Неуплата взносов в пенсионный фонд ответственность адвоката

Обновлено: 25.04.2024

Федеральная налоговая служба РФ в письме от 2 февраля 2021 г. № БС-4-11/1183@ (далее – письмо) разъяснила порядок освобождения адвокатов, получающих пенсии как бывшие военные или представители силовых структур, от взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для этого указанные адвокаты должны подать в налоговый орган по месту жительства соответствующее заявление, приложив к нему копию пенсионного удостоверения. Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Игорь Пастухов отметил, что ФНС имела полномочия лишь рекомендовать адвокатам оказать помощь налоговой службе в получении соответствующей информации, а вовсе не формулировать документ так, чтобы из его содержания усматривалась некая дополнительная обязанность. Президент АП Ивановской области Елена Леванюк считает, что такая процедура подачи заявления является излишней, поскольку законодатель совершенно четко урегулировал вопрос освобождения адвокатов от уплаты взносов на ОПС.

Напомним, что 30 декабря 2020 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"» (далее – Федеральный закон № 502-ФЗ), предоставляющий льготу военным пенсионерам, которые осуществляют адвокатскую деятельность. С 11 января 2021 г. они освобождены от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Президент Адвокатской палаты Ивановской области Елена Леванюк отметила, что налоговое ведомство своим письмом устанавливает процедуру освобождения адвокатов из числа военных пенсионеров от уплаты взносов на ОПС, хотя это уже есть у адвокатов в силу положения ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», введенного Федеральным законом № 502-ФЗ.

По ее мнению, это письмо ФНС не соответствует закону, поскольку ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ – неотсылочная норма и не дает право налоговому органу устанавливать порядок этого освобождения. Во-первых, это усложнение самой процедуры, во-вторых, двойное предоставление сведений (пенсионное удостоверение, сведения о том, что лицо имеет статус адвоката), поскольку они уже есть в налоговом органе.

«Законодатель совершенно четко урегулировал вопрос освобождения адвокатов от уплаты взносов на ОПС и процедура подачи заявления о прекращении этой обязанности является излишней», – подчеркнула Елена Леванюк.

Советник ФПА РФ Игорь Пастухов заметил, что Федеральный закон № 502-ФЗ, как указано в пояснительной записке к законопроекту, был разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. № 5-П. Безусловно, с принятием этого закона указание КС РФ было реализовано. Однако возникла ситуация, когда адвокаты, получающие «военную пенсию», в результате оказались в положении, отличающемся от других лиц, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, получающих такие же пенсии (очевидно, что среди индивидуальных предпринимателей, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся частной практикой, также есть некоторая часть «военных пенсионеров»).

В связи с этим понятны мотивы издания ФНС России письма от 2 февраля 2021 г. № БС-4-11/1183@ и понятно выраженное в нем желание возложить обязанности по предоставлению информации на самих адвокатов, отметил Игорь Пастухов. Вместе с тем, по его мнению, нельзя признать обоснованной использованную в письме ФНС формулировку «в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование…».

«Очевидно, что обязанность по уплате страховых взносов у этой категории адвокатов прекратилась с вступлением в силу закона, вне зависимости от того, известно ли об их особом статусе налоговой службе или нет, – уточнил советник ФПА РФ. – Федеральная налоговая служба имела полномочия лишь рекомендовать адвокатам оказать помощь налоговой службе в получении соответствующей информации, а вовсе не формулировать документ так, чтобы из его содержания усматривалась некая дополнительная обязанность».

Советник ФПА РФ обратил внимание, что ФНС не дает ответа на еще один крайне важный вопрос: сохранилась ли у адвокатов из числа военных пенсионеров, чей доход в 2020 г. превысил 300 тыс. руб., обязанность по уплате страхового взноса в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего этот размер. Согласно п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 430 НК РФ такие взносы должны в 2021 г. платить именно страхователи, которыми адвокаты – «военные пенсионеры» после 11 января 2021 г. не являются. «Здесь налицо неопределенность закона, которая не может быть восполнена, и возникающее в данном случае сомнение в силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ должно трактоваться в пользу адвокатов – о прекращении этой обязанности в связи с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате страхового сбора (согласно подп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ обязанность уплачивать страховые взносы возложена только на плательщиков страховых взносов)», – подчеркнул Игорь Пастухов.

Подборка наиболее важных документов по запросу О взыскании страховых взносов с адвоката (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: О взыскании страховых взносов с адвоката

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: О взыскании страховых взносов с адвоката

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О взыскании с адвоката страховых взносов на ОПС, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды до 01.01.2017.
(Письмо Минфина России от 09.01.2018 N 03-02-08/1) Вопрос: О взыскании с адвоката страховых взносов на ОПС, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды до 01.01.2017.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обзор судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации по налоговым спорам за декабрь 2019 - январь 2020 г.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 3) Недоимки по страховым взносам за расчетные периоды до 2017 г., числящиеся за ИП, адвокатами и лицами, занимающимися частной практикой, признаются безнадежными к взысканию (по ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ) вне зависимости от порядка их исчисления, но в пределах размера, указанного в ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Нормативные акты: О взыскании страховых взносов с адвоката

Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О
"По запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также жалобам граждан Стародубова Ильи Александровича и Шишова Владимира Николаевича на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 названного Федерального закона" Конституционность названных норм оспаривается в запросе мирового судьи участка N 2 города Калуги, в чьем производстве находится дело по иску управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Калуге о взыскании с адвоката П.С. Правороцкого задолженности по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа за 2003 год в сумме 1800 рублей (в том числе 1200 рублей - на финансирование страховой части трудовой пенсии и 600 рублей - на финансирование ее накопительной части), и в запросе мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода в связи с находящимся в его производстве аналогичным делом по искам управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода к адвокатам Ю.Ф. Рычкову и А.А. Миловскому. Как следует из представленных материалов, адвокат П.С. Правороцкий является военным пенсионером и получает пенсию на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; на условиях и по нормам того же Закона осуществляется пенсионное обеспечение адвокатов Ю.Ф. Рычкова и А.А. Миловского, как бывших прокурорских работников.

Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 N 1471-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Медниковой Ирины Сергеевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Как следует из представленных материалов, решениями мирового судьи, оставленными без изменения судом апелляционной инстанции, с И.С. Медниковой, являющейся военным пенсионером и имеющей статус адвоката, на основании оспариваемой нормы были взысканы недоимки по страховым взносам за 2010 - 2012 годы в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии и пени.

2. Привлечение плательщиков страховых взносов

к ответственности за нарушения законодательства

Российской Федерации о страховых взносах

2.1. Обязанность своевременного представления плательщиками страховых взносов по начисленным и уплаченным страховым взносам установлена пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ.

Нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, установленных пунктом 1 части 9, частью 15 статьи 15, частями 5 и 6 статьи 16 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частями 1 или 2 статьи 46 Закона N 212-ФЗ влечет ответственность плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей.

Должностное лицо территориального органа ПФР в период трех месяцев со дня представления расчета по страховым взносам по формам РСВ-1, РСВ-2, утвержденным Приказами Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н "Об утверждении Формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" и N 895н "Об утверждении Формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам", проводит камеральную проверку таких расчетов.

В случае установления фактов нарушения плательщиками страховых взносов установленных сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам такие факты отражаются в акте камеральной проверки, который составляется в порядке и сроки, установленные статьей 38 Закона N 212-ФЗ.

В том случае, когда расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды плательщиком страховых взносов не представлялись, привлечение к ответственности за отчетный период на основании статьи 46 Закона N 212-ФЗ осуществляется территориальным органом ПФР по результатам проведения выездной проверки. При этом территориальным органам ПФР следует учитывать, что непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным составом правонарушения.

При нарушении установленного срока представления расчета до 180 календарных дней (180-й день включительно) на плательщиков страховых взносов налагается штраф в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе представленного расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

При нарушении установленного срока представления расчета более 180 календарных дней налагается штраф в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, но не менее 1000 рублей.

При вынесении решения о привлечении плательщика страховых взносов за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование размер штрафа исчисляется от начисленных сумм страховых взносов за отчетный период. Состав правонарушения устанавливается должностным лицом территориального органа ПФР и подтверждается следующими документами:

- акт (выписка из акта) проверки;

- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам с отметкой о приеме;

- документ, подтверждающий доставку расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (включая доставку по каналам связи).

В случае если сумма начисленных страховых взносов по представленному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), размер штрафа устанавливается в размере 100 рублей.

Наличие на дату привлечения к ответственности переплаты или факта уплаты страховых взносов не влияет на применение к плательщику страховых взносов ответственности за нарушение им установленного законодательством срока представления расчета и не влечет за собой уменьшения размера налагаемого штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) сумма штрафа подлежит перечислению в бюджет ПФР по нормативу 100 процентов.

2.2. Обязанность плательщиков страховых взносов правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов установлены частью 1 статьи 18, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов статьей 47 Закона N 212-ФЗ влечет ответственность плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей - работодателей.

Нарушение обязанностей, установленных частью 1 статьи 18, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ, образуют состав правонарушений, которые влекут за собой взыскание с плательщиков страховых взносов территориальными органами ПФР штрафов:

- в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования;

- в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования, если вышеназванные деяния совершены умышленно.

Факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов может быть выявлен в ходе проведения камеральной проверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, или в ходе проведения выездной проверки.

Размер штрафа рассчитывается исходя из величины суммы страховых взносов, не уплаченных (не полностью уплаченных) в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщика страховых взносов.

Плательщик страховых взносов не может быть привлечен к ответственности на основании статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов. Неуплата (неполная уплата) правильно исчисленных страховых взносов не образует состава правонарушения, установленного нормами Закона N 212-ФЗ.

В случае если в предыдущем периоде у плательщика имелась переплата страховых взносов по определенному виду страхования, которая равна или превышает сумму страховых взносов этого вида страхования, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же государственный внебюджетный фонд, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному виду страхования, состав правонарушения, предусмотренный статьей 47 Закона N 212-ФЗ, отсутствует, поскольку занижение суммы страховых взносов не приводит к возникновению задолженности по страховым взносам перед конкретным внебюджетным фондом.

В том случае, когда у плательщика имеется переплата по страховым взносам в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, плательщик страховых взносов может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 47 Закона N 212-ФЗ, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 46 БК РФ взысканная сумма штрафа подлежит перечислению в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов, в отношении которых взыскивается штраф, за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов.

2.3. Обязанность представления в установленный срок плательщиком страховых взносов в территориальный орган ПФР документов (копий документов), предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, установлена пунктом 4 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ.

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в территориальный орган ПФР документов (копий документов), предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, влечет ответственность плательщиков страховых взносов в соответствии со статьей 48 Закона N 212-ФЗ.

В соответствии со статьей 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо территориального органа ПФР, проводящее камеральную или выездную проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика страховых взносов необходимые для проверки документы. (Форма Требования о представлении документов утверждена приложением N 21 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н.)

При этом необходимо учитывать, что Требование о представлении документов должно содержать достаточно определенные данные о документах (перечень конкретных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества), которые истребуются территориальным органом ПФР, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки.

Статьей 37 Закона N 212-ФЗ предусмотрен 10-дневный срок для предоставления плательщиком истребованных в ходе проверки документов.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ.

Привлечение плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной статьей 48 Закона N 212-ФЗ, осуществляется территориальным органом ПФР после завершения проведения камеральной либо выездной проверок.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 346-ФЗ пункт 3 части 1 статьи 46 БК РФ изложен в новой редакции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 46 БК РФ взысканная сумма штрафа подлежит перечислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов в следующем порядке:

- в бюджет ПФР - 83 процента;

- в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 7 процентов;

- в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования - 10 процентов.


Ответственность за неуплату страховых взносов ужесточилась с момента передачи их администрирования из фондов к налоговикам и внесения изменений в Уголовный кодекс. В нашем материале мы расскажем о размерах и видах грозящих неплательщикам взносов санкций.

Штрафы за несвоевременную уплату взносов по НК РФ, КоАП РФ и закону № 125-ФЗ

Неуплата (несвоевременная уплата) страховых взносов может повлечь наказание, если недоимка образовалась по следующим причинам:

  • расчетная база по взносам занижена;
  • сумма платежа рассчитана неверно;
  • плательщик взносов совершил иные неправомерные действия (бездействие).

Штраф за несвоевременную уплату страховых взносов предусмотрен в НК РФ, КоАП РФ и в законе об обязательном соцстраховании от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Санкции за неуплату страхвзносов (кроме взносов «на травматизм») см. в таблице:

Какова ответственность за неуплату страховых взносов?

Можно не волноваться о штрафах по НК РФ и КоАП РФ за неуплату страховых взносов, если страхвзносы не уплачены, но:

  • рассчитаны правильно;
  • отражены достоверно в расчете.

На это чиновники Минфина РФ указали в письме от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912.

Однако не следует надеяться на полную безнаказанность за несвоевременную уплату взносов. В этой ситуации за весь период просрочки придется уплатить пени.

КБК по страховым взносам см. здесь. А тут вы найдете КБК на пени по взносам.

Ответственность за неуплату страховых взносов «на травматизм» (в результате занижения базы, неправильного исчисления суммы и др.) предусмотрена ст. 26.29 закона № 125-ФЗ в виде штрафа 20% от не поступившей в бюджет суммы (40% при доказанности умысла).

Нюансы налоговых санкций за неуплату взносов при подаче уточненного расчета

Если в первичном расчете вы допустили ошибку, но при этом до подачи уточненки уплатили недоимку по взносам и пени, штраф вам не грозит (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Штраф по ст. 122 НК РФ последует в том случае, если неуплаченные по первоначальному расчету страховые обязательства были откорректированы в сторону увеличения в уточненном расчете (уточнены по причине неверного первоначального расчета).

В ООО «Орион Люкс» в 1 квартале наблюдалась острая нехватка специалистов по бухучету и налогообложению. По этой причине отчетностью по страховым взносам занимался неопытный бухгалтер. В результате первоначально исчисленная сумма страхвзносов, отраженная в расчете, составила 34 200 руб.

После того как в штат «Орион Люкс» был принят опытный специалист, страховые обязательства были пересчитаны и составили 36 740 руб. При этом сумма из первоначального расчета к моменту подачи уточненки не была уплачена.

В этом случае штраф за неуплату будет рассчитан исходя из суммы 2 540 руб. (36 740 руб. – 34 200 руб.) — разницы между первоначальными и уточненными страховыми обязательствами (письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Помимо штрафа налоговики взыщут и пени.

С 01.04.2020 малые предприятия и ИП вправе применять пониженные тарифы страхвзносов. Данное правило распространяется и на 2022 год. Проверьте, правильно ли вы рассчитываете величину взносов с помощью разъяснений от 'экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Изменим условия предыдущего примера: ООО «Орион Люкс» (не уплатив страхвзносы по первоначальному расчету) подало несколько корректировок, в которых указало пересчитанные суммы страхвзносов:

  • корректировка № 1: 36 740 руб.;
  • корректировка № 2: 57 090 руб.;
  • корректировка № 3: 37 012 руб.

В ситуации подачи нескольких уточненок штраф за неуплату будет рассчитан исходя из суммы 2 812 руб. (37 012 руб. – 34 200 руб.) — разницы между страхвзносами, указанными в первоначальном расчете и в последнем уточненном расчете (письмо ФНС России от 14.11.2016 № ЕД-4-5/21472).

Когда сдается уточненка по ЕРСВ, см. здесь.

Санкции за неуплату взносов в 2022 году по Уголовному кодексу

Штрафы по страховым взносам в 2022 году могут последовать не только по НК РФ или КоАП, но и по УК РФ. Уголовное наказание грозит должностному лицу, если налоговики докажут, что неуплата страхвзносов стала результатом преступления.

Приговорить к уголовной ответственности могут (постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64):

  • директора фирмы;
  • главного бухгалтера;
  • других лиц, содействовавших преступлению (например, налогового юриста, чьи консультации и советы привели к совершению преступления).

Речь идет о наказаниях по ст. 198, 199, 199.3, 199.4 УК РФ.



Впервые совершившие преступление по указанным статьям фирмы и ИП освобождаются от уголовной ответственности, если полностью погасят страховую недоимку.

Итоги

Штраф за неуплату страховых взносов предусмотрен по ст. 122 НК РФ и ст. 26.29 закона № 125-ФЗ в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Он увеличивается в 2 раза, если будет доказано, что взносы не попали в бюджет умышленно.

По ст. 15.11 КоАП штрафуют должностных лиц фирмы на сумму от 10 до 20 тыс. руб., если недоплата взносов произошла по причине грубых учетных ошибок.

В отдельных случаях за неуплату взносов может наступить и уголовная ответственность.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели и адвокаты, которые в соответствии с положениями Федерального закона от 24. 07. 2009 № 212 –ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», обязаны независимо от ведения деятельности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда в виде фиксированных платежей.

В случае прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности и снявшегося с налогового учета в органах МИФНС по месту регистрации, обязан до конца расчетного периода не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации (прекращения, приостановления) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплатить в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы.

Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 15. 12. 2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В случае неуплаты страховых взносов физическими лицами утративший статус индивидуального предпринимателя за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов начисляются пени.

В силу Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27. 12. 1991 (с изменениями от 24. 12. 1993 и 05. 05. 1997), Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и этим Положением, денежные средства которого, в соответствии с п. 2 данного Положения, находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Часть 1 ст. 45 ГПК РФ наделила прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По результатам проведенной проверки в истекшем периоде 2014 прокуратурой г. Обнинска в суды общей юрисдикции направлено 31 исковое заявление о взыскании суммы задолженности по уплате страховых взносов и пеней с физического лица утратившего статус индивидуального предпринимателя, из которых 18 исковых заявлений удовлетворены по 1 исковому заявлению производство прекращено в связи с добровольным исполнением требований прокурора, остальные исковые заявления находятся в стадии рассмотрения. Исполнение решений контролируется прокуратурой г. Обнинска.

1 Изображения

Прокуратура
Калужской области

Прокуратура Калужской области

18 июня 2014, 16:55

Об ответственности за неуплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели и адвокаты, которые в соответствии с положениями Федерального закона от 24. 07. 2009 № 212 –ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», обязаны независимо от ведения деятельности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда в виде фиксированных платежей.

В случае прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности и снявшегося с налогового учета в органах МИФНС по месту регистрации, обязан до конца расчетного периода не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации (прекращения, приостановления) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплатить в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы.

Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 15. 12. 2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В случае неуплаты страховых взносов физическими лицами утративший статус индивидуального предпринимателя за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов начисляются пени.

В силу Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27. 12. 1991 (с изменениями от 24. 12. 1993 и 05. 05. 1997), Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и этим Положением, денежные средства которого, в соответствии с п. 2 данного Положения, находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Часть 1 ст. 45 ГПК РФ наделила прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По результатам проведенной проверки в истекшем периоде 2014 прокуратурой г. Обнинска в суды общей юрисдикции направлено 31 исковое заявление о взыскании суммы задолженности по уплате страховых взносов и пеней с физического лица утратившего статус индивидуального предпринимателя, из которых 18 исковых заявлений удовлетворены по 1 исковому заявлению производство прекращено в связи с добровольным исполнением требований прокурора, остальные исковые заявления находятся в стадии рассмотрения. Исполнение решений контролируется прокуратурой г. Обнинска.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: