Научно исследовательские суда виды

Обновлено: 28.04.2024

Основными направлениями деятельности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по реализации национальной морской политики с применением научно-исследовательского флота являются:

1. Исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в Мировом океане, Арктике и Антарктикес целью разработки новых и совершенствованию существующих методов прогноза опасных метеорологических и гидрологических явлений, долгосрочных прогнозов погоды и возможных изменений климата под влиянием антропогенных факторов для обеспечения безопасности мореплавания судов транспортного и рыболовного флотов и действий ВМФ в открытом море, а также для учета последствий возможных сценариев глобального изменения климата.

2. Обеспечение деятельности Российской антарктической экспедициис целью проведения научных исследований в Антарктике, как главного элемента осуществления государственной политики, направленной на сохранение и закрепление позиций России в Индоокеанском регионе, обеспечения работы российских антарктических станций, получения данных об изменениях климата планеты, комплексной информации о состоянии природной среды из слабоосвещенного района Земного шара, а также в целях выполнения международных обязательств России в рамках «Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике».

3. Обеспечение работы труднодоступных пунктов государственной сети гидрометеорологических наблюдений на островах и побережьях арктических и дальневосточных морейс целью, в том числе, гидрометеорологического обеспечения мореплавания по Северному морскому пути.

4. Государственный мониторинг континентального шельфа и состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации с целью обеспечения гидрометеорологической безопасности при разведке и обустройстве нефтегазовых и рудных месторождений на континентальном шельфе, освоения и добычи биоресурсов в исключительной экономической зоне, а также проведения гидрометеорологической экспертизы гидротехнических объектов на побережье и шельфе.[1]

Состав флота.





Виды научно-исследовательских судов,их оснащение и характеристики.

Научно-исследовательское судно или экспедиционное судно – морское, озёрное или речное судно, используемое для исследования водных масс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. Научно-исследовательские суда (НИС) строятся не только по специальному проекту, но и переоборудуются из кораблей или судов другого назначения.

Основные направления деятельности НИС:

  • гидрологическое
  • гидрохимическое
  • геофизическое
  • геологическое
  • гидроакустическое
  • гидрографическое
  • метеорологическое
  • биологическое
  • экологическое

Классификация НИС по назначению:

  • Крупные экспедиционные суда (6 000-7 000 тонн) – исследование удалённых районов Мирового океана
  • Универсальные НИС (1 900 – 4 200 тон) – фундаментальные тематические исследования океана, ограниченное изучение биологии моря
  • Специализированные НИС — выполнение тематических работ
    • Океанографические съёмные суда (2 500 — 3 800 тонн)
    • Гидрографические суда (500 — 3 000 тонн)
    • Метеорологические суда (2 200 — 5 000 тонн)
    • Научно-промышленные суда (1 000 — 3 000 тонн)
    • Рыболовно-исследовательские суда (500-2 000 тонн)
    • Исследовательские суда специального назначения (500 — 2 000 тонн)
    • Арктические исследовательские суда (4 700 — 7 00 тонн)














    Список используемых источников:

    2)Концепция развития научно-исследовательского флота Министерства природных ресурсов Российской Федерации -8c.- , с -18с.- по -33с.-

    Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

    Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

    Поиск по сайту

    Мировой океан имеет огромное значение в жизни человечества как источник пищевых и сырьевых ресурсов, как транспортная магистраль и театр военных действий. Процессы, происходящие в океане, его взаимодействие с атмосферой во многом определяют климат и погоду на планете. Реконструкция геологической истории Земли невозможна без знания строения той части ее поверхности, что скрыта под водой. Эти факторы и определяют устойчивый интерес к изучению Мирового океана.

    Уже более 100 лет научно-исследовательские суда (НИС) являются основным техническим средством для решения этой задачи. С их помощью выполняется наиболее полный комплекс исследований по сравнению с другими типами носителей научной аппаратуры, такими как автоматические буйковые станции, подводные аппараты, авиация, искусственные спутники земли.

    Neil Armstrong

    До 60-х годов исследования в Мировом океане проводились в основном с неспециализированных судов. Для этих целей привлекались после незначительного дооборудования рыболовные, пассажирские, грузовые и прочие суда. Однако повышение требований к точности измерений, увеличение видов исследований, необходимость обработки информации, полученной в ходе эксперимента, усложнение в связи с этим научного оборудования привело к необходимости создания специально спроектированных НИС. Наиболее интенсивное строительство НИС приходится на 1961-1971 гг. В это время было построено около 70% существующего исследовательского флота. В мире в последнее время темпы строительства НИС стабилизировались. Строится около 10 судов в год, причем значительная часть из них предназначена для поиска морских месторождений полезных ископаемых.

    По назначению НИС можно разделить на следующие основные группы:

    • океанографические (комплексные и специализированные)
    • гидрометеорологические
    • геофизические
    • геологические
    • гидрографические
    • биологические
    • научно-промысловые
    • специальные

    Особую группу составляют научно-исследовательские ледоколы и НИС, специально созданные для работы в ледовых условиях, имеющие подкрепленный корпус.

    B.A.P. Carrasco

    Архитектурно-конструктивный тип НИС характеризуется следующим: значительной седловатостью в носу или наличием протяженного, доходящего до 70% длины судна, бака; средним, несколько смещенным в нос, расположением большой надстройки, во многих случаях смещенной на один борт с целью обеспечения достаточных размеров рабочей палубы; наличием разнообразных спуско-подъемных устройств для работы с опускными и буксируемыми измерительными приборами и пробоотборниками; развитыми средствами активного управления (в некоторых случаях системами динамического позиционирования), суммарная мощность которых составляет до 30% мощности главной энергетической установки; наличием устройств для умерения качки, чаще всего пассивных успокоительных цистерн, вес жидкости в которых составляет до 3% водоизмещения судна.

    Наибольшее распространение на НИС получили дизель-электрические и дизель-редукторные энергетические установки. При этом в дизель-редукторных установках часто предусматривается отбор мощности на вспомогательные генераторы и использование электродвигателей малого хода, что делает их также разновидностью дизель-электрической установки.

    В зависимости от основного назначения на судах исследовательского флота оборудованы лаборатории, оснащенные соответствующей аппаратурой и приборами, установлены различные специальные устройства (лебедки, краны, вьюшки, буровые установки, водолазные комплексы и прочие).

    (НИС) или экспедиционное судно - морское, озёрное или речное судно, используемое для исследования водных масс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. НИС строятся не только по специальному проекту, но и переоборудуются из кораблей или судов другого назначения.

    Научное судно Академик Немчинов в Мраморном море

    Научное судно Академик Немчинов

    Научное судно Академик Немчинов в Мраморном море


    Научно-исследовательское судно усиленного ледового класса.Судовладелец: Севморнефтегеофизика. Порт приписки: Мурманск. Флаг: Россия. В 1997 году НИС "Академик Немчинов" был существенно модернизирован и.

    Научное судно Академик М. А. Лаврентьев

    Научное судно Академик М. А. Лаврентьев

    Научное судно Академик М. А. Лаврентьев


    Научно-исследовательское судно Дальневосточного отделения РАН «Академик М.А.Лаврентьев». Цель исследования судна, определение количества выбрасываемого из глубин арктических морей в атмосферу метана и.

    Научное судно Академик Лазарев

    Научное судно Академик Лазарев

    Научное судно Академик Лазарев


    Российское судно «Академик Лазарев», занимающееся геофизическими исследованиями на шельфе мирового океана,был построен в 1987 году. Судно приписано в морском порту Мурманска.

    Научное судно Академик Сергей Вавилов

    Научное судно Академик Сергей Вавилов

    Научное судно Академик Сергей Вавилов


    «Академик Сергей Вавилов» - научно-исследовательское судно. Названо в честь советского учёного-физика Сергея Ивановича Вавилова. Судно построено в 1988 году, имеет водоизмещение 6 600 тонн, длину 117 метров.

    Научное судно Профессор Штокман

    Научное судно Профессор Штокман

    Научное судно Профессор Штокман


    «Профессор Штокман» - научно-исследовательское судно, построенное по проекту «430» в 1978 году.
    Названо в честь советского учёного-океанолога Владимира Борисовича.

    Научное судно Рифт

    Научное судно Рифт

    Научное судно Рифт


    Назначение: Научно-исследовательское.
    Собственность: Россия, Российская Академия Наук.
    Флаг: Россия.

    Научное судно Академик Мстислав Келдыш

    Научное судно Академик Мстислав Келдыш

    Научное судно Академик Мстислав Келдыш


    «Академик Мстислав Келдыш» - российское научно-исследовательское судно. Личный состав состоит из членов команды, пилотов глубоководных аппаратов «Мир», инженеров и технический персонал, 10 - 12 ученых.

    Научное судно Акванавт

    Научное судно Акванавт

    Научное судно Акванавт


    Первые рейсы, начиная с 1978 года, судно работало в Средиземном море, выходило в Красное море и Индийский океан, выполняло комплекс геолого-геофизических исследований по проектам «ГЕОС», «Палеоокеанология».

    Научное судно Maria S. Merian

    Научное судно Maria S. Merian


    «Maria S. Merian» является одним из самых современных судов и названо в честь натуралиста и фотографа Марии Сибилла Мериан. «Maria S. Merian» относится к типу многоцелевых научно-исследовательских судов и.

    Научное судно Академик Иоффе

    Научное судно Академик Иоффе

    Научное судно Академик Иоффе


    «Акаде́мик Ио́ффе» - научно-исследовательское судно. Названо в честь советского учёного физика Абрама Фёдоровича Иоффе. Судно построено в 1988 году, имеет водоизмещение 6600 тонн, длину 117 метров.

    Научно-исследовательское судно Г.О. Сарс

    Научное судно G.O. Sars

    Научно-исследовательское судно Г.О. Сарс


    Норвежское научное судно «G. O. SARS» было разработано лишь с одной целью - изучать морское дно. И роль глубинных исследований полагается на лаборатории, которых на борту этого научного судна сразу семь.

    Научное судно Dr Fridtjof Nansen

    Научное судно Dr Fridtjof Nansen

    Научное судно Dr Fridtjof Nansen


    В Норвегии в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (Food and Agriculture Organization - FAO) будет построено новое научно-исследовательское судно стоимостью 80 млн. долларов США.

    Научно-исследовательское судно (экспедиционное судно) – это морское, озерное или речное судно, используемое для исследования водных масс, дна, атмосферы Земли и космического пространства.

    Научно-исследовательские суда (НИС) строятся по специальному проекту или переоборудуются из кораблей или судов другого назначения.
    Для НИС характерно наличие значительных площадей открытых палуб для размещения постоянного и сменного научного оборудования.
    Суда оснащают устройствами для работы с забортной аппаратурой (краны, лебедки и др.), стабилизаторами качки, мощными средствами связи и радионавигации и т. п.

    В СССР 1 м специально оборудованным судном был «Витязь», самым большим и совершенным по техническому оснащению экспедиционным судном космической службы – «Космонавт Юрий Гагарин» (водоизмещением 45 тыс. т).
    Значительным флотом НИС владеют Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды, США, Франция, Япония и др.

    • крупные экспедиционные суда (6 тыс.-7 тыс. т) – исследование удаленных районов Мирового океана;
    • универсальные НИС (1,9 тыс.-4,2 тыс. т) – фундаментальные тематические исследования океана, ограниченное изучение биологии моря;
    • специализированные НИС — выполнение тематических работ;
    • океанографические съемные суда (2,5 тыс.-3,8 тыс. т);
    • гидрографические суда (500-3 тыс. т);
    • метеорологические суда (2,2 тыс.-5 тыс. т);
    • научно-промышленные суда (1 тыс.-3 тыс. т);
    • рыболовно-исследовательские суда (500-2 тыс. т);
    • исследовательские суда специального назначения (500-2 тыс. т);
    • арктические исследовательские суда (4,7 тыс.-7 тыс. т).

    Новейшее российское НИС Академик Трешников

    Введено в эксплуатацию - 10 октября 2012 г.

    Назначение:

    • обеспечение деятельности Российской антарктической экспедиции;
    • замена персонала антарктических станций;
    • доставка грузов на антарктические станции с выгрузкой на дикий берег и по льду;
    • научно-исследовательская деятельность в океане и исследование природных процессов и явлений;
    • вывоз мусора из Антарктиды.

    Обеспечивает комфортные условия работы экипажа и персонала экспедиции при температуре окружающего воздуха до -40 ° C.
    Судно может двигаться со скоростью 2 узла по льду толщиной 1,1 м.
    Область навигации не ограничена.

    Класс судна KM ✪ ARC 7 AUT 2 Корабль специального назначения

    • Длина 133,59 м, Ширина 23 м, Осадка 8,5 м
    • Скорость 16 узлов
    • Дальность 15000 км
    • Автономность 45 суток
    • Экипаж экспедиции 80 человек
    • Экипаж 59 человек
    • 2 вертолета типа Ка-32

    Некоторые примеры НИС России:

    • научное судно Академик Немчинов – НИС усиленного ледового класса; судовладелец - Севморнефтегеофизика; порт приписки – Мурманск;
    • научное судно Академик М. А. Лаврентьев – НИС Дальневосточного отделения РАН «Академик М.А.Лаврентьев»; цель исследования – определение количества выбрасываемого из глубин арктических морей в атмосферу метана и изучение подводной части вечной мерзлоты;
    • научное судно Академик Лазарев – занимается геофизическими исследованиями на шельфе мирового океана; построено в 1987 г.; приписано в морском порту Мурманска.

    Перспективы


    Летом 2020 г. стало известно, что Судостроительный комплекс (ССК) Звезда, подконтрольный Роснефти, согласно поручению В. Путина определен единственным исполнителем госзаказа на выполнение работ по строительству НИС проекта 123, предусмотренных проектом «Наука».
    Разработчик - ЦКБ Лазурит, дочка Роснефти.

    ССК Звезда построит 2 научно-исследовательских судна для Минобрнауки РФ

    3 сентября 2018 г. в Горках прошло заседание президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, где был утвержден паспорт нацпроекта Наука.

    На морские цели выделено:

    • 28 млрд руб - строительство судов;
    • 9 млрд руб - модернизация судов,
    • около 1,5 млрд руб/год - экспедиционная деятельность и содержание флота.
    • скорее всего эти 2 НИС будут построены на верфях ОСК;
    • в рамках нацпроекта Наука будут модернизированы 5 существующих НИС: Академик Лаврентьев, Академик Келдыш, Академик Страхов, Академик Петров, не уточнив название 5 судна.
    • предназначены для проведения в Мировом океане различного вида научных исследований фундаментального и прикладного значения, включая физические, химические, метеорологические, биологические, геологические, геофизические и др.
    • позволят проводить широкий спектр измерений параметров морской среды с помощью бортовой и буксируемой аппаратуры с возможностью обработки получаемых данных в режиме реального времени.
    • оборудованы бортовыми лабораториями для проведения анализа проб воды, взвеси и донных осадков,
    • будут построены с использованием самых современных технологий и оснащены самыми передовыми измерительными приборами.

    SONNE(1) ship.jpg

    Проект НИС ЦКБ Лазурит:

    nis pr 123.jpg

    • получил положительные заключения Российского морского регистра судоходства (РС) и других надзорных органов,
    • отвечает мировым требованиям, предъявляемым к строительству подобных конструкций.

    НИС будут оснащены:

    • вертолетной площадкой,
    • телеуправляемым подводным аппаратом.

    Оба НИС должны быть построены до 2024 г.
    Общий объем средств на проектирование и постройку НИС - 28 млрд рублей - это гигантские средства, если учесть остальные расходы на морские исследования в проекте Наука.
    Сроки - сжатые, поэтому можно предположить, что будут строить сразу 2 НИС, что печально, потому что обычно на 2 м судне исправляют выявившиеся на головном судне проблемы.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: