На основании чего производится формирование несамоходных и буксирных судов в составы

Обновлено: 26.04.2024

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 мая 2022 года N 179

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2018, N 1, ст.44) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2019, N 1, ст.10),

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г.и действует до 1 сентября 2028 г.

в Министерстве юстиции

31 мая 2022 года,

регистрационный N 68645

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 16 мая 2022 года N 179

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления буксировки судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).

Статья 225 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207).

Требования настоящих Правил являются обязательными при планировании и осуществлении буксировки независимо от того, выполняется ли буксировка на основании договора буксировки, либо для собственных нужд без заключения договора буксировки.

2. Пункты 5-9 настоящих Правил содержат требования к морской буксировке и не распространяются на портовую буксировку.

3. Портовая буксировка осуществляется под управлением капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта.

Стороны договора портовой буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению портовой буксировкой на капитана буксирующего судна.

Если иное не предусмотрено договором портовой буксировки, портовая буксировка начинается в момент закрепления буксирной линии на буксирующем судне или в момент подхода буксирующего судна (буксирующих судов) к борту буксируемого судна или иного плавучего объекта (при работе буксирующих судов методом толкания) и завершается в момент отдачи буксирной линии с буксирующего судна или отхода буксирующего судна (буксирующих судов) от борта буксируемого судна или иного плавучего объекта (при работе буксирующих судов методом толкания).


Минимальное количество и мощность буксиров, необходимых для обеспечения безопасности швартовых операций в морском порту, устанавливаются в обязательных постановлениях по каждому морскому порту.


Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2018, N 53, ст.8451).

В акватории морского порта и на подходах к нему не допускается буксировка:

1) лагом судов, груженных нефтью и нефтепродуктами наливом;

2) одним буксиром одновременно нескольких судов, груженных нефтью или нефтепродуктами наливом, за исключением случаев, когда они являются частью одного толкаемого жестко сочлененного состава, состоящего из двух несамоходных судов и одного буксира-толкача;

4. Каждая из сторон договора буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки. Если буксирующее судно и буксируемое судно или иной плавучий объект принадлежат одному и тому же владельцу (эксплуатируются одним и тем же судовладельцем), владелец (судовладелец) обязан привести свое судно (свои суда) или иной плавучий объект (иные плавучие объекты) в состояние, годное для буксировки.

5. Морская буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна. В случае, если буксировка осуществляется несколькими буксирующими судами, судовладелец (судовладельцы) буксирующих судов назначает (назначают) основное буксирующее судно, под управлением капитана которого осуществляется морская буксировка.


Стороны договора морской буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта. В таком случае ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.


Пункт 2 статьи 229 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

6. Во время осуществления морской буксировки на буксируемом судне могут находиться члены экипажа этого судна, занятые обеспечением безопасности морской буксировки.

7. Если иное не предусмотрено договором морской буксировки, судовладелец буксируемого судна (судовладельцы буксируемых судов) или владелец иного плавучего объекта (владельцы иных плавучих объектов) должен (должны) разработать и передать капитану буксирующего судна, управляющему морской буксировкой:

перечень мероприятий по безопасной морской буксировке судна (судов) или иного плавучего объекта (иных плавучих объектов);


информацию об остойчивости буксируемого судна (буксируемых судов) и конструктивных особенностях буксируемого судна (буксируемых судов);


Подпункт "а" пункта 131 технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст.4475).

схему и расчет буксирной линии (при наличии).

8. Капитан буксирующего судна, управляющий морской буксировкой, перед выходом в море должен обеспечить проверку на буксируемом судне:

1) прочности закрытия отверстий в корпусе, надстройках и рубке, герметизации подводной и надводной части корпуса;

2) крепления груза, оборудования, механизмов (проверяется в случае выполнения морской буксировки без нахождения членов экипажа на буксируемом судне (буксируемых судах);

3) закрытия и стопорения донно-бортовой арматуры (при наличии);

4) наличия оборудования для восстановления буксирной линии в случае ее повреждения при буксировке;

5) наличия доступа на буксируемое судно или иной плавучий объект со шлюпки;

9. Если иное не предусмотрено договором морской буксировки, морская буксировка начинается в момент закрепления буксирной линии на буксирующем судне и завершается в момент отдачи буксирной линии с буксирующего судна или окончания выборки буксирной линии буксирующим судном после постановки буксируемого судна или плавучего объекта на якорь, его швартовки к причалу, передачи другому буксирующему судну.

8.2. Формирование, отправление и движение грузовых судов

8.2.1. Порядок отправления судов, судовых и плотовых составов по установленным линиям должен определяться графиком движения флота.

Формирование составов должно производиться в соответствии с типовыми схемами, утвержденными пароходством совместно с судоходной инспекцией.

8.2.2. В пунктах смены тяги должны создаваться специализированные рейды, оборудованные причальными устройствами и тяговыми средствами с целью максимального сокращения затрат времени на переформирование составов.

8.2.3. Формирование составов на установленных рейдах должно производиться по указанию дежурного диспетчера капитаном рейда или капитаном рейдового буксирного судна.

8.2.4. При составлении задания на формирование состава дежурный диспетчер должен учитывать необходимость:

а) выполнения установленных графиком движения весовых норм состава и скоростей его движения;

б) соблюдения установленных Правилами плавания соответствующих запасов воды под днищем;

в) соблюдения установленной схемы формирования судов и составов для обеспечения безопасного движения в заданном районе плавания и в определенный навигационный период;

г) соответствия габаритов составов габаритам пути, шлюзов и других гидротехнических и надводных сооружений;

д) удобства выполнения маневровых работ.

8.2.5. При формировании составов капитан рейда или капитан рейдового буксира должен обеспечивать рациональную форму счала состава, гарантирующую минимальное сопротивление воды движению, и управляемость, соответствующую установленным нормам.

8.2.6. Назначение судов и составов для отправления в рейс должно производиться в полном соответствии с оперативными, декадными и суточными планами формирования и отправления судов и составов.

8.2.7. Отправление судов в рейс допускается только с разрешения дежурного диспетчера движения.

Разрешением на отправление в рейс служат:

а) диспетчерское распоряжение установленного образца;

б) распоряжение, полученное по радиотелефону и написанное в вахтенный журнал капитаном судна.

При выдаче распоряжения на отправление судна в рейс диспетчер должен учитывать:

а) готовность судна к отправлению;

б) намеченное графиком распределение судов по линиям и участкам;

в) прогнозы погоды, уровни воды, ледовую обстановку и состояние пути.

8.2.8. Запрещается отправлять в рейс:

а) неисправные суда, создающие угрозу безопасности движения состава и порчи груза;

б) суда без соответствующих средств сигнализации и связи, водоотливных и противопожарных средств;

в) плоты, не соответствующие техническим условиям сплотки, а также не имеющие необходимых оборудования и инвентаря;

г) суда и плоты, габариты и осадка которых не соответствуют габаритам судового хода.

8.2.9. Движение судов и составов должно производиться в соответствии с действующими Правилами плавания по внутренним судоходным путям РСФСР и Правилами предупреждения столкновения судов в море по участкам пущ, на которые распространяются вышеуказанные Правила.

8.2.10. Капитанам и шкиперам судов запрещается:

а) выходить в рейс без разрешения диспетчера, при запрещении Речного Регистра РСФСР, с просроченными документами на право плавания и при несоответствии габаритов судна (состава) габаритам судового хода на пути следования;

б) производить работы по перевозке грузов и пассажиров, не предусмотренные графиком и диспетчерским распоряжением;

в) выходить в озера, водохранилища и прибрежные морские районы без осмотра судов представителями соответствующих организаций.

8.2.11. Перед отправлением в рейс капитаны транспортных судов обязаны проверить исправность судов и плотов, правильность и надежность швартовки состава, наличие такелажа, безотказность работы средств сигнализации и связи, рулевого управления и наличие перевозочных документов.

8.2.12. Капитаны и механики обязаны обеспечивать своевременное отправление судов в рейс, выдерживать установленные графиком движения (диспетчерским распоряжением) скорости судов и составов.

8.2.13. При закреплении барж без экипажей за толкачами ответственность за техническое состояние и сохранность барж, судового оборудования, устройств и их обслуживание, за сохранность перевозимых грузов и находящегося на судах инвентаря несет капитан толкача, за которым закреплены баржи, в соответствии с Положением об эксплуатации барж без команд.

8.2.14. При шлюзовании капитаны и вахтенные начальники кроме указаний, содержащихся в Правилах плавания по внутренним судоходным путям РСФСР, должны также выполнять требования Правил пропуска судов, составов и плотов через судоходные шлюзы Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.

Вахтенные начальники судов должны лично наблюдать за подъемом и опусканием судна и состава, точно выполняя распоряжения диспетчера шлюза.

8.2.15. При внезапном наступлении заморозков капитаны судов и шкиперы обязаны принять меры к безаварийному прибытию в пункт назначения или зимовки, а также к сохранности грузов.

Запрещается работа во льдах судов, не имеющих специального подкрепления, за исключением случаев спасания людей, судов, плотов и снятия плавучих знаков обстановки.

8.2.16. Спасательные работы в ледовых условиях должны производиться ледоколами или самоходными судами большой мощности, с прочным корпусом, с водоотливными средствами большой производительности и повышенным запасом аварийного инвентаря.

8.2.17. Обрубка и отдача буксирных и швартовных тросов разрешается в случае явной угрозы жизни людей, аварии судна или состава.

Распоряжение об обрубке или отдаче буксирных и швартовных тросов имеет право отдавать только вахтенный начальник самоходного судна.

8.2.18. При угрозе вынужденной остановки судна или состава вахтенный начальник обязан немедленно вызвать капитана. Если дальнейшее следование невозможно, капитан обязан:

а) поставить судно или состав в безопасное место и прочно его учалить;

б) немедленно установить соответствующие сигналы ограждения судна и состава;

в) принять меры к дальнейшему продолжению рейса;

г) сообщить диспетчеру о причинах задержки, необходимой помощи и предполагаемом времени возобновления движения.

8.2.19. Шкиперы несамоходных судов и сопровождающие плотов обязаны немедленно сообщить вахтенному начальнику буксира-толкача о повреждениях барж и плотов, полученных в пути, и принять меры к устранению этих повреждений силами экипажа и средствами, имеющимися в их распоряжении.

I. Общие положения

1. Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации (далее - Положение) устанавливает порядок регулирования движения судов в целях обеспечения безопасности судоходства по внутренним водным путям Российской Федерации.

2. Диспетчерское регулирование движения судов обеспечивается диспетчерскими службами государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (далее - ГБУВПиС), федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" (далее - ФГУП "КиМ") в необходимом для судовладельцев объеме и осуществляется в соответствии с настоящим Положением и на основании договоров, заключаемых между ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") и судовладельцами.

3. Диспетчерскому регулированию движения судов подлежат самоходные суда и буксируемые (толкаемые) составы, используемые для перевозки грузов и пассажиров.

4. Диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации осуществляется диспетчерскими службами ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") во взаимодействии с судовладельцами и диспетчерским аппаратом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих в порту.

5. На реках, на которых возведены искусственные водоподпорные и судоходные сооружения, изменившие естественный режим стока (далее - зарегулированные реки), каналах, а также участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания (далее - регулируемый участок), диспетчерское регулирование является обязательным для судов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

Распоряжением Правительства РФ от 03.05.2005 N 532-р Государственная речная судоходная инспекция РФ ликвидирована.

Функции Государственной речной судоходной инспекция РФ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (подпункт "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398).

На реках, на которых отсутствуют или имеются искусственные водоподпорные сооружения с судоходным шлюзом только на одном из них (далее - незарегулированные и частично зарегулированные реки), диспетчерское регулирование может осуществляться во всем бассейне или на отдельных участках внутренних водных путей бассейна, которые устанавливаются ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") по согласованию с Государственной речной судоходной инспекцией бассейна.

6. Формирование несамоходных и буксирных судов в составы производится в соответствии со схемами, подготовленными судовладельцами и утвержденными ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") по согласованию с филиалами Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации (далее - ГРСИ бассейна).

Рейд — часть акватории порта или пристани вне судового хода, отведённая для стоянки судов, формирования и расформирования составов, бортовой перевалки грузов, погрузки, снабжения и бункеровки судов.

Рейды не менее 2-ух раз обеспечиваются тралением (весной и при наступлении меженя) и оборудуются соответствующим образом.

На рейде выставляются понтон – якорница, к которым пришвартовывают несамоходные единицы.

При отсутствии якорниц рейды оборудуются выносами (в берег закапываются ЖПЦ и трос уходит в воду).

Рейды бывают естественные и искусственные.

Форма состава выбирается в зависимости от направлений движения, условий плавания по водохранилищу, реке, каналу, конструктивных особенностей, осадок и технического состояния судов, от габаритов пути, характера волнения и других факторов.

Способ толкания в кильватер (Б) и пыжом (А).

Пыжом – хорошо ходят вниз по течению.

Кильватер – вверх по течению, так как сопротивление меньше.

Сущность метода толкания заключается в том, что буксирное судно становится позади жестко скрепленного состава и толкает его перед собой (жесткая и мягкая счалка).

Способ буксировки (В) (гак, трос, скоба, усы, кнехты).

В каждом речном бассейне существуют «типовые схемы толкаемых и буксированных судов судоходных компаний» (формируется на основе предложений судоходных компаний, разрабатывается и утверждается).

Все предложения судоходных компаний рассматриваются ФГУ Объ-Иртышское гос. бассейновое управление ВП и судоходства, которые после согласования с Объ-Иртышским управлением издает «Сборник схем типовых толкаемых и буксирных составов в границах Объ-Иртышского бассейна».

Данный документ обязателен для работы флота любой судоходной компании независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

В данных схемах рассматривают схемы составов для магистральных рек по участкам и основных и боковых малых реках, где эксплуатируется флот, так же в схемах есть разделение между периодами навигации паводок (межень).

Существуют отдельные схемы для буксировки нефтеналивных несамоходных единиц.

Формирование состава зависит от местных условий плавания, запасом по ширине для безопасности движения, расхождения судов, с учетом радиуса закругления, выполнения требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства.

Существуют рейды формирования и расформирования составов они разделены для сухогруза и нефтеналива.

Операции, связанные с формированием составов:

- осмотр баржи на водотечность;

- получение сопровождающих документов

- установка сигнальных фонарей.

Работают линейные и рейдовые буксировщики.

Составы формируются собственно линейным буксировщиком или при помощи рейдовой тяги.

Линейный буксировщик – работает на линиях, другой вариант один легкий буксировщик подгоняет баржи другому.

- пыжом - кильватер - вождение на усах


- 3 счала, 2 пыжа

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: