Облако и мрак окрест его правда и суд основание престола его

Обновлено: 24.04.2024

Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей

Псалом Давида, когда земля его устраивалась. Не надписан у евреев.

1 Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози.

1 Господь воцарился, да радуется земля, да веселятся многочисленные острова.

2 Облак и мрак окрест Eго, правда и судьба исправление Престола Его.

2 Облако и мрак вокруг Него, правда и суд – основание престола Его.

3 Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его.

3 Огонь перед Ним пройдёт и вокруг попалит врагов Его.

4 Осветиша молния Его вселенную: виде, и подвижеся земля.

4 Озарили молнии Его вселенную, увидела и потряслась земля.

5 Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли.

5 Горы растаяли как воск от лица Господа, от лица Господа всей земли.

6 Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его.

6 Возвестили небеса правду Его, и увидели все народы славу Его.

7 Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих, поклонитеся Ему вси Ангели Его.

7 Да постыдятся все, поклоняющиеся истуканам, хвалящиеся о идолах своих, – поклонитесь Ему, все Ангелы Его.

8 Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи,

8 Услышал и возвеселился Сион, и дочери Иудеи возрадовались ради судов Твоих, Господи.

9 яко Ты Господь Вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги.

9 Ибо Ты – Господь, высочайший над всею землею, весьма превознесся над всеми богами.

10 Любящии Господа, ненавидите злая, хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я.

10 Любящие Господа, ненавидьте зло: хранит Господь души святых Своих, из руки грешника избавит их.

11 Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.

11 Свет воссиял праведнику и правым сердцем – веселие.

12 Веселитеся, праведнии, о Господе и исповедайте память Святыни Его.

12 Веселитесь, праведные, о Господе и поведайте память о Святыне Его.

Слава:

Слава:

Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози. Облак и мрак окрест его, правда и судьба исправление Престола Его. Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его. Осветиша молния Его вселенную: виде, и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих, поклонитеся Ему вси Ангели Его. Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи, яко Ты Господь Вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги. Любящии Господа, ненавидите злая, хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе и исповедайте память Святыни Его.

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 96:2 / Пс 96:2

Афанасий Великий (~295−373)

Облак и мрак окрест Его. Означает этим прикровенное снисшествие Господа к людям, когда явился в зраке раба. Правда и судьба исправление престола Его. То и было причиною отпущения грехов, что рассудил Он прю нашу, какая была у нас, очевидно, с лукавыми и сопротивными силами.

Источник: Толкование на псалмы.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его

Т.е. царствующего. Разумеется Христос, тело которого назы­вается облаком по причине его тонкости и чистоты. С облаком соединяется мрак, — что Симмах перевел словом туман, потому что плоть, подобно туману, закрывала многим глаза и препятствовала познать божественное достоинство Единородного. Потому-то в другом месте тот же псалмопевец говорит: «и мрак сделал покровом Своим, вокруг Его — скиния Его» (Пс 17:12). «Правда и суд — основание престола Его». Таковы дела царства Божия: мы, как видно отсюда, осво­бодились от несправедливо поработивших нас, а эти последние осуждены. Впрочем, и сами мы совершим правду и суд, если по­желаем соцарствовать Богу.

Источник: Беседа на псалом 96.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

«Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его». Словами: «мрак» и «облак» Пророк показал невидимость Божественнаго естества. Как не возможно видеть того, что закрыто облаком и мраком, так совершенно не возможно узреть и естество невидимое. Впрочем Пророк напоминает, что Он есть на горе Синаи явивший пришествие Свое облаком и мраком, и научает, что хотя не возможно увидеть естество Божие, однакоже есть возможность усматривать в действиях силу Его; потому что Бог обучил людей правде, и делающих все без разсуждения наставил, как вести жизнь по суду правому. Сие-то и «исправили» престол и царство Его.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Облак и мрак окрест Его.

По словам Дидима облака и мрак есть восприятая Богом Словом плоть, как скрывающая в себе, по словам божественного Кирилла, Божество. И это место согласно с сим: и положил тьму вместо покрова для себя, вокруг Его жилище Его (Псал. 17,12).

По словам Феодорита, cиe слово облаком и мраком почтительно указывает на неудобозримость Божеского естества. Ибо как невозможно видеть покрываемого облаком и мраком; так вовсе невозможно видеть невидимое естество. Впрочем сим напоминает, что Он есть тот, который на горе Синайской в облаке и мраке показал свое явление; и учит, что хотя и нельзя лица Его видеть, но чрез действие возможно усмотреть Его силу. Прибавим из Дидима: Христово человеческое естество называется облаком, как не имеющее бремени греха; и на нем сидя Господь пришел в Египет, чтобы исполнить пророчество: се Господь сидит на облаке легком и придет в Египет, иносказательно, так называемую, вселенную для напоения сим облаком всего мира; а называется оно мраком по причине неудобовразумительности его.

Правда и судьба исправление (утверждение) престола Его.

Правда, говорит, и суд суть утверждение царства Христова; ибо Христос совершил их, когда воцарился. Истинно праведен был суд сей, т. е. тот, по которому Христос победил мучителя диавола, чтоб освободить от него находившихся во власти его людей. Или и иначе говорит о том, что царство Христово научило правде, т. е. вообще добродетели и здравому суждению, или различению.

Слова Афанасия: Cия то, говорит, была причина пришествия Его—произведение праведного суда о нашем деле, которое мы имели с злыми и вражескими силами. Безъименного: Воцарился над нами Христос, чтоб оправдать верою находившихся во грехах; и Он употребил богоприличный и благолюбивый суд, ибо оправдал не от праведных дел, но по великой своей милости. Феодорита: Христос научил людей правде, и тех, которые все делали без различия, научил жить по здравому суждению. Сию-то пользу доставит Его престол и царство.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 2−7 Облак и мрак окрест его: правда и судба исправление престола его. Огнь пред ним предидет и попалит окрест враги его. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Возвестиша небеса правду его, и видеша вси людие славу его. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся ему, вси ангели его.

Описание необыкновенного величия Господа. «Облако и мрак окрест Его». Он живет в облаках и тучах, обыкновенных образах явления Бога древнему человеку, указывающих на непостижимость Его существа; «правда и суд основание престола Его» — правосудие и определение — основание Его власти («престола»), т. е., в основании Его господствования лежит должное каждому мздовоздаяние, которое строго определено и не может быть отменяемо. — «Пред Ним идет огонь» — огонь обладает свойством все уничтожать, вместе с тем он является и символом очищения, т. е. Господь уничтожит всех своих врагов, но только тех, которые того заслуживают, уничтожит все нечистое, противное Ему. Одним из проявлений такой силы и суда Бога над противниками своими является молния и гроза, от которой содрогалась земля. Горы таяли от Него, вероятно, разумеются сильные потоки дождя с горы, сносившие с собою много каменьев. — «Все народы видят славу Его» — явление грозы, как выражение Божественного Правосудия («небеса возвещают правду Его») было известно всем людям. Эти явления наглядно показывали всемогущество Бога и Его достоинство; пред Ним ничтожны идолы, почему писатель и приглашает все народы признать и исповедывать только Единого Бога Иегову. К воздаянию поклонения Единому Богу писатель приглашает вместе с людьми и богов. Под богами разумеются цари и князья народов. У 70-ти приглашаются к поклонению Ангелы. Так как ангелы, как существа бесплотные, непрестанно и невидимо всегда служат Богу и покланяются Ему, то под поклонением, о котором говорит псалмопевец, нужно разуметь поклонение видимое, пред всем миром, а это будет только при Страшном Суде. Отсюда данное место псалма в понимании его писателя расширяет свой смысл, получая пророческий характер: могущество Бога над миром, проявляемое в грозах, заключает прообраз общего суда Бога над всем миром и всеми Его противниками.

1 Госпо́дь воцари́ся, да ра́дуется земля́, да веселя́тся о́строви мно́зи. 2 О́блак и мрак о́крест Eго́, пра́вда и судьба́ исправле́ние Престо́ла Его́. 3 Огнь пред Ним предъи́дет, и попали́т о́крест враги́ Его́. 4 Освети́ша мо́лния Его́ вселе́нную: ви́де, и подви́жеся земля́. 5 Го́ры я́ко воск раста́яша от лица́ Госпо́дня, от лица́ Го́спода всея́ земли́. 6 Возвести́ша небеса́ пра́вду Его́, и ви́деша вси лю́дие сла́ву Его́. 7 Да постыдя́тся вси кла́няющиися истука́нным, хва́лящиися о и́долех свои́х, поклони́теся Ему́ вси А́нгели Его́. 8 Слы́ша и возвесели́ся Сио́н, и возра́довашася дще́ри Иуде́йския, суде́б ра́ди Твои́х, Го́споди, 9 я́ко Ты Госпо́дь Вы́шний над все́ю земле́ю, зело́ превозне́слся еси́ над все́ми бо́ги. 10 Лю́бящии Го́спода, ненави́дите зла́я, храни́т Госпо́дь ду́шы преподо́бных Свои́х, из ру́ки гре́шничи изба́вит я́. 11 Свет возсия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие. 12 Весели́теся, пра́веднии, о Го́споде и испове́дайте па́мять Святы́ни Его́.

Псалом 96 на русском:

[Псалом Давида, когда устроялась земля его]

1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.

2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.

3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.

4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.

5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.

6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.

7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.

8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,

9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.

10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.

11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.

12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.

Псалом 96 слушать:

Мы все земля Божия, мы, которые прежде не устояли в добре, и посему находились под клятвою; после, избавясь от клятвы, опять получили непоколебимость в добре. И сие-то благовествует самое начало сего псалмопения, сказывая, что в царствование Господа будет веселиться земля, как бы так сказать, что как сиянием солнца освещается земля, так чрез распространение царства Господня мы исполнились веселия о царстве. Евфимий Зигавинос (Зигабен). Толковая Псалтирь

96 псалом представляет большое сходство с псалмами 94 и 95 как в содержании, так и в тоне изложения, полном восторженной хвалы Богу. Сходство его с содержанием кн. пророка Исаии, указывает на его зависимость от первой и определяет время происхождения псалма не ранее написания пророком последней части его. Так как здесь не говорится о разрушении Иерусалима и храма, то написан он до времени наступления плена вавилонского. Псалом полон торжественного ликования, подъема религиозного чувства, что говорит за соответствующие радостные факты из религиозной жизни в народе. Таким временем было царствование Иосии, восстановившего истинное богослужение, и надписание «об устроении земли» можно понимать как устроение религиозное, а не политическое.

Господь – царь всего мира. Да радуются все народы. Окрест Его – мрак; правда – основание Его престола (1–2). Он уничтожит всех своих врагов, пред Ним трепещет вся земля (3–5). Небеса возвещают Его правду, видимую всеми народами (6–7). Народ еврейский радуется величию Господа над всеми богами (8–9). Все должны любить Бога, так как Он источник всякого блага (10–12).

Пс.96:1 . Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.

Господь есть царь над всеми богами и всем миром. Этому должны радоваться не только евреи, но и «острова» , все языческие народы, часто обозначаемые этим образом.

Пс.96:2 . Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его.

Пс.96:3 . Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.

Пс.96:4 . Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.

Пс.96:5 . Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.

Пс.96:6 . Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.

Пс.96:7 . Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги. 6

Описание необыкновенного величия Господа. «Облако и мрак окрест Его» . Он живет в облаках и тучах, обыкновенных образах явления Бога древнему человеку, указывающих на непостижимость Его существа; «правда и суд основание престола Его» – правосудие и определение – основание Его власти ( «престола» ), т. е., в основании Его господствования лежит должное каждому мздовоздаяние, которое строго определено и не может быть отменяемо. – «Пред Ним идет огонь» – огонь обладает свойством все уничтожать, вместе с тем он является и символом очищения, т. е. Господь уничтожит всех своих врагов, но только тех, которые того заслуживают, уничтожит все нечистое, противное Ему. Одним из проявлений такой силы и суда Бога над противниками своими является молния и гроза, от которой содрогалась земля. Горы таяли от Него, вероятно, разумеются сильные потоки дождя с горы, сносившие с собою много каменьев. – «Все народы видят славу Его» – явление грозы, как выражение Божественного Правосудия ( «небеса возвещают правду Его» ) было известно всем людям. Эти явления наглядно показывали всемогущество Бога и Его достоинство; пред Ним ничтожны идолы, почему писатель и приглашает все народы признать и исповедывать только Единого Бога Иегову. К воздаянию поклонения Единому Богу писатель приглашает вместе с людьми и богов. Под богами разумеются цари и князья народов. У LXX-ти приглашаются к поклонению Ангелы. Так как ангелы, как существа бесплотные, непрестанно и невидимо всегда служат Богу и покланяются Ему, то под поклонением, о котором говорит псалмопевец, нужно разуметь поклонение видимое, пред всем миром, а это будет только при Страшном Суде. Отсюда данное место псалма в понимании его писателя расширяет свой смысл, получая пророческий характер: могущество Бога над миром, проявляемое в грозах, заключает прообраз общего суда Бога над всем миром и всеми Его противниками.

Пс.96:8 . Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,

Пс.96:9 . ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.

Такое чудесное проявление Божественной помощи евреям, обнаружившееся в грозных явлениях природы над их врагами язычниками, о чем свидетельствует их история, дарованием им победы, наполняло весь Сион необыкновенной радостью, в которой принимали участие и девушки составлением и исполнением хвалебно-благодарственных песен. (Под Сионом можно разуметь еще Иерусалим, а под дочерями – другие города Палестины, т. е. радость была всеобщая).

Пс.96:10 . Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.

Пс.96:11 . Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие.

Пс.96:12 . Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.

Из этих фактов Божественного покровительства писатель псалма делает соответствующее нравоучение: все праведные (может быть здесь разумеются только евреи, как в то время единственный народ, сохранивший истинное боговедение) должны любить Бога, быть Ему верными, так как в этом залог их счастья ( «свет сияет» ); описанные же случаи чудесной помощи, как памятники Божественной святости ( «память святыни» ) и ничтожества идолов должны быть воспеваемы ( «славьте» ).

Очевидно, что чтение при Иосии истории еврейского народа, полной фактами чудесного водительства и защиты его со стороны Бога, наполнило писателя восторженным чувством благоговения и дало содержание этому псалму.

По переводу 70-ти: все Ангелы Его

«Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его». Словами: «мрак» и «облак» Пророк показал невидимость Божественнаго естества. Как не возможно видеть того, что закрыто облаком и мраком, так совершенно не возможно узреть и естество невидимое. Впрочем Пророк напоминает, что Он есть на горе Синаи явивший пришествие Свое облаком и мраком, и научает, что хотя не возможно увидеть естество Божие, однакоже есть возможность усматривать в действиях силу Его; потому что Бог обучил людей правде, и делающих все без разсуждения наставил, как вести жизнь по суду правому. Сие-то и «исправили» престол и царство Его.

Евфимий Зигабен

Облак и мрак окрест Его.

По словам Дидима облака и мрак есть восприятая Богом Словом плоть, как скрывающая в себе, по словам божественного Кирилла, Божество. И это место согласно с сим: и положил тьму вместо покрова для себя, вокруг Его жилище Его ( Псал. 17,12 ) .

По словам Феодорита, cиe слово облаком и мраком почтительно указывает на неудобозримость Божеского естества. Ибо как невозможно видеть покрываемого облаком и мраком; так вовсе невозможно видеть невидимое естество. Впрочем сим напоминает, что Он есть тот, который на горе Синайской в облаке и мраке показал свое явление; и учит, что хотя и нельзя лица Его видеть, но чрез действие возможно усмотреть Его силу. Прибавим из Дидима: Христово человеческое естество называется облаком, как не имеющее бремени греха; и на нем сидя Господь пришел в Египет, чтобы исполнить пророчество: се Господь сидит на облаке легком и придет в Египет, иносказательно, так называемую, вселенную для напоения сим облаком всего мира; а называется оно мраком по причине неудобовразумительности его.

Правда и судьба исправление (утверждение) престола Его.

Правда, говорит, и суд суть утверждение царства Христова; ибо Христос совершил их, когда воцарился. Истинно праведен был суд сей, т. е. тот, по которому Христос победил мучителя диавола, чтоб освободить от него находившихся во власти его людей. Или и иначе говорит о том, что царство Христово научило правде, т. е. вообще добродетели и здравому суждению, или различению.

Слова Афанасия: Cия то, говорит, была причина пришествия Его—произведение праведного суда о нашем деле, которое мы имели с злыми и вражескими силами. Безъименного: Воцарился над нами Христос, чтоб оправдать верою находившихся во грехах; и Он употребил богоприличный и благолюбивый суд, ибо оправдал не от праведных дел, но по великой своей милости. Феодорита: Христос научил людей правде, и тех, которые все делали без различия, научил жить по здравому суждению. Сию-то пользу доставит Его престол и царство.

Лопухин А.П.

Ст. 2-7 Облак и мрак окрест его: правда и судба исправление престола его. Огнь пред ним предидет и попалит окрест враги его. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Возвестиша небеса правду его, и видеша вси людие славу его. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся ему, вси ангели его.

Описание необыкновенного величия Господа. «Облако и мрак окрест Его». Он живет в облаках и тучах, обыкновенных образах явления Бога древнему человеку, указывающих на непостижимость Его существа; «правда и суд основание престола Его» - правосудие и определение - основание Его власти («престола»), т. е., в основании Его господствования лежит должное каждому мздовоздаяние, которое строго определено и не может быть отменяемо. - «Пред Ним идет огонь» - огонь обладает свойством все уничтожать, вместе с тем он является и символом очищения, т. е. Господь уничтожит всех своих врагов, но только тех, которые того заслуживают, уничтожит все нечистое, противное Ему. Одним из проявлений такой силы и суда Бога над противниками своими является молния и гроза, от которой содрогалась земля. Горы таяли от Него, вероятно, разумеются сильные потоки дождя с горы, сносившие с собою много каменьев. - «Все народы видят славу Его» - явление грозы, как выражение Божественного Правосудия («небеса возвещают правду Его») было известно всем людям. Эти явления наглядно показывали всемогущество Бога и Его достоинство; пред Ним ничтожны идолы, почему писатель и приглашает все народы признать и исповедывать только Единого Бога Иегову. К воздаянию поклонения Единому Богу писатель приглашает вместе с людьми и богов. Под богами разумеются цари и князья народов. У 70-ти приглашаются к поклонению Ангелы. Так как ангелы, как существа бесплотные, непрестанно и невидимо всегда служат Богу и покланяются Ему, то под поклонением, о котором говорит псалмопевец, нужно разуметь поклонение видимое, пред всем миром, а это будет только при Страшном Суде. Отсюда данное место псалма в понимании его писателя расширяет свой смысл, получая пророческий характер: могущество Бога над миром, проявляемое в грозах, заключает прообраз общего суда Бога над всем миром и всеми Его противниками.

Свт. Афанасий Великий

Облак и мрак окрест Его. Означает этим прикровенное снисшествие Господа к людям, когда явился в зраке раба. Правда и судьба исправление престола Его. То и было причиною отпущения грехов, что рассудил Он прю нашу, какая была у нас, очевидно, с лукавыми и сопротивными силами.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его

Т.е. царствующего. Разумеется Христос, тело которого назы­вается облаком по причине его тонкости и чистоты. С облаком соединяется мрак, – что Симмах перевел словом туман, потому что плоть, подобно туману, закрывала многим глаза и препятствовала познать божественное достоинство Единородного. Потому-то в другом месте тот же псалмопевец говорит: «и мрак сделал покровом Своим, вокруг Его – скиния Его» ( Пс.17:12 ) . «Правда и суд – основание престола Его». Таковы дела царства Божия: мы, как видно отсюда, осво­бодились от несправедливо поработивших нас, а эти последние осуждены. Впрочем, и сами мы совершим правду и суд, если по­желаем соцарствовать Богу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: