Об утверждении регламента проведения судебного примирения

Обновлено: 25.04.2024

Действующим законодательством определено, что судебное примирение является примирительной процедурой с участием судебного примирителя. Судебное примирение проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Судебное примирение сторонами не оплачивается и может проводиться на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и иных федеральных законов.

В соответствии с положениями ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 № 41 утвержден Регламент проведения судебного примирения (далее – Регламент).

Нормами Регламента установлен порядок судебного примирения с учетом положений процессуального законодательства.

Кроме того, Регламентом определены требования к судебным примирителям.

Так, судебным примирителем является судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Данный список размещается на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальных сайтах судов, мировых судей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон. Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения, где устанавливается срок судебного примирения.

Статьей 14 Регламента определяются права судебного примирителя, к которым относятся, в частности: ведение переговоров со сторонами; изучение представленных сторонами документов и иной информации; ознакомление с материалами дела с согласия суда; получение консультации у специалистов; предоставление сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора; разъяснение законодательства и практики его применения.

Судебный примиритель не вправе разглашать без письменного согласия сторон полученную от них информацию, а также нарушать иные принципы судебного примирения.

Изначально судебный примиритель согласовывает со сторонами правила проведения судебного примирения, решает организационные вопросы (в частности, уточняет время и место встречи со сторонами). При этом неявка сторон (представителей сторон) для проведения судебного примирения без предварительного уведомления судебного примирителя может являться основанием для обращения судебного примирителя в суд для решения вопроса о возобновлении судебного разбирательства.

Судебное примирение проводится в форме переговоров. Судебный примиритель предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение относительно причин возникновения спора; устанавливает фактические отношения сторон; выясняет содержание взаимных претензий.

В ходе использования судебного примирения стороны могут достичь результатов примирения, закрепленных ст. 153.7 ГПК РФ, ст. 138.6, ч. 3 ст. 190 АПК РФ, ст. 137.7 КАС РФ. Мировое соглашение, соглашение о примирении, соглашение по фактическим обстоятельствам готовятся сторонами при содействии судебного примирителя.

Информация о достижении сторонами результата примирения не позднее дня, следующего за днем его достижения, передается суду в письменном виде судебным примирителем для решения вопроса о возобновлении производства по делу и для решения вопроса об утверждении соответствующего результата примирения.

Судебный примиритель до истечения срока проведения судебного примирения вправе прекратить судебное примирение, если в ходе его проведения сочтет, что дальнейшее проведение судебного примирения нецелесообразно.

В указанных случаях судебным примирителем составляется мотивированный письменный отказ от проведения судебного примирения, который не позднее следующего дня передается сторонам судебного примирения и суду.

Прокуратура г. Сосногорска

Прокуратура
Республики Коми

Прокуратура Республики Коми

22 ноября 2019, 00:00

Институт судебного примирения

Действующим законодательством определено, что судебное примирение является примирительной процедурой с участием судебного примирителя. Судебное примирение проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Судебное примирение сторонами не оплачивается и может проводиться на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и иных федеральных законов.

В соответствии с положениями ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 № 41 утвержден Регламент проведения судебного примирения (далее – Регламент).

Нормами Регламента установлен порядок судебного примирения с учетом положений процессуального законодательства.

Кроме того, Регламентом определены требования к судебным примирителям.

Так, судебным примирителем является судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Данный список размещается на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальных сайтах судов, мировых судей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон. Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения, где устанавливается срок судебного примирения.

Статьей 14 Регламента определяются права судебного примирителя, к которым относятся, в частности: ведение переговоров со сторонами; изучение представленных сторонами документов и иной информации; ознакомление с материалами дела с согласия суда; получение консультации у специалистов; предоставление сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора; разъяснение законодательства и практики его применения.

Судебный примиритель не вправе разглашать без письменного согласия сторон полученную от них информацию, а также нарушать иные принципы судебного примирения.

Изначально судебный примиритель согласовывает со сторонами правила проведения судебного примирения, решает организационные вопросы (в частности, уточняет время и место встречи со сторонами). При этом неявка сторон (представителей сторон) для проведения судебного примирения без предварительного уведомления судебного примирителя может являться основанием для обращения судебного примирителя в суд для решения вопроса о возобновлении судебного разбирательства.

Судебное примирение проводится в форме переговоров. Судебный примиритель предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение относительно причин возникновения спора; устанавливает фактические отношения сторон; выясняет содержание взаимных претензий.

В ходе использования судебного примирения стороны могут достичь результатов примирения, закрепленных ст. 153.7 ГПК РФ, ст. 138.6, ч. 3 ст. 190 АПК РФ, ст. 137.7 КАС РФ. Мировое соглашение, соглашение о примирении, соглашение по фактическим обстоятельствам готовятся сторонами при содействии судебного примирителя.

Информация о достижении сторонами результата примирения не позднее дня, следующего за днем его достижения, передается суду в письменном виде судебным примирителем для решения вопроса о возобновлении производства по делу и для решения вопроса об утверждении соответствующего результата примирения.

Судебный примиритель до истечения срока проведения судебного примирения вправе прекратить судебное примирение, если в ходе его проведения сочтет, что дальнейшее проведение судебного примирения нецелесообразно.

В указанных случаях судебным примирителем составляется мотивированный письменный отказ от проведения судебного примирения, который не позднее следующего дня передается сторонам судебного примирения и суду.

25 октября 2019 года вступят в силу законы, которые расширят перечень примирительных процедур. Помимо медиации в ГПК, АПК и КАС введут переговоры и судебное примирение. Пленум ВС представил регламент для этой процедуры.

Как рассказал секретарь Пленума Виктор Момотов, над проектом регламента работали судьи шести коллегий Верховного суда и сотрудники управления систематизации законодательства и анализа судебной практики.

Момотов подчеркнул: положения регламента будут для сторон диспозитивными, они смогут сами установить приемлемую для них процедуру, если она не противоречит регламенту.


Документ представляет собой настольную книгу не только для судебного примирителя, но и для сторон.

«Минюст принимал участие в обсуждении документа, полагаем, что соблюдён тот самый баланс между описанием процедур и ориентиром на то, что сама процедура проводится в соответствии с принципами добровольности», – заявил Денис Новак, заместитель министра юстиции.

Проект регламента отправили на доработку, в окончательной редакции его должны принять на ближайшем заседании Пленума ВС (дата пока не уточняется).

Принципы и требования к примирителям

Первый раздел регламента содержит общие положения, принципы и задачи судебного примирения. Один из важнейших принципов – добровольность. Стороны должны участвовать в судебном примирении добровольно, они вправе отказаться от продолжения проведения примирения на любой его стадии и в письменной форме сообщить об этом другим участникам процесса.

Устанавливается и принцип сотрудничества, согласно которому переговоры должны носить конструктивный и созидательный характер и проходить в атмосфере «доверия и взаимного уважения». Принцип равноправия предполагает, что судебный примиритель будет не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

В этом же разделе устанавливаются и основные требования к судебным примирителям. Ими станут судьи в отставке из специального списка, который будет утверждать Пленум ВС. Но примирителями смогут стать не все «отставники»: эта должность для них закрыта, если они работают в госорганах, помогают депутатам или сенаторам или назначены на должность финансового омбудсмена.

Порядок примирения

Во втором разделе регламента прописан порядок судебного примирения. Согласно документу, процедуру должна инициировать одна из сторон своим ходатайством. Суд также может предложить процедуру сторонам при наличии их согласия. Процессуальным основанием для проведения процедуры станет определение суда. Срок примирения будет определять суд.

В документе прописываются и права сторон. Они вправе:

  • выбирать судебного примирителя (из списка, составленного Пленумом ВС);
  • вносить предложения по порядку примирения;
  • заявлять о необходимости участия в примирении иных лиц;
  • ходатайствовать о продлении процедуры.

Запрещается разглашать информацию, полученную от другой стороны в ходе судебного примирения, без письменного согласия другой стороны. Нельзя затягивать процедуру судебного примирения. В регламенте прописаны также права и обязанности непосредственно для примирителей.

Процедура завершается в случаях примирения, непримирения, истечения сроков процедуры и прекращения процедуры примирителем. Например, когда стороны очевидно не смогут договориться.

По итогам примирения стороны должны заключить мировое соглашение при содействии примирителя, который должен убедиться, что стороны одинаково понимают условия соглашения.

На этой неделе вступят в силу законы, которые расширят перечень примирительных процедур, среди которых будет и судебное примирение. Требования к нему включат в специальный регламент.

Во вторник, 22 октября, в 10:00 начнётся заседание Пленума Верховного суда. Первая тема повестки – обсуждение проекта постановления «Об утверждении регламента проведения судебного примирения».

Как сообщили в комитете Госдумы по госстроительству и законодательству, 25 октября 2019 года вступят в силу законы, которые расширят перечень примирительных процедур. Помимо медиации в ГПК, АПК и КАС введут переговоры и судебное примирение.

«Примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по ходатайству стороны или по предложению суда при согласии сторон. Судебными примирителями и медиаторами смогут быть судьи в отставке», – уточнил председатель комитета Павел Крашенинников.

Результатом примирительных процедур могут стать:

  • мировое соглашение;
  • частичный или полный отказ от иска / его частичное или полное признание;
  • полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы;
  • соглашение по обстоятельствам дела.

Предполагается, что переговоры будут проходить на условиях, определённых сторонами. Медиация может применяться к спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых отношений, а также административных и иных публичных правоотношений.

«Медиативные соглашения, достигнутые в результате процедуры медиации, проведённой без передачи спора на рассмотрение суда, в случае нотариального удостоверения будут иметь силу исполнительного документа», – отметил Крашенинников.

Порядок проведения судебного примирения, а также требования к примирителю определит соответствующий регламент, который утвердит Пленум ВС.


Законы закрепляют более широкие возможности для применения примирительных процедур на различных стадиях судебного процесса. Предложенная система позволит сторонам с большей эффективностью приходить к взаимоприемлемому урегулированию споров, что положительным образом скажется не только на оптимизации судебной нагрузки, но и на снижении конфликтности, укреплении социальных и деловых связей, развитии партнёрских отношений и повышении правосознания граждан.

Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

В чём суть нововведений?

В процессуальном законодательстве (АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ) закреплены порядок и сроки проведения примирительных процедур. Список примирительных процедур расширится, но останется открытым. Помимо уже известной процедуры медиации, к видам примирительных процедур отнесены переговоры и судебное примирение.

Предусмотрены требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения.

Кроме того, дополнены основания для частичного возврата госпошлины при рассмотрении дел в суде и определены полномочия Пленума Верховного Суда РФ в части проведения судебного примирения.

Зачем потребовались такие поправки?

Поправки призваны внедрить в систему правосудия способы урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе процедуры судебного примирения при содействии судебного примирителя. Также планируется дополнительно стимулировать стороны к использованию примирительных процедур в рамках гражданского, административного судопроизводства и в арбитражном процессе.

Развитие альтернативных методов разрешения споров является действенным способом оптимизации судебной нагрузки посредством уменьшения количества дел в судах, что в свою очередь позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту.

Как сторонам спора показать, что они пытались примириться?

Если стороны пытались примириться, то при подаче иска нужно будет указать, что именно в этом плане ими было предпринято. К иску потребуется приложить документы, подтверждающие примирительные действия, если конечно такие документы имеются в наличии.

Если примирительные действия совершал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на иск, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, могут ли стороны примириться.

Сейчас согласно позиции Пленума ВАС РФ судья при подготовке дела к разбирательству только предлагает участникам дела сообщить о предпринятых примирительных действиях и представить соответствующие документы.

Каков порядок примирительной процедуры?

Суд сможет вынести определение о проведении примирительной процедуры. Это произойдет, если, например, стороны согласились с предложением суда провести данную процедуру или тот удовлетворил ходатайство о ней.

В определении суд укажет среди прочего срок, в течение которого должна быть завершена примирительная процедура. Стороны смогут ходатайствовать о его продлении.

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило. Суд сможет при согласии юрлица, ИП или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру.

Каким образом будет проходить судебное примирение?

Судебное примирение будет проводиться с участием судебного примирителя. Им станет судья в отставке. Эту процедуру можно будет применить на любой стадии производства. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определит регламент, который утвердит Пленум ВС РФ.

Отметим, примиритель не сможет совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Что должно стать итогом примирительных процедур?

В процессуальных кодексах установлены схожие результаты примирительных процедур. К примеру, в АПК РФ введён открытый перечень результатов примирения участников дела, в частности:

  • мировое соглашение;
  • частичный или полный отказ от иска;
  • частичное или полное признание иска;
  • частичный или полный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы.

Полагается ли возврат госпошлины в случае примирения?

Да, соответствующие изменения внесены в НК РФ. Поправками установлено, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании иска ответчиком до принятия решения судом первой инстанции истцу будут возвращать 70% суммы уплаченной им госпошлины, на стадии апелляции — 50%, на стадии кассации, надзора — 30%.

Сейчас при заключении мирового соглашения до принятия решения ВС РФ, арбитражными судами истцу возвращают 50% госпошлины. Это положение не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

Что ещё поменялось?

Уточнён ряд норм, посвящённых мировому соглашению. В частности, установлено, что третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, вправе участвовать в заключении мирового соглашения в качестве стороны. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если по условиям этого соглашения они приобретают права либо на них возлагаются обязанности.

Верховный Суд Российской Федерации поддержал сегодня на заседании Пленума проект постановления "Об утверждении Регламента проведения судебного примирения". Документ разрабатывался рабочей группой ВС РФ в связи с вступлением в силу с 25 октября текущего года Федерального конституционного закона от 26 июля 2019 г. № 3-ФКЗ " О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с совершенствованием примирительных процедур " (далее – Закон № 3-ФКЗ).

Указанным законом к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения (далее – Регламент), а также формирование и утверждение списка судебных примирителей на основе предложений кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономных округов, суда автономной области, окружных (флотских) военных и арбитражных судов (п. 13.1 ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ " О Верховном Суде Российской Федерации " в редакции Закона № 3-ФКЗ). Появление новых полномочий и необходимость утверждения соответствующего Регламента связаны в свою очередь с вступлением в действие с 25 октября новых норм о примирительных процедурах при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ").

Напомним, что к примирительным процедурам, проведение которых будет возможно с 25 октября на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, относятся переговоры, посредничество, в том числе медиация, и судебное примирение. При этом список не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону. Примирительную процедуру можно будет провести по ходатайству сторон (стороны) либо при согласии сторон по предложению суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к разбирательству или в ином определении по делу. Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Изменения будут инкорпорированы во все процессуальные кодексы – Гражданский процессуальный кодекс , Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства .

Предполагается, что примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, а также будет способствовать сохранению социальных связей и деловых отношений, и в целом снзит уровень конфликтности в обществе.

В подготовленном рабочей группой ВС РФ проекте Регламента (текст имеется в распоряжении ГАРАНТ.РУ) два раздела – первый посвящен общим положениям (целям и задачам, принципам примирения, требованиям, предъявляемым к судебным примирителям), а второй – порядку судебного примирения с детальным описанием процедуры. Судебное примирение, как указано в проекте, проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Его задачами являются соотнесение и сближение позиций сторон, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора, оказание сторонам содействия в достижении результата примирения. К принципам судебного примирения относятся добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность. Судебные примирители утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей в отставке с учетом опыта работы в качестве судьи, опыта научной деятельности, специализации, региона проживания. При этом не смогут выступать в качестве судебного примирителя судьи в отставке, привлеченные к осуществлению правосудия или работающие в органах госвласти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных, иных общественных объединениях, а также в качестве помощников депутата Госдумы, члена Совета Федерации или депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ либо назначенные на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Заместитель Министра юстиции России Денис Новак отметил, что процедура судебного примирения в проекте Регламента описана подробно. Такой документ сможет, по его словам, стать "настольной книгой" для судебных примирителей и сторон. Представитель Минюста России указал лишь на несколько редакционных замечаний. Например, следует, как он отметил, исключить из п. 1 ст. 17 проекта Регламента упоминание о том, что судебное примирение проводится в форме переговоров, поскольку переговоры являются самостоятельным видом примирительных процедур.

Виктор Момотов подчеркнул, что нормы, регулирующие процедуру судебного примирения, будут диспозитивными – стороны смогут самостоятельно определять порядок примирения при условии, что он не будет противоречить общим положениям. Так, предусматривается, что судебное примирение проводится в срок, установленный судом в определении о проведении судебного примирения, но по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения будут вправе выбирать судебного примирителя, вносить предложения по порядку проведения примирения, заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц, сообщать необходимую для урегулирования спора информацию, задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю, высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения, обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон, ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Судебное примирение, согласно проекту Регламента, может включать в себя следующие стадии:

открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);

изложение обстоятельств спора и интересов сторон;

формулирование сторонами вопросов для обсуждения;

индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;

выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;

оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;

завершение судебного примирения при достижении либо недостижении результата (результатов) примирения, истечении срока проведения примирения или прекращении процедуры судебным примирителем.

Оставить заявку

Верховный Суд Российской Федерации поддержал сегодня на заседании Пленума проект постановления "Об утверждении Регламента проведения судебного примирения". Документ разрабатывался рабочей группой ВС РФ в связи с вступлением в силу с 25 октября текущего года Федерального конституционного закона от 26 июля 2019 г. № 3-ФКЗ " О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с совершенствованием примирительных процедур " (далее – Закон № 3-ФКЗ).

Указанным законом к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения (далее – Регламент), а также формирование и утверждение списка судебных примирителей на основе предложений кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономных округов, суда автономной области, окружных (флотских) военных и арбитражных судов (п. 13.1 ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ " О Верховном Суде Российской Федерации " в редакции Закона № 3-ФКЗ). Появление новых полномочий и необходимость утверждения соответствующего Регламента связаны в свою очередь с вступлением в действие с 25 октября новых норм о примирительных процедурах при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ").

Напомним, что к примирительным процедурам, проведение которых будет возможно с 25 октября на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, относятся переговоры, посредничество, в том числе медиация, и судебное примирение. При этом список не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону. Примирительную процедуру можно будет провести по ходатайству сторон (стороны) либо при согласии сторон по предложению суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к разбирательству или в ином определении по делу. Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Изменения будут инкорпорированы во все процессуальные кодексы – Гражданский процессуальный кодекс , Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства .

Предполагается, что примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, а также будет способствовать сохранению социальных связей и деловых отношений, и в целом снзит уровень конфликтности в обществе.

В подготовленном рабочей группой ВС РФ проекте Регламента (текст имеется в распоряжении ГАРАНТ.РУ) два раздела – первый посвящен общим положениям (целям и задачам, принципам примирения, требованиям, предъявляемым к судебным примирителям), а второй – порядку судебного примирения с детальным описанием процедуры. Судебное примирение, как указано в проекте, проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Его задачами являются соотнесение и сближение позиций сторон, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора, оказание сторонам содействия в достижении результата примирения. К принципам судебного примирения относятся добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность. Судебные примирители утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей в отставке с учетом опыта работы в качестве судьи, опыта научной деятельности, специализации, региона проживания. При этом не смогут выступать в качестве судебного примирителя судьи в отставке, привлеченные к осуществлению правосудия или работающие в органах госвласти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных, иных общественных объединениях, а также в качестве помощников депутата Госдумы, члена Совета Федерации или депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ либо назначенные на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Заместитель Министра юстиции России Денис Новак отметил, что процедура судебного примирения в проекте Регламента описана подробно. Такой документ сможет, по его словам, стать "настольной книгой" для судебных примирителей и сторон. Представитель Минюста России указал лишь на несколько редакционных замечаний. Например, следует, как он отметил, исключить из п. 1 ст. 17 проекта Регламента упоминание о том, что судебное примирение проводится в форме переговоров, поскольку переговоры являются самостоятельным видом примирительных процедур.

Виктор Момотов подчеркнул, что нормы, регулирующие процедуру судебного примирения, будут диспозитивными – стороны смогут самостоятельно определять порядок примирения при условии, что он не будет противоречить общим положениям. Так, предусматривается, что судебное примирение проводится в срок, установленный судом в определении о проведении судебного примирения, но по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения будут вправе выбирать судебного примирителя, вносить предложения по порядку проведения примирения, заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц, сообщать необходимую для урегулирования спора информацию, задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю, высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения, обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон, ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Судебное примирение, согласно проекту Регламента, может включать в себя следующие стадии:

открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);

изложение обстоятельств спора и интересов сторон;

формулирование сторонами вопросов для обсуждения;

индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;

выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;

оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;

завершение судебного примирения при достижении либо недостижении результата (результатов) примирения, истечении срока проведения примирения или прекращении процедуры судебным примирителем.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: