О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции

Обновлено: 29.04.2024

от 20 июня 2002 г. N 32/35

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ХОДАТАЙСТВ ИНОСТРАННЫХ

ГОСУДАРСТВ ОБ ЭКСТРАДИЦИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ

УПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с принятием и введением в действие с 1 июля 2002 года Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в целях обоснованного и своевременного рассмотрения ходатайств иностранных государств о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления на территории других государств, обеспечения их прав и законных интересов, осуществления действенного прокурорского надзора за законностью задержания и заключения под стражу этих лиц в порядке и на условиях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, руководствуясь п. 1 ст. 17 и п. 2 ст. 30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур при рассмотрении вопросов, связанных с выдачей иностранному государству обвиняемых, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора, руководствоваться международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, а также Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в части, не противоречащей международному и российскому законодательству. При этом исходить из того, что решение о выдаче принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей.

При разрешении вопросов, связанных с рассмотрением ходатайств других государств об экстрадиции, учитывать, что порядок задержания на территории Российской Федерации лиц, находящихся в межгосударственном (федеральном) или международном розыске, заключения их под стражу и продления сроков содержания под стражей определяется международными договорами Российской Федерации. С учетом этого положения статей главы 54 УПК РФ, касающиеся избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста для обеспечения возможности выдачи лица, а также продления сроков передачи выдаваемых лиц, применяются в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.

2. Территориальным прокурорам по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче:

2.1. В течение 24 часов после задержания таких лиц заполнять лист экспресс-опроса задержанного и по каналам быстрой связи (факсимильной, телеграфной, телетайпной) направлять этот документ в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.2. Получать у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Российскую Федерацию, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, возможных препятствиях для их выдачи.

2.3. Проверять подлинность документов, имеющихся у этих лиц, устанавливать их личность и гражданство.

2.4. В необходимых случаях истребовать заключения паспортно-визовых служб органов внутренних дел субъектов Российской Федерации или консульских учреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации о принадлежности задержанных к гражданству Российской Федерации.

2.5. Проверять наличие и подлинность официальных данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано (ст. 464 УПК РФ), его выдача может быть отсрочена (ч. 1 ст. 465 УПК РФ) либо лицо может быть выдано на время (ч. 2 ст. 465 УПК РФ).

2.6. До поступления из органов государств - инициаторов розыска постановлений о заключении задержанных под стражу содержать их в изоляторах временного содержания; при непоступлении документов об аресте освобождение производить с уведомлением соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации.

2.7. При подтверждении инициаторами розыска их намерения требовать выдачу указанных лиц и представления постановлений о заключении под стражу, в том числе переданных по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу, арестованных содержать под стражей в следственных изоляторах в соответствии со сроками, предусмотренными многосторонними и двусторонними договорами Российской Федерации.

2.8. Все материалы экстрадиционной проверки с соответствующим заключением об обоснованности задержания, гражданской принадлежности задержанных лиц и возможности их выдачи в течение трех дней после задержания представлять прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.

2.9. Освобождать из-под стражи лиц, подлежащих выдаче, только по указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации после принятия решений об отказе в выдаче или при непоступлении в установленный срок запроса о выдаче, а также по решению суда.

2.10. При установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанных, освобождать их из-под стражи, о чем докладывать соответствующим прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.

2.11. При установлении фактов совершения лицами, не подлежащими выдаче, особо тяжких преступлений (терроризм, убийство, бандитизм и т.п.) не допускать проявлений формализма, немедленно извещать инициатора розыска для срочной постановки перед компетентными органами запрашивающего государства вопроса о направлении ими поручений и уголовных дел в Генеральную прокуратуру Российской Федерации об уголовном преследовании этих лиц на территории России.

2.12. При получении соответствующего поручения прокуратуры субъекта Российской Федерации письменно уведомлять содержащееся под стражей лицо о принятом в отношении его Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем решении о выдаче иностранному государству.

2.13. В срок до 10 суток со дня обжалования выдаваемым лицом решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче направлять в суд субъекта Российской Федерации материалы, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения, уведомлять прокуратуру субъекта Российской Федерации о направлении в соответствующий суд жалобы и материала, подтверждающего обоснованность принятого решения.

2.14. Усилить надзор за своевременным исполнением решений о выдаче лиц. О каждом случае невыполнения или несвоевременного их исполнения, а также освобождения указанных лиц, в том числе судом, незамедлительно докладывать в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации:

3.1. Систематически проверять законность принимаемых территориальными прокурорами решений об освобождении лиц, не подлежащих выдаче другим государствам.

3.2. При получении от территориальных прокуроров материалов экстрадиционных проверок в отношении задержанных лиц проверять полноту проведения проверочных мероприятий, обоснованность выводов о гражданской принадлежности задержанных, наличии препятствий к выдаче и в течение 3 дней направлять эти материалы в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации со своими заключениями по указанным вопросам.

3.4. В случае обжалования выдаваемым лицом решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче (экстрадиции) совместно с территориальными прокурорами обеспечивать представление в суд субъекта Российской Федерации пакета необходимых документов, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения, а также участие прокурора при рассмотрении судом жалобы на решение о выдаче.

3.5. При вынесении судом определения об отмене решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче незамедлительно по каналам быстрой связи представлять заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, работающему в соответствующем федеральном округе, проект жалобы на состоявшееся судебное решение в кассационную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации; учитывать при этом, что жалоба заместителя Генерального прокурора Российской Федерации приносится в течение 7 суток через суд, вынесший обжалуемое судебное решение.

3.6. Если от нескольких иностранных государств поступили ходатайства о выдаче одного и того же лица, направлять Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю аргументированные предложения о том, какое из ходатайств подлежит удовлетворению.

3.7. Возложить на конкретных работников прокуратуры обязанности по организации и исполнению поручений Генеральной прокуратуры Российской Федерации об экстрадиции, систематически анализировать и обобщать практику по вопросам выдачи и принимать необходимые меры по недопущению нарушений требований международных договоров, Конституции Российской Федерации, УПК РФ и настоящего указания. О ходе выполнения указания докладывать в докладных записках по итогам года.

4. Возложить на отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах:

4.1. Обеспечение обжалования в кассационную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации незаконных или необоснованных судебных определений об отмене решений Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче в течение 7 суток со дня их вынесения.

4.2. Представление копий жалоб на незаконные или необоснованные определения судов и состоявшихся судебных решений в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить поддержание в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации жалоб заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, работающих в федеральных округах, на необоснованные определения судов субъектов Российской Федерации о признании решений о выдаче (экстрадиции) лиц в другие государства незаконными и их отмене.

5.1. Копии решений кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации по указанным жалобам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации направлять в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

6. Международно-правовому управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации при удовлетворении запроса о выдаче своевременно принимать меры к уведомлению запрашивающей стороны, задержанного лица (через прокурора субъекта Российской Федерации), заинтересованных федеральных ведомств о принятом решении, давать поручения об организации передачи выдаваемых лиц представителям правоохранительных органов запрашивающих государств.

6.1. Если ходатайство о выдаче не подлежит удовлетворению, готовить проект уведомления об этом в компетентный орган запрашивающего государства с указанием мотивов отказа.

7. Контроль за исполнением настоящего указания оставляю за собой.

В связи с изданием настоящего указания считать утратившим силу с 1 июля 2002 г. указание Генерального прокурора Российской Федерации от 23 июня 1998 г. N 42/35 "О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции".

В связи с принятием и введением в действие с 1 июля 2002 года Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в целях обоснованного и своевременного рассмотрения ходатайств иностранных государств о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления на территории других государств, обеспечения их прав и законных интересов, осуществления действенного прокурорского надзора за законностью задержания и заключения под стражу этих лиц в порядке и на условиях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, руководствуясь п. 1 ст. 17 и п. 2 ст. 30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур при рассмотрении вопросов, связанных с выдачей иностранному государству обвиняемых, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора, руководствоваться международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, а также Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в части, не противоречащей международному и российскому законодательству. При этом исходить из того, что решение о выдаче принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей.

При разрешении вопросов, связанных с рассмотрением ходатайств других государств об экстрадиции, учитывать, что порядок задержания на территории Российской Федерации лиц, находящихся в межгосударственном (федеральном) или международном розыске, заключения их под стражу и продления сроков содержания под стражей определяется международными договорами Российской Федерации. С учетом этого положения статей главы 54 УПК РФ, касающиеся избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста для обеспечения возможности выдачи лица, а также продления сроков передачи выдаваемых лиц, применяются в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.

2. Территориальным прокурорам по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче:

2.1. В течение 24 часов после задержания таких лиц заполнять лист экспресс-опроса задержанного и по каналам быстрой связи (факсимильной, телеграфной, телетайпной) направлять этот документ в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.2. Получать у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Российскую Федерацию, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, возможных препятствиях для их выдачи.

2.3. Проверять подлинность документов, имеющихся у этих лиц, устанавливать их личность и гражданство.

2.4. В необходимых случаях истребовать заключения паспортно-визовых служб органов внутренних дел субъектов Российской Федерации или консульских учреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации о принадлежности задержанных к гражданству Российской Федерации.

2.5. Проверять наличие и подлинность официальных данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано (ст. 464 УПК РФ), его выдача может быть отсрочена (ч. 1 ст. 465 УПК РФ) либо лицо может быть выдано на время (ч. 2 ст. 465 УПК РФ).

2.6. До поступления из органов государств - инициаторов розыска постановлений о заключении задержанных под стражу содержать их в изоляторах временного содержания; при непоступлении документов об аресте освобождение производить с уведомлением соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации.

2.7. При подтверждении инициаторами розыска их намерения требовать выдачу указанных лиц и представления постановлений о заключении под стражу, в том числе переданных по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу, арестованных содержать под стражей в следственных изоляторах в соответствии со сроками, предусмотренными многосторонними и двусторонними договорами Российской Федерации.

2.8. Все материалы экстрадиционной проверки с соответствующим заключением об обоснованности задержания, гражданской принадлежности задержанных лиц и возможности их выдачи в течение трех дней после задержания представлять прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.

2.9. Освобождать из-под стражи лиц, подлежащих выдаче, только по указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации после принятия решений об отказе в выдаче или при непоступлении в установленный срок запроса о выдаче, а также по решению суда.

2.10. При установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанных, освобождать их из-под стражи, о чем докладывать соответствующим прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.

2.11. При установлении фактов совершения лицами, не подлежащими выдаче, особо тяжких преступлений (терроризм, убийство, бандитизм и т.п.) не допускать проявлений формализма, немедленно извещать инициатора розыска для срочной постановки перед компетентными органами запрашивающего государства вопроса о направлении ими поручений и уголовных дел в Генеральную прокуратуру Российской Федерации об уголовном преследовании этих лиц на территории России.

2.12. При получении соответствующего поручения прокуратуры субъекта Российской Федерации письменно уведомлять содержащееся под стражей лицо о принятом в отношении его Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем решении о выдаче иностранному государству.

2.13. В срок до 10 суток со дня обжалования выдаваемым лицом решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче направлять в суд субъекта Российской Федерации материалы, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения, уведомлять прокуратуру субъекта Российской Федерации о направлении в соответствующий суд жалобы и материала, подтверждающего обоснованность принятого решения.

2.14. Усилить надзор за своевременным исполнением решений о выдаче лиц. О каждом случае невыполнения или несвоевременного их исполнения, а также освобождения указанных лиц, в том числе судом, незамедлительно докладывать в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации:

3.1. Систематически проверять законность принимаемых территориальными прокурорами решений об освобождении лиц, не подлежащих выдаче другим государствам.

3.2. При получении от территориальных прокуроров материалов экстрадиционных проверок в отношении задержанных лиц проверять полноту проведения проверочных мероприятий, обоснованность выводов о гражданской принадлежности задержанных, наличии препятствий к выдаче и в течение 3 дней направлять эти материалы в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации со своими заключениями по указанным вопросам.

3.4. В случае обжалования выдаваемым лицом решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче (экстрадиции) совместно с территориальными прокурорами обеспечивать представление в суд субъекта Российской Федерации пакета необходимых документов, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения, а также участие прокурора при рассмотрении судом жалобы на решение о выдаче.

3.5. При вынесении судом определения об отмене решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче незамедлительно по каналам быстрой связи представлять заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, работающему в соответствующем федеральном округе, проект жалобы на состоявшееся судебное решение в кассационную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации; учитывать при этом, что жалоба заместителя Генерального прокурора Российской Федерации приносится в течение 7 суток через суд, вынесший обжалуемое судебное решение.

3.6. Если от нескольких иностранных государств поступили ходатайства о выдаче одного и того же лица, направлять Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю аргументированные предложения о том, какое из ходатайств подлежит удовлетворению.

3.7. Возложить на конкретных работников прокуратуры обязанности по организации и исполнению поручений Генеральной прокуратуры Российской Федерации об экстрадиции, систематически анализировать и обобщать практику по вопросам выдачи и принимать необходимые меры по недопущению нарушений требований международных договоров, Конституции Российской Федерации, УПК РФ и настоящего указания. О ходе выполнения указания докладывать в докладных записках по итогам года.

4. Возложить на отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах:

4.1. Обеспечение обжалования в кассационную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации незаконных или необоснованных судебных определений об отмене решений Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче в течение 7 суток со дня их вынесения.

4.2. Представление копий жалоб на незаконные или необоснованные определения судов и состоявшихся судебных решений в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить поддержание в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации жалоб заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, работающих в федеральных округах, на необоснованные определения судов субъектов Российской Федерации о признании решений о выдаче (экстрадиции) лиц в другие государства незаконными и их отмене.

5.1. Копии решений кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации по указанным жалобам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации направлять в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

6. Международно-правовому управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации при удовлетворении запроса о выдаче своевременно принимать меры к уведомлению запрашивающей стороны, задержанного лица (через прокурора субъекта Российской Федерации), заинтересованных федеральных ведомств о принятом решении, давать поручения об организации передачи выдаваемых лиц представителям правоохранительных органов запрашивающих государств.

6.1. Если ходатайство о выдаче не подлежит удовлетворению, готовить проект уведомления об этом в компетентный орган запрашивающего государства с указанием мотивов отказа.

7. Контроль за исполнением настоящего указания оставляю за собой.

В связи с изданием настоящего указания считать утратившим силу с 1 июля 2002 г. указание Генерального прокурора Российской Федерации от 23 июня 1998 г. N 42/35 "О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции".

Лист экспресс-опроса заполняется территориальным прокурором и передается по факсам 292-33-54, 921-41-86 в отдел экстрадиции Генпрокуратуры РФ в течение 24 часов с момента задержания. Передача листа не отменяет обычную экстрадиционную проверку с направлением документов по факсу и почтой в Генпрокуратуру РФ (в т.ч. фельдсвязью).

Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 2 августа 2007 г. N 114 изданные ранее организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ применяются в части, не противоречащей уголовно-процессуальному законодательству и Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"

В связи с принятием и введением в действие с 1 июля 2002 года Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в целях обоснованного и своевременного рассмотрения ходатайств иностранных государств о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления на территории других государств, обеспечения их прав и законных интересов, осуществления действенного прокурорского надзора за законностью задержания и заключения под стражу этих лиц в порядке и на условиях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, руководствуясь п. 1 ст. 17 и п. 2 ст. 30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур при рассмотрении вопросов, связанных с выдачей иностранному государству обвиняемых, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора, руководствоваться международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, а также Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в части, не противоречащей международному и российскому законодательству. При этом исходить из того, что решение о выдаче принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей.

При разрешении вопросов, связанных с рассмотрением ходатайств других государств об экстрадиции, учитывать, что порядок задержания на территории Российской Федерации лиц, находящихся в межгосударственном (федеральном) или международном розыске, заключения их под стражу и продления сроков содержания под стражей определяется международными договорами Российской Федерации. С учетом этого положения статей главы 54 УПК РФ, касающиеся избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста для обеспечения возможной выдачи лица, а также продления сроков передачи выдаваемых лиц, применяются в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.

2. Территориальным прокурорам по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче:

2.1. В течение 24 часов после задержания таких лиц заполнять лист экспресс-опроса задержанного и по каналам быстрой связи (факсимильной, телеграфной, телетайпной) направлять этот документ в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.2. Получать у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Российскую Федерацию, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, возможных препятствиях для их выдачи.

2.3. Проверять подлинность документов, имеющихся у этих лиц, устанавливать их личность и гражданство.

2.4. В необходимых случаях истребовать заключения паспортно-визовых служб органов внутренних дел субъектов Российской Федерации или консульских учреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации о принадлежности задержанных к гражданству Российской Федерации.

2.5. Проверять наличие и подлинность официальных данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано (ст. 464 УПК РФ), его выдача может быть отсрочена (ч. 1 ст. 465 УПК РФ) либо лицо может быть выдано на время (ч. 2 ст. 465 УПК РФ).

2.6. До поступления из органов государств-инициаторов розыска постановлений о заключении задержанных под стражу содержать их в изоляторах временного содержания; при непоступлении документов об аресте освобождение производить с уведомлением соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации.

2.7. При подтверждении инициаторами розыска их намерения требовать выдачу указанных лиц и представления постановлений о заключении под стражу, в том числе переданных по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу, арестованных содержать под стражей в следственных изоляторах в соответствии со сроками, предусмотренными многосторонними и двусторонними договорами Российской Федерации.

2.8. Все материалы экстрадиционной проверки с соответствующим заключением об обоснованности задержания, гражданской принадлежности задержанных лиц и возможности их выдачи в течение трех дней после задержания представлять прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.

2.9. Освобождать из-под стражи лиц, подлежащих выдаче, только по указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации после принятия решений об отказе в выдаче или при непоступлении в установленный срок запроса о выдаче, а также по решению суда.

2.10. При установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанных, освобождать их из-под стражи, о чем докладывать соответствующим прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.

2.11. При установлении фактов совершения лицами, не подлежащими выдаче, особо тяжких преступлений (терроризм, убийство, бандитизм и т.п.) не допускать проявлений формализма, немедленно извещать инициатора розыска для срочной постановки перед компетентными органами запрашивающего государства вопроса о направлении ими поручений и уголовных дел в Генеральную прокуратуру Российской Федерации об уголовном преследовании этих лиц на территории России.

2.12. При получении соответствующего поручения прокуратуры субъекта Российской Федерации письменно уведомлять содержащееся под стражей лицо о принятом в отношении его Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем решении о выдаче иностранному государству.

2.13. В срок до 10 суток со дня обжалования выдаваемым лицом решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче направлять в суд субъекта Российской Федерации материалы, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения, уведомлять прокуратуру субъекта Российской Федерации о направлении в соответствующий суд жалобы и материала, подтверждающего обоснованность принятого решения.

2.14. Усилить надзор за своевременным исполнением решений о выдаче лиц. О каждом случае невыполнения или несвоевременного их исполнения, а также освобождения указанных лиц, в том числе судом, незамедлительно докладывать в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации:

3.1. Систематически проверять законность принимаемых территориальными прокурорами решений об освобождении лиц, не подлежащих выдаче другим государствам.

3.2. При получении от территориальных прокуроров материалов экстрадиционных проверок в отношении задержанных лиц проверять полноту проведения проверочных мероприятий, обоснованность выводов о гражданской принадлежности задержанных, наличии препятствий к выдаче и в течение 3 дней направлять эти материалы в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации со своими заключениями по указанным вопросам.

3.4. В случае обжалования выдаваемым лицом решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче (экстрадиции) совместно с территориальными прокурорами обеспечивать представление в суд субъекта Российской Федерации пакета необходимых документов, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения, а также участие прокурора при рассмотрении судом жалобы на решение о выдаче.

3.5. При вынесении судом определения об отмене решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче незамедлительно по каналам быстрой связи представлять заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, работающему в соответствующем федеральном округе, проект жалобы на состоявшееся судебное решение в кассационную инстанцию Верховного суда Российской Федерации; учитывать при этом, что жалоба заместителя Генерального прокурора Российской Федерации приносится в течение 7 суток через суд, вынесший обжалуемое судебное решение.

3.6. Если от нескольких иностранных государств поступили ходатайства о выдаче одного и того же лица, направлять Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю аргументированные предложения о том, какое из ходатайств подлежит удовлетворению.

3.7. Возложить на конкретных работников прокуратуры обязанности по организации и исполнению поручений Генеральной прокуратуры Российской Федерации об экстрадиции, систематически анализировать и обобщать практику по вопросам выдачи и принимать необходимые меры по недопущению нарушений требований международных договоров, Конституции Российской Федерации, УПК РФ и настоящего указания. О ходе выполнения указания докладывать в докладных записках по итогам года.

4. Возложить на отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах:

4.1. Обеспечение обжалования в кассационную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации незаконных или необоснованных судебных определений об отмене решений Генерального прокурора Российской Федерации ими его заместителя о выдаче в течение 7 суток со дня их вынесения.

4.2. Представление копий жалоб на незаконные или необоснованные определения судов и состоявшихся судебных решений в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить поддержание в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации жалоб заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, работающих в федеральных округах, на необоснованные определения судов субъектов Российской Федерации о признании решений о выдаче (экстрадиции) лиц в другие государства незаконными и их отмене.

5.1. Копии решений кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации по указанным жалобам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации направлять в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

6. Международно-правовому управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации при удовлетворении запроса о выдаче своевременно принимать меры к уведомлению запрашивающей стороны, задержанного лица (через прокурора субъекта Российской Федерации), заинтересованных федеральных ведомств о принятом решении, давать поручения об организации передачи выдаваемых лиц представителям правоохранительных органов запрашивающих государств.

6.1. Если ходатайство о выдаче не подлежит удовлетворению, готовить проект уведомления об этом в компетентный орган запрашивающего государства с указанием мотивов отказа.

7. Контроль за исполнением настоящего указания оставляю за собой.

В связи с изданием настоящего указания считать утратившим силу с 1 июля 2002 г. указание Генерального прокурора Российской Федерации от 23 июня 1998 г. N 42/35 "О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции".

Генеральный прокурор Российской Федерации
действительный государственный советник юстиции

Лист экспресс-опроса заполняется территориальным прокурором и передается по факсам 292-33-54, 921-44-86 в отдел экстрадиции Генпрокуратуры РФ в течение 24 часов с момента задержания. Передача листа не отменяет обычную экстрадиционную проверку с направлением документов по факсу и почтой в Генпрокуратуру РФ (в т.ч. фельдсвязью).

Лист
экспресс-опроса лица, задержанного по межгосударственному розыску

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 20 июня 2002 г. N 32/35 "О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации"

Текст указания официально опубликован не был

Указанием Генеральной прокуратуры РФ от 18 октября 2008 г. N 212/35 настоящее указание признано утратившим силу

В целях полного и своевременного рассмотрения ходатайств о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления на территории других государств, обеспечения их прав и законных интересов, а также действенного прокурорского надзора за законностью задержания и заключения под стражу этих лиц в порядке и на условиях, предусмотренных межгосударственными договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и иными международными обязательствами Российской Федерации, руководствуясь п.1 ст.17 и п.2 ст.30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, транспортным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении вопросов, связанных с выдачей граждан в другие государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, строго соблюдать требования статей 61-63 Конституции Российской Федерации, межгосударственных договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, иных международных обязательств Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации. При этом иметь в виду, что принятие решений о выдаче относится к исключительной компетенции Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.

1.1. Не допускать выдачи лиц, имеющих гражданство Российской Федерации, получивших убежище или совершивших деяния, не являющиеся уголовно наказуемыми по действующему российскому законодательству, а также если санкция за преступление предусматривает наказание в виде лишения свободы менее одного года; если лицу назначено по приговору наказание менее шести месяцев лишения свободы; если лицо преследуется в порядке частного обвинения; если истек срок давности; при наличии иных законных оснований по законодательству Российской Федерации, когда уголовное преследование не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение.

1.2. При задержании лиц, в соответствии с поручениями компетентных органов других государств, в том числе направленных через Генеральную прокуратуру Российской Федерации, надзирающим прокурорам проверять законность и основание их задержания, сроки, наличие документов об аресте и в случае отсутствия указанных документов незамедлительно запрашивать их у инициаторов розыска, а также ставить перед ними вопрос о направлении соответствующих требований о выдаче в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. До поступления постановлений об аресте задержанных содержать в изоляторах временного содержания, при непоступлении документов об аресте освобождение производить с уведомлением соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации.

После подтверждения ареста и представления постановлений об этом, в том числе переданных по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу, арестованных содержать под стражей в следственных изоляторах в соответствии со сроками, предусмотренными многосторонними и двусторонними договорами.

2. Территориальным прокурорам по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче:

а) получать от них объяснения о цели приезда в Российскую Федерацию, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, возможных препятствиях для их выдачи;

б) проверять подлинность имеющихся у них документов, устанавливать их личность, гражданство;

в) в необходимых случаях истребовать заключения паспортно-визовых служб УВД (МВД) субъектов Федерации или консульских служб МИД России об их гражданстве.

В случаях подтверждения инициаторами розыска намерения потребовать выдачи указанных лиц незамедлительно представлять все материалы проверок со своим заключением через прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Освобождать арестованных из-под стражи только по указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации после принятия ею решений об отказе в выдаче или при непоступлении требований о выдаче.

При установлении обстоятельств, исключающих выдачу, задержанных освобождать из-под стражи и уведомлять об этом соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров и Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Вместе с тем не допускать формального отношения по установленным фактам совершения такими лицами особо тяжких преступлений (умышленные убийства, бандитизм и т.д.), немедленно извещать инициатора розыска для срочной постановки перед компетентными органами запрашивающего государства вопроса о направлении ходатайства об уголовном преследовании на территории Российской Федерации.

3. Территориальным прокурорам, а также прокурорам субъектов Российской Федерации или приравненным к ним специализированным прокурорам проверять жалобы задержанных лиц о законности и обоснованности задержания, условиях содержания, на отказ в предоставлении гражданства Российской Федерации, о возможных препятствиях для выдачи; разрешать допуск адвокатов к задержанным и арестованным лицам в соответствии с действующим законодательством по указанным выше вопросам, имея в виду, что вопросы уголовного судопроизводства по конкретным делам в юрисдикцию правоохранительных органов Российской Федерации не входят.

4. При удовлетворении требования о выдаче международно-правовому управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации своевременно принимать меры к уведомлению Запрашивающей Стороны о принятом решении и направлению поручения Министерству внутренних дел или Федеральной службе безопасности Российской Федерации об организации передачи выдаваемых лиц представителям правоохранительных органов Запрашивающей Стороны.

Территориальным прокурорам, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним специализированным прокурорам усилить надзор за своевременным исполнением решений о передаче выдаваемых лиц и о каждом случае невыполнения или несвоевременного их исполнения, а также освобождения указанных лиц, незамедлительно уведомлять Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

5. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам возложить на конкретных работников прокуратуры обязанности по организации и исполнению поручений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по экстрадиции, систематически анализировать и обобщать практику по вопросам выдачи и принимать необходимые меры к недопущению нарушений требований международных договоров и настоящего указания.

6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Чайку Ю.Я.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
Действительный государственный
советник юстиции

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 23 июня 1998 г. N 42/35 "О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции"

Текст указания опубликован в Сборнике основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, М., 1999 г.

Указанием Генеральной прокуратуры РФ от 20 июня 2002 г. N 32/35 настоящее указание признано утратившим силу

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
указания Генпрокуратуры Российской Федерации
от 18 октября 2008 года N 212/35
____________________________________________________________________

В связи с принятием и введением в действие с 1 июля 2002 года Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в целях обоснованного и своевременного рассмотрения ходатайств иностранных государств о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления на территории других государств, обеспечения их прав и законных интересов, осуществления действенного прокурорского надзора за законностью задержания и заключения под стражу этих лиц в порядке и на условиях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, руководствуясь п.1 ст.17 и п.2 ст.30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур при рассмотрении вопросов, связанных с выдачей иностранному государству обвиняемых, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора, руководствоваться международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, а также Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в части, не противоречащей международному и российскому законодательству. При этом исходить из того, что решение о выдаче принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей.

При разрешении вопросов, связанных с рассмотрением ходатайств других государств об экстрадиции, учитывать, что порядок задержания на территории Российской Федерации лиц, находящихся в межгосударственном (федеральном) или международном розыске; заключения их под стражу и продления сроков содержания под стражей определяется международными договорами Российской Федерации. С учетом этого положения статей главы 54 УПК РФ, касающиеся избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста для обеспечения возможности выдачи лица, а также продления сроков передачи выдаваемых лиц, применяются в части, не противоречащей международным договором Российской Федерации.

2. Территориальным прокурорам по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче:

2.1. В течение 24 часов после задержания таких лиц заполнять лист экспресс-опроса задержанного и по каналам быстрой связи (факсимильной, телеграфной, телетайпной) направлять этот документ в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.2. Получать у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Российскую Федерацию, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, возможных препятствиях для их выдачи.

2.3. Проверять подлинность документов, имеющихся у этих лиц, устанавливать их личность и гражданство.

2.4. В необходимых случаях истребовать заключения паспортно-визовых служб органов внутренних дел субъектов Российской Федерации или консульских учреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации о принадлежности задержанных к гражданству Российской Федерации.

2.5. Проверять наличие и подлинность официальных данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано (ст.464 УПК РФ), его выдача может быть отсрочена (ч.1 ст.465 УПК РФ) либо лицо может быть выдано на время (ч.2 ст.465 УПК РФ).

2.6. До поступления из органов государств-инициаторов розыска постановлений о заключении задержанных под стражу содержать их и изоляторах временного содержания; при непоступлении документов об аресте освобождение производить с уведомлением соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации.

2.7. При подтверждении инициаторами розыска их намерения требовать выдачу указанных лиц и представления постановлений о заключении под стражу, в том числе переданных по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу, арестованных содержать под стражей в следственных изоляторах в соответствии со сроками, предусмотренными многосторонними и двусторонними договорами Российской Федерации.

2.8. Все материалы экстрадиционной проверки с соответствующим заключением об обоснованности задержания, гражданской принадлежности задержанных лиц и возможности их выдачи в течение трех дней после задержания представлять прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.

2.9. Освобождать из-под стражи лиц, подлежащих выдаче, только по указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации после принятия решений об отказе в выдаче или при непоступлении в установленный срок запроса о выдаче, а также по решению суда.

2.10. При установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанных, освобождать их из-под стражи, о чем докладывать соответствующим прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.

2.11. При установлении фактов совершения лицами, не подлежащими выдаче, особо тяжких преступлений (терроризм, убийство, бандитизм и т.п.) не допускать проявлений формализма, немедленно извещать инициатора розыска для срочной постановки перед компетентными органами запрашивающего государства вопроса о направлении ими поручений и уголовных дел в Генеральную прокуратуру Российской Федерации об уголовном преследовании этих лиц на территории России.

2.12. При получении соответствующего поручения прокуратуры субъекта Российской Федерации письменно уведомлять содержащееся под стражей лицо о принятом в отношении его Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем решении о выдаче иностранному государству.

2.13. В срок до 10 суток со дня обжалования выдаваемым лицом решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче направлять в суд субъекта Российской Федерации материалы, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения, уведомлять прокуратуру субъекта Российской Федерации о направлении в соответствующий суд жалобы и материала, подтверждающего обоснованность принятого решения.

2.14. Усилить надзор за своевременным исполнением решений о выдаче лиц. О каждом случае невыполнения или несвоевременного их исполнения, а также освобождения указанных лиц, в том числе судом, незамедлительно докладывать в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации:

3.1. Систематически проверять законность принимаемых территориальными прокурорами решений об освобождении лиц, не подлежащих выдаче другим государствам.

3.2. При получении от территориальных прокуроров материалов экстрадиционных проверок в отношении задержанных лиц проверять полноту проведения проверочных мероприятий, обоснованность выводов о гражданской принадлежности задержанных, наличии препятствий к выдаче и в течение 3 дней направлять эти материалы в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации со своими заключениями по указанным вопросам.

3.4. В случае обжалования выдаваемым лицом решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче (экстрадиции) совместно с территориальными прокурорами обеспечивать представление в суд субъекта Российской Федерации пакета необходимых документов, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения, а также участие прокурора при рассмотрении судом жалобы на решение о выдаче.

3.5. При вынесении судом определения об отмене решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместители о выдаче незамедлительно по каналам быстрой связи представлять заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, работающему в соответствующем федеральном округе, проект жалобы на состоявшееся судебное решение в кассационную инстанцию Верховного суда Российской Федерации; учитывать при этом, что жалоба заместителя Генерального прокурора Российской Федерации приносится в течение 7 суток через суд, вынесший обжалуемое судебное решение.

3.6. Если от нескольких иностранных государств поступили ходатайства о выдаче одного и того же лица, направлять Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю аргументированные предложения о том, какое из ходатайств подлежит удовлетворению.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: