Сущность и принципы государственного управления правоохранительными и судебными органами

Обновлено: 26.04.2024

Разработано на основе учебника «Организация управления органами внутренних дел»: учебник, 2-е издание, дополненное и переработанное / под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.М. Кононова и кандидата юридических наук, доцента И.Ю. Захватова. – М.: Академия управления МВД России, 2014. – 484 с.

1. Понятие и содержание информационно-аналитического обеспечения управления в правоохранительных органах

Развитие системы правоохранительных органов России предполагает повышение эффективности управления путем изыскания внутренних резервов, поэтапного приведения организационно-штатной структуры в соответствие с изменившимися социальными условиями. Наряду с этим важным направлением совершенствования управленческой деятельности является качественное улучшение информационно-аналитической работы. Однако, несмотря на принимаемые меры, этому участку работы уделяется недостаточное внимание: не всегда обеспечиваются своевременный сбор и анализ информации о процессах и явлениях, влияющих на состояние, уровень и динамику преступности, выработка на этой основе управленческих решений. Также существуют тенденции к составлению громоздких аналитических материалов, до крайней степени перегруженных статистическими данными. В силу нечитаемости и стандартного описания заведомо известных вещей такие «аналитические» справки обречены на отсутствие эффективности.

Анализ ведомственных актов, издаваемых органами различного уровня, в части, касающейся информационно-аналитической работы, свидетельствует об отсутствии попыток выявления причин и условий, способствовавших осложнению оперативной обстановки, выводов и предложений по ее стабилизации. Преобладают штампы: «активизируется работа…», «выработан ряд мер…» и др.

Важнейшая особенность процесса управления заключается в его информационной природе. Можно сказать, что управление начинается и заканчивается работой с информацией. Сотрудники различных сфер управления до 70 % рабочего времени затрачивают на поиск, сбор, обработку, передачу сведений. Не случайно специалисты в области теории управления считают, что управление в известном смысле можно определить как процесс восприятия, преобразования, накопления, передачи и использования информации.

Не следует забывать, однако, о том, что далеко не вся информация, а лишь преобразованная и адаптированная, пригодна для использования непосредственно в управленческих целях. Преобразование информации состоит в том, что субъект воспроизводит не всю информацию об объекте восприятия, а только ту его часть, которую способен воспринять и которая ему необходима для активного, актуального действия – управления, т. е. в длительной перспективе в целях сохранения качественной специфики управляемой системы. Иными словами, информацию неправильно отождествлять со всем объемом поступающих сведений.

Данные об объекте становятся информацией лишь тогда, когда получают содержание и форму, пригодные для использования в процессе управления. Информация в этом процессе – форма связи между элементами системы, объективно отражающая их состояние.

Под информацией, циркулирующей в правоохранительных органах, следует понимать сведения, которые отражают состояние преступности и общественного порядка, характеризуют силы и средства органов, способы и методы воздействия на управляемую систему и результаты управляющих воздействий, условия и проявления внешней среды, влияющие на состояние сферы управления и эффективность их деятельности.

Информационный процесс в самом общем виде включает следующие аспекты:

– переработку полученной информации с целью выработки управленческих решений;

– выдачу информации в виде управленческих команд и доведение ее до непосредственных низовых исполнителей.

В целях непрерывности и эффективности соответствующей деятельности субъект управления должен быть информирован: о сущности и конкретных проявлениях объективных закономерностей, которые действуют в сфере его функционирования; о механизмах их действия; задачах, которые призван решать субъект управления, чтобы способствовать достижению общих целей; об общих целях, стоящих перед сферой функционирования на данном этапе ее развития.

Субъект управления также должен быть осведомлен о состоянии управляемого объекта, т. е. о том, что вызывает необходимость соответствующего воздействия, и о возможности его осуществления. Достаточно важна осведомленность субъекта управления и о внешней среде функционирования системы. Все это достигается организацией и осуществлением непрерывного обмена информацией как между компонентами системы, так и между системой и внешней средой.

Рассматривая понятие информации, используемой в правоохранительных органах, следует учитывать ее специфику, в частности степень полноты и достоверности поступающих данных, а также особенности поиска и сбора (это может быть связано как с сознательным сокрытием факта противоправного поведения и появлением латентных правонарушений, так и с дезинформацией, касающейся характера совершенного деяния). Учет указанных моментов важен при подготовке информационных материалов для органов власти и местного самоуправления при организации борьбы с нарушениями правопорядка на территории. В условиях неполной и частично искаженной информации возникает необходимость выработки особых методов ее оценки, обеспечивающих рациональность принятия решений.

Информационное обеспечение является важной функцией аппарата управления, функцией, присущей руководителю как главному субъекту управления. Организуя эту работу, руководитель должен помнить, что четко налаженные информационные процессы – залог успешного выполнения возложенных на правоохранительные органы задач, средство согласованной деятельности подчиненных. В ходе информационного обеспечения деятельности начальника правоохранительного органа необходимо решить круг вопросов: какая информация нужна, где данную информацию получить, как ее обрабатывать, в каком виде осуществлять накопление, в какие периоды представлять, какова роль конкретных подразделений в организации этого процесса, какова роль и место самого руководителя.

Смысл информационного обеспечения состоит в том, чтобы из совокупности информации с учетом общих ее источников и периодичности поступления отобрать только те сведения, которые необходимы и достаточны руководителю для выполнения им управленческих функций.

В связи с этим возникает вопрос: как определить, что те или иные сведения, данные можно отнести к информационно-аналитическим материалам, пригодным для использования в практической деятельности при выработке управленческого решения? Специалисты в области управления выдвигают ряд требований к информационным материалам, соблюдение которых предполагает достижение искомых результатов [1] .

Перечень основных требований к информации и соответствующих отрицательных последствий, возникающих в случае несоответствия им:

– своевременность, поскольку запаздывание затрудняет своевременное принятие управленческого решения, увеличивает степень риска, может принести значительный ущерб;

– надежность, главными характеристиками которой являются достоверность, полнота, объективность (в основном ошибочные решения в системе правоохранительных органов обусловливаются недостаточной надежностью получаемой ими информации);

– оптимальность (соотношение необходимой и достаточной информации). Избыточность информационных материалов перегружает каналы коммуникаций, приводит к запаздыванию необходимых сведений, усиливает интенсивность помех, что в итоге затрудняет принятие решений. Вместе с тем недостаток (нехватка) информационных материалов увеличивает неопределенность в оценке оперативной обстановки, повышает степень риска и опасность принятия ошибочных решений, ведет к росту необоснованных затрат;

– легкость, доступность в восприятии (краткость, наглядность, выразительность). При отсутствии или недостаточности одного из соответствующих свойств затрачиваются дополнительные силы и время на разъяснения, получаемые от помощников или из соответствующих инстанций;

– системность и комплексность. Отсутствие данных свойств значительно снижает эффективность принятия управленческих решений, особенно в условиях обострения оперативной обстановки и повышения степени неопределенности;

– соответствие поступающей информации полномочиям и компетенции должностных лиц. Несоблюдение этого требования приводит к возникновению проблемы избыточности либо недостаточности информационных материалов и влечет отрицательные последствия и дополнительные потери времени заинтересованных лиц.

Особенности и цели управления в правоохранительных органах

Управление в правоохранительных органах — это обеспечение эффективного функционирования и развития разного рода правоохранительных учреждений, организаций и предприятий в условиях проявления реальных и потенциальных угроз противоправного характера.

Управление в правоохранительных органах соответствует назначению, сущности и разновидностям определенных сфер деятельности. Действуя в рамках наиболее оптимальных организационных звеньев, руководители в первую очередь ориентируются на хорошо подготовленных в плане профессиональной деятельности исполнителей. Исполнители должны быть заинтересованы в качественном выполнении должностных обязанностей, творчески решать поставленные перед ними задачи, обеспечены всеми необходимыми ресурсами. Большего эффекта в управлении можно добиться, когда руководители создают и развивают условия для успешной деятельности организационных звеньев (исполнителей).

Цели управления в правоохранительных органах представляют собой необходимые результаты управленческой деятельности, выступают желаемыми и ожидаемыми результатами для руководителей разных организационных звеньев.

Непосредственные цели управления соответствуют целям управленческой деятельности руководителей отдельных организационных звеньев и заключаются в том, чтобы эффективно реализовать технологические этапы процессов управления для успешной деятельности исполнителей. К важнейшим непосредственным целям относится: эффективное формирование новых и успешное исполнение принятых управленческих решений; оценка уже реализованных решений.

Правильное формулирование конкретных целей управления необходимо для руководителей всех организационных звеньев. Основные цели управления — это непосредственно управленческие цели руководителей организационных звеньев. Они выражаются в том, чтобы создавать и развивать внутренние условия для успешной служебной деятельности организационных звеньев.

Основные цели управления предусматривают необходимость эффективно:

Готовые работы на аналогичную тему

  • создавать, поддерживать, развивать, подбирать организационные звенья;
  • профессионально обучать исполнителей служебной деятельности;
  • стимулировать исполнителей к эффективной профессиональной деятельности;
  • обеспечивать исполнителей служебной деятельности необходимыми ресурсами;
  • оценивать организационные звенья в ходе служебной деятельности;
  • заранее планировать процессы деятельности исполнителей;
  • контролировать и оценивать процессы деятельности исполнителей.

Типы управления в правоохранительных органах

Выделение типов управления в правоохранительных органах основано на понимании назначения и сущности управления, на учете характера объектов управления.

Основные типы управления:

  • административно-организационное — создание, поддержание и развитие формальных организационных звеньев;
  • кадрово-ресурсное управление — подбор, подготовка, активизация, исполнителей служебной деятельности, обеспечение ресурсами и оценка исполнителей служебной деятельности;
  • процессно-организационное — планирование предстоящей служебной деятельности, контролирование ее выполнения исполнителями, подведение итогов завершенной служебной деятельности.

Методы управления в правоохранительных органах

Методы управления — это пути достижения разных целей управления, конкретные способы реализации и практического достижения целей управленческой деятельности. Методы являются качественным аспектом управления.

Система методов управления сформирована с учетом имеющихся подходов к классификации методов управления. Содержание методов управления обусловлено назначением и сущностью управления, выражается в действиях руководителей в связи с созданием, развитием и поддержанием внутренних условий для эффективной деятельности организационных звеньев.

Основные группы методов:

  • Методы властной мотивации. Методы управления, позволяющие руководителям создавать и развивать устойчивые условия успешной деятельности исполнителей. Группы методов властной мотивации: методы регламентов, распоряжений.
  • Методы психологической мотивации. Универсальные методы влияния на волю и сознание, поведение исполнителей. Разновидности методов психологической мотивации: убеждения, принуждения.
  • Методы социальной мотивации.

Сущность методов регламентов основан на том, что для организационных звеньев устанавливаются нормы и правила, обязательные для выполнения, определяющие содержание, статус и порядок служебной деятельности в стандартных ситуациях. Разрабатываются показатели расходования финансовых, материально-технических и других ресурсов, показатели состояния отдельных элементов организационных звеньев.

Использование методов распоряжений основано на том, что руководители предприятий и организаций используют управленческие решения в ситуации возникновения в профессиональной деятельности организационных звеньев нетиповых случаев, то есть не соответствующих имеющимся регламентам.

Применение всей совокупности разных приемов побудительного обеспечения служебного поведения исполнителей является основным методом деятельности руководителей. Данное применение осуществляется в виде разъяснительной и воспитательной деятельности, показа наиболее рациональных примеров действий, поощрения образцового поведения. Оно реализуется посредством информирования, предупредительно-профилактических действий, призывов, внушения, пропаганды и так далее.

Убеждение закрепляет у исполнителей нормы служебной деятельности, побуждает соотносить свои действия с интересами правоохранительных органов. Применение комплекса разных приемов принудительного обеспечения (принуждение) оценивается как вспомогательный метод деятельности руководителей. Оно применяется при неправильном поведения исполнителей, в случае отклонения от требований, выраженных в управленческих решениях.

Правоохранительная служба – это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную деятельность наделенных классными чинами и специальными званиями граждан, осуществляемую с целью обеспечения сохранности правопорядка и законности, защиты свобод и прав гражданина и человека, борьбы с преступностью.

Сущность правоохранительной службы и ее организация

Несение правоохранительной службы осуществляется в составе правоохранительных органов, которые включают в себя:

  • органы внутренних дел;
  • прокуратуру;
  • органы безопасности;
  • органы таможенного контроля;
  • органы службы исполнения судебных решений и наказаний;
  • службу контроля за оборотом наркотиков;
  • органы юстиции;
  • фельдъегерскую службу;
  • пожарный надзор.

В основе организации правоохранительных органов находится следующие принципы:

  • принцип главенства закона;
  • принцип соблюдения и защиты общечеловеческих и общегражданских свобод и прав, интересов государства и общества от посягательств преступного и иного противоправного характера;
  • принцип единоначалия и субординации;
  • принцип единства организации правоохранительной службы;
  • принцип обеспечения взаимосвязи правоохранительных органов с иными видами муниципальных и государственных служб;
  • принцип обязательного профессионального отбора;
  • принцип соблюдения соотношения обязанностей, запретов и ограничений правоохранительных служб с социальными гарантиями.

К лицам, желающим нести правоохранительную службу, предъявляется ряд организационных требований, к числу которых относятся следующие:

  • во-первых, наличие российского гражданства;
  • во-вторых, совершеннолетний возраст;
  • в-третьих, владение государственным языком в России;
  • в-четвертых, соответствие требованиям квалификации по определенной должности;
  • в-пятых, отсутствие судимости;
  • в-шестых, отсутствие заболеваний, которые несовместимы с должностями в органах правоохранительной службы.

Готовые работы на аналогичную тему

Правоохранительная служба носит добровольный характер.

Поступление на службу требует оформления заявлением и предоставления необходимого перечня документации относительно личности потенциального работника, его доходов, имущественного положения, обязательств и так далее.

Служащий принимается на службу в правоохранительные органы с момента подписания правового акта относительно его назначения на определенную должность. В отношении ряда должности правоохранительной службы предусмотрено их замещение на основе конкурса, осуществляемого в соответствии с российским законодательством.

Порядок прохождения правоохранительной службы

Прохождение правоохранительной службы включает в себя ряд основных элементов, к числу которых можно отнести:

Насущной необходимостью является определение роли и места правоохранительных органов в механизме обеспечения законных правоотношений, прав и свобод граждан.

Современная модель демократического государства требует новых концептуальных подходов к решению проблем реализации правоохранительной функции, ведь существование демократии без эффективной системы защиты и охраны прав человека и гражданина невозможно.

Основными задачами правоохранительных органов и воинских формирований государства является обеспечение государственной защиты и безопасности. Эта деятельность определяется действующим законом.

Повышение авторитета власти в области противодействия преступности зависит не только от степени раскрываемости различных уголовных преступлений, но и от уровня доверия населения к государственным правоохранительным органам. Как к защитникам индивидуальных и общественных интересов и соблюдения силовыми структурами принципа верховенства права. Деятельность правоохранительных органов должна опираться на связь и поддержку населения. Речь идет обо всех правоохранительных органах, которые вместе с соответствующими нормативно-правовыми принципами, организационным и другим видам обеспечения образуют правоохранительную систему государства.

К правоохранительным органам относятся:

  • прокуратура;
  • суд;
  • органы юстиции;
  • таможенные органы;
  • органы по обеспечению безопасности;
  • органы по борьбе с преступностью (служба безопасности, полиция, налоговая, государственная охрана).

Существуют также негосударственные органы, которые осуществляют правоохранительную деятельность. К ним относятся:

  • частные детективные службы;
  • частные охранные службы;
  • адвокатура;
  • частный нотариат.

Правоохранительная система

Правоохранительная система - это многоуровневая социальная система, которую составляют правовые средства, методы и гарантии, обеспечивающие защиту социальных отношений от противоправных посягательств, и государственные органы, выполняющие правоохранительные функции. Она имеет следующие свойства: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность.

Структура правоохранительной системы - это постоянное единство ее элементов, которые образуют соответствующие три основные подсистемы:

  1. Нормативную (регулятивную) - правовые принципы, нормы, которые регулируют отношения между субъектами охраны порядка, которые находят свое выражение в правовых актах, регулирующих правоохранительную деятельность;
  2. Институциональную. Состоит из правоохранительных органов. Правоохранительная деятельность для них - это основная задача, а также объекты правоохранительного воздействия;
  3. Функциональную. Она включает правоохранительную деятельность. А также взаимодействие и координацию между правоохранительными органами.

Готовые работы на аналогичную тему

Правоохранительные органы олицетворяют монополию государства на применение силы для принуждения, которое является необходимым условием обеспечения эффективного действия права. Правоохранительные органы призваны сдерживать общество от совершения преступлений, аморальных действий, злых намерений.

Структура правоохранительных органов

Традиционное организационное построение отсутствует в системе правоохранительных органов. Это отличает данную систему от остальных систем государственных органов (например, органов исполнительной власти). Данная система является целостной. Ее системообразующим фактором является не структурный, а функциональный критерий - правоохранительная деятельность, определенная общим функциональным назначением, состоящим, главным образом, в защите, а также охране прав юридических, физических лиц.

В системе правоохранительных органов имеется определенная иерархичность, обусловленная функциональным характером и подчиненностью различных видов правоохранительных органов. Звенья, содержащиеся в системе правоохранительных органов, имеют определенные полномочия и задачи, а также выполняют различные правоохранительные функции. Выполнение этих функций необходимо для того, чтобы достичь общей цели для всех правоохранительных органов. Эта цель заключается в защите и охране прав, свобод, законных интересов организаций, предприятий, учреждений и граждан.

Между правоохранительными органами существуют субординационные связи, то есть правоохранительные органы одного вида строятся в иерархическом порядке, в подчинении.

Система правоохранительных органов составляет органическую составную часть общества, продукт его деятельности, воспроизведение менталитета и уровня цивилизационного развития. Заимствование положительного опыта организации и функционирования системы этих органов одного государства в другой (других) способно предотвратить ошибки, просчетов и негативных явлений, что особенно актуально на пути развития демократии.

Унификация стандартов правоохранительной деятельности способствует повышению ее эффективности, сотрудничества правоохранительных органов и тому подобное. В любом случае, неизменной целью и задачей для соответствующих субъектов является укрепление правопорядка и законности, целостности государства, защита прав и свобод человека и гражданина, особенно в современных условиях развития государства.

Анализ Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее и действующего законодательства свидетельствует о несовершенстве современного правового обеспечения, отсутствии системного представления и соответствующего законодательного обеспечения места правоохранительных органов и правоохранительной деятельности в целом. Отсутствие «идеальной» модели правоохранительной системы грозит потерей контроля над ростом преступности, образует реальную внутреннюю угрозу национальной безопасности и грозит несостоятельностью обеспечения гарантий государства по обеспечению безопасности ее гражданам. А безопасность является наивысшей социальной ценностью государства.

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов).

Цели и задачи дисциплины: Основной целью преподавания учебной дисциплины является формирование у обучающихся знаний особенностей осуществления государственного управления в правоохранительной деятельности и специфики государственной службы в правоохранительных органах. Основными задачами дисциплины являются: получение знаний по основным характеристикам и проблемам управления в правоохранительных органах и функционирования его аппарата и служащих; освоение студентами теории и практики управления в правоохранительных органах; формирование у будущих специалистов профессиональных возможностей для соотнесения текущей работы с перспективами и принятия оптимальных решений.

Основные дидактические единицы (разделы): Понятие управления как вид государственной деятельности. Виды управления. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления). Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления). Формы управленческой деятельности (реализации компетенции субъектов исполнительной власти). Понятие и виды форм управленческой деятельности. Понятие правовых актов государственного управления. Методы управления. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуждения как всеобщих основных методов управления. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Государственное управление в правоохранительных органах. Правовое регулирование управления в правоохранительных органах. Понятие и система правоохранительных органов. Общая характеристика органов осуществляющих правоохранительную функцию. Понятие, признаки правосудия, отличие от других форм государственной деятельности. Управление в органах судебной власти. Полномочия, функции и управление в Министерстве юстиции РФ и его органах. Управление в Федеральной службе исполнения наказаний и службе судебных приставов и особенности их взаимодействия с судами и иными правоохранительными органами. Особенности управления в прокуратуре и ее органах. Управление в органах выявления и расследования преступлений. Характеристика правоохранительной деятельности органов осуществляющих оперативно-разыскную деятельность и дознание (полиция и другие органы дознания). Управление в органах предварительного следствия (следственный комитет Российской Федерации, следственные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотиков). Управление в органах обеспечения правопорядка и безопасности в Российской Федерации. Понятие и система органов обеспечения правопорядка и безопасности в РФ. Понятие безопасности. Субъекты обеспечения безопасности. Понятие, содержание и правовые основы управления обороной Российской Федерации. Система и правовой статус органов государственной безопасности. Органы и учреждения системы МВД Российской Федерации. Понятие, система и правоохранительная деятельность органов внутренних дел РФ. Управление в Федеральной службе безопасности, Федеральной пограничной службе РФ, органах внешней разведки Российской Федерации, федеральных органах государственной охраны. Система и правоохранительная деятельность таможенных органов. Понятие, система и организация правоохранительной деятельности по контролю за оборотом наркотиков. Система государственной службы Российской Федерации. Понятие государственной службы Российской Федерации и ее система. Правовой статус государственных служащих. Общие условия государственной службы Российской Федерации и система управления ею. Государственная гражданская служба Российской Федерации . Понятие государственной гражданской службы Российской Федерации. Должности гражданской службы и классные чины. Поступление на гражданскую службу. Служебный контракт. Прохождение гражданской службы. Правовой статус гражданского служащего. Служебная дисциплина на гражданской службе. Рассмотрение индивидуальных служебных споров. Служба в органах внутренних дел Российской Федерации как вид государственной службы. Поступление на службу. Прохождение службы. Служебная дисциплина. Прекращение службы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: механизм функционирования правоохранительных органов как органа государственного управления, уметь разбираться в структуре правоохранительных органов управления на всех уровнях, знать основные социально-политические институты, влияющие на принятие управленческих решений, освоить составляющие правого положения государственных служащих правоохранительных органов и особенности их деятельности.

Уметь: анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности правоохранительных органов; разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов.

Владеть: навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права; навыками применения средств предупреждения и профилактики правонарушений; навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе правоохранительных органов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: