Налоги государственный бюджет обществознание

Обновлено: 29.04.2024

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:

q17

Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.

Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.

Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.

По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Части госбюджета:

  • доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
  • расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.

Счётная палата – это парламентский орган финансового контроля РФ.

Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.

Функции госбюджета:

  • регулирующая (регулирует денежные потоки государства);
  • контролирующая (легально контролирует действия правительства);
  • информационная ( содержит информацию о намерениях правительства);
  • направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства).

Уровни бюджетной системы РФ:

  • федеральный бюджет,
  • бюджеты субъектов РФ ( региональные бюджеты),
  • бюджеты муниципальных образований ( местные бюджеты).

Источники госбюджета:

  • налоги,
  • государственные займы,
  • доходы от предпринимательской деятельности государства
  • пошлины и неналоговые средства,
  • походы от внешнеэкономической деятельности.

Направления расходов госбюджета РФ:

  • оборона
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • содержание органов власти
  • оплата труда работников бюджетной сферы
  • развитие национальной экономки
  • ЖКХ
  • охрана окружающей среды
  • образование
  • культура
  • СМИ
  • здравоохранение
  • спорт
  • социальная политика
  • межбюджетные трансферты
  • выплата государственного долга

Дефицит госбюджета — это превышение расходов над доходами.

Пути преодоления дефицита госбюджета:

  • внутренние займы
  • внешние займы
  • денежная эмиссия
  • продуманная политика государства

Профицит госбюджета – это превышение доходов над расходами.

Сбалансированный госбюджет — в нём равное соотношение расходов и доходов.

Факторы, влияющие на состояние госбюджета:

  • состояние налоговых поступлений
  • государственные расходы
  • политика государства
  • фаза экономического цикла в стране

Внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета страны, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь

В них направляются денежные средства, имеющие целевое назначение.

Социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд
  • Фонд социального и обязательного медицинского страхования
  • Федеральная служба по труду и занятости

Экономические внебюджетные фонды:

  • Фонд развития промышленности
  • финансовые фонды поддержки отраслей
  • инвестиционные фонды и др.

Государственный долг.

Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.

Виды государственного долга:

  • внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)

Внутренний государственный долг включает в себя:

  • рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
  • нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
  • внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)

Виды государственного долга по срокам его выплаты:

  • краткосрочный ( до 1 года)
  • среднесрочный ( до 5 лет)
  • долгосрочный ( свыше 5 лет)

Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.

Налоговая система — законодательно закрепленная совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:
Всеобщность — охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом.
Обязательность. Юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго указанное сроки, нарушение сроков или отклонение от уплаты карается законом.
Равнонапряженность, т. е. взимание налогов по единым ставкам, независимо от субъектов налогообложения.
Однократность — недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза.
Стабильность. Ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться.
Простота и доступность для восприятия.
Гибкость. Налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.
Справедливость.

В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первый предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги. Второй — то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги.

I. Налоги и сборы. Функции налогов.

Государство на своей территории обладает исключительным правом сбора налогов.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государством юридических действий, включая предоставление определённых прав и выдачу лицензий.

Выделяют следующие функции налогов:

  • фискальную (наполнение государственного бюджета и финансирование расходов государства);
  • социальную (распределительную) (за счёт частичного перераспределения средств, собранных в качестве налогов, происходит некоторое сглаживание социального неравенства);
  • регулирующую (влияние на структурные изменения в экономике, развитие внешнеэкономических связей, влияние на потребление и др.).

Единица налогообложения - единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, масштабом налога с владельцев автотранспортных средств является мощность двигателя автомобиля. Мощность может быть определена в различных единицах - в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица измерения мощности в целях налогообложения и будет являться е. н. Выбор той или иной единицы налогообложения из ряда возможных диктуется соображениями удобства, а т.ж. традициями. Например, при обложении земель используются единицы измерения, принятые в стране (акр, гектар, сотка, квадратный метр и др.). При установлении акцизов на бензин в качестве единицы налогообложения могут фигурировать литр, галлон, баррель и т.д. При налогообложении прибыли и доходов единицей налогообложения выступает национальная денежная единица.
Источник налога — средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т. д.).

Налоговые льготы — уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т. д. Они устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Налоговые платежи — виды и группы налогов.
Налоговая база — сумма, с которой взимается налог.
Налоговое бремя — отношение налоговой суммы к доходу.
II. Виды налогов.

По методу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика.


Дадим определение термину «бюджет», выделим основные источники доходов и статьи расходов бюджета Российской Федерации. Объясним, что означают понятия «дефицит бюджета» и «профицит бюджета». В заключение назовём основные способы сокращения бюджетного дефицита.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Государственный бюджет"

Слово «бюджет» имеет средневековые корни. Оно происходит от старонормандского «bougette» – сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами. Бюджет – совокупность чьих-либо доходов и расходов. Точнее, не просто совокупность, а определённый план, схема. Когда мы говорим о бюджете, имеем в виду, что у нас есть предположения об основных источниках поступления денег, о том, сколько их будет, хотя бы приблизительно, и на что мы собираемся их потратить. Мечты, вроде такой: «Я хочу, чтобы у меня был домик на Канарских островах и прогулочная яхта, и я выиграю эти деньги в лотерею», – к бюджету не имеют никакого отношения. Бюджет – это всегда трезвый расчёт.


Можно говорить о личном или семейном бюджете. Он должен быть у каждой организации. Ну, и, разумеется, у государства.

Структура любого бюджета достаточно проста: всего две части – доходная и расходная.


Основу доходов бюджетов подавляющего большинства современных государств составляют налоги: от семидесяти до девяноста процентов всех поступлений. Их вклад в бюджет Российской Федерации – около восьмидесяти пяти процентов. Львиная доля доходов федерального бюджета – таможенные пошлины (в первую очередь, на ввоз и вывоз нефти и газа), налог на добычу полезных ископаемых и налог на добавленную стоимость. В бюджетах субъектов федерации пальма первенства принадлежит налогу на доходы физических лиц. С основными видами налогов вы уже, вероятно, знакомы.

Но у российского госбюджета есть и другие источники поступления денег. Государство владеет собственностью, которую оно может продавать или сдавать в аренду. Государственные предприятия приносят прибыль. Прибыль дают и внешнеторговые операции. Многие услуги, которые оказывают населению и предприятиям органы государственной власти и управления, бюджетные организации являются платными. Ещё один источник доходов – различные штрафы и компенсационные выплаты в пользу государства.

Абсолютно точно спланировать доходы на значительный промежуток времени (а государственный бюджет принимается на календарный год) достаточно сложно. Может быть, даже и невозможно. Личные доходы на год вперёд трудно предвидеть с точностью до рубля, не говоря уж о копейках. Поэтому и расходы приходится планировать осмотрительно, учитывая возможность сокращения денежных поступлений.

Доходная часть российского бюджета во многом зависит от колебаний цен на нефть и газ. Это учитывается составителями бюджета. С две тысячи тринадцатого года начало действовать так называемое бюджетное правило: просчитывается несколько вариантов максимальных расходов при различной ситуации на мировом рынке энергоресурсов.

Каковы же основные статьи расходов государственного бюджета? Их можно разделить на две части: текущие и капитальные. К первой группе относятся расходы на содержание государственного аппарата, правоохранительных органов, на поддержание обороноспособности страны. Финансирование научных исследований, образования, медицины – тоже текущие расходы. Также как и поддержка отдельных отраслей или выплаты по государственным долгам.


Капитальные расходы – это вклад в будущее. Строительство новых предприятий, увеличение собственности государства. Инвестиции в проекты, связанные с разработкой инноваций в самых разных сферах экономики.

Возьмём, например, расходную часть федерального бюджета России в две тысячи четырнадцатом году. По данным Министерства финансов, двадцать три и три десятые процента приходились на социальную политику, двадцать и семь десятых – на поддержку и развитие национальной экономики. На национальную оборону ушло шестнадцать и семь десятых процента всех бюджетных расходов, на национальную безопасность и содержание правоохранительных органов – четырнадцать и одна десятая. Шесть и три десятые процента составили загадочные общегосударственные расходы и еще девятнадцать процентов – не менее загадочные прочие.


Расходная часть федерального бюджета РФ 2014 г.

Вообще, загадок в государственных расходах России становится меньше. В мировом рейтинге по прозрачности бюджета в две тысячи двенадцатом году страна заняла десятое место, набрав семьдесят четыре балла из ста возможных. В две тысячи десятом году их было шестьдесят. Что означает этот показатель?


Мировой рейтинг прозрачности бюджета 2012 г.

Чем более прозрачен бюджет государства, тем меньше в нём так называемых «закрытых» статей расходов. То есть население страны имеет возможность контролировать, куда идут деньги, отправленные из личных кошельков в общегосударственный. А значит, и подотчётность правительства своему основному работодателю – гражданам государства – становится большей.

Ещё одна проблема, кроме прозрачности, которую необходимо решать – коррупция при расходовании государственных средств. Когда бюджетные деньги оседают в карманах отдельных граждан или расходуются не по назначению.

Кто определяют, каким будет бюджет страны? Если вы думаете, что Министерство финансов, то заблуждаетесь. Оно лишь руководит потоками государственных средств. Правила формирования бюджета в России зафиксированы в Бюджетном кодексе. Проект же доходов и расходов государства на каждый конкретный год составляет Правительство. Этот проект становится законом после утверждения Государственной думой.

Для любого бюджета идеально, если расходы и доходы количественно совпадают. То есть, поступивших денег на всё хватает. Хорошо, когда остаётся хотя бы небольшая «заначка»: как-то увереннее себя чувствуешь. Если она есть, доходов оказалось больше, чем расходов, мы говорим о профиците бюджета.


Правда, у государства чаще бывает наоборот: расходная часть бюджета превышает доходную. Такая ситуация называется дефицитом государственного бюджета.


Каким образом решается эта проблема?

Если вам не хватает денег на покупку чего-либо, что вы можете предпринять? Есть три возможных варианта. Первое: вы отказываетесь от покупки. Второе: ищите дополнительные источники доходов. Например, работаете больше или продаёте какое-нибудь имущество. Ну, и третье: берёте в долг. Государство поступает точно также.

Сократить государственные расходы иногда бывает очень трудно. Но не невозможно. Можно, например, уменьшить количество государственных чиновников. Если политики не боятся за свою популярность у населения страны, можно урезать социальные расходы. О премьер-министре Великобритании Маргарет Тэтчер в своё время говорили, что «она украла у детей молоко». Возглавляемое ею правительство отказалось дотировать школьные завтраки.

Увеличить доходы государство может за счёт увеличения налогов.

Правда, есть опасность не досчитаться их. Слишком большие налоговые отчисления провоцируют стремление скрыть доходы. У государства есть собственность, можно её продать. Одним из источников финансирования индустриализации в СССР была продажа за рубеж не только сырья, но и ценностей национальной культуры, например, из Эрмитажа. Приватизация государственных предприятий увеличивает поступления в бюджет.

Наконец, государство может взять взаймы. У других стран, международных финансовых организаций. Скажем, у Международного валютного фонда. Занять можно и у собственного населения, выпустив государственные ценные бумаги, например, облигации государственного займа. Они считаются низкорисковым вложением денег, поэтому обычно достаточно легко находят покупателей.

Правда, у государства, в отличие от граждан, есть ещё один путь решения проблемы бюджетного дефицита: оно может напечатать не хватающие деньги. Но этот путь чреват серьёзными экономическими осложнениями.

Способы сокращения дефицита государственного бюджета:

· сокращение государственных расходов;

· продажа государственной собственности;

· приватизация государственных предприятий;

· внешние и внутренние займы;

Государственный долг – внутренний и внешний – вещь достаточно неприятная. Его надо отдавать. Выплаты по долгам и по процентам к ним – дополнительные статьи бюджетных расходов. Тем не менее, большинство государств мира эти самые долги имеют. Самая большая внешняя задолженность – у Соединенных Штатов Америки: более восемнадцати триллионов долларов на август две тысячи пятнадцатого года. Великобритания в две тысячи двенадцатом году была должна иностранным кредиторам почти 10 триллионов, ФРГ (в две тысячи тринадцатом) – пять триллионов семьсот семнадцать миллиардов. Так что Россия с её пятьюстами пятьюдесятью пятью миллиардами на первое апреля две тысячи пятнадцатого года выглядит вполне благополучно. Если кредиторы считают, что страна в состоянии выплачивать свои долги, то, как бы велики они не были, беды большой нет. А вот если долги платить нечем, то государство может стать банкротом. О ситуации, сложившейся в Греции, вы, вероятно, слышали или читали.


Чтобы государственный долг не стал непосильным для России, Бюджетный кодекс вводит максимально допустимые размеры бюджетного дефицита. Для федерального бюджета – четыре и семь десятых процента от планируемого валового внутреннего продукта. Для бюджетов субъектов федерации – пятнадцать, а для муниципальных образований – десять процентов от утверждённого объёма доходов.


Мы с вами заодно назвали и основные уровни государственного бюджета Российской Федерации: федеральный, субъектов федерации, местные. Всю их совокупность или сумму бюджетов какого-либо уровня обычно называют консолидированным бюджетом.


Тип 20 № 10783

Какие три инструмента государственного бюджета, оказывающие влияние на стабилизацию экономики, согласно концепции Кейнса, называет автор? На основании текста и обществоведческих знаний назовите и обоснуйте применение двух любых способов государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики на разных стадиях экономического цикла.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.


Тип 17 № 10781

Автор приводит три концепции состояния государственного бюджета. Какую концепцию он считает наиболее распространённой? Кто является её автором? Как автор определяет традиционное отношение к проблеме дефицита государственного бюджета?

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

— наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики;

2) Ответ на второй вопрос:

— её автором является Кейнс;

3) Ответ на третий вопрос:

— отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: