Налоговые инициативы как инструмент государственной поддержки бизнеса в условиях пандемии

Обновлено: 25.04.2024

Кейсы поддержки социально-экономической стабильности в регионах в условиях пандемии COVID-19: потенциал тиражирования успешных практик в условиях новых вызовов

Социально-экономические изменения, вызванные пандемией COVID-19, являются существенным вызовом для системы государственного управления как на федеральном, так и на региональном уровнях. В ситуации, когда традиционные подходы к управлению стали маловалидны, региональные органы власти были вынуждены незамедлительно принимать решения по изменению существующих подходов поддержки бизнеса и занятости населения, вводить новые меры обеспечения социальной и экономической стабильности.

Анализ принятых мер показал, что региональные инициативы в условиях пандемии COVID-19 носят в большей части универсальный характер и направлены на предоставление льгот по аренде региональной и муниципальной собственности, региональных налоговых льгот, снижение кредитной нагрузки на бизнес, поддержку занятости населения и снижение контрольно-надзорной нагрузки.

В то же время среди введенных региональными органами исполнительной власти мер поддержки бизнеса и обеспечения занятости населения встречаются решения и практики, использующие принципиально новые управленческие подходы, которые могут применяться как в период восстановления, так и в условиях ответа на новые вызовы.

Региональные кейсы поддержки восстановления бизнеса и рынка труда

Льготы по аренде нежилых помещений

В рамках региональных мер поддержки бизнеса получили широкое распространение льготы по аренде региональной и муниципальной собственности, включающие отсрочку и снижение размера арендных платежей, а также, в отдельных случаях, полное освобождение от их уплаты.

Правительство Москвы применило более широкий набор решений, обеспечив в том числе поддержку рынка аренды коммерческой недвижимости. Городские власти предоставляют компенсации в размере налога на имущество, земельного налога и арендной платы за земельный участок за соответствующий период владельцам помещений, арендуемых предприятиями малого и среднего бизнеса, основным видом деятельности которых является торговля, оказание услуг общественного питания и бытового обслуживания, при условии снижения ставки арендной платы для арендаторов не менее чем на 50 процентов.

Уникальный пакет мер поддержки предусмотрен в Москве для частных медицинских клиник. Так, помимо решения об освобождении от арендной платы за земельные участки и объекты нежилого фонда, находящихся в собственности города, для таких учреждений предусмотрено продление до 31 декабря 2020 года срока уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 года по налогу на имущество и земельному налогу.

Кредитная поддержка

Среди региональных мер кредитной поддержки, сконцентрированных вокруг рефинансирования, реструктуризации и отсрочки по ранее выданным займам, введения новых кредитных продуктов, а также возмещения процентной ставки в размере до 7%, выделяется кейс Правительства Ленинградской области
Так, в регионе принято решение о возмещении субъектам малого и среднего предпринимательства части расходов, связанных с уплатой процентов за пользование кредитом, в объеме до 95% осуществленных затрат (но не более 2,5 млн рублей).

Налоговые льготы

Меры, включающие снижение налоговой нагрузки на предпринимателей в период пандемии COVID-19, являются одними из самых распространенных в субъектах Российской Федерации. Решение о снижении или отсрочке выплат по налогу на имущество организаций принято практически в половине регионов страны.

В то же время Сахалинская область при формировании мер поддержки регионального бизнеса приняла, в своем роде, уникальное решение по установлению нулевой ставки по налогу на имущество для социально-ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги населению.

Правительством Санкт-Петербурга принято решение об отмене уплаты авансовых платежей в 2020 году по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам для тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в период пандемии сохранят заработную плату сотрудникам на уровне не ниже минимальной (19 тыс. рублей).

Поддержка отдельных отраслей

Среди мер по поддержке отдельных отраслей экономики, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, выделяется ряд комплексных решений, принятых региональными властями.

Так, Правительством Тверской области для предприятий лесной промышленности предусмотрен комплекс мер, включающих перенос сроков внесения арендных платежей по договорам аренды лесных участков в части, поступающей в областной бюджет, на декабрь 2020 года. Кроме того, предусмотрены отмена введения временных ограничений движения транспортных средств в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий на автомобильных дорогах регионального значения, обеспечение организаций лесной отрасли инертными материалами для восстановления подъездных дорог, а также посадочным материалом в целях лесовосстановления на льготных условиях.

Поддержка рынка труда и обеспечение занятости населения

В условиях введения ограничительных мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции работодатели сталкиваются с падением выручки и отсутствием достаточных ресурсов для оплаты текущих платежей, выплаты заработной платы. В этой связи в регионах введен ряд мер, обеспечивающих поддержку рынка труда.

В частности, в Мурманской области для поддержки занятости граждан, оставшихся без работы в период пандемии COVID-19, принято решение о создании региональной площадки «Новый ты», в рамках которой проводится переобучение на востребованные профессии (в период учебы граждане получают пособие по безработице в размере МРОТ). Кроме того, Губернатором области инициирован специальный грант (в размере до 1 млн рублей) на создание новых бизнесов, ориентированных на производство средств индивидуальной защиты, оказание услуг по дезинфекции, разработку приложений для онлайн-торговли и доставки продуктов питания.

Власти Республики Бурятия для поддержки занятости населения, проживающего в сельских территориях, приняли решение, отличное от общепринятой практики, и запустили механизм, при котором безработные граждане, открывшие собственное дело, стимулированы к созданию дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан, оставшихся без работы в период пандемии COVID-19. Таким предприятиям выплачивается компенсация в объеме 60 тыс. рублей за одно созданное рабочее место (общий объем поддержки может достигать 300 тыс. рублей).

Нетривиальные решения сохранения работоспособности действующих бизнесов и поддержки занятости населения реализуются Правительством Республики Татарстан. Так, в рамках «Фабрики предпринимательства» в регионе запущены образовательные программы по разработке индивидуальных проектов и программ по восстановлению и развитию индивидуального, малого и среднего предпринимательства с учётом федеральных и региональных мер поддержки. Кроме того, Центром реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства реализуется программа субсидирования затрат предпринимателей, занятых в сегменте общественного питания, в части оплаты услуг сервисов по доставке еды.

Учитывая особенности ведения бизнеса в Республике Башкортостан, для предприятий, объединяющих трех и более членов семьи, региональными властями предусмотрена возможность получения финансовой поддержки. Так как риски таких предпринимателей не дифференцированы, снижение доходов ухудшает финансовое состояние всей семьи и увеличивает безработицу в регионе. Сумма поддержки семейных бизнесов варьирует в размере от 150 до 250 тысяч рублей.

В целях поддержки рынка труда в Нижегородской области Правительством принято решение о выделении из областного бюджета финансовой помощи предприятиям, приостановившим свою деятельность на период действия в регионе режима повышенной готовности, для частичной компенсации затрат на оплату труда работников, которая определяется из расчета 13 942,53 рублей в месяц и суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование, обязательное медицинское страхование на каждого работника (в зависимости от режима налогообложения работодателя) в отношении не более 50% численности работников.

Кроме того, Правительство Нижегородской области предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства финансовую помощь в размере 100% затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг (минимально необходимых для поддержания функционирования соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), потребленных в период режима повышенной готовности. Такие меры позволят поддержать операционную деятельность действующих бизнесов и сохранить занятость населения региона.

Решения, направленные на поддержку социально-ориентированных некоммерческих организаций, приняты в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Для тех учреждений, в которых за период с даты введения режима повышенной готовности численность работников уменьшилась не более, чем на 10 процентов, региональным фондом «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» выплачиваются компенсации в части 100% затрат на расходы по оплате арендной платы за недвижимое имущество (за исключением государственного и муниципального), а также коммунальных услуг.

Проведенный анализ принятых управленческих решений поддержки социально-экономической стабильности в условиях пандемии COVID-19 показывает, что в субъектах Российской Федерации, помимо традиционных мер, реализуются практики, имеющие потенциал тиражирования и способные закрепиться в секторе государственного управления.

Новые вызовы актуализировали необходимость перезагрузки сложившихся институтов управления. В сложившейся ситуации принципиально важно осуществлять поиск новых управленческих подходов, поддержать частную инициативу и обеспечить возможности не только для восстановления экономики, но и ускоренного развития. Возможным же путем достижения наилучших результатов социально-экономического развития регионов является использование механизмов и инструментов гибкого государственного управления, ориентированного на результат.

Одним из них в государственном секторе является проектное управление, широко применяемое во многих странах мира, в том числе и в России. В то же время, несмотря на широкое использование проектного управления как в бизнесе, так и в государственном секторе, а также использование онлайн инструментов для организации работы проектных команд, существует ряд ограничений. К их числу относится недостаточное применение технологических решений в управлении проектами, недостаточная квалификация сотрудников, частая сосредоточенность команд на процессе, а не на достижении результата и другие.

Другим подходом может быть применение нестандартных решений, реализуемых в формате лучших практик социально-экономического развития регионов. Так, например, Департаментом инфраструктуры и проектов Великобритании при реализации масштабных проектов в системе государственного управления идентифицируется необходимость применения лучших практик, включающих результаты экспертиз, наборы протоколов действий, страхование рисков и другие позиции.

В настоящее время в Российской Федерации создан ряд цифровых ресурсов, консолидирующих информацию о практиках, принимаемых как на уровне страны, так и зарубежных управленческих решениях. Данный подход, в том числе, используют федеральные органы власти страны в реализации своих полномочий. Так, например, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации сформирован портал с лучшими практиками развития малых форм хозяйствования, а Министерством финансов Российской Федерации периодически выпускаются сборники лучших муниципальных практик управления государственными финансами.

Наиболее развитым инструментом, консолидирующим успешные практики устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, является платформа «Смартека», создаваемая Агентством стратегических инициатив. В настоящий момент на данной платформе размещено более 180 практик социально-экономического развития и их количество постоянно увеличивается за счет проведения профессиональных конкурсов и отборов практик. Кроме того, на «Смартеке» описаны более 110 решений регионов по преодолению социально-экономических последствий пандемии COVID-19. Стратегией развития платформы, разрабатываемой в рамках деятельности рабочей группы Агентства стратегических инициатив «Смартсовет», предусмотрено создание единой площадки отбора и тиражирования управленческих решений, доказавших свою эффективность и имеющих измеримые результаты.

Следует отметить, что большинство действующих на сегодняшний день ресурсов, объединяющих информацию об успешных управленческих практиках и решениях, ограничены их кратким описанием, недостаточным для их масштабирования. Решение задачи тиражирования успешных практик в регионы сталкивается с дефицитом кадров, способных обеспечивать сложный процесс внедрения новых управленческих практик и решений с учетом имеющейся региональной специфики. Реализация данного подхода требует особого сочетания управленческих и экспертных компетенций.

Целостность жизненного цикла практик, способного обеспечить устранение межрегиональной дифференциации в уровне социально-экономического развития регионов, может быть достигнута посредством формирования системы воспроизводства (тиражирования) и масштабирования лучших практик и платформенных решений, ориентированной на:

  • проактивный поиск (с учетом существующих вызовов и проблем) и отбор успешных практик и новых управленческих решений социально-экономического развития регионов;
  • формирование портфелей успешных практик и новых решений для пилотного внедрения, оцененных с точки зрения оказываемых социально-экономических эффектов и рисков внедрения;
  • организацию взаимодействия с региональными и федеральными органами власти, институтами развития, бизнесом и общественными организациями для обеспечения быстрого трансфера успешных практик в социально-экономическую повестку регионов;
  • формирование партнерских сетей поддержки тиражирования успешных практик;
  • адаптацию практик для масштабирования, формирование платформенных решений и стандартов регионального управления на основе лучших практик.

Тиражирование успешных, ранее апробированных практик, позволит достигнуть быстрых результатов и сокращения издержек в регионах, что крайне актуально в условиях преодоления последствий пандемии COVID-19. Обязательными условиями при этом должны быть:

защита бизнеса предприниматели

При расчете налога на прибыль будут учитывать затраты на маски и тест-системы. Принят закон, по которому такие расходы, непрофильные для большинства предприятий, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Дополнительно

Налоговые послабления в связи с распространением коронавируса: кому они помогут?

ГД в диалоге с Правительством готовит предложения по поддержке бизнеса

Упрощение регистрации новых лекарств

Временная приостановка проверок малого и среднего бизнеса

При определении базы по налогу на прибыль компаний малого и среднего предпринимательства не будут учитываться субсидии, которые они получат из бюджета на преодоление последствий распространения COVID-19.

Также внесены изменения в 44-ФЗ, предусматривающие снижение нагрузки для участников госзакупок: упрощение закупочных процедур, уменьшение размера обеспечения контракта. Такая мера сохранит для малых и средних предприятий возможность претендовать на участие в госконтрактах.

Упрощение регистрации новых лекарств

Введена возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика. Также законом упрощена процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.

Временная приостановка проверок бизнеса

Предприниматели получили поддержку в виде приостановки проверок организаций малого и среднего бизнеса вплоть до конца 2020 года. Также была предусмотрена возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве. Это дало возможность сохранить рабочие места и сами предприятия с учетом того, что пандемия влияла на их финансовое состояние.

29 октября Президент предложил продлить мораторий на плановые проверки малого бизнеса на 2021 год, а также продлить на три месяца отсрочку по налогам и страховым взносам для пострадавших на фоне пандемии коронавируса отраслей.

В сентября 2021 года Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал Постановление о продлении моратория на 2022 год.

Подробнее

Кредиты предприятий для выплаты зарплаты сотрудникам обеспечит государство

В исправительных учреждениях будет проще наладить производство масок

Производство в исправительных учреждениях ФСИН

Разместить производство в исправительных учреждениях стало проще в соответствии с принятым законом. Упрощение позволяет трудоустроить заключенных и наладить выпуск востребованной продукции, например средств индивидуальной защиты.

Предоставляется право заключать договор аренды или безвозмездного пользования на производственные объекты учреждений УИС без проведения торгов, если ранее проведенные торги признаны несостоявшимися.

Обеспечение гибкости бюджетного процесса

Законом установлено право оперативного использования накопленных средств ФНБ для замещения недополученных нефтегазовых доходов. Также сняты жесткие рамки по срокам проверки и рассмотрения бюджетной отчетности Счетной палатой и контрольно-счетными органами с учетом невозможности в текущей ситуации проводить выездные проверки. Кроме того, дана возможность направлять дополнительные доходы бюджетов на увеличение расходов, а также возможность финансирования новых направлений расходов без изменения закона о бюджете. Обо всем этом можно подробнее прочитать в материале, который наша редакция подготовила с Председателем Комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым

Выделение необходимых средств без поправок в бюджет

Правительство наделено правом выделять необходимые средства на своевременное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции без внесения изменений в закон о федеральном бюджете.

Отсрочка переоформления разрешительных документов

Правительство РФ вправе принимать решения, предусматривающие определение случаев, когда в отношении лиц, имеющих лицензии или иные разрешения, носящие бессрочный характер, не применяются требование о прохождении ими периодических процедур оценки соответствия предъявляемым требованиям и установленные законом последствия непрохождения таких процедур либо изменение сроков (предоставление отсрочки) прохождения этих процедур, а также установление особенностей их проведения.

Согласно Постановлению Правительства, в 2022 году действие разрешительных документов в ряде сфер и отраслей будет снова продлеваться автоматически.

Ранее действовавшие меры поддержки бизнеса

Комиссия по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства

В Государственной Думе восьмого созыва на первом пленарном заседании 12 октября 2021 года был сформирован Комитет по малому и среднему предпринимательству. Основной задачей Комитета является законодательное обеспечение развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, а также создание комфортной деловой среды для открытия и ведения бизнеса.

Правила предоставления грантов малому бизнесу и социально ориентированным НКО

Поддержка ИП

Снижались налоговые издержки для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые безвозмездно помогают организациям, ИП и социально ориентированным НКО в борьбе с коронавирусом. Их затраты на приобретение имущества для предотвращения распространения, а также диагностики и лечения инфекции были отнесены к расходам, связанным с производством.

Речь идет об имуществе, безвозмездно переданном медорганизациям, органам госвласти и местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. В составе налогооблагаемых доходов не учитывалось списание задолженности по кредитам, взятым на поддержку занятости, и начисленных по ним процентов.

Кроме того, для ИП — не работодателей, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших сферах, будут установлены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года — 20 318 рублей.

Поддержка самозанятых

Самозанятые граждане в 2020 году могли использовать полученный ими по поручению Президента РФ налоговый капитал в размере 1 МРОТ (12 130 рублей) как для уплаты новых налогов, так и для погашения задолженности по ним. Капитал можно было использовать и в 2021 году, если предприниматель не успеет потратить его в течение текущего года.

Также принятым Государственной Думой законом были распространены на самозанятых отдельные меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, прежде всего финансовую, имущественную, информационную, консультационную и образовательную.

Речь идет в том числе о финансовой и имущественной поддержке — это аренда муниципального имущества по льготным ставкам, льготные кредиты, субсидии и гранты на открытие и развитие бизнеса, доступ к навигатору готовых правовых и бизнес-решений, который поможет занять свою нишу, и бесплатным обучающим семинарам, в том числе дистанционным.

нейтральная документы блокнот портфель

Льготное кредитование

1 марта 2021 года Правительство РФ продлило программу льготной кредитной программы «ФОТ 3.0» для компаний из наименее восстановившихся отраслей, среди них: гостиничный и ресторанный бизнес, сфера культуры, туризма, спорта и развлечений. Кредит можно будет оформить до 1 июля 2021 года на срок до 12 месяцев.

В новом формате ставка кредита составит 3 %, а максимальная сумма – 500 млн рублей. Главное условие: не менее 90 % сохраненных рабочих мест в период действия кредитного договора. В течение первого полугодия заемщик не будет выплачивать основной долг и проценты по кредиту. Во втором полугодии это можно будет делать равными долями ежемесячно.

Продлен мораторий на плановые проверки

Мораторий на проверки для малого и среднего бизнеса продлен до конца 2022 года. Это касается и начатых проверок тоже. Исключение действует только для объектов высокого и чрезвычайно высокого риска, по которым установлен режим постоянного госнадзора.

Автоматическое продление лицензий и разрешений

Срочные лицензии и иные разрешения, истекающие в период с 1 января по 31 декабря 2021 года, будут продлены еще на один год.

Перечень срочных лицензий и иных разрешений можно найти в Постановлении Правительства от 4 февраля 2021 г. № 109.

Снижение страховых взносов

2 апреля Президент России подписал закон о понижении тарифов страховых взносов для малого и среднего бизнеса. Общая ставка страховых взносов будет снижена в два раза — с 30 % до 15 %.

Воспользоваться сниженными тарифами можно будет только в отношении той части выплат работникам, которая превышает размер МРОТ, установленного на начало расчетного периода. Если выплачиваемая зарплата равна или ниже установленного размера МРОТ, то пониженная ставка применяться не может.

Нулевая налоговая ставка для ИП

Субъекты РФ могут устанавливать налоговую ставку 0 % для впервые зарегистрировавшихся ИП. Согласно закону, льготой могут воспользоваться новые ИП, которые используют УСН (упрощенную систему налогообложения) или ПСН (патентную систему налогообложения), а также работают в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Вспомним об этих решениях. Для малого и среднего бизнеса были снижены страховые взносы, для IT-сферы - ставка по налогу на прибыль, с 20 до 3%. Компании получили право уменьшать налог на прибыль на сумму, потраченную на приобретение и модернизацию оборудования.

"Комплекс мер, которые мы проводили во время борьбы с коронавирусом и экономическим кризисом, себя оправдал. Теперь мы должны перейти к решению новых задач, и во главу угла по-прежнему ставится безусловное выполнение всех социальных обязательств государства перед людьми", - заявил Михаил Мишустин.

Однако за счет снижения страховых взносов, отсрочки и списания налогов страна потеряла до 1 трлн рублей, а дефицит бюджета может составить 4,4% ВВП.

"Бюджетная политика в 2020-2021 годах в первую очередь ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями. В целях поддержки граждан, бизнеса реализуются пакеты мер, в стоимостном выражении составляющие порядка 5% ВВП", - констатирует глава Минфина Антон Силуанов.

Как это восполнять? Кабин нарастит заимствования: в 2020 году они составят 4-4,5 трлн рублей, в 2021-м возрастут на 875 млрд. На покрытие дефицита из Фонда национального благосостояния выделят 350 млрд. Отменяется индексация зарплат госслужащих, на 10% урезаны бюджетные траты, не связанные с соцобязательствами, на 5% - программа вооружений. В итоге в 2021-м бюджет получит дополнительно более 900 млрд рублей.

В Госдуму внесен законопроект о повышении с 1 января налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 3,5 раза, что в 2021-м принесет бюджету 56 млрд рублей. Во всем мире компании, добывающие полезные ископаемые, уплачивают государству роялти от цен на ресурсы. В России рента платится от себестоимости затрат на добычу, что в разы меньше рыночной цены на ресурсы. Ставка НДПИ по нефти составляет 40-50% от выручки, газу - 15%, драгкамням - 8%, драгметаллам - 6%, твердым полезным ископаемым - 0,5-0,6%. В ряде государств последний показатель составляет 2-6%.

"Правительство повышает налоговую нагрузку там, где есть возможность, - отмечает директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. - Значительная часть налогов, которые будут поступать от минудобрений, металлургии и нефтяников, пойдет обратно людям. Средства будут направлены на соцпрограммы".

С 2021-го планируется отмена льготы по НДПИ для выработанных месторождений, что принесет еще 260 млрд рублей. Система налогообложения нефтяной отрасли наполовину состоит из льгот. Минфин пытается перевести ее на налог на добавленный доход (НДД), так как ряд льгот морально устарел.

Например, коэффициент выработанности ввели в 2007-м для старых месторождений, так как добыча там более затратна, и параметры его расчета не обновлялись. Сейчас это приводит не к стимулированию добычи, а к сверхприбыли нефтяников.

НДД вводился в виде эксперимента для пилотных месторождений. Но Минфин выявил перекос в пользу нефтяников - бюджет недополучил 200 млрд рублей в 2019 и 2020 годах. Теперь параметры налога скорректируют, что даст бюджету 97,3 млрд рублей в 2021-м.

"Рентабельные или высокорентабельные месторождения и предприятия будут облагаться налогом, чтобы он поступал в бюджет, а дальше путь денег - на образование, здравоохранение, соцпомощь, строительство", - объяснил Остапкович.

Предлагается повысить акцизы на табачную продукцию на 20%, что даст еще 70 млрд рублей. Антон Силуанов считает, что "это будет стоить около 20 рублей к пачке, если смотреть на стоимость сигарет в размере примерно около 120 рублей".

Доход принесет и пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Выплаты процентов и дивидендов, уходящие в офшоры, должны облагаться адекватным налогом. Сейчас 2/3 средств облагаются ставкой 2%. В случае отказа государств принять новые условия РФ будет в одностороннем порядке выходить из договоров.

Как пояснил главный аналитик "ТелеТрейд" Марк Гойхман, соглашения должны были стать стимулом для привлечения иностранных инвестиций в РФ. Но "компании открывают или покупают фирму на Кипре, которая становится формальным акционером или заимодателем юрлица в России. Оно платит дивиденды или проценты по займам на Кипр. Дивиденды облагаются налогом 5-10%, а проценты по займам - 0%".

В Госдуму внесен и проект о повышении НДФЛ с 13 до 15% для граждан с годовым доходом более 5 млн рублей. Благодаря этому в 2021-2023-м бюджет дополнительно получит 190 млрд рублей, которые пойдут на лечение детей с тяжелыми заболеваниями.

"Инициатива позволит снизить ставки налогов для малообеспеченных граждан, - считает вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Павел Сигал. - Такой подход во всем мире считается более справедливым в распределении доходов, чем плоская шкала налогообложения".

ТАСС, 26 мая. Налоговые и арендные льготы, поддержка инвестпроектов, специальные ставки по кредитам - все это, по мнению опрошенных ТАСС представителей региональной власти, поможет нивелировать кризисные утраты. В то же время и бизнес не остается в стороне, выделяя средства на борьбу с пандемией в регионах присутствия.

Льготные кредиты для бизнеса

Многие регионы активно пользуются такими рычагами, как льготные займы и кредиты, снижение стоимости аренды - пакеты мер приняты на региональном уровне. Отсрочки арендных платежей за недвижимость и земельные участки, находящиеся в госсобственности, предлагаются в Крыму, Свердловской и Новосибирской областях. В Ханты-Мансийском автономном округе бизнес, создающий средства индивидуальной защиты, проекты в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, пищевой промышленности, индустриальные и технопарки, могут претендовать на займы от 5 до 500 млн рублей под 1-3% годовых на срок от одного года до 10 лет. В Кировской области государственный фонд развития промышленности региона сопровождает заявителя в получении федерального займа Фонда развития промышленности.

"На сегодняшний день сформирован портфель заявок на общую сумму более 4 млрд рублей, из них средства фондов составляют свыше 2,8 млрд рублей", - рассказала ТАСС и. о. министра промышленной политики Кировской области Евгения Королева.

Для поддержки промышленности рассматривается возможность докапитализации крымского регионального фонда развития промышленности для льготных займов системообразующим промышленным предприятиям и организациям. Председатель крымского отделения Российского союза работодателей, директор одного из крупнейших в регионе заводов "Фиолент" Александр Баталин рассказал ТАСС, что правительство республики выделило 270 млн рублей для фонда поддержки промышленности Крыма.

"Мы попадаем в категорию больших предприятий и можем получить кредит 25 млн рублей в первый год под 3%, во второй - под 5%. Нами уже подготовлены документы, экспертная группа их изучает, и думаю, что уже в конце следующей недели мы получим эту поддержку", - сказал Баталин. Он добавил, что завод направил в Минфин Крыма документы на частичную компенсацию процентной ставки в крымских банках.

В Омской области для отдельных категорий бизнеса снижен налог на имущество за 2020 год до 1,1%. В Башкирии поддержат предприятия торговли и гостиницы, пострадавшие от пандемии коронавируса, при условии снижения ими платы за аренду для малого и среднего бизнеса на 30%. "В пакет антикризисных мер включается освобождение их от уплаты налога на имущество организаций, земельного налога и распространяется снижение ставки УСН, аренды земли", - сказал вице-премьер правительства республики Рустам Муратов.

Во многих регионах крупные предприятия могут воспользоваться мерами поддержки, которые ранее были рассчитаны только на малый и средний бизнес. По такому пути пошли, например, в Калининградской области. "Крупные компании региона могут воспользоваться всеми мерами поддержки, предусмотренными для малого и среднего бизнеса, за исключением тех субсидий, которые предназначены для микробизнеса", - пояснили ТАСС в пресс-службе регионального правительства. В частности, предприятиям доступны кредитные ставки от 0,1% и отсрочка налоговых платежей.

Ставка на инвестпроекты

На общем фоне выделяется Красноярский край, где принят ряд косвенных мер поддержки большого бизнеса. Так, регион взял на себя обязательство своевременной оплаты за потребленные ресурсы со стороны бюджетных организаций. По словам главы кабинета министров региона Юрия Лапшина, это необходимо, так как от ресурсоснабжающих предприятий зависит подготовка к зиме.

"Крупным предприятиям прямых мер [поддержки] мы не предусматриваем. Все-таки крупные предприятия, а это вертикально интегрированные, часто федеральные холдинги, а то и транснациональные компании, имеют запас прочности побольше, чем у малого и среднего бизнеса. Однако мы думаем о том, что будет завтра, и для нас важна реализация инвестиционных планов крупных компаний", - сказал ТАСС Лапшин, добавив, что в Заксобрании в конце апреля в первом чтении принят законопроект о региональных инвестпроектах, предусматривающий ряд вспомогательных мер.

Ставку на инвестпроекты делает и Волгоградская область, здесь крупный бизнес может воспользоваться льготным финансированием проектов под 1%, 3% и 5% годовых сроком до 5 лет в объеме от 5 до 100 млн рублей, которое предоставляется Фондом развития промышленности. "Инвестору, реализующему проект на территории Волгоградской области в одном из приоритетных направлений инвестиционного развития, предоставляются налоговые льготы по налогу на имущество организаций и пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций", - рассказали ТАСС в комитете промышленной политики, торговли и ТЭК.

В Удмуртии, по словам главы региона Александра Бречалова, власти осуществляют мониторинг ситуации в компаниях, который включает в себя сверку по нескольким параметрам: оценка основных технических и финансово-экономических показателей, оценка рисков, предложения по устранению рисков. Власти при этом будут отстаивать интересы компаний на глобальных рынках, на федеральном уровне, не исключена и финансовая помощь, если она понадобится.

Особенности Дальнего Востока

В регионах Дальнего Востока особое внимание уделяют поддержке местных авиакомпаний и предприятий, которые организуют перевозки граждан. Так, авиакомпании "Якутия" получила займ в размере 448,3 млн рублей из фонда стабилизации финансового положения и развития предприятий в Республике Саха (Якутия). Регион поможет авиакомпании в устранении кассового разрыва и ходатайствует перед Минтрансом РФ об отсрочке лизинговых платежей.

В Бурятии организации, занимающиеся регулярными перевозками пассажиров и багажа, получат субсидии на возмещение части затрат, понесенных в апреле. Власти Камчатки поддержали туротрасль региона авансированием социальных туров, а также возместили часть расходов на коммунальные и арендные платежи.

Власти Приморья в апреле оказали финансовую поддержку нескольким предприятиям в моногородах. Так, 300 млн рублей из регионального бюджета выделили АО "ГМК "Дальполиметалл" на оплату электроэнергии, еще 500 млн рублей планируется выделить Дальнегорскому химическому комбинату "БОР" на поддержание производства, которое является одним из наиболее энергоемких в регионе.

В свою очередь многие корпорации сами взяли на себя часть ответственности в борьбе с пандемией и активно помогают регионам, где осуществляют деятельность. В основном помощь сводится к закупке средств индивидуальной защиты и специального оборудования и медикаментов. Так, по данным пресс-службы компании, ПАО "Норникель" выделило на борьбу с пандемией 10,5 млрд рублей. Средства идут на приобретение медицинского оборудования, медикаментов и СИЗ для учреждений здравоохранения, а также на поддержку работников предприятий компании и жителей регионов присутствия (Красноярский край, Забайкальский край, Мурманская область). Компания "Сибцатрацит" (производитель антрацитового угля в Новосибирской области) вложила около 50 млн рублей в возведение под Новосибирском мобильного госпиталя, оснащенного аппаратами ИВЛ и электрокардиографами. Аналогичный госпиталь строится в городе Мыски на Кузбассе.

Фонд развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ) совместно с крупными компаниями, работающими в макрорегионе, перечислил 300 млн рублей пяти наиболее нуждающимся регионам ДФО на приобретение оборудования для больниц. Еще на 650 млн рублей ФРДВ закупает и передает на Дальний Восток средства индивидуальной защиты. К программе присоединились уже более 20 компаний, в том числе ВЭБ.РФ, "Полюс", "Евраз", "Русгидро", "Колмар".

Не остаются в стороне и крупные автопроизводители. Например, волонтеры "Группы ГАЗ" по инициативе рабочих советов компании передали социальным учреждениям Нижнего Новгорода и Ярославля около 500 тыс. защитных масок. Российский автомобильный холдинг "Автотор", который первым в РФ начал производство автомобилей иностранных брендов в Калининграде в 1994 году, в марте выделил 30 млн рублей в бюджет Калининградской области на борьбу с пандемией.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: