Незаконная высадка на судно это когда пираты

Обновлено: 03.05.2024

Существуют две основные ситуа­ции, которые могут возникнуть при нападении пиратов.

При этом должны быть задействованы все возможные способы передачи со­общения: система INMARSAT, оборудование ЦИВ с использованием соответству­ющих частот бедствия ЦИВ, любое другое оборудование с использованием любых частот бедствия.

Пираты высадились на судно неожиданно. В случае если требовани­ями пиратов судну запрещено вести какие-либо передачи и выполнение рекомен­даций, изложенных выше, может привести к физическому насилию/смерти членов экипажа судна, любые такие требования должны быть выполнены, т. к. у них может быть оборудование, способное обнаружить любые радиосигналы, включая сигналы спутникового оборудования.

При нажатии на кнопку спутниковый терминал автоматически передаст со­общение о нападении его соответствующему береговому полномочному органу.

Во избежание передачи ложного аварийного оповещения для приведения кнопки в действие должна использоваться кодовая последовательность, не допус­кающая ее случайного срабатывания.

Рекомендуемая практика по защите от пиратов

Анализ показывает, что захвату способствуют следующие факторы:

  • низкая скорость;
  • низкий надводный борт;
  • недостаток или отсутствие планов и действий при нападении;
  • заметное для нападающих отсутствие на судне должного наблюдения и не готовности экипажа отражать атаку.

Обычно нападение производится пиратами с двух или более небольших ло­док с мощными моторами и скоростью до 25 узлов, чаще всего они подходят к судну с левого борта или кормы. Большинство атак происходит в утренние и вечерние часы на восходе и заходе солнца. Рекомендуется спланировать проход так, чтобы прохождение наиболее опасных участков пришлось на ночное время, как показывает практика ночь – наиболее безопасное время.

Использование пиратами су­дов – баз позволяет им выходить да­леко в море и нападать на суда там, где считалось, что вероятность нападения очень маленькая.

Большинство отбитых напа­дений приходится на суда, которые заранее готовились к возможности пиратской атаки, имели планы и проводили тренировки.

Перед проходом опасными водами производится общее плани­рование. Центром планирования и координации обеспечения безопас­ного прохода в Аденском заливе сил ЕС является Maritime Security Centre – Horn of Africa (MSCHOA). UK Maritime Trade Operations (UKMTO) Dubai является первой точкой контакта для судов, следующих в залив. Именно UKMTO Dubai обеспечи­вает ежедневную связь и обмен информацией между капитаном и военными MSCHOA.

Перед проходом капитану и судовладельцу необходимо прежде всего оце­нить степень риска, и по полученной оценке рассчитать необходимые меры без­опасности. Оценку плана производит MSCHOA, и далее Центр действует в соот­ветствии с этой оценкой, наблюдая за судном все время его пребывания в опасных водах. При реализации плана по отражению пиратской атаки приоритетом следует считать безопасность экипажа и пассажиров.

После регистрации предстоящего прохода судна в MSCHOA желательно за 3-4 дня, капитан должен регулярно сообщать о движении судна в UKMTO.

Рекомендуется провести, непосредственно перед проходом, общесудовое со­брание, на котором разъяснить риски и требуемые от экипажа действия, а также провести предварительные учения в соответствии с планом: каждый должен знать свое место, обязанности и особо – средства связи Морская сигнализация и связь и тревожной сигнализации.

Капитанам особо следует подготовить все необходимое для срочной связи с MSCHOA. Работа AIS – на усмотрение капитана, если он считает, что включенный AIS представляет из себя угрозу, то может его выключить. Однако при следовании Аденским заливом рекомендуется держать его включенным, ограничив только пе­редаваемую им информацию – название судна, место, курс, скорость, общее состояние – это помогает военным в заливе. Если говорить о следовании в Индийском океане вдоль побережья Сомали, то сами военные рекомендуют выключать AIS полностью, но желательно уведомить о том MSCHOA.

При следовании Аденским заливом судну необходимо уведомить UKMTO, военные настоятельно рекомендуют следовать в границах коридора безопасности. Судам следует избегать захода в территориальные воды Йемена, т. к. военные ко­рабли не имеют права входить в эти воды для защиты судна даже тогда, когда суд­но атакуют пираты.

Судам, следующим в обход Африки, без заходов в порты стран Восточной Африки, рекомендуется проложить курс с восточной стороны Мадагаскара, нахо­дясь на удалении не менее 600 миль от побережья Африки. Необходимо уведом­лять UKMTO о передвижении судна обычным порядком.

Перед проходом рекомендует­ся:

  • спланировать судовое расписание и работы так, чтобы ко времени прохода экипаж отдохнул;
  • необходимо свести к минимуму весь радиообмен, от воки-токи до AIS;
  • все механизмы судна должны быть готовы к немедленным действиям – ревер­сы, включение пожарных насосов и т. п.;
  • необходимо обеспечить закрытие доступа и контроль над ним в настройке, на мостике, в машинном отделе­нии, жилых помещениях экипажа;
  • убедиться, что с бортов ничего не свисает, от трапов до концов и шлангов;
  • если надводный борт низкий, попытаться нарастить планшири так, чтобы крючья и кошки не смогли за них зацепиться;
  • рекомендуется определить «цитадель» – место, где экипаж сможет запереть­ся и выиграть время, которое может оказаться критическим в ожидании по­мощи от военных – в идеале в «цитадели» не должно быть иллюминаторов или легко взламываемых дверей;
  • рекомендуется рассмотреть возможность установки чучел-обманок вперед­смотрящих или охранников, если в круговом обзоре с мостика есть «дыры», необходимо поставить в такие места наблюдателей;
  • рекомендуется заранее разнести пожарные шланги и подготовить систему к немедленной подаче воды под давлением;
  • рекомендуется рассмотреть возможность установки проволочных загражде­ний, но так, чтобы это не повлияло на безопасность экипажа при его пере­мещениях и особо, чтобы не затруднило аварийный выход;
  • рекомендуется рассмотреть возможность приобретения и установки пассив­ных средств защиты;
  • рекомендуется использование ночной оптики в ночное и вечернее время;
  • рекомендуется включение системы защитной сигнализации и наблюдения (камеры наблюдения и т. п.), если она на судне имеется;
  • настоятельно рекомендуется следовать только в пределах коридора безопас­ности, руководствуясь извещениями и рекомендациями от MSCHOA.

При следовании коридором в составе группы следует поддерживать общую для группы скорость с учетом собственных огра­ничений. Если судно собирается следовать в одиночку за пределами коридора – следуйте с максимальной скоростью, а если ваша ско­рость 18 узлов и выше – рекомендуется сле­довать самостоятельно, не дожидаясь групп и не ограничивая себя скоростью группы. Не следует забывать о МППСС, например, не выключать в темное время суток ходовые ог­ни.

Включайте наружное освещение только если того требует безопасность; освещение мест, уязвимых для нападения, рекомендуется включать только в том случае если это освещение не затрудняет управление судном.

Бдительность и должное визуальное наблюдение прежде всего, не забывать о тактике пиратов – подход к судну с кормовых углов или с левого борта. Не следует подвергать экипаж ненужному риску, на верхних палубах необходимо ограничить­ся только самыми необходимыми работами. При обнаружении пиратов рекоменду­ется устроить как можно больше шума – огнями, сиреной, активностью экипажа – чтобы показать им, что они обнаружены, а судно готово к отражению атаки.

  • следовать заранее разработанному плану;
  • активировать план аварийной связи и оповещения;
  • если AIS была выключена, включить ее;
  • объявить общесудовую тревогу «Пиратское нападение»;
  • по УКВ подать сигнал бедствия MAYDAY на 16 и 8 каналах;
  • послать сигнал бедствия по DSC (Digital Selective Calling) и Inmarsat-C;
  • установить телефонную связь с UKMTO.

Маневрирование. Если возможно, увеличить скорость до 15 и более узлов и немедленно начать маневрирование зигзагом (небольшими отворотами, больших следует избегать из-за потери скорости). Учесть ветер и волнение и максимально «подставить» пиратов под ветер и волнение, а также носовую и кормовую волны. Дать воду в шланги. Максимальное время атаки 30-45 минут, если за это время пираты не смогут вы­садиться, они как правило прекращают атаку. Пытаться максимально выиграть во времени – на помощь могут успеть военные. Та часть экипажа, которая не участвует в отражении нападения должна проследовать в «цитадель».

Нападение пиратов

Рис. 1 Современные пираты

В случае вмешательства военных. НЕЛЬЗЯ использовать фото, кино­камеры и мобильные телефоны со вспыш­кой в течение всего времени действий во­енных. При высадке военных на борт суд­на и каких-либо военных действиях, эки­пажу необходимо лечь на палубу, держа руки за головой – в руках ничего не долж­но быть, руки должны быть хорошо видны. Не следует делать никаких резких движе­ний без команды военных. На вопросы военных следует немедленно отвечать – назвать себя и свою должность на судне.

Пройти данный тест онлайн можно по ссылке ниже:

Тест по ОСПС (ISPS)

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующий вас вопрос. Достаточно ввести одно слово или часть его, чтобы фильтр заработал.

Количество отображаемых вопросов: 125 .

Правильные ответы отмечены знаком .

При обнаружении подозрительного предмета отойти на безопасное расстояние 3-5 метров и доложить о находке.

Нести непрерывную радиовахту на дежурном канале УКВ и специальных каналах вызова береговой помощи при пиратском нападении.

Верно ли утверждение, что личный контактный досмотр входящих на судно лиц может осуществляться лицом (лицами), специально указанными в Плане охраны судна, независимо от пола посетителя:

При возникновении конфликта между требованиями безопасности (Safety) и охраны (Security) в ходе судовых операций, каким требованиям капитан должен отдавать приоритет?

В случае, если пираты установили контроль над судном, какая форма поведения представляется Вам наиболее подходящей?

Не позволять пиратам прикасаться к органам управления судовой энергетической установкой и другого оборудования.

При наличии подозрений о наличии наркотических веществ на судне капитану и SSO следует руководствоваться:

По требованиям Конвенции ПДНВ члены экипажа, имеющие специальные обязанности по охране, должны обладать следующими знаниями:

Знание процедур проведения проверок и освидетельствований и по управлению деятельностью, указанной в Плане охраны судна.

Знание планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с охраной, а также процедур ответных действий на угрозы или нарушения охраны.

Если судно подверглось атаке сомалийских пиратов, которые находятся в дистанции более 2-х кабельтовых, рекомендуется:

Послать сигнал бедствия через цифровую селективную систему вызовов (DSC) и, при наличии, через Inmarsat-C.

Активировать Систему судовой тревоги (SSAS), которая подаст сигнал тревоги офицеру по безопасности компании и государству флага.

Постарайтесь сохранять спокойствие, не отвечать на радиовызовы, так как обмен может быть подслушан пиратами.

На 16 канале УКВ подать сигнал «Mayday» (а также на запасном 8 канале, который отслеживается военно-морскими силами).

Объявляется на промежуток времени, в течение которого существует повышенный риск влияющего на защищенность происшествия.

Установить порядок взаимодействия экипажа судна и правоохранительных государственных органов по обеспечению безопасности.

В отношении судна, которое, на основании информации, предоставленной перед заходом в порт, признано несоответствующим требованиям Главы XI-2 SOLAS и части А Кодекса ОСПС, могут быть предприняты следующие шаги:

Является нарушением режима охраны судна, о котором нужно немедленно доложить лицу командного состава судна, ответственному за охрану.

Не должно вызывать подозрений, так как посетителей слишком много, и сопровождать каждого не практично.

На промежуток времени, в течение которого происшествие, связанное с нарушением охраны вероятно или неминуемо.

На судно прибыли технические специалисты для выполнения ежегодного обслуживания гирокомпаса. Укажите действие, которое является нарушением процедур охраны:

Специалистов сопроводили в помещение ходового мостика и показали местонахождение гирокомпаса и распределительного щита, от которого он запитан.

Специалистов оставили в помещении ходового мостика, объяснив, как вызвать вахтенного помощника по окончании работ.

Если судно подверглось атаке сомалийских пиратов, которые находятся в дистанции более 2-х кабельтовых, рекомендуется:

Объявить общую тревогу и, в соответствии с аварийным планом судна, подать объявление «Пиратская атака».

Все члены экипажа, за исключением тех, чье присутствие требуется на мостике, или в машинном отделении, должна собраться в безопасной точке сбора или цитадели, если такая построена, чтобы иметь максимальную возможную защиту от огня, если пираты подойдут на расстояние, пригодное для применения оружия.

Разместить людей на открытых палубах, чтобы продемонстрировать нападающим многочисленность судового экипажа.

Если позволяет состояние моря, попробовать изменить курс так, чтобы подставить приближающийся скиф под ветер/волну.

Является ли обязательным использование УКВ радиостанций вахтенными, осуществляющими патрулирование палубы судна, стоящего на якоре:

Использовать радиосвязь не рекомендуется, так как злоумышленники могут перехватить передаваемую информацию.

Все члены экипажа должны лечь на палубу, закрыть голову руками, держа их на виду; ни в коем случае не делать движений, которые могут быть восприняты, как агрессивные.

Потребовать от членов подразделения предъявить удостоверения личности и сделать запись в журнал посетителей.

Системы охранного телевидения. Укажите, какое из приведенных устройств являются объективами видеокамер:

Наркотики обнаруживаются современными техническими средствами, которыми легко можно оборудовать суда.

Основы знаний необходимости проверок, калибровки и обслуживания систем и оборудования охраны, особенно, при нахождении судна в море.

Основы знаний международной политики в области охраны на море и ответственности правительств, компаний и отдельных лиц.

В случаях единовременной замены более 25 % экипажа лицами, в течение трех последних месяцев не принимавшими участия в каких-либо тренировках (drills) на данном судне тренировка должна проводиться:

Технические средства охраны. Система контроля и управления доступом. Укажите, на какие приборы более всего похож прибор, приведенный на рисунке:

Обычные меры охраны, выполняемые судовым экипажем, во время получения судовых запасов могут включать:

Скорейшую погрузку и безопасное размещение судовых запасов на судне с последующей проверкой того, что запасы соответствуют заказу.

Единовременной замене более 25 % экипажа лицами в течение трех последних месяцев не принимавшими участия в каких-либо тренировках на данном судне.

Квалификацию степени риска того, что будет предпринята попытка нарушить охрану или произойдет любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающее обеспечению охраны судна.

Уровень подготовки экипажа судна по вопросам охраны, включая периодичность проведения тревог и учений.

“Дельта тест – ОСПС (ISPS)” проверит знания моряков в Международном кодексе по охране судов и портовых средств (International Ship and Port Facility Security Code, ISPS Code), и поможет при подготовке к экзаменам по аттестации и получению диплома или свидетельства.

Выберите режим, в котором вы будете проходить “Дельта тест по ОСПС (ISPS)”:

При обнаружении подозрительного предмета отойти на безопасное расстояние 3-5 метров и доложить о находке.

Нести непрерывную радиовахту на дежурном канале УКВ и специальных каналах вызова береговой помощи при пиратском нападении.

Верно ли утверждение, что личный контактный досмотр входящих на судно лиц может осуществляться лицом (лицами), специально указанными в Плане охраны судна, независимо от пола посетителя:

При возникновении конфликта между требованиями безопасности (Safety) и охраны (Security) в ходе судовых операций, каким требованиям капитан должен отдавать приоритет?

В случае, если пираты установили контроль над судном, какая форма поведения представляется Вам наиболее подходящей?

Не позволять пиратам прикасаться к органам управления судовой энергетической установкой и другого оборудования.

При наличии подозрений о наличии наркотических веществ на судне капитану и SSO следует руководствоваться:

По требованиям Конвенции ПДНВ члены экипажа, имеющие специальные обязанности по охране, должны обладать следующими знаниями:

Знание процедур проведения проверок и освидетельствований и по управлению деятельностью, указанной в Плане охраны судна.

Знание планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с охраной, а также процедур ответных действий на угрозы или нарушения охраны.

Если судно подверглось атаке Сомалийских пиратов, которые находятся в дистанции более 2-х кабельтовых, рекомендуется:

Послать сигнал бедствия через цифровую селективную систему вызовов (DSC) и, при наличии, через Inmarsat-C.

Активировать Систему судовой тревоги (SSAS), которая подаст сигнал тревоги офицеру по безопасности компании и государству флага.

Постарайтесь сохранять спокойствие, не отвечать на радиовызовы, так как обмен может быть подслушан пиратами.

На 16 канале УКВ подать сигнал «Mayday» (а также на запасном 8 канале, который отслеживается военно-морскими силами).

Объявляется на промежуток времени, в течение которого существует повышенный риск влияющего на защищенность происшествия.

Установить порядок взаимодействия экипажа судна и правоохранительных государственных органов по обеспечению безопасности.

В отношении судна, которое, на основании информации, предоставленной перед заходом в порт, признано несоответствующим требованиям Главы XI-2 SOLAS и части А Кодекса ОСПС, могут быть предприняты следующие шаги:

Является нарушением режима охраны судна, о котором нужно немедленно доложить лицу командного состава судна, ответственному за охрану.

Не должно вызывать подозрений, так как посетителей слишком много, и сопровождать каждого не практично.

На промежуток времени, в течение которого происшествие, связанное с нарушением охраны вероятно или неминуемо.

На судно прибыли технические специалисты для выполнения ежегодного обслуживания гирокомпаса. Укажите действие, которое является нарушением процедур охраны:

Специалистов сопроводили в помещение ходового мостика и показали местонахождение гирокомпаса и распределительного щита, от которого он запитан.

Специалистов оставили в помещении ходового мостика, объяснив, как вызвать вахтенного помощника по окончании работ.

Если судно подверглось атаке сомалийских пиратов, которые находятся в дистанции более 2-х кабельтовых, рекомендуется:

Объявить общую тревогу и, в соответствии с аварийным планом судна, подать объявление «Пиратская атака».

Все члены экипажа, за исключением тех, чье присутствие требуется на мостике, или в машинном отделении, должна собраться в безопасной точке сбора или цитадели, если такая построена, чтобы иметь максимальную возможную защиту от огня, если пираты подойдут на расстояние, пригодное для применения оружия.

Разместить людей на открытых палубах, чтобы продемонстрировать нападающим многочисленность судового экипажа.

Если позволяет состояние моря, попробовать изменить курс так, чтобы подставить приближающийся скиф под ветер/волну.

Является ли обязательным использование УКВ радиостанций вахтенными, осуществляющими патрулирование палубы судна, стоящего на якоре:

Использовать радиосвязь не рекомендуется, так как злоумышленники могут перехватить передаваемую информацию.

Все члены экипажа должны лечь на палубу, закрыть голову руками, держа их на виду; ни в коем случае не делать движений, которые могут быть восприняты, как агрессивные.

Потребовать от членов подразделения предъявить удостоверения личности и сделать запись в журнал посетителей.

Системы охранного телевидения. Укажите, какое из приведенных устройств являются объективами видеокамер:

Наркотики обнаруживаются современными техническими средствами, которыми легко можно оборудовать суда.

Основы знаний необходимости проверок, калибровки и обслуживания систем и оборудования охраны, особенно, при нахождении судна в море.

Основы знаний международной политики в области охраны на море и ответственности правительств, компаний и отдельных лиц.

В случаях единовременной замены более 25 % экипажа лицами, в течение трех последних месяцев не принимавшими участия в каких-либо тренировках (drills) на данном судне тренировка должна проводиться:

Технические средства охраны. Система контроля и управления доступом. Укажите, на какие приборы более всего похож прибор, приведенный на рисунке:

Обычные меры охраны, выполняемые судовым экипажем, во время получения судовых запасов могут включать:

Скорейшую погрузку и безопасное размещение судовых запасов на судне с последующей проверкой того, что запасы соответствуют заказу.

Единовременной замене более 25 % экипажа лицами в течение трех последних месяцев не принимавшими участия в каких-либо тренировках на данном судне.

Квалификацию степени риска того, что будет предпринята попытка нарушить охрану или произойдет любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающее обеспечению охраны судна.

Уровень подготовки экипажа судна по вопросам охраны, включая периодичность проведения тревог и учений.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Если позволяет состояние моря, попробовать изменить курс так, чтобы подставить приближающийся скиф под ветер/волну

Все члены экипажа, за исключением тех, чье присутствие требуется на мостике, или в машинном отделении, должна собраться в безопасной точке сбора или цитадели, если такая построена, чтобы иметь максимальную возможную защиту от огня, если пираты подойдут на расстояние, пригодное для применения оружия

Наличие жертв среди экипажа

Краткое описание украденного груза и вещей

С общим увеличением криминальной активности в последние годы

Недостаточное планирование и исполнение процедур охраны

Низкий надводный борт

С двух или более небольших (типа "скиф") скоростных лодок

С использованием судов-носителей

Только скифы – обычно два

Подготовить планшет с номерами телефонов организаций, с которыми нужно будет связаться при нападении

Изготовить металлические щиты на боковые и кормовые окна мостика

Привязать к релингам манекены, чтобы изобразить дополнительных впередсмотрящих

Захват заложников на борту другого судна пассажирами какого-либо частного судна в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства

Оно используется для грабежа других судов в открытом море

Захватить пиратское судно

Арестовать людей, находящихся на пиратском судне

Противодействие, предотвращение и подавление актов пиратства и вооруженных ограблений у побережья Сомали

Контроль рыболовства у берегов Сомали

В цитадели должны быть собраны все 100% экипажа

Произошедшая высадка независимо от того, успешным ли был захват управления судном, или нет

Намеренное применение оружия против судна или на самом судне

Попытки преодолеть средства защиты судна при помощи лестниц

Явное изменение курса подозрительного плавсредства по направлению к судну, сочетающееся с резким увеличением скорости

Дополнительную защиту от осколков стекла при помощи специальной пленки для окон мостика

Изготовление металлических (сталь/алюминий) щитов на боковые и задние окна мостика и на окна дверей на крылья мостика, которые можно быстро закрепить в случае атаки

Убедиться, что «Форма регистрации передвижения судна» была представлена в MSCHOA до захода судна в Зону высокого риска (район, ограниченный Суэцким каналом и Ормузским проливом с севера, и точками с координатами 10° ю.ш. и 78° в.д.)

Красное море, Аденский залив и воды Индийского океана у побережья Сомали - Захват судна с экипажем с целью получения выкупа

Нигерия, Бенин и другие страны Гвинейского залива - Захват судна с экипажем с целью ограбления

Бангладеш и Индия - Кража имущества и ценных вещей с судна, стоящего на якоре или у причала

Южная Америка и Карибский регион - Кража имущества и ценных вещей с судна, стоящего на якоре или у причала

Вьетнам и Филиппины - Кража имущества и ценных вещей с судна, стоящего на якоре или у причала

Египет - Нападение на судно на якоре

Красное море, Аденский залив и воды Индийского океана у побережья Сомали - Нападение на судно на ходу

Нигерия - Нападение на судно на ходу

Индонезия - Нападение на судно на якоре

Бангладеш и Индия - Нападение на судно на якоре

Малаккский и Сингапурский проливы - Нападение на судно на ходу

Малаккский и Сингапурский проливы - С равной вероятностью возможно использование холодного и огнестрельного оружия

Южная Америка и Карибский регион - Холодное оружие

Вьетнам и Филиппины - Холодное оружие

Красное море, Аденский залив и воды Индийского океана у побережья Сомали - Огнестрельное оружие

Морской пират

Морской пират

Комитет по безопасности на море ИМО определил две основные ситуации,которые могут возникнуть при нападении пиратов:

1. Пираты обнаружены судовым персоналом до высадки на судно;

2. Пираты высаживаются на судно неожиданно, захватывая заложников и угрожая насилием/смертью экипажу судна.

В зависимости от указанных выше ситуаций следует руководствоваться следующим.

Пираты высадились на судно неожиданно

В случае если требованиями пиратов судну запрещено вести какие-либо передачи и выполнение рекомендаций, изложенных выше, может привести к физическому насилию/смерти членов экипажа судна, любые такие требования должны быть выполнены, т.к. у них может быть оборудование, способное обнаружить любые радиосигналы, включая сигналы спутникового оборудования.

1) в рулевой рубке;

2) в каюте капитана;

3) в машинном отделении.

Во избежание передачи ложного аварийного оповещения для приведения кнопки в действие должна использоваться кодовая последовательность,не допускающая ее случайного срабатывания.

Рекомендуемая практика по защите от пиратов

Анализ показывает, что захвату способствуют следующие факторы:

низкий надводный борт;

недостаток или отсутствие планов и действий при нападении.

заметное для нападающих отсутствие на судне должного наблюдения и не готовности экипажа отражать атаку.

Обычно нападение производится пиратами с двух или более небольших лодок с мощными моторами и скоростью до 25 узлов, чаще всего они подходят к судну с левого борта или кормы.
Большинство атак происходит в утренние и вечерние часы на восходе и заходе Солнца. Использование пиратами судов-баз позволяет им выходить далеко в море и нападать на суда там, где считалось,что вероятность нападения очень маленькая.

Пираты не смогли захватить ни одного судна скоростью 15 узлов и выше. Большинство отбитых нападений приходится на суда, которые заранее готовились к возможности пиратской атаки, имели планы и проводили тренировки.

Перед проходом опасными водами производится общее планирование. Центром планирования и координации обеспечения безопасного прохода в Аденском заливе сил ЕС является Maritime Security Centre - Horn of Africa (MSCHOA). UK Maritime Trade Operations (UKMTO) Dubai является первой точкой контакта для судов, следующих в залив. Именно UKMTO Dubai обеспечивает ежедневную связь и обмен информацией между капитаном и военными MSCHOA.

Перед проходом капитану и судовладельцу необходимо прежде всего оценить степень риска, и по полученной оценке рассчитать необходимые меры безопасности. Оценку плана производит MSCHOA, и далее

Центр действует в соответствии с этой оценкой, наблюдая за судном все время его пребывания в опасных водах. При реализации плана по отражению пиратской атаки приоритетом следует считать безопасность экипажа и пассажиров.

После регистрации предстоящего прохода судна в MSCHOA желательно за 3-4 дня, капитан должен регулярно сообщать о движении судна в UKMTO.

Рекомендуется провести, непосредственно перед проходом, общесудовое собрание, на котором разъяснить риски и требуемые от экипажа действия, а также провести предварительные учения в соответствии с планом: каждый должен знать свое место, обязанности и особо – средства связи и тревожной сигнализации.

Капитанам особо следует подготовить все необходимое для срочной связи с MSCHOA. Работа AIS – на усмотрение капитана, если он считает, что включенный AIS представляет из себя угрозу, то может его выключить.
Однако при следовании Аденским заливом рекомендуется держать его включенным, ограничив только передаваемую им информацию – название судна, место, курс, скорость, общее состояние – это помогает военным в заливе. Если говорить о следовании в Индийском океане вдоль побережья Сомали, то сами военные рекомендуют выключать AIS полностью, но желательно уведомить о том MSCHOA.

При следовании Аденским заливом судну необходимо уведомить UKMTO, военные настоятельно рекомендуют следовать в границах коридора безопасности.
Судам следует избегать захода в территориальные воды Йемена, т.к. военные корабли не имеют права входить в эти воды для защиты судна даже тогда,когда судно атакуют пираты.
При проходе заливом судно может не наблюдать поблизости военные корабли, но оно должно знать, что его проход наблюдается и все корабли в регионе готовы оказать посильную помощь. MSCHOA настоятельно рекомендует спланировать проход так, чтобы прохождение наиболее опасных участков пришлось на ночное время, как показывает практика ночь – наиболее безопасное время.

Судам следующим в обход Африки, без заходов в порты стран Восточной Африки, рекомендуется проложить курс с восточной стороны Мадагаскара, находясь на удалении не менее 600 миль от побережья Африки. Необходимо уведомлять UKMTO о передвижении судна обычным порядком.

Перед проходом рекомендуется:

спланировать судовое расписание и работы так, чтобы ко времени прохода экипаж отдохнул;

необходимо свести к минимуму весь радиообмен, от воки-токи до AIS;

все механизмы судна должны быть готовы к немедленным действиям – реверсы, включение пожарных насосов и т.п.;

необходимо обеспечить закрытие доступа и контроль над ним в настройке,на мостике, в машинном отделении, жилых помещениях экипажа;

убедиться, что с бортов ничего не свисает, от трапов до концов и шлангов;

если надводный борт низкий, попытаться нарастить планшири так, чтобы крючья и кошки не смогли за них зацепиться;

рекомендуется определить «цитадель» - место, где экипаж сможет запереться и выиграть время, которое может оказаться критическим в ожидании помощи от военных – в идеале в «цитадели» не должно быть иллюминаторов или легко взламываемых дверей;

рекомендуется рассмотреть возможность установки чучел-обманок впередсмотрящих или охранников, если в круговом обзоре с мостика есть «дыры»,необходимо поставить в такие места наблюдателей;

рекомендуется заранее разнести пожарные шланги и подготовить систему к немедленной подаче воды под давлением;

рекомендуется рассмотреть возможность установки проволочных заграждений, но так, чтобы это не повлияло на безопасность экипажа при его перемещениях и особо, чтобы не затруднило аварийный выход;

рекомендуется рассмотреть возможность приобретения и установки пассивных средств защиты;

рекомендуется использование ночной оптики в ночное и вечернее время;

рекомендуется включение системы защитной сигнализации и наблюдения (камеры наблюдения и т.п.), если она на судне имеется;

настоятельно рекомендуется следовать только в пределах коридора безопасности, руководствуясь извещениями и рекомендациями от MSCHOA.

При следовании коридором в составе группы следует поддерживать общую для группы скорость с учетом собственных ограничений.

Если судно собирается следовать в одиночку за пределами коридора – следуйте с максимальной скоростью, а если ваша скорость 18 узлов и выше – рекомендуется следовать самостоятельно, не дожидаясь групп и не ограничивая себя скоростью группы. Не следует забывать о МППСС,например, не выключать в темное время суток ходовые огни.

Включайте наружное освещение только если того требует безопасность;освещение мест, уязвимых для нападения, рекомендуется включать только в том случае (за исключением опасности нападения и непосредственно нападения),если это освещение не затрудняет управление судном. Военные в настоящее время рекомендуют включать только ходовые огни и затемнять или выключать все прочие.

Коридоры безопасности в Аденском заливе

Безопасность плавания в Аденском заливе

Рекомендуется иметь на мостике все имеющиеся на сегодня фотографии судов-баз пиратов, при обнаружении подозрительных судов следует немедленно сообщать о них в UKMTO и International Maritime Bureau (IMB) (Куала-Лумпур). Задача капитана – распознать угрозу как можно раньше, и немедленно сообщить о ней в UKMTO.
Бдительность и должное визуальное наблюдение прежде всего, не забывать о тактике пиратов – подход к судну с кормовых углов или с левого борта.
Не следует подвергать экипаж ненужному риску, на верхних палубах необходимо ограничиться только самыми необходимыми работами. При обнаружении пиратов рекомендуется устроить как можно больше шума – огнями, сиреной, активностью экипажа – чтобы показать им, что они обнаружены, а судно готово к отражению атаки.

следовать заранее разработанному плану;

активировать план аварийной связи и оповещения;

связаться с UKMTO Dubai, MSCHOA и IMB;

активировать тревожную кнопку;

если AIS была выключена, включить ее;

объявить общесудовую тревогу «Пиратское нападение» голосом и сигнализацией;

по УКВ подать сигнал бедствия MAYDAY на 16 и 8 каналах;

послать сигнал бедствия по DSC (Digital Selective Calling) и Inmarsat-C;

установить телефонную связь с UKMTO.

Если возможно, увеличить скорость до 15 и более узлов и немедленно начать маневрирование зигзагом (небольшими отворотами, больших следует избегать из-за потери скорости). Учесть ветер и волнение и максимально «подставить» пиратов под ветер и волнение, а также носовую и кормовую волны. Дать воду в шланги.

Опыт показывает, что максимальное время атаки 30 - 45 минут, если за это время пираты не смогут высадиться, они как правило прекращают атаку. Пытаться максимально выиграть во времени – на помощь могут успеть военные. Та часть экипажа, которая не участвует в отражении нападения должна проследовать в «цитадель».

Если пираты высадились на судно:

В случае вмешательства военных:

НЕЛЬЗЯ использовать фото, кино камеры и мобильные телефоны со вспышкой в течение всего времени действий военных. При высадке военных на борт судна и каких-либо военных действиях, экипажу необходимо лечь на палубу, держа руки за головой – в руках ничего не должно быть, руки должны быть хорошо видны. Не следует делать никаких резких движений без команды военных. На вопросы военных следует немедленно отвечать – назвать себя и свою должность на судне.

Иметь в виду, что в заливе много военных, чей разговорный язык – не английский.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: