремонтных работ на палубе и во внутренних помещениях и своевременную подготовку судна к перешвартовкам и перетяжкам;
  • контролировать выполнение судовых работ, связанных с подготовкой судна к выходу в рейс;
  • объявлять судовую тревогу при возникновении опасности на судне, на берегу или на рядом стоящих судах; в отсутствии капитана и старшего помощника капитана возглавлять борьбу за живучесть судна.

При получении штормового предупреждения вахтенный помощник капитана обязан обеспечить:

· проверку и обтяжку швартовов, заведение при необходимости дополнительных тросов и установку дополнительных кранцев;

  • повышение готовности судна к выходу в море;
  • подготовку к действию якорного устройства;
  • проверку и подготовку к действию осушительной и водоотливной систем;
  • включение УКВ радиостанции на дежурный прием и установление постоянной радиовахты и непрерывное наблюдение за метеофакторами.

А также вахтенный помощник должен обеспечить:

o безопасность судна и соблюдение местных правовых норм порта стоянки;

    • экологическую безопасность судна в порту (предотвращение эксплуатационных и аварийных загрязнений окружающей среды при погрузке выгрузке грузов, особенно потенциально-опасных, и бункеровке);
    • нормальную жизнедеятельность судна, безопасные и нормальные условия труда, быта и отдыха судового экипажа и культурно-бытовые условия пассажиров с учетом проведения грузовых операций, технического обслуживания и приема пассажиров;
    • конструктивно-техническую безопасность судна (прочность, остойчивость, осадку, крен, посадку) в связи с меняющейся загрузкой при погрузке-выгрузке груза, бункеровке, приеме продовольствия, воды и материально-технического снабжения;
    • постоянную готовность к борьбе за живучесть судна в условиях стоянки в порту;
    • надежную оперативную радиотелефонную связь с компанией и иными береговыми центрами;
    • подготовку судна к предстоящему рейсу согласно распоряжений капитана.

    Стоянка на якоре

    · определить и нанести место судна на крупномасштабную карту;

    • периодически в соответствии с обстановкой проверять путем взятия пеленгов неподвижных объектов, стоит ли судно на якоре безопасно;
    • обеспечивать эффективное наблюдение за окружающей обстановкой;
    • обеспечивать регулярные обходы судна;
    • при обнаружении дрейфа судна извещать капитана и принимать необходимые меры;
    • обеспечивать готовность главных двигателей и другого оборудования в соответствии с указаниями капитана;
    • в случае ухудшения видимости извещать капитана и выполнять соответствующие требования правил предупреждения столкновений судов в море;
    • обеспечивать своевременное выставление надлежащих огней и знаков и подачу звуковых сигналов;
    • принимать меры по предупреждению загрязнения окружающей среды с судна.

    Действия вахтенного помощника при пожаре в море и в порту

    1. 0бъявить общесудовую тревогу (непрерывный сигнал звонком громкого боя в течении 25-З0 сек и объявить по трансляции пожарную тревогу);

    2. Снизить или остановить движение судна, при необходимости изменить курс таким образом, чтобы пожар был с подветренной стороны;

    3. 0тключить вентиляцию;

    4. Проверить закрытие водонепроницаемых дверей;

    5. Включить пожарные насосы;

    6. В темное время суток включить палубное освещение;

    7. 0становить любые грузовые балластные, бункеровочные операции, а также операции по зачистке танков и перекрыть все клапаны;

    8. 0пределить координаты судна и выставить их на АПСТБ;

    9. Включить УКВ радиостанцию на 16-ом канале;

    При нахождении судна в порту:

    · подготовить шланги и переходники для подключения береговой пожарной магистрали;

    • вызвать береговую пожарную помощь;
    • подавать сигнал тревоги, состоящий из серии длинных гудков продолжительностью не менее 10 сек каждый до тех пор, пока терминал не известит судно, что сигнал принят;
    • сделать запись о времени и факте пожара в судовом журнале, зафиксировать позицию судна и навигационную обстановку.

    Действия вахтенного помощника при падении человека

    1. Сбросить за борт спасательный круг со светодымящимся буйком;

    2. Перейти на ручное управление рулем;

    3. Начать выполнение маневра "Человек за бортом";

    4. 0бъявить по трансляции тревогу "Человек за бортом" и 3 длинных(4-бсек.) сигнала звонком громкого боя после сигнала общесудовой тревоги.

    5. Засечь координаты места падения человека.

    6. 3асечь положение буйка.

    7. Продолжить маневр судна с целью выхода в точку нахождения человека.

    8. Организовать пост наблюдения с биноклем.

    9. Поднять сигнал "ОСКА" МСС в светлое время суток.

    10. Оповестить о случившемся по УКВ радиостанции на 16-ом канале находящиеся поблизости суда и ближайшую береговую радиостанцию.

    11. Включить поисковые прожекторы в тёмное время суток.

    12. 3акончить маневр.

    13. После подъёма пострадавших на судно или после прекращения поиска оповестить всех абонентов о завершении операции.

    14. Сделать запись с фактическими данными в судовой журнал.

    Действия вахтенного помощника при посадке судна на мель

    1. 0становить главный двигатель;

    2. 0бъявить общесудовую тревогу (непрерывный сигнал звонком громкого боя в течении 25-З0 сек) и объявление по трансляции;

    3. Проверить закрытие водонепроницаемых дверей;

    4. Включить УКВ радиостанцию на 16-ом канале;

    6. Выставить огни и знаки согласно МППСС-72;

    7. В темное время суток включить палубное освещение;

    8. 0пределить место судна и сделать запись в судовом журнале о времени, координатах, навигационных условиях инцидента;

    9. Рассчитать время полной и малой воды в данных координатах;

    10. Рассчитать, какое количество груза/топлива необходимо перекачать;

    11. При достаточной плавучести сняться с мели с помощью буксирных средств.

    Третий штурман непосредственно подчиняется первому штурману. В ведении третьего штурмана находятся навигационные карты и пособия, корректурные материалы, техническая библиотека, штурманские и гидрометеорологические приборы и инструменты, средства визуального наблюдения, связи, сигнализации, а также судовая канцелярия.

    Третий штурман обязан:

    --- обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание приборов, инструментов и принадлежностей своего заведования в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другой нормативно-технической документацией, издаваемой Министерством речного флота Р. Ф. или судовладельцем;

    --- вести и хранить техническую документацию, касающуюся приборов, инструментов и принадлежностей своего заведования;

    --- заказывать, получать, вести учет и хранить приборы, инструменты и средства сигнализации своего заведования, техническую литературу, карты и пособия для плавания, корректурные материалы; своевременно вести корректуру карт и пособий;

    --- производить продажу билетов (на пассажирских судах), вести кассовую отчетность и представлять ее на подпись капитану;

    --- вести учет рабочего времени, начислять заработную плату, получать по доверенности капитана деньги и выдавать их по ведомости членам экипажа;

    --- вести хронометрический журнал, ежесуточно определять (выводить) поправку хронометра и сверять показания судовых часов;

    --- следить за своевременным производством девиационных работ;

    --- проводить занятия и тренировки с палубной командой по сигналопроизводству зрительными средствами связи, устройству и использованию приборов и инструментов своего заведования;

    --- оформлять приходы и отходы судна; получать и заверять в установленном порядке судовые, машинные и другие журналы, хранить на них реестр;

    --- получать бланки журналов и другие бланки, канцелярские принадлежности, приказы, инструкции и т. п., вести их учет;

    Обеспечивать подготовку к рейсу своих заведований, о готовности их в назначенное время докладывать первому штурману.

    Третий помощник механика непосредственно подчиняется механику.

    В введении его находятся:

    Вспомогательная котельная установка с обслуживающими ее техническими

    Средствами;

    --- двигатели спасательных шлюпок, механическая часть палубных механизмов, средств трюмной механизации и бытовой техники;

    --- система водоснабжения, сточно-фановая, отопления и вентиляции (кроме их электрической части);

    --- средства автоматизации (кроме их электрической части) и к-и приборы своего заведования;

    Он обязан:

    --- обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание судовой техники в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другими нормативно-техническими документами, издаваемыми Министерством речного флота Р. Ф. или судовладельцем;

    --- устранять лично или с привлечением выделенных ему специалистов отказы судовой техники;

    --- руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивать выполнение ими правил и инструкций по безопасности труда и пожарной безопасности;

    --- составлять календарные графики технического обслуживания и ремонтные ведомости, контролировать полноту объема и качество технического обслуживания и ремонта судовой техники, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

    Перед каждой перегрузочной работой совместно со 2 штурманом осматривать и

    проверять действие грузоподъемных устройств;

    --- составлять заявки на материально-техническое снабжение, обеспечивать его получение и хранение, вести его учет;

    --- вести установленную техническую документацию;

    Обеспечивать подготовку к рейсу и о готовности заведования в назначенное врем докладывать механику.

    На судах, где отсутствует штатная должность третьего помощника механика, его

    Обязанности выполняет второй помощник механика.

    1.5 Основные маневренные элементы:

    А) диаметр циркуляции

    © 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.023)

    В мировом флоте ежегодно происходит более 7000 столкновений крупных судов, приводящих к повреждениям корпуса. В среднем ежегодно терпит аварию в виде столкновения каждое пятнадцатое крупное судно. Если учесть среднюю продолжительность эксплуатации судна, то на основании этих статистических данных можно прийти к выводу, что на протяжении всего периода эксплуатации в среднем каждое судно терпит аварию в виде столкновения. Ежегодно по причине пожаров и взрывов гибнет 50-60 судов, 25-35 судов гибнет из-за посадки на грунт (мель, скалы, рифы).

    Интенсификация судоходства усиливает напряженность на водных путях и усложняет условия судоходства, что приводит к аварийности транспортного флота с особо тяжелыми экономическими и экологическими последствиями.

    Основными причинами аварийных случаев на море являются:

    1.Низкий уровень дисциплины.

    2.Недостаточная компетентность экипажей судов.

    5.Игнорирование судовладельцами современных требований по обеспечению безопасности плавания.

    6.Отсутствие систематической проверки знаний, умения навыков у экипажа судна.

    7.Слабая теоретическая подготовка назначенных лиц, курирующих вопросы обеспечения безопасности плавания, незнание ими требований международных конвенций и национальных руководящих документов по безопасности плавания.

    8. Низкая требовательность при проведении контрольно-надзорных функций в области безопасности плавания.

    Причины транспортных происшествий на внутренних водных путях:

    1.Невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства.

    2.Нарушение командным составом трудовой дисциплины.

    3.Выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки).

    4.Неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода.

    5.Технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки.

    6.Невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства.

    7.Наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.

    Исследователями в области безопасности сделан справедливый вывод, об увеличивающемся разрыве между сложностью современной техники водного транспорта и психологическими возможностями человека как элемента системы «человек-машина». Обслуживающий технику персонал средней квалификации не может оперировать углубленными знаниями в области специальных разделов математики, теории управления и физики сложных процессов, без которых невозможно прогнозировать развитие аварийных процессов и принимать управленческие решения. Руководящая и операторская деятельность человека на судне информационно перегружена и плохо обеспечена технологией принятия управленческих решений, учитывающей психологическое состояние человека в экстремальных ситуациях.

    По каждому направлению политики Компании создаются конкретные Руководства, которые впоследствии корректируются в процессе анализа, оценки, пересмотра Политики.

    Каждое Руководство должно содержать ясные инструкции по эффективному управлению объектом по следующим этапам операций:

    ОБЫЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ

    Ознакомление с судном; досмотр судна на предмет обнаружения посторонних лиц и предметов; контроль документации и т.п.

    ОСОБЫЕ ОПЕРАЦИИ

    Смена вахт; несение вахты на ходу и стоянке; постановка на якорь; прием лоцмана; швартовые операции; грузовые операции, бункеровка и т.п.


    Рис. 13 Швартовые операции


    Рис. 14. Стоянка в порту


    Рис. 15 Отход судна

    КРИТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

    Плавание в тумане, во льдах, в узкостях, в шторм, грузовые операции с опасным грузом, операции с вертолетом и т.п.



    Рис. 16. Плавание в шторм

    АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

    Пожар, повреждение ГД, столкновение, внезапный крен судна, обесточивание судна, посадка на мель, человек за бортом и т.п.



    Рис. 17 Внезапный крен судна

    Для критических и аварийных операций должны быть разработаны специальные процедуры, инструкции, требования к персоналу, планы оперативных мер в случае инцидента или угрозы инцидента.


    Рис.18 Шторм в порту

    Постоянная готовность экипажа к действиям при чрезвычайных и аварийных ситуациях обеспечивается за счет:

    1) постоянного наличия на борту установленного количества экипажа, способного обеспечить эффективные действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

    2) высокой профессиональной квалификации экипажа, предварительной тренажерной подготовки, регулярных учебных тревог, учений, тренировок;

    3) эффективной системы и организации действий, включая "Расписание по тревогам ", аварийные партии, судовые оперативные планы действий (Vessel Response Plans), контрольные листы рекомендованных действий (Check Lists) для всех выявленных рисков с учетом специфики и конструктивных особенностей судна, особенностей и свойств перевозимых грузов;

    4) постоянной готовности средств борьбы за живучесть судна;

    5) постоянного контроля и наблюдения (в том числе - с помощью специальных систем контроля и предупредительной сигнализации) за основными элементами безопасности, обнаружения очага чрезвычайной ситуации на возможно более ранней стадии, а также быстрых, решительных, эффективных действий человека, первым обнаружившего возникновение чрезвычайной ситуации.

    © 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.021)

    1. Подчиняется непосредственно старшему помощнику капитана и в необходимых случаях замещает второго помощника капитана. Ведает морскими картами, руководствами и пособиями для плавания, штурманскими навигационными и гидрометеорологическими приборами и инструментами, средствами визуального наблюдения, пиротехнической, флажной, ручной, Рис.6 Часы отдыха вахтенной службы

    звуковой сигнализацией и сигнальными знаками. Отвечает за поддержание чистоты и порядка на мостике, в штурманской и рулевой рубках.

    2. Третий помощник капитана обязан:

    вести хронометрический журнал и выводить поправку хронометра на каждые сутки, сверять показания судовых часов перед началом рабочего дня, перед подходом к порту и выходом из него и в других необходимых случаях; следить за своевременным производством девиационных работ и состоянием необходимого для их производства снаряжения на судне;

    · своевременно получать и надлежащим образом хранить пиротехнические средства и линемет;

    · получать и регистрировать в порту судовые, машинные и другие журналы, вести и хранить судовой реестр указанных журналов;

    · проводить занятия с палубными специалистами по сигналопроизводству зрительными средствами связи, устройству и использованию приборов и инструментов своего заведования;

    · следить за наличием и состоянием на ходовом мостике всех документов, схем и таблиц согласно РШС, международным и национальным требованиям;

    · руководить грузовыми и балластными операциями во время своей вахты в порту;

    · соблюдать все установленные конвенционные требования в отношении незагрязнения окружающей среды;

    · систематически и аккуратно вести установленные журналы;

    · вести кассовую книгу, составлять кассовые отчеты, вести документацию по зарплате, составляет установленную документацию для компании;

    · знать устройство судна, грамотно эксплуатировать системы жизнеобеспечения судна, аварийно-спасательного и противопожарного оборудования;

    · докладывать старшему помощнику капитана о готовности своего заведования к предстоящему рейсу.

    · способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе, ориентировать подчиненных на выполнение задач, поставленных руководством компании.

    ПРИНЯТИЕ ВАХТЫ (ПДНВ – 78, С ПОПРАВКАМИ).

    1. Вахтенный помощник капитана не должен передавать вахту заступающему на вахту помощнику, если имеется основание полагать, что последний не в состоянии должным образом выполнять обязанности по несению вахты, и в этом случае он должен уведомить об этом капитана.

    2. Заступающий на вахту помощник должен убедиться в том, что весь персонал его вахты способен выполнять полностью свои обязанности, в частности, полностью адаптирован к условиям ночного наблюдения. Заступающий на вахту помощник не должен принимать вахту до тех пор, пока его зрение полностью не адаптируется к условиям видимости.

    3. До принятия вахты, заступающие на вахту вахтенные помощники должны удостовериться в счислимом или истинном местоположении судна и подтвердить его проложенный путь, курс и скорость, а также положения органов управления машинных отделений с периодически безвахтенным обслуживанием, и должны учесть любые навигационные опасности, которые могут встретиться во время их вахты.

    4. Заступающие на вахту помощники должны лично удостовериться в отношении:

    распоряжений по вахте и других особых инструкций капитана, касающихся плавания судна;

    o местоположения судна, его курса, скорости и осадки;

    · преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость;

    · процедур использования главных двигателей для осуществления маневра, если главные двигатели управляются с мостика;

    · навигационной обстановки, включая нижеследующее, но, не ограничиваясь этим:

    · рабочее состояние всего навигационного оборудования и оборудования по безопасности, которое используется или, возможно, будет использоваться в течение вахты;

    · поправки гиро и магнитных компасов;

    · наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления которых можно ожидать;

    · условия и опасности, которые могут встретиться в течение вахты;

    · возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и увеличения осадки от скорости судна на запас воды под килем.

    Если во время сдачи вахты выполняется маневр или другое действие по уклонению от какой-либо опасности, сдачу вахты необходимо отложить до момента, когда это действие будет полностью закончено.

    ОБЯЗАННОСТИ ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА ПРИ НЕСЕНИИ ВАХТЫ:

    · выполнять Международные Правила предупреждения столкновения судов в море;

    · вести визуальное наблюдение за окружающей обстановкой, не полагаясь только на средства навигации, такие как радиолокатор;

    · периодически проверять нормальное функционирование ходовых и сигнальных огней;

    · систематически проверять правильность выдерживания курса, как при ручном, так и при автоматическом управлении; при автоматическом управлении производить проверку перехода управления с автоматического на ручное не реже одного раза за вахту;

    · сверять не реже одного раза за вахту показания гирокомпаса, репитеров и магнитного компаса;

    · как можно чаще проверять местоположение судна путем обсервации различными способами, особенно, вблизи навигационных опасностей;

    · проверять глубину эхолотом, особенно, когда она менее 200 м;

    · следить за состоянием погоды и моря, при резких изменениях сообщать об этом капитану и в машинное отделение;

    · перекачивать балласт, груз и бункерное топливо только с разрешения капитана;

    · обеспечивать измерение уровня жидкости во всех судовых помещениях, оборудованных устройствами для этой цели, не реже одного раза за вахту.

    © 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

    Вахтенный помощник капитана несет ответственность за правильную организацию вахтенной службы и обеспечение безопасности судна, что требует от него повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту.

    Перед заступлением на вахту вахтенный помощник капитана:

    * обходит палубную часть судна, убеждается в правильности и исправности действия навигационных огней и сигналов, проверяет действие средств связи и сигнализации, знакомится с местом нахождения и состоянием судна, окружающей обстановкой, прогнозами и штормовыми предупреждениями;

    * прибывает к месту несения вахты не позднее, чем за 10 мин до заступления;

    * получает сведения о распоряжениях капитана по вахте. Заступивший на вахту вахтенный помощник капитана должен быть уверен, что весь состав вахтенной службы на местах и способен выполнять свои обязанности.

    При заступлении на ходовую вахту в дополнение к требованиям, указанным выше, вахтенный помощник капитана:

    * принимает место судна, знакомится по карте и другим навигационным пособиям с районом и условиями плавания;

    * проверяет показания приборов пульта управления, действие ДАУ и рулевого устройства, соответствие режима работы главных двигателей заданному;

    * убеждается в исправной работе судовых технических средств навигации, сличает показания гироскопического и магнитного компасов и соответствие их заданному курсу, проверяет согласование репитеров гирокомпаса с показаниями основного прибора;

    * проверяет согласование курсографа по курсу и времени и делает отметку времени на ленте курсографа;

    * выясняет влияние внешних факторов на судно и убеждается в правильности их учета;

    * адаптируется к условиям видимости;

    * знакомится с окружающей обстановкой, наличием судов в зоне видимости, сличает курс и обстановку на карте с действительными;

    * сразу после приема вахты определяется место судна наиболее точным в данных условиях способом, проверяет предварительную прокладку;

    * при выполнении судном маневра вахту принимает только после его окончания.

    Принимая вахту на ходу в условиях ограниченной видимости, вахтенный помощник капитана дополнительно проверяет:

    — готовность якорей к немедленной отдаче;

    — готовность главных двигателей к немедленному изменению режима работы.

    При несении ходовой вахты вахтенный помощник капитана:

    * ведет судно по заданному капитаном курсу (пути) и в заданном режиме, выполняет счисление пути и контроль за местом судна, принимает необходимые меры по обеспечению безопасности плавания в действующих условиях и обстоятельствах;

    * организует эффективное визуальное, слуховое и с помощью имеющихся на судне технических средств наблюдение с учетом: распоряжений капитана судна; времени года и суток; видимости, волнения, ледовой обстановки и других гидрометеорологических факторов;

    расположения и близости навигационных опасностей; • интенсивности судоходства; скопления рыболовных и других судов; технических характеристик судовой радиолокационной станции;

    особых обстоятельств эксплуатации судна;

    * осуществляет своевременное и точное выполнение требований общих и местных правил плавания, а также других документов, касающихся безопасности судоходства;

    * контролирует работу технических средств навигации и определяет их поправки так часто, как это необходимо и возможно;

    * выполняет гидрометеорологические наблюдения и подготавливает данные для передачи гидрометеодонесений Госкомгидромету (при наличии на судне гидрометеостанции);

    —в случаях неожиданного для вахтенного помощника изменения в навигационной обстановке, потери им ориентировки, неуверенности в правильности своих действий:

    * снижает скорость до минимальной или прекращает движение;

    * докладывает капитану и действует по его указанию;

    * не менее одного раза за вахту проверяет возможность перехода с автоматического управления рулем на ручное;

    —перед подходом судна к району с особо сложными для плавания условиями, к гидротехническим сооружениям, причалам, рейдам, затруднительным участкам пути, перед входом в порт и выходом из него, швартовными операциями, входом в лед:

    * предупреждает об этом капитана;

    * предупреждает вахтенного механика и дает ему распоряжение о подготовке к действию всех судовых технических средств, выполняющих функции дублирования;

    * проверяет работу ДАУ, машинного телеграфа и рулевого устройства, электрический и ручной привод тифона, давление воздуха в пусковых баллонах и на тифоне;

    — при ухудшении видимости или подходе к району с ограниченной видимостью:

    * заблаговременно докладывает об этом капитану; включает РЛС и ходовые огни;

    * начинает подачу туманных сигналов;

    * инструктирует и выставляет впередсмотрящего;

    * переходит с автоматического на ручное управление рулем;

    * предупреждает вахтенного механика о возможных реверсах;

    * сверяет показания часов; делает отметку времени на ленте курсографа;

    * в дальнейшем действует по указанию капитана;

    —при обнаружении падения человека за борт в соответствии с обстановкой на этот момент выполняет действия, предусмотренные маневром «Человек за бортом»:

    * стопорит главные двигатели;

    * перекладывает руль на борт в сторону упавшего;

    * бросает спасательный круг; объявляет тревогу «Человек за бортом»;

    * дает команду о спуске шлюпки;

    * по прибытии капитана действует по его указанию;

    — при приеме лоцмана:

    * встречает его у трапа;

    * сопровождает на ходовой мостик;

    * сообщает ему необходимые данные по судну и докладывает капитану;

    — при проводке судна с помощью лоцмана:

    * контролирует местоположение судна и его движение;

    * при сомнениях в действиях лоцмана немедленно докладывает капитану;

    * принимает меры предосторожности.

    При плавании с применением методов морской навигации в дополнение к ранее сказанному вахтенный помощник капитана:

    * ведет непрерывное счисление пути в соответствии с заданными капитаном курсом и скоростью судна, используя в прибрежных районах карты самого крупного масштаба;

    * определяет место судна, его путь и скорость всеми возможными и наиболее надежными средствами и способами через промежутки времени, обеспечивающими необходимую точность счисления;

    * сличает показания магнитного и гироскопического компасов и согласованность репитеров ежечасно, а также после каждого изменения курса;

    * определяет наиболее надежным из возможных в данных условиях способом поправки компасов на каждом курсе, а при плавании постоянным курсом — не менее одного раза за вахту;

    * следит за изменением пеленгов обнаруженных судов, при установлении опасности чрезмерного сближения или столкновения докладывает капитану (курсовой угол, дистанцию, направление изменения пеленга, дистанцию и время кратчайшего сближения) и действует по его указанию;

    * при получении штормового предупреждения докладывает капитану, действует по его указанию и готовит судно к штормовому плаванию.

    При плавании по внутренним водным путям в дополнение к ранее сказанному вахтенный помощник капитана:

    * обеспечивает движение судна с безопасной скоростью в своей полосе движения;

    * регулирует скорость своего судна, чтобы расхождение или обгон произошел в наиболее удобном месте, исключая зоны поворотов судового хода;

    * заблаговременно согласовывает порядок расхождения или обгона между судами;

    * при расхождении и обгоне обеспечивает уверенное управление судном, учитывает возможное присасывание к бровкам судового хода и к другому судну;

    * информирует диспетчерский аппарат и встречные суда об обнаруженных изменениях условий судоходства, представляющих опасность для плавания.

    Вахтенный помощник капитана не должен заниматься делами, не относящимися к кругу уставных обязанностей, и не должен допускать нахождения на ходовом мостике лиц, не имеющих отношения к управлению судном.

    При постановке судна на якорь вахтенный помощник капитана делает следующее:

    * выполняет указания капитана, ведет наблюдение за окружающей обстановкой, контролирует скорость и путь судна к месту якорной стоянки, ведет исполнительную прокладку, следит за изменением контрольных пеленгов, дистанций, глубин, правильным исполнением команд капитана на руль и в машину;

    * дает команду подготовить якорь к отдаче и сообщает длину якорь-цепи, которую необходимо вытравить;

    * с выходом судна в точку постановки гасит инерцию судна и дает команду отдать якорь;

    * в ночное время меняет ходовые огни на якорные, а днем поднимает шар;

    * определяет место отдачи якоря и наносит на карту окружность возможного перемещения кормы судна с учетом длины судна и вытравленной якорь-цепи;

    * определяет контрольные пеленги и расстояния до ориентиров и убеждается в отсутствии дрейфа судна.

    Принимая вахту при стоянке судна на якоре, вахтенный помощник капитана дополнительно получает сведения:

    * о местоположении судна и контрольных пеленгах или других примененных способах по обнаружению возможного дрейфа;

    * о глубине, грунте, течении, ветре, волнении и длине вытравленной якорь-цепи;

    * о местных правилах;

    * о плавсредствах, стоящих у борта и на бакштове, и убеждается в безопасности их стояки;

    * о готовности главных двигателей к работе;

    * о мерах, принятых по предотвращению загрязнения окружающей среды.

    При несении вахты на якорной стоянке вахтенный помощник капитана:

    * находится на ходовом мостике, обеспечивая надлежащее наблюдение за окружающей обстановкой;

    * контролирует местоположение судна с частотой, достаточной для обнаружения дрейфа при данных условиях;

    * следит за состоянием якорь-цепи, изменениями уровня воды в месте якорной стоянки и изменением глубины под килем;

    * следит за окружающими судами и принимает меры для предупреждения опасного сближения с ними;

    * в случаях дрейфа судна или опасного сближения с другими судами докладывает об этом капитану, принимает меры для обеспечения безопасности судна;

    * следит за состоянием навигационных судовых огней и знаков;

    * с получением штормового предупреждения или резком изменении гидрометеорологической обстановки, докладывает об этом капитану, приводит судно в состояние готовности к съемке с якоря;

    * при ухудшении видимости усиливает наблюдение за окружающей обстановкой, включает PЛC, навигационные огни, подает звуковые сигналы, докладывает капитану и в дальнейшем действует по его указанию.

    При стоянке судна у причала вахтенный помощник капитана:

    контролирует состояние швартовов и положение якорь-цепи;

    следит за осадкой судна и изменением глубины под килем;

    при ухудшении погоды или получении штормового предупреждения докладывает капитану и принимает меры для обеспечения безопасной стоянки судна.

    Вахтенный помощник капитана руководит подъемом и спуском Государственного флага, флагов должностных лиц, вымпелов, флагов расцвечивания и национального флага страны порта захода, а также осуществляет приветствия судов и военных кораблей при расхождении с ними.

    Вахтенный помощник, несмотря на присутствие в ходовой рубке капитана, принявшего на себя управление судном, продолжает выполнять свои обязанности под руководством капитана.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: