Решение суда о признании материала экстремистским

Обновлено: 24.04.2024

Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и гарантируя осуществление этих свобод без какой-либо дискриминации, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 19, часть 2; статья 29, части 1 и 2).

Принятый в развитие приведенных конституционных положений Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление.

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет понятие "экстремистские материалы" и ст. 13 данного Федерального закона устанавливает порядок и последствия признания информационных материалов экстремистскими.

В соответствии с п. 3 ст. 1 данного Федерального закона к экстремистским материалам относятся предназначенные для обнародования информационные материалы:

-призывающие к осуществлению экстремистской деятельности;

обосновывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

-оправдывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

-относящиеся к экстремистским в силу прямого указания закона:

труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии;

публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство;

публикации, оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Материалы могут быть признаны экстремистскими, если их содержание направлено на формирование положительного (одобрительного) отношения к экстремистской деятельности. Для определения того, в каких именно фрагментах текста содержится соответствующий смысл, формирующий положительное отношение к экстремистской деятельности, необходим его лингвистический анализ, определяющий значение используемых автором рассматриваемых материалов, речевых оборотов и смысловых конструкций и их возможное восприятие со стороны аудитории, содержание в тексте призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Исключение для проведения лингвистического анализа (экспертизы) составляют материалы, которые являются экстремистскими в силу прямого указания закона.

В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" закреплено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Действующее законодательство процедуру рассмотрения этой категории дел специально не предусматривают.

В Определении от 2 июля 2013 года N 1053-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", суды должны исходить из того, что обязательным признаком экстремистских материалов является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам о возбуждении ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).

Между тем, материалы не могут быть признаны экстремистскими на том лишь основании, что содержащаяся в них информация не укладывается в общепринятые представления, не согласуется с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступает в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями.

Городскими, районными, межрайонными, специализированными прокурорами Свердловской области в 2015 году в суд направлено 44 заявления об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими. В 2016 году работа прокуроров в указанной сфере продолжается на постоянной основе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает в порядке особого производства, в том числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты.

В заявлении прокурора о признании информационного материала экстремистским ставится вопрос об установлении юридического факта -признания материала экстремистским. Установление данного факта имеет юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение, производство или хранение соответствующего информационного материала, но и для изъятия, дальнейшего предотвращения распространения материала иными лицами.

Также прокурорами активно используются полномочия по предъявлению исковых заявлений о признании материалов экстремистскими в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц в данном случае - это те, кому может быть причинен вред в результате формирования экстремистской пропагандой преступной мотивации, к участию в деле могут быть привлечены заинтересованные лица (авторы изданий, печатные издательства).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации. В связи с чем в данном случае конфискация по решению суда информационных материалов, признанных экстремистскими, представляет собой особую меру государственного противодействия экстремизму, направленную на предупреждение экстремистской деятельности, и преследует цель полностью исключить доступ к ним и тем самым предотвратить опасность негативного воздействия соответствующей информации на любых лиц, включая собственников.

На основании вступившего в законную силу решения суда материалы, признанные экстремистскими, вносятся федеральным органом государственной регистрации в федеральный список экстремистских материалов. Данный список находится в общем доступе и размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Федеральный законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» на территории Российской Федерации установлен запрет на распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Решение о признании материалов экстремистскими принимается судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Копия вступившего в законную силу решения суда о признании материалов экстремистскими в течении 3 дней направляется в Министерство юстиции Российской Федерации для включения сведений в Федеральный список экстремистских материалов.

После включения сведений о признании материалов экстремистскими в Федеральный список экстремистских материалов за распространение, производство или хранение указанных материалов предусмотрена административная ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ.

Административная ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ налагается:

- на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток;

- на должностных лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

- на юридических лиц от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Наказание влечет конфискацию экстремистских материалов и оборудования, использованного для их производства.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

5 апреля 2022, 16:29

Признание материалов экстремистскими

Федеральный законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» на территории Российской Федерации установлен запрет на распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Решение о признании материалов экстремистскими принимается судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Копия вступившего в законную силу решения суда о признании материалов экстремистскими в течении 3 дней направляется в Министерство юстиции Российской Федерации для включения сведений в Федеральный список экстремистских материалов.

После включения сведений о признании материалов экстремистскими в Федеральный список экстремистских материалов за распространение, производство или хранение указанных материалов предусмотрена административная ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ.

Административная ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ налагается:

- на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток;

- на должностных лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

- на юридических лиц от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Наказание влечет конфискацию экстремистских материалов и оборудования, использованного для их производства.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. № 906-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергиенко Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 3.1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»


Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. № 906-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергиенко Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 3.1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.И. Сергиенко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.И. Сергиенко оспаривает конституционность статьи 3.1 «Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов» Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которой Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

В жалобе также оспаривается конституционность пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из представленных материалов, заявитель, являющийся последователем религиозной организации «Свидетели Иеговы», направил обращение прокурору, в котором просил обратиться в суд с заявлением о признании книги И. Волоцкого «Просветитель» экстремистским материалом и изъятии ее из свободного обращения. В ответ на это обращение прокурор сообщил, что, поскольку данная книга основана на толковании Библии и в ее содержании приводятся цитаты из Библии, она не может быть признана экстремистским материалом.

По мнению заявителя, статья 3.1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» не соответствует статьям 2 и 29 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет правоприменительным органам отказывать в признании экстремистскими материалами прямых призывов убивать лиц по признаку национальности и вероисповедания, если в книге, содержащей такие призывы, содержатся цитаты из Библии, но указанные призывы не являются цитатами из нее, а только толкованием ее текста автором книги.

Что касается пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то, по мнению заявителя, он не соответствует статьям 2 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяет обжаловать в суде отказ прокурора в принятии мер к признанию экстремистскими прямых призывов убивать членов социальной группы по признаку их национальности и вероисповедания.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Оспариваемый заявителем пункт 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, конкретизируя статью 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, предусматривает отказ в принятии административного искового заявления, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) государственного органа, должностного лица не следует, что этими решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца. Соответственно, в силу данного законоположения суд на основе анализа требований, заявленных в административном исковом заявлении, и правового регулирования, на которых основано такое требование, должен, в частности, установить, имеются ли у административного истца права и законные интересы, которые затрагиваются и могли бы быть нарушенными оспариваемым решением или действием (бездействием).

В соответствии с частью второй статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Наделяя прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании информационного материала экстремистским, т.е. в защиту государственных и общественных интересов, федеральный законодатель исходит из того, что задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации и предполагает ее независимость в исполнении данных полномочий от других государственных органов и должностных лиц, граждан и их объединений. В связи с этим Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве одного из принципов деятельности прокуратуры закрепляет, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами (абзац первый пункта 2 статьи 4).

Соответственно, прокурор обладает определенной дискрецией при решении вопроса о необходимости обращения в суд с заявлением о признании конкретного информационного материала экстремистским, вправе давать собственную предварительную оценку информационному материалу на предмет наличия признаков экстремизма для принятия дальнейших мер в отношении этого материала и независим при решении вопроса о необходимости обращения в суд с заявлением о признании информационного материала экстремистским. В связи с этим действующее правовое регулирование исключает понуждение гражданами прокурора в судебном порядке к принятию мер по признанию конкретных информационных материалов экстремистскими, имея в виду, что такие заявления подаются прокурором в защиту публичных интересов, а не прав и интересов конкретных граждан. В случае если гражданин полагает, что конкретным информационным материалом затрагиваются и нарушены его права и свободы, законные интересы, он вправе использовать предусмотренные законодательством способы защиты данных прав.

Таким образом, пункт 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассматриваемый во взаимосвязи с указанными положениями законодательства о противодействии экстремизму и о статусе прокуратуры, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном им аспекте в его конкретном деле.

2.2. В Определении от 2 июля 2013 года № 1053-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», суды обязаны исходить из того, что обязательным признаком указанной разновидности экстремизма (экстремистских материалов) является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.); ограничение посредством антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями, иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина, которое, по смыслу правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений, сохраняющих свою силу, обращено, как это вытекает из статей 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам (Постановление от 14 февраля 2013 года № 4-П; определения от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, от 5 марта 2013 года № 323-О и др.).

Соответственно, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» исходит из того, что признание того или иного информационного материала экстремистским не может основываться на субъективном восприятии такого информационного материала отдельными лицами и что не могут быть признаны в качестве экстремистских материалов литературные памятники, вошедшие в историю и культуру того или иного народа, имевшие широкое распространение в соответствующую эпоху, являвшиеся предметом многократных научных исследований и цитирования и никогда не находившиеся под запретом как содержащие призывы к экстремизму и никогда не рассматривавшиеся как источник экстремистской идеологии. На это ориентирует и оспариваемая заявителем статья 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», которая запрещает признавать экстремистскими материалами религиозные памятники (в том числе их содержание и цитаты из них), являющиеся основными источниками вероучения традиционных мировых религий - христианства, ислама, иудаизма и буддизма, которые играют особую роль в российском многоконфессиональном обществе.

Таким образом, нет оснований полагать, что оспариваемое законоположение может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе, в указанном им аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергиенко Владимира Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Оспаривались нормы, в т. ч. согласно которым Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

Как указал заявитель, положения позволят отказывать в признании экстремистскими материалами прямых призывов убивать по признаку национальности и вероисповедания, если эти высказывания содержатся в книге, в которой есть цитаты из Библии (и они являются авторским толкованием таких цитат).

Кроме того, нормы не позволяют обжаловать в суд отказ прокурора обратиться с таким заявлением.

Отклоняя данные доводы, КС РФ разъяснил следующее.

Прокурор обладает определенной дискрецией при решении вопроса о подаче в суд подобного заявления. Причем правовое регулирование исключает понуждение гражданами прокурора через суд к принятию мер по признанию конкретных материалов экстремистскими.

Причина - такие заявления подаются прокурором в защиту публичных интересов, а не прав и интересов конкретных граждан.

Закон исходит из того, что признание того или иного материала экстремистским не может основываться на его восприятии отдельными лицами. Не могут быть признаны в качестве таковых литературные памятники, вошедшие в историю и культуру того или иного народа, и никогда не находившиеся под запретом как содержащие призывы к экстремизму. На это и ориентируют оспариваемые нормы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3031; 2006, N 31, ст. 3447, 3452; 2007, N 21, ст. 2457; N 31, ст. 4008; 2008, N 18, ст. 1939; 2012, N 53, ст. 7580; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3385; N 30, ст. 4237; 2015, N 1, ст. 58; N 10, ст. 1393) и подпунктом 30.28 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, 2930; N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990; N 18, ст. 2166; N 22, ст. 2759; N 38, ст. 5070; N 47, ст. 6459; N 53, ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314; N 49, ст. 6396; N 52, ст. 7137; 2014, N 26, ст. 3515; N 50, ст. 7054; 2015, N 14, ст. 2108; N 19, ст. 2806; N 37, ст. 5130), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый порядок ведения федерального списка экстремистских материалов (далее - федеральный список).

ведение федерального списка на Департамент по делам некоммерческих организаций (В.А. Титов);

обеспечение доступа к сведениям, содержащимся в федеральном списке, на Департамент организации и контроля (А.В. Чумаков).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра С.А. Герасимова.

Регистрационный N 40217

Порядок
ведения федерального списка экстремистских материалов
(утв. приказом Министерства юстиции РФ от 11 декабря 2015 г. N 289)

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 2016 г.

1. Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов (далее - Порядок) разработан во исполнение статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и регулирует вопросы ведения Минюстом России федерального списка экстремистских материалов (далее - федеральный список).

2. Федеральный список содержит упорядоченную совокупность сведений об информационных материалах, признанных экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу (далее - сведения об информационных материалах).

3. Ведение федерального списка осуществляется Минюстом России в электронном виде путем последовательного внесения в него записей.

Федеральный список содержит следующие сведения об информационных материалах:

1) порядковый номер записи в федеральном списке;

2) наименование, реквизиты и иные индивидуализирующие признаки экстремистского материала;

3) реквизиты судебного акта (решения, приговора, постановления, определения) о признании информационного материала экстремистским.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста России от 24 ноября 2016 г. N 264 пункт 3 дополнен подпунктом 4

4. Включение (исключение) сведений об информационных материалах в федеральный список, а также внесение изменений в сведения об информационных материалах, содержащихся в федеральном списке, осуществляется Департаментом по делам некоммерческих организаций на основании поступивших из судебных органов копий судебных актов о признании информационных материалов экстремистскими, заверенных печатью суда и содержащих отметку о дате вступления в законную силу.

5. В случае поступления в Минюст России документов, указанных в пункте 4 Порядка, Департамент по делам некоммерческих организаций в течение пятнадцати календарных дней со дня их поступления в Минюст России осуществляет подготовку проекта распоряжения Минюста России о включении (исключении) сведений об информационном материале в федеральный список или о внесении изменений в сведения об информационном материале, содержащиеся в федеральном списке.

6. Внесение в федеральный список сведений об информационных материалах осуществляется в течение тридцати дней со дня поступления в Минюст России документов, указанных в пункте 4 Порядка.

7. Наименования, реквизиты и иные индивидуализирующие признаки экстремистских материалов включаются в федеральный список в строгом соответствии с резолютивной частью судебного акта.

8. Сведения об информационных материалах, содержащиеся в федеральном списке, являются открытыми и общедоступными.

9. Доступ к сведениям об информационных материалах, содержащимся в федеральном списке, обеспечивается путем размещения его на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и посредством его опубликования.

Регламентировано, как Минюст России ведет федеральный список экстремистских материалов.

Напомним, что распространение таких материалов на территории нашей страны запрещено. Минюст России на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение 30 дней вносит их в федеральный список.

Список ведется в электронном виде. Содержащиеся в нем сведения общедоступны. Их можно найти на официальном сайте Минюста России. Кроме того, федеральный список экстремистских материалов подлежит опубликованию.

Приказ Министерства юстиции РФ от 11 декабря 2015 г. N 289 "О порядке ведения федерального списка экстремистских материалов"

Регистрационный N 40217

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минюста России от 24 ноября 2016 г. N 264

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и гарантируя осуществление этих свобод без какой-либо дискриминации, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 19, часть 2; статья 29, части 1 и 2).

Принятый в развитие приведенных конституционных положений Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление.

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет понятие "экстремистские материалы" и ст. 13 данного Федерального закона устанавливает порядок и последствия признания информационных материалов экстремистскими.

В соответствии с п. 3 ст. 1 данного Федерального закона к экстремистским материалам относятся предназначенные для обнародования информационные материалы:

-призывающие к осуществлению экстремистской деятельности;

обосновывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

-оправдывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

-относящиеся к экстремистским в силу прямого указания закона:

труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии;

публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство;

публикации, оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Материалы могут быть признаны экстремистскими, если их содержание направлено на формирование положительного (одобрительного) отношения к экстремистской деятельности. Для определения того, в каких именно фрагментах текста содержится соответствующий смысл, формирующий положительное отношение к экстремистской деятельности, необходим его лингвистический анализ, определяющий значение используемых автором рассматриваемых материалов, речевых оборотов и смысловых конструкций и их возможное восприятие со стороны аудитории, содержание в тексте призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Исключение для проведения лингвистического анализа (экспертизы) составляют материалы, которые являются экстремистскими в силу прямого указания закона.

В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" закреплено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Действующее законодательство процедуру рассмотрения этой категории дел специально не предусматривают.

В Определении от 2 июля 2013 года N 1053-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", суды должны исходить из того, что обязательным признаком экстремистских материалов является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам о возбуждении ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).

Между тем, материалы не могут быть признаны экстремистскими на том лишь основании, что содержащаяся в них информация не укладывается в общепринятые представления, не согласуется с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступает в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями.

Городскими, районными, межрайонными, специализированными прокурорами Свердловской области в 2015 году в суд направлено 44 заявления об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими. В 2016 году работа прокуроров в указанной сфере продолжается на постоянной основе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает в порядке особого производства, в том числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты.

В заявлении прокурора о признании информационного материала экстремистским ставится вопрос об установлении юридического факта -признания материала экстремистским. Установление данного факта имеет юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение, производство или хранение соответствующего информационного материала, но и для изъятия, дальнейшего предотвращения распространения материала иными лицами.

Также прокурорами активно используются полномочия по предъявлению исковых заявлений о признании материалов экстремистскими в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц в данном случае - это те, кому может быть причинен вред в результате формирования экстремистской пропагандой преступной мотивации, к участию в деле могут быть привлечены заинтересованные лица (авторы изданий, печатные издательства).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации. В связи с чем в данном случае конфискация по решению суда информационных материалов, признанных экстремистскими, представляет собой особую меру государственного противодействия экстремизму, направленную на предупреждение экстремистской деятельности, и преследует цель полностью исключить доступ к ним и тем самым предотвратить опасность негативного воздействия соответствующей информации на любых лиц, включая собственников.

На основании вступившего в законную силу решения суда материалы, признанные экстремистскими, вносятся федеральным органом государственной регистрации в федеральный список экстремистских материалов. Данный список находится в общем доступе и размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: