Обобщение интересов личности в этой сфере упрочнение демократии создание правового государства это

Обновлено: 26.04.2024

2. К основам конституционного строя РФ относится положение:
а) о политическом и идеологическом многообразии +
б) о государственном контроле средств массовой информации
в) о приоритете частной формы собственности

3. Что есть у любого государства:
а) верховенство права
б) соблюдение прав человека
в) наличие аппарата управления +

4. Понятие “одномандатный округ” характерно для такой избирательной системы:
а) многопартийной
б) мажоритарной +
в) прямого делегирования

5. Что характерно для демократического режима:
а) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан
б) наличие органов судопроизводства
в) гарантированность прав и свобод человека законами государства +

6. Форма правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства:
а) президентская республика +
б) федеративное государство
в) парламентская республика

7. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

8. Нацеленность на завоевание политической власти можно охарактеризовать как:
а) особенность политической культуры
б) ведущая задача профсоюза
в) цель деятельности политической партии +

9. Что из представленного относится к институтам политической системы:
а) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
б) политические организации, главной из которых является государство +
в) совокупность различных по своему содержанию политических идей

10. Что входит в коммуникативную подсистему политической системы:
а) политические организации и учреждения
б) политические идеи, взгляды, представления
в) отношения между государством и гражданином +

11. Государство в отличии от любой политической партии:
а) создает правовые нормы +
б) является объединением людей
в) является институтом подсистемы

12. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что:
а) оно стоит на защите частных интересов граждан
б) оно обладает исключительным правом следить за исполнением законов +
в) оно разрабатывает и реализует определенную политику

13. Укажите внешнюю функция современного государства:
а) отстаивание государственных интересов на международной арене +
б) обеспечение участия граждан в управлении делами общества
в) обеспечение законности и правопорядка

14. При каком режиме осуществляется полный контроль государства над жизнью каждого гражданина:
а) демократическом
б) авторитарном
в) тоталитарном +

15. К признакам такого понятия как “политический режим” относится:
а) форма государственного правления
б) степень реализации прав и свобод личности +
в) территориальное устройство государства

16. С понятием “власть” связан(о):
а) авторитет +
б) самопознание
в) социализация

17. К организационной подсистеме относится:
а) нацию
б) государство +
в) идеологию

18. Что является функцией исполнительной власти:
а) разработка государственного бюджета +
б) разработка предвыборных программ
в) создание законов

19. Для консервативной идеологии характерно признание:
а) имущественного равенства
б) ценностей традиций, преемственности
в) государственной собственности как основы экономики +

20. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима:
а) наличие единой идеологии, насаждаемой государством +
б) концентрация власти в руках выборных органов
в) свободные от цензуры средства массовой информации

21. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

22. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется:
а) форма административного устройства
б) государственный суверенитет +
в) политический режим

23. Какому режиму присущи такие принципы, как народовластие, плюрализм, гласность:
а) авторитарному
б) тоталитарному
в) демократическому +

24. К отличительным признакам правового государства относится:
а) разделение и независимость ветвей власти +
б) суверенитет государства
в) наличие армии и полиции

25. Характеристика любого государства:
а) соблюдение прав человека
б) наличие аппарата управления +
в) верховенство права

26. Термины “монархия” и “республика” обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

27. Конституция РФ была принята:
а) думским комитетом
б) Федеральным Собранием
в) всенародным референдумом +

28. К функции государства можно отнести:
а) разделение властей
б) поддержание общественного порядка +
в) наличие государственного аппарата

29. Любая из политических партий характеризуется:
а) критика правительственного курса
б) широкий круг сторонников
в) близость политических позиций +

30. К отличительному признаку тоталитарного режима можно отнести:
а) обязанность граждан подчиняться законам
б) монополию на власть одной политической партии +
в) невмешательство государства в дела гражданского общества

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность .

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Что касается интересов личности, то конституционное право человека на сбор и распространение информации вовсе не означает, что он может собирать любую информацию и распространять информацию без каких-либо ограничений. Право одного субъекта не должно нарушать права другого. Например, гражданин не может распространять информацию, которая относится к категории государственной, служебной или коммерческой тайны (о служебной и коммерческой тайне см. соответствующую главу). Распространение информации встречается с преградой в виде нежелания субъекта получать определенного рода сведения.

Интересы общества не сводятся исключительно к интересам отдельных его членов. С одной стороны, общество должно обеспечивать интересы личности, с другой, - оно само как целое стремится самоопределиться среди других, ему подобных.

Точно так же и интересы государства направлены как на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, так и на установление суверенитета (то есть независимости и верховенства власти) и территориальной целостности.

Выделяют четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для достижения этого, в частности, требуется:

Запрет цензуры - одно из самых значительных достижений в регулировании общественных отношений по распространению информации. Однако опять же это вовсе не означает, что распространение информации носит характер вседозволенности.

Особенно актуально звучит призыв не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Россия была и остается многонациональным государством, в котором бок обок живут люди разных культурных и религиозных традиций.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для достижения этого требуется:

  • укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
  • интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

На реализацию этого нацелена также государственная программа "Электронная Россия" (на Западе часто применяется термин е-government - " электронное правительство "). Несмотря на то что некоторые положения этой программы звучат утопично в силу трудности их осуществления, нужно отметить в целом положительный ее эффект. Так, уже сейчас многие государственные органы имеют свои "представительства" в сети Интернет , которые, безусловно, повышают информированность населения о государственной политике, способствуют прозрачности (транспарентности) их деятельности.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Для достижения этого требуется:

  • развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;
  • развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
  • развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
  • обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Информационные технологии развиваются в настоящее время достаточно интенсивно, не случайно многие производители электроники с мировым именем выразили желание инвестировать в Россию, поскольку считают ее емким и динамичным рынком. Но нужно также поддерживать отечественные разработки дотациями из бюджета: пока они осуществляются не в достаточном объеме. Индустрия информационных услуг уже давно прошла стадию становления и представляет собой достаточно налаженную и разветвленную инфраструктуру.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

В этих целях, в частности, необходимо:

  • интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля их эффективности;
  • обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Интересно, что ученые часто говорят об " информационной войне " как о возможном способе решения межгосударственных конфликтов. Итог информационной войны предрешен тогда, когда одна сторона разрушает телекоммуникационную инфраструктуру противника. А без последней невозможно эффективное ведение "традиционной" войны. Представляется, что употребляемый в тексте Доктрины термин "противоборство" означает именно информационную войну.

Какие угрозы информационной безопасности могут существовать? По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

  • угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России (например, принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности, создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем);
  • угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации (например, монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами, блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории);
  • угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов (противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий, закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам, вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи, увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.). Необходимо отметить, что отток специалистов в области физики, математики, биологии и др. приобрел воистину угрожающие масштабы. Ущерб от этого Российской Федерации и соответственно выгоду для других стран сложно переоценить.
  • угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России (противоправные сбор и использование информации, нарушения технологии обработки информации, внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия, разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации, уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи, воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации, компрометация ключей и средств криптографической защиты информации, утечка информации по техническим каналам, внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и др.).

К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности.

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

7. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:
1. выборы являются всеобщими и равными
2. избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений
а) правильно только 1
б) правильно только 2
в) оба варианта правильные +

8. Что является исключительным признаком правового государства:
а) разделение властей +
б) суверенитет
в) институт президентства

9. Правильны ли следующие суждения о политической системе: Политическая система является механизмом:
1. формирования политической власти
2. осуществления политической власти
а) правильно только 1
б) правильно только 2 +
в) оба варианта правильные

10. При характеристике человека как гражданина указывают на его:
а) права и обязанности
б) профессию +
в) семейное положение

11. Что из указанного связано с таким понятием как «власть»:
а) авторитет +
б) урбанизация
в) самопознание

12. Принцип разделения властей реализуется при:
а) абсолютной монархии
б) демократической республике +
в) коммунистическом государстве

13. Что является институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом:
а) Государство +
б) СМИ
в) партии

14. Республику от других форм отличает этот признак:
а) передача верховной власти по наследству
б) выборная власть +
в) передача власти по наследству

15. Правильны ли следующие суждения о средствах массовой информации: СМИ как политический институт:
1. не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе
2. служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей
а) правильно только 1
б) правильно только 2 +
в) оба варианта правильные

16. Политической партией является организация, которая:
а) объединяет людей по интересам
б) борется за власть +
в) образуется стихийно

17. Что относится к формам территориально государственных устройств:
а) Монархия
б) Республика
в) Федерация +

18. Правильны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии:
1. ЛПИ в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом
2. ЛПИ в качестве основной ценности выделяет поддержку богатыми неимущих социальных слоев
а) правильно только 1 +
б) правильно только 2
в) оба варианта правильные

19. Термин «открепительный талон для голосования» используется для характеристики:
а) деятельности судов
б) системы местного самоуправления
в) избирательной системы +

20. Признак, который не характеризует государство:
а) публичная власть
б) политические партии +
в) правоохранительные органы

21. Оппозиционные политические партии:
а) выражают интересы определенных социальных групп +
б) имеют большинство в законодательном собрании
в) определяют состав правительства

22. Что не относится к политической деятельности:
а) выборы Президента РФ
б) выпуск акций открытым акционерным обществом +
в) реформа монетизации льгот

23. Как называется цепь политических событий и состояний, которые изменя­ются с течением времени:
а) исторический процесс
б) политическая деятельность
в) политический процесс +

24. Что не относится к большим социальным группам как субъектам политики:
а) нации
б) политические элиты +
в) классы

25. Какое название имеет политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка:
а) политическая партия
б) международная организация
в) государство +

26. Кто является автором знаменитого изречения «Цель оправдывает средства»:
а) Ленин
б) Макиавелли +
в) Маркс

27. Политическими не являются эти отношения:
а) между иностранным гражданином и Федеральной ми­грационной службой +
б) между Президентом США и Президентом РФ
в) между РФ и Советом Безопасности ООН

28. Для кого был характерен философско — иррационалистический взгляд на власть, под которой понималась воля и способность к самоутвержде­нию:
а) Энгельса
б) Ницше +
в) Маркса

29. Выберите философа, который причину и сущность власти видел в неравенстве и расколе общества на классы:
а) Фрейд
б) Макиавелли
в) Маркс +

30. Как называются действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств:
а) рациональными +
б) самопроизвольными
в) иррациональными


Муниципальный район "Булунский улус (район)"

Logo

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Формы участия граждан в управлении государством

Формы участия граждан в управлении государством

Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий.

Это обусловлено тем, что Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 1, 32 Конституции Российской Федерации).

Право на участие в публичных мероприятиях предоставлено гражданам Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно п. 1 ст. 2 названного закона публичное мероприятие – это открытая, причём мирная и доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Вместе с тем, организация и участие в проведении массовых митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – это крайняя мера. Существуют и иные возможности и способы быть услышанными и добиться решения вопросов, имеющих важное общественно-политическое значение.

Прежде всего, граждане имеют иные политические права. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на свободной и добровольной основе. Право избирать (активное избирательное право) у граждан России Федерации возникает с 18 лет. Право быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. С 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, с 21 года - депутатом законодательного органа государственной власти, главой муниципального образования, с 30 лет - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1, 4, 8 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), с 35 лет - Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Это голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Инициатива проведения референдума и право участвовать в нем возникают с 18 лет.

Права граждан на участие в управлении делами государства установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими федеральными законами.

Так, на основании ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» гражданам предоставлено право создавать общественные объединения и участвовать в них для защиты общих интересов и достижения общих целей. Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации и участие в них регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях».

Статьей 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, по вопросу об упразднении поселения и др.

Согласно ст. 26 названного закона, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. С правотворческой инициативой можно обратиться и в адрес субъектов законодательной инициативы.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28 названного федерального закона по инициативе населения могут проводиться публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Общественные (публичные) слушания, обсуждения, мониторинг, проверки и экспертизы также осуществляются гражданами в рамках общественного контроля, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Это деятельность, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Одним из наиболее важных и наиболее доступных для граждан способов участия в делах государства и решения общественных, политических и иных проблем является обращение в адрес органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных и надзорных органов. Граждане, желающие обратить внимание указанных органов на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться к ним с заявлениями, которые подлежат рассмотрению в установленный законом срок.

Подводя итог вышесказанному следует также отметить предусмотренную ст. 46 Конституции Российской Федерации государственную гарантию судебной защиты прав и свобод человека и граждан, а также возможность обжалования в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: