На какие направления подразделяется государственная система социального обеспечения в сша

Обновлено: 25.04.2024

Представляет определенный интерес система социальной защиты в ведущей зарубежной капиталистической стране — США.
Как и в западноевропейских странах, система социальной защиты в США реформируется, приспосабливаясь к современным условиям, но опираясь на прочные материальные ресурсы и сложившуюся систему ценностей. Национальная система социальной защиты была заложена в 30-е годы и берет свое начало с момента подписания президентом Франклином Рузвельтом Акта о Социальной Безопасности в августе 1935 года. В ее основу была положена ориентация американцев на успех, на личную ответственность за свое благополучие и благополучие своей семьи.
Американская система социальной защиты имеет два четко выраженных направления: систему социального страхования и систему социальной помощи.

Программы социального страхования обладают высоким статусом социальной респектабельности, поскольку все живущие на зарплату регулярно платят налоги в соответствующие фонды. Системой социального страхования, в основном, пользуются средние и высшие слои общества. Эта система ограждает экономически активно занятое население от основных социально-экономических рисков: старость, потеря кормильца, инвалидность, болезни, производственный травматизм, безработица.
В статье социальных расходов бюджета США на этот раздел социальной защиты приходится около 75%. Размеры пенсий по социальному страхованию в 2,5 раза выше денежных пособий по бедности.
Необходимо отметить, что как социальное страхование, так и социальная помощь в США не носят абстрактного характера, а имеют ряд основных и вспомогательных программ.
Одна из важнейших — основа пенсионной системы — Общая федеральная программа (ОФП). Для получения полной пенсии необходимо достичь 65 лет и иметь трудовой стаж не менее 3-х месяцев за каждый год в период с 21 до 65 лет. С уменьшением стажа пенсия снижается, минимально необходимый стаж составляет 10 лет.
Налог в Пенсионный фонд (включая часть медицинского обслуживания по программе «Медикер») составляет 15,3% от доходов, причем половину налога платит работодатель, а другую половину — работник. Расходование средств фонда строго регламентировано: из каждого доллара, поступающего в фонд, 69 центов идет в трастовые фонды, выплачивающие ежемесячные пенсии по старости застрахованным, членам их семей, вдовам; 19 центов — в трастовые фонды, оплачивающие счета застрахованных по программе «Медикер»; 12 центов — в трастовые фонды выплаты пенсий инвалидам и членам их семей; и 1 цент — на административные расходы.
В США размер полной пенсии строго дифференцирован и зависит от взносов в страховой фонд и от уровня доходов (от 58% заработной платы для низкооплачиваемых работников, до 29% — для высокооплачиваемых). Американцам, чей доход выше предельного (в 1995 году — 61 200 долларов в год) пенсия вообще не начисляется.
При всем том, что американцы критикуют свою пенсионную систему, ныне среди неимущего населения пропорционально меньше всего стариков.
Важнейшим компонентом системы социального страхования является программа медицинского обслуживания пенсионеров «Медикер», которая была создана в 1965 году, охватывает более 30 млн. американцев и имеет важнейшее социальное значение в жизни страны. Страховка делится на основную и дополнительную. По основной, пенсионерам оплачивается лечение в общестационарных условиях, дополнительное лечение и медицинские услуги на дому. Дополнительная страховка предусматривает добровольное страхование с выплатой страховой премии, а также оплату услуг врачей и обслуживание в поликлиниках. Программа «Медикер» предусматривает страхование здоровья людей в возрасте от 65 лет и старше и некоторых других групп населения.
Схожую с системой социального страхования компенсационную функцию выполняет федерально-штатная система страхования по безработице, введенная в середине 30-х годах. Система страхования по безработице компенсируется за счет налога на предпринимателей, наемные работники отчислений на эти цели не производят.
Вторым направлением системы социальной защиты в США является социальная помощь.
В отличие от социального страхования программы социальной помощи неимущим не пользуются авторитетом и поддержкой в американском обществе, ибо бедняки не платят социальных налогов и представляют значительно меньшую часть населения.
Собственно система помощи в США включает несколько крупных и множество мелких программ. По каналам этих программ лица, живущие в бедности, получают денежные пособия, продовольственную помощь, субсидируемое жилье, помощь для получения образования, профессиональной подготовки и т. д. Право на получение социальной помощи по различным программам имеют те, кто живет ниже официально установленного уровня бедности.

Таковых в Америке насчитывается порядка 12—15% населения. При этом необходимо учитывать своеобразие содержания понятия «бедности по-американски». Так, по статистике, 38% семей, официально признаваемых бедными, владеют собственными домами средней стоимостью около 40 тысяч долларов; 14% бедных семей владеют двумя или более автомобилями, хотя и не обязательно новыми или дорогими.
Уровень бедности определяется, исходя из стоимости утроенной минимальной диеты для стандартной семьи: родители и двое несовершеннолетних детей. Эта норма вошла практически во все федеральные и штатные законы, касающиеся социальной помощи неимущим гражданам.
В начале 90-х годов стоимость ежегодной помощи, представляемой по различным программам, составила около 190 млрд. долларов (около 4% ВНП). Примерно 40% средств идет на медицинскую помощь, почти 50% — на денежные выплаты, продовольственную помощь и жилье. Примерно 8% приходится на образование, проффесиональную подготовку и т. д.
Одной из основных федерально-штатных программ социальной помощи является Программа помощи семьям с зависимыми детьми (ПСЗД).
Финансирование данной программы осуществляется федеральным правительством на паритетных началах со штатами, примерно 50% на 50%. В рамках ПСЗД получают пособие матери-одиночки, либо родственники, воспитывающие детей. Помощь семье носит комплексный характер. Такая семья, кроме денежного пособия имеет право на получение продовольственных талонов (Программа продовольственных талонов), дети школьного возраста получают бесплатное питание (Программа школьных завтраков), семья получает медицинскую помощь по программе «Медикейд». Примерно четверть семей, получающих пособие на детей, пользуются субсидированным жильем.
В то же время, начиная с 1981 года, вводится требование о необходимости работы на безвозмездной основе для получения пособия по крупным федеральным социальным программам. Две программы требуют этого в качестве обязательного условия для получения социальной помощи на федеральном уровне: Программа помощи семьям с зависимыми детьми и Программа продовольственных талонов.
Программа «Медикейд», созданная в 1965 году, предоставляет медицинские услуги лицам, живущим ниже черты бедности. По ней помощь получают около 23 млн. человек, она оплачивается полностью из бюджета федеральным правительством совместно с властями штатов.
В американской системе социальной помощи особая роль принадлежит детским учреждениям, их структура включает детские сады (дневные и круглосуточные), группы продленного дня в школах, детские дома, центры программ «Хелп» и «Хедстарт», а также учреждения специального типа — приюты для «трудных» детей и подростков, школы для инвалидов и умственно отсталых, исправительные заведения. Программа «Хелп» рассчитана на матерей до 20 лет. Для тех из них, кто по каким-то причинам не имеет возможности проживать с родителями, создаются специальные приюты. Детям обеспечивают уход в объеме, принятом в детских садах, поэтому матери имеют возможность днем пополнять образование или получать специальность. Программа «Хедстарт» направлена на помощь детям из бедных семей, отстающих в своем развитии. На стационарной основе функционируют приюты для детей и подростков, испытавших эмоциональный срыв.
С 1974 года существует федеральная программа обеспечения дополнительного дохода, охватывающая более 4 млн. человек. По ней обеспечиваются престарелые граждане и инвалиды, не получающие пенсий и пособий по социальному страхованию.
В США действует еще ряд социальных программ, направленных на продовольственное и жилищное обеспечение, помощь бездомным и оказание юридических услуг, помощь в получении образования и программы коммунального развития.
В заключение, несколько общих замечаний о системе социального обеспечения в США. Во-первых, американская система социальной поддержки (зачастую американцы употребляют термин «социальная безопасность») имеет множество вариантов, связанных с особенностями и возможностями штатов. Дело в том, что 50 штатов проводят активную финансовую политику в социальной сфере и самостоятельно определяют формы помощи и методику реализации социальных программ. Федеральный центр, также финансируя наиболее крупные и важные социальные проекты, вырабатывает законодательную базу, определяет наиболее общие требования и осуществляет контроль за использованием финансовых средств.
Во-вторых, наряду с деятельностью государства значительную роль в системе социального обеспечения играет общественная и частная благотворительность. Можно сказать, что социальная структура США буквально пронизана благотворительными обществами, фондами и агентствами, которые не только принимают участие в финансировании многих социальных программ, но и имеют собственные социальные службы.
В-третьих, в последние годы, в связи с ростом материального благополучия граждан США наблюдается тенденция к коммерциализации социальных действий: социальные услуги становятся платными.
В-четвертых, американская система социального обеспечения направлена, в первую очередь, на помощь в самообеспечении, самореализации, достижении личного успеха, а не на развитие иждивенчества и расчет на помощь государства.
Итак, перспективная модель социальной политики должна отвечать следующим условиям: во-первых, иметь в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации; во-вторых, в нее должны быть заложены соответствующие «механизмы обратной связи», чутко реагирующие, улавливающие такие изменения; в-третьих, она обязана предусматривать эффективно и четко работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовать их в соответствующие решения и программы

Заключение

Во многих странах количество денег, которыми располагает человек, является определяющим, а часто и единственным фактором жизненного стандарта, доступа к ресурсам, услугам, удовольствиям. Неравенство в доходах автоматически становится фактором социального неравенства во всех областях жизни

Традиционной, в плане социального обеспечения, является работа с пожилыми людьми. Эта сфера социальной работы постоянно расширяется, поскольку число пожилых людей в мире неуклонно растет. Старение населения планеты стало глобальной проблемой современности. Спектр социальных проблем, решаемых социальными работниками в этой области, достаточно широк — от улучшения системы социального обеспечения до усиления поддержки пожилых людей со стороны семьи и родственников. В работе с пожилыми людьми в специальных геронтологических центрах, стационарах, полустационарах, центрах дневного пребывания, обязанности по организации и содержанию которых возложены на местные органы власти и самоуправления, социальные работники используют свои знания в области теории и практики социальной работы, геронтологии и гериатрии, организации местного самоуправления, социальной политики. Особенно трудно приходится социальным работникам находить альтернативу организации помощи пожилым людям, имеющим хронические заболевания, на дому, поскольку стоимость медико-социальных услуг неуклонно растет, а средства, выделяемые государством на социальное обслуживание, в последние десятилетия почти во всех зарубежных странах, постоянно сокращаются.
В поисках таких альтернатив социальные работники часто выступают инициаторами создания общественных организаций, в рамках которых возможно оказание действенной помощи пожилым людям. Практически во всех странах действуют объединения ветеранов, деятельность которых выходит далеко за рамки чисто бытовой, социально-медицинской и социально-экономической помощи. Эти организации занимаются культурно-просветительской работой, предлагают разнообразные образовательные программы, участвуют в политической жизни своих стран. Практически все общественные организации пожилых людей (а их в мире насчитывается несколько тысяч, в том числе и несколько десятков международных) стремятся претворить в жизнь основные положения Принципов ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста»

Список литературы.

1. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. — М., 1998.

2. Козлов А-А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. — М., 1998.

3. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997.

4. Социальная работа. — М., 1992. — Вып. 1—4.

5. Теория и методика социальной работы. — М., 1994. 4.2.

6. Основы социальной работы. Учебник. — М., 1997.

7. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. — М.,1992.

Большую часть американского населения сегодня составляет средний класс, то есть это те люди, которых нельзя назвать ни богатыми, ни бедными. Бедность в Соединенных Штатах Америки определить достаточно сложно: считается, что бедная американская семья – это семья из трех человек, чей головой доход составляет 8000 долларов или меньше. Тем не менее, в реальности существует гораздо больше бедных, чей доход значительно ниже указанной суммы.

В США тяжело быть бедным человеком, поскольку он не имеет возможности зарабатывать средства на жизнь, живет в опасных дли жизни и здоровья условиях. Нет возможности получать образовательные услуги или квалифицированную медицинскую помощь, поэтому бедные живут гораздо меньше, чем представители среднего или высшего класса. Касается эта ситуация не только американского сообщества, но и любого другого социума в мире. Тем не менее, в данной статье мы рассмотрим социальное обеспечение и его специфику именно на примере общества Соединенных Штатов Америки.

Формирование института социального обеспечения в этой стране начинается примерно с 1935 года, и выстраивается оно на основании двух принципов:

  1. Страхование граждан;
  2. Вспомоществование.

Иногда принципы объединяются друг с другом, и появляется новая социальная программа с отдельными условиями социального обеспечения граждан.

В основании программы по социальному обеспечению в США лежит принцип социального страхования. Его суть состоит в том, что граждане из своего общего дохода выплачивают налоги как на социальное обеспечение, так и на медицинскую помощь. Таким образом, в случае наступления несчастного случая гражданин имеет полное право воспользоваться накопленными средствами, чтобы получить квалифицированную помощь или поддержку. Случаи, в которых могут быть использованы данные накопления, предусматриваются в рамках американского законодательства.

Социальное обеспечение США в рамках основной федеральной программы реализуется по двум ключевым направлениям:

  • непосредственно социальное обеспечение, которое представлено в виде пособий (пенсионные выплаты, льготы, субсидии, стипендии);
  • медицинская помощь, включающая в себя госпитализацию гражданина, оказание ему медицинских услуг, предоставление необходимых лекарственных средств.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается программы социального обеспечения, то все виды пособий и возможности оказания социальной помощи и поддержки можно разделить на несколько групп:

  1. Пенсионные пособия гражданам;
  2. Пособие в связи с нетрудоспособностью (инвалидность, наступление пенсионного возраста);
  3. Семейные пособия, выплачиваемые в связи с действием социальной политики в отношении семьи, материнства и детства.

Социальная защита в США

Некоторые программные аспекты социального обеспечения и социальной защиты мы проанализировали в предыдущей части данной статьи. Но есть и иная составляющая американской государственной системы, которая отвечает за социальную защиту – это вспомоществование бедным. Данная система является достаточно новой, поскольку начала развиваться в 60-е годы 20 века. В отличие от социального страхования, она не предполагает выплаты и вычеты налогов из доходов граждан. Критерий получения данной социальной защиты заключается в том, что гражданин нуждается в помощи, но не может самостоятельно организовать ее, поскольку не располагает достаточными средствами.

Задачи сферы вспомоществования подразделяются на следующие:

  • во-первых, это обеспечение гарантированного дохода гражданину, предоставление ему возможности трудоустроиться в соответствии с интеллектуальными и физическими возможностями;
  • во-вторых, поддержка нуждающихся семей с детьми, которая может выражаться в продовольственной, медицинской, жилищной помощи. Чаще всего, помощь предоставляется на безвозмездной основе, люди могут пользоваться вещами и продуктами в соответствии со своими желаниями.

Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным семьям с низким уровнем доходов, многодетным матерям-одиночкам, семьям, оставшимся без кормильца.

В ряде штатов пособие в соответствии с изложенными аспектами программы предоставляется семьям, где глава семьи является временно безработным, или утратил возможность к осуществлению деятельности в связи с болезнью и инвалидностью.

Таким образом, американская система не обладает специфическими чертами. Она является достаточно развитой, поскольку уровень жизни в Соединенных Штатах Америки гораздо выше, чем уровень жизни в иных развитых странах. Тем не менее, правительство сегодня сталкивается с критикой со стороны граждан, а уровень бедности незначительно, но продолжает ежегодно расти. Все это требует реформирования и принятия новых законов, которые позволят усовершенствовать социальную сферу, сделать ее более адаптированной к современным условиям.

После экономических сдвигов, которые произошли примерно 10 лет назад, экономика все еще имеет подвижный характер, ей свойственны перепады, в связи с чем страдает именно бедная часть населения. Тем не менее, граждане по-прежнему рассчитывают на помощь, получают ее именно в том объеме, в котором она требуется более всего. Страхование является наиболее популярным и распространенным способом социального обеспечения, поэтому граждане сами заинтересованы в осуществлении эффективной и качественной деятельности, чтобы получить шансы на безбедную старость или обеспечение в случае осуществления рисков и несчастных случаев. Ежегодно проводятся мероприятия, исследования, в которых определяются основные запросы граждан, и возможности их реализации. Отсюда и усовершенствования в системах социального и медицинского страхования, а также вспомоществования.

В основе социальной политики США лежит качественное и действительное обеспечение беспрепятственного воздействия различных механизмов производственных отношений, которые способствуют повышение конкурентоспособности и развитию в целом.

Детальное рассматривание института социального обеспечения в стране убеждает в том, что экономическая система США представлена в наибольшей развитой степени, отражает новую, американскую по характеру и степени развития систему капиталистических отношений. Базой социально-капиталистических отношений является четко отрегулированный императив поддержки социально нуждающихся слоев населения. Таким образом, в стране достигается максимально эффективная экономика-социальная политика.

В связи с всеобщей модернизацией цивилизованных стран на новую политическую систему, модель которой в первую очередь ориентирована на человека, реализация экономической программы не может происходить без программы социальной. Американская экономическая система работает по принципу, где система развивается в соответствии с запросами и потребностями населения. Актуальность потребностей вырабатывается в эволюционном процессе самой системы, согласно ее собственной внутрисистемной логике.

Социальная политика США и ее результативность не навязывается извне, а является вызванным ситуационным результатом, самопродуктом роста, единственным условием и предпосылкой выживания в сложившейся системе.

База социальной программы направлена на:

  • ориентирование высококвалифицированных кадров;
  • активное взаимодействие частных компаний и корпораций в подготовке и переобучении текущих кадров;
  • развитие всеобщей социальной программы;
  • обеспечение страхования;
  • обеспечение регулярных пенсионных выплат;
  • экологическая защита населения;
  • предоставление правого пакета социальных услуг для всех граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Главное отличие развития систем социальной поддержки между Западной Европой и США заключается в роли государства и частного сектора. Американская социальная система опирается на абсолютную роль государства с одной стороны, и на обеспечение ее существования со стороны частного предпринимательства, которое зачастую регулирует важнейшие механизмы и направления системы. Это позволяет обеспечивать высокую эффективность и мощность экономической политики США в целом. Частное предпринимательство непрерывно развивается и обеспечивает социальную программу за счет собственной среды функционирования, главным приоритетом которой остается конкурирование между бизнесами.

Так происходит осуществление активного воздействия тенденций экономико-социального развития и взаимодействия с требованием других политико-социальных проектов, государством проводится последовательная антимонопольная политика, обеспечивается открытость экономической системы для внешней и внутренней конкуренции, осуществляется эффективный приток иностранного капитала и рабочих кадров, а также проводится естественная миграция рабочих мест, как внутри страны, так и за ее пределами.

Программы социальной системы обеспечения населения в США

По мнению многих социологов, основной причиной высокого успеха экономического развития США стало вложения капитала в “человеческий фактор”. В стране огромную роль отводится на развитие конкурентоспособной системы существования предпринимателя на рынке труда, созданию необходимых и качественных условий для повышения производительности его бизнеса. В США самый низкий показатель бедности в мире, расходы на здравоохранение ежегодно составляют около 14% от общего ВВП (в России 3%), на обеспечение образования - 7,6% (в России 4,5), на развитие науки и научных проектов 2,6% (в России 0,5%).

Высокие инвестиции в человека и его образование, осуществляемые из государственного бюджета, лежат в основе чрезвычайно высокого показателя квалификации рабочей силы в стране. Цитата Билла Клинтона, как ничто характеризует направленность американской образовательной системы: “Повышение образования - постоянная функция человека на протяжении всей его жизни”.

Государство осуществляет финансирование 80% учебных заведений, затраты на образовательные программы в течении жизни составляют 7,6% от ВВП страны, среднее образование имеют 90% американцев, высшее - 56%. В вузах обучаются 81% граждан соответствующего возраста. Помимо этого, США регулярно занимаются привлечением ведущих специалистов, ученых, квалифицированных рабочих из стран всего мира, что дополняет и формирует мощную систему социальной политики труда.

Помимо официальной программы политики социальной защищенности населения в стране существуют не менее стратегически важные программы, обеспечивающие важнейшие секторы в пакете социальных услуг. В первую очередь к ним относятся программы социального страхования и взаимопомощи, их общий объем сегодня уже превышает 1 трлн. долларов.

Система социального страхования выражена в регулярных выплат, пособий, пенсионных начислений, дотаций, обеспечения защиты каждого гражданина в тяжелых ситуациях (потеря кормильца, ухудшение здоровья, потеря работы и т.д.). В стране активно взаимодействуют две ветви социальной помощи: государственная и частная. Каждая из ветвей выполняет свои функции и регулируется общей системой и органами социальной политики. Функция государства обеспечивает минимальный прожиточный уровень, программы по безработице, обеспечивает помощь социально-нуждающимся, гарантирует социальную защиту населения. Частная ветвь предоставляет полный объем недостающих услуг общего соц. пакета (пособия, пенсионные выплаты и т.д.). Таким образом социальная политика США осуществляется по 3 направлениям:

    государственное социальное страхование (пенсионные начисления, выплаты по инвалидности, потере кормильца, оказание помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам с ограниченными возможностями и д.р.);

государственное вспомоществование. К ним относятся 180 на сегодняшний день социальных проектов страны, которые можно разделить на две категории:

  • федерально-штатная помощь, осуществляемая в финансовой форме; соц.поддержка нуждающимся в натуральной форме (бесплатные продукты питания, одежда и т.д.);
  • оплата государством медицинских услуг, обеспечение среднего образования для каждого гражданина, профессиональная подготовка, обеспечение жилья, коммунальных услуг;

Главная цель государственной экономической политики США — экономическая мощь страны, а так как эта задача полностью зависит от человека (американского гражданина) то условия труда и жизни приобретают первостепенное значение. Следовательно, второстепенной по значению задачей государства становится достойный уровень жизни, что и определяет содержание проводимых государством мер, таких как правовая свобода, поддержка частного бизнеса, освобождение его от излишней опеки, снижение ставок налога на прибыль, налоговая скидка в размере 25% с капиталовложений в сферу НИОКР и т.д.

Начиная с 1935 года законодательное регулирование США осуществляется обеспечение социального института. При этом строясь на двух основных принципах — страховании и вспомоществовании, либо обьединяя их в какой-либо социальной программе. Эти направления никак не изолируются относительно друг друга, и относительно других направлений социальной политики, находят свое проявление в нормативных документах соответствующего типа.

Как уже говорилось, система социального обеспечения людей, которые проживают в США осуществляется опираясь на принятые и реализуемые государством федеральные программы и программы штатов.

Стоит отметить, что в роли основной программы в сфере отношений выступает «Социальное обеспечение» (Social Security), которая включает в себя в качестве подпрограммы раздел «Медицинской помощи» (Medicare).

Программа социального обеспечения

Что касается программы социального обеспечения в США, то в ней изначально закладывается принцип социального страхования, основная цель этого принципа – выплата налогов, как на социальное обеспечение, так и на медицинскую помощь.

Социальный налог занимается обеспечением составляя 6.2% трудового дохода работника до 106 800 долл; в то время, как с частного предпринимателя — 12.4% дохода от 106 800 долл. Налог на медицинскую помощь составляет всего 1.45% от общего дохода; с частного предпринимателя – 2,9% общего трудового дохода.

Отсюда следует, что социальное обеспечение действующее в рамках главной федеральной программы осуществляется по двум ключевым направлениям: социального обеспечения (это пособие, включающее пенсионные отчисления), а также медицинской помощи, включающей в себя госпитализацию.

Федеральные пособия в рамках программы «Социальное обеспечение» разделяются на следующие группы:

  • пенсионные пособия;
  • пособие по нетрудоспособности;
  • семейные пособия.

К пенсионным пособиям относятся: пособие по старости, которое выплачивается каждый месяц (Retirement Benefits), а также пособие, связанное с потерей кормильца (Survivors Benefits).

Пособие включающее в себя нетрудоспособных граждан представляется в виде ежемесячного пособия по инвалидности (Disability Benefits).

Важно отметить, что программа «Социальное обеспечение» не занимается таким видом выплат, как по временной нетрудоспособности, поскольку его правовое опосредование имеет место в других программах (например штатные программы и программы по приему работодателей).

Обращая внимание на семейные пособия (Family Members Benefits) следует отметить, что в них входят пособия выплачиваемые членами семей лиц, получающих пособия по старости, либо по нетрудоспособности.

Ежемесячное пособие по старости

В фундаменте реализации прав связанных с пенсионным пособием лежит «балловая схема», ее суть заключается в том, что человек работая на протяжении всей жизни набирает баллы (Social Security Credits), которые определяют размер его будущей пенсии в рамках известной программы «Социальное обеспечение».

Человек отработал год, за это время он может получить максимум 4 балла. Но в большинстве случаев для стабильной пенсии нужно заработать 40 условных баллов, что приравнивается к 10 годам трудового опыта.

Лицам, еще не достигшим пенсионного возраста, необходимо меньшее количество баллов для получения пособия по нетрудоспособности или в связи с потерей кормильца. В случае, если физическое лицо не осуществляет трудовую деятельность, не имея на этот момент нужного количества баллов, то все заработанные до этого баллы сохраняются на счете службы социального обеспечения. Если же человек возвращается на работу, то он имеет возможность на необходимую доработку для увеличение своего количества баллов, чтобы в конечном итоге получить право на пособие. Но что касается отсутствия нужного числа баллов, то в этом случае лицо не сможет получить право на пособие.

Лица достигшие возраста 62 лет, имеют полное право на получение пенсии, при соблюдении правила условных баллов.

Размер пособия физического лица зависит напрямую от заработной платы на протяжении всей жизни, а также возраста выхода на пенсию (чем позже человек выходит на пенсию, тем более высокий размер его пособия).

Основываясь на правилах можно сказать, что возраст выхода на пенсию находится во временных рамках 62-67 лет, имея прямую зависимость от года рождения гражданина. Лица родившиеся не раньше 1960 года получат пособие в возрасте 67 лет; те кто родился с 1943 по 1954 год, выйдут на пенсию после 66 лет и т д.

Также есть отдельные нормы, которые касаются конкретно прав пенсионных вдов и вдовцов. Но они в частных случаях, имеют право на получение пособия с 60 лет или даже 50, в случае неработоспособности. При этом они могут сначала получать не полное пособие по одному счету, а после уже полное по другому счету.

Девушка имеет возможность на получение неполного пособия вдовы после 60 или 62 лет, а когда приходит полный пенсионный возраст, она переходит к получению полного пособия.


В статье дается характеристика государственной политики в области социальной защиты населения в зарубежных станах, анализируются основные модели социальной защиты населения на примере либеральной, консервативной, социал-демократической и южно-европейской моделей. Рассмотрены особенности зарубежных моделей.

Ключевые слова: социальная защита, государственная социальная политика, модели социальной защиты, зарубежный опыт

В настоящее время социальная защита населения является неотъемлемым механизмом достижения социальной стабильности в обществе. Для создания эффективной системы социальной защиты в России необходимо проанализировать и изучить существующий зарубежный опыт по участию государства в обеспечении социальной защиты населения и выбрать наиболее оптимальные варианты.

Рассмотрим существующую классификацию моделей социальной защиты населения в зарубежных странах, приведенную в работе Н. У. Сафарова [3, с. 634–639]. Разновидности моделей соцзащиты и станы, в которых они применяются представим в виде схемы (рисунок 1).


Рис. 1. Классификация основных моделей социальной защиты населения

Рассмотрим основные особенности данных моделей.

Либеральная модель социальной защиты отличается тем, что опирается не на государство (которое является лишь гарантом обеспечения социальной защиты) а на системы социального страхования, отличается равенством, всеобщностью и единообразием, т. е. равные условия для всех, охват всех нуждающихся в соцподдержке, равные размеры пенсий и пособий и т. д.

Как пишет в своей работе К. Неделяков, либеральная модель представляет собой модель, в которой государственная ответственность за социальное благосостояние ограничено. Сами граждане должны нести ответственность за их экономическое состояние, а рынок должен исправлять и бороться с социальными рисками и патологией исключительно через предложения и программы действий для обеспечения деятельности отдельных граждан и семей. В либеральной системе преобладает солидарность на основе взаимности, понимаемая как механизм с существованием интереса к взаимной помощи друг другу. В этой модели, социальные и государственные права являются ограниченными или вовсе не существуют [2, с. 35–39].

К примеру, в США приоритетное место в организации социальной работы отводится не муниципалитетам, а благотворительным и некоммерческим (ассоциативным) организациям, поэтому модель можно охарактеризовать как либерально-ассоциативную.

В своей работе А. В. Губин подчеркивает, что «единой общенациональной централизованной системы социального обеспечения в США не существует. Она образуется из разного рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральными органами и органами власти штатов. Отдельные программы принимаются также местными властями.

Государственная система социального обеспечения в США четко подразделяется на два направления: социальное страхование и социальное вспомоществование. Они различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счёт налога на социальное страхование, который взимается с трудящихся (в доле с предпринимателями). Государственное вспомоществование выплачивается из бюджетных средств: федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти». [1, с. 53–60].

Подводя итоги, можно заметить, что социальная защита населения по либеральной модели, по сравнению с другими западными государствами является относительно жесткой. Во многом это зависело от исторического развития и менталитета. Существует развитая система государственной социальной защиты, но она, зачастую, не доступна или невелика для нуждающихся. В связи с этим большая роль ложится на общественные и благотворительные организации.

В США значительная часть усилий по социальному обслуживанию населения лежит на негосударственных благотворительных организациях, фондах частных компаний, профсоюзах и подобных им организациях, что в свое время было характерно и для России, а сегодня является огромным потенциалом управления системой социальной защиты россиян.

Консервативная, континентальная или «бисмарковская» модель распространена в Германии, Франции, Нидерландах и Швейцарии. Она отличается сильной ролью государства в системе социальной защиты, государство руководит основными каналами перераспределения средств, в данной модели является обязательным социальное страхование, пенсионное, медицинское, выплаты по безработице и т. д.

Как указывает К. Неделяков, консервативная система представляет собой сочетание семейных обязанностей и государственного регулирования. Допустима возможность большего вмешательства государства в социальную и общественную жизни, чем в либеральном режиме. Согласно принятым целям этой модели социальные программы должны менее вмешиваться в функционирование рыночной экономики и как можно больше для ее развития. Человеческие потребности должны быть удовлетворены в первую очередь в соответствии со стажем работы и производительности. Социальное страхование обеспечивает защиту в первую очередь от типичных социальных рисков, но оно организовано таким образом, что уровень потребностей была напрямую связан с состоянием рынка труда и от количества доходов.

Следовательно, наиболее важной особенностью социальной политики в этой модели является сильная зависимость между лицом, представленным на рынке труда, и его доходами. Страховые выплаты дополняются предоставлением универсальные пособия, такие какие как: пособия на детей и социальные услуги, а также социальной помощью на основе критериев дохода. Система поддерживает традиционную цель которая является идеей того, что человек является главным кормильцем, чьи способности следует поощрять [2, с. 35–39].

Наиболее сильная роль государства присуща социал-демократической или солидарной модели социальной защиты населения. Данная модель распространена в Швеции, Норвегии, Финляндии и Дании, где социальные выплаты гарантированы всем жителям страны вне зависимости от стажа, занятости, и уплаты страховых взносов. Система социальной защиты находится под полным контролем государства.

В данной модели, государство должно поддерживать функционирование системы, что гарантирует удовлетворение социально значимых потребностей. Социальная политика должна заменить рыночные механизмы в процессе удовлетворения потребностей, используя в первую очередь критерий необходимости, а не заслуги.

Социальными правами обладают гражданстве проживающие в стране. Если предположить, что общество несет ответственность за существование социальных проблем, то и общество несет ответственность за их решение. Универсальные социальные пособия связаны с политикой активности на рынке труда, за счет увеличения занятости как в государственном, так и в частном секторах, за счет ряда налоговых преференций, кредитных вкладов, оказанию помощи.

Это сопровождается высоким уровнем услуг для детей и семей, людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Эти услуги снижают полную ответственность семьи, создают обоим родителям возможность совмещения работы и семейной жизни. Эта система является достаточно финансово нагруженной и зависит от поддержания высоких темпов фискальной нагрузки и высокого уровня занятости. В основе семейной политики лежит мнение, что дети обеспечены поддержкой общества и, следовательно, ответственностью общества является покрытие расходов за рождаемость и образование.

Южно-европейскую модель социальной защиты еще называют рудиментарной, так как государство практически не участвует или его роль очень низка с системе социальной защиты, все стороны социальной защиты отданы на откуп семье и родственникам.

Модель характеризуется сильной сосредоточенностью на защите традиционной структуры семьи и поддерживанию сплоченности семьи и прочных семейные уз. Большая семья обеспечивает уход за детьми и финансовую помощь, и тем самым снижает ответственность государства за развитие социальной инфраструктуры. Социальные пособия распределяются неравномерно, и выплачиваемые выборочно и образуют инструмент действия в общественной политике социального государства.

Таким образом, каждая из рассмотренных выше моделей социальной защиты имеет свои достоинства и недостатки, ни одна из этих моделей не существует в чистом виде и как правило большинство государств сочетают в системах социальной защиты те или иные характерные черты каждой их моделей, с преобладающей ролью одной из вышеназванных.

1 Губин А. В. Особенности системы социальной защиты в США // Омские социально-гуманитарные чтения — 2015, Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Министерство Омской области; Омское отделение Российского общества социологов; Омский государственный технический университет, факультет гуманитарного образования, кафедра социологии, социальной работы и политологии; Ответственный редактор Л. А. Кудринская. 2015 — С. 53–60.

2 Неделяков К., Танкова Э. Социальная защита и социальная политика в странах Европейского союза // Прикладные экономические исследования. — 2014. — № 1. — С. 35–39.

3 Сафаров Н. У. Мировой опыт социальной защиты и борьбы с бедностью // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 5–3. — С. 634–639.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная защита, социальная защита населения, социальное страхование, модель, США, либеральная модель, система, социальная политика, социальное обеспечение, южно-европейская модель.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: