Почему только государство имеет право выпускать деньги

Обновлено: 28.03.2024

В 2018 году каждый житель американского штата Аляска, некогда принадлежавшего России, получил от правительства США свою долю от нефтяных доходов штата в размера $ 1600 (105 000 руб.). Вместе с этим с 2000 года каждому жителю Аляски уже выплатили по $ 24 800 (1 625 000 руб.). То есть среднестатистическая семья из трех человек за 18 лет получила выплаты за счет нефтяных доходов штата в размере $ 74 800 (4,9 млн руб.).

Мировая практика

Если переводить на наши деньги, то каждый житель штата Аляска ежемесячно получает доход в размере 7700 руб. за счет продажи нефти.

Но это на самом деле мелочи, поскольку каждый житель штата Аляска ежемесячно также получает и выплату в размере $ 1000 (65 500 руб.) только за то, что на территории штата идет добыча золота.

Что-то подобное существуют во многих нефтедобывающих странах Персидского залива. Так, например, в Кувейте, Саудовской Аравии, ОАЭ предусмотрены перечисления определенной суммы на персональный счет гражданина в момент его рождения и дальнейшие пособия, которые в отдельных странах достигают $ 3000 (196 500 руб.) ежемесячно. Кроме того, в Кувейте предусмотрена также опция получения беспроцентного кредита за счет «нефтяных денег» на $ 220 000 (около 14,5 млн руб.) для строительства своего жилья.

Почему подобные выплаты не получают россияне?

Власти страны объясняют эту несправедливость очень просто: страна у нас большая, а значит, денег на всех не хватит.

Так, согласно мировой практике долю доходов от реализации природных ресурсов получают там, где природных ресурсов много, а населения мало. Например, население Саудовской Аравии составляет 31,5 млн человек. За 2017 год в стране было добыто 494,7 млн тонн нефти, таким образом, на одного человека приходится примерно 16 тонн нефти в год. В Кувейте при населении в 3,2 млн человек в том же 2017 году добыли 134,4 млн тонн нефти, то есть на человека здесь приходится уже 42 тонны в год. В американском штате Аляска по причине немногочисленного населения этот показатель вообще превышает 250 тонн добытой в год нефти на человека, поскольку там живёт всего около 710 тысяч человек.

Россия в 2017 году, по разным оценкам, была на первом-втором месте по добыче нефти в мире, но в нашей стране и население намного больше вышеназванных стран. При населении в 146,8 млн человек добыча в 2017 году составила 546,7 млн тонн — на человека приходится всего 3,7 тонны нефти.

Власти нашей страны утверждают, что если распределить долю природных ресурсов между населением, то в итоге получатся крайне маленькие суммы выплат, что, соответственно, будет абсолютно неэффективно. Поэтому у нас в стране к гражданам «нефтяные деньги» приходят в форме субсидий, пенсий, пособий и социальных льгот.

Логика понятна, но.

Позиция руководства нашей страны предельно ясна: население в России большое, добываем природных ресурсов тоже много, но делить на всех доходы смысла нет, потому что в итоге каждому будем выплачивать «копейки». Лучше мы эти деньги пустим на развитие и поддержку социальных программ и выплат.

На самом деле хороший план, но в России он, к сожалению, не прижился.

В нашей стране все происходит так: население России большое, добываем очень много, но делить на всех граждан смысла нет, потому что получатся очень маленькие выплаты. Поэтому решили выбрать несколько самых достойных наших сограждан и дать им возможность присваивать себе колоссальные суммы денег от дохода с продажи природных ресурсов. А если что-нибудь еще останется, то это можно будет пустить на социальные программы для обманутого народа.

Справедливо ли это? Конечно, нет. Но власти нашей родины это не волнует уже давно. Например, зарплата Игоря Сечина — главы ПАО «Роснефть» составляет от 15 млн до 20 млн руб. в месяц.

Ежемесячная заработная плата главы «Газпрома», того что «национальное достояние», Алексея Миллера, по неофициальным данным, вообще составляет около 56 млн руб. (почти по 2 млн руб. в день).

МОСКВА, 25 апр — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Несмотря на готовность претендовать на положенные по закону и предоставляемые государством дополнительные средства на поддержку отдельных категорий граждан, не все россияне знают о полагающихся выплатах. Как разобраться, на какие выплаты вы можете рассчитывать, и в какие инстанции следует обращаться, рассказывают опрошенные агентством "Прайм" эксперты.

НАГРАДА НЕ ИЩЕТ ГЕРОЯ

Период пандемии приучил нас к тому, что дополнительные выплаты от государства стало получать достаточно просто, порой они сами находят получателя — и гражданин обнаруживает лишние средства на своей банковской карте. Оформить выплату можно достаточно просто и на портале Госуслуг, социальных фондов, сайтах региональных органов власти, объясняет заслуженный юрист России Иван Соловьев.

Однако если "награда" сама не ищет своего героя, стоит разобраться, положена ли она или нет, а вернее, входит ли человек в льготную категорию с правом на ту или иную выплату.

Все доплаты от государства являются, как правило, либо разовыми, либо устанавливаются на определенный период в связи с наступлением какого-либо жизненного обстоятельства у граждан, продолжает руководитель HR-службы Юридической группы "Яковлев и Партнеры" Светлана Краснянская.

Разовые выплаты выплачиваются один раз при определенных условиях в жизни граждан. Остальные, по ее мнению, тоже относятся скорее к временной помощи. Дело в том, что социальные выплаты устанавливаются также на определенный период. А после его окончания необходимо ещё раз подтвердить тот факт, что ваш статус не изменился. Например, вы продолжаете учебу, или не смогли устроиться на работу, и ваша семья является малоимущей.

"Соответственно, если вы не можете подтвердить документально свой статус, выплаты вам не положены", — предупреждает она.

На практике многие знают о существовании помощи от государства, просто не могут подтвердить свой статус и поэтому не получают выплаты, говорит эксперт.

ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДЕТЯМ

От государства можно получить ряд выплат на ребенка — они зависят от финансового положения семьи, количества детей, возраста родителей и могут варьироваться в зависимости от региона. Поэтому о них проще всего узнавать в местных органах соцзащиты. Больше всего выплат многодетным и малообеспеченным гражданам — они также варьируются по регионам и носят адресный характер. Например, бывают единоразовые выплаты к 1 сентября или Дню семьи.

Приятным сюрпризом для молодых семей станет то, что ряд детских выплат, в частности, пособие по беременности и родам при постановке на учёт при раннем сроке беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до полутора лет был проиндексирован. Таким образом, в 2021 году российские семьи получат эти выплаты в больших размерах.

Есть и совсем свежие выплаты. Президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию в среду объявил о новых мерах поддержки семей с детьми. Предполагается, что в середине августа россияне получат единовременную выплату в 10 тысяч рублей на каждого школьника, включая будущих первоклассников.

С июля детям от восьми до шестнадцати лет включительно, живущим в неполных семьях, будут платить в среднем 5650 рублей в месяц.

Путин также предложил выплачивать беременным женщинам, оказавшимся в сложных условиях, по 6350 рублей в месяц.

ИПОТЕКА ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ

Многодетные семьи могут воспользоваться господдержкой в виде субсидии в размере 450 тысяч рублей на погашение части долга по ипотечному кредитованию, продолжает Соловьев. Однако здесь есть ряд ограничений.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что в договоре кредитования должна быть четко прописана цель кредитования, чтобы не возникло сложностей при получении субсидии (например, целью использования заёмщиком кредита является приобретение объекта недвижимости: квартиры (дома) по такому-то адресу.

Кроме того, в этом году в случае принятия соответствующего законопроекта может расшириться перечень объектов недвижимости, которые можно будет приобретать в ипотеку. Это может произойти за счет частных домов и объектов незавершенного строительства. "Это существенно расширит возможности молодых многодетных семей по улучшению своих жилищных условий", — убежден юрист.

НЕ ПЕНСИЕЙ ЕДИНОЙ

О некоторых выплатах от государства, в том числе от Пенсионного фонда, граждане осведомлены меньше, так как основания для их получения встречаются нечасто, рассказывает доцент базовой кафедры ТПП РФ "Развитие человеческого капитала" РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Например, не у многих на момент выхода на пенсию есть на иждивении дети или члены семьи — а в этих случаях пенсионер может рассчитывать на дополнительные выплаты к пенсии. Для этого стоит собрать документы, перечень которых есть на сайте ПФР, и обратиться в территориальное отделение фонда. Отказать могут, если не все соответствует нормам либо неправильно оформлены документы.

"Также мало кто знаком с такой доплатой, как единовременная выплата из пенсионных накоплений. Ее могут получить до выхода на пенсию будущие пенсионеры в определенных ситуациях или члены семьи в случае смерти будущего пенсионера. Если накопительная часть формировалась в негосударственном пенсионном фонде, то обращаться надо туда. Но если застрахованное лицо или член семьи не помнят, в каком фонде лежат накопления, можно обратиться в ПФР", — отмечает Иванова-Швец.

Важно понимать, что члены семьи могут рассчитывать на выплаты, если умерший член семьи оформил все нотариально, и до этого не получал пенсию. Для получения выплаты нужно собрать необходимые документы, перечень которых можно найти на сайте ПФР. Заявления рассматриваются в течение 10 дней.

По мнению эксперта, чтобы граждане могли получать дополнительные выплаты, стоит лучше о них информировать и ввести должность или функции пенсионного консультанта.

Во многих регионах предусмотрены выплаты для семей, проживших в браке 50 лет. Они различны и выплачиваются только по заявлению "золотых" юбиляров. Сумма варьируется в зависимости от региона и составляет в среднем 10-30 тысяч рублей. Выплаты не назначаются автоматически. Для их получения необходимо обратиться в МФЦ.

"Не все об этом знают, но предусмотренные в региональных бюджетах средства могут стать существенным подспорьем для наших ветеранов и пожилых людей", — указал Соловьев.

В ряде регионов предоставляют и единовременную выплату к юбилейным дням рождения — для этого также нужно подать в МФЦ необходимые документы. Но могут и отказать, если вы не прожили в регионе необходимое количество лет.

Есть немало льгот на оплату услуг ЖКХ различным категориям граждан. "Многие не знают, что имеют право на существенные компенсации (например, 50% всех коммунальных услуг) или просто не верят, что смогут их получить. В основном, это та категория граждан, которым эти субсидии реально нужны", — рассказывает генеральный директор компании "Городские инновационные технологии" Сергей Минко.

Например, на компенсацию оплаты услуг ЖКХ можно претендовать, если вы участник ВОВ и других боевых действий или член семьи умершего льготника, бывший узник концентрационных лагерей (в момент заключения — несовершеннолетний), пострадавший при аварии в Чернобыле, инвалид, инвалид детства, Герой СССР или России.

Существуют федеральные льготы, которые обязательны во всех регионах, их дополняют выплаты на местном уровне. Чтобы понять, какие именно льготы доступны в вашем регионе, эксперт советует зайти на сайт ГИС ЖКХ в раздел "Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".

Если обнаружится, что у вас есть право на льготу, нужно обратиться или в МФЦ или в органы соцзащиты по месту жительства. "Если право будет подтверждено, компенсацию вы начнете получать со следующего же месяца. За прошедшие периоды компенсация вам не положена, так что, чем раньше вы обратитесь, тем больше денег сэкономите", — подчеркивает Минко.

ЧЕМ ПОМОЖЕТ РАБОТОДАТЕЛЬ

Сейчас через работодателя можно оформить только налоговые вычеты НДФЛ, говорит Краснянская. По новому законодательству все пособия при рождении ребенка теперь напрямую выплачивает Фонд социального страхования. Это касается и оплаты больничных листов.

Можно обращаться за материальной помощью в связи со сложными жизненными обстоятельствами, но эти выплаты остаются на усмотрение работодателя.

КАК УПРОСТИТЬ ДОСТУП К ВЫПЛАТАМ

Доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" факультета финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС Сергей Хестанов отмечает, что процесс назначения и выплаты социальных пособий в России пока недостаточно автоматизирован.

Чтобы оформить выплаты на детей, получить материальную поддержку в связи с коронавирусом и т.д., приходится самостоятельно собирать справки.

"Во многих странах, например, в Германии и Австрии, при возникновении условий для назначения льготы деньги сами находят своего получателя. Происходит это за счет того, что вся информация о домохозяйстве, к которому относится человек, консолидируется государством, и органы соцзащиты имеют возможность назначать выплаты автоматически", — добавляет эксперт.

В России работы по формированию единой системы только начинаются. "Основную роль в консолидации, обработке информации и вынесению решения о назначении выплат будет играть Федеральная налоговая служба — именно она обладает наиболее полными сведениями о доходах гражданина, его финансовом положении", — говорит он.

ФНС сможет получать необходимую информацию о семейном положении, наличии детей и жизненных обстоятельствах напрямую от министерств и ведомств.

По мнению эксперта, весьма вероятно, что для борьбы с бедностью будет внедрена такая система, которая позволит определять доходы конкретного человека по доходам домохозяйства и автоматически назначать выплаты, если они ниже определенного законом уровня.

"Сейчас, когда с информационным обеспечением ситуация улучшилась, логично централизовать и автоматизировать все, что касается социальной защиты и назначения выплат. Это позволит уменьшить количество допускаемых ошибок и снизить риски злоупотреблений", — уверен Хестанов.

В ходе послания к Федеральному собранию Путин заявлял, что с 2022 года в России должно заработать социальное казначейство, предоставляющее услуги по принципу "одного окна".

"Это значит, что все федеральные пособия, пенсии и другие социальные надбавки будут оформляться и выплачиваться в режиме "одного окна" без беготни по инстанциям, а просто по факту создания семьи, рождения ребенка, выхода на пенсию и другой жизненной ситуации", —сказал президент.

ПРЕОДОЛЕТЬ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕПОНЫ

По мнению доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Сергея Левчука, варианты малоизвестных государственных программ социальной помощи сопряжены с условиями крайней нужды малоимущих семей.

У большинства из них сугубо региональный характер применения и специфика реализации, а размер выплат крайне неоднороден и связан с необходимостью преодоления бюрократических препон.

"Таким образом, все варианты госпрограмм социальных выплат, несоизмеримы с реальными потребностями социально незащищённых слоёв населения и нуждаются в комплексном пересмотре на уровне правительства", — убежден эксперт.

По его мнению, их следует перевести на федеральный уровень параллельно с кратным повышением "порога бедности".

В предыдущей статье ( Кому и зачем нужны поправки в Конституцию ) мы рассмотрели ряд статей Конституции, которые содержат положения, мягко говоря, ограничивающие суверенитет страны.

Наверняка большинству наших читателей знакомо высказывание Майера Ротшильда (1744-1812 г.) относительно денег: "Дайте мне возможность печатать деньги страны, и мне нет дела до того, кто издаёт её законы".

С этим утверждением основателя европейской банкирской династии трудно спорить. Поэтому в данной статье мы поговорим о положениях тех статей Конституции, которые регламентируют деятельность финансовых органов России.

Рассмотрим Статью 71, поскольку именно с неё начинается перечень предлагаемых поправок.

Статья 71

Данная Статья определяет полномочия РФ и содержит перечень всего того, что находится в ведении Российской Федерации, в частности:

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия , основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки ;

В пункте "ж" в первую очередь стоит обратить внимание на то, что " денежная эмиссия" согласно Конституции находится в ведении Российской Федерации. Многие наши сограждане именно так и думают, что деньги выпускает (печатает) Центральный банк. Но это не совсем так.

Сейчас не будем вдаваться в вопрос о принадлежности Центрального банка, поскольку основной объем эмиссии осуществляет вовсе не ЦБ, а коммерческие банки.

Центральный банк лишь определяет допустимый объем этой эмиссии путем регулирования нормы обязательных резервов. В настоящее время Центральным банком установлена норма - 4,75%.

Т.е. на каждый рубль любой коммерческий банк может выпустить более 20 рублей кредитных.

Соотношение общего объёма денежной массы в РФ (агрегат М2) к объёму денежной массы, которую эмитирует ЦБ (агрегат М0) приблизительно ¼ (один к пяти), т.е. примерно ⅘ всей денежной массы в стране эмитируют коммерческие банки и лишь ⅕ эмитирует сам ЦБ.

Повторюсь, мы сейчас не говорим о том, кому де-факто подчиняется Центральный банк - это отдельная тема. Мы лишь разбираем положения Конституции РФ.

Очевидно, что коммерческие банки с позволения Центрального банка и при попустительстве правоохранительных органов (прокуратуры, ФСБ, следственного комитета) грубо нарушают данный пункт Конституции.

В пору в очередной раз вспомнить и "письма Френкеля", на которого повесили убийство Первого зампреда ЦБ Андрея Козлова и расследование бывшего банкира Александра Лебедева.

В конце пункта "ж" речь идёт о каких-то "федеральных банках", которые также находятся в ведении Российской Федерации. В данном положении нет никакого нарушения, просто хочется спросить у читателей: кто-то встречал такие банки в нашей стране?

По-моему, они существуют лишь "на бумаге" в данной статье Конституции. Только вопрос - почему? Почему нет таких банков? Если кто-то слышал о деятельности таких банков дайте, пожалуйста, ссылочки в комментариях. Очень хочется увидеть эту диковинную зверушку.

Насколько мне известно, единственный российский банк, который не имеет лицензии ЦБ, а следовательно не подвержен регулированию со стороны Центрального банка - это Внешэкономбанк (ВЭБ), деятельность которого по счастливой случайности, ну, или стараниями президента (кому как нравится) с 2007 года регулируется специальным Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" от 17.05.2007 N 82-ФЗ.

Да, помимо ВЭБа есть ещё четыре банка не подотчетных ЦБ, но это всё международные банки (Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), о котором мы писали в статье " Чем СССР ответил на Бреттон-Вудс (Совет экономической взаимопомощи) ", Международный инвестиционный банк, Межгосударственный банк и Евразийский банк развития (ЕАБР)), деятельность которых регулируется соответствующими международными, межправительственными соглашениями, о которых мы говорили в предыдущей статье .

Все остальные банки находятся в сфере действия Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 и их деятельность строго регулируется Центральным банком. А вот где обитают эти самые "федеральные банки" - это загадка. Если кто-то видел, слышал, шо-то знает - напишите в комментариях, пожалуйста.

Аналогичный вопрос по положению пункта "з". В нем мы видим, что в ведении Российской Федерации, помимо прочего, находятся ещё и некие "федеральные фонды регионального развития". Тут также нет никакого нарушения просто опять же хочется узнать, что это за неведомая зверушка. Киньте ссылочку, если кто-то шо-то слышал.

Так какие же изменения предполагаются в Статье 71 ?

Логично предположить, что должны измениться формулировки этих положений, чтобы не просто зафиксировать полномочия Российской Федерации в отношении этих несуществующих ныне федеральных банков и фондов , а обязать соответствующие органы государственной власти учредить и использовать эти формы хозяйственной деятельности в государственном управлении и развитии. Думаю, федеральные банки справились бы с кредитованием бизнеса не хуже коммерческих.

Но нет, таких изменений не предполагается. Нам предлагают лишь дополнить последний пункт Статьи 71 о федеральной государственной службе. Т.е. ограничения на замещение государственных и муниципальных должностей, в т.ч. связанных с наличием гражданства иностранного государства, теперь тоже будут находиться в ведении РФ.

Это, конечно, хорошо, поскольку разговоры о двойном гражданстве "наших" чиновников идут постоянно. Правда тут тоже возникает вопрос - а в чьём ведении данный вопрос находился до сих пор?

Ах да, мы ведь разбираем колониальную Конституцию, по которой данный вопрос вероятнее всего находился в ведении Вашингтонского обкома и других Федеральных органов власти РФ на Темзе. Поэтому у нас куда не плюнь - на всех должностях лица с двойным гражданством.

Вообще, особых возражений по поводу двойного гражданства нет. Но (!) только в том случае, если у чиновника второе или третье гражданство - дружественной России страны. Т.е. чиновник не находится в зависимом положении от другого государства. В этом случае вопросов нет. Хоть 10 гражданств.

А вот когда чиновник в жесткой зависимости от недружественных государств - это, мягко говоря, не очень хорошо. А если называть вещи своими именами, то это и есть агентура иностранных спецслужб.

Кстати, кто-то из читателей может подсказать почему "наше" правительство для сайтов некоторых министерств и ведомств использует доменную зону .gov ? Ведь данный домен верхнего уровня (ДВУ) ограничен и может использоваться лишь для применения правительством США и его подразделениями. Т.е. Государственная дума, Премьер-министр и т.д. - это всё подразделения правительства США?

Ну, и главное, что это не основное, что надо бы поменять в Конституции РФ. В конце концов, у агентуры горбачевского периода не было другого гражданства, кроме советского. Но они и без американского паспорта с огромным энтузиазмом работали на США и разваливали Советский Союз. Да и у Хрущёва не было гражданства США (о деятельности этого персонажа чуть позже будет развернутая статья на канале, а то и не одна).

И наоборот - было немало людей, которые не имели гражданства СССР, но работали на Советский Союз.

Взять хотя бы Кембриджскую пятерку, о которой мы писали в статье ( Кембриджская пятёрка - самая сильная разведывательная группа времён Второй мировой войны ). Или вспомнить Рамона Меркадера, который приложился ледорубом к голове известного пламенного революционера. О деятельности этого революционера также имеется отдельная статья на канале ( Зачем Яковлев в 80-е годы так активно "пиарил" НЭП? ).

В общем, вопрос гражданства - это не первоочередное дело, ребятки.

Как показывает практика, на страну можно работать даже будучи иностранцем. Все дело в идеологии. А о ней мы достаточно подробно написали в предыдущей статье.

Двигаемся дальше, но дабы не перегружать внимание читателей, Статью 75, которая фигурирует в перечне поправок и которую также стоило бы поменять - разберём в следующей части.

Если вам близок материал ставьте лайки и подписывайтесь на канал.

Вы можете поддержать канал! Это лучшее подтверждение того, что материал полезен и мы работаем не зря. Спасибо!


Карантин шагает по планете. Бизнес теряет прибыль, а люди теряют рабочие места и доход. Задача государства — поддержать и тех, и других. Многие азиатские страны и США решают проблему прямыми денежными выплатами. То есть, всем раздают определённую сумму и ничего не просят взамен (безусловный базовый доход). Идея привлекательная и давно обсуждается экономистами со всего мира как альтернатива привычным способам поддержания экономики. Но что-то с ней не так. В учёном мире есть скептики, которые не хотят раздавать каждому по 1000 $. Им не жалко, они просто не видят смысла.Деньги — всем. Фото: 123ru. net

Россия воздержалась

Центральные банки традиционно поддерживают экономику, вливая деньги через банки. Как только в экономике страны появляется застой, что выражается в снижении инфляции, ЦБ уменьшает ключевую ставку. В банки поступают дешёвые средства, которые те раздают бизнесу и населению. Однако в последние годы концепция перестала работать. В Европе и Америке ключевые ставки снижены почти до нуля, а ожидаемого эффекта нет. Недолгий всплеск активности заканчивается продолжительным застоем.

В России ситуация точно такая же. За последний год Банк России снижал ключевую ставку 6 раз. Сейчас она составляет 6%. По сравнению с другими странами это считается много. Для сравнения: в США после очередного снижения ключевая ставка стала 0−0,25%.

Опираясь на это, Эльвира Набиуллина заявила, что в нашей стране нет необходимости делать прямые выплаты, поскольку у других уже все методы исчерпаны, а в России — нет.

У нас и по ставке есть большой задел, и другие меры, которые позволят поддержать граждан, и потребительскую активность, и доходы

Кто на экономической передовой?

Одной из самых щедрых оказалась рука американского президента Дональда Трампа. Он анонсировал пакет мер по борьбе с экономическими последствиями коронавируса стоимостью в 1 триллион долларов. Обсуждается, что четверть суммы пойдёт на прямые выплаты. То есть, каждому американцу вне зависимости от пола, возраста, дохода, вероисповедания и степени убытков от вируса могут выплатить строго установленную сумму. Предварительно на взрослого — 1000 $, на ребёнка — 500 $.

Президент Америки Дональд Трамп. Фото: yandex.ua

Логика проста. Правительство закрывает целые отрасли экономики. Люди остаются без работы и денег, поэтому справедливо, что государство компенсирует хотя бы часть убытков. Министр финансов США Стивен Мнучин заявил:

Американцам нужны деньги прямо сейчас, и президент хочет, чтобы они получили наличные сейчас – то есть в ближайшие две недели

Решение поддержали многие именитые американские экономисты, которые ратуют и за бОльшие суммы выплат, и за их регулярность, считая, что это эффективнее налоговых льгот. Тем, кто остался без работы, налоговые льготы не помогут. Адресная помощь в такой ситуации тоже будет неэффективна, поскольку государство не сможет оценить убытки каждого гражданина, и многие останутся без поддержки.

Большой плюс этих выплат — простота. Государство напрямую перечисляет деньги гражданам, а они их идут тратить. Так средства оказываются в экономике.

Никто не ограничивает людей. Тратить можно на текущие расходу, оплату ЖКХ или кредита. Благодаря этому никто не останется за чертой бедности, не будет жить впроголодь или без отопления, не просрочит платежи по кредитам.

Коммунальные службы получат свои средства и продолжат выполнять работу, банки не испытают на себе дефицит средств из-за массовых дефолтов, бизнес не остановится из-за оттока покупателей.

Гонконг принял решение ещё раньше

США планирует делать выплаты уже сейчас, а Гонконг отложил на потом. Правительство этой страны тоже предусмотрело выплаты населению, но планирует их раздавать не сейчас, а летом когда спадёт эпидемия, и наступит время обновлять экономику.

Министр финансов Гонконга Пол Чан первым объявил о том, что перечислит всем совершеннолетним гражданам страны по 1280 $. Средства будут направлены из резервного фонда. По задумке это ускорит рост ВВП на 1 п. п., хотя по предварительным оценкам, 2020 год должен был завершится с падением ВВП на 0,5 п. п.

Более скромные выплаты, сходные по концепции, вводят власти Сингапура и Макао.

Не будут тратить, а положат в копилку

Противники безусловного базового дохода считают, что мера не принесёт ожидаемого результата, поскольку люди не обязательно пойдут тратить. Многие положат эти деньги в копилку, и тогда все надежды государства пойдут прахом. Зато это огромные вливания из бюджета.

Безусловный базовый доход пробовали вводить в Финляндии. Люди, получавшие его, были спокойны и счастливы, но экономике не помогли. Зато создали нагрузку на бюджет. Если раздать одним, это значит отобрать у других. Кто-то обязательно должен это финансировать. Если сделать выбор в пользу БДД, значит, отказаться от других видов помощи.

В Швейцарии люди и вовсе отказались от выплат. В Гонконге внедрение ББД шло с проблемами — люди тоже голосовали против.

Ищем позитив во всём

Во всём надо искать положительные моменты, в том числе и в нынешнем вирусном кризисе. Вероятно, благодаря ему произойдут глобальные сдвиги. Компании опробуют и обкатают удалённый формат, а доставщики «всего, чего только пожелается», перейдут на новый уровень развития, потеснив привычный формат магазинов. В социальной политике тоже возможны изменения. Привычные методы поддержки экономики через монетарную политику перестали работать. Ключевые ставки снижены до нуля, но ожидаемого эффекта в виде оживления спроса и производства не происходит. Безусловный базовый доход — альтернатива традиционным способам вливания денег в экономику, но центральные банки к нему были настроены скептически. Может сейчас, опробовав на практике, они изменят своё мнение. Россия традиционно на шаг отстаёт, но если весь мир внедрит БДД, рано или поздно и наша страна к этому придёт.

Представим себе человека, который не то чтобы крепок здоровьем и вообще хворает, и тут приходит к нему кто-то посильнее и решает изъять у него, скажем, почку. Она ему не то чтобы остро нужна, но вдруг пригодится, а донор – на то он и донор, чтобы делиться своими органами. Вот примерно так поступает правительство, Кремль – в общем, власть с подвластными ей бизнесом, обществом, просто людьми. Экономика хворает и никак не выздоравливает, но налоговая нагрузка повышается, хотя, как выясняется, дополнительные деньги бюджету не так уж нужны.

На прошлой неделе первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов назвал цифру, которая может поразить непосвященного: за оставшиеся до конца года пару с небольшим недель правительству осталось потратить 20% федерального бюджета, или 4 трлн руб. Посвященного же такой декабрьский рывок совершенно не удивит, так как в расходах государство медленно запрягает и быстро едет к концу года: как бы это ни сказывалось на инфляции, проектах, экономике, бизнес-планах, ожиданиях и проч. – традиции бюрократии соблюдаются свято.

Все, конечно, не потратят. По оценке Счетной палаты, не успеют потратить 1 трлн руб. Это куда больше, чем в прошлом году, когда непотраченными остались 780 млрд руб., которые были перенесены на этот год. И почти в 5 раз больше 220 млрд руб., что не были израсходованы в 2016 г. – тогда был ужесточен контроль за использованием бюджетных средств, с тем чтобы они не лежали на счетах компаний, принося им процентный доход. Но с жесткостью контроля резко выросла и не потраченная государством сумма. В этом году она еще больше увеличилась вместе с бюджетными расходами.

Путин ответил на слова Кудрина о неисполнении бюджета на 1 трлн рублей

Но бо́льшая сумма – не единственное отличие от прошлого года, есть еще одна немаловажная деталь. Государство еще не научилось тратить эффективно, зарабатывать тоже не научилось, т. е. развивать экономику и создавать благоприятные условия для бизнеса. А вот отбирать не разучилось. Оно в 2019 г. забрало дополнительную сумму у нас с вами – повысило НДС с 18 до 20%, что пополнит федеральный бюджет на 600 с лишним миллиардов рублей. Эту нагрузку разделили между собой население и бизнес: те компании, что смогли, заложили налоговую доплату в цены, а те, кому эластичность спроса сделать это не позволила, приняли расходы на себя. Эти налоговые риски для инфляции вынудили Центробанк проводить более жесткую политику. Сигнал бизнесу и населению был подан самый недвусмысленный – нужно, пожертвовав частью собственного благополучия, скинуться на выполнение экономической программы вновь избранного президента Владимира Путина.

Формально государство собрало деньги с нас с вами на нацпроекты, которые должны сделать нашу жизнь длиннее, здоровее, продуктивнее и счастливее. Часть этих денег чиновники, правда, пристроили нефтяникам на льготы и поддержку. Ну да ладно – дела у нефтяников, видимо, столь плачевны, что без денег населения им не выкачать нефть из недр.

Но оказывается, государство в этом году собрало деньги, внесло свою лепту в обеднение населения, в сокращение инвестиций, в замедление роста экономики, а значит, и в сокращение доходов бюджета – и, собрав, не потратило. Безусловно, эти деньги заложены в бюджет и будут потрачены в следующем году, но в этом до экономики не дошли. Может, оно, конечно, и к лучшему. В одобренном виде национальные проекты частями бесполезны, частями невыполнимы, а потому в целом вредны – они лишь увеличивают нервозность чиновников, повышают участие государства в экономике и превратились в нацпроект «как потратить».

Но почему бы перед тем, как собирать деньги, государству не научиться их расходовать более планомерно. Иначе, выходит, общество снова – на этот раз непосредственно – заплатило за неэффективность власти. Впрочем, иного результата и не стоило ожидать. Если человеку из года в год дозволяется плохо работать, он лучше работать не станет, понимая, что на дверь ему не укажут. Люди в правительстве и Кремле – начиная с Путина – не исключение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: