На какой из внутренних стен православного храма обычно располагаются фрески и иконы страшного суда

Обновлено: 28.04.2024

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.

Возникновение сюжета иконы и первые изображения

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Описание сюжета

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда – неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Сюжет Страшного суда в картинах художников

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов – это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре – изображение самого суда, слева находится рай, а справа – ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Изображение кисти Васнецова

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

Изображение кисти Рублева

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.

Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.

1. Как назы­ва­ет­ся часть пра­во­слав­но­го хра­ма, обра­щён­ная на Восток, отде­лён­ная ико­но­ста­сом от про­стран­ства осталь­ных его частей?

2. В самом цен­тре хра­ма сто­ит ана­лой (наклон­ный сто­лик). Обыч­но на цен­траль­ном ана­лое лежит:

Ана­лой (греч. «под­став­ка под кни­гу») – высо­кий, вытя­ну­тый вверх четы­рех­гран­ный сто­лик с наклон­ным верхом.
Ана­лои укра­ша­ют­ся покры­ва­ла­ми того цве­та, какой име­ют в дан­ный празд­ник обла­че­ния духовенства.
В самом цен­тре хра­ма сто­ит цен­траль­ный ана­лой. Обыч­но на цен­траль­ном ана­лое лежит ико­на празд­ни­ка или свя­то­го, память кото­ро­го совер­ша­ет­ся. За ана­ло­ем обыч­но нахо­дит­ся боль­шой под­свеч­ник, где мож­но поста­вить све­чу «празд­ни­ку». В дру­гих местах хра­ма так­же сто­ят ана­лои, на кото­рых лежат дру­гие иконы.

3. По древ­ней тра­ди­ции, во вре­мя бого­слу­же­ния моля­щи­е­ся муж­ско­го пола рас­по­ла­га­ют­ся на:

По древ­ней тра­ди­ции, моля­щи­е­ся муж­ско­го пола сто­ят на пра­вой поло­вине, а жен­щи­ны – на левой.
В наше вре­мя это пра­ви­ло стро­го не соблю­да­ет­ся, но в неко­то­рых хра­мах, а так­же в мона­сты­рях ста­ра­ют­ся сле­дить за соблю­де­ни­ем тако­го порядка.
Это не зна­чит, что нель­зя захо­дить на «чужую» поло­ви­ну. Мож­но зай­ти, напри­мер, что­бы поста­вить све­чу, при­ло­жить­ся к иконам.

1 возвышенное место посреди храма
2 полукруглая или многогранная алтарная ниша
3 часть здания, несущая купол

Апси­да – глу­бо­кая, полу­круг­лая или мно­го­гран­ная алтар­ная ниша, высту­па­ю­щая на восточ­ном фаса­де храма.

Ниж­ний ряд ико­но­ста­са назы­ва­ет­ся мест­ным: после него ряды — яру­сы — счи­та­ют­ся сни­зу вверх.

1 Местный, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий
2 Местный, деисусный, праздничный
3 В произвольном

В ико­но­ста­се пра­во­слав­но­го хра­ма обык­но­вен­но име­ет­ся несколь­ко яру­сов (как пра­ви­ло, от трёх до пяти). Самый ниж­ний име­ну­ет­ся мест­ным, в нём нахо­дят­ся ико­ны Спа­си­те­ля и Божи­ей Мате­ри, а так­же того празд­ни­ка или свя­то­го, в честь кото­ро­го освя­щён храм. Вто­рой ряд, деи­сус­ный, вклю­ча­ет в себя ико­ну “Спас в силах” (то есть Гос­по­да, вос­се­да­ю­ще­го на пре­сто­ле огне­зрачне), и ико­ны пред­сто­я­щих Ему Божи­ей Мате­ри, Иоан­на Пред­те­чи, Архан­ге­лов, апо­сто­лов и дру­гих свя­тых. Тре­тий ряд, празд­нич­ный, состо­ит обыч­но из икон дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков; ико­ны чет­вёр­то­го яру­са изоб­ра­жа­ют про­ро­ков, а пято­го — праотцев.

Литур­гия в часовне по обще­му пра­ви­лу не совер­ша­ет­ся, но в осо­бых слу­ча­ях это допускается.

Цен­траль­ный вход в алтарь назы­ва­ет­ся Цар­ски­ми вра­та­ми, так как через них неви­ди­мо вхо­дит Царь Сла­вы — Хри­стос: в Свя­тых Дарах или символически.

Южны­ми и север­ны­ми (диа­кон­ски­ми вра­та­ми) назы­ва­ют­ся боко­вые вра­та, веду­щие из хра­ма в алтарь. Пра­во­слав­ные хра­мы все­гда стро­ят­ся алта­рём на восток, поэто­му вра­та спра­ва от Цар­ских назы­ва­ют­ся южны­ми, а сле­ва – северными.

Око­ло «Гол­го­фы», «кану­на» обыч­но совер­ша­ют­ся заупо­кой­ные бого­слу­же­ния: литии, пани­хи­ды, отпе­ва­ния. В этом месте так­же ста­вят све­чи за упокой.

Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”.

У зна­чи­тель­ной части пра­во­слав­ных хра­мов поми­мо глав­но­го алта­ря име­ют­ся ещё и при­де­лы, освя­щён­ные в честь како­го-нибудь празд­ни­ка или свя­то­го. Обыч­но они рас­по­ла­га­ют­ся сбо­ку от основ­но­го алтаря.

13. Осо­бые цер­ков­ные зна­мё­на с изоб­ра­же­ни­ем Спа­си­те­ля, Божьей Мате­ри, сюже­та Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и неко­то­рых дру­гих, называются:

Хору́гви – свя­щен­ные зна­мё­на церк­ви, с изоб­ра­же­ни­ем Спа­си­те­ля, Божи­ей Мате­ри, осо­бо чти­мых свя­тых и сюже­тов цер­ков­ных празд­ни­ков. Хоруг­ви – сим­вол побе­ды над смер­тью и диаволом.

14. Посре­дине хра­ма, ввер­ху на потол­ке, висит боль­шой под­свеч­ник со мно­же­ством лам­по­чек (рань­ше — све­чей). Как он называется?

Посре­дине хра­ма, ввер­ху на потол­ке, висит пани­ка­ди­ло, т.е. боль­шой под­свеч­ник со мно­же­ством лам­по­чек (рань­ше — све­чей). Пани­ка­ди­ло зажи­га­ет­ся в тор­же­ствен­ные момен­ты богослужения.

Пре­стол, на кото­ром неви­ди­мо вос­се­да­ет Сам Гос­подь Все­дер­жи­тель (пре­стол — место осо­бо­го Божье­го при­сут­ствия), пред­став­ля­ет собой освя­щён­ный осо­бым обра­зом стол, покры­тый обла­че­ни­ем. На нём пола­га­ют­ся анти­минс, Еван­ге­лие, напре­столь­ные кре­сты и дарохранительница.

Вдоль все­го ико­но­ста­са, перед ним, нахо­дит­ся неболь­шое воз­вы­ше­ние – солея. По солее про­хо­дят свя­щен­но­слу­жи­те­ли и цер­ков­но­слу­жи­те­ли во вре­мя опре­де­лён­ных момен­тов служ­бы. Захо­дить на солею при­хо­жа­нам не при­ня­то. Ино­гда она даже отго­ра­жи­ва­ет­ся низ­кой перегородкой.
На солее, перед Цар­ски­ми вра­та­ми име­ет­ся неболь­шой выступ – амвон. С амво­на совер­ша­ет­ся при­ча­ще­ние, чита­ет­ся Свя­щен­ное Писа­ние, про­из­но­сят­ся проповеди.

Ниж­ний покров Пре­сто­ла назы­ва­ет­ся катас­ар­кой (слав. срачи́цей (сороч­кой)).

18. На какой из внут­рен­них стен пра­во­слав­но­го хра­ма обыч­но рас­по­ла­га­ют­ся фрес­ки и ико­ны Страш­но­го Суда?

Сюжет на тему Страш­но­го Суда – одна из наи­бо­лее слож­ных ком­по­зи­ций в хри­сти­ан­ском искус­стве. В ком­по­зи­ции Страш­но­го Суда быва­ют пред­став­ле­ны темы, взя­тые, в основ­ном, из Еван­ге­лия, Апо­ка­лип­си­са, из Сло­ва Ефре­ма Сири­на, Сло­ва Пал­ла­дия Мни­ха, Жития Васи­лия Ново­го и дру­гих про­из­ве­де­ний визан­тий­ской и древ­не­рус­ской лите­ра­ту­ры. На изоб­ра­же­ни­ях Страш­но­го Суда демон­стри­ру­ют­ся кар­ти­ны кон­ца мира, послед­не­го суда над всем чело­ве­че­ством, вос­кре­се­ния мёрт­вых, сце­ны адских муче­ний и рай­ско­го бла­жен­ства. Как пра­ви­ло, фрес­ки и ико­ны Страш­но­го Суда быва­ют рас­по­ло­же­ны на запад­ной внут­рен­ней стене хра­ма, про­ти­во­по­лож­но восточ­ной, алтар­ной части, сим­во­ли­зи­ру­ю­щей Цар­ство Божие.

Из купо­лов боко­вых при­де­лов нис­хо­дят в храм све­тиль­ни­ки мень­ших раз­ме­ров, чем пани­ка­ди­ло. Они назы­ва­ют­ся поликандилами.

1 Адама и Еву
2 Евангелистов
3 свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого
4 Архангела Гавриила и Богородицу

На Цар­ских вра­тах — так назы­ва­ют цен­траль­ный вход в алтарь — изоб­ра­жа­ют ико­ну Бла­го­ве­ще­ния — Архан­ге­ла Гав­ри­и­ла и Бого­ро­ди­цу. Цар­ские вра­та сим­во­ли­зи­ру­ют вход в рай. Дева Мария сво­им доб­ро­воль­ным согла­си­ем стать Мате­рью Хри­ста откры­ла для нас две­ри в Цар­ствие Небес­ное, запер­тые со вре­мен гре­хо­па­де­ния пер­вых людей — Ада­ма и Евы.

Поми­мо Бла­го­ве­ще­ния на Цар­ских вра­тах изоб­ра­жа­ют четы­рех еван­ги­ли­стов — апо­сто­лов Мат­фея, Мар­ка, Луку, Иоан­на. Через них Бог воз­ве­стил нам Свой Новый Завет — завет Люб­ви. Бла­го­да­ря еван­ге­ли­стам весть о вос­кре­се­нии Хри­ста ста­ла извест­на всем людям.

Так­же на Цар­ских вра­тах встре­ча­ют­ся ико­ны свя­ти­те­лей Иоан­на Зла­то­уста и Васи­лия Вели­ко­го. эти свя­тые — авто­ры ана­фо­ры — цен­траль­ной части глав­ной служ­бы — Боже­ствен­ной Литур­гии. Во вре­мя Литур­гии совер­ша­ет­ся Евха­ри­стия — глав­ное Таин­ство Церкви.

Росписи каждой православной церкви, в большинстве случаев, следуют канону. Канон - это правило или строгие правила. Они предписывают способы изображения священных сюжетов. То есть художник чётко должен понимать, как изображать и где изображать библейские мотивы. Не скажу, что регламент неукоснительно соблюдается. Есть и исключения из правил.

Отступления от канона в православных храмах

Например, храмовая икона церкви по канону должна располагаться второй справа от царских врат. Предписание соблюдается в 90% древних православных церквей. Взгляните на иконостас Успенского собора Московского Кремля. Видите вторую справа от царских врат икону? Она главная, храмовая - "Успение Пресвятой Богородицы".

Но есть и исключения. Показываю фрагмент иконостаса Рождественской Строгановской церкви Нижнего Новгорода. По логике вещей второй иконой справа от царских врат должна быть икона Рождества. Но её переместили в другое место.

Ещё классический пример отступления от канона - иконостас Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Та икона, которую писал для храма Андрей Рублёв тоже помещена с небольшим сдвигом - не второй, а первой от царских врат.

А в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря храмовая икона и вовсе слева от царских врат.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона Одигитрия Смоленская - слева от царских врат.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона Одигитрия Смоленская - слева от царских врат.

Простите за отступление от темы. Хотелось показать, что даже в строгом церковном уставе случаются изменения. И если вы не увидели композицию "Страшный суд" на западной стене храма, поищите её в других местах. Возможно, она написана на галерее, или есть икона страшного суда.

Страшный суд в Успенском соборе

В Успенском соборе Московского Кремля композиция "Страшный суд" - это огромная фреска. Она занимает всю западную стену.

Фреска многофигурная, четырёхъярусная, со множеством деталей. Давайте рассмотрим её подробнее. В центре второго яруса восседает Христос - Царь Небесный и Судия земной. Он будет судить мир во время Второго Пришествия. Рука внизу держит весы.

На верхнем снимке внизу видны головы мужчины и женщины. Это наши прародители, Адам и Ева. Их изображают коленопреклонёнными.

Адама и Еву первыми призовут на суд Христа, как людей, совершивших первородный грех. Грех символически изображают в виде змея. с кольцами. Кольца - разные человеческие грехи.

Посещая соборы Московского Кремля, другие храмы и музеи в нашей стране или в зарубежных поездках, восхищаясь фресками и иконами в храмах, сталкиваешься с тем, что не все библейские сюжеты понятны современникам.

1. Символизм иконы и ее место в иконографии

Поскольку религиозная живопись, иконопись сопровождает человека с древних времен начинать нужно как минимум со средних веков. Средневековый крестьянин или ремесленник, как человек верующий, приходя в храм, понимал, сопереживал и проживал сюжеты фресок и икон, знакомых ему с детства из Библии, регулярных посещений церковной службы, праздников, соблюдения обрядов, связанных с церковной жизнью, которая была частью и его жизни. Иконы, фрески, в свою очередь, писались для этих людей по канонам, хорошо известным христианам.

В средневековом обществе упал познавательный интерес к реальному миру, науку заменило богословие, а искусство отвернулось, в принципе, от реальности и поставило себе целью говорить, по возможности, только о потустороннем и чисто духовном (священное писание как жанр литературы, икона вместо живописи). Это неизбежно требовало символического художественного языка, ибо духовное невозможно передать средствами изобразительного искусства без его материализации в чувственно воспринимаемых формах.

В. А. Шкуратов, историк, психолог и создатель в нашей стране исторической психологии, изучая психологию средневекового человека, пишет, что: «Средневековые символы – это не пластично оформленные тела-символы античности, а таинственные и глубокие письмена, смыслы, полученные миром во время творения его Богом » [1]. Сложно понять эти символы, но именно символами передаются смыслы жизни, называется такое познание культурой. В средние века человек, уходя от реального мира, не принимая современной ему действительности, уходя в мистику, отражал мир символами. Этими символами стали религиозные сюжеты, которые сопровождали его всю жизнь.

2. Изображение сцены страшного суда в православной иконе

В Успенском соборе Московского Кремля, вглядываясь в икону "Страшный суд" понимаем, что сюжет наполнен сложными перипетиями.

Проверь себя: Устройство православного храмаРазработала Данилян Татьяна Юрь.

Ответ верный
Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с наклонным верхом. Аналои украшаются покрывалами того цвета, какой имеют в данный праздник облачения духовенства.
В самом центре храма стоит центральный аналой, на котором лежит икона праздника или святого, память которого совершается. За аналоем обычно находится большой подсвечник, где можно поставить свечу «празднику». В других местах храма также стоят аналои, на которых лежат другие иконы.

Апсида – этовозвышенное место посреди храмаполукруглая или многогранная алтар.

Апсида – это
возвышенное место посреди храма
полукруглая или многогранная алтарная ниша
часть здания, несущая купол

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйАпсида – глубокая, полукруглая или многогранная алтарная ниша, в.

Ответ верный
Апсида –
глубокая, полукруглая или многогранная алтарная ниша, выступающая на восточном фасаде храма.

Как называется сиденье епископа в алтаре?ТронКафедраБанкетка

Как называется сиденье епископа в алтаре?
Трон
Кафедра
Банкетка

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйКа́федра – (от греч. καθέδρα (кафедра) — сиденье: Кресло для архи.

Ответ верный
Ка́федра – (от греч. καθέδρα (кафедра) — сиденье:
Кресло для архиерея, устанавливаемое в храме. Располагается у центральной части восточной стены алтаря напротив Престола на горнем месте. Во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за Литургией, епископ восседает на кафедре, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. Таким образом, епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство – апостолов или старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова.

В каком порядке обычно располагаются ярусы иконостаса в православном храме?Ме.

В каком порядке обычно располагаются ярусы иконостаса в православном храме?
Местный, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий
Местный, деисусный, праздничный
В произвольном

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйВ иконостасе православного храма обыкновенно имеется несколько яр.

Ответ верный
В иконостасе православного храма обыкновенно имеется несколько ярусов (от трёх до пяти). Самый нижний (первый) именуется местным, в нём находятся иконы Спасителя и Божией Матери, а также того праздника или святого, в честь которого освящён храм. Второй ряд, деисусный, включает в себя икону "Спас в силах" (то есть Господа, восседающего на престоле огнезрачне), и иконы предстоящих Ему Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов, апостолов и других святых. Третий ряд, праздничный, состоит обычно из икон двунадесятых праздников; иконы четвёртого яруса изображают пророков, а пятого — праотцев.

В часовнях обычно не совершаются:ОтпеванияЗаздравные молебныЛитургии

В часовнях обычно не совершаются:
Отпевания
Заздравные молебны
Литургии

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйЧасо́вня – малый храм без алтаря, не предназначенный для совершен.

Ответ верный
Часо́вня – малый храм без алтаря, не предназначенный для совершения литургии, но предназначенный для богослужений суточного круга, в частности часов, откуда и происходит его название. Кроме того, в часовне могут совершаться молебные пения и другие требы.
Строится часовня в память духовно значимых исторических событий, в местах явления чудотворных икон, у святых источников, а также как надгробный памятник

Центральный вход в алтарь называется:Золотые вратаЦарские вратаГлавные двери

Центральный вход в алтарь называется:
Золотые врата
Царские врата
Главные двери

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйИконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются.

Ответ верный
Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье, райские врата. Через них, во время совершения литургии, выносятся Святые Дары – выходит к верующим сам Господь, Царь Славы.
В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства. .

Диаконские врата справа от Царских (если смотреть со стороны запада) называют.

Диаконские врата справа от Царских (если смотреть со стороны запада) называются:
северными
южными

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйЮжными и северными (диаконскими вратами) называются боковые врата.

Ответ верный
Южными и северными (диаконскими вратами) называются боковые врата, ведущие из храма в алтарь.

Православные храмы всегда строятся алтарём на восток, поэтому врата справа от Царских называются южными, а слева – северными.

Какие богослужения обычно совершаются около «Голгофы», «кануна»?заздравныезау.

Какие богослужения обычно совершаются около «Голгофы», «кануна»?
заздравные
заупокойные
любые

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйОколо «Голгофы», «кануна» обычно совершаются заупокойные богослуж.

Ответ верный
Около «Голгофы», «кануна» обычно совершаются заупокойные богослужения: литии, панихиды, отпевания.
В этом месте также ставят свечи за упокой.

Особые церковные знамёна с изображением Спасителя, Божьей Матери, сюжета Воск.

Особые церковные знамёна с изображением Спасителя, Божьей Матери, сюжета Воскресения Христова и некоторых других, называются:
рипиды
хоругви
венцы

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйХору́гви – священные знамёна церкви, с изображением Спасителя, Бо.

Ответ верный
Хору́гви – священные знамёна церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и сюжетов церковных праздников. Хоругви – символ победы над смертью и диаволом.
Хоругвь состоит из креста, поднятого на высокое древко и украшенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко.
Находятся, обычно, возле правого и левого клиросов и выносятся на крестных ходах.

Посредине храма, вверху на потолке, висит большой подсвечник со множеством ла.

Посредине храма, вверху на потолке, висит большой подсвечник со множеством лампочек (раньше - свечей). Как он называется?
Канделябр
Трикирий
Паникадило
Люстра

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйПосредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большо.

Ответ верный
Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством лампочек (раньше - свечей). Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Что является важнейшей частью алтаря и всего современного храма?ЖертвенникПре.

Что является важнейшей частью алтаря и всего современного храма?
Жертвенник
Престол
Горнее место
Епископская кафедра

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйПрестол, на котором невидимо восседает Сам Господь Вседержитель (.

Ответ верный
Престол, на котором невидимо восседает Сам Господь Вседержитель (престол — место особого Божьего присутствия), представляет собой освящённый особым образом стол, покрытый облачением. На нём полагаются антиминс, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница.

Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое возвышение:амвонсолея

Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое возвышение:
амвон
солея

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйВдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое возвышение.

Ответ верный
Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое возвышение – солея. По солее проходят священнослужители и церковнослужители во время определённых моментов службы. Заходить на солею прихожанам не принято. Иногда она даже отгораживается низкой перегородкой.
На солее, перед Царскими вратами имеется небольшой выступ – амвон. С амвона совершается причащение, читается Священное Писание, произносятся проповеди.

На какой из внутренних стен православного храма обычно располагаются фрески и.

На какой из внутренних стен православного храма обычно располагаются фрески и иконы Страшного Суда?
северной
южной
западной
восточной

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйСюжет на тему Страшного Суда – одна из наиболее сложных композици.

Ответ верный
Сюжет на тему Страшного Суда – одна из наиболее сложных композиций в христианском искусстве. На изображениях Страшного Суда демонстрируются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений и райского блаженства.
Как правило, фрески и иконы Страшного Суда бывают расположены на западной внутренней стене храма, противоположно восточной, алтарной части, символизирующей Царство Божие.

Кого не принято изображать на царских вратах?Адама и ЕвуЕвангелистовсвтт. Иоа.

Кого не принято изображать на царских вратах?
Адама и Еву
Евангелистов
свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого
Архангела Гавриила и Богородицу

Ответ неверныйВернись и попробуй ещё раз

Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз

Ответ верныйНа Царских вратах изображают икону Благовещения - Архангела Гаври.

Ответ верный
На Царских вратах изображают икону Благовещения - Архангела Гавриила и Богородицу. Дева Мария своим добровольным согласием стать Матерью Христа открыла для нас двери в Царствие Небесное, запертые со времен грехопадения первых людей - Адама и Евы.
Также на Царских вратах изображают четырех евангелистов: апостолов Матфея, Марка, Луку, Иоанна. Через них Бог возвестил нам Свой Новый Завет - завет Любви. Благодаря евангелистам весть о воскресении Христа стала известна всем людям.
На Царских вратах встречаются иконы святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Эти святые - авторы анафоры - центральной части главной службы - Божественной Литургии. Во время Литургии совершается Евхаристия - главное Таинство Церкви.

Надеемся, что было интересно и ты продолжишь знакомство с православной культ.

Надеемся,
что было интересно и ты продолжишь знакомство с православной культурой

Краткое описание документа:

Презентация представляет собой тест. Читая вопросы, отвечая на них правильно, можете переходить к следующему вопросу. Если ответ неверный, то придётся вернуться по стрелке обратно.Работа будет интересна всем, изучающим ОПК

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: