Обеспечение безопасности судна при плавании в штормовых условиях

Обновлено: 26.04.2024

Обледенение судна происходит при отрицательных температурах наружного воздуха, наличии ветра и волнения.

В предвидении плавания в районах возможного обледенения необходимо заблаговременно учитывать:

  • судно должно иметь правильную посадку, т.е. быть без крена и с дифферентом на корму, обеспечивающим хорошую всхожесть на волну;
  • грузы должны располагаться и крепиться так, чтобы избежать их смещения при крене;
  • палубный груз не должен закрывать штормовых портиков и мешать стоку воды за борт;
  • не следует загромождать верхнюю палубу тарой, оборудованием и снабжением;
  • в топливных и водяных танках (кроме расходных) не должно быть свободной поверхности жидких грузов.

При возникновении угрозы обледенения необходимо принять следующие меры:

  • выбрать курс и скорость с таким расчетом, чтобы разбрызгивание и заливание были наименьшими. При этом следует помнить, что при направлении ветра и волны с кормовых курсовых углов происходит наименьшее обледенение судна, но при этом может иметь место существенное снижение или потеря остойчивости судна на волне, особенно если длина волны близка к длине судна, а скорость ее бега приблизительно равна скорости судна;
  • попеременно изменять курс судна, приводя ветер на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и увеличения статического крена;
  • вести наблюдение за остойчивостью судна и при уменьшении до опасных пределов принять меры к ее восстановлению;
  • при появлении статического крена, если он существенно влияет на остойчивость судна или затрудняет его эксплуатацию, принять меры к его уменьшению.

Меры по восстановлению остойчивости судна:

  • удалить лед, в первую очередь с высоко расположенных конструкций, при строгом соблюдении охраны труда и техники безопасности при работе в штормовых условиях;
  • ликвидировать свободные поверхности жидких грузов в танках, в крайних случаях принять балласт в низкорасположенные танки;
  • выравнивание статического крена судна следует производить только после выявления его причины (несимметричность обледенения или отрицательная метацентрическая высота);
  • при отрицательной (или малой) метацентрической высоте перекачка жидкого груза (балласта) может перевалить судно на другой борт с еще большим креном;
  • при возникновении статического крена в результате несимметричного обледенения лед окалывать в первую очередь с накрененного борта и высоких конструкций;
  • при значительном обледенении носовой оконечности и появлении дифферента на нос в первую очередь вести интенсивную околку льда носовой оконечности, одновременно можно откатывать балласт из форпика или принимать его в ахтерпик.

В течение всего периода борьбы с обледенением необходимо:

  • удалять лед из шпигатов и штормовых портиков;
  • вести контроль за остойчивостью судна по периоду качки (при увеличении его на 20—25 % немедленно принимать меры к увеличению остойчивости);
  • вести контроль за водонепроницаемостью корпуса судна;
  • перед началом околки льда вдоль палубы и мест работы протянуть достаточное количество надежных лееров.

Активную борьбу со льдом начинают немедленно, как только замечают нарастание льда на палубе, корпусе, надстройках. Для борьбы со льдом объявляется общий аврал, в котором принимает участие весь экипаж (кроме вахт), предварительно расписанный по сменам.

По усмотрению капитана в некоторых случаях количество вахтенных на том или другом участке сокращается, а освободившиеся принимают участие в аврале. При составлении расписания по околке льда необходимо помнить, что эта работа изнурительная и может продолжаться несколько суток подряд. Поэтому для судов, попавших в условия обледенения на длительное время, в расписании по околке льда должны быть указаны жесткие нормы времени работы (возможно до 2—3 ч) с последующим отдыхом и усиленным питанием для восстановления сил. Отмечены случаи гибели судов, когда изнуренный, обессиленный экипаж не мог продолжать борьбу с обледенением.

Средства борьбы с обледенением : горячая вода и пар, подаваемые соответствующими шлангами и стволами, ломы, топоры, пешни, лопаты, деревянные кувалды, механизированный инструмент с пневмо- и электроприводами, антифризы — крепкий раствор поваренной соли с содержанием ингибиторов, противообледенительная смесь, каменная соль, жир, паста, отходы содового производства и др.

Штормовые условия во время плавания

Практические рекомендации сводятся к следующему:

а) при волне от носовых румбов необходимо снижать скорость движения судна до разумных пределов, чтобы не было захвата судна волной;

б) при плавании на волнении с длиной волны,близкой к длине судна необходимо соблюдать особую осторожность:

при встречном волнении необходимо уменьшить скорость и изменить курсовой угол волны, чтобы найти такое положение судна, при котором оно ведет себя спокойнее; в этом случае требование о равномерной загрузке судна с облегчением концевых трюмов и танков должно очень строго соблюдаться;

при попутном волнении возникает угроза значительной потери остойчивости, что может явиться причиной опрокидывания и гибели судна; скорость движения судна должна быть уменьшена;

особо опасными являются моменты, когда судно находится на гребне волны и когда нос и корма судна одновременно находятся на гребнях волн,скорость движения судна в этих случаях должна быть уменьшена и изменен курсовой угол волны;

в) следует проявлять особую осторожность в процессе удержания судна на курсе и при выполнении поворотов:

перейти на ручное управление;

избегать резких перекладок руля;

осуществлять большие перекладки руля для удержания судна на курсе;

знать, что выполнение поворотов связано с рядом опасных последствий: усиление качки, зарывания в волну, увеличение крена (заливание палубы); при выполнении поворота, особенно на большой угол, следует учитывать, что положение судна лагом к волне должно быть пройдено тогда, когда условия волнения наименьшие (затишье);

если судно идет курсом против волны, то следует рассчитать поворот так,чтобы положение лагом к волне судно прошло до подхода следующей серии высоких волн; в этом случае необходимо учитывать, что после того, как судно пройдет положение лагом к волне, оно может получить сильный удар в кормовую часть;

если судно идет по волне, то поворот на курсы против волны не следует совершать с увеличением хода, чтобы не было резких ударов в носовую часть;

приводить судно на новый курс следует на небольших скоростях, чтобы иметь возможность проверить поведение судна на разных курсах относительно волн.

Основными факторами, действующими на судно во время шторма, являются ветер и волнение. Действие ветра зависит от площади надводной части корпуса судна. Суда с малой осадкой, т. е. находящиеся в балласте, подвержены действию ветра в большей степени, особенно если они имеют развитые надстройки.
Ветер вызывает дрейф и крен судна, увеличивает сопротивление воздуха его движению и ухудшает управляемость. Ветровой крен для современных судов, должным образом загруженных и забалластированных, как правило, не опасен. Дрейф может быть опасным у берега, рифов или мелей, находящихся под ветром. Сопротивление воздуха при носовых курсовых углах ветра представляет собой значительную величину. Управляемость при ветре различных направлений, воздействующем на отдельные детали надводной части корпуса судна, ухудшается: оно приобретает рыскливость и плохо слушает руля.
Основную опасность для судна во время шторма представляет волнение, при котором оно испытывает качку, чрезмерные напряжения корпуса и удары волн.

Об уклонении судов от штормов

Сухогруз Интрепид в шторме

Сухогруз Интрепид в шторме


В наши годы бурного развития техники морской флот непрерывно пополняется новыми мощными судами, имеющими значительное водоизмещение и большую скорость хода. Казалось бы, им не страшны никакие штормы, они могут следовать через их области, не меняя курса.

Факторы воздействующие на судно в штормовых условиях

Судно входит в шторм

Судно входит в шторм


Плавание в штормовых условиях современных судов, несмотря на их крупные размеры и высокие технические и мореходные качества, остается тяжелой и ответственной задачей. Воздействие штормового ветра и волн может принести судну крупные повреждения.

Подготовка к плаванию в штормовую погоду

Готовность судна к плаванию в шторм

Готовность судна к плаванию в шторм


Хорошая морская практика требует, чтобы независимо от района плавания и прогноза погоды судно перед выходом в рейс было готово к любым изменениям погоды. Поэтому подготовка к плаванию в штормовую погоду должна начинаться еще в порту, перед выходом в рейс, с момента получения рейсового задания.

Влияние штормовых условий на мореходные качества судна

Судно в штормовых условиях

Судно в штормовых условиях


При плавании в штормовых условиях очень важно выбрать рациональный курс и скорость судна относительно волнения и ветра.
Скорость судна на волнении всегда меньше скорости на тихой воде вследствие :
увеличения сопротивления движению, вызванного воздействием ветра.

Выбор курса и скорости при плавании в штормовых условиях

Курс и скорость судна при шторме

Курс и скорость судна при шторме


Выбор курса и скорости судна в условиях шторма имеет важное значение для безопасности морских судов любого класса, но особенное значение эта проблема стала приобретать при эксплуатации специализированных судов - лесовозов,контейнеровозов, крупнотоннажных балкеров и т. п.

Способы штормования судна

Штормование судна

Штормование судна


В условиях жестокого шторма при ураганном ветре и большом волнении судно попадает в условия, когда возникает задача сохранения самого судна. Хорошая морская практика выработала разные способы штормования в зависимости от загрузки судна, наличия палубных грузов.

Изменение курса судна в штормовых условиях

Поворот судна в штормовых условиях

Поворот судна в штормовых условиях


Поворот судна в штормовую погоду - очень ответственный и опасный маневр. Иногда он совершенно необходим при изменении условий штормовой обстановки, расхождении в соответствии с МППСС, возникновении опасности по курсу или в силу других причин навигационного или эксплуатационного характера.

Борьба с обледенением судна

Обледеневшее судно

Обледеневшее судно


Обледенение возникает наиболее интенсивно при качке.
Величина обледенения зависит от:
типа судна (его размерения);
температур воздуха и воды.

Меры по обеспечению безопасности судна при плавании в шторм

Штормовые условия во время плавания

Штормовые условия во время плавания


Практические рекомендации сводятся к следующему:
а) при волне от носовых румбов необходимо снижать скорость движения судна до разумных пределов, чтобы не было захвата судна волной;
б) при плавании на волнении с длиной волны,близкой к длине судна.

Действия экипажа в аварийной ситуации

Судно в шторме

Судно в шторме


Борьба с водотечностью. Проникновение воды внутрь судна может вызвать потерю плавучести и остойчивости. В шторм необходимо усилить контроль за обеспечением водонепроницаемости корпуса. Контроль включает в себя регулярные обходы вахтенными матросами доступных частей судна.

Выполнять разработанный на судне и утвержденный капитаном план организационно-технических мероприятий по подготовке судна к плаванию в осенне-зимний период.

Обеспечить выполнение первичных мероприятий при перевозке насыпных грузов, ознакомиться с их свойствами и правилами перевозки.

Обеспечить работу факсимильной аппаратуры для приема карт метеообстановки от международных метеостанций и спутников погоды. По возможности получить достаточно точную информацию об интенсивности волнения в силе ветра в районе плавания, штормовых зонах и центрах тропических тайфунов и ураганов. В зависимости от степени опасности для судна в ожидаемых штормовых условиях плавания наметить маршрут следования и скорость на переходе, пункты- и порты-убежища.

При стоянке в порту и на рейде:

  • выполнить вышеперечисленные мероприятия;
  • обеспечить получение штормового предупреждения и прогноза погоды от портнадзора;
  • иметь на борту необходимую численность экипажа для обеспечения безопасной стоянки, борьбы за живучесть и обеспечения выхода судна в море;
  • привести в готовность машины для экстренного выхода в район штормования;
  • увеличить количество швартовов и длину вытравленной в воду якорь-цепи в зависимости от степени волнения и силы ветра;
  • прекратить грузовые операции, закрыть люки грузовых трюмов;
  • закрепить палубный груз и груз в трюмах;
  • если позволяют глубины, целесообразно заполнить, не снижая остойчивости, балластные танки, диптанки, пики и другие емкости, исключить наличие свободных поверхностей в них;
  • при наличии в порту буксиров заблаговременно заказать их для обеспечения безопасной стоянки судна или экстренного выхода в море.

При плавании в штормовых условиях капитан обязан:

  • обеспечить через начальников служб выполнение полного комплекса мероприятий по подготовке судна к плаванию в штормовых условиях с учетом мореходных качеств судна, его конструктивных особенностей, навигационного оборудования, загрузки, прочности и водонепроницаемости корпуса, мощности машин, винторулевого устройства, спасательных устройств, аварийно-спасательного снабжения, бункера, запасов воды и продовольствия;
  • оповестить экипаж и пассажиров о приближении шторма и информировать о порядке передвижения по судну, пользовании судовыми помещениями, поведении на судне и др.;
  • прекратить судовые работы на открытых палубах;
  • получить рекомендации через органы Гидрометеорологической службы для плавания наивыгоднейшими путями и направлять необходимую информацию в их адрес во время всего плавания под метеопроводкой;
  • проанализировать степень грозящей опасности судну и возможные последствия при преодолении штормовых зон и, руководствуясь хорошей морской практикой, соображениями безопасности и экономической выгоды, уклониться от зоны прохождения шторма, обойти его наивыгоднейшим путем;
  • при расхождении с тропическими циклонами руководствоваться рекомендациями лоций морей, сообразуясь с общими правилами и конкретной обстановкой;
  • в случаях невозможности по гидрометеорологическим причинам продолжать рейс, следовать в порт-убежище, а также оставаться в порту, у причала или на рейде, выбрать способ штормования;
  • для выбора оптимальных курса и скорости следования, а также для выбора способа штормования использовать универсальную диаграмму качки;
  • определить периоды собственных продольных и поперечных колебаний судна, кажущийся период волны, длину волны, курсовой угол волнения, лаговую скорость. Для нерегулярных волн: определить период собственных колебаний судна T1 и Т2, балльность или высоту волны;
  • проверить значение поперечной метацентрической высоты по периоду качки; нанести на диаграмме зоны усиленной качки;
  • о переходе к штормованию, состоянии погоды, судна и груза радиограммой информировать судовладельца, а при необходимости и агента в порту назначения; о месте и времени перехода к штормованию сделать запись в судовом журнале с описанием обстановки и причин, вызвавших такое решение;
  • перейти на ручное управление рулем опытными рулевыми;
  • усилить визуальное, слуховое и радиолокационное наблюдение за горизонтом;
  • включить ходовые навигационные огни независимо от времени суток;
  • при маневрировании для расхождения с другим судном принять другие, дополнительные меры предосторожности. Большие амплитуды рыскания могут ввести в заблуждение и повлечь за собой ошибочный маневр другого судна. Поэтому, если для расхождения судов необходим отворот, он должен быть заблаговременным и значительным;
  • перед поворотом убедиться в водонепроницаемости корпуса, герметичности всех закрытий наружного контура и надежности крепления грузов, такелажа, шлюпок, трапов и др.;
  • о предстоящем повороте и возможном значительном крене оповестить экипаж по общесудовой трансляции, предупредить механика о готовности к реверсам, поставить опытного рулевого на руль;
  • после наблюдения за поведением судна, периодом качки и амплитудой крена определить момент спада качки и выполнить поворот в кратчайший срок до подхода серии крупных волн. Поворот безопаснее выполнять в светлое время суток;
  • при пониженной остойчивости, наличии груза, склонного к смещению, слабой машине и плохой управляемости не допускать поворотов на волнении, за исключением ситуации, когда сохранение курса грозит гибелью судна;
  • если уж обстоятельства вынуждают сделать поворот, предупредить экипаж, отдать распоряжение надеть спасательные жилеты, чтобы в случае неудачного исхода быть готовыми покинуть судно в кратчайший срок, так как во время поворота судно может перевернуться и затонуть в течение нескольких минут;
  • перед поворотом связаться с судовладельцем, доложить обстановку, держать постоянную связь с радиоцентром, установить связь с ближайшими судами, которые могут оказать необходимую помощь.

Особенности борьбы за живучесть судна в штормовых условиях

При пожаре или при обнаружении поступления воды вовнутрь судна во время шторма:

Контроль за обеспечением водонепроницаемости корпуса в шторм включает в себя:

  • регулярный замер уровня воды в льялах в защищенных местах от попадания забортной воды;
  • регулярные обходы вахтенными матросами доступной части судна;
  • контрольные откачки льял и сточных колодцев.

Вахтенный механик при выполнении контрольной откачки льял и сточных колодцев должен следить за временем работы осушительного насоса; если он качает дольше обычного времени, необходимо об этом доложить на мостик.

Вахтенный помощник обязан вести постоянное наблюдение за поведением судна, чтобы предусмотреть ухудшение остойчивости и появление водотечности по следующим признакам:

  • увеличение периода бортовой качки;
  • появление и постепенное увеличение статического крена;
  • изменение статического крена с одного борта на противоположный;
  • увеличение дифферента;
  • увеличение заливаемости палубы без видимых признаков усиления ветра и волнения;
  • шум (свист) воздуха из закрытых помещений и трюмных вентиляционных раструбов.

При обнаружении водотечности следует изменить курс и скорость таким образом, чтобы была возможность произвести осмотр предполагаемого места пробоины и вести борьбу с водотечностью. Лучшим в этом положении будет следование против волны с минимальной скоростью, так как движение по волне с пониженной остойчивостью может быть опасным.

Принять следующие меры по устранению водотечности:

  • в кратчайший срок установить место пробоины;
  • предотвратить распространение воды в другие помещения судна;
  • ввести в действие осушительные насосы;
  • лечь в дрейф, чтобы поставить на пробоину пластырь (постановка жесткого пластыря в шторм исключается);
  • после постановки пластыря изменить курс так, чтобы пробоина была с подветренного борта, и приступить к ее заделке;
  • при очень больших пробоинах вызвать на помощь береговую аварийно-спасательную службу, если это возможно.

В штормовых условиях особенно важно, чтобы быстро «стал» цемент, поэтому следует использовать ускорители твердения бетона (жидкое стекло, хлористый кальций, сода, техническая соляная кислота), не считаясь со снижением прочности бетона;

После принятия мер для уменьшения поступления воды вовнутрь корпуса и сокращения распространения ее по судну по возможности следовать в порт-убежище или укрытие под берег;

Необходимо помнить, что выравнивание крена путем перекачки жидкости с одного борта на другой опасно.

В случае, если принятые меры оказались неэффективными и судну грозит гибель, капитан должен предпринять следующие меры для спасения экипажа:

  • обратиться за помощью к ближайшим судам или спасателям; с помощью машины выполнить маневр, чтобы прикрыть шлюпки от ударов волн при их спуске;
  • спустить спасательные шлюпки заранее, до появления большого крена и до того, как будет отдана команда об остановке главного двигателя и покидании людьми машинного отделения;
  • высадить в шлюпки членов экипажа, непосредственно не участвующих в работах по заделке пробоины, и пассажиров.

Несвоевременные меры по оставлению судна могут явиться причиной гибели людей.

При получении информации о предстоящем шторме капитан обязан принять надлежащие меры для уменьшения степени риска при попадании судна в штормовые условия, если не представляется возможности избежать опасной штормовой зоны.

Конкретные погодные условия, загрузка и мореходные качества судна должны быть учтены капитаном при выборе способа штормования. В любом случае должны быть предприняты подготовительные меры к встрече шторма: оповещен экипаж и пассажиры, проверена водонепроницаемость корпуса судна и проведены другие мероприятия по предотвращению нежелательных последствий шторма. Все эти меры следует проводить в кратчайшие сроки до ухудшения погоды, поскольку в дальнейшем многие действия экипажа могут быть затруднены. Если необходимо, то заполняются балластные танки.

По возможности должны быть ликвидированы свободные поверхности в танках, устранен статический крен, опробованы водоотливные средства и т. д.

При плавании судна в условиях шторма на попутном волнении или волнении с кормовых курсовых углов характеристики его основных мореходных качеств, таких, как остойчивость, качка и управляемость существенно изменяются.

Возникновению аварийной ситуации обычно предшествует одно из следующих трех явлений или их комбинация:

·значительное изменение или потеря поперечной остойчивости при прохождении вершины волны вблизи миделя судна. Наиболее опасным в этом отношении является движение судна на волнах, длина и скорость которых близки соответственно к длине и скорости судна. При этом время пребывания судна с пониженной ниже опасного уровня остойчивостью за кажущийся период волны может оказаться большим, чем время, потребное ему на наклонение из вертикального положения на опасный угол крена или на опрокидывание;

· захват волной, потеря управляемости и самопроизвольный неуправляемый разворот судна лагом к волне — брочинг. Наиболее опасным является захват на переднем склоне волн, имеющих скорость волны больше скорости судна и длину волны примерно равную длине судна. Брочингу в основном подвержены малые суда, имеющие длину менее 60 м.

Основными признаками изменения поведения судна на попутном волнении, свидетельствующими о его недостаточной безопасности в случае недостаточной остойчивости, являются:

·неожиданное самопроизвольное увеличение крена при нахождении вершины отдельных волн вблизи миделя судна, существенно превышающее значение предшествующих углов статического крена или амплитуд качки;

· длительное по сравнению с четвертью периода собственных колебаний судна наклонение судна на борт, задержка (зависание) в положении. максимального крена и медленное возвращение в исходное состояние. Такие наклонения в зависимости от наличия начального крена, вызванного несимметричной загрузкой, давлением ветра или иными причинами, могут быть асимметричными.

В случае основного или параметрического резонансов бортовой качки значительно возрастает амплитуда бортовой качки судна в случаях, когда ее период (основной резонанс) приблизительно равен или вдвое превышает кажущийся период волны (параметрический резонанс).

В случае брочинга возникнут: значительные колебания скорости при прохождении волны относительно судна, его тенденция к разгону на переднем склоне попутной волны; ухудшится устойчивость на курсе, и судно будет стремиться; развернуться лагом к волне; увеличатся скорости и амплитуды перекладки руля, потребные для удержания судна на курсе; судно плохо. будет слушаться руля, поскольку при равенстве скоростей движения судна и волны прекращается обтекание пера руля потоком воды и остается только набегающий поток, вызванный работой гребного винта. В таком состоянии судно, двигаясь с достаточно большой скоростью и находясь на границе устойчивости движения, получает случайное . возмущение и резко разворачивается лагом к волне.

Большое значение при плавании в штормовых условиях имеет правильное управление рулем. Необходимо заблаговременно перекладывать руль, чтобы не допустить уход судна с заданного курса, перейти на ручное управление, так как в штормовых условиях наиболее важно сохранить управляемость судна, а это чаще всего можно достигнуть только перекладкой руля на большие углы.

Для любого судна, в зависимости от условий и степени шторма поворот на другой курс связан с целым рядом неприятных или даже опасных обстоятельств: усилением качки, зарыванием в волну, попаданием на палубу больших, масс воды и др. Перед началом поворота экипаж должен быть извещен об этом.

Поворот судна с встречных курсовых углов на попутные осуществляют перекладкой руля на подветренный борт в момент подхода -группы больших волн, с тем, чтобы в положении лагом к волне оно оказалось в период затишья, вторая часть поворота должна осуществляться быстрее, чтобы сократить время воздействия волн в опасном положении. Переход на кормовые курсовые углы может сопровождаться усилением бортовой качки вследствие сближения периода собственных .-колебаний судна и кажущегося периода волн, что следует оценить по диаграмме штормования.

В некоторых случаях (например, для тихоходных судов) поворот под ветер выполняется на заднем ходу.

Если на кормовых курсовых углах, то первая половина при повороте с попутного волнения на встречное должна выполняться на малом ходу, а вторая—как можно быстрее. Однако следует иметь в виду, что переход судна в зону усиленной бортовой качки на резонансных курсовых уг­лах может потребовать дальнейшего маневрирования и чрезмерный разгон судна и его инерция могут сделать эти маневры более опасными.

Поворот судна на ветер требует большего времени, поскольку в этом случае ветер и волны препятствуют развороту, а управляемость ухудшается. Для сохранения управляемости можно использовать увеличение скорости судна. Для тихоходных судов с развитыми носовыми надстройками подобный разворот трудно осуществим либо невозможен.

Грузовые операции в море

Грузовые операции на рейде.

Морские суда доставляют грузы не только в оборудованные порты, но и в районы побережий, где грузовые операции приходится вести на открытых рейдах.

Под открытым рейдом понимается акватория, пригодная для стоянки судов на якоре только при определенных условиях и не защищенная от воздействия ветра и волнения. Здесь производится выгрузка с последующей доставкой грузов в портпункты, расположенные на необорудованном берегу.

На рейдах у отлогих берегов глубины, пригодные для стоянки судов на якоре, находятся на значительном расстоянии от берега. Плавсредствам, участвующим в грузовых операциях, приходится совершать большие пробеги до судна и обратно. Это снижает темпы грузовых работ и удлиняет время стоянки судна.




Акватория открытых рейдов у скалистых берегов обычно небольшая. Глубины, при которых возможна постановка судна на якорь, проходят узкой полосой вблизи берега. Дно каменистое, неровное. Якоря держат плохо. При

усилении ветра судно начинает дрейфовать, немедленно прекращает грузовые операции и уходит в море.

Все это обусловливает особенности погрузки и выгрузки; так, при рейдовых грузовых операциях:

· работа судна зависит от гидрометеорологических условий и оно должно быть постоянно готово с ухудшением погоды сняться с якоря и уйти в море;

· для обеспечения погрузки и выгрузки судна требуются плавсредства, судовые грузовые устройства и участие судового экипажа в работах;

· в замерзающих морях могут возникать затруднения из-за беспрерывно меняющейся ледовой обстановки, дрейфующий лед нередко заставляет судно менять якорную стоянку или не становиться на якорь, а выгрузку вести в дрейфе или даже на ходу, уклоняясь от дрейфующих льдин;

· нельзя допускать чрезмерного дифферента или крена судна, нельзя сразу снимать найтовы со всего палубного груза, так как судно должно быть готово с ухудшением погоды немедленно уйти в море.

Подготовка судна к рейдовым операциям проводится заранее, еще в порту отправления; она включает в себя:

· проверку корпуса судна, якорного, рулевого, швартовного и грузового устройств;

· приобретение нужного количества тросов для швартовки плавсредств и для бакштовов, кранцев, грузового инвентаря (сеток, стропов, блоков, храпцов, грузовых площадок, грейферов и средств освещения мест грузовых операций);

· получение специальных контейнеров и другой необходимой перегрузочной техники;

· организацию рабочих бригад из числа членов экипажа.

Особое внимание обращают на загрузку трюмов. Расположение груза в трюмах должно соответствовать порядку захода судна в пункты назначения, поскольку, как правило, при следовании судов на побережья назначается не один, а несколько пунктов выгрузки и погрузки. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность выгрузки и погрузки грузов на рейдах широким фронтом (т. е. на несколько трюмов) и без ухудшения мореходных качеств судна (не допускать чрезмерного дифферента, крена, излишней загроможденности палубы, незакрепленного палубного груза).

На подходе к рейду, если погода благоприятна и позволяет выполнять грузовые операции, вооружают и устанавливают в рабочее положение грузовые стрелы или краны и приступают к раскреплению той части палубного груза, которую будут выгружать сразу с приходом на рейд.

После отдачи якоря на рейде судно готовят для приема береговых плавсредств. Для этого развешивают по бортам кранцы, готовят штормтрапы, возле которых устанавливают спасательные круги, готовят бросательные концы для приема швартовов с рейдовых плавсредств. Также готовят швартовы на случай подачи их на плавсредства и бурундуки — тросы, которые проводят вдоль борта от носа до кормы судна и прихватывают серьгами, чтобы они были всегда над водой. Бурундуки используются плавсредствами при швартовке к борту судна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: