На какой из внутренних стен православного храма обычно располагаются фрески и иконы страшного суда
Обновлено: 28.04.2024
Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.
Возникновение сюжета иконы и первые изображения
Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.
На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.
Что повлияло на возникновение сюжета
Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.
Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.
Сюжет иконы Страшного суда на Руси
В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.
Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.
Описание сюжета
Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.
Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.
Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.
Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.
Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).
Толкование сюжета
Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.
После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.
Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней
До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.
Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).
Слова святых о Страшном суде
О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.
Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда – неизвестно.
Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.
Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).
Сюжет Страшного суда в картинах художников
Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов – это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.
К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.
Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре – изображение самого суда, слева находится рай, а справа – ад. Каждая композиция очень реалистична.
Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.
Изображение кисти Васнецова
Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.
Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.
Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.
Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.
Изображение кисти Рублева
Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.
К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.
Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.
1. Как называется часть православного храма, обращённая на Восток, отделённая иконостасом от пространства остальных его частей?
2. В самом центре храма стоит аналой (наклонный столик). Обычно на центральном аналое лежит:
Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с наклонным верхом.
Аналои украшаются покрывалами того цвета, какой имеют в данный праздник облачения духовенства.
В самом центре храма стоит центральный аналой. Обычно на центральном аналое лежит икона праздника или святого, память которого совершается. За аналоем обычно находится большой подсвечник, где можно поставить свечу «празднику». В других местах храма также стоят аналои, на которых лежат другие иконы.
3. По древней традиции, во время богослужения молящиеся мужского пола располагаются на:
По древней традиции, молящиеся мужского пола стоят на правой половине, а женщины – на левой.
В наше время это правило строго не соблюдается, но в некоторых храмах, а также в монастырях стараются следить за соблюдением такого порядка.
Это не значит, что нельзя заходить на «чужую» половину. Можно зайти, например, чтобы поставить свечу, приложиться к иконам.
1 возвышенное место посреди храма
2 полукруглая или многогранная алтарная ниша
3 часть здания, несущая купол
Апсида – глубокая, полукруглая или многогранная алтарная ниша, выступающая на восточном фасаде храма.
Нижний ряд иконостаса называется местным: после него ряды — ярусы — считаются снизу вверх.
1 Местный, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий
2 Местный, деисусный, праздничный
3 В произвольном
В иконостасе православного храма обыкновенно имеется несколько ярусов (как правило, от трёх до пяти). Самый нижний именуется местным, в нём находятся иконы Спасителя и Божией Матери, а также того праздника или святого, в честь которого освящён храм. Второй ряд, деисусный, включает в себя икону “Спас в силах” (то есть Господа, восседающего на престоле огнезрачне), и иконы предстоящих Ему Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов, апостолов и других святых. Третий ряд, праздничный, состоит обычно из икон двунадесятых праздников; иконы четвёртого яруса изображают пророков, а пятого — праотцев.
Литургия в часовне по общему правилу не совершается, но в особых случаях это допускается.
Центральный вход в алтарь называется Царскими вратами, так как через них невидимо входит Царь Славы — Христос: в Святых Дарах или символически.
Южными и северными (диаконскими вратами) называются боковые врата, ведущие из храма в алтарь. Православные храмы всегда строятся алтарём на восток, поэтому врата справа от Царских называются южными, а слева – северными.
Около «Голгофы», «кануна» обычно совершаются заупокойные богослужения: литии, панихиды, отпевания. В этом месте также ставят свечи за упокой.
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку “Правильный ответ” и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку “Ответил правильно” или “Ответил неправильно”.
У значительной части православных храмов помимо главного алтаря имеются ещё и приделы, освящённые в честь какого-нибудь праздника или святого. Обычно они располагаются сбоку от основного алтаря.
13. Особые церковные знамёна с изображением Спасителя, Божьей Матери, сюжета Воскресения Христова и некоторых других, называются:
Хору́гви – священные знамёна церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и сюжетов церковных праздников. Хоругви – символ победы над смертью и диаволом.
14. Посредине храма, вверху на потолке, висит большой подсвечник со множеством лампочек (раньше — свечей). Как он называется?
Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством лампочек (раньше — свечей). Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
Престол, на котором невидимо восседает Сам Господь Вседержитель (престол — место особого Божьего присутствия), представляет собой освящённый особым образом стол, покрытый облачением. На нём полагаются антиминс, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница.
Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое возвышение – солея. По солее проходят священнослужители и церковнослужители во время определённых моментов службы. Заходить на солею прихожанам не принято. Иногда она даже отгораживается низкой перегородкой.
На солее, перед Царскими вратами имеется небольшой выступ – амвон. С амвона совершается причащение, читается Священное Писание, произносятся проповеди.
Нижний покров Престола называется катасаркой (слав. срачи́цей (сорочкой)).
18. На какой из внутренних стен православного храма обычно располагаются фрески и иконы Страшного Суда?
Сюжет на тему Страшного Суда – одна из наиболее сложных композиций в христианском искусстве. В композиции Страшного Суда бывают представлены темы, взятые, в основном, из Евангелия, Апокалипсиса, из Слова Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, Жития Василия Нового и других произведений византийской и древнерусской литературы. На изображениях Страшного Суда демонстрируются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений и райского блаженства. Как правило, фрески и иконы Страшного Суда бывают расположены на западной внутренней стене храма, противоположно восточной, алтарной части, символизирующей Царство Божие.
Из куполов боковых приделов нисходят в храм светильники меньших размеров, чем паникадило. Они называются поликандилами.
1 Адама и Еву
2 Евангелистов
3 свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого
4 Архангела Гавриила и Богородицу
На Царских вратах — так называют центральный вход в алтарь — изображают икону Благовещения — Архангела Гавриила и Богородицу. Царские врата символизируют вход в рай. Дева Мария своим добровольным согласием стать Матерью Христа открыла для нас двери в Царствие Небесное, запертые со времен грехопадения первых людей — Адама и Евы.
Помимо Благовещения на Царских вратах изображают четырех евангилистов — апостолов Матфея, Марка, Луку, Иоанна. Через них Бог возвестил нам Свой Новый Завет — завет Любви. Благодаря евангелистам весть о воскресении Христа стала известна всем людям.
Также на Царских вратах встречаются иконы святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. эти святые — авторы анафоры — центральной части главной службы — Божественной Литургии. Во время Литургии совершается Евхаристия — главное Таинство Церкви.
Росписи каждой православной церкви, в большинстве случаев, следуют канону. Канон - это правило или строгие правила. Они предписывают способы изображения священных сюжетов. То есть художник чётко должен понимать, как изображать и где изображать библейские мотивы. Не скажу, что регламент неукоснительно соблюдается. Есть и исключения из правил.
Отступления от канона в православных храмах
Например, храмовая икона церкви по канону должна располагаться второй справа от царских врат. Предписание соблюдается в 90% древних православных церквей. Взгляните на иконостас Успенского собора Московского Кремля. Видите вторую справа от царских врат икону? Она главная, храмовая - "Успение Пресвятой Богородицы".
Но есть и исключения. Показываю фрагмент иконостаса Рождественской Строгановской церкви Нижнего Новгорода. По логике вещей второй иконой справа от царских врат должна быть икона Рождества. Но её переместили в другое место.
Ещё классический пример отступления от канона - иконостас Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Та икона, которую писал для храма Андрей Рублёв тоже помещена с небольшим сдвигом - не второй, а первой от царских врат.
А в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря храмовая икона и вовсе слева от царских врат.
Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона Одигитрия Смоленская - слева от царских врат.
Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона Одигитрия Смоленская - слева от царских врат.
Простите за отступление от темы. Хотелось показать, что даже в строгом церковном уставе случаются изменения. И если вы не увидели композицию "Страшный суд" на западной стене храма, поищите её в других местах. Возможно, она написана на галерее, или есть икона страшного суда.
Страшный суд в Успенском соборе
В Успенском соборе Московского Кремля композиция "Страшный суд" - это огромная фреска. Она занимает всю западную стену.
Фреска многофигурная, четырёхъярусная, со множеством деталей. Давайте рассмотрим её подробнее. В центре второго яруса восседает Христос - Царь Небесный и Судия земной. Он будет судить мир во время Второго Пришествия. Рука внизу держит весы.
На верхнем снимке внизу видны головы мужчины и женщины. Это наши прародители, Адам и Ева. Их изображают коленопреклонёнными.
Адама и Еву первыми призовут на суд Христа, как людей, совершивших первородный грех. Грех символически изображают в виде змея. с кольцами. Кольца - разные человеческие грехи.
Посещая соборы Московского Кремля, другие храмы и музеи в нашей стране или в зарубежных поездках, восхищаясь фресками и иконами в храмах, сталкиваешься с тем, что не все библейские сюжеты понятны современникам.
1. Символизм иконы и ее место в иконографии
Поскольку религиозная живопись, иконопись сопровождает человека с древних времен начинать нужно как минимум со средних веков. Средневековый крестьянин или ремесленник, как человек верующий, приходя в храм, понимал, сопереживал и проживал сюжеты фресок и икон, знакомых ему с детства из Библии, регулярных посещений церковной службы, праздников, соблюдения обрядов, связанных с церковной жизнью, которая была частью и его жизни. Иконы, фрески, в свою очередь, писались для этих людей по канонам, хорошо известным христианам.
В средневековом обществе упал познавательный интерес к реальному миру, науку заменило богословие, а искусство отвернулось, в принципе, от реальности и поставило себе целью говорить, по возможности, только о потустороннем и чисто духовном (священное писание как жанр литературы, икона вместо живописи). Это неизбежно требовало символического художественного языка, ибо духовное невозможно передать средствами изобразительного искусства без его материализации в чувственно воспринимаемых формах.
В. А. Шкуратов, историк, психолог и создатель в нашей стране исторической психологии, изучая психологию средневекового человека, пишет, что: «Средневековые символы – это не пластично оформленные тела-символы античности, а таинственные и глубокие письмена, смыслы, полученные миром во время творения его Богом » [1]. Сложно понять эти символы, но именно символами передаются смыслы жизни, называется такое познание культурой. В средние века человек, уходя от реального мира, не принимая современной ему действительности, уходя в мистику, отражал мир символами. Этими символами стали религиозные сюжеты, которые сопровождали его всю жизнь.
2. Изображение сцены страшного суда в православной иконе
В Успенском соборе Московского Кремля, вглядываясь в икону "Страшный суд" понимаем, что сюжет наполнен сложными перипетиями.
Ответ верный
Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с наклонным верхом. Аналои украшаются покрывалами того цвета, какой имеют в данный праздник облачения духовенства.
В самом центре храма стоит центральный аналой, на котором лежит икона праздника или святого, память которого совершается. За аналоем обычно находится большой подсвечник, где можно поставить свечу «празднику». В других местах храма также стоят аналои, на которых лежат другие иконы.
Апсида – это
возвышенное место посреди храма
полукруглая или многогранная алтарная ниша
часть здания, несущая купол
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
Апсида –
глубокая, полукруглая или многогранная алтарная ниша, выступающая на восточном фасаде храма.
Как называется сиденье епископа в алтаре?
Трон
Кафедра
Банкетка
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
Ка́федра – (от греч. καθέδρα (кафедра) — сиденье:
Кресло для архиерея, устанавливаемое в храме. Располагается у центральной части восточной стены алтаря напротив Престола на горнем месте. Во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за Литургией, епископ восседает на кафедре, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. Таким образом, епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство – апостолов или старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова.
В каком порядке обычно располагаются ярусы иконостаса в православном храме?
Местный, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий
Местный, деисусный, праздничный
В произвольном
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
В иконостасе православного храма обыкновенно имеется несколько ярусов (от трёх до пяти). Самый нижний (первый) именуется местным, в нём находятся иконы Спасителя и Божией Матери, а также того праздника или святого, в честь которого освящён храм. Второй ряд, деисусный, включает в себя икону "Спас в силах" (то есть Господа, восседающего на престоле огнезрачне), и иконы предстоящих Ему Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов, апостолов и других святых. Третий ряд, праздничный, состоит обычно из икон двунадесятых праздников; иконы четвёртого яруса изображают пророков, а пятого — праотцев.
В часовнях обычно не совершаются:
Отпевания
Заздравные молебны
Литургии
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
Часо́вня – малый храм без алтаря, не предназначенный для совершения литургии, но предназначенный для богослужений суточного круга, в частности часов, откуда и происходит его название. Кроме того, в часовне могут совершаться молебные пения и другие требы.
Строится часовня в память духовно значимых исторических событий, в местах явления чудотворных икон, у святых источников, а также как надгробный памятник
Центральный вход в алтарь называется:
Золотые врата
Царские врата
Главные двери
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье, райские врата. Через них, во время совершения литургии, выносятся Святые Дары – выходит к верующим сам Господь, Царь Славы.
В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства. .
Диаконские врата справа от Царских (если смотреть со стороны запада) называются:
северными
южными
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
Южными и северными (диаконскими вратами) называются боковые врата, ведущие из храма в алтарь.
Православные храмы всегда строятся алтарём на восток, поэтому врата справа от Царских называются южными, а слева – северными.
Какие богослужения обычно совершаются около «Голгофы», «кануна»?
заздравные
заупокойные
любые
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
Около «Голгофы», «кануна» обычно совершаются заупокойные богослужения: литии, панихиды, отпевания.
В этом месте также ставят свечи за упокой.
Особые церковные знамёна с изображением Спасителя, Божьей Матери, сюжета Воскресения Христова и некоторых других, называются:
рипиды
хоругви
венцы
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
Хору́гви – священные знамёна церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и сюжетов церковных праздников. Хоругви – символ победы над смертью и диаволом.
Хоругвь состоит из креста, поднятого на высокое древко и украшенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко.
Находятся, обычно, возле правого и левого клиросов и выносятся на крестных ходах.
Посредине храма, вверху на потолке, висит большой подсвечник со множеством лампочек (раньше - свечей). Как он называется?
Канделябр
Трикирий
Паникадило
Люстра
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством лампочек (раньше - свечей). Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
Что является важнейшей частью алтаря и всего современного храма?
Жертвенник
Престол
Горнее место
Епископская кафедра
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
Престол, на котором невидимо восседает Сам Господь Вседержитель (престол — место особого Божьего присутствия), представляет собой освящённый особым образом стол, покрытый облачением. На нём полагаются антиминс, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница.
Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое возвышение:
амвон
солея
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое возвышение – солея. По солее проходят священнослужители и церковнослужители во время определённых моментов службы. Заходить на солею прихожанам не принято. Иногда она даже отгораживается низкой перегородкой.
На солее, перед Царскими вратами имеется небольшой выступ – амвон. С амвона совершается причащение, читается Священное Писание, произносятся проповеди.
На какой из внутренних стен православного храма обычно располагаются фрески и иконы Страшного Суда?
северной
южной
западной
восточной
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
Сюжет на тему Страшного Суда – одна из наиболее сложных композиций в христианском искусстве. На изображениях Страшного Суда демонстрируются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений и райского блаженства.
Как правило, фрески и иконы Страшного Суда бывают расположены на западной внутренней стене храма, противоположно восточной, алтарной части, символизирующей Царство Божие.
Кого не принято изображать на царских вратах?
Адама и Еву
Евангелистов
свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого
Архангела Гавриила и Богородицу
Ответ неверный
Вернись и попробуй ещё раз
Ответ верный
На Царских вратах изображают икону Благовещения - Архангела Гавриила и Богородицу. Дева Мария своим добровольным согласием стать Матерью Христа открыла для нас двери в Царствие Небесное, запертые со времен грехопадения первых людей - Адама и Евы.
Также на Царских вратах изображают четырех евангелистов: апостолов Матфея, Марка, Луку, Иоанна. Через них Бог возвестил нам Свой Новый Завет - завет Любви. Благодаря евангелистам весть о воскресении Христа стала известна всем людям.
На Царских вратах встречаются иконы святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Эти святые - авторы анафоры - центральной части главной службы - Божественной Литургии. Во время Литургии совершается Евхаристия - главное Таинство Церкви.
Надеемся,
что было интересно и ты продолжишь знакомство с православной культурой
Краткое описание документа:
Презентация представляет собой тест. Читая вопросы, отвечая на них правильно, можете переходить к следующему вопросу. Если ответ неверный, то придётся вернуться по стрелке обратно.Работа будет интересна всем, изучающим ОПК
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Автор статьи
Читайте также:
- Может ли адвокат присутствовать при допросе свидетеля в налоговой
- Зао обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ооо предоплаты
- Подготовка дела к судебному разбирательству судебные извещения и вызовы
- Житель магадана зверев обжаловал в городской суд отказ городского управления
- Обязанности перед государством являются основой стратификации в выберите системе