Нормативно правовые методы воздействия государства на автотранспортную деятельность к

Обновлено: 27.04.2024

Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг.

В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т. д.

К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа компаний, размеров парка и др.).

Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные методы экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и т. д.

Синтетические методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить

Регулирование рынка автотранспортных услуг на протяжении последних 20 лет осуществлялось методом лицензирования автотранспортной деятельности. Но необходимо понимать, что лицензирование это лишь один из методов регулирования деятельности. Основным его недостатком является невозможность применения альтернативных методов воздействия на участников рынка. Кроме того, в Российских условиях применение системы лицензирования привело к перекосам на рынке транспортных услуг и распространению негативных тенденций.

Так в частности, для того чтобы стать перевозчиком, не обязательно было регистрировать организацию или становится индивидуальным предпринимателем. Широкое распространение получила черная схема ухода от налогов и государственного контроля путем оформления лицензий на фирмы-однодневки. Именно поэтому только по Москве насчитывается порядка 20000 частных владельцев грузовых автотранспортных средств. Необходимо также отметить, что в 2002 году с вступлением в действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» было отменено лицензирование перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью менее 3,5 тонн. В результате этого, за пять лет был практически полностью утрачен государственный контроль за предприятиями и частными лицами, использующими грузовой транспорт малой тоннажности. По разным оценкам число таких перевозчиков составляет до 2/3 от общего количества. В итоге их деятельность ничем не регламентируется в принципе.

Отмена лицензирования как инструмента государственного контроля в области перевозок грузов автомобильным транспортом предполагает создание альтернативных методов регулирования рынка автотранспортных услуг.

Создание саморегулируемых организаций является одним из признанных во всем мире рыночных способов регулирования профессиональной деятельности. В развитых западных экономиках процесс концентрации предпринимателей в некоммерческие организации с целью саморегулирования рынков и профессиональной деятельности осуществлялся естественным, эволюционным путем в течение многих десятилетий. Самая распространенная в мире организационная форма саморегулируемых организаций – Ассоциации.

В России саморегулируемые профессиональные объединения действуют успешно на протяжении 15 лет в таких сферах, как оценочная деятельность, реклама, аудиторская деятельность, рынок ценных бумаг. В Государственной Думе Российской Федерации готовится ко второму чтению законопроект о «Саморегулируемых организациях», принятие которого определит общие правовые основы деятельности саморегулируемых организаций. В тоже время, в законодательстве в сфере транспорта нет упоминаний о саморегулируемых организациях, но нет и запрета на их создание. Поэтому деятельность саморегулируемых организаций в автотранспортной сфере возможна на основании Федерального Закона «О некоммерческих организациях».

В правовой деятельности основной упор необходимо сделать на юридическое сопровождение деятельности перевозчиков. Например: Ассоциация заключает абонентский договор на юридическое обслуживание своих членов с юридической фирмой. В результате перевозчики, не обладающие своей правовой службой получают квалифицированную юридическую помощь.

В финансово-экономической деятельности необходимо оказывать услуги по налоговому, бухгалтерскому и финансовому консультированию автотранспортных предприятий, привлекая для этого специалистов аудиторских компаний. Заключать соглашения со страховыми компаниями о льготном страховании предприятий-членов Ассоциации. Привлекать для сотрудничества банки и инвестиционные компании с целью разработки программ финансирования и кредитования.

В техническом направлении деятельности саморегулируемых организаций необходимо сосредоточить усилия на обновлении парка транспортных средств. Оказывать содействие перевозчикам в приобретении автотранспортных средств путём заключения Ассоциацией соглашений:

· с торгующими фирмами - о дисконтной продаже машин,

· с лизинговыми компаниями - о применении льготных схемах лизинга.

Оказывать содействие в осуществлении качественного и сертифицированного сервисного обслуживания транспортных средств. Продвигать внедрение систем телематики и мониторинга автомобильных перевозок с применением спутниковых навигационных систем и различных систем связи. Регулирование рынка транспортных услуг предполагает сочетание экономических и административных методов воздействия на работу транспорта, осуществления регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных воздействий

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные причины, вызывающие необходимость регулирования рынка транспортных услуг.

2. Перечислите основные задачи регулирования рынка транспортных услуг на современном этапе.

3. Укажите основные нормативно-правовые методы регулирования рынка транспортных услуг.

4. Укажите основные нормативно-правовые методы регулирования рынка транспортных услуг.

5. Приведите возможные альтернативные методы регулирования рынка транспортных услуг.

6. Назовите особенности саморегулируемых организаций на транспорте.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Автомобильный транспорт представляет собой естественную монополию, что неизбежно приводит к возникновению сдерживающих факторов его развития. Высокая конкуренция, вызванная избытком транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров, приводит к замораживанию капитала. Это требует государственного вмешательства. В первом случае – для смягчения отрицательных последствий естественной монополии, предоставления определенных гарантий потребителю и жесткого контроля за выполнением законодательных норм и правил, во втором – введение количественных и качественных ограничений. Формирование рынка в автотранспортной отрасли должно опираться на государственное регулирование и выделение территориальных структур управления транспортом.

Под системой государственного регулирования понимается совокупность средств и методов влияния государства на производственную деятельность и социально-экономические отношения в области транспорта с целью защиты интересов потребителей и производителей материальных благ, реализации государственной политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост и укрепление обороноспособности страны.

Государственное регулирование в транспортной сфере направлено на:

гармонизацию интересов различных видов транспорта, вступающих в условиях рынка в острую конкурентную борьбу;

содействие формированию рынка транспортных услуг;

ускорение процессов перехода транспорта на более высокий технологический и организационно-управленческий уровень, что позволяет снизить транспортные издержки;

повышение качества транспортного обслуживания экономики и населения страны, включая безопасность движения транспортных средств.

Государственный механизм в регулировании транспортной системы необходим и для обеспечения единства требований к нормам и правилам проектирования, строительства транспортных коммуникаций, стандартов экологического воздействия транспортных средств на окружающую среду, учета национальных интересов при выполнении международных перевозок

Рис. 1. Задачи регулирования транспортной системы

Необходимость государственного регулирования вызвана также наличием целого ряда причин:

1. Автомобильный транспорт является одним из основных загрязнителей окружающей среды. Федеральные законы от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ .О техническом регулировании и от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ .О безопасности дорожного движения. предусматривают контроль за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов при изготовлении, эксплуатации транспортных средств, соблюдении безопасности дорожного движения со стороны государственных органов.

2. Автомобильный транспорт не может нормально выполнять свои функции по доставке грузов, пассажиров без общей регламентации его деятельности, и в первую очередь:

правил перевозки грузов и пассажиров;

организации технического обслуживания и ремонта;

требований к профессиональной пригодности специалистов и водительского состава;

соблюдении норм безопасной эксплуатации автомобильного транспорта;

прогнозирования и развития общественного пассажирского транспорта и т.д.

Следовательно, государственной регулирование транспорта в условиях рынка является объективной необходимостью.

Для выполнения своих функций в сфере регулирования автотранспортной деятельности государство использует нормативно-правовые, экономические и комплексные методы. Нормативно-правовые методы могут быть направлены на обеспечение безопасности и регулирования рынка транспортных услуг. К методам, обеспечивающим безопасность автомобильного транспорта, относятся, например, правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозки опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д. К методам регулирования рынка транспортных услуг относят лицензирование, сертификацию, квотирование, разрешения, ограничения.

Экономические методы регулирования транспортных услуг включают налоги, тарифы, штрафные санкции, банковские проценты за кредит, льготы и т.д. Комплексные методы представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые применяются в совокупности. Устав автомобильного транспорта и правила перевозок и выполнения услуг, являясь нормативно-правовыми актами, предусматривают регулирования автотранспортной деятельности.

Государственное регулирование распространяется на следующие сферы и предусматривает применение определенных способов:

1. Сфера организации рынка автотранспортных услуг включает в себя:

разделение рынка на сектора со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями;

непосредственное осуществление деятельности по допуску юридических лиц и предпринимателей на различные сектора

автотранспортного рынка на основе лицензирования;

контроль выполнения хозяйственными субъектами автомобильного транспорта требований, предусмотренными лицензиями;

внедрение лицензионной системы на всех видах автомобильного транспорта.

2. Сфера регулирования ценообразования на автомобильном транспорте предусматривает:

установление общего рекомендуемого или обязательного уровня тарифов на отдельные виды автотранспортной деятельности;

выработка механизма индексирования тарифов;

государственный контроль ценообразования при выполнении пассажирских и муниципальных (государственных) грузовых перевозок.

использование налоговых льгот и дополнительных налогов как средства регулирования автотранспортной деятельности;

3. Сфера налогового регулирования охватывает:

предоставление Минтрансу РФ официального права разработки и введения в действие обязательных для предприятий всех форм собственности норм, правил и стандартов коммерческой деятельности и технической эксплуатации транспортных средств, направленных на защиту интересов пассажиров, грузовладельцев и государства, обеспечение транспортного процесса и охрану среды.

4. Сфера нормативного регулирования автотранспортной деятельности представлена на рис. 2, рис. 3.

Система управления транспортным комплексом страны требует переноса части регулирующих функций государственного аппарата из центра в регионы. В силу этого система регулирования должна быть многоуровневой, распределенной между федерацией, ее субъектами и местными органами власти. Центральное место в системе государственного регулирования на транспорте должно занять решение следующих основных задач.

Рис. 2 Методы регулирования автотранспортной деятельности

Создание надежной нормативно-правовой базы. На прочной правовой базе должны основываться:

предоставление дотаций убыточным, но социально значимым транспортным предприятиям;

решение споров возникающих в процессе эксплуатационной и хозяйственной деятельности перевозчиков в органах государственного арбитража;

регулирование отношений предприятий с грузовладельцами; обеспечение безопасности перевозок пассажиров, движения транспортных средств и защиты окружающей среды от чрезмерных экологических нагрузок со стороны транспорта.

Рис. 3 Сферы и методы государственного регулирования на

_____ - региональный уровень; _ _ _ - федеральный уровень

Регулирование тарифов. Эта важнейшая сфера государственного управления на транспорте, требующая, чтобы тарифы рассматривались не только как регулятор отраслевой нормы прибыли, но и как фактор общего экономического роста и гармонизации социальной сферы. Уровень тарифов и их соотношение по видам транспорта оказывают прямое влияние на качество жизни населения, уровень инфляции, темпы экономического роста в различных отраслях экономики и регионах.

Налоговое регулирование. Данный вид регулирования должен рассматриваться как общеэкономическая мера, отвечающая стратегическим целям развития социально-экономической сферы в целом и требованиям текущего момента. Оно требует решения таких вопросов, как введение налоговых льгот в отношении затрат на восстановление, замену и модернизацию инфраструктурных элементов транспортных коммуникаций, формирование транспортных сетей, создание распределительно-терминальных систем. Такого рода льготы должны предусматриваться не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Целевые налоговые льготы должны также стимулировать развитие наиболее эффективных, с точки зрения экономики страны, способов транспортировки и видов перевозок.

Финансовое регулирование. К этой сфере относится: участие в финансировании капиталоемких проектов и программ, создание специальных инвестиционных фондов для модернизации и развития транспортного комплекса;

Дотирование убыточных предприятий, выполняющих социальные перевозки; предоставление транспортным предприятиям финансовых средств на возвратной основе; введение государственного лимита для обновления подвижного состава.

1) разделение транспортного рынка на сектора со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями и определение коммерческого и технологического статуса транспортных предприятий, действующих в различных секторах рынка.

2) разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка.

3) непосредственное осуществление деятельности по допуску новых предприятий на различные сектора транспортного рынка или расширению прав действующих предприятий (лицензирование транспортной деятельности).

4) контроль за выполнением транспортными предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией и применение предусмотренных законодательством санкций в случае нарушения этих требований.

5) контроль за ценообразованием и применением тарифов.

6) налоговое регулирование транспортной деятельности.

7) контроль и анализ состояния транспортного обслуживания в различных секторах рынка.

8) финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание государственной помощи различным предприятиям в обеспечении такого финансирования.

9) покрытие текущих убытков транспортных предприятий, повышение рентабельности которых за счет самоокупаемости является по тем или иным причинам невозможным.

10) разработка и контроль за выполнением экологических стандартов.

11) разработка и контроль за выполнением норм безопасности и охраны труда на транспорте и технических стандартов безопасности.

12) направление средств на социальное обеспечение транспортных предприятий.

13) разработка и применение административно-экономических мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях (при катастрофах, стихийных бедствиях, уборке урожая и т.п.).

Методы регулирования транспортной деятельности укрупненно можно подразделить на: нормативно-правовые; экономические; комплексные.

Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг. В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д.

К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа компаний, размеров парка и др.).

Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные методы экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и т.д.

Синтетические методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед автотранспортными фирмами ставится обязательство отработки определенного времени на городских маршрутах.


Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях государственное регулирование автотранспортного комплекса должно в полной мере удовлетворять потребностям бизнеса на современном этапе, что подразумевает строгое соблюдение законодательных норм и правил безопасности, экономическую обоснованность принимаемых решений, грамотное использование современных технологий мониторинга и контроля.

Так, совершенствование хозяйственного руководства неразрывно связано с возрастанием роли нормативно-правового регулирования транспортных процессов. Развитие экономики страны и рост валового продукта невозможен без существенного развития транспортного комплекса. Вступление во Всемирную торговую организацию значительно расширили возможности транспортного бизнеса в сфере транзитных перевозок по системе общеевропейских транспортных коридоров. В свете этого нормативно-правовое обеспечение данной деятельности приобретает особое значение.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, государственное управление в области транспорта, нормативно-правовое регулирование, транспортная отрасль.

Транспорт представляет собой ключевое звено в экономике любой страны, а автомобильный транспорт является связующим звеном транспортной деятельности. Последнее обуславливается тем, что основополагающим требованием на современном этапе развития экономики, науки и техники является доставка груза (или пассажира) «от подъезда к подъезду». В результате, независимо от того, каким основным видом транспорта воспользуется потребитель транспортной услуги, начальным и конечным видом транспорта в основном будет автомобильный.

Автомобильный транспорт является одной из крупнейших отраслей экономики страны и представляет собой сложную систему составляющих её элементов, которые связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Поэтому система управления автомобильным транспортом является сложным, уникальным элементом с характерными для неё особенностями, отличающимися по своей сущности и организации от систем управления других видов отраслей [3, с. 14].

В Российской Федерации нормативно-правовое регулирование автотранспортной деятельности имеет следующие основные тенденции развития [6]:

– использование современных свойств мониторинга и контроля над перевозочными процессами для обеспечения строгого соблюдения норм и правил перевозки грузов и пассажиров;

– применение прогрессивных технологий для упрощения документооборота, повышение эффективности управления;

– использование современных информационных технологий для автоматизации основных бизнес-процессов и управления субъектами транспортного процесса на основе единого правового пространства.

Реализации перечисленных тенденций зависят от соответствия российского законодательства с мировой практикой.

С развитием рыночной экономики количество предприятий, работающих в транспортной отрасли, значительно увеличилось, соответственно развитие отрасли также ускорилось. Присутствие факта развития отрасли и увеличения количества предприятий, занятых в сфере предоставления транспортных услуг вызывает необходимость административного регулирования отрасли. Отсутствие ограничений, контроля и управления в транспортной отрасли могут привести к серьезным негативным последствиям.

Современное состояние социально-экономических процессов характеризуется бурным развитием транспортной отрасли: растет количество отечественных перевозчиков и транспортных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории России, открываются новые маршруты, появляются более совершенные виды транспортных средств, расширяется правовое регулирование отношений, связанных с перевозкой пассажиров и грузов [2, с. 31].

Таким образом, транспорт с экономической точки зрения — это организационная система государственного и административно-правового управления в целях увеличения эффективности реализации грузовых и пассажирских перевозок в различных субъектах страны.

Целью государственного управления в области транспорта является своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и общественного производства в перевозках и потребностей обороны государства, защиту их прав при транспортном обслуживании, безопасное функционирование транспорта, соблюдения необходимых темпов и пропорций и др. [4, с. 12].

Органом управления транспортной отраслью на федеральном уровне является Министерство Транспорта Российской Федерации, в котором организованы четыре федеральных агентства по видам транспорта и федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Основными задачами, на которые направлена деятельность Минтранса России, являются разработка и реализация транспортной политики, включающей также совершенствование транспортных услуг, способных максимально удовлетворить потребности населения и государства, сокращение издержек, поддержание единого транспортного пространства страны [5].

Правительство России принимает активное участие в процессе разработки и реализации программ развития транспортной системы, утверждает положения о федеральных органах, осуществляющих управление транспортом. А также Правительство принимает правила перевозок грузов, пассажиров и багажа в некоторых транспортных отраслях.

Для достижения целей и задач министерства транспорта применяются экономические, нормативно-правовые и комплексные методы регулирования транспортной системы, представленные на рисунке 1.


Рис. 1. Методы регулирования транспортного комплекса России [1, с. 13]

Методы регулирования имеют равнозначное влияние на транспортную систему страны, а поэтому использование их в комплексе, включающем и экономические и нормативно-правовые методы.

Кроме этого, нормативно-правовое управление включает в себя обеспечение безопасности (ПДД, устав автомобильного транспорта, различные правила перевозок грузов и пассажиров, экологическая безопасность и другие стандарты, нормы и правила) и регулирование рынка транспортных услуг (ограничения и квоты, лицензирование). Экономические методы предусматривают налоги, тарифы, дотации, кредиты, штрафные санкции и другие дополнительные операции [1, с. 14].

В условиях современной экономической нестабильности была разработана Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, в которой определяются основные положения транспортной политики, а также этапы и направления ее реализации в долгосрочном периоде [6].

Что касается автомобильного транспорта, то там предстоит выполнить большой объем работ, связанных с улучшением состояния дорог всех типов, которые используются при транспортировке пассажиров и грузов. В частности, к данному направлению можно отнести: улучшение дорожного покрытия, строительство обводных дорог, которые позволят разгрузить городские дороги, и улучшит экологическую обстановку [3, с. 37].

По своей структуре транспортная отрасль имеет централизованную вертикальную систему управления, где каждый из уровней имеет влияние, как на транспортную отрасль в целом, так и на подведомственные органы управления транспортной отраслью на разных уровнях.

На рисунке 2 представлена взаимосвязь уровней управления транспортной системы России, каждый из которых постоянно взаимодействуют друг с другом. Подобная иерархическая система управления с возможностью делегирования некоторых полномочий позволяет принимать нормативно-правовые акты, носящие обязательный или рекомендательный характер, для каждого из уровней.


Рис. 2. Вертикаль управления транспортной отраслью [1, с. 15]

Федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции управления в области транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации, которому подчиняются федеральные служба и агентства [5]:

– Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

– Федеральное агентство воздушного транспорта;

– Федеральное дорожное агентство;

– Федеральное агентство железнодорожного транспорта;

– Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Соответственно, управление транспортом осуществляется обособлено для каждой отрасли:

Стоит заметить, что административное управление автомобильным транспортом включает в себя управление дорожным хозяйством. Так, Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, которое осуществляет деятельность по управлению федеральным имуществом в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства, а также функции по оказанию государственных услуг, связанных с автомобильным транспортом.

Осуществление деятельности по управлению транспортом на уровне регионов также имеет важное значение. Отсутствие эффективной системы управления транспортной отраслью на региональном уровне ведет к застою в её развитии, а это тормозит рост валового регионального продукта, уменьшает количество и качество экономических связей с другими регионами, в следствие, показатели социальной сферы снижаются [3, с. 39].

Соответственно от уровня управления транспортной системы на региональном уровне зависит эффективность функционирования и бесперебойность работы производств, и взаимодействие остальных экономических отраслей.

Далее, система муниципального управления транспортной отраслью представлена тремя типами управляющих структур: органами транспортной администрации, неадминистративными хозяйственно-финансовыми структурами и координационными органами.

На региональном и местном уровне выполняются такие функции, как контроль за ценообразованием, вопросы применения налоговых льгот (в пределах местных налогов), покрытие текущих убытков транспортных предприятий, занимающихся социально-значимыми перевозками, развитие региональной транспортной инфраструктуры.

Кроме представленной структуры органов управления транспортной отраслью в целом для автомобильного транспорта можно выделить органы управления, специализирующиеся на этом виде.

Среди всех видов транспортных организаций именно организации, действующие в сфере автомобильного транспорта, являются самыми распространенными (наиболее общественными), и в этой связи качественное и эффективное правовое регулирование их профессиональной деятельности имеет огромное экономическое значение для государства. Автомобильный транспорт выполняет свыше 78 % объема перевозок грузов и более 45 % пассажиров перевозится посредством автобусного парка в России [5].

Кроме организационных и нормативно-правовых особенностей на управление транспортной системой влияют также географические, социальные и экономические аспекты.

Таким образом, развитие автотранспортной отрасли в целях реализации транспортной стратегии имеет высокую значимость, так как количество контактов различных организаций, предприятий и частных лиц с автотранспортом значительно выше, чем с другими видами транспорта.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная отрасль, автомобильный транспорт, Российская Федерация, транспортная система, дорожное хозяйство, нормативно-правовое регулирование, область транспорта, управление транспортом, Федеральное агентство, Федеральная служба.


В статье рассматривается обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Ключевые слова: нормативно-правовые основы, автомобильный транспорт, безопасность дорожного движения

Проблема безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью более общей проблемы организации дорожного движения, социально-экономическое значение которой в нашей стране особенно возрастает в последние годы. В обеспечении безопасности дорожного движения большое значение имеет именно правовая регламентация поведения всех участников дорожного движения и последующее их дисциплинированное поведение. Для достижения этих целей предусматриваются меры государственного контроля, которые осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными актами, регулирующими отношения в сфере безопасности.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ включают такие нормативно-правовые акты, как законы Российской Федерации, постановления Правительства, приказы министерств и других ведомств, регулирующих данную деятельность, основные из которых:

– Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.04.2013) «О безопасности дорожного движения» (далее — ФЗ о безопасности дорожного движения);

– Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 27.10.2011) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») (далее — Положение о ГИБДД МВД России);

– Постановление Правительства РФ от 30.04.1997 № 508 (ред. от 02.02.2000) «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения»;

– Постановление Правительства РФ от 19.10.2004 № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения»

В 196-ФЗ о безопасности дорожного движения определено, что задачами по обеспечению безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий [1].

Обсуждая возможные меры по улучшению дорожной ситуации, ряд экспертов выделяют два основных направления: необходимость скорейшего развития дорожной инфраструктуры и совершенствование организации дорожного движения, а также повышение культуры на дорогах и создание в обществе атмосферы неприятия нарушений ПДД. Результаты мониторинга законодательства свидетельствуют о том, что процесс усиления административной ответственности за нарушения правил дорожного движения по отдельным составам правонарушений в области дорожного движения уже перешел границу, за которой сдерживающий эффект административного наказания начинает снижаться. К сожалению, это достаточно негативная тенденция, укоренившаяся в нашем обществе. Результативность правового регулирования во многом зависит от своевременного выявления условий и причин негативных явлений в данной сфере и от адекватной оценки эффективности организационно-правовых способов их устранения, от того, насколько содержание правовых норм отвечает потребностям развития общественных отношений.

Массовая автомобилизация страны, низкая протяженность автомобильных дорог, разобщенность действий государства, в лице Министерства транспорта РФ и территориальных транспортных структур администраций субъектов РФ, отрицательно сказывается на проведении единой транспортной политики и безопасности движения на автомобильном транспорте. В условиях роста спроса на услуги автомобильного транспорта, указанные тенденции, создают определенную угрозу для жизни и здоровья людей.

При анализе современного состояния безопасности конструкции автомобилей, в нашей стране ежегодно фиксируются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с авариями автомобилей самых разных марок. Понятно, что аварийность того или иного автомобиля определяется не столько его конструктивным происхождением, сколько действиями человека, который находится за рулём, и, естественно, обустройством дорог, погодными условиями и уровнем регулирования движения транспорта.

К рассматриваемым и решаемым проблемам активной и пассивной безопасности конструкции автомобиля, влияющим на уровень ДТП и тяжесть их последствий, необходимо добавить, что в последнее десятилетие стали обращать внимание на рост числа ДТП из-за отвлечения водителя от управления автомобилем, особенно в условиях плотного городского или скоростного движения.

В настоящее время мировым сообществом законодателей и производителей автомобильной техники разрабатываются законодательные и конструктивные меры против отвлечения водителя при управлении автомобилем.

В настоящее время общепринятая схема определения уровня безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте, на наш взгляд, не совершенна, потому что не соответствует современному уровню автомобилизации и не может обеспечить достижение поставленных перед ней задач. Законодательством не выявляется и не анализируется большинство составных параметров, влияющих на безопасность дорожного движения, разработка документов во многом осуществляется не систематизировано, слабо координируется на основе единых принципов, документы дублируют друг друга, поэтому нормативная база в целом ряде случаев содержит внутренние противоречия и много правовых пробелов.

Достаточно слабое развитие в нормативных документах находит реализация основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, сформулированных в 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», таких как: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Автотранспортная деятельность, особенно частных предприятий и предпринимателей, предоставляющих услуги автомобильного транспорта, не подвергается глубокому анализу. Мало уделяется внимания исследованиям, новым, передовым технологиям перевозочного процесса. Эти и другие негативные тенденции, создают благоприятную среду для снижения уровня безопасности дорожного движения.

Проведя сравнительный анализ нормативно-правовых документов, мы приходим к выводу, что законодателям необходимо в дальнейшем разрабатывать новые, адаптивные механизмы повышения безопасности дорожного движения, повышать уровень безопасности транспортной системы за счет развития систем профессионального допуска к транспортной деятельности путем декларирования или лицензирования.

Наряду с существованием эффективного управления, нормальной внутрипроизводственной системы и технологии с наличием определенной производственной базы для безопасного функционирования транспортной отрасли, необходимы справедливые и адекватные методы государственного регулирования, а также стандарты комплексной профилактики нарушений обязательных требований, таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения является одним из основных направлений Российской Федерации.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Для этого разрабатывается комплекс современных и соответствующих мировой практике законодательных, нормативно-правовых и методических документов, вводится и усиливается административная ответственность за нарушение установленных норм и правил. Среди недавно принятых важных документов можно отметить Приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, которым утверждены «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом».

Главным документом, определяющим поступательное движение в области транспортной безопасности на ближайшую перспективу, является Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

Транспортная стратегия направлена на формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок, интеграцию в мировое транспортное пространство, реализацию транзитного потенциала страны, повышение уровня безопасности транспортной системы.

Транспортная стратегия будет способствовать решению системных социально-экономических проблем, таких как:

– наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;

– недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов;

– недостаточное качество транспортных услуг;

– низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;

– недостаточный уровень обеспечения транспортной безопасности;

– усиление негативного влияния транспорта на экологию [2].

Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе и направлены на обеспечение снижения темпов убыли населения Российской Федерации, создания условий для роста его численности.

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 года № 196-ФЗ (в редакции от 26.07.2017);
  2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 1032-р, с изменениями от 11 июня 2014 года);
  3. Егиазаров В.А. Транспортное право.: Учеб., 2-ое изд. перераб. и доп. / Инст. зак-ва и сравнит. правовед. при правительстве РФ. — М.: Юстицинформ, 2004.- 543 с.;
  4. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения. — М.: Транспорт, 1991.-183с.;
  5. Пеньшин Н.В. Основы государственного регулирования автотранспортной деятельности/Тамбов: Вестник ТГТУ, 2005. — 80с.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, обеспечение безопасности, Российская Федерация, автомобильный транспорт, транспортная система, транспортная стратегия, административная ответственность, Постановление Правительства РФ, Россия, транспортная безопасность.

Ключевые слова

Похожие статьи

Пути повышения безопасности дорожного движения

GPS, дорожное движение, интеллектуальная транспортная система, спутниковая навигация, перевозка, транспортное средство категории, пассажирский транспорт, общественный транспорт. Комплексная ИТ-система общественного транспорта для.

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной.

транспортная безопасность, Российская Федерация, судно, должностное лицо, транспортная инфраструктура, Россия, техническое средство обеспечения, Федеральный государственный контроль.

Особенности и современные подходы к организации управления.

В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. указано, что эффективное функционирование транспортного комплекса страны во многом зависит от качественного правового регулирования общественных отношений.

Вопросы обеспечения надежности и безопасности на транспорте

Транспортная безопасность — состояние безопасности объектов автотранспортной инфраструктуры и автотранспортных средств от актов преступного вмешательства. Среди множества составляющих следует выделить создание надежных транспортных средств.

Применение системы «ГЛОНАСС» на автомобильном.

Обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок

Интеллектуальная транспортная система позволяет обеспечить: сокращение смертности на дорогах Российской Федерации за счет повышении оперативности реагирования на ДТП

Административная ответственность в области дорожного.

транспортное средство, дорожное движение, средство, административная ответственность, правонарушение, РФ, автоматический режим, административное правонарушение, Российская Федерация.

Об основных мероприятиях, направленных на повышение.

Основным документом, обеспечивающим законодательную базу для проведения мероприятий по усилению безопасности дорожного движения, является Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г.

Современные проблемы развития транспортной системы России

Ключевые слова: транспортная система, безопасность автомобильных дорог, потери от дорожно-транспортных происшествий. В Российской Федерации транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства.

Анализ практического опыта железных дорог по решению.

дорожное движение, обеспечение безопасности, Российская Федерация, автомобильный транспорт, транспортная стратегия, транспортная система, административная ответственность, транспортная безопасность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: