Негосударственные организации оказывающие услуги по трудоустройству граждан их виды

Обновлено: 25.04.2024

Существуют разные основания для классификации кадровых агентств на рынке труда.

Таблица 1.1. Классификация негосударственных кадровых агентств РФ

По уровням внутрифирменной иерархии в подборе персонала, на котором специализируются агентства

По горизонтали внутрифирменного разделения труда. Оно производится на основе профессиональной принадлежности или сферы деятельности подбираемого персонала

По виду трудового

Прокомментируем отдельные виды классификации коммерческих бирж труда, перечисленные в таблице 1.1.

Негосударственные службы занятости, действующие на рынке труда, могут оказывать услуги по всем квалификационно-профессиональным разрезам или специализироваться на подборе персонала для предприятий определенной отрасли и трудоустройстве граждан на рабочие места определенной отраслевой принадлежности. Таким образом, агентства по услугам трудоустройства могут быть универсальными или специализированными.

В свою очередь, специализированные кадровые агентства, биржи труда можно разделить по такому критерию, как уровень внутрифирменной иерархии. Подбор персонала (или трудоустройство граждан) на руководящие посты, на административные должности или по специалистам среднего уровня, по рабочим специальностям высокой квалификации; и подбор персонала (или трудоустройство граждан) на рабочие места по определенной профессиональной и отраслевой принадлежности. Следовательно, службы занятости можно рассматривать по квалификационному признаку подбираемого персонала или по профессиональному признаку подбираемого персонала.

Имея какой-либо свой признак по классификации, все службы занятости работают на рынке труда с различными российскими и иностранными фирмами и предприятиями.

Переманивание выбранного заказчиком специалиста - вид услуги, с помощью которой агентство, занимающееся поиском и отбором руководителей высшего звена, «переманивает» определенного специалиста для компании-заказчика (при этом известны имя специалиста, а также его должность и компания, в которой он работает). При этом главная задача агентства - найти способ завязать отношения с данным кандидатом, понять, чем неудовлетворен данный специалист на нынешнем месте работы, его возможные мотивы перехода, и создать условия (ситуацию), при которой данный специалист будет готов к предложению; сделать предложение, урегулировать и скоординировать контакт между кандидатом и работодателем. При этом вся работа по «переманиванию» специалиста совершается в условиях строгой конфиденциальности.

Подбор руководителей высшего звена управления - вид услуги, при которой агентство занимается отбором руководителей высшего звена управления. Отличительной чертой этой услуги является интервенция в круг «избранных», успешных топ-менеджеров, при этом необходимо вступить в контакт и создать условия, при которых возможны переговоры о переходе в компанию-заказчика.

Трудоустройство персонала, увольняемого из компании-заказчика - услуга, при которой компания, занимающаяся рекрутментом, проводит целенаправленные действия по трудоустройству персонала, увольняемого из компании-заказчика в определенные сроки и на определенных условиях. Данная услуга оплачивается компанией-заказчиком.

Предоставление на определенный срок и на определенных условиях сотрудников в лизинг заключается в том, что агентство (компания) предоставляет на определенный срок и на определенных условиях сотрудников, которые находятся в трудовых отношения с агентством, в распоряжение фирмы-арендатора, обязуя данных сотрудников в течение срока «аренды» работать на фирму-заемщика. При этом заключается договор между компанией-арендатором и арендодателем персонала на выполнение определенного объема и вида работ. Гонорар по договору выплачивается компании-арендодателю, а она, в свою очередь, производит расчеты по заработной плате с сотрудниками.

Кроме того, негосударственные организации, работающие на рынке труда можно классифицировать в зависимости от вида услуг, предоставляемых агентством.

Агентства по трудоустройству предлагает населению следующие услуги:

- помощь в составлении резюме, размещение резюме и/или мини-резюме в средствах массовой информации и в глобальной сети Интернет, рассылка резюме по компаниям;

- занесение информации о кандидате в базу данных;

- консультирование по методам поиска работы, прохождения собеседования в компании;

- консультирование кандидата для прохождения собеседования в компании, предоставление информации об имеющихся вакансиях на рынке труда.

При трудоустройстве с кандидата, как правило, берется плата в размере 30-100% оклада после первого месяца работы в компании.

Основная задача агентств по подбору персонала (рекрутинговых агентств) - подбор для работы в компании заказчика специалистов, отвечающих требованиям, выдвинутыми работодателем.

Основным предназначением агентств по подбору персонала на рынке труда является:

- повышение эффективности занятости;

- перераспределение рабочей силы между эффективно развивающимися отраслями народного хозяйства и развитие человеческих ресурсов страны.

Дополнительными направлениями деятельности агентств по подбору персонала могут быть:

- предоставление информации об уровне заработной планы по различным категориям специалистов;

- проведение тренингов для представителей работодателей и людей, ищущих работу;

- разработка и внедрение различных технологий кадрового менеджмента.

Клиентами данного типа агентств являются компании-работодатели, заинтересованные в специалистах.

Агентства, занимающиеся и подбором персонала, и трудоустройством на практике оказывают услуги работодателям по подбору персонала, пользующегося высоким спросом на рынке труда, а также услуги соискателям на трудоустройство, если они имеют среднюю или низкую конкурентоспособность на рынке труда.

В любом негосударственном кадровом агентстве основную роль играют рекрутеры – специалисты по заполнению вакансий в компаниях – клиентах данного агентства. Должностные обязанности рекрутера могут быть разными и зависят от структуры кадрового агентства. В одних компаниях он вынужден пробивать себе дорогу «с нуля»: самостоятельно искать заказчиков, заключать договоры, подбирать кандидатов. В других - директор находит заказчиков и поддерживает с ними отношения, а рекрутеры работают только с соискателями. В крупных кадровых агентствах структура еще более сложная. Например, с компаниями-заказчиками заключают договоры консультанты, а поиском и привлечением кандидатов занимаются отдельные специалисты - ресечеры. Они проводят предварительный отбор, телефонное, а в некоторых случаях и личное интервью с соискателями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

На сегодняшний день организации, обслуживающие рынок труда в России являются либо государственными, либо коммерческими. В отличие от государственной службы занятости коммерческие организации в первую очередь стремятся к получению прибыли; при этом они повышают устойчивость рынка труда и создают конкурентную среду.

Коммерческие биржи труда классифицируются по видам подбираемого персонала; по обслуживаемым типам найма; по виду оказываемых услуг; по видам трудового посредничества. Основную роль в кадровых агентствах играют рекрутеры – специалисты по подбору персонала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурякова Е. Организация на рынке труда: основные функции, виды услуг. // Справочник кадровика. 2003-№9.

2. Инфраструктура рынка труда РФ // Научная сессия профессорско-преподавательского состава научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1999 года. Факультет экономики труда и управления персоналом. Март-апрель 2000 г. Сборник докладов. СПб: Изд-во СПбУЭФ. 2000. - 0.1 п.л.

3. Тендерный аспект занятости населения РФ в 1995 году // Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда РФ. 1996 № 3-4.Стр.137. СПб. 1996 (в соавторстве). - 0.7 п.л.

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ)

1. Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала) - направление временно работодателем (далее также - направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (далее также - принимающая сторона), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.

2. Договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем.

3. Осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:

2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:

юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;

юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;

юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

4. Особенности регулирования труда работников, направленных для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.

5. Порядок аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) должен включать в себя, в частности, порядок приостановления или отзыва аккредитации, порядок ведения реестра аккредитованных частных агентств занятости.

6. Требованиями аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) являются:

1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей;

2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

3) наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года;

4) отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В качестве частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), не могут выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы.

9. В случае приостановления или отзыва аккредитации частного агентства занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) частное агентство занятости теряет право заключать с работниками трудовые договоры в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала). При этом все права и обязанности данного частного агентства занятости по заключенным ранее таким трудовым договорам сохраняются.

10. Если число работников, привлекаемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает 10 процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны, решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона принимает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов.

11. Обязательным условием для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

12. Направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается в целях:

1) замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;

2) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 235-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней.

13. Наряду со случаями, предусмотренными пунктом 12 настоящей статьи, направление работников частными агентствами занятости для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается также в целях:

1) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда;

3) замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;

4) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания.

14. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные ограничения на направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала).

Статья 15. Государственная служба занятости населения

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственная служба занятости населения включает:

1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) государственные учреждения службы занятости населения.

2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

1.1) информирование граждан Российской Федерации о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;

5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

С 01.01.2023 использование региональных порталов осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с субъектами РФ (ФЗ от 28.06.2021 N 219-ФЗ).

3.1. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.

Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются настоящим Законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

(п. 4 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 425-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представляются сведения о нахождении гражданина на регистрационном учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах временного трудоустройства, участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Единая система идентификации и аутентификации) органы службы занятости обеспечивают в случае согласия гражданина завершение прохождения гражданином процедуры регистрации в указанной системе.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, взаимодействие с работодателями (по вопросам организации рабочих мест, включая специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, подбора инвалидов для замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей), а также взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, в целях замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей, в том числе в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок и условия взаимодействия органов службы занятости с работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Органы службы занятости осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Общие требования к содержанию указанных стандартов, правила их формирования, а также порядок осуществления мониторинга их исполнения утверждаются Правительством Российской Федерации.

(п. 8 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

9. Органы службы занятости вправе организовать предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу "одного окна" в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью.

Статья 15. Государственная служба занятости населения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Закона

1. Государственная служба занятости населения включает:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ подпункт 1 пункта 1 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

3) государственные учреждения службы занятости населения.

2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

Информация об изменениях:

Подпункт 1.1 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

1.1) информирование граждан Российской Федерации о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;

5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

ГАРАНТ:

См. Единые требования к организации деятельности органов службы занятости в части требований к помещениям и оснащению рабочих мест, утвержденные приказом Минтруда России 29 апреля 2019 г. N 302

3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена пунктом 3.1 с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения пункта 3.1 в части оказания государственных услуг в целях содействия гражданам в поиске подходящей работы и содействия работодателям в подборе необходимых работников применяются с 1 июля 2021 г., в части оказания иных государственных услуг в области содействия занятости населения применяются с 1 января 2022 г.

3.1. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.

Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются настоящим Законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

5. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представляются сведения о нахождении гражданина на регистрационном учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах временного трудоустройства, участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

6. При отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Единая система идентификации и аутентификации) органы службы занятости обеспечивают в случае согласия гражданина завершение прохождения гражданином процедуры регистрации в указанной системе.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

7. Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, взаимодействие с работодателями (по вопросам организации рабочих мест, включая специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, подбора инвалидов для замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей), а также взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, в целях замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей, в том числе в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок и условия взаимодействия органов службы занятости с работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена пунктом 8 с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

8. Органы службы занятости осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Общие требования к содержанию указанных стандартов, правила их формирования, а также порядок осуществления мониторинга их исполнения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена пунктом 9 с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

9. Органы службы занятости вправе организовать предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу "одного окна" в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью.

Порядок аккредитации частных агентств занятости регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 № 1129 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Орган, осуществляющий аккредитацию

Аккредитация проводится территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (далее – орган аккредитации) по месту нахождения частного агентства занятости.

Найти свой территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости можно здесь .

Требования аккредитации

Требованиями аккредитации, которым должно соответствовать частное агентство занятости, являются:

  1. Наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн. рублей;
  2. Отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  3. Наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации, составляющего не менее 2 лет за последние 3 года;
  4. Отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Документы, предоставляемые для получения аккредитации

В целях аккредитации руководитель частного агентства занятости (или уполномоченное им лицо) представляет в орган аккредитации лично (либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) заявление о получении аккредитации с приложением следующих документов:

Нотариально заверенные копии:

  • документа, удостоверяющего личность руководителя частного агентства занятости;
  • документа о высшем образовании руководителя частного агентства занятости, выданного российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность, либо иностранной организацией, признаваемой в Российской Федерации;

Заверенные частным агентством занятости копии:

  • трудовой книжки руководителя частного агентства занятости или документа, её заменяющего;
  • трудового договора с руководителем частного агентства занятости о работе по совместительству с отметкой работодателя о периоде работы (в случае отсутствия записи в трудовой книжке за последние 3 года, предшествующие дню подачи заявления о получении аккредитации);
  • документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества (при наличии) руководителя частного агентства занятости (в случае их изменения);

Заявление о получении (продлении) аккредитации оформляется по форме на русском языке машинописным текстом, подписывается руководителем частного агентства занятости или уполномоченным им лицом и заверяется печатью частного агентства занятости (при наличии печати).

Документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык и заверены в установленном порядке.

Орган аккредитации не вправе требовать от руководителя частного агентства занятости или уполномоченного им лица представления документов, не предусмотренных Правилами.

Порядок и сроки рассмотрения документов для получения аккредитации

Заявление о получении аккредитации регистрируется органом аккредитации не позднее 3 рабочих дней со дня его получения.

Проверка заявления

Орган аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления о получении аккредитации осуществляет проверку соблюдения требований по оформлению заявления и комплектности прилагаемых к нему документов.

Уведомление

Орган аккредитации не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о получении аккредитации возвращает частному агентству занятости заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и указанием причин возврата заявление с прилагаемыми к нему документами в следующих случаях:

Рассмотрение документов

В случае отсутствия оснований для возврата заявления о получении аккредитации, орган аккредитации в течение 15 рабочих дней со дня регистрации такого заявления организует рассмотрение документов в части полноты и достоверности содержащихся в них сведений и их соответствия требованиям аккредитации. По результатам рассмотрения представленных документов орган аккредитации принимает решение об аккредитации частного агентства занятости или об отказе в его аккредитации.

Положительное решение

В случае принятия положительного решения орган аккредитации осуществляет её (внесение в реестр) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аккредитации, подготавливает уведомление о внесении сведений в реестр, которое направляется частному агентству занятости одним из способов:

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе через портал Госуслуг, в течение 3 рабочих дней со дня внесения сведений о частном агентстве занятости в реестр.

Решение об отказе

В случае принятия решения об отказе орган аккредитации подготавливает уведомление об отказе в аккредитации, которое направляется частному агентству занятости одним из способов:

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе через портал Госуслуг, в течение 3 рабочих дней со дня внесения сведений о частном агентстве занятости в реестр.

Отказ в аккредитации и повторная подача документов

Основанием для принятия решения об отказе в аккредитации является:

  1. Несоответствие частного агентства занятости требованиям аккредитации.
  2. Наличие в документах недостоверной информации.
  3. Обращение частного агентства занятости в орган аккредитации ранее чем до истечения 1 года после принятия решения об отзыве аккредитации.

Частное агентство занятости после устранения причин, в связи с которыми ему было отказано в аккредитации, вправе в порядке, установленном Правилами аккредитации частных агентств занятости, представить в орган аккредитации для рассмотрения заявление о получении аккредитации с приложением к нему документов , с пометкой "повторно".

Срок аккредитации

Аккредитация предоставляется на 3 года, если в заявлении о получении аккредитации не указан меньший срок.

Ежегодная отчётность аккредитованного частного агентства

Аккредитованные частные агентства занятости обязаны представлять в орган аккредитации непосредственно (либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) ежегодные отчёты о деятельности по предоставлению труда работников (персонала) не позднее 1 февраля года , следующего за отчётным, по форме, утверждённой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ежегодные отчеты ).

Уведомления об изменениях аккредитованных частных агентств занятости

Изменение общих реквизитов

Аккредитованные частные агентства занятости обязаны сообщать в письменной форме в орган аккредитации сведения о следующих изменениях:

  • изменение наименования частного агентства занятости;
  • изменение адреса частного агентства занятости в пределах его места нахождения;
  • ликвидация или реорганизация частного агентства занятости.

Смена руководителя либо внесение изменений в ФИО руководителя

В случае смены руководителя частного агентства занятости новый руководитель частного агентства занятости или уполномоченное им лицо в письменной форме уведомляет об этом орган аккредитации в срок не позднее 5 рабочих дней со дня назначения нового руководителя с приложением документов.

Уведомления представляются в орган аккредитации руководителем частного агентства занятости или уполномоченным им лицом либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае изменения фамилии, и (или) имени, и (или) отчества руководителя частного агентства занятости руководитель частного агентства занятости или уполномоченное им лицо в письменной форме уведомляет об этом орган аккредитации не позднее 5 рабочих дней со дня соответствующих изменений с приложением нотариально заверенной копии документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества руководителя частного агентства занятости.

Приостановление аккредитации

По инициативе частного агентства занятости

При наступлении случаев несоответствия частного агентства занятости требованиям аккредитации, частное агентство занятости письменно уведомляет об этом орган аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня наступления таких случаев.

Орган аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня регистрации указанного уведомления приостанавливает аккредитацию частного агентства занятости и направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием Единого портала, уведомление о необходимости устранения в течение 30 календарных дней несоответствий частного агентства занятости требованиям аккредитации.

В случае, если частное агентство занятости в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о необходимости устранения несоответствий частного агентства занятости указанным требованиям аккредитации не уведомило орган аккредитации об устранении таких несоответствий, орган аккредитации принимает решение об отзыве аккредитации и исключает частное агентство занятости из реестра.

По результатам проверки

Федеральная служба по труду и занятости, её территориальный орган по месту нахождения частного агентства занятости осуществляют в течение действия аккредитации проверку выполнения частным агентством занятости требований аккредитации, а также обязанностей по ранее заключённым с работниками трудовым договорам в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала) в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Аккредитация приостанавливается органом аккредитации в случае нарушения частным агентством занятости требований аккредитации или невыполнения обязанностей по ранее заключённым с работниками трудовым договорам в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала), выявленных при проведении Федеральной службой по труду и занятости, её территориальным органом по месту нахождения частного агентства занятости проверки его деятельности.

Решение о приостановлении аккредитации принимается органом аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, подтверждающих нарушения.

При устранении в течение 30 календарных дней обстоятельств, послуживших основанием для приостановления аккредитации, орган аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, возобновляет аккредитацию.

Орган аккредитации при принятии решения о приостановлении (возобновлении) аккредитации подготавливает уведомление, которое направляется частному агентству занятости заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием Единого портала, в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении (возобновлении) аккредитации.

Продление аккредитации

Продление аккредитации осуществляется органом аккредитации на основании заявления о продлении аккредитации, поданного не позднее чем за 30 рабочих дней до истечения срока действия аккредитации.

Орган аккредитации принимает решение о продлении аккредитации или об отказе в продлении аккредитации в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о продлении аккредитации.

Аккредитация продлевается на 3 года, если в заявлении о продлении аккредитации не указан меньший срок.

Основанием для отказа в продлении аккредитации является несоблюдение частным агентством занятости требований аккредитации.

Орган аккредитации подготавливает уведомление о продлении аккредитации или об отказе в её продлении, которое направляется частному агентству занятости (одним из способов: заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием Единого портала) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о продлении аккредитации или об отказе в её продлении.

Отзыв аккредитации

Орган аккредитации принимает решение об отзыве аккредитации и исключает частное агентство занятости из реестра в следующих случаях:

  1. Ликвидация или реорганизация частного агентства занятости.
  2. Истечение срока аккредитации.
  3. Письменное обращение частного агентства занятости об отзыве аккредитации.
  4. Несоответствие частного агентства занятости требованиям аккредитации.
  5. Представление частным агентством занятости подложных документов или заведомо ложных сведений.
  6. Непредставление в установленный срок в орган аккредитации ежегодного отчёта.
  7. Представление в орган аккредитации ежегодного отчёта, содержащего заведомо ложные сведения.
  8. Неустранение в срок обстоятельств, послуживших основанием для приостановления аккредитации.
  9. Неустранение в срок несоответствий частного агентства занятости требованиям аккредитации.
  10. Непредставление руководителем частного агентства занятости или уполномоченным им лицом в орган аккредитации в письменной форме уведомления об изменении фамилии, и (или) имени, и (или) отчества руководителя частного агентства занятости с соблюдением требований.
  11. Непредставление новым руководителем частного агентства занятости или уполномоченным им лицом в орган аккредитации в письменной форме уведомления о смене руководителя частного агентства занятости с соблюдением требований Правил аккредитации частных агентств занятости.
  12. Переход частного агентства занятости на специальный налоговый режим.

В случае отзыва аккредитации на основании подпунктов «7‎» и «8‎» обращение частного агентства занятости в орган аккредитации с заявлением о получении аккредитации возможно не ранее чем через один год после принятия органом аккредитации решения об отзыве аккредитации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: