Невнимание к суду божьему это

Обновлено: 02.05.2024

Дело в том, что человек не может на исповеди так поисповедоваться, чтобы все-все свои грехи взять и изложить. Невозможно. Даже если он возьмет и просто перепишет книгу с перечислением всех всевозможных грехов и извращений, которые только существуют на Земле. Это не будет исповедью. Это не будет ровно ничем, кроме формального акта недоверия Богу.

Дело в том, что человек не может на исповеди так поисповедоваться, чтобы все-все свои грехи взять и изложить. Невозможно. Даже если он возьмет и просто перепишет книгу с перечислением всех всевозможных грехов и извращений, которые только существуют на Земле. Это не будет исповедью. Это не будет ровно ничем, кроме формального акта недоверия Богу.

Насколько часто следует исповедоваться? А что, если человек исповедался, но на следующий день вновь идет на исповедь? Рассуждает протоиерей Алексий Уминский.

Фото Анны Гальпериной

У нас, к сожалению, действительно в голове очень много всего перемешано, и нам кажется, что, если человек не может не грешить, он должен исповедоваться чуть ли не каждый день.

Частая исповедь бывает очень полезной на определенном этапе нашей жизни, особенно, когда человек только-только делает первые шаги в вере, только-только начинает переступать порог храма, и для него открывается пространство новой жизни, почти неизвестное. Он не знает, как ему правильно молиться, как ему выстроить свои отношения с ближними, как ему вообще ориентироваться в этой своей новой жизни, поэтому он все время ошибается, все время, кажется ему (и не только ему), делает что-то не то.

Так, частая исповедь для тех людей, которых мы называем неофиты, — очень важный и серьезный этап их узнавания Церкви, понимания всех основ духовной жизни. Такие люди входят в жизнь Церкви в том числе через исповедь, через разговор со священником. Где еще так близко поговоришь со священником, как не на исповеди? Главное, они получают здесь свой основной первый христианский опыт понимания своих ошибок, понимания, как строить отношения с другими людьми, с самим собой. Такая исповедь очень часто бывает духовническим, исповедальным разговором больше, чем покаянием в грехах. Можно сказать — катехизаторской исповедью.

Но со временем, когда человек уже понимает многое, знает многое, приобрел некий опыт через пробы и ошибки, для него очень частая и подробная исповедь может стать препятствием. Не обязательно для всех: кто-то вполне нормально себя чувствует при частой исповеди. Но для кого-то может стать именно барьером, потому что человек вдруг приучается думать примерно так: «Если я все время живу, значит, я все время грешу. Если я все время грешу, значит, я все время должен исповедоваться. Если я не буду исповедоваться, как же я с грехами подойду к причастию?» Здесь существует такой, я бы сказал, синдром недоверия Богу, когда человек думает, что за исповеданные грехи он удостоился чести получить Таинство Тела и Крови Христовой.

Конечно же, это не так. Сокрушенный дух, с которым мы приходим к причащению Святых Христовых Тайн, не отменяет нашей исповеди. А исповедь не отменяет сокрушенного духа.

Дело в том, что человек не может на исповеди так поисповедоваться, чтобы все-все свои грехи взять и изложить. Невозможно. Даже если он возьмет и просто перепишет книгу с перечислением всех всевозможных грехов и извращений, которые только существуют на Земле. Это не будет исповедью. Это не будет ровно ничем, кроме формального акта недоверия Богу, что само по себе, конечно, не очень хорошо.

Самая страшная духовная болезнь

Люди, бывает, придут вечером на исповедь, потом с утра идут в храм, и тут — ах! — у самой Чаши вспоминают: «Забыл этот грех исповедовать!», — и чуть ли не из очереди к причастию убегают к священнику, который продолжает исповедь, с тем, чтобы сказать то, что он забыл сказать на исповеди. Это, конечно, беда.

Или начинают вдруг у Чаши лепетать: «Батюшка, я забыл сказать на исповеди то-то и то-то». С чем человек приходит к причастию? С любовью или с недоверием? Если человек знает и доверяет Богу, то он знает, что Бог пришел в этот мир грешников спасти. «От них же первый есмь аз», — эти слова говорит священник, и говорит каждый из нас, когда приходит к исповеди. Не праведные причащаются Святых Христовых Таин, а грешные, из которых каждый, приходящий к Чаше, первый, потому что он грешный. Значит, он даже с грехами причащаться идет.

Он кается в этих грехах, сокрушается о них; это сокрушение — самое главное, что дает человеку возможность причаститься Святых Христовых Таин. Иначе, если человек исповедался перед причастием и почувствовал себя уверенным в том, что теперь-то он достойно причастится, теперь у него есть право принятия Святых Христовых Таин, то, думаю, что хуже и страшнее этого ничего быть не может.

Как только человек почувствует себя достойным, как только человек почувствует себя вправе причащаться, — наступит самая страшная духовная болезнь, которая только может постигнуть христианина. Посему во многих странах причастие и исповедь не являются обязательной сцепкой. Исповедь совершается в свое время и в своем месте, причастие совершается во время Божественной литургии.

Поэтому те, кто исповедовались, скажем, неделю назад, две недели назад, а совесть их мирна, отношения с ближними у них хорошие, и совесть не обличает человека в каких-то таких грехах, которые бы как страшное и неприятное пятно тяготели на его душе, он может, сокрушаясь, подходить к Чаше… Понятно, каждый из нас во многом грешен, каждый — несовершенен. Мы осознаем, что без помощи Божией, без милости Божией не станем другими.

Перечислять те грехи, которые Бог знает о нас, — для чего делать то, что и так ясно? Я каюсь в том, что я гордый человек, но я не могу в этом каяться каждые 15 минут, хотя каждую минуту я остаюсь таким же гордецом. Когда я прихожу на исповедь каяться в грехе гордости, я искренне в этом грехе каюсь, но понимаю, что, отойдя от исповеди, я не стал смиренным, не исчерпал этот грех до конца. Поэтому было бы бессмысленно мне каждые 5 минут приходить и снова говорить: «Грешен, грешен, грешен».

Мой грех — это мой труд, мой грех — это моя работа над этим грехом. Мой грех — это всегдашнее самоукорение, ежедневное внимание к тому, что я принес Богу на исповедь. Но я не могу об этом говорить Богу каждый раз, Он и так это знает. Я скажу это в следующий раз, когда этот грех снова сделает мне подножку и снова покажет мне всю мою ничтожность и всю мою оторванность от Бога. Я еще раз несу искреннее покаяние в этом грехе, но пока знаю, что я этим грехом заражен, пока этот грех не принудил меня отвернуться от Бога настолько, что я почувствовал, насколько сильно это отдаление, этот грех может не быть предметом моей всегдашней исповеди, но должен быть предметом моей всегдашней борьбы.

То же самое касается и повседневных грехов. Скажем, очень трудно человеку бывает прожить целый день, никого не осудив. Или прожить целый день, не сказав ни одного лишнего, праздного слова. От того, что мы эти грехи будем постоянно называть на исповеди, ровным счетом ничего не поменяется. Если каждый день вечером, отходя ко сну, мы будем проверять свою совесть, не просто читать вот эту заученную молитву, последнюю в вечернем правиле, где там мшелоимство, лихоимство и всякое другое непонятное «-имство» вменяется нам в грех, а просто по-настоящему проверим свою совесть и поймём, что сегодня опять было подножкой в нашей жизни, что сегодня опять мы не удержали на высоте нашего христианского призвания, тогда мы принесем покаяние к Богу, это будет наш духовный труд, это будет именно то делание, которого от нас ожидает Господь.

Но, если мы будем этот грех перечислять каждый раз, когда приходим на исповедь, но при этом ровно ничего не делать, то эта исповедь оказывается очень даже сомнительной.

Небесной бухгалтерии не существует

К частоте исповеди каждый христианин может относиться, исходя из реалий своей духовной жизни. Но странно думать о Боге как о прокуроре, считать, что есть некая небесная бухгалтерия, которая зачетом принимает все наши исповеданные грехи и ластиком стирает их из какого-то гроссбуха, когда мы пришли на исповедь. Поэтому мы боимся, а вдруг что забыли, вдруг не сказали, и ластиком не сотрется?

Ну, забыли и забыли. Ничего страшного. Мы вообще своих грехов почти не знаем. Всякий раз, когда мы духовно оживаем, мы вдруг видим себя такими, какими мы не видели себя раньше. Иногда человек, прожив много лет в Церкви, говорит священнику: «Батюшка, мне кажется, что раньше я был лучше, я никогда таких грехов, как сейчас, не совершал».

Значит ли это, что он был лучше? Нет, конечно. Просто тогда, много лет назад он себя совсем не видел, не знал, кто он такой. А со временем Господь человеку открыл его сущность, и то не до конца, а только в той самой степени, в которой человек к этому способен. Потому что, если бы в начале нашей духовной жизни Господь нам показал всю нашу неспособность к этой жизни, всю нашу немощь, всю нашу внутреннюю некрасивость, то, может быть, мы так бы отчаялись от этого, что и не захотели бы никуда дальше идти. Поэтому Господь по милости Своей даже грехи наши открывает постепенно, зная, какие мы грешные. Но при этом допускает нас до причастия.

Исповедь — не тренировка

Я не думаю, что исповедь — это то, в чем человек себя тренирует. У нас есть духовные упражнения, в которых мы в некотором смысле себя тренируем, настраиваем — это, например, пост. Регулярность его утверждается в том, что человек во время поста старается упорядочить свою жизнь. Еще к духовным «тренировкам» можно отнести молитвенное правило, которое тоже действительно помогает человеку упорядочить его жизнь.

Но если причастие рассматривать с этой точки зрения, то это — катастрофа. Нельзя причащаться регулярно ради регулярности причастия. Регулярное причастие — это не зарядка, не физкультура. Это не значит, что раз я не причастился, то чего-то я утерял и должен причащаться, для того чтобы накапливать какой-то духовный потенциал. Все совсем не так.

Человек причащается, потому что он без этого не может жить. У него есть жажда причащаться, у него есть стремление быть с Богом, у него истинное и искренне желание открывать себя для Бога и становиться иным, соединяясь с Богом… И таинства Церкви не могут стать для нас какой-то такой физкультурой. Они не для этого даны, они все-таки не упражнения, а — жизнь.

Встреча друзей и близких происходит не потому, что друзья должны встречаться регулярно, иначе они не будут дружить. Друзья встречаются, потому что их очень тянет друг к другу. Вряд ли будет полезно дружбе, если скажем, люди поставят себе задачу: «Мы друзья, поэтому для того, чтобы наша дружба крепла, мы должны встречаться каждое воскресенье». Это абсурд.

То же самое можно сказать и о таинствах. «Если я хочу правильно исповедоваться и выработать в себе настоящее покаянное чувство, я должен исповедоваться каждую неделю», — звучит абсурдно. Как и вот это: «Если я хочу стать святым и быть с Богом всегда, я должен причащаться каждое воскресенье». Просто нелепость.

Более того, мне кажется, есть в этом некая подмена, потому что все стоит не на своих местах. Человек исповедуется, потому что у него сердце болит, потому что душа у него страдает от боли, потому что он нагрешил, и ему стыдно, ему хочется очистить свое сердце. Человек причащается не потому, что регулярность причастия делает его христианином, а потому что он стремится быть с Богом, потому что он не может не причащаться.

Качество и частота исповеди

Качество исповеди не зависит от частоты исповеди. Конечно, есть люди, которые раз в год исповедуются, раз в год причащаются — и делают это, сами не понимая, для чего. Потому что так положено и уж как-то надо бы, время подошло. Поэтому у них, конечно, нет некоторого навыка к исповеди, понимания ее сути. Поэтому, как я уже сказал, для того чтобы войти в церковную жизнь, научиться чему-то, конечно, на первых порах нужна регулярная исповедь.

Но регулярность исповеди — это не значит раз в неделю. Регулярность исповеди может быть разной: 10 раз в год, раз в месяц… Когда человек свою жизнь духовно выстраивает, он чувствует, что ему надо исповедоваться.

Вот как священники: они же каждый для себя ставят определенную регулярность своей исповеди. Я даже думаю, что тут даже нет какой-то регулярности, кроме того, что сам священник чувствует момент, когда ему необходимо уже исповедоваться. Есть некое внутренне препятствие к причастию, есть внутреннее препятствие к молитве, приходит понимание, что жизнь начинает рассыпаться, и нужно идти на исповедь.

Вообще, человек должен так жить, чтобы чувствовать это. Когда у человека нет чувства жизни, когда человек все измеряет определенным внешним элементом, внешними действиями, тогда, конечно, он будет удивляться: «Как же так можно причащаться без исповеди? Как это? Это какой-то ужас!»

Сие, находя в своей душе, должны исповедовать священнику. Согрешил, честный отче:

  1. Словом: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, насмешки, обзывание, хохот, пение страстных песен, сварливость, гнусности, подстрекательство, кощунство, поминание имени Божия всуе, хамство.
  2. Ложь: лесть, подхалимство, подлость, трусость, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, брезгливость, утаивание грехов на исповеди, скрытность.
  3. Клевета: оскорбления, осуждения, обиды, ябедничество, жалобы, святотатство, содействие грехам других, нахальство, циничность, угрозы, недоверие, сомнения.
  4. Чревоугодие: объядение, опивство, тайноядение, нарушение постов, пиршествование, пьянство, курение, наркомания, токсикомания, игромания и прочие.
  5. Лень: небрежение, самооправдание, упрямство, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, беспечность, халтура, тунеядство, строптивость, необязательность, хладность и теплохладность о духовном.
  6. Воровство: хищения, кражи, авантюры, аферы, пособничество, плагиат, мошенничество.
  7. Сребролюбие: скупость, корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, расточительство, спекуляции, взятки.
  8. Лихоимство: присвоение чужого, вымогательство, грабеж, разбой, не отдача долгов, ухищрения.
  9. Неправда: обман, лукавство, кривда, обвес, подкуп, соучастие, неправедный суд, подозрения.
  10. Зависть: в материальных благах, досада, хотения.
  11. Гордость: самомнение, своеволие, самовозвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, презрение, бессовестность, богохульство, невежество.
  12. Памятозлобие: злопамятность, злорадствование, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы, обесчесчивание кого-либо или соучастие в этом.
  13. Гнев: ненависть, ярость, раздражительность, озлобленность, вспыльчивость, ссоры, склоки, истерики, скандал, одержимость, беспощадность, вероломство.
  14. Убийство (мыслию, словом и делом): покушение, применение, изготовление всякого рода орудий или препаратов для убийства, аборт (соучастие), удары, пинки, толчки, драки.
  15. Чародейство: волхование, наговоры, призывание бесов, обаяние, очарование, гадания, ворожба, вера в астрологию, гороскопы и другие суеверия, колдовство, целительство (экстрасенсорика), знахарство, ведьмовство, шаманство, обращение к «бабкам».
  16. Блуд: соитие до брака или вне брака, секс, сожительство, сладострастные воззрения, блудные мечтания, фантазии, упоения, услаждения, сладострастие, осквернения в постели, нечистые слова, шутки, соблазн на блуд, нарушение обетов безбрачия, падения.
  17. Прелюбодеяние: супружеская измена, сладострастные воззрения.
  18. Содомский грех: блудные извращения, гомосексуализм, лесбиянство, малакия (рукоблудие), самоудовлетворение, кровосмешение, совращение малолетних, насилие, мазохизм, самоистязания.
  19. Ересь: отступничество от православной веры, неверие, сомнения в вере, суемудрие, искажение веры, не хождение в Церковь, раскол, неприятие церковных правил, сектантство.
  20. Немилосердие: жестокосердие, жестокость, нечувствие, безжалостность, гонение немощных, окаменение, очерствление, незаботливость о детях, стариках. Больных, не подавали милостыни, бесчеловечность, бессердечность.

Исповедь, составленная в Оптиной пустыни для мирян

Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице Славимому и Поклоняемому Отцу и Сыну, и Святому Духу во всех моих грехах: во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный от самого Крещения до сего времени и живущий во грехах.

Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих: маловерием и неверием; сомнением и вольным мнением; суеверием; гаданием; самонадеянностью; нерадением; отчаянием в своем спасении; надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога.

Забвением о правосудии Божием и неимением преданности воле Божией; нестаранием познания Бога и веры в Него; благоговения к Нему; страха перед Ним; надежды на Него; любви к Нему и ревности к славе Его.

Согрешил: порабощениям себя страстям; корыстолюбием; гордостью; самолюбием; тщеславием; раболепством духу времени; мирским обычаям против совести с нарушением заповедей Божиих; любостяжанием; чревоугодием; лакомством; объядением; пьянством.

Согрешил: клялся Богом (божбою); ложною клятвою; нарушением клятвы; неисполнением обетов; принуждением других к: божбе, клятве; неуважению к святыне и благочестию; хулою: на Бога, на святых, на всякую святыню; богохульством; кощунством; призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.

Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, унижающими честь праздников; неблагоговейным стоянием в церкви, разговорами и смехом; леностью к молитве и к чтению Священного Писания; оставлением утренних и вечерних молитв; утаиванием грехов на исповеди; нестаранием о должном приготовлении к Причащению Святых Тайн; неуважением к священным предметам и небрежным изображением на себе Крестного знамения; несоблюдением постов по уставу Церкви; леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы; потерей времени напрасно в праздности и рассеянности.

Согрешил: непочитанием родителей и начальников; неуважением: старших, пастырей духовных и учителей.

Согрешил: напрасным гневом; оскорблением ближних; ненавистью; причинением вреда ближнему; враждою; злопамятством; соблазном; советом на грех; не сохранением человека от смерти; отравлением; убийством (в т.ч. детей во чреве) и советом к сему.

Согрешил: плотскими грехами — блудом; прелюбодеянием; сладострастием; страстными поцелуями; нечистым осязанием; засматриванием на красивые лица с вожделением; люблением своего тела, самоудовлетворением, влечением к лицам своего пола, мужеложством, скотоложством.

Согрешил: сквернословием, услаждением нечистыми мечтами; произвольным раздражением; невоздержанием в посты; воскресные и праздничные дни; кровосмешением; излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.

Согрешил: воровством; присвоением чужой собственности; обманом; утаиванием найденной вещи; принятием чужой вещи; неуплачиванием долга по ложным причинам; препятствием в выгодах других; тунеядством; святотатством; не милосердием к бедным; скудостью; расточительностью; роскошью; игрой в карты; вообще беспорядочной жизнью; корыстолюбием; неверностью; несправедливостью; жестокосердием.

Согрешил: ложным свидетельством; оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением грехов и слабостей их; подозрительностью; сомнением в чести ближнего; осуждением; двоедушием; сплетнями; насмешками, остротами; ложью; лукавством; обманом; лицемерным обращением с другими; лестью; пресмыкательством перед вышними по должности и имеющими преимущества и власть; болтливостью и празднословием.

Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью; корыстолюбием и горделивыми мыслями и желаниями.

Согрешил: унынием; печалью; зрением; вкусом; обонянием; осязанием; помышлениями; словами, желаниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за беспамятства моего не упомянул.

Не имею: прямодушия; искренности; простоты; верности; правдивости; уважительности; степенности; осторожности в словах; благоразумной молчаливости; охранения и защищенная чести других.

Не имею: любви; воздержания, целомудрия; скромности в словах и поступках; чистоты сердца, щедрости; милосердия; смиренномудрия; вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.

Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искренне об этом жалею и желаю раскаяться, и впредь с помощью Божией всевозможно удерживаться от грехов.

Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице Славимому и Поклоняемому Отцу и Сыну, и Святому Духу во всех моих грехах: во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный от самого Крещения до сего времени и живущий во грехах.

Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих: маловерием и неверием; сомнением и вольным мнением; суеверием; гаданием; самонадеянностью; нерадением; отчаянием в своем спасении; надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога.

Забвением о правосудии Божием и неимением преданности воле Божией; нестаранием познания Бога и веры в Него; благоговения к Нему; страха перед Ним; надежды на Него; любви к Нему и ревности к славе Его.

Согрешил: порабощениям себя страстям; корыстолюбием; гордостью; самолюбием; тщеславием; раболепством духу времени; мирским обычаям против совести с нарушением заповедей Божиих; любостяжанием; чревоугодием; лакомством; объядением; пьянством.

Согрешил: клялся Богом (божбою); ложною клятвою; нарушением клятвы; неисполнением обетов; принуждением других к: божбе, клятве; неуважению к святыне и благочестию; хулою: на Бога, на святых, на всякую святыню; богохульством; кощунством; призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.

Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, унижающими честь праздников; неблагоговейным стоянием в церкви, разговорами и смехом; леностью к молитве и к чтению Священного Писания; оставлением утренних и вечерних молитв; утаиванием грехов на исповеди; нестаранием о должном приготовлении к Причащению Святых Тайн; неуважением к священным предметам и небрежным изображением на себе Крестного знамения; несоблюдением постов по уставу Церкви; леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы; потерей времени напрасно в праздности и рассеянности.

Согрешил: непочитанием родителей и начальников; неуважением: старших, пастырей духовных и учителей.

Согрешил: напрасным гневом; оскорблением ближних; ненавистью; причинением вреда ближнему; враждою; злопамятством; соблазном; советом на грех; не сохранением человека от смерти; отравлением; убийством (в т.ч. детей во чреве) и советом к сему.

Согрешил: плотскими грехами — блудом; прелюбодеянием; сладострастием; страстными поцелуями; нечистым осязанием; засматриванием на красивые лица с вожделением; люблением своего тела, самоудовлетворением, влечением к лицам своего пола, мужеложством, скотоложством.

Согрешил: сквернословием, услаждением нечистыми мечтами; произвольным раздражением; невоздержанием в посты; воскресные и праздничные дни; кровосмешением; излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.

Согрешил: воровством; присвоением чужой собственности; обманом; утаиванием найденной вещи; принятием чужой вещи; неуплачиванием долга по ложным причинам; препятствием в выгодах других; тунеядством; святотатством; не милосердием к бедным; скудостью; расточительностью; роскошью; игрой в карты; вообще беспорядочной жизнью; корыстолюбием; неверностью; несправедливостью; жестокосердием.

Согрешил: ложным свидетельством; оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением грехов и слабостей их; подозрительностью; сомнением в чести ближнего; осуждением; двоедушием; сплетнями; насмешками, остротами; ложью; лукавством; обманом; лицемерным обращением с другими; лестью; пресмыкательством перед вышними по должности и имеющими преимущества и власть; болтливостью и празднословием.

Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью; корыстолюбием и горделивыми мыслями и желаниями.

Согрешил: унынием; печалью; зрением; вкусом; обонянием; осязанием; помышлениями; словами, желаниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за беспамятства моего не упомянул.

Не имею: прямодушия; искренности; простоты; верности; правдивости; уважительности; степенности; осторожности в словах; благоразумной молчаливости; охранения и защищенная чести других.

Не имею: любви; воздержания, целомудрия; скромности в словах и поступках; чистоты сердца, щедрости; милосердия; смиренномудрия; вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.

Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искренне об этом жалею и желаю раскаяться, и впредь с помощью Божией всевозможно удерживаться от грехов.

Перечень грехов и добродетелей

3. Склонностью на худое дело.

6. Ослеплением ума.

8. Почитанием себя разумными и мудрыми.

12. Невниманием к суду Божию.

29. Парением, помыслами, мечтательностью.

30. Желанием учить.

31. Отступлением от Бога.

39. Противлением добру.

49. Настаиванием на своем.

50. Командованием (страсть).

51. Люблением почести.

60. Презрением людей.

64. Неимением любви к ближним.

67. Унижением других.

86. Неприличным вкушением пищи.

101. Неумеренностью сна.

105. Скитанием помыслов.

110. Омрачением ума.

127. Сложением в мысли с грехом.

132. Шутками неподобными.

140. Украшением (чрезмерным).

141. Наряжением для соблазна.

142. Страстью к нарядам.

148. Натиранием лица.

150. Помаванием очей с злым умыслом.

157. Помыслами греховными.

158. Беседой со страстными помыслами.

160. Сочетанием с греховным помыслом.

161. Соизволением на грех.

167. Ревновнием, ревнивостью.

171. Советом на грех.

179. Малакией (рукоблудием).

181. Содомией (противоестественным соитием).

186. Желанием удобств этой временной жизни.

189. Утаением чужого.

192. Пристрастием к чему-либо.

195. Присвоением чужого.

208. Идолослужением, идолопоклонством.

237. Ложью (словом, жизнью).

240. Несогласием в добром.

251. Неправедной клятвой.

273. Извращением слов.

285. Скрытостью (утаением грехов).

287. Окаменением сердца.

288. Стыдением в покаянии.

296. Убийством (словом, делом).

Верой в Бога (2Пар. 20:20; Мк. 9:23; Евр. 11; прп. Нил Сор. с. 53 (См. Предание о жительстве скитском преподобного Нила Сорского. М., 1997)).

Поклонением Господу (2Пар. 20:18).

Хвалой Господа (2Пар. 20:19).

Славословием Бога (2Пар. 20:21).

Страхом пред Богом (Евр. 12:28).

Благодарением (прп. Нил Сор. с. 105).

Воздержанием (прп. Нил Сор. с. 109).

Чистотой сердца, тела (2Пар. 19:9; прп. Нил Сор. с. 121).

Усердием (прп. Нил Сор. с. 107).

Упованием (прп. Нил Сор. с. 98).

Послушанием, повиновением Богу (Мк. 9:7; Евр. 11:8).

Святостью (Евр. 12:13).

Честностью (Евр. 13:18).

Плачем о грехах (прп. Нил Сор. с. 167-178).

Самоукорением (прп. Нил Сор. с. 146, 149).

Памятью о Страшном Суде (прп. Нил Сор. с. 153-166).

Правдой (Евр. 11:33).

Мужеством (2Пар. 32:7).

Благоразумием (прп. Нил Сор. с. 119).

Благорассуждением (прп. Нил Сор. с. 34).

Осмотрительностью (2Пар. 39:7).

Страданием (Мк. 9:12).

Терпением (Евр. 12:1; прп. Нил Сор. с. 136).

Веселием о правде (2Пар. 20:27).

Спокойствием (2Пар. 20:30).

Рассуждением духовным (прп. Нил Сор. с. 61).

Советом (2Пар. 20:21).

Страннолюбием (Евр. 13:2).

Благословением (2Пар. 20:26; Мк. 10:16).

Милостынею (прп. Нил Сор. с. 61).

Милостью (2Пар. 20:21).

Терпением болезней (2Пар. 21:15-19).

Исповеданием грехов и греховных помыслов (прп. Нил Сор. с. 63).

Смертные грехи в православии — что это такое? В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в […]

Смертные грехи в православии — что это такое? В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в […]


Смертные грехи в православии — что это такое?

В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть — это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.

Смертные грехи - как спастись?

Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:

  1. Чревоугодие
  2. Прелюбодеяние
  3. Сребролюбие
  4. Гнев
  5. Печаль
  6. Уныние
  7. Тщеславие
  8. Гордыня

Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.

Смертные грехи - гордыня

Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы «жизнь свою отдать за други своя». Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.

Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертные грехи в православии: список

Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.

Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:

  1. Гордость
  2. Зависть
  3. Чревоугодие
  4. Блуд
  5. Гнев
  6. Алчность
  7. Уныние

Смертные грехи - сребролюбие

Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были «куплены дорогой ценой».

Перечень грехов для исповеди

Как же рассказать о грехах на исповеди? Для начала, важно помнить, что исповедь — это не механическое перечисление грехов, и мы исповедуемся перед Богом, а не докладываем священнику о том, что натворили, как строгому учителю. Священник сокрушается с нами о наших прегрешениях, а не ждет возможности отчитать за проступки. Но иногда без списка грехов бывает трудно подготовиться к исповеди и, чтобы вспомнить о том, что приносило вред нашей душе, каким искушениям мы поддались, проще воспользоваться списком. Этот список — помощник, но составлять из него всю свою исповедь не стоит. Бог и так знает обо всех наших прегрешениях и, если вы забыли сказать о поступке, в котором искренне раскаиваетесь, это не значит, что раскаяние в этом конкретном грехе не будет «учтено». Бог — не мстительный Дух с калькулятором наших провинностей, а Небесный Отец, который отдал Сына Своего на смерть, чтобы искупить наши грехи. Намеренно утаивать грехи не стоит, исповедь призвана помочь человеку, а не навредить.

Чем мы согрешаем перед Господом?

  • ГОРДОСТЬЮ.
  • НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ.
  • СКЛОННОСТЬЮ НА ХУДОЕ ДЕЛО.
  • НЕПОКОРСТВОМ.
  • САМООПРАВДАНИЕМ.
  • ОСЛЕПЛЕНИЕМ УМА.
  • САМОДОВОЛЬСТВОМ.
  • САМОЛЮБИЕМ.
  • САМОНАДЕЯННОСТЬЮ.
  • НЕВНИМАНИЕМ К СУДУ БОЖИЮ.
  • СВОЕНРАВИЕМ.
  • САМОХВАЛЬСТВОМ.
  • САМОУГОДИЕМ.
  • САМОЧИНИЕМ.
  • НАГЛОСТЬЮ.
  • ОСКОРБЛЕНИЕМ.
  • ВЛАСТОЛЮБИЕМ.
  • СЛАВОЛЮБИЕМ.
  • ВОЗНОШЕНИЕМ.
  • ВЫСОКОМЕРИЕМ.
  • ВЫСОКОСЕРДИЕМ.
  • ВЫСОКОУМИЕМ.
  • НЕПОСЛУШАНИЕМ.
  • ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬ.
  • ОТСТУПЛЕНИЕМ ОТ БОГА.
  • БОГОХУЛЬСТВОМ.
  • КОЩУНСТВОМ.
  • НЕЧЕСТИЕМ.
  • НЕПРАВОВЕРИЕМ.
  • ЗАБЛУЖДЕНИЕМ.
  • СУЕВЕРИЕМ.
  • НЕПРАВДОЙ.
  • ПРОТИВЛЕНИЕМ ДОБРУ.
  • НЕПОСТОЯНСТВОМ.
  • ПРЕЛЕСТЬЮ.
  • ЕРЕСЬЮ.
  • ЧАРОДЕЙСТВОМ.
  • ВОЛШЕБСТВОМ.
  • ГАДАНИЕМ.
  • НЕВЕРИЕМ.
  • ЛЮБОНАЧАЛИЕМ
  • КОМАНДОВАНИЕМ.
  • ЛЮБЛЕНИЕМ ПОЧЕСТИ.
  • НАДМЕННОСТЬЮ.
  • ТЩЕСЛАВИЕМ.
  • КИЧЕНИЕМ.
  • ЗАВИСТЬЮ.
  • ЗЛОРАДСТВОМ.
  • ПРЕЗРЕНИЕМ ЛЮДЕЙ.
  • НЕИМЕНИЕМ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ.
  • ПОРУГАНИЕМ.
  • ПОРИЦАНИЕМ.
  • УНИЖЕНИЕМ ДРУГИХ.
  • НЕЧУВСТВИЕМ.
  • НЕУВАЖЕНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВОМ.
  • ЧВАНСТВОМ.
  • ПОДСМАТРИВАНИЕМ.
  • ПОДСЛУШИВАНИЕМ.
  • НАУШНИЧЕСТВОМ.
  • УКОРЕНИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСЕРДИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСТЬЮ.
  • НЕНАВИСТЬЮ.
  • ДУШЕГУБСТВОМ.
  • ЛЖЕСЛОВИЕМ.
  • ГОРТАННОБЕСИЕМ.
  • ЧРЕВОБЕСИЕМ.
  • ЛЕНОСТЬЮ.
  • НЕУМЕРЕННОСТЬЮ СНА.
  • НЕВОЗДЕРЖАНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ.
  • ПЬЯНСТВОМ.
  • СКВЕРНОСЛОВИЕМ.
  • БЛУДОМ.
  • СЛОЖЕНИЕМ В МЫСЛИ С ГРЕХОМ.
  • ПУСТОСЛОВИЕМ.
  • НАПЫЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСПУЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСТЛЕНИЕМ.
  • СОИЗВОЛЕНИЕМ НА ГРЕХ.
  • РЕВНОВАНИЕМ, РЕВНИВОСТЬЮ.
  • РАЗВРАТОМ.
  • РАСПУТСТВОМ.
  • РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • СОВЕТОМ НА ГРЕХ.
  • НАСИЛИЕМ.
  • МУЖЕЛОЖСТВОМ.
  • СКОТОЛОЖСТВОМ.
  • ОТВЕРЖЕНИЕМ.
  • НЕВЕЖЕСТВОМ.
  • НЕБЛАГОРАЗУМИЕМ.
  • НЕБЛАГОГОВЕНИЕМ.
  • НЕВИДЕНИЕМ.
  • ХВАСТОВСТВОМ.
  • ПРИТВОРСТВОМ.
  • ТАЙНОЯДЕНИЕМ.
  • НЕПРИЛИЧНЫМ ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ.
  • МНОГОЯДЕНИЕМ.
  • ЧРЕВОУГОДИЕМ.
  • ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОМ.
  • КРОВОПРОЛИТИЕМ.
  • КОВАРСТВОМ.
  • КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕМ.
  • КЛЕВЕТОЙ.
  • ИЗВРАЩЕНИЕМ СЛОВ.
  • ЛИЦЕМЕРИЕМ.
  • ЛОВЕРИЕМ .
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ ГРЕХОВ.
  • ОЖЕСТОЧЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ЛЕСТЬЮ.
  • УНЫНИЕМ.
  • РОПОТОМ.
  • ПЕЧАЛЬЮ.
  • БЕСПОКОЙСТВОМ.
  • БОЯЗНЬЮ.
  • МАЛОВЕРИЕМ .
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ДЕТОРАСТЛЕНИЕМ.
  • МАЛАКИЕЙ, ОНАНИЗМОМ, РУКОБЛУДИЕМ.
  • КРОВОСМЕШЕНИЕМ.
  • СКОПОТВОРСТВОМ.
  • РАБОЛЕПСТВОМ.
  • НЕРАДЕНИЕМ. СРЕБРОЛЮБИЕМ.
  • УТАИВАНИЕМ ЧУЖОГО.
  • БЕССЕРДЕЧИЕМ.
  • РВЕНИЕМ.
  • ПРИСТРАСТИЕМ К ЧЕМУ-ЛИБО.
  • ВЕЩЕЛЮБИЕМ.
  • ЛЮБОСТЯЖАНИЕМ.
  • ПРИСВОЕНИЕМ ЧУЖОГО.
  • ИЗВОРОТЛИВОСТЬЮ.
  • БОЖБОЙ.
  • СКУПОСТЬЮ.
  • ЖАДНОСТЬЮ.
  • ТОРГАШНИЧЕСТВОМ.
  • МЗДОИМСТВОМ.
  • ЛИХОИМСТВОМ.
  • СВЯТОТАТСТВОМ.
  • ВОРОВСТВОМ.
  • ВЗЯТНИЧЕСТВОМ.
  • КОРЫСТОЛЮБИЕМ.
  • РАЗБОЕМ.
  • ИДОЛОСЛУЖЕНИЕМ,
  • ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ.
  • ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ГНЕВОМ.
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БУЕСЛОВИЕМ.
  • НЕГОДОВАНИЕМ.
  • НЕРАЗУМИЕМ.
  • НЕРАССУЖДЕНИЕМ.
  • НЕСДЕРЖАННОСТЬЮ.
  • НЕТЕРПЕНИЕМ.
  • СВАРЛИВОСТЬЮ.
  • ОСУЖДЕНИЕМ.
  • ПЕРЕСУДАМИ.
  • ПОПЕРЕЧЕНИЕМ.
  • СПОРАМИ.
  • ЛЮБОПРЕНИЕМ.
  • ПОНОШЕНИЕМ.
  • СРАМОСЛОВИЕМ.
  • ССОРАМИ.
  • РАЗДОРОЛЮБИЕМ.
  • ДЕРЗОСТЬЮ.
  • БРАНЧЛИВОСТЬЮ.
  • ЗЛОРЕЧИЕМ.
  • ЗЛОСЛОВИЕМ.
  • ЯРОСТЬЮ.
  • НЕСОГЛАСИЕМ В ДОБРОМ.
  • НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • ОБМАНОМ.
  • ПЛЕНЕНИЕМ.
  • ЗАПАЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ДВОЯЗЫЧНОСТЬЮ.
  • ДВОЕДУШИЕМ.
  • ЗЛОПАМЯТСТВОМ.
  • ЗЛОБОЙ.
  • ЗЛОХИТРОСТЬЮ.
  • ИЗДЕВАТЕЛЬСТВОМ.
  • НЕПРАВЕДНОЙ КЛЯТВОЙ.
  • ВРАЖДОЙ.
  • ВРАЖДОЛЮБИЕМ.
  • ПОБОЯМИ.
  • ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ.
  • ПРОКЛЯТИЕМ.
  • ОКЛЕВЕТАНИЕМ.
  • ПАМЯТОЗЛОБИЕМ.
  • НЕСОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БЕСЧУСТВИЕМ.
  • УЯЗВЛЕНИЕМ.
  • ДОСАЖДЕНИЕМ.

Как бороться с грехами?

К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.


Таинство исповеди – испытание для души. Она состоит из желания покаяться, словесного исповедания, раскаяния в прегрешениях. Когда человек идет против законов Божьих, он постепенно разрушает свою духовную и физическую оболочку. Раскаяние помогает очиститься. Оно примиряет человека с Богом. Душа исцеляется и получает силы для борьбы с грехом. Исповедь позволяет рассказать о своих проступках и получить прощение. В волнении и страхе можно забыть то, в чем хотелось покаяться. Список грехов для исповеди служит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.

Исповедь – главная составная покаяния. Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех – это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением. Исповедь – искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю.

Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств. Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь – возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Как подготовиться к исповеди?

За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список грехов можно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения. Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям. До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице и Ангелу Хранителю.

Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них). Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии. Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть. Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди, особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней.

Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости. Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства – один раз в месяц. Помощь в исповеди – список грехов – подскажет необходимые слова. Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным.

После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов. Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка. Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией.

В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти.

Как проходит таинство

Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя. До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила.

Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть – это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.

Если батюшка разорвал список грехов для исповеди, значит, таинство закончено и дано отпущение. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям.

Готовимся к исповеди: список грехов

Грехи, совершенные против Бога

Н еверие в Бога, сомнения, неблагодарность. О тсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями. К лятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге). П осещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений. А зартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие. Н епосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила. Н есоблюдение постов, нежелание читать православную литературу. О суждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения. П устая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера. О тчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий. У таивание грехов на исповеди.

Грехи, совершенные против ближних людей

В спыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие. Л ожь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность. В оспитание детей вне веры. Н евозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся. Н ежелание помогать родителям, неуважение к ним. В оровство, осуждение, зависть. С соры, употребление спиртного на поминках. У бийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни). У бийство ребенка во чреве, склонение других к аборту.

Грехи, совершенные против себя

С квернословие, самолюбие, празднословие, сплетни. Ж елание наживы, обогащения. В ыставление напоказ добрых поступков. З ависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков. Б луд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Список грехов для исповеди женщины

Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви».

Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.

Вот список грехов для исповеди (краткий):

Р едко молилась, не посещала церковь. Б ольше думала о мирском во время молитвы. Д опускала половую жизнь до брака. А борты, склонение к ним других. И мела нечистые мысли, желания. С мотрела фильмы, читала книги порнографического содержания. С плетни, ложь, зависть, лень, обиды. И злишнее обнажение тела для привлечения внимания. Б оязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве. П ристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам. И збегание помощи другим людям. О бращение за помощью к гадалкам, ворожеям. С уеверие.

Список грехов для мужчины

Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди – осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе.

Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь - только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов – это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.

Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:

С вятотатство, разговоры в храме. С омнение в вере, загробной жизни. К ощунство, насмешки над убогими. Ж естокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность. У клонение от службы в армии. И збегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей. О скорбления, ненависть, драки. К левета, разглашение чужих слабостей. С облазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры). О тказ в помощи родителям, другим людям. В оровство, бесцельное коллекционирование. С клонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего. Н аглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.

Исповедь для ребенка

Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.

Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список грехов ребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь.

Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед. Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью.

Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы:

К ак часто читает молитву (утром, в ечером, перед едой), какие знает наизусть? Х одит ли в церковь, как ведет себя на службе? Н осит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений? О бманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди? Н е гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли? Д ерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных? Я бедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя? С овершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь? С меялся ли над физическими недостатками других людей? Н е играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)? Л енится или помогает родителям по дому? Н е притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?

1) Человек сам определяет – исповедоваться ему или нет, сколько раз посещать таинство. 2) Следует подготовить список грехов на исповедь. Образец лучше взять в том храме, где будет происходить таинство, или самостоятельно его найти в церковной литературе. 3) Оптимально ходить на исповедь к одному и тому же священнослужителю, который станет наставником, будет способствовать духовному росту. 4) Исповедь совершается бесплатно.

Предварительно нужно поинтересоваться, по каким дням проходят исповеди в храме. Одеться следует подобающим образом. Для мужчин – рубашка или футболка с рукавами, брюки или джинсы (не шорты). Для женщин – платок на голове, отсутствие косметики (хотя бы помады), юбка не выше колен.

Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду – такие действия не ведут к покаянию.

Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, – это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению.

Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди.

Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача – определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий.

Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред. Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень.

Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать.

Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди – это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение.

Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста – горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) – состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.

о монастыре

Пришла пора покаянной и созидательной деятельности. Свято-Казанский женский монастырь восстал из руин. Многое еще предстоит сделать, но главное совершилось – обитель духовно возрождается, она вновь стала неотъемлемой частью церковной жизни города и страны. Ныне, как и в прежние времена, разносится звон монастырских колоколов, теплятся огоньки свечей и лампад перед иконами. Каждый православный человек может приносить свои молитвы прошения и благодарности Богу, совместно с монахинями монастыря восстанавливать и благоукрашать обитель во Славу Божию!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: