На кого возлагается исполнение судебных актов по гражданским делам рб

Обновлено: 29.04.2024

Взыскателю необходимо помнить, что срок для предъявления исполнительного документа к исполнению ограничен (ст. 34 Закона об исполнительном производстве). Пропущенный срок можно восстановить через суд с указанием уважительной причины (ст. 36 Закона об исполнительном производстве).

Срок предъявления исполнительного документа к исполнению по общему правилу составляет три года (ст. 34 Закона об исполнительном производстве, п. 1 ст. 107 Закона о нотариате).

Указанные сроки исчисляются от момента:

— совершения исполнительной надписи (п. 1 ст. 107 Закона о нотариате);

— вступления в силу определения о судебном приказе или иного судебного постановления, которое является исполнительным документом;

— вступления в силу судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ;

окончания отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления (ч. 1 ст. 34 Закона об исполнительном производстве).

Предъявление платежного требования, оформленного на основании исполнительного документа, в банк или направление исполнительного документа нанимателю должника прерывает срок для его предъявления (ч. 1 ст. 35 Закона об исполнительном производстве).

Важно!
Восстановленный судом или другим уполномоченным органом (лицом) срок предъявления исполнительного документа к исполнению будет составлять 6 месяцев (ч. 5 ст. 34 Закона об исполнительном производстве).

Шаг 2. Забираем платежное требование из банка

Если деньги не поступили в порядке бесспорного списания и нет сведений об их скором появлении на счетах должника, платежное требование стоит забрать. Для этого взыскатель должен подать заявление в банк в произвольной форме об отзыве платежного требования. Заявление на отзыв должно содержать, в частности, номер, дату и сумму платежного требования, наименование плательщика (ч. 2 п. 77 Инструкции о банковском переводе).

Важно!
Со дня возвращения взыскателю исполнительного документа начинает течь новый срок для его предъявления (ч. 2 и 3 ст. 35 Закона об исполнительном производстве).

Шаг 3. Возбуждаем исполнительное производство

Если после обращения в банк или к нанимателю задолженность останется невзысканной или окажется взысканной не в полном объеме, пора возбуждать исполнительное производство.

Исполнительное производство в Республике Беларусь автоматически не возбудят. Раньше такую возможность предусматривал Гражданский кодекс. Теперь взыскателю нужно подавать заявление о возбуждении исполнительного производства по итогам как гражданских, так и экономических дел. Для этого следует обратиться в орган принудительного исполнения по месту нахождения должника либо его имущества или по месту осуществления должником хозяйственной деятельности (ч. 2 ст. 42 и ч. 1 ст. 56 Закона об исполнительном производстве).

Важно!
На сайте Минюста есть адреса органов принудительного исполнения.

Если взыскатель не знает, в какой именно орган принудительного исполнения обращаться, можно представить документы главному судебному исполнителю области или Минска. Тот в течение 3 дней перенаправит их в нужный отдел принудительного исполнения (ч. 3 ст. 42 Закона об исполнительном производстве).

Обращаясь в орган принудительного исполнения, взыскатель должен представить:

— заявление о возбуждении исполнительного производства;

— исполнительный документ (ч. 1 ст. 42 Закона об исполнительном производстве).

Если документы подает руководитель юридического лица, при себе он должен иметь паспорт (вид на жительство) и документ, удостоверяющий статус руководителя (например, выписку из решения об избрании на должность, приказ о назначении на должность или контракт) (ч. 2 п. 14 Инструкции N 67).

Если документы подает работник взыскателя, у него должна быть доверенность (ч. 2 п. 14 Инструкции N 67). Вместе с тем нужно иметь при себе документ, подтверждающий, что доверенность принадлежит именно этому работнику.

Если документы подает адвокат, он должен взять с собой удостоверение адвоката, ордер и доверенность (ч. 3 п. 14 Инструкции N 67).

Важно!
Судебный исполнитель имеет право проверять у участников исполнительного производства документы, удостоверяющие их личность (абз. 6 ч. 1 ст. 9 Закона о судебных исполнителях).

Важно!
Сроки в исполнительном производстве исчисляются в рабочих днях (ч. 2 ст. 29 Закона об исполнительном производстве).

Шаг 4. Взаимодействуем с судебным исполнителем

У взыскателя в исполнительном производстве есть определенные права (ч. 1 ст. 18 Закона об исполнительном производстве). Это право требовать принудительного исполнения исполнительного документа, право участвовать в совершении исполнительных действий и право подавать заявления, ходатайства, жалобы и т.д.

Кроме прав, есть и обязанности (ч. 2 ст. 18 Закона об исполнительном производстве). Например, взыскатель должен сообщать судебному исполнителю о полном или частичном исполнении исполнительного документа, об изменении своего места нахождения.

Активно помогая судебному исполнителю, взыскатель может ускорить исполнительное производство. Варианты взаимодействия с судебным исполнителем могут быть следующими.

1. Лично общаться с судебным исполнителем.

У каждого судебного исполнителя есть приемные часы. К нему можно записаться на прием не только чтобы познакомиться, но и чтобы сообщить полезную информацию о должнике (наличие (поступление) денег на расчетный счет, наличие имущества у должника и т.д.).

Постоянно поддерживая связь с судебным исполнителем, взыскатель будет в курсе проведенной по исполнительному производству работы, а также сможет оперативно делиться информацией о должнике, полученной после возбуждения исполнительного производства (абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 18 Закона об исполнительном производстве).

2. Знакомиться с материалами исполнительного производства.

Так можно узнать, какую работу проделал судебный исполнитель, и быстрее среагировать на его действия (бездействие) (абз. 2 ч. 1 ст. 18 Закона об исполнительном производстве).

Важно!
На сайте Минюста существует реестр должников. Введя УНП или регистрационный номер и наименование должника, можно уточнить, сколько исполнительных производств возбуждено в отношении его, в каком органе принудительного исполнения, сколько производств окончено.

3. Сообщать судебному исполнителю информацию об имуществе должника.

Сведения об имуществе, на которое возможно обратить взыскание, целесообразно указать в заявлении еще при возбуждении исполнительного производства. Следует помнить об ответственности и представлять достоверную информацию. С взыскателя могут взыскать расходы на исполнение, если выяснится, что он ввел судебного исполнителя в заблуждение и указанного имущества у должника нет (абз. 3 ч. 3 ст. 119 Закона об исполнительном производстве).

Также стоит сообщать судебному исполнителю все, что известно о денежных средствах должника и его дебиторах, о планируемом поступлении денежных средств на счет.

4. Ходатайствовать о принятии обеспечительных мер.

Судебный исполнитель принимает меры по обеспечению исполнения по собственной инициативе или по ходатайству взыскателя (ч. 1 ст. 61 Закона об исполнительном производстве). Просить о них можно на любой стадии исполнительного производства — даже на этапе добровольного исполнения (в течение 7 рабочих дней после извещения должника о производстве) (ст. 46 Закона об исполнительном производстве).

Судебный исполнитель может в качестве обеспечительной меры (ч. 5 ст. 60 Закона об исполнительном производстве):

— арестовать имущество должника, в том числе наличные денежные средства, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) у других лиц;

— ограничить право должника-гражданина или ИП на управление транспортом (судами), право на охоту;

— арестовать денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банках или НКФО;

— запретить должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или дать указание пользоваться им в пределах, установленных судом;

— запретить другим лицам передавать имущество должнику или выполнять в отношении его иные обязательства и т.д.

Отдельные меры принимает не судебный исполнитель, а только суд (ч. 6 ст. 60 Закона об исполнительном производстве). Это, например ограничение должника:

— в праве выезда из Республики Беларусь. Это ограничение можно применить и к должностным лицам должника;

— посещении игорных заведений.

Форму ходатайства о применении обеспечительных мер законодательство не закрепляет. А вот требования к его содержанию устанавливает ч. 3 — 5 ст. 14 Закона об исполнительном производстве. Ходатайство следует обосновать. Например, указать, какое конкретно имущество нужно арестовать и где оно находится, а также отметить риск его утраты. В удовлетворении ходатайства судебный исполнитель откажет, если сочтет его недостаточно обоснованным (абз. 2 ч. 2 ст. 61 Закона об исполнительном производстве).

Важно!
В заявлении о возбуждении исполнительного производства нельзя одновременно ходатайствовать о применении мер обеспечения. Для этого нужно подать отдельное ходатайство, причем только после возбуждения исполнительного производства (ч. 2 п. 51 Инструкции N 67).

Ходатайство о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа рассматривается не позднее 3 дней со дня поступления (ч. 1 ст. 61 Закона об исполнительном производстве). Постановление о принятии или об отказе в принятии мер взыскателю направят в течение 2 дней со дня вынесения (ч. 4 ст. 61 Закона об исполнительном производстве).

5. Оказывать содействие судебному исполнителю.

Например, можно предоставить транспорт для перевозки изъятого у должника имущества, выступить в роли хранителя такого имущества.

6. Взаимодействовать не только с судебным исполнителем, но и с должником.

— вести работу с его дебиторской задолженностью, выявлять его дебиторов и налаживать общение с наиболее крупными из них. Можно проверять достоверность предоставленной должником информации о его дебиторах, при наличии дополнительных сведений сообщать их исполнителю. Можно при помощи судебного исполнителя попытаться договориться с дебиторами о перечислении денег напрямую взыскателю (через перевод долга или уступку требования);

— вести переговоры с должником о заключении мирового или медиативного соглашения. В них можно предусмотреть, например, рассрочку погашения долга. Это выгодно в том числе должнику: утверждение мирового соглашения, заключение медиативного соглашения повлечет прекращение исполнительного производства (абз. 3 — 4 Закона об исполнительном производстве). В этом случае при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составляет 50% от установленного (ч. 4 ст. 120 Закона об исполнительном производстве);

— рассмотреть возможность принятия в зачет задолженности имущества должника или производимой им продукции.

Шаг 5. Обжалуем действия (бездействие) судебного исполнителя

Взыскатель может не согласиться как с действиями судебного исполнителя, так и с его бездействием. В таком случае можно написать жалобу и обратиться с ней в порядке подчиненности (абз. 9 ч. 1 ст. 18, ст. 125 Закона об исполнительном производстве):

— к руководителю ОПИ;

— вышестоящему руководителю ОПИ — если обжалуются действия (бездействие) руководителя ОПИ.

Важно!
Постановление руководителя ОПИ, которым удовлетворена полостью или частично жалоба должника на действия (бездействие) судебного исполнителя, взыскатель может обжаловать сразу в суде. Не требуется обжаловать ее в порядке подчиненности (ч. 4 ст. 124 Закона об исполнительном производстве).

Жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда взыскатель узнал о совершенных действиях или о бездействии (ч. 2 ст. 127 Закона об исполнительном производстве). Форму и содержание жалобы определяет ст. 126 Закона об исполнительном производстве.

Жалобу вернут, если заявитель пропустит срок для ее подачи либо нарушит ее форму и содержание (ч. 1 ст. 129 Закона об исполнительном производстве). Пропущенный срок можно восстановить, подав одновременно с жалобой ходатайство о его восстановлении (ч. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве).

Рассмотрят жалобу не позже 10 дней со дня поступления. Если для этого потребуются дополнительные документы или сведения, этот период могут увеличить на срок их представления (ст. 130 Закона об исполнительном производстве).

Постановление по результатам рассмотрения жалобы направят не позднее дня, следующего за днем его вынесения (ч. 3 ст. 131 Закона об исполнительном производстве).

Важно!
Жалоба в суд подается после обжалования руководителю ОПИ, вынесшего постановление, с которым взыскатель не согласен (ч. 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

ВОПРОС: Какой перечень документов прикладывается к ходатайству о направлении документов о взыскании денег в пользу взыскателя с должника, проживающего в Российской Федерации?

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам исполнения решений суда действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Протокол к ней от 28 марта 1997 года (далее - Конвенция), а также Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов от 3 марта 2015 г. (далее - Соглашение).

Согласно Конвенции каждая из Договаривающихся стран признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории других Договаривающихся сторон:

а) решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее – решения);

б) решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба.

Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству.

Данное ходатайство пересылается судами Республики Беларусь на территорию Российской Федерации через главные управления юстиции облисполкомов (Минского горисполкома), которые направляют их в уполномоченные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

К ходатайству прилагаются:

а) решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения;

б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена;

в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;

г) документ, подтверждающий соглашение сторон, по делам договорной подсудности.

К ходатайству взыскателя о признании и принудительном исполнении нотариальной исполнительной надписи прилагаются:

– постановление судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа взыскателю с указанием информации о месте нахождения должника и (или) его имущества на территории иностранного государства, содержащее разъяснение права взыскателя на обращение за признанием и исполнением исполнительной надписи на территории иностранного государства в порядке, предусмотренном международным договором;

– справка судебного исполнителя о частичном исполнении либо неисполнении требований исполнительной надписи, оформленная в соответствии с приложением 6 или приложением 7 к Методическим рекомендациям.

Образец ходатайства, составляемого на территории Республики Беларусь, утвержден приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 8.10.2014 № 222 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств в сфере оказания правовой помощи»

к Методическим рекомендациям
об организации работы по исполнению
международных обязательств
в сфере оказания правовой помощи

Компетентному суду __________________
(наименование государства)
от _________________________________
(Ф.И.О., наименование взыскателя,
____________________________________
адрес места жительства (нахождения

ХОДАТАЙСТВО

Прошу признать и разрешить принудительное исполнение на территории _________

________________________________ исполнительной надписи _______________________

(наименование иностранного государства)

(место и дата совершения,

краткое содержание, сумма, подлежащая взысканию, сведения о должнике (Ф.И.О., адрес)

О принятом решении прошу сообщить и взысканную сумму перевести ____________

(указать точный адрес получателя или № счета в банке, на который

следует перевести взысканную денежную сумму)

1. исполнительная надпись;

2. постановление судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа;

3. справка судебного исполнителя.

(подпись)
М.П. (если взыскатель юридическое лицо)

(фамилия, инициалы взыскателя)

Правовую помощь по оформлению ходатайства о признании и разрешении принудительного исполнения решения суда Республики Беларусь о взыскании денег Вы можете получить в суде, вынесшем решение по делу первой инстанции, а также в любом другом суде Республики Беларусь.

В порядке Соглашения по алиментным обязательствам на основании заявления взыскателя о направлении исполнительного документа, подлежащего исполнению, направляется исполнительный лист (в том числе о взыскании государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела) для исполнения уполномоченным органом одной Стороны уполномоченному органу другой Стороны. В соответствии с законодательством таким уполномоченным органом в Республике Беларусь является управление принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома (Мингорисполкома).

К исполнительному листу прилагается:

1.Заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства, адресованное компетентному судебному исполнителю (судебному приставу-исполнителю) Стороны, на территории которой исполнительный документ подлежит исполнению. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество взыскателя, его гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя, сведения о месте жительства (месте нахождения, месте пребывания) должника и взыскателя, реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению оформленные в соответствии с законодательством Стороны вынесения судебного постановления доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

2. Если исполнительный лист не содержит ниже описанную информацию, то к нему также прилагаются:

а) документ о том, что судебное постановление вступило в законную силу и подлежит исполнению, либо документ о том, что судебное постановление подлежит исполнению до вступления его в законную силу;

б) документ, выданный судебным исполнителем (судебным приставом-исполнителем), о том, что исполнительный документ не направлялся (не предъявлялся) судебному исполнителю (судебному приставу-исполнителю) Стороны вынесения судебного постановления. В случае если исполнительный документ направлялся (предъявлялся) судебному исполнителю (судебному приставу-исполнителю) Стороны вынесения судебного постановления – документ о размере задолженности по алиментам;

в) заверенные судом копии документов, из которых следует, что ответчик (должник) был своевременно и должным образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В случае вынесения судебного приказа – заверенные судом копии документов о надлежащем извещении ответчика (должника) о вынесении судебного приказа.

Возвращение исполнительного документа с указанием причин возврата осуществляется судебным исполнителем (судебным приставом-исполнителем) через уполномоченные органы Сторон судебному исполнителю (судебному приставу-исполнителю) другой Стороны.

Основанием для возврата исполнительного документа является:

1) непредставление вышеуказанных документов;

2) истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению, если такой срок не восстановлен судом, выдавшим исполнительный документ.

В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения судебный исполнитель (судебный пристав-исполнитель) Стороны, на территории которой подлежит исполнению исполнительный документ, через уполномоченные органы Сторон обращается с заявлением в суд Стороны, который выдал данный исполнительный документ. Заявление оформляется в виде запроса о правовой помощи.

Чистякова Марина Анатольевна


адвокат Чистякова Марина Анатольевна,
16 ноября 2016

Судебный исполнитель Республики Беларусь вернул взыскателю – гражданину Республики Беларусь - исполнительный лист, т.к. в процессе исполнения исполнительного документа было установлено, что должник проживает на территории России.

При этом судебный исполнитель руководствовался пунктом 9) статьи 493 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, согласно которому исполнительный документ, по которому после возбуждения исполнительного производства взыскание не производилось или произведено неполно, возвращается взыскателю если в процессе исполнения исполнительного документа установлено, что должник проживает (пребывает) на территории иностранного государства, с которым не заключен международный договор об оказании правовой помощи, предусматривающий принудительное исполнение судебных постановлений.

Взыскатель – это сторона в исполнительном производстве (лицо, в пользу которого производится исполнение исполнительного документа).

Какие дальнейшие действия взыскателя?

Взыскателю необходимо подать в компетентный суд Российской Федерации или в суд Республики Беларусь, который вынес решение по делу в первой инстанции, ходатайство о признании и исполнении на территории России решения, вынесенного судом Республики Беларусь.

При подготовке данного ходатайства необходимо руководствоваться следующими нормами права, содержащимися в:

Так, согласно подпункту а) статьи 53 Минской конвенции каждая из Договаривающихся Сторон на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией, признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон: решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее – решений).

Содержание ходатайства о принудительном исполнении решения суда Республики Беларусь в Российской Федерации регулируется пунктом 1 статьи 411 ГПК РФ.

К данному ходатайству необходимо приложить документы, перечень которых предусмотрен пунктом 2 статьи 53 Минской конвенции и пунктом 2 статьи 411 ГПК РФ.

В соответствии с п.1 ст.53 Минской конвенции ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству.

Чтобы подать ходатайство в компетентный суд Российской Федерации, взыскателю необходимо хорошо знать судебную систему России и правила подсудности гражданских дел судам Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 ст. 26 ГПК РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела, предусмотренные главой 45 настоящего Кодекса.

Например, Московский городской суд как суд города федерального значения в качестве суда первой инстанции рассматривает среди прочих такую категорию гражданских дел как ходатайства взыскателей о принудительном исполнении решений иностранных судов в том случае, если место жительства или место нахождения должника в Российской Федерации определено как город Москва, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, установлено нахождение его имущества в городе Москва (ст. 410 ГПК РФ).

Взыскатель также вправе подать ходатайство в суд Республики Беларусь, который вынес решение по делу в первой инстанции. Суд Республики Беларусь направит ходатайство о признании и исполнении его решения компетентному суду России.

3 марта 2015 года в г.Москве было заключено Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (далее – Соглашение).

Соглашение вступило в силу 31 декабря 2015 г.

Соглашение является примером заключения международного договора об оказании правовой помощи, предусматривающего принудительное исполнение судебных постановлений, о котором идет речь в пункте 9) статьи 493 ГПК РБ.

Соглашение позволяет судебному исполнителю Республики Беларусь не возвращать взыскателю исполнительный документ о взыскании алиментов, если в процессе исполнения исполнительного документа установлено, что должник проживает (пребывает) на территории России.

Согласно статье 2 Соглашения судебные постановления по делам о взыскании алиментов, вынесенные на территории одной Стороны, не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории другой Стороны в том же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории другой Стороны, на основании исполнительных документов компетентных судов Стороны, на территории которой были вынесены судебные постановления.

Т.е. родителю-взыскателю, получившему, исполнительный документ, выданный (вынесенный) судом Республики Беларусь о взыскании алиментов, необходимо подать судебному исполнителю Республики Беларусь:

1) заявление о возбуждении исполнительного производства, адресовав его компетентному судебному приставу-исполнителю Российской Федерации;

2) заявление о направлении исполнительного документа для исполнения уполномоченному органу России.

К данным заявлениям необходимо приложить исполнительный документ, выданный судом Республики Беларусь.

Исполнительный документ о взыскании алиментов – это исполнительный лист (в том числе о взыскании государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела), определение о судебном приказе, судебный приказ.

Согласно п.1 ст.3 Соглашения исполнительный документ на основании заявления взыскателя о направлении исполнительного документа, подлежащего исполнению, направляется для исполнения уполномоченным органом одной Стороны уполномоченному органу другой Стороны.

Т.е. судебный исполнитель Республики Беларусь на основании заявления взыскателя направляет исполнительный документ и другие необходимые документы, предусмотренные Соглашением, уполномоченному судебному приставу-исполнителю Российской Федерации.

Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.

Чем обусловлена корректировка законодательства об исполнительном производстве? Каковы ее предпосылки, цели, ожидания от изменений?

Применение на практике положений Закона об исполнительном производстве и иных смежных актов законодательства выявило проблемные вопросы, требующие изменения нормативного регулирования определенных правоотношений.

Цель принятия Закона от 06.01.2021 N 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее — Закон) — совершенствование законодательства об исполнительном производстве и повышение эффективности деятельности ОПИ.

Закон внес изменения не только в Закон об исполнительном производстве, но и в другие законы и кодексы, в частности в Закон о судебных исполнителях, ГПК, ХПК, ТК.

Некоторые включенные в Закон положения довольно прогрессивны. Они позволят повысить качество, оперативность и реальность исполнения требований исполнительных документов. Отдельные положения разработчики проекта предложили с учетом практики применения в иностранных государствах.

Закон предусматривает как концептуальные изменения порядка исполнения, так и незначительные, в том числе уточняющие отдельные нормы законодательства. Как видится, реализация предусмотренных в Законе норм позволит:

— сократить количество находящихся на исполнении исполнительных документов, в том числе в случае отсрочки и (или) рассрочки исполнения, заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения;

— повысить результативность реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;

— увеличить количество заключаемых должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений, что приведет к исключению применения к должникам мер принудительного характера;

— повысить контроль судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;

— повысить образовательный уровень судебных исполнителей и, как следствие, качество выполняемых ими обязанностей.

Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?

С 15.07.2021 судебные исполнители смогут возбуждать исполнительное производство на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.

Как видится, если ОПИ уже проводит работу в отношении должника, взыскание задолженности по налогам, сборам (пошлинам), а также по иным обязательным платежам в бюджет будет оперативным с учетом преимущественной очередности их погашения. С 15.07.2021 это четвертая очередь удовлетворения требований (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Взыскатель до направления заявления о возбуждении исполнительного производства воспользовался правом на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника. Станет ли судебный исполнитель, получивший от взыскателя документы об отсутствии денег на счете должника, вновь направлять платежное требование через АИС ИДО?

От взыскателей теперь не требуется направлять исполнительный документ о взыскании задолженности с юридического лица или ИП в ОПИ только после предъявления платежного требования в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

При исполнении исполнительного документа, связанного с взысканием денежных средств, взыскание обращается в первую очередь на эти средства должника в белорусских рублях и валюте (ч. 1 и 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). И только при их отсутствии — на иное имущество должника (ч. 4 ст. 70 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, принцип взыскания задолженности в первую очередь за счет денежных средств сохранился. Вместе с тем, даже если взыскатель реализовал право на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника, судебный исполнитель может выставить платежное требование через систему АИС ИДО.

Срок предъявления исполнительного документа сокращается на период нахождения в ОПИ, если взыскатель отозвал документ. Не нарушает ли прав взыскателя такое нововведение? Что стало основанием для его принятия?

В соответствии с решением Конституционного Суда от 14.02.2018 N Р-1121/2018 в целях реализации конституционного принципа верховенства права и принципа правовой неопределенности следовало устранить правовую неопределенность в конституционно-правовом регулировании перерыва срока предъявления к исполнению исполнительного документа, который ранее вернули взыскателю по его заявлению.

В связи с этим дополнение в ст. 35 Закона об исполнительном производстве предусмотрело уменьшение общеустановленного срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Так, если исполнительный документ вернут по заявлению взыскателя, период со дня предъявления документа к исполнению до дня окончания исполнения теперь будут вычитать из срока, определенного законодательными актами. Закон закрепил аналогичное правило применительно к окончанию исполнительного производства в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих исполнению исполнительного документа.

Будет ли применяться вышеназванное правило о сокращении срока предъявления к ранее выданным исполнительным документам?

НПА не имеет обратной силы. Исключение составляют случаи, когда НПА смягчает или отменяет ответственность граждан или юридических лиц (ст. 66 Закона о НПА). НПА, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) обязанности, ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если законодательные акты не предусматривают иного (ч. 2 п. 2 ст. 66 Закона о НПА).

Закон не содержит норм о распространении действия на отношения, возникшие до его вступления в силу. Другие НПА по данному вопросу не принимались. Таким образом, ч. 4 ст. 35 Закона об исполнительном производстве не применяется в отношении исполнительных документов, возвращенных судебными исполнителями взыскателям до 15.07.2021 на основании абз. 2 и 9 ч. 1 ст. 53 Закона об исполнительном производстве.

Постановление судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц будет направляться только должнику. В настоящее время оно адресуется сторонам исполнительного производства, третьим лицам, банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации. Как взыскатель, направивший ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде приостановления операций по банковским счетам должника, узнает, удовлетворил ли судебный исполнитель его ходатайство? Какие способы уведомления взыскателя предусматриваются?

Если Закон об исполнительном производстве не устанавливает иного, постановления судебного исполнителя, руководителя ОПИ не позднее дня, следующего за днем вынесения, направляются сторонам исполнительного производства, при необходимости — иным лицам (ч. 5 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).

Постановление судебного исполнителя о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц представляет собой исполнительный документ, который направляется должнику, третьим лицам, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

Таким образом, Закон об исполнительном производстве закрепил особый порядок, определивший круг лиц, которым направляется постановление о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц.

Приостановление операций по банковским счетам не относится к мерам по обеспечению исполнения исполнительного документа (ст. 60 Закона об исполнительном производстве). Это одно из исполнительных действий, которые вправе совершить судебный исполнитель. Следовательно, оно не соотносится с процедурой принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа по ходатайству взыскателя.

В каких случаях судебные исполнители будут применять ограничение на управление транспортом?

Раньше меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту входили в компетенцию суда. Сейчас такие полномочия получают судебные исполнители.

С 15.07.2021 судебный исполнитель будет вправе принимать указанные меры с вынесением постановления. Это повлекло изменение порядка их исполнения. Однако в целом, как и прежде, меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут приниматься на любой стадии исполнительного производства, если того потребует исполнение исполнительного документа.

В целях реализации положений Закона в данной части Минюст принял постановления от 21.05.2021 N 93 «О взаимодействии органов принудительного исполнения с государственными органами и организациями» и N 94 «О признании утратившим силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 ноября 2012 г. N 262».

Обратим внимание, что вышеупомянутые меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут подлежать исполнению с момента надлежащего извещения должника о постановлении судебного исполнителя.

Новые основания для приостановления исполнительного производства — рассрочка, отсрочка. Что происходит после их предоставления?

В случае предоставления должнику судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа судебный исполнитель будет обязан приостановить исполнительное производство (ст. 49 Закона об исполнительном производстве с учетом изменений с 15.07.2021).

Таким образом, после истечения срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения, исполнительное производство будет возобновлено и судебный исполнитель продолжит работу по нему.

Вместе с тем, в случае когда актами законодательства должнику предоставлены отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа, судебный исполнитель вернет исполнительный документ взыскателю.

Как будет определяться цена имущества должника при продаже? В каких случаях взыскатель сможет оставить данное имущество себе?

Общие подходы к оценке арестованного имущества не изменились. Если законодательство не предусматривает иного, стоимость арестованного имущества должника устанавливает судебный исполнитель в акте ареста по цене, существующей в данной местности, по остаточной стоимости, отпускной цене.

Закон внес дополнения в положения об оценке земельных участков. Их стоимость будет устанавливаться исходя из кадастровой.

В случае определения стоимости имущества в исполнительном документе судебный исполнитель укажет ее в акте ареста имущества.

Если установить стоимость всего арестованного имущества или его части затруднительно, в акте ареста судебный исполнитель укажет предварительную стоимость. Далее потребуется привлечение специалиста либо проведение независимой оценки.

Статья 88 Закона об исполнительном производстве определяет имущество, для которого обязательна предварительная стоимость в акте ареста. С учетом изменений, вступающих в силу с 15.07.2021, не понадобится устанавливать предварительную стоимость имущества, реализуемого с торгов (электронных торгов) (если оно не относится к тому, в отношении которого необходимо указывать предварительную стоимость).

Закон внес изменения в нормы о переоценке арестованного имущества должника. Вместо одной переоценки, которая составляла до 20% от первоначальной стоимости имущества, будут проводиться четыре. При этом закрепляется фиксированный размер переоценки — 20% от первоначальной стоимости.

Следует учитывать, что Закон устанавливает особенности переоценки в сторону уменьшения стоимости арестованного имущества, находящегося под таможенным контролем. Переоценка такого имущества не будет проводиться, если после этого его стоимость будет меньше размера таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей либо равна ему.

Взыскатель вправе будет до каждой из четырех переоценок реализовать право принять имущество в счет погашения задолженности.

Будет ли удерживаться принудительный сбор в случае заключения медиативного соглашения, если должник ничего не перечислил в счет погашения долга по исполнительному документу? Если да, в каком размере?

В случае заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения и при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составит 50% от установленного (п. 180 Инструкции по исполнительному производству). Размер принудительного сбора рассчитывается на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения.

Таким образом, если на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения должник задолженность не погасил, принудительный сбор взыскиваться не будет.

Исполнительное производство прекратят, если истечет срок давности исполнения исполнительного документа. Какие сроки давности и для каких исполнительных документов предусматриваются?

Основания для прекращения исполнительного производства дополнило истечение срока давности исполнения требований исполнительного документа при отсутствии у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которое можно обратить взыскание.

Норма призвана упорядочить работу по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и по установлению предельного срока, в течение которого такие исполнительные документы могут находиться на исполнении. В связи с указанным нормы ПИКоАП дополнили положения, закрепляющие двухлетний срок давности исполнения постановления о наложении административного взыскания.

В частности, не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости, не исполненное в течение двух лет со дня вступления в законную силу, когда ОПИ установил, что у должника нет денежных средств и иного имущества, на которые можно обратить взыскание (ч. 3 ст. 14.5 ПИКоАП) .

Важно!
В случае приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 13.7 ПИКоАП (обжалование), предоставления отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнительного производства приостанавливается течение срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости.

Будут ли изменения в порядке предоставления информации из банка данных исполнительных производств сторонам исполнительного производства, третьим лицам?

Банк данных исполнительных производств функционирует с 01.01.2021 в соответствии с Указом от 19.11.2019 N 418. Перечень и объем сведений, которые могут получить заинтересованные лица, регламентируют п. 5 и 16 утвержденного данным Указом Положения о банке данных исполнительных производств.

Подробнее с порядком предоставления информации из банка можно ознакомиться на портале Минюста в разделе «Деятельность» — «Принудительное исполнение». В ближайшее время какие-либо изменения не планируются.

Исключена возможность предоставления судебным исполнителем по заявлению информации о наличии исполнительных производств, возбужденных в отношении должника, об ограничениях (обременениях), установленных в отношении его и (или) его имущества. На сайте Минюста размещается реестр задолженностей по исполнительным производствам, однако в нем отсутствует информации об ограничениях (обременениях). Планируется ли дополнить ею реестр? Если нет, то как такую информацию получить?

Из размещенного на портале Минюста информационного ресурса «Реестр задолженностей по исполнительным производствам» можно получить справочную информацию о задолженностях граждан, юридических лиц, а также иных субъектов начиная с 15.08.2017.

Расширять перечень указанной информации не планируется. Она имеет справочный характер, за уточнениями необходимо обращаться в ОПИ.

Чтобы получить более подробную информацию об имеющихся долгах, ограничениях (обременениях), установленных в отношении должников и (или) их имущества в исполнительном производстве, можно воспользоваться банком данных исполнительных производств.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Каждое государство создает специальные службы, которые обеспечивают исполнение актов судов и других органов. Правовые модели принудительного исполнения разных стран имеют свою специфику, которая сформировалась под влиянием различных факторов – источника финансирования, способа организации профессии исполнителя, возможности участия в исполнительном производстве негосударственных организаций и др. Существующие сегодня системы принудительного исполнения можно условно подразделить на государственную (публично-правовую), частную и смешанную.

Государственная система принудительного исполнения

Данная система построена таким образом, что основную необходимую деятельность осуществляют уполномоченные государственные органы. Функции по принудительному исполнению обычно возлагаются на должностных лиц, работающих в органах судебной или исполнительной власти (как правило, при органах юстиции). Статус госслужащего обеспечивает судебному исполнителю наделение властными полномочиями, доступ к закрытой информации, возможность взаимодействовать с другими госорганами.

На заметку
В чистом виде государственная система принудительного исполнения существовала в СССР, когда и судебный исполнитель, и сотрудники всех вовлеченных в процесс исполнения организаций (торговых, специализирующихся на оценке и др.) состояли на госслужбе. Сегодня такая система вполне допускает инициативу и помощь частных лиц (например, взыскателя).

Государственная система принудительного исполнения существует в таких странах, как Беларусь, Россия, Германия, Дания, Израиль, США, Финляндия, Швеция и др.

Рассмотрим на примерах, как функционирует данная система в некоторых странах.

В США исполнительное производство ведется в соответствии с законодательством отдельных штатов. Решения суда, вынесенные в одном штате, необходимо легализовать в другом. Для этого установлены необходимые правовые процедуры. В одних штатах такая легализация происходит через предъявление иска на решение, в других – через регистрационную процедуру. Основанием для совершения исполнительных действий является исполнительный лист, который выдается клерком в суде, а в ряде штатов – уполномоченным шерифом. Решения по частным искам исполняют шерифы или другие должностные лица в соответствии с практикой и процедурой определенного штата.

Исполнением решений о конфискации в пользу государства занимается Маршальская служба. Сотрудники этой госорганизации действуют в соответствии с распоряжениями взыскателя, которые излагаются на официальном бланке. За ошибку в указании имущества должника, подлежащего конфискации, взыскатель может быть привлечен к ответственности за неуважение к суду. Сотрудник Маршальской службы в этом случае ответственности не несет.

Взыскатель вправе самостоятельно принимать меры по розыску имущества должника или поручить это адвокату. Если взыскателю ничего не известно о наличии собственности у должника, то последний может быть вызван в суд для проведения процедуры дополнительного раскрытия доказательств. Суд вправе потребовать от должника раскрыть сведения об имеющемся у него имуществе с целью последующего обращения на него взыскания. В случае неявки по повестке суда или отказе раскрыть информацию должник может быть заключен в тюрьму за неуважение к суду.

В Германии принудительное исполнение судебных решений осуществляют регистраторы, состоящие при суде. Они имеют достаточно широкие полномочия. Для исполнения распоряжения суда об обеспечении иска они вправе:

— налагать арест на имущество;

— непосредственно производить действия, которые должен был совершить должник.

Исполнение гражданско-правовых требований подразделяется на исполнение гражданско-правовых притязаний и взыскание денежных штрафов. Поскольку государство заинтересовано в исполнении судебных решений по взысканию денежных штрафов, розыском должников и производством дознания занимается полиция.

Детально процедуру исполнительного производства регламентирует ГПК Германии.

В Израиле служба судебных исполнителей находится при магистратских судах. Для установления имущества должника директор этой службы может приказать произвести обыск. Для обнаружения финансовых средств производится следствие, инициатором которого могут быть как взыскатель, так и судебный исполнитель. Если должник собирается покинуть страну и тем самым помешать исполнению решения, директор службы исполнителей вправе запретить ему выезд.

Частная система принудительного исполнения

При такой системе принудительного исполнения судебный исполнитель является частным лицом, работающим по лицензии. Он самостоятельно организует свою деятельность и несет имущественную ответственность за результаты своей работы.

Такие судебные исполнители, как правило, назначаются министром юстиции и действуют от имени государства. Доступ к профессии регулируется законом и осуществляется обычно на конкурсной основе. Государство регулирует компетенцию частных судебных исполнителей, процедуры их деятельности, размер тарифов и вознаграждений. Их деятельность контролируется судом и прокуратурой. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления.

Судебные исполнители при частной системе занимаются исполнением судебных решений, реализуя при этом и меры государственного принуждения. Они могут составлять проекты документов, протоколы, давать правовые консультации и др.

Таким образом организована система принудительного исполнения во Франции, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Венгрии, Португалии, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Словакии, Словении, Греции и др.

В качестве положительного примера обычно приводится практика исполнительного производства Франции.

На заметку
Французская правовая система разделяет частное и публичное право. Соответственно выделены суды по гражданским и уголовным делам, а также судьи административной юстиции. Судебный исполнитель не исполняет решений в пользу государства и вообще актов, принимаемых административными судами. Для этих целей существует особая система судебных исполнителей государственного казначейства, которые являются госслужащими. В системе общих судов выделен судья по исполнению, который вправе единолично разрешать споры, возникающие в данной сфере, ходатайства об отсрочке исполнения и другие вопросы. При этом такой судья не может вмешиваться в исполнительные действия.

Судебный исполнитель является должностным лицом, действующим от имени государства и имеющим полномочия прибегать к государственному принуждению в целях исполнения решений суда. Одновременно он выступает как лицо свободной профессии, действующее либо персонально, либо вступив в профессиональное объединение.

Вместе с полномочиями судебный исполнитель получает от государства монополию на ряд юридических действий. Он проводит публичные торги (аукционы) движимого имущества; осуществляет взыскание по долговым обязательствам; по просьбе частных лиц производит действия по обеспечению доказательств; может представлять стороны в некоторых судах; участвует в судебных заседаниях, обеспечивая соблюдение порядка в зале суда.

К полномочиям судебных исполнителей относятся также функции, не связанные с принудительным исполнением, в частности уведомление о состоявшихся судебных решениях, доставка судебных повесток, юридические консультации, установление по поручению судьи фактов, необходимых для надлежащего рассмотрения дела (например, степени завершения строительства объекта, порядка проведения общего собрания акционеров и др.).

Судебные исполнители обязаны хранить профессиональную тайну о содержании вручаемых процессуальных документов и начатых исполнительных процедур под угрозой привлечения к уголовной ответственности. За профессиональную ошибку судебный исполнитель несет персональную ответственность. Риск покрывается страховкой, на которую подписывается сообщество исполнителей.

Судебные исполнители имеют доступ к государственным документам, обладают правом на содействие государственного прокурора при необходимости получения информации от других организаций.

В каждом департаменте организованы палаты судебных исполнителей, которые представляют профессию в суде, обеспечивают соблюдение дисциплины и профессиональной этики. На уровне каждого апелляционного суда, в чьей юрисдикции находится несколько департаментов, судебные исполнители объединены в региональные палаты, которые представляют и защищают интересы судебных исполнителей. На общегосударственном уровне судебные исполнители представлены Национальной палатой. Ее члены избираются департаментскими и региональными объединениями.

Министерство юстиции выполняет по отношению к судебным исполнителям контрольные функции, в частности определяет численность судебных исполнителей, занимается рассмотрением жалоб на их действия.

Судебные исполнители не получают заработной платы от государства, а взимают плату по тарифам, установленным государством. Например, вручение документов в рамках процедуры принудительного исполнения тарифицировано государством и оплачивается за счет должника. В случае если судебный исполнитель оказывает юридические услуги, которые могут быть предоставлены и другими лицами юридических профессий, его вознаграждение носит договорной характер и оплачивается обратившимся.

Особенностью французского исполнительного производства является астрент (l’astreinte). Он представляет собой обязанность должника выплачивать кроме суммы основного долга пени, сумма которых ежедневно возрастает до момента полного исполнения возложенных на должника обязанностей. Астрент вправе установить судья. В некоторых случаях его размер определяется законом.

Смешанная система принудительного исполнения

Смешанная система принудительного исполнения сочетает в себе черты государственного и частного подходов.

Такая система характерна для Великобритании (Англии, Уэльса, Шотландии), Канады, Бельгии, Болгарии, Казахстана и др.

Особенностью правового регулирования исполнения судебных решений в Великобритании является то, что решения суда вообще не подлежат обязательному исполнению. Исполнять их или нет, решает только взыскатель. До того как принять решение, ему необходимо ответить на вопросы, может ли он:

— найти должника самостоятельно;

— установить место нахождения имущества должника;

— получить это имущество от должника.

При поиске имущества должника и получении от него возмещения взыскателю может оказывать помощь специальный агент или суд.

В Великобритании есть как частные судебные исполнители (приставы), так и судебные исполнители – госслужащие.

В Канаде нет централизованной системы исполнительного производства. Регулирование порядка исполнения судебных актов производится на уровне отдельных провинций. Для канадской модели исполнительного производства характерно наличие одновременно с судебными исполнителями, состоящими на госслужбе, системы частного исполнения судебных решений. Принудительное исполнение с применением таких мер, как обращение взыскания на имущество и денежные средства должника, выполняют не госслужащие, а частные лица или специализированные фирмы, получившие лицензию.

В Бельгии деятельность судебного пристава территориально ограничена. Район, в котором он будет осуществлять свою деятельность, определяет королевский указ о назначении. Судебному приставу не разрешается иметь более одного офиса, который должен находиться в городе, определенном Министерством юстиции.

В Болгарии сложилась система исполнения судебных актов, в которой действуют как государственные, так и частные судебные исполнители. На частных судебных исполнителей возложено принудительное исполнение частных имущественных требований. Вместе с тем закон допускает, что государство может возложить на них и исполнение в пользу государства. Кроме государственных и частных судебных исполнителей в Болгарии действуют и так называемые публичные исполнители. Они занимаются взысканием налоговых задолженностей, штрафов и других долгов в пользу государства.

В Казахстане система исполнительного производства находится в составе судебной ветви власти. Функции по принудительному исполнению возлагаются как на частных, так и на государственных судебных исполнителей. К исполнению частных судебных исполнителей не принимаются исполнительные документы, по которым в качестве одной из сторон выступает государство. Лицензия судебному исполнителю выдается уполномоченным органом на основании решения квалификационной комиссии. Уполномоченный орган ведет Государственный реестр лицензий на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: