Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума

Обновлено: 25.04.2024

Содержание отраслевых принципов права социального обеспечения:

1) всеобщность социального обеспечения находит свое выражение в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на гарантированное социальное обеспечение. В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении, т.к. пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения (в т.ч. социальные пенсии). Право на СО в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано.

2) осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета. Данный принцип позволяет создавать условия для реализации прав граждан на социальное обеспечение. Существуют две основные организационно-правовые формы социального обеспечения – обязательное социальное страхование и обеспечение за счет бюджетных ассигнований. Социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников и членов их семей при наступлении социальных рисков. Система обязательного социального страхования включает обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска. Их финансовую базу составляют государственные внебюджетные страховые фонды – ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС И ТФОМС. Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты страховых пенсий, пособий работающим, медицинскую помощь и лечение и др.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи его с трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой социального страхования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, материнский капитал, пособие по безработице, социальная помощь на дому, протезно-ортопедическая помощь и т.д.).

3) многообразие оснований и видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.). Многообразие оснований и видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.

4) установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Данный принцип означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума. В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеримая с МРОТ, такого уровня не достигает. Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

5) гарантированность социальной помощи во всех случаях, когда гражданин нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни (достижение определенного возраста, утрата кормильца, беременность и роды и т.д.). Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, связанных с возникновением права на тот или иной вид социального обеспечения.

6) дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Своеобразным показателем справедливости в социальном обеспечении является дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Критерии дифференциации могут носить объективный характер (природно-климатические условия, вредные или опасные условия труда) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Многообразие видов социального обеспечения.

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

2.1 Всеобщность социального обеспечения

Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии -- это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги либо со скидкой услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее. В России 38 млн. пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий -- второй по объему источник доходов населения после оплаты трудаЗахаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). С. 22..

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидностиС 1 января 2002 г. социальные пенсии назначаются по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»..

По ранее действовавшему законодательству нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось ежемесячное пособие при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Решение о предоставлении пособия сопровождалось проверкой материального и семейного положения человека.

В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

Принцип всеобщности обеспечения проведен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения ( ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях --иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

2.2 Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета

Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Обязательное социальное страхование -- это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды -- Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов -- основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе обязательного социального страхованияВ связи с введением в 2001 г. единого социального налога изменен порядок сбора взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ..

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями.

Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим ( пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т. д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой социального страхования существуют виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).

По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.

2.3 Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств

Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер -- это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. было закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии -- пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

- участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

2.1 Всеобщность социального обеспечения

Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом, право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако ставит условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии - это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги либо со скидкой услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее. В России более 40 млн. пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель страны. Доходы в виде пенсий - второй по объему источник доходов населения после оплаты труда [15].

Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности. С 1 января 2002 г. социальные пенсии назначаются по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". По ранее действовавшему законодательству нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось ежемесячное пособие при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Решение о предоставлении пособия сопровождалось проверкой материального и семейного положения человека.

В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение

полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права. Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон " О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения. Принцип всеобщности обеспечения проведен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях - иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

2.2 Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета

Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков. Обязательное социальное страхование - это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска. Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (Приложение 2). Эти фонды обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов - основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе обязательного социального страхования В связи с введением в 2001 г. единого социального налога изменен порядок сбора взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ..

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных. Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями. Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т. д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой социального страхования существуют виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).

По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.

2.3 Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств

Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер - это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. было закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты. В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии - пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.). К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов. В теории права выделяют общеправовые принципы, межотраслевые принципы, отраслевые и принципы отдельных институтов (или нескольких) конкретной отрасли.

К общеправовым относятся принципы:

– признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

– неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

– признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

– равенство всех перед законом и судом;

– равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

– право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права, таких как трудовое, семейное, право социального обеспечения, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; запрещение принудительного труда и др. (межотраслевые принципы).

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой – указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов. Однако общепризнанными можно назвать следующие принципы.

1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция РФ устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет собой основу всей системы социального обеспечения.

2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Перераспределение общественных доходов в пользу нуждающейся части общества происходит либо в форме обязательного социального страхования либо как члену общества без всякой связи с трудовой деятельностью.

3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер (природно-климатические условия, вредные, условия труда) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Наиболее значимым критерием дифференциации является трудовая деятельность. Например, с продолжительностью страхового стажа связано право на страховую пенсию по старости. Длительная работа в определенных условиях дает право на досрочное получение пенсионного обеспечения.

4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Это достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т. д.

6. Многообразие видов социального обеспечения. Государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.). В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, субсидии и т. д. В неденежной форме предоставляются медицинская помощь и лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; предоставление льгот по системе социального обеспечения.

7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Примером внутриотраслевых принципов могут быть закрепленные в ст. 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

– устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

– всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

– государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

– государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

– паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

– обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

– ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

К основным отраслевым принципам российского права социального обеспечения относятся:

♦ многообразие видов социального обеспечения;

♦ всеобщность социального обеспечения;

♦ охрана уровня жизни, здоровья граждан;

♦ справедливость при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан.

Многообразие видов социального обеспечения (как отраслевой принцип) предполагает учет существующих форм социального обеспечения (как способ удовлетворения потребностей человека) в денежном и натуральном выражении. Так, пенсии, пособия, компенсационные выплаты должны выдаваться их получателям только в денежном эквиваленте. Натуральные выдачи могут предоставляться гражданам в следующих видах социального обеспечения: различные социальные услуги, оказываемые в различных учреждениях социального обслуживания; медицинская помощь и лечение; санаторно-курортное лечение; лечебное и диетическое питание; оздоровление детей в летний период и пр.

Всеобщность социального обеспечения (как принцип) находит свое конкретное выражение в ч. I ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на гарантированное социальное обеспечение. Следовательно, ни один человек не должен находиться вне сферы социального обеспечения. Вместе с тем нельзя понимать проявление данного принципа в реальной жизни буквально, что человек имеет право на все существующие виды социального обеспечения. Объем конкретных прав на тот или иной вид социального обеспечения зависит от разных обстоятельств, установленных законодательством.

Принцип солидарности проявляется через солидарность поколений, регионов страны, отраслей хозяйственного комплекса. Когда речь идет о солидарности поколений, то имеется в виду, что работающие граждане путем отчислений из своих трудовых доходов (в виде страховых платежей, налогов) содержат неработающие поколения. Солидарность российских регионов и отраслей хозяйственного комплекса означает, что нуждающимся выделяются соответствующие дотации и субвенции из государственного бюджета.

Принцип охраны уровня жизни, здоровья граждан реализуется в различных видах социального обеспечения, условиях и размерах их предоставления, гарантированности бесплатной медицинской помощи, в проведении оздоровительно-профилактических и других мероприятий.

Для неработающих лиц различные виды государственной социальной помощи из средств, предназначаемых на социальное обеспечение, зачастую являются единственным источником средств к существованию. Полная реализация данного принципа в жизни граждан произойдет лишь тогда, когда минимальные размеры основных видов социального обеспечения, например трудовых пенсий, будут отвечать уровню достойной жизни.

Говоря о справедливости при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан, необходимо отметить, что понятие справедливости, само по себе достаточно емкое и сложное по своему содержанию, имеет ряд элементов. Основным из них считается оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. Под ним понимается максимально возможное удовлетворение позитивных интересов личности, не наносящее ущерба интересам общества и государства. Сочетание – это есть координация тех интересов участников общественных отношений, которые не совпадают или находятся в противоречии. Конечно, с позиций справедливости следовало бы признать, что оптимальное сочетание интересов человека на практике должно означать максимально возможное удовлетворение нужд нетрудоспособных граждан как основных субъектов в социальном обеспечении. Такой подход вызывает определенные сомнения и возражения по отношению к некоторым видам социального обеспечения, например при установлении размера трудовых пенсий. Поэтому и существует своеобразный показатель справедливости в социальном обеспечении, который называется дифференциацией видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. (Его иногда выделяют в качестве самостоятельного отраслевого принципа.)

Следует отметить, что критерии такой дифференциации могут носить объективный характер. Например, условия труда, существующие на отдельных производствах, не зависят или мало зависят от работников предприятия. Критерием вышеназванной дифференциации может являться и субъективный фактор, т. е. субъективные качества участников правоотношений, например физиологические особенности, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Наибольшее значение придается трудовой деятельности. Так, условием получения трудовых пенсий являются труд и его результаты. От продолжительности трудового стажа зависит право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания. Работа в неблагоприятных условиях труда, в особых природно-климатических условиях проживания дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения (в виде досрочных трудовых пенсий) и в более высоком размере. Хотя надо признать, что уровень трудовой пенсии, как и ее право, с принятием Закона 2001 г. о пенсионном страховании уже в меньшей степени зависит от степени трудового участия конкретного человека. Введение добровольного вхождения в систему обязательного пенсионного страхования, установление фиксированного платежа за себя или другое лицо приводит к нивелированию данного принципа. (Впрочем, в той или иной мере это относится и к другим отраслевым принципам.) Длительное выполнение определенной профессиональной деятельности является основанием для получения особого вида пенсии – пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности влияет на размер пенсий. Связь социального обеспечения с трудовой деятельностью прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий, например по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, и др.

Причины, вызывавшие нуждаемость лица в материальном обеспечении, по большому счету не имеют значения. Ведь обязанность государства заключается в том, чтобы каждому гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Данное обязательство вытекает из международных актов в области социального обеспечения, из Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина, действующего законодательства.

Дифференциация в социальном обеспечении зависит также от ряда социально значимых обстоятельств, влияющих на содержание прав гражданина в сфере социального обеспечения. К ним относят: возраст и состояние здоровья, семейное положение и многодетность, наличие иждивенцев, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание) и т. д.

Принцип финансирования расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета и его проведение в жизнь позволяет создавать условия для реализации прав граждан на социальное обеспечение. Как известно, существующие две основные организационно-правовые формы социального обеспечения – обязательное социальное страхование и обеспечение за счет бюджетных ассигнований и их соответствующие виды обеспечения – предполагают наличие «своих» финансовых средств.

Государственная система социального страхования включает в себя обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В основе каждого вида страхования лежит определенный вид социального риска, каждый из названных видов страхования обеспечивает защиту застрахованным лицам и членам их семей от риска. Застрахованными считаются работники и члены их семей, а также иные категории граждан, на которых распространяется социальное страхование. Данное социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности государства предоставления соответствующих видов социального обеспечения. Наличие такого страхования означает также обязательность фактического внесения страховых платежей. Поэтому оно называется обязательным социальным страхованием.

Финансовые средства, формируемые за счет фактически поступающих страховых взносов (как обязательного страхового платежа в установленном законом порядке), для определенных групп плательщиков являются гарантией в деле реализации прав застрахованных лиц на социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования.

В процесс формирования финансовых средств обязательного социального страхования все больше вовлекаются отчисления из заработков работающих граждан. В перспективе не исключается возможность введения обязательных платежей (отчисления с заработка или трудового дохода работника и самостоятельно обеспечивающих себя работой граждан) в виде страховых взносов в соответствующих размерах по всем видам обязательного социального страхования, наподобие того, как сейчас, например, напрямую вносятся платежи в ПФР.

Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества вне связи с его трудовой деятельностью. К таковым относятся, например, социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в соответствующих учреждениях, социальная реабилитация (профессиональное обучение и трудоустройство) инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспорта, протезно-ортопедическая помощь и т. п.

Большинство получателей данных видов социального обеспечения, как правило, являются нетрудоспособными. В силу различных причин они не подлежали обязательному социальному страхованию и, следовательно, не имеют права на обеспечение по системе обязательного социального страхования в момент получения этих благ. Поэтому наряду с системой обязательного социального страхования существует социальное обеспечение, финансируемое за счет средств бюджетов всех уровней (по вертикали бюджетной иерархии).

В основе финансирования таких расходов лежит также нуждаемость в тех или иных видах социального обеспечения или трудная жизненная ситуация, когда лицо самостоятельно не может ее преодолеть. Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные юридические последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Поэтому государственная социальная помощь оказывается тогда, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т. п. Именно таким образом государство выполняет по отношению к указанным категориям граждан свою социальную функцию, закрепленную в Конституции Российской Федерации.

Кроме отраслевых принципов в настоящее время получили свое развитие внутриотраслевые принципы права социального обеспечения. На наш взгляд, их формирование и распределение по отраслевым институтам может также зависеть от существующих организационно-правовых форм социального обеспечения. Иными словами, способы финансирования социального обеспечения, виды конкретного социального риска и другие признаки могут являться основой для более дробной классификации внутриотраслевых принципов. Как правило, многие такие принципы закреплены в действующем законодательстве и регулируют наиболее частные блоки общественных отношений по социальному обеспечению. Хотя так бывает не всегда. Примером может служить принятый в 2001 г. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Отсутствие в нем четко определенных целей и принципов привело на практике к смешению и подмене многих понятий, принципов. В результате этого появилось множество пробелов и коллизий в правовом регулировании пенсионных отношений.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Причем они закрепляются как в комплексных правовых актах, так и в актах, непосредственно относящихся к праву социального обеспечения. Кратко рассмотрим такие принципы.

Так, исходя из способов финансирования расходов на обеспечение по системе обязательного социального страхования, можно определить внутриотраслевые, назовем их социально-страховые, принципы. К ним относятся: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования; право каждого на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом; право каждого работающего по найму на обязательное государственное пенсионное страхование; право каждого застрахованного на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы; принцип солидарности финансирования государственного пенсионного обеспечения, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики; целевой характер обязательного пенсионного страхования (исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом).

Внутриотраслевые принципы (назовем их принципами институтов) могут дифференцироваться в зависимости от вида социального обеспечения. Данные принципы могут содержаться непосредственно в законодательных актах. Так, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность и пр. К сожалению, не все законодательные акты определяют эти принципы. Например, как отмечалось выше, Закон 2001 г. о трудовых пенсиях не содержит даже упоминания о них.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: