Общие условия организации работы в суде планирования работы будущего периода

Обновлено: 30.04.2024

Планирование деятельности является частью управления предприятием, что предполагает нахождение приоритетных целей и возможностей их достижения. Это обширная область, включающая план предполагаемых затрат, улучшение состояния структуры, обеспечение согласованности деятельности подразделений. В завершении работы контролируется достижение поставленных результатов.

Что входит в планирование деятельности?

Планирование – это менеджерская задача. Работа происходит по трем базовым направлениям:

  1. Определение текущего состояния предприятия. Задача подразделяется на оценку экономического состояния компании, определение сфер, в которых предприятие функционирует эффективнее всего. Должны быть также найдены сферы, в которых требуется срочное улучшение. На основании текущего состояния можно установить, каких целей можно достигать при имеющихся ресурсах.
  2. Определение стратегических задач. Рассчитываются они исходя из конкурентной среды, технологий, пожеланий руководства, ситуации на рынке.
  3. Определение имеющихся и необходимых ресурсов. Понятие ресурсов включает в себя и технологии, и оборудование, и кадровый состав.

Исходя из данных задач, можно вывести структуру работы по планированию:

  • Нахождение реалистичных целей.
  • Определение показателей, на основе которых можно оценивать деятельность предприятия с точки зрения стратегии.
  • Нахождение перечня приоритетных задач, которые можно решить в данной ситуации и при имеющихся ресурсах.
  • Установление гибкой методики планирования, которая позволит достичь целей, определенных ранее.

Планирование – это комплексная задача, без которой не может обойтись ни одно развивающееся предприятие.

Как проводится анализ планирования?

Анализ предполагает оценку эффективности планирования. Для ее нахождения нужно ввести определенные критерии. Самый простой критерий – прибыльность. Рассмотрим иные показатели:

  • Продуктивность применения трудовых ресурсов.
  • Эффективность работы производственных подразделений.
  • Выгода от инвестиционной деятельности, активов.
  • Расширение предприятия.

На ранних этапах планирования менеджер определяет цели на заданный период. В завершении этого периода фактические показатели сравниваются с целями. Процент от совпадения и будет показателем эффективности плана.

Цели и виды

Рассмотрим основные цели планирования:

  • Установление объективных перспектив структуры.
  • Рациональное применение имеющихся ресурсов.
  • Определение того, какие ресурсы нужно приобрести для достижения поставленных задач.
  • Снижение риска банкротства до минимума.
  • Полноценное осуществление научно-технической политики.
  • Оптимизация контрольных мер.

Планирование позволяет создать объективную картину деятельности предприятия, увидеть его слабые места.

Разновидности

Планирование можно подразделяться на разновидности в зависимости от определяющих признаков. К примеру, признаком является масштаб охвата. Планирование, в свете данной категории, делится на следующие типы:

  • Общее (предполагает определение совокупных целей работы во всех областях предприятия).
  • Частное (относится только к определенной области).

Если рассматривать содержательную часть, выделяются следующие типы планирования:

  • стратегическое (определение дальних целей и ресурсов для их достижения);
  • оперативное (предполагает анализ текущей деятельности и установление тактических целей);
  • текущее (заключается в постановке задач на текущий год).

ВНИМАНИЕ! Стратегическое и текущее планирование дополняют друг друга. Второй вид основывается на поставленных целях в долгосрочной перспективе.

Тип планирования зависит от области, в которой ставятся задачи:

  • производственная часть;
  • финансовая сфера;
  • кадровые вопросы.

Планирование предполагает определение временного отрезка, на который устанавливаются цели и задачи. Исходя из этого, работа может быть:

  • краткосрочной (от месяца до года);
  • среднесрочной (1-5 лет);
  • долгосрочной (более пяти лет).

Планирование может быть:

  • жестким (то есть, его нельзя скорректировать);
  • гибким (план построен с учетом вероятных изменений).

ВНИМАНИЕ! Жесткий метод на предприятиях применяется крайне редко. Ему сложно следовать. Большую эффективность показывает именно гибкая система.

Методы

Метод предполагает инструмент, посредством которого происходит планирование деятельности. Могут применяться сразу несколько методов. Рассмотрим их разновидности:

  • Балансовый. Менеджер определяет баланс между имеющимися потребностями и ресурсами, которые есть на предприятии. Определяется перечень ресурсов, которых нет. Находятся источники их получения;
  • Расчетно-аналитический. Необходим для нахождения показателей, нужных для анализа достижения поставленных целей. Изучается их динамика. Показатели могут быть следующими: прибыльность, производительность, рентабельность, уменьшение себестоимости;
  • Графо-аналитический. Ключевой инструмент данного метода – графики. Они помогают определить связь показателей и прочих факторов. К примеру, прибыльность соотносится с текущей ситуацией на рынке;
  • Программно-целевой. Актуален при работе над программами. Необходим для стратегического планирования. Основная особенность метода – определение эффективности исходя из конкретных результатов. Менеджер ставит цель. Она разбивается на задачи и подзадачи. Обычно цель решает проблему в одной сфере. К примеру, предприятие желает расшириться. Глобальная цель – освоение новых рынков. Задачами может являться заключение договоров в других регионах, аренда помещения, решение транспортных проблем;
  • Экономико-математические методы. Основным инструментом является расчет. Выполняется он при помощи вычислительной техники. Помогает определить количественные показатели. Обеспечивает возможность разработать несколько альтернатив, из которых выбирается наилучшая на данный момент.

Элементы планирования есть в любой организационной структуре. Ярким примером является бизнес-план, составляемый на ранних этапах функционирования компании. По сути, это определение дальнейшей деятельности организации, основанное на объективных предпосылках (к примеру, конкуренция). Бизнес-план решает сразу несколько задач. Он позволяет привлекать инвестиционные средства, обеспечивает видение деятельности компании.

Обычно планированием занимается менеджер. Но, если предприятие очень крупное, данная задача может быть делегирована более узкому специалисту. При осуществлении данной деятельности важно видеть реальную ситуацию, строить план на основании имеющихся внешних и внутренних факторов. Всё это позволит не просто вывести компанию на новый уровень, но и сделать это с максимальной экономией, уменьшением затрат на достижение целей.

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 марта 1999 года N 28

Об утверждении Инструкции по организации планирования
и контроля в системе Судебного департамента

В целях обеспечения единых подходов к организации планирования и контроля в системе Судебного департамента

2. Начальникам главных управлений, управлений самостоятельных отделов аппарата Судебного департамента, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации:

2.1. Организовать изучение инструкции в подчиненных коллективах, принять зачеты по знанию ее положений в части, касающейся соответствующих должностных категорий.

2.2. Возложить функции организации планирования и контроля на одного из своих заместителей, а непосредственного обеспечения планирования и контроля - на одного из работников с закреплением их в качестве должностных обязанностей.

2.3. Обеспечить планирование работы в соответствии с требованиями инструкции.

2.4. Изучить практику применения инструкции от 31 марта 2000 года, представить в Управление делами предложения о совершенствовании планирования и контроля в системе Судебного департамента.

3. О выполнении в аппарате Судебного департамента поручений, предусмотренных пунктами 2.1-2.3 приказа, доложить письменно через Управление делами до 31 марта т.г.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа и инструкции возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента Герасимова А.П.

Приложение
к приказу Генерального директора
Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации
от 9 марта 1999 года N 28

ИНСТРУКЦИЯ
по организации планирования и контроля в системе
Судебного департаментапри Верховном Суде Российской Федерации*

* Далее - Судебный департамент.

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция определяет:

1.1.1. Виды планов, разрабатываемых в системе Судебного департамента;

1.1.2. Единые требования к организации планирования и контроля за плановой дисциплиной в системе Судебного департамента;

1.1.3. Субъекты планирования и контроля;

1.1.4. Сроки планирования, формы и структуру планов, формы контроля;

1.1.5. Порядок представления отчетности о результатах выполнения планов, содержание отчетов.

2. Виды планов, разрабатываемых в системе Судебного департамента

2.1. Основные в аппарате Судебного департамента:

2.1.1. План основных организационных мероприятий Судебного департамента - на полугодие;

2.1.2. План работы коллегии Судебного департамента - на полугодие;

2.1.3. План работы оперативных совещаний - на месяц;

2.1.4. План-график командировок (инспекторских, контрольных, комплексных) - на полугодие;

2.1.5. План подготовки проектов нормативных правовых актов - на год;

2.1.6. План проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности судов и в системе Судебного департамента - на год;

2.1.7. План подготовки зданий и сооружений судов к эксплуатации в сезонный период - на год;

2.1.8. План организационного обеспечения подготовки и проведения Всероссийского съезда судей; Совета судей; Президиума Совета судей; пленарных заседаний Высшей квалификационной коллегии судей, всероссийского (регионального) совещания судей, работников системы Судебного департамента - согласно графикам проведения съездов, совещаний;

2.1.9. Тематический план общедепартаментского семинара профессиональной подготовки работников аппарата Судебного департамента - на год*;

* Организация планирования профессиональной подготовки регламентируется приказом Генерального директора Судебного департамента от 30 ноября 1998 года N 89.

2.1.10. План работы главного управления, управления, отдела - на квартал;

2.1.11. Тематический план семинара профессиональной подготовки работников главного управления, управления, отдела - на год;

2.1.12. План работы отдела в составе главного управления, управления - на месяц;

2.1.13. Личный план работника аппарата Судебного департамента - на неделю.

2.2. Дополнительные в аппарате Судебного департамента:

2.2.1. План реализации решений высших органов государственной власти по вопросам, относящимся к полномочиям Судебного департамента, - согласно указанному сроку;

2.2.2. План текущего контроля за состоянием дел в территориальном органе по результатам инспектирования - в соответствии с графиком инспектирований;

2.2.3. Иные планы по поручению руководства Судебного департамента - на срок, определяемый поручением.

2.3. Основные в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации*:

* Далее - управления (отделы) Судебного департамента; территориальные органы.

2.3.1. План основных организационных мероприятий управления (отдела) Судебного департамента - на полугодие;

2.3.2. План работы коллегии управления (отдела) Судебного департамента - на полугодие;

2.3.3. План работы оперативного совещания управления (отдела) Судебного департамента - на месяц;

2.3.4. План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности судов - на год;

2.3.6. Тематический план семинара профессиональной подготовки работников управления (отдела) Судебного департамента - на год;

2.3.8. Личный план работника управления (отдела) на неделю;

2.3.9. При необходимости, могут разрабатываться дополнительные планы. Порядок их подготовки, организации контроля устанавливается руководителем управления (отдела). Рекомендуется использовать схему, применяемую для таких планов в аппарате Судебного департамента.

2.4. План мероприятий администратора суда - на месяц.

3. Субъекты планирования

3.1. Разработку планов осуществляют - в аппарате Судебного департамента:

3.1.1. Планов основных организационных мероприятий Судебного департамента, планов работы коллегии, планов оперативных совещаний, планов - графиков командировок - Управление делами;

3.1.2. Планов проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности судов и в системе Судебного департамента - Контрольно-ревизионное управление;

3.1.3. Планов подготовки нормативных правовых актов; организационного обеспечения подготовки и проведения Всероссийского съезда судей, Совета судей, Президиума Совета судей, пленарных заседаний Высшей квалификационной коллегии судей, всероссийского (регионального) совещания судей, работников системы Судебного департамента; реализации решений высших органов государственной власти по вопросам, относящимся к полномочиям Судебного департамента, - Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

3.1.4. Планов подготовки зданий и сооружений к эксплуатации в сезонный период - Управление капитального строительства и эксплуатации зданий;

3.1.5. Тематических планов общедепартаментского семинара профессиональной подготовки работников - Отдел учебных и образовательных учреждений;

3.1.6. Иных планов по поручению руководства - структурное подразделение Судебного департамента, в компетенцию которого входит их исполнение;

3.1.7. Планов текущего контроля за состоянием дел в территориальном органе по результатам инспектирования - должностное лицо, возглавлявшее проверку;

3.1.8. Планов работы главного управления, управления, отдела - должностные лица, указанные в п.2.2. приказа;

3.1.9. Планов работы отдела в составе главного управления, управления - начальники отделов;

3.1.10. Личных планов работников Судебного департамента - работники структурных подразделений.

3.2. Разработку планов в управлениях (отделах) Судебного департамента осуществляют должностные лица, на которых эти обязанности возложены в соответствии с п.2.2. приказа.

4. Организация планирования

4.1. Подготовительный этап включает:

4.1.1. Сбор, анализ и оценку информации о состоянии организационно-правового, финансового, кадрового, материально-технического обеспечения деятельности судов, органов судейского сообщества и органов Судебного департамента; о состоянии социальной защиты судей, работников аппаратов судов, обеспечении неприкосновенности судей, личной и имущественной безопасности судей и членов их семей, а также иных вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента;

4.1.2. Анализ социальных, экономических и правовых факторов, объективно способных повлиять на содержание и объем нагрузки на суды общей юрисдикции, а также на развитие судебной реформы;

4.1.3. Подготовку проектов упреждающих решений в связи с предполагаемым введением изменений в законодательство;

4.1.4. Анализ выполнения действующих федеральных целевых программ в области организационного обеспечения деятельности судов;

4.1.5. Анализ выполнения действующих международных правовых договоров, соглашений, инвестиционных и деловых проектов с позиций их направленности на поддержку судебной системы.

4.2. Сбор предложений структурных подразделений;

Предложения представляются основному разработчику (пункты 3.1.1-3.2 настоящей инструкции) после согласования с заинтересованными подразделениями и курирующим заместителем Генерального директора - в аппарате Судебного департамента; с заместителями начальников управлений (отделов) - в субъектах Российской Федерации. Предложения должны содержать конкретные мероприятия, сроки, исполнителей и предусматривать возможность контроля на промежуточных этапах работы. Проекты планов основных организационных мероприятий, работы коллегии Судебного департамента должны предусматривать мероприятия, как правило, требующие участия нескольких служб Судебного департамента.

Главные управления, управления, отделы Судебного департамента, структурные подразделения управлений (отделов) Судебного департамента вносят разработчику предложения в проекты планов, предусмотренных пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4, 2.3.1, 2.3.2, - до 25 мая и 25 ноября на предстоящее полугодие.

Предложения в проекты планов, предусмотренных пунктами 2.1.5, 2.1.6, - вносятся до 25 ноября, а пунктом 2.1.9, - до 15 декабря на предстоящий год.

Предложения в проект плана оперативного совещания представляются в соответствии с регламентом его проведения.

Внесение предложений в другие планы, периоды подготовки их проектов и согласования с заинтересованными исполнителями осуществляется в сроки, указанные в приложении N 1 к настоящей инструкции (графы 5-9).

4.3. Разработка проекта плана.

4.3.1. Осуществляется основным разработчиком, указанным в пунктах 3.1.1-3.2 настоящей инструкции.

4.3.2. В некоторых случаях для подготовки межведомственных планов по указанию Генерального директора Судебного департамента могут создаваться специальные группы.

5. Структура планов

5.1. Планы основных организационных мероприятий Судебного департамента, планы работы управлений (отделов) Судебного департамента включают следующие обязательные разделы:

5.1.1. Вводная часть - краткая характеристика состояния дел по реализации Судебным департаментом, его территориальными органами полномочий по обеспечению деятельности судов, мировых судей и органов судейского сообщества, формулирование приоритетных задач на предстоящий период;

от 24 ноября 2009 года

Методические рекомендации размещены на FTP-сервере Судебного департамента в папке Courtinf (логин для доступа . пароль . ).

Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации предлагаю довести указанный документ до сведения председателей районных (городских), гарнизонных военных судов, а также администраторов соответствующих судов.

Заместитель Генерального директора
А.Я.Перепеченов

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации
А.В.Гусев
24 ноября 2009 года

Методические рекомендации по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда

Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда (далее - администратор) осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", федеральных законов от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и должностным регламентом, утвержденным председателем соответствующего суда.

Администратор реализует свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда, гарнизонного военного суда - под контролем управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее - Управление (Отдел) и во взаимодействии с ним.

Квалификационные требования к лицу, замещающему должность федеральной государственной гражданской службы администратора, изложены в соответствующем Типовом должностном регламенте, утвержденном приказом Судебного департамента от 22 августа 2006 года N 80.

Администратор подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

1. Планирование и отчетность

Администратор осуществляет свою деятельность согласно плану, который составляется в соответствии с требованиями Инструкции об организации планирования и контроля в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента от 25 декабря 2001 года N 1/6 (далее - Инструкция), с учетом примерного плана-графика работы администратора и методических указаний Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации к нему от 14 января 2000 года N СД-ВВ/36.

План должен содержать конкретные мероприятия по всем направлениям организационного обеспечения деятельности суда и для решения задач, поставленных перед администратором председателем соответствующего суда, начальником Управления (Отдела) в пределах полномочий, предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

План на очередной период составляется с учетом результатов выполнения плана предшествующего периода и должен включать незавершенные или переносимые по срокам исполнения мероприятия.

Инструкцией предусмотрено составление ежеквартальных планов работы администратора суда.

План работы администратора районного суда, гарнизонного военного суда составляется в одном экземпляре, согласовывается с председателем соответствующего суда и не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, представляется на утверждение начальнику Управления (Отдела). После утверждения (не позднее 25 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу) копия плана возвращается в суд и хранится в наряде "Планы и отчеты о деятельности администратора суда", оригинал плана подшивается в одноименный наряд в соответствующем структурном подразделении Управления (Отдела).

План работы администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного флотского военного суда составляется в одном экземпляре, согласовывается с председателем соответствующего суда и не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, представляется на утверждение начальнику Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов (ГУОПО) либо начальнику Главного управления обеспечения деятельности военных судов (ГУВС) Судебного департамента, после утверждения копия плана возвращается в суд и хранится в наряде "Планы и отчеты о деятельности администратора суда", оригинал плана подшивается в одноименный наряд в соответствующем отделе ГУОПО.

Помимо квартального администратор вправе осуществлять ежемесячное, еженедельное и ежедневное планирование своей деятельности, что позволит более оперативно организовать работу и установить повседневный контроль исполнения текущих и перспективных мероприятий. Для этого администратору рекомендуется вести Рабочую тетрадь в форме еженедельника или иной произвольной форме.

По окончании отчетного периода (квартала) в соответствии с требованиями вышеназванной Инструкции администратор представляет начальнику Управления (Отдела) письменный отчет-справку о выполнении плановых мероприятий за своей подписью, утверждаемый председателем соответствующего суда, а администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного флотского военного суда соответственно начальнику ГУОПО либо ГУВС.

2. Отдельные вопросы организационного обеспечения деятельности суда

На здании суда может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, в залах судебных заседаний - флаг и герб субъекта Российской Федерации.

На здании суда должна иметься наружная вывеска с названием суда, соответствующая по оформлению требованиям, содержащимся в приказе Судебного департамента от 31 декабря 2002 года N 151 "О бланках, вывесках и печатях федеральных судов общей юрисдикции".

В помещении суда должны быть установлены стенды с информацией для граждан и (или) технические средства аналогичного назначения.

Технические средства - информационные терминалы (киоски), электронные табло и т.п., входящие в состав подсистемы "Отображение информации коллективного пользования" ИРЦВ.42 5500 9.077 ГАС "Правосудие" и взаимодействующие с базой данных автоматизированной системы судебного делопроизводства суда (Программное изделие (ПИ) "Судебное делопроизводство" ИРЦВ.80379-01).

В занимаемых судами помещениях размещаются в доступных для посетителей местах информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего суда, которая должна содержать:

порядок работы суда, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, по вопросам, связанным с рассмотрением дел в суде, и иным;

сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;

порядок присутствия в судебном заседании и меры, принимаемые к его нарушителям, порядок пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами;

условия и порядок получения информации о деятельности суда;

иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией, а именно: указатель расположения кабинетов председателя суда, его заместителей, судей и работников аппарата суда, залов судебных заседаний, структурных подразделений суда; размере и условиях оплаты государственной пошлины, наименование получателя платежей и т.д.; сроках и порядке обжалования судебных решений; данные о территориях судебных участков, обслуживаемых мировыми судьями, их юридический адрес и место фактического расположения.

На информационных стендах и (или) технических средствах аналогичного назначения также могут быть размещены образцы исковых заявлений (жалоб). У стенда и технических средств необходимо оборудовать место, позволяющее гражданам вести необходимые записи.

По поручению председателя суда администратор доводит приказы, распоряжения, указания, решения, инструкции, рекомендации, информационные письма Судебного департамента и его территориальных органов по вопросам деятельности суда до работников суда; готовит проекты приказов, распоряжений председателя суда (при отсутствии в суде соответствующих структурных подразделений и их руководителей); осуществляет контроль исполнения работниками суда Правил внутреннего распорядка суда, утвержденных председателем соответствующего суда и Правил поведения работников аппарата суда, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 апреля 2006 года N 156.

3. Организация делопроизводства и работы архива суда

3.1. Организация делопроизводства в суде

Основными нормативными методическими документами, определяющими и устанавливающими единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции Российской Федерации, являются Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов и Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденные приказами Судебного департамента соответственно от 15 декабря 2004 года N 161 и от 29 апреля 2003 года N 36 с последующими изменениями и дополнениями (далее - Инструкции), Руководство по делопроизводству в военных судах, утвержденное приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента - начальником Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 28 ноября 2003 года N 40 (далее - Руководство) и эксплуатационная документация на ПИ "Судебное делопроизводство": ИРЦВ.80379-01 31 01 ПИ СДП. Описание применения.

Правила и порядок работы с документами, установленные вышеназванными Инструкциями, обязательны для всех работников аппаратов судов. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкций, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.

Задачи и функции отдела дело- и судопроизводства регламентируются Положением о соответствующем отделе, утверждаемым председателем суда. Права, обязанности и ответственность работников отдела определяются должностными регламентами, утвержденными председателем суда.

При осуществлении должностных полномочий работниками отдела делопроизводства администратор организует правильное применение ими положений Инструкции.

С целью повышения эффективности названной деятельности администратор контролирует (по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие) выполнение работниками аппарата суда функциональных обязанностей.

3.2. Организация приема граждан

В суде должна функционировать Приемная граждан, являющаяся структурным подразделением суда (составной частью структурного подразделения), созданным в целях обеспечения доступности правосудия путем эффективной организации работы суда по приему заявлений и обращений граждан, деятельность которой регламентируется Положением о приемной в суде, утвержденным председателем суда на основании Примерного положения о приемной в судах общей юрисдикции, согласованного постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 216 и утвержденного Генеральным директором Судебного департамента 26 ноября 2008 года; и Регламентом организации деятельности приемной, утвержденным председателем суда, на основании Типового регламента организации деятельности приемной суда общей юрисдикции, согласованного постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 179, и утвержденного Генеральным директором Судебного департамента 19 июня 2009 года.

Прием граждан в суде осуществляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка суда, утверждаемыми председателем суда на основе Типовых правил внутреннего распорядка судов, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 года N 101.

Администратор контролирует соответствие действий работников аппарата суда названным Правилам.

3.3. Организация учета, приема, хранения и уничтожения вещественных доказательств, поступающих в суд

Хранение вещественных доказательств в суде, включая учет, принятие на хранение и выдачу вещественных доказательств после вступления судебного акта, которым заканчивается дело, в законную силу, осуществляется в случаях, предусмотренных законом и в порядке, установленном названными выше Инструкциями, Руководством, Положением о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 620.

Администратор осуществляет контроль соблюдения требований названных выше нормативных документов.

Организационно-распорядительным документом председателя суда определяются место и условия хранения вещественных доказательств, а также назначается лицо, ответственное за этот участок работы.

Хранение вещественных доказательств осуществляется в условиях, не допускающих утрату и обеспечивающих их возврат владельцам или передачу иным лицам в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

3.4. Организация работы архива суда

Основными нормативными методическими документами, регламентирующими организацию работы архива суда, являются Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования и Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденные соответственно приказами Судебного департамента от 28 декабря 2005 года N 157 и 1 июня 2007 года N 70, а для военных судов -соответствующие приказы Министерства обороны Российской Федерации, регулирующие вопросы архивного делопроизводства.

Администратору необходимо знать требования, предъявляемые к архивным помещениям и организации работы архива суда, содержащиеся в перечисленных выше нормативных документах, и принимать меры к оборудованию архивных помещений в соответствии с этими требованиями.

Администратор организует правильное применение и контролирует соблюдение положений названной Инструкции ответственным работником отдела делопроизводства за работу архива при осуществлении им должностных полномочий.

Администратор организует прохождение работником архива не реже одного раза в год инструктажа по вопросам противопожарной безопасности, ознакомление с правилами пользования противопожарным инвентарем.

Администратору следует учитывать, что совершенствование работы аппарата суда, оперативность и качество решения вопросов, содержащихся в документах, в значительной мере зависит от организации хранения документов, то есть от методов их классификации. Единый подход к классификации документов в суде обеспечивает номенклатура дел - оформленный в установленном порядке систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в суде, с указанием сроков хранения. Номенклатура дел является основным учетным документом в судебном делопроизводстве и необходима для организации информационно-поисковой системы.

Администратору следует также знать, что номенклатура нарядов, которые ведутся в суде, ежегодно утверждается председателем суда и согласовывается с архивной службой субъекта Российской Федерации.

4. Организация ведения судебной статистики

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" на администратора возлагается обязанность по организации ведения судебной статистики в соответствующем суде.

Ведение судебной статистики в судах определяют два нормативных документа: Табель форм статистической отчетности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, утверждаемый приказом Судебного департамента ежегодно (далее - Табель) и Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 декабря 2007 года N 169 (далее - Инструкция).

Председатель федерального суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Объем полномочий председателя суда по организации работы суда определяется местом суда в судебной системе РФ. Полномочия председателя районного суда по организации работы суда закреплены в ст. 35, председателя верховного суда республики, краевого, областного и им равного суда - в ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; полномочия председателя арбитражного суда округа - в ст. 32, председателя арбитражного апелляционного суда - в ст. 33.9, председателя арбитражного суда субъекта РФ - в ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; полномочия председателя окружного (флотского) военного суда - в ст. 19, а председателя гарнизонного военного суда - в ст. 24 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Полномочия Председателя Верховного Суда РФ по организации работы Верховного Суда РФ и судебной системы в целом определены в ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ".

Организация работы суда - комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда:

- определяет структуру аппарата суда и режим работы его подразделений;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- утверждает должностные регламенты и инструкции работников аппарата суда;

- распределяет обязанности между заместителями председателя и судьями;

- осуществляет подбор и расстановку кадров суда и общее руководство аппаратом суда;

- осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, за своевременным их рассмотрением, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве;

- принимает управленческие решения (приказы, распоряжения, инструкции);

- организует и осуществляет контроль и проверку исполнения планов и должностных обязанностей работниками суда;

- обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки и аттестацию государственных гражданских служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы;

- организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда, включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок.

Ежегодно председатель суда утверждает штатное расписание своим приказом по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленной приказом Судебного департамента штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Правила внутреннего распорядка суда регулируют совместный труд судей и других работников суда, основные права и обязанности председателя суда, судей, работников суда, администратора суда, режим работы и отдыха и другие положения. Правила внутреннего распорядка суда устанавливаются на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Важное место в организации работы суда занимает работа с кадрами. В этих целях председатель суда организует мероприятия по повышению квалификации судей, решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса, обращается в соответствующую квалификационную коллегию с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда, проводит учебные занятия с работниками суда.

Председатель суда осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей или в соответствующем подразделении суда, за соблюдением процессуальных сроков их рассмотрения, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве. В этих целях проводятся оперативные совещания, заслушиваются отчеты судей, руководителей соответствующих подразделений суда, проводятся служебные проверки и т.д.

В целях улучшения судебной деятельности председатель суда регулярно организует обобщение судебной практики.

Важный участок работы в каждом суде - обеспечение организации, сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства суда. Председатель назначает приказом ответственного за делопроизводство и контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований инструкции по судебному делопроизводству.

Организационно-штатная работа - один из видов управленческой деятельности, направленный на рациональное и эффективное использование кадровых ресурсов, выделяемых федеральным судам и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ для выполнения возложенных на них задач и функций.

Организационно-штатная работа в суде ведется под руководством председателя суда в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе.

В районных судах и гарнизонных военных судах организационно-штатную работу осуществляет отдел государственной службы и кадров (государственный гражданский служащий, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда) совместно с управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Российской Федерации.

Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего суда.

Правильное распределение обязанностей между работниками суда является важнейшим условием слаженной работы всего суда. При распределении служебных обязанностей председатель суда должен учитывать уровень подготовки судей, работников аппарата суда, их квалификацию, способность решать поставленные задачи. В целом работа по распределению служебных обязанностей должна обеспечить равномерную нагрузку между всеми работниками суда.

При этом судьи должны быть освобождены от обязанностей выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей.

Судьи призваны осуществлять правосудие путем рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях и экономических споров. Обязанности и права судей предусмотрены в процессуальных кодексах.

Работники аппарата судов исполняют должностные обязанности в соответствии с должностными регламентами по направлениям деятельности, утвержденными председателем соответствующего суда. Содержание конкретного должностного регламента зависит от организационно-штатной структуры соответствующего суда.

Планирование работы в судах - важный элемент организации работы. План является организующим документом в работе суда. Он дисциплинирует и мобилизует работников суда на выполнение стоящих задач.

В судах составляются перспективные (на полугодие) и текущие (на квартал) планы работы. Кроме того, могут составляться отдельные планы по направлениям деятельности суда (например, юридической и специальной учебы судей и работников аппарата суда, устранению недостатков, выявленных в ходе изучения деятельности суда или какого-то подразделения суда, проведения отдельных мероприятий и т.д.).

Организация контроля и проверки исполнения принятых решений - одно из условий надлежащей организации работы суда. Поскольку председатель суда отвечает за организацию работы суда, он лично осуществляет контроль и проверку исполнения всеми судьями и работниками аппарата служебных обязанностей и плановых заданий, выполнения поручений. По указанию председателя суда отдельные направления деятельности суда могут контролировать его заместитель и иные работники аппарата суда.

Действенной формой контроля в судах являются служебные совещания, которые проводятся по итогам работы за неделю, месяц, квартал и по мере необходимости. На этих совещаниях судьи и работники аппарата суда отчитываются о рассмотрении дел, выполнении ими служебных заданий и плановых мероприятий. Это повышает чувство личной ответственности работников аппарата суда, мобилизует их на повышение исполнительской дисциплины.

Организация работы районного (городского) суда возлагается на председателя. Кроме него в этом участвуют все судьи и работники аппарата суда.

Председатель суда, прежде всего, является судьей, поэтому в его функции входит рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел. Как руководитель органа судебной власти председатель районного (городского) суда: распределяет дела и другие обязанности между судьями; ведет личный прием граждан, организует работу по приему и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; образует при необходимости специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел. Например, о несовершеннолетних, семейных и иных дел; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведение судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; руководит работой аппарата суда; осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда.

Руководство работой суда осуществляет также заместитель председателя в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем. В случае отсутствия последнего или невозможности выполнения им своих обязанностей функции председателя районного (городского) суда полностью исполняет его заместитель (ч. 2 ст. 23 Закона).

Распределение обязанностей по рассмотрению дел между судьями осуществляется на основе следующих принципов:

1) территориального (зонального), при котором весь район (город) делится на зоны по количеству судей и за каждым из них закрепляется определенная зона. Все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории, рассматривает соответствующий судья;

2) предметного (функционального), когда существует специализация судей по рассмотрению либо уголовных, либо гражданских дел. Возможна и более узкая специализация по отдельным категориям уголовных (о хищениях, об автотранспортных преступлениях, по делам о несовершеннолетних) и гражданских дел (по трудовым, жилищным, семейным спорам и т.д.).

3) предметно-зонального, в соответствии с которым судья рассматривает определенную категорию дел (уголовных или гражданских), поступающих из закрепленной за ним территории;

4) беззонального или текущего, когда уголовные дела рассматриваются судьями по поручению председателя суда, а гражданские – все те, по которым судья принял жалобы и заявления во время приема граждан.

Решение о применении одного из перечисленных принципов распределения дел принимается председателем суда и зависит от количества судей, их деловых качеств и профессионального объема работы и других обстоятельств, отражающих специфические особенности данного района (города).

У всех судей районного (городского) суда имеются календарные планы судебных заседаний, в которые заносятся уголовные, гражданские и административные дела по мере их поступления. Рассмотрение дел в судебных заседаниях планируется с учетом сроков, установленных законом на их разбирательство, и назначается на определенный день и час. При отложении слушания дела оно снова заносится в календарный план рассмотрения.

Также в суде составляется общий план на квартал, где предусматривается вся организационная работа: обобщение судебной практики, проверка работы канцелярии и судебных исполнителей, чтение лекций, повышение квалификации кадров и т.д. В квартальном плане указываются сроки выполнения каждого мероприятия с указанием даты и ответственных лиц. Итоги его выполнения подводятся на оперативном совещании всех сотрудников районного (городского) суда, на котором составляется и обсуждается и новый квартальный план.

Председатель, судьи и судебные исполнители районного (городского) суда ведут прием граждан, который осуществляется по графику в строго установленное время. Учет приема посетителей осуществляется в специальном журнале, где регистрируются поданные жалобы и заявления, отражается их движение, сроки и результаты рассмотрения.

В каждом районном (городском) суде регулярно проводятся обобщения судебной практики в целях улучшения его деятельности, выявления и устранения допущенных ошибок и выработки предупредительных мер. Для обобщения выбирается наиболее актуальное в данный период и в данной местности категория дел с целью анализа качества их судебного рассмотрения. Она избирается с учетом предложений вышестоящих судов, органов Министерства юстиции, распространенности тех или иных правонарушений в районе (городе) и т.д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: