Нормы общего права в 12 13 веках закреплялись путем записи отчетов об отдельных судебных решениях

Обновлено: 01.05.2024

С установлением в Германии княжеского абсолютизма в XVII-XVIII вв. широкое развитие государственного управления привело к тому, что почти все стороны жизни населения были подчинены законодательному регулированию и правотворчество было признано исключительной функцией государства. В XVIII в. закон, исходящий от короля, объявляется основным источником права. В раздробленной Германии законы принимались и действовали в пределах отдельных княжеств.

Особенности рецепции римского права в Германии

В Германии рецепция римского права происходила медленнее. В возникших с середины XIV в. немецких университетах открылись кафедры римского права, которые с XV в. получили право давать заключения по спорным вопросам права. В сомнительных случаях суды пересылали спорное дело тому или другому юридическому факультету, который и постановлял своё заключение. Немецкие юристы, знающие римское право, вытеснили из судов шеффенов, хранителей немецкого обычного права, которым не под силу была задача дальнейшего развития права. Они рассматривали дела на основании римского права и лишь затем принимать во внимание местное, немецкое право.

Римское право к концу XVI-XVII вв. становится «общим правом» Германии. Судьи мотивировали свои решения, ссылаясь на Свод Юстиниана, который рассматривался как действующее законодательство. Только рецепция римского права дала Германии единое гражданское право, которое не в состоянии была создать слабая императорская власть. Римское право при рецепции приспосабливалось к условиям времени и немецким правовым воззрениям и потребностям. Например, не были реципированы институты, отжившие свой век, как, например, институт рабства, стипуляция; отцовская власть в соответствии с немецкими воззрениями была ослаблена и урезана и т. д. В XVI - XVII вв. в результате взаимодействия реципированного римского права и действующего местного права постепенно создавалось обновленное (современное) римское право, или пандектное право.

6. Источники средневекового права в Англии (XI-XVII вв.)

Общее право

Исторически сложилось деление английского права на общее право, право справедливости и статутное право. До 1066 г в англо-саксонский период существовали многочисленные правовые обычаи и законы германских народов (саксов, англов, датчан), населявших в этот период Англию. В стране не было единого права, а действовало местное обычное право. Варварские законы англо-саксонских королей регулировали, главным образом, уголовное право и процесс.

Становление общего права началось после 1066 г., когда Англия была завоевана нормандцами. Благодаря особенностям этого завоевания в Англии практически отсутствовала феодальная раздробленность и в ней рано сложилась сильная королевская власть. Одним из методов укрепления этой власти королями нормандской династии была политика распространения по всей стране королевской юрисдикции.

Уже в XII в. были учреждены центральные королевские суды с профессиональными судьями, которые заседали в Вестминстере. Этими судами были: суд королевской скамьи, который рассматривал гражданские и уголовные дела, непосредственно затрагивавшие интересы короля и разбирал главным образом уголовные дела; суд общих тяжб - гражданские дела, которые не затрагивали непосредственно интересов короля, главным образом споры о земельной собственности; суд казначейства - споры о налогах и платежах в казну.

Наряду с вестминстерскими судами широкое распространение получила система королевских разъездных судей. Наиболее эффективную роль в процессе укрепления центральной власти играли королевские разъездные судьи, которые формировали и развивали английское общее право. Разъездные суды в результате судебной реформы Генриха II получили название «судов ассизов», которые стали проводить регулярные, в год 3 - 4 раза сессии - объезды судебных округов, каждый их которых включал несколько графств.

В округах, куда периодически приезжали два судьи вершить королевское правосудие, они, прежде всего, узнавали о местных обычаях. В промежутках между выездными сессиями те же судьи заседали в Королевском суде в Вестминстере, где они встречались, сравнивали записи судебных решений, обсуждали дела, которые приходилось решать. Они суммировали и отбирали эти обычаи, они постепенно стали применять к определенным категориям дел обычаи какой - то одной местности, отдавая им предпочтение перед другими.

Вслед за тем и во время выездных сессий стали применяться именно эти «отобранные» обычаи, а не обычаи того места, где происходило разбирательство. В результате судьями постепенно была создана единая система права для всей страны. В основе ее лежали обычаи какой-то определенной местности, но они с помощью судей стали общими для всех. При этом судьи учитывали не только местные обычаи, но также римское и каноническое право.

Общееправо (common Law) - это сложившаяся в XII-XV веках система судебных решений королевских судов, которая действовала на всей территории Англии, в противоположность прежним местным обычаям графств, распространялась на всех свободных подданных короля. К концу XIV в. общее право Англии вытесняет местное обычное право.

Тот, кто хотел избежать судопроизводства в местном феодальном суде, мог обратиться в королевскую канцелярию под управлением королевского лорда - канцлера (верховного судьи) и купить приказ на право рассмотрения его дела «по общему праву» в одном из королевских судов. Рассмотрение дела в суде общего права начиналось после издания королевской властью специального приказа шерифу доставить определенное лицо - ответчика в суд на указанном в приказе основании. Эти приказы издавались королевской властью только в строго установленной форме и по строго определенным основаниям. Таким основанием могло быть лишь правонарушение - неправомерное действие, нарушавшее установленный королем порядок. Каждому составу правонарушения соответствовал определенный вид иска; каждому виду иска - определенная форма судебного приказа. «Иск - это не что иное, как право искать в суде то, что следует кому-либо» (Брактон).

Дела возбуждались по судебным приказам (writ), определявшим характер споров и те санкции, которые мог применить суд. Приказ суду - это распоряжение, отданное королем, в котором кратко излагалась суть спора и содержалось поручение судебному чиновнику, судье предъявить иск по данному конкретному делу и заслушать дело в присутствии сторон. Приказы суду оформлялись по одностороннему ходатайству истца, без заслушивания ответчика. В Англии не из права выводили иск, а, наоборот, из иска делали заключение о существовании права.

Например, приказ о взыскании долга выдавался истцу для возвращения переданного взаймы: «Король шерифу привет. Прикажи N., чтобы он по справедливости и без промедления уплатил бы R. 100 марок, которые, по его словам, он должен ему; и так как R. Жалуется, что тот N. незаконно задерживает долг, то если он не уплатит, пошли ему через верных посыльных вызов, чтобы он явился в Вестминстер передо мной или моими судьями через две недели после конца Пасхи и дал бы объяснения, почему он не платит долг. И представь туда имена посыльных (через которых посылался вызов в суд) и настоящий приказ».

Приказы эти были «типовыми», так что с усложнением правоотношений появлялись все новые и новые типы приказов. Королевская канцелярия разработала специальный стандартный перечень наиболее типичных обращений, с которыми приходилось сталкиваться на практике. Постепенно таких типов приказов или «форм исков» стало так много, что канцелярия перестала создавать новые приказы, ссылаясь на то, что те или иные иски не предусмотрены общим правом.

Судебная практика ввела правило обязательности судебного прецедента. Английские судьи обращались к существующим судебным решениям. Дела, основанные на сходных фактах, должны были разрешаться судами сходным образом. Под влиянием судебного решения создавались целые правовые институты - земельное право, договорное право, система преступлений, имущественная ответственность. Нормы общего права закреплялись путем записи отчетов об отдельных судебных решениях в так называемых свитках тяжб.

С конца XIII в. началось регулярное составление ежегодников, с появлением которых в английском праве берет свое начало обыкновение цитировать аналогичные судебные решения для подкрепления позиций сторон авторитетом судебной практики. Но в средние века судьи еще не были связаны прежними судебными решениями. Записи дел для ежегодников составлялись младшими адвокатами или их учениками. Ежегодники были несовершенны, они были написаны не на основании документального изучения процессов, а по заметкам, набросанным слушателями во время судебного заседания, судьи и стороны их не проверяли. С 1535 г. появились частные судебные отчеты, которые создавались и публиковались наиболее квалифицированными английскими юристами.

Право справедливости

Параллельно общему праву и в дополнение к нему с конца XIV в. развивается право справедливости. В тех случаях, когда лицо не могло обратиться в суды общего права или когда оно считало, что дело в таком суде было решено несправедливо, оно обращалось с просьбой к королю «за милостью и справедливостью» о его личном вмешательстве. Вначале сам король рассматривал такие прошения, но так как число их непрерывно росло, он стал передавать их лорду - канцлеру, первому министру короля. В конце XV в. был создан особый суд лорда - канцлера. Решение лорд - канцлер принимал без участи присяжных заседателей, что ускоряло судопроизводство. Лорд - канцлер при рассмотрении петиции не был связан нормами общего права; его интересовало только существо дела, которое он решал, руководствуясь лишь собственным усмотрением и собственными понятиями о справедливости. Значительное влияние на эти представления имело каноническое и римское право. На ранней стадии возникновения права справедливости его критиковали за то, что оно меняется в зависимости от того, «с какой ноги встал лорд-канцлер». В конце XVI в. решения лорда - канцлера стали регулярно публиковаться. И вскоре он почувствовал себя связанным своими прецедентами, как и судья, заседающий в суде общего права.

Право справедливости (Law of equity) - совокупность судебных решений, принципов и правил, которые с XV в. создавались судом канцлера с тем, чтобы дополнять и пересматривать систему общего права, ставшую недостаточной. Как и претор в Древнем Риме, лорд - канцлер восполнял пробелы общего права, исправлял его недостатки, исходя из идеи соответствия права справедливости. Например, «право справедливости не может оставить зло безнаказанным». В процессе создания дополнений к общему праву в судах справедливости были выработаны некоторые новые институты, неизвестные общему праву. Например, один из центральных институтов английского гражданского права - доверительная собственность (trust - траст).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Параллельное существование «общего права» и «права справедливости», основанных на прецедентах, и составляет характерную черту так называемой англосаксонской системы права.

Источником английского феодального права являются также статуты,т. е. законодательные акты центральной власти. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права.

34. ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО В VII–VIII вв.

Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов, комментариев к ним сборников судебной практики. С IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и свод Юстиниана.

Стремление отразить в законах привилегии крупных феодалов вызвало необходимость пересмотра свода Юстиниана. В 726 г. была издана Эклога– новый сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов. Термин «эклога» означает «извлечение». Он отражает метод работы комиссии по составлению рассматриваемого правового памятника. Комиссия правоведов производила отбор необходимых норм из уже существовавших в то время сборников – Институций, Дигестов, Кодекса и Новелл Юстиниана. Полный текст «Эклоги» делится на 18 титулов, посвященных институтам брачно-семейного, гражданского и уголовного права, а также нормам процессуального права.

При рассмотрении институтов брачно-семейного права в «Эклоге» особое внимание обращается на условие и порядок заключения брака, на такие институты, как обручение, брачный договор, формы заключения брака, приданое, развод.

«Эклога» содержит правовые нормы, посвященные регулированию вещных отношений,таких, как договор купли-продажи, займа, дарения, найма и др. Специальные титулы посвящены правовому статусу воинского имущества и правилам раздела военной добычи.

При рассмотрении норм уголовного права (XVII титул) явственно ощущается влияние христианской идеологии. Особое внимание уделяется уголовному преследованиюза государственные и религиозные преступления.

В 20-е гг. VIII в. в Византии был издан так называемый «Земледельческий закон»,в основе которого лежало славянское обычное право в сочетании с византийским правом. Он пользовался большой популярностью среди славянских народов как «Славянский закон». Земледельческий закон регламентировал правовые отношения в области сельского хозяйства.

Военный и Морской законыбыли изданы одновременно с «Эклогой». В Военном законе была определена ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений. В Морском законе указывались нормы оплаты экипажа корабля, правила поддержания порядка на кораблях и т. д.

35. ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО В IX–X вв.

С воцарением императоров Македонской династии начинается решительная борьба со всеми мероприятиями императоров-иконоборцев, в том числе и с их законодательством. Император Василий Iрешил отменить устаревшие нормы Юстинианова свода, а нормы, сохранившие свою силу, значительно переработать и включить в новый правовой сборник, В 879 г. был издан«Прохирон»– краткое изложение законов для судей, содержавший нормы гражданского, уголовного, церковного, отчасти судебного права. Прохирон имел силу закона.

Эпанагога– новое руководство для судей, изданное в промежутке между 884 и 886 гг., которое повторяло основные положения Прохирона. Система изложения Эпанагоги была значительно улучшена по сравнению с Прохироном.

Базилики (Василики)– новый законодательный сборник, «царские законы», опубликованные в 888–889 гг. Перед составителями Базилик императором Василием I была поставлена задача свести в один свод все законодательство Юстиниана, чтобы сосредоточить все правовые нормы по одному и тому же вопросу. В Базиликах содержались нормы не только светского, но и церковного права. Базилики являются последней официальной систематизацией права византийскими императорами.

Хрисовулы– особый вид императорских новелл с X в. получивших название «золотопечатные грамоты». В этих документах определялись привилегии предоставляемые государством духовенству.

В X в. в Византии была издана «Книга Эпарха»в которой системно были изложены нормы, определявшие организацию, жизнь и быт византийских корпораций торговцев и ремесленников.

Византийские кодексы содержат ряд норм о собственности, о сервитутах, в особенности городских; подробно освещают вопросы залогового права; содержат постановления об эмфитевзисе – наследственной аренде.

Римское обязательственное право, которое было регламентировано в своде Юстиниана, мало подверглось изменению в последующем византийском законодательстве. Но в связи с сокращением гражданского оборота в Византии многие институты римского обязательного права не получили дальнейшего развития в византийских кодексах. Сохранилось деление на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Сохранилась и система договоров, которые совершались преимущественно в письменной форме. Особенно подробному регулированию подвергся договор займа.

Брак в Византиирегулировался нормами православного церковного права. Браку предшествовало обручение, которое сопровождалось особым церковным обрядом. Существовало множество условий для признания брака действительным. Также были обозначены возможные поводы для развода. Нормы семейного права Византии были восприняты в славянских государствах, принявших православие, в том числе и на Руси.

Византийское право, как и римское, различало наследованиепо завещанию и наследование по закону. Почти полностью были восприняты византийским правом и римские положения об опеке и попечительстве.

В период X–XIII вв. Германия не знала единой правовой системы: на каждой территории со своей политической властью существовало свое правои отношения внутри каждого сословия также регулировались своими правовыми нормами. Основным источником права в этот период являлся обычайВ XIII в. были предприняты первые частные попытки записать обычаи, действовавшие в некоторых районах Германии. Наиболее известным из этих записей является «Саксонское зерцало»,составленное Эйке фон Репгофом во второй половине 20-х гг. XIII в. состоящее из двух частей. В первой излагается «земское право» северо-восточных областей Германии К нему относились нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Во второй части излагается «ленное право» – нормы, регулирующие отношения между феодаламиОсновными идеями кодексаявляются верховенство князей над императорами, независимость отдельных областей Германии. В этом смысле кодекс – достойный предшественник «Золотой буллы».

Основное содержание«Саксонского зерцала» составляют правовые нормы, регулирующие имущественные отношения.В соответствии с ними к наследованию в первую очередь призывались дети мужского пола, а затем женского. «Саксонское зерцало» без всякой системы излагает широкой круг деяний признаваемых преступными: грабеж, кража, поджог, убийство, изнасилование, причинение тяжких телесных повреждений, оскорбление и т. д. Все виды наказанийможно объединить в три основные группы: тяжкие наказания (смертная казнь в различных видах); членовредительские и телесные наказания позорящие наказания. Подавляющее большинство преступлений(колдовство, убийство, ночная кража, изнасилование и т. д.) каралось смертной казнью.

Помимо юридических норм в Саксонском зерцале изложены теоретические правовые концепции, характерные для средневекового германского общества, а также политико-правовые взгляды самого автора.

В различных княжествах Германии уголовное и уголовно-процессуальное право основывалось на принципах «Каролины»– свода законов, изданных в 1532 г., названный так по имени императора Карла V. Он содержит более 100 статей с нормами о преступлениях и наказаниях. На основе «Каролины» образовалось общее немецкое уголовное право. В этом своде законов точное определение получает преступное деяние, намечается стремление к определению отличия преступления от проступков, влекущих за собой меньшую ответственность.

Опасными преступлениямисчитались вероотступничество, колдовство, поджог, убийство и др. Выделялись преступления против религии, такие, как богохульство, кощунство, нарушение клятвы, подделка монеты, мер весов, предметов торговли.

Преступления против нравственности– похищения женщин, двоебрачие, прелюбодеяние, изнасилование.Государственные преступления– бунт против власти, оскорбление императорского величия злостное бродяжничество. Вплоть до XVI в. считалось преступлением анатомирование трупов.

Параллельное существование «общего права» и «права справедливости», основанных на прецедентах, и составляет характерную черту так называемой англосаксонской системы права.

Источником английского феодального права являются также статуты,т. е. законодательные акты центральной власти. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права.

34. ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО В VII–VIII вв.

Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов, комментариев к ним сборников судебной практики. С IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и свод Юстиниана.

Стремление отразить в законах привилегии крупных феодалов вызвало необходимость пересмотра свода Юстиниана. В 726 г. была издана Эклога– новый сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов. Термин «эклога» означает «извлечение». Он отражает метод работы комиссии по составлению рассматриваемого правового памятника. Комиссия правоведов производила отбор необходимых норм из уже существовавших в то время сборников – Институций, Дигестов, Кодекса и Новелл Юстиниана. Полный текст «Эклоги» делится на 18 титулов, посвященных институтам брачно-семейного, гражданского и уголовного права, а также нормам процессуального права.

При рассмотрении институтов брачно-семейного права в «Эклоге» особое внимание обращается на условие и порядок заключения брака, на такие институты, как обручение, брачный договор, формы заключения брака, приданое, развод.

«Эклога» содержит правовые нормы, посвященные регулированию вещных отношений,таких, как договор купли-продажи, займа, дарения, найма и др. Специальные титулы посвящены правовому статусу воинского имущества и правилам раздела военной добычи.

При рассмотрении норм уголовного права (XVII титул) явственно ощущается влияние христианской идеологии. Особое внимание уделяется уголовному преследованиюза государственные и религиозные преступления.

В 20-е гг. VIII в. в Византии был издан так называемый «Земледельческий закон»,в основе которого лежало славянское обычное право в сочетании с византийским правом. Он пользовался большой популярностью среди славянских народов как «Славянский закон». Земледельческий закон регламентировал правовые отношения в области сельского хозяйства.

Военный и Морской законыбыли изданы одновременно с «Эклогой». В Военном законе была определена ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений. В Морском законе указывались нормы оплаты экипажа корабля, правила поддержания порядка на кораблях и т. д.

35. ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО В IX–X вв.

С воцарением императоров Македонской династии начинается решительная борьба со всеми мероприятиями императоров-иконоборцев, в том числе и с их законодательством. Император Василий Iрешил отменить устаревшие нормы Юстинианова свода, а нормы, сохранившие свою силу, значительно переработать и включить в новый правовой сборник, В 879 г. был издан«Прохирон»– краткое изложение законов для судей, содержавший нормы гражданского, уголовного, церковного, отчасти судебного права. Прохирон имел силу закона.

Эпанагога– новое руководство для судей, изданное в промежутке между 884 и 886 гг., которое повторяло основные положения Прохирона. Система изложения Эпанагоги была значительно улучшена по сравнению с Прохироном.

Базилики (Василики)– новый законодательный сборник, «царские законы», опубликованные в 888–889 гг. Перед составителями Базилик императором Василием I была поставлена задача свести в один свод все законодательство Юстиниана, чтобы сосредоточить все правовые нормы по одному и тому же вопросу. В Базиликах содержались нормы не только светского, но и церковного права. Базилики являются последней официальной систематизацией права византийскими императорами.

Хрисовулы– особый вид императорских новелл с X в. получивших название «золотопечатные грамоты». В этих документах определялись привилегии предоставляемые государством духовенству.

В X в. в Византии была издана «Книга Эпарха»в которой системно были изложены нормы, определявшие организацию, жизнь и быт византийских корпораций торговцев и ремесленников.

Византийские кодексы содержат ряд норм о собственности, о сервитутах, в особенности городских; подробно освещают вопросы залогового права; содержат постановления об эмфитевзисе – наследственной аренде.

Римское обязательственное право, которое было регламентировано в своде Юстиниана, мало подверглось изменению в последующем византийском законодательстве. Но в связи с сокращением гражданского оборота в Византии многие институты римского обязательного права не получили дальнейшего развития в византийских кодексах. Сохранилось деление на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Сохранилась и система договоров, которые совершались преимущественно в письменной форме. Особенно подробному регулированию подвергся договор займа.

Брак в Византиирегулировался нормами православного церковного права. Браку предшествовало обручение, которое сопровождалось особым церковным обрядом. Существовало множество условий для признания брака действительным. Также были обозначены возможные поводы для развода. Нормы семейного права Византии были восприняты в славянских государствах, принявших православие, в том числе и на Руси.

Византийское право, как и римское, различало наследованиепо завещанию и наследование по закону. Почти полностью были восприняты византийским правом и римские положения об опеке и попечительстве.

К XII–XIII вв. в централизованной Англии сложилась единая правовая система, получившая впоследствии название «общего права» которое было неписаным и единым для всей Англии. Оно формально не знало правовых различий среди свободной части английского населения. Нормы «общего права» унаследовали в известной степени положения древнего англосаксонского права, норманнские обычаи, решения королевских судов. Нормы «общего права» закреплялись путем записи отчетов об отдельных судебных решениях в так называемых «свитках тяжб». С конца XIII в. начинается регулярное составление ежегодников, с появлением которых в английском праве берет свое начало обыкновение цитировать аналогичные судебные решения для подкрепления позиций сторон авторитетом судебной практики. Но в средневековье английские судьи еще не были связаны прежними судебными решениями, не сформировался принцип обязывающей силы судебного прецедента.

В XIV в. сформировалась новая система правовых норм – «право справедливости» Если истцы не находили защиты своих прав в судах общего права (например, из-за отсутствия соответствующих правовых норм), то они обращались «за милостью и справедливостью» к королю, формально перенаправлявшему их к лорду-канцлеру, который считался «проводником королевской совести». Его деятельность не была связана жесткими правилами процедуры, поэтому рассмотрение спора проходило без участия присяжных, что ускоряло судопроизводство. Лорд-канцлер применял нормы «общего» римского и канонического права исходя из «соображений справедливости». Благодаря праву справедливости получили судебную защиту такие новые институты, как доверительная собственность, ипотека.

Параллельное существование «общего права» и «права справедливости», основанных на прецедентах, и составляет характерную черту так называемой англосаксонской системы права.

Источником английского феодального права являются также статуты, т. е. законодательные акты центральной власти. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права.

Глава XIII. АНГЛИЙСКОЕ ОБЩЕЕ ПРАВО

Глава XIII. АНГЛИЙСКОЕ ОБЩЕЕ ПРАВО Плантагенеты были суровыми господами, способными управлять бурными событиями тех лет. Однако это было буйство жизни и энергии, а не упадка. У Англии были более великие короли-воины и более тонкие короли-дипломаты, чем Генрих II, но никто не

Право

Право Из трех наук, не входивших в свободные искусства, — медицины, права и богословия, — Герберт хорошо знал лишь две последние. Он был изощрен в каноническом праве и охотно передавал свои знания ученикам. Что касается гражданского права, то, похоже, он не обучал ему;

10. Право

10. Право В предыдущих главках были кратко рассмотрены некоторые аспекты правозащитной организации в Киевской Руси, такие как поместная власть князя и бояр, а также епископский суд. Теперь нам следует рассмотреть древнерусскую юриспруденцию в целом (см. также Гл. IX,

Право сильного как единственное право

Право сильного как единственное право «Право сильного как единственное право.Как видите, я основываю наш деспотизм на праве и долге: право вынуждать исполнение долга есть прямая обязанность правительства, которое есть отец для своих подданных.Оно имеет право сильного

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы § 1. Салическая правдаФормирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая,

РИМСКОЕ ПРАВО КАК «ПРАВО» ПОБЕДИТЕЛЯ

РИМСКОЕ ПРАВО КАК «ПРАВО» ПОБЕДИТЕЛЯ Римские магистраты должны были разбирать споры, возникающие из отношений субъектов права, вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право,

Право

Право Римское право было одним из величайших созданий человеческого гения, оказавшим огромное влияние на развитие правовых представле­ний феодальной и капиталистической Европы. Основные элементы рим­ского права на много столетий пережили то общество, которое его

Право

Право Мы видели (в первой части), что римское право достигло высокого раз­вития уже в эпоху Республики. Юридическое творчество Империи приня­ло еще более широкий размах. Этого требовала сама жизнь. Империя вклю­чила в себя огромный и пестрый мир, объединенный

11. Отцовское право и материнское право

11. Отцовское право и материнское право Мы теперь можем рассмотреть спорную проблему счета происхождения по отцовской и материнской линиям, или — что звучит более красиво, но менее точно, — отцовского права и материнского права.Сразу оговоримся, что за выражениями

5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ

5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ Древнерусское гражданское право не знало единого понятия права собственности – содержание его было различным в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права

77. АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. АНТИТРЕСТОВСКОЕ И ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

77. АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. АНТИТРЕСТОВСКОЕ И ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В 1913 г. была принята XVII поправка к Конституции США, заменившая косвенные выборы сенаторов прямыми. Равенство мужчин и женщин в избирательных правах было

Право справедливости

Право справедливости В результате юридической практики новых канцлерских судов к XVI в. сформировалась особая область английской правовой системы — право справедливости. В его правилах на первый план выдвигалось не соблюдение юридической традиции, а действительная

Право на право

Право на право Демонстрация 5 декабря 1965 г. знаменовала обретение оппозицией преобладающего направления деятельности — защиты права (со всей многозначностью понятия). Соответственно, движение стало как бы не политическим.Видные диссиденты подчеркивают, что «вопрос о

10. Право

10. Право В предыдущих главках были кратко рассмотрены некоторые аспекты правозащитной организации в Киевской Руси, такие, как поместная власть князя и бояр, а также епископский суд. Теперь нам следует рассмотреть древнерусскую юриспруденцию в целом (см. также Гл. IX,

4. Право ходатайства и право убежища

4. Право ходатайства и право убежища Одной из весьма важных привилегий, созданных изменившимися отношениями церкви к государству, был обычай ходатайства (intercessio) епископов за свою паству перед светской властью. Эта практика в глубине своей коренится скорее на

В результате деятельности сложной системы королевских судов XII–XV вв. сложилось общее право новой монархии (общее — в сравнении с прежними разрозненными земскими обычаями и судебной практикой). Это право опиралось на королевскую санкцию защиты тех или других прав, которая предоставлялась от имени короны в каждом единичном случае заново: либо опираясь на предшествующее аналогичное разрешение (приказ о праве), либо основываясь на новом разрешении, полученном от высших юридических инстанций короны. Для систематизации состоявшихся уже рассмотрении и решений Вестминстерские суды стали составлять (с конца XIII в.) свитки общих тяжб. Вних подводились итоги разбора дел и возникших при рассмотрении процессуальных осложнений. Позднее такие свитки стали регулярно обнародоваться частными правоведами, а с конца XV в. — в печатном виде. С появлением свитков (или ежегодников) сложилась практика ссылаться на предыдущие судебные решения по сходному делу — на основании полного совпадения или по аналогии. Защита прав в системе общих судов приобрела во многом прецедентный (т. е. основанный на предыдущем решении) характер. Вначале прецедент был только ссылкой на традицию, на наличие права, но позднее он стал обязательным: суд не мог игнорировать содержание сходных решений, особенно если речь шла о решениях вышестоящих инстанций.

Любая защита гражданских прав в общих судах начиналась с того, что истец получал (за плату) в королевской канцелярии приказ о праве (writ). Приказ этот рассматривался как привилегия и выдавался далеко не просто, а только тем, кто, по усмотрению короны, имел право на особую защиту, в которой ему было отказано земскими судами. Содержание приказов также было ограниченным и охватывало лишь те случаи, которые, как тогда представлялось, заключали в себе нарушение не столько частных прав в узком смысле, но и «королевского мира» или могли быть признаны посягательством на «общественное спокойствие». Количество приказов не превышало нескольких десятков в XIII в. и росло очень медленно. С конца XIII в. начали составлять официальный Регистр приказов (Register of Writs), который представлял по сути изложение основных прав, защищавшихся короной. Вестминстерским статутом 1285 г. лорд-канцлеру было разрешено выдавать новые приказы, руководствуясь аналогией права. К XV в. количество приказов перестало расти, а Регистр стал публиковаться как еще один источник судебных прецедентов.

В результате такой процессуальной практики средневековья сложилась одна из важнейших традиций всей системы английского «общего права»: судебная защита предшествует праву. Каким будет решение по содержанию, предугадать было невозможно, так как отдельных норм материального права не существовало.

Самыми древними были иски об истребовании земли, они назывались реальными (т. е. были связаны с вещью, безотносительно к тому, кто нарушил право истца). Иски о возмещении ущерба считались персональными. Ранние персональные иски мало чем отличались от реальных, так как предписывали возвратить объект персональной собственности — деньги или движимое имущество, а шерифу — доставить ответчика в суд (обычно Суд общих тяжб). Были и смешанные иски, с помощью которых можно было и вернуть землю, и возместить причиненный нарушением права ущерб. Из этих исков сформировалось английское право собственности на землю — особенностью его было то, что охранялось не вообще право собственности, а конкретные владельческие права. И охранялись они по-разному в зависимости от того, к какой категории владельцев (рыцарей, свободных держателей и т. д.) относился истец. Права эти были весьма ограничены: лишь с 1290 г. было признано право свободно отчуждать владения, с 1540 г. — завещать земли, подпадающие под регулирование «общего права».

Большое значение в расширении охраны имущественных прав имели иски о нарушении владения. Под таковыми вскоре стали понимать любые противоправные действия против личности, движимого или недвижимого имущества. Строго формальные причины, по которым предоставлялась защита в этих случаях, не позволяли в рамках общего права компенсировать, например, косвенный ущерб или нарушение «неосязаемых прав» (вред репутации и т. п.). Такие пробелы были частично восполнены исками «применительно к данному случаю», которые вошли в практику с начала XIV в. Как объяснил много позднее один из верховных судей, «эти иски были введены по той причине, что право никогда не потерпит, чтобы причинение вреда и ущерба осталось безнаказанным». Однако судьи очень неохотно признавали все новые и новые основания для исков. Так, лишь в середине XVII в. в рамках общего права стало возможным взыскать ущерб, причиненный «злонамеренным обманом». Форма судебного разбирательства не была единой и зависела от иска. Большое значение имело подготовительное производство по делу: до XV в. оно было устным и велось на французском языке. Предмет спора должен быть определен жестко и опираться только на один довод — юридический или фактический (так было до XVIII в.). Затем иски по приказам о праве разбирались путем судебного поединка (последний поединок в Суде общих тяжб зафиксирован в 1571 г.), персональные — в основном путем очистительной присяги. Большинство других решали судья и присяжные. Апелляционного разбора по существу решения дел в судах общего права не допускалось. Возможно было обжалование на основе допущенной ошибки в протоколе или нарушения процедуры. Только в XVII в. тяжущийся получил возможность просить о рассмотрении его дела заново.

Уголовные обвинения могли быть выдвинуты тремя способами: (1) в порядке частного обвинения, (2) судебным преследованием по обвинительному акту и (3) т. н. суммарным производством. Характер обвинения и сопутствующие обстоятельства определялись тем, в чем и кем кто-нибудь обвинялся. Преступления по общему праву подразделялись на 2 вида: фелония и мисдиминор. В XIV в. из общей категории фелоний выделилась измена. Измена (treason) трактовалась как преступление, непосредственно затрагивающее интересы короны или церкви. Фелония (felony) обнимала собой самый разный круг действий, в которых традиция усматривала нарушение вассальных обязанностей, а затем и «королевского мира» (убийство, проникновение в жилище, разбой, кража и др.). Прочие преступления были отнесены к категории мисдиминор (misdimeanour). Обвинение в фелонии означало, что для преступника можно потребовать конфискации имущества и смертной казни. За менее значимые преступления полагались штраф и тюрьма. На практике, однако, реально применялись и другие разные наказания, которые как бы заменяли собой те или иные, полагающиеся по общему праву. В особенности это касалось наиболее тяжких преступлений.

Частное обвинение в фелонии продолжало древнюю традицию частного уголовного преследования. До XV в. такие обвинения были частным делом, но потом стали затрудняться разными формальностями. Основным способом опровержения обвинения был судебный поединок.

Судебное преследование по обвинительному акту было самым важным способом защиты «общественного спокойствия»; здесь выдвижение обвинения и решение дела проходило при участии присяжных. Арестованного по подозрению предавали суду по решению Большого жюри графства. Разбор дела первоначально шел с применением ордалий — испытания железом или кипящей водой. Самым простым способом оправдания была очистительная присяга. Иногда заключенному разрешалось вызвать в оправдание 12 соприсяжников, которые поклялись бы в его невиновности. Отказ от этих способов или формальные ошибки в присяге означали немедленное и полное осуждение при обвинении в измене или мисдиминоре. Молчание также расценивалось как полное признание вины. В 1215 г. церковь запретила применение ордалий и участие в них священников. После этого уголовные дела стали решаться исключительно по вердикту присяжных — Малого жюри. Вначале на решение дела с участием присяжных требовалось согласие обвиняемого. Если он молчал или отказывался, то обвинение в фелонии снималось (и можно было спасти если не свою жизнь, то имущество семьи). Поэтому вошло в практику заставлять соглашаться на суд присяжных: обвиняемому клали на грудь железные бруски — все больше и больше, пока не умрет или не согласится. (Процедуру отменили только в 1772 г.) При тяжких обвинениях положение обвиняемого было незавидным: он был лишен возможности свидетельствовать по своему делу, почти не пользовался помощью адвоката. Присяжные могли быть привлечены к ответственности, если королевский судья сочтет их вердикт «неправильным».

В порядке суммарного производства разбирались малозначительные обвинения и в основном в земских судах, а также мировыми судьями. С XVI в. такой единоличный процесс стал преобладающим.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: