Можно ли третейский суд отнести к правоохранительным органам

Обновлено: 26.04.2024

Третейский суд, как орган, осуществляющий защиту гражданских прав, но в то же время действующий на основании частноправовой инициативы самих спорящих сторон, не может быть полностью выведен из сферы государственного контроля. Необходимость такого контроля вполне очевидна даже с учетом наличия принципа невмешательства государства в частные дела. И мировая практика свидетельствует, что третейское разбирательство подвергается такому контролю, хотя и с разной степенью его глубины. Тем не менее возникает вопрос о границах вмешательства государства в деятельность третейского суда и формах контроля.

В России ответы на эти вопросы содержатся прежде всего в Законах "О международном коммерческом арбитраже" и "О третейских судах в РФ", а также в АПК РФ и ГПК РФ. И если в отношении международного арбитража поставленные вопросы уже нашли свои ответы ввиду достаточно долгого существования этого правового института и его практической деятельности, то в отношении третейского суда для разрешения внутрироссийских споров вопрос о контроле деятельности третейских судов мало изучен. Между тем от определения степени и форм контроля за третейским судом зависит поведение как государственных судов, так и иных лиц, права которых затрагивает деятельность третейского суда. Поэтому одним из самых важных вопросов является вопрос о том, какие органы могут осуществлять такой контроль, в каких формах и на каких этапах деятельности третейского суда возможно его осуществление.

Прежде всего, стоит отметить, что органом, призванным осуществлять контрольные функции, законодателем определен государственный суд. Причем эти контрольные функции распределены по всей российской судебной системе и их осуществляют как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды, при этом в соответствии с территориальной подсудностью в зависимости от того, какую именно контрольную функцию они осуществляют. Но возникает вопрос относительно того, является ли государственный суд единственным контролирующим органом. А вот ответ на этот вопрос в законодательстве о третейском разбирательстве уже не содержится в полном объеме. Так, из ст. 22 Закона "О третейских судах в РФ" следует, что есть ограничения получения данных от третейского судьи о третейском разбирательстве, вытекающие из принципа конфиденциальности третейского разбирательства. Поэтому третейские судьи не могут быть допрошены в качестве свидетеля в отношении обстоятельств рассмотренного ими дела. На этом регулирование исчерпывается. Следовательно, если иное не установлено в законодательстве о третейском разбирательстве, действуют общие правила о возможности контроля в рамках полномочий проверяющих органов.

Так, в определенной сфере такими контрольными полномочиями обладают налоговая инспекция в отношении проверки уплаченного третейского сбора, иные органы в административной сфере. Хотя естественно, что этот контроль не является контролем третейского разбирательства. Но наибольший вопрос вызывают полномочия правоохранительных органов, в частности следственных органов и прокуратуры. Речь идет о возможности последних запрашивать для изучения дела, рассмотренные третейским судом, и выносить различные процессуальные акты относительно вынесенных им решений. Думается, что на этот вопрос следует ответить, что на третейский суд здесь распространяются общие правила о возможности истребования документов от любых лиц. А в части возможности участия этих органов в судебном процессе, принесения протестов нужно ответить отрицательно. Законодательство, исходя из принципа конфиденциальности третейского разбирательства, не предусматривает возможности вмешательства государственных органов в третейское судопроизводство, поэтому такое вмешательство признается недопустимым и может быть реализовано только в формах, прямо предусмотренных законом. Это положение относится к невозможности участия прокурора в процессе и невозможности принесения протеста прокурора на вынесенное третейским судом решение. Так, в ст. 40 Закона "О третейских судах в РФ" прямо закреплено, что оспаривать решение могут только стороны третейского разбирательства . Любые третьи лица лишены возможности участия в процессе и влияния на решение третейского суда, за исключением случаев, когда стороны пришли к соглашению о возможности участия в процессе третьего лица и заключено соответствующее третейское соглашение. Таким образом, можно прийти к выводу, что государственный контроль деятельности третейского суда сводится только к судебному контролю. Причем это контроль не за деятельностью, а за выносимыми третейским судом судебными актами.

Нужно отметить, что данное положение вызывает много нареканий в связи с тем, что зачастую решение третейского суда может нарушать права третьих лиц. В этом случае они также имеют право защитить свои права, и сделать они это могут только путем оспаривания принятого третейским судом решения. Норма АПК, запрещающая им оспаривать решение третейского суда, противоречит праву на судебную защиту, гарантированную каждому.

Однако возможность контроля судебных актов не дает оснований для вывода, что государственные суды являются вышестоящей инстанцией по отношению к третейским судам. Эту точку зрения высказал В.Ф. Яковлев, указав, что "арбитражный суд осуществляет государственный контроль, но только в тех пределах и в тех рамках, которые определены законом" , при этом отмечая, что у арбитражных судов нет права проверять решение третейских судов на законность и обоснованность.

Яковлев В.Ф. Новое процессуальное законодательство о разрешении экономических споров // Хозяйство и право. 2002. N 2. С. 15.

Если посмотреть, на каких этапах и что именно контролируют государственные суды в отношении судов третейских, то ясно, что предмет их контроля и объем этого контроля значительно различаются в зависимости от того, какой акт третейского суда подвергается контролю.

Так, определенные элементы судебного контроля встречаются на следующих стадиях: создание третейского суда, контроль за вынесенными промежуточными актами третейского суда (определениями), контроль за решениями третейских судов. Рассмотрим подробнее, в каких формах и каким способом осуществляется этот контроль.

При создании третейского суда судебный контроль происходит исключительно в рамках уведомительной процедуры о создании третейского суда, путем представления в суд указанных в законе документов. Государственный суд наделен минимумом контрольных полномочий относительно третейского суда. Фактически все сводится только к принятию представленных документов. Их анализ и оценка государственным судом не предусмотрены. Поскольку контрольные полномочия государственного суда на этой стадии минимальны, а закон не устанавливает какой-либо формы реагирования государственного суда, то все негативные последствия относительно нарушений на этой стадии могут наступить на других, более поздних, стадиях судебного контроля. Будет ли третейский суд считаться созданным и имеет ли он право выносить решения при нарушении процедуры уведомления о создании? Думается, что стоит согласиться с мнением О.Ю. Скворцова, что "третейский суд, который был создан, но о создании которого не был уведомлен компетентный суд, необходимо рассматривать как незаконный, и, следовательно, принимаемое им решение не обладает юридической силой" .

Скворцов О.Ю. Комментарий к ФЗ "О третейских судах в РФ". М.: Омега-Л, 2003. С. 74.

Следующая возможная стадия контроля за третейским разбирательством может наступить при вынесении этим судом определений о компетенции и об обеспечении иска. Судебный контроль на этой стадии отличается тем, что происходит в процессуальной форме путем рассмотрения заявления заинтересованной стороны и вынесения соответствующего судебного акта. При этом оба вышеуказанных определения третейского суда имеют между собой мало общего с точки зрения объекта контроля. Так, определение о компетенции третейского суда проверяется государственным судом по существу, и оцениваются сами обстоятельства, послужившие третейскому суду основанием для выводов о его компетенции или ее отсутствии на рассмотрение спора.

Таким образом, государственный суд, контролируя правильность принятия определения о наличии у третейского суда компетенции, рассматривает правильность принятия решения по этому вопросу третейским судом и как последствие определяет возможность вынесения решения по этому спору третейским судом, т.е. устанавливает наличие или отсутствие компетенции рассматривать спор. Стоит отметить, что этот вид контроля на сегодня является чисто теоретическим ввиду того, что ст. 235 АПК РФ предусматривает возможность обжалования определения о компетенции, если это предусмотрено законом, ГПК РФ вообще не содержит подобной нормы. Между тем иных норм права, которые предусматривают такую возможность, нет. Поэтому можно прийти к выводу, что для внутренних третейских судов возможности обжалования определений о компетенции не установлено.

Когда государственный суд исполняет контрольные функции в отношении определения третейского суда о принятии обеспечительных мер, предметом его контроля являются оценочные обстоятельства о необходимости принятия соответствующих обеспечительных мер. При решении этого вопроса очень велико судебное усмотрение, и государственный суд выносит определение о принятии им обеспечительных мер, исходя из собственной позиции о необходимости обеспечения. Определение третейского суда является скорее набором доказательств для принятия государственным судом решения о принятии обеспечительных мер или об отказе в их принятии. При этом закон не обязывает государственный суд давать оценку вынесенному третейским судом определению или установленных в нем обстоятельств. В этом смысле происходит не контроль правильности самого определения, а контроль наличия или отсутствия определенных обстоятельств, на основании которых суд принимает определение. Более того, АПК РФ, в отличие от Закона "О третейских судах в РФ", вообще не предусматривает какого-либо анализа арбитражным судом определения третейского суда о принятии им обеспечительных мер ввиду того, что определения третейского суда нет в списке документов, направляемых в арбитражный суд вместе с заявлением об обеспечении иска.

Последняя стадия судебного контроля за деятельностью третейского суда - это контроль за вынесенным третейским судом решением. Эта стадия имеет свою особенность, заключающуюся в том, что закон детально регулирует саму процедуру контроля, его предмет и пределы такого контроля. Этот контроль производится в судебном заседании в соответствии процессуальными требованиями. В то же время особенность этой стадии в том, что порядок проверки решения третейского суда, по мнению Т. Андреевой, предполагает "осуществление формально-юридического контроля, а не проверку решения по существу" . Эта позиция закреплена в ст. 46 Закона "О третейских судах в РФ" о запрете для государственного суда производить исследование обстоятельств, которые были установлены третейским судом, или пересматривать решение третейского суда по существу. Кроме того, ст. ст. 233, 239 АПК РФ и ст. ст. 421, 426 ГПК РФ устанавливают, что решения третейских судов проверяются не на соответствие нормам права, а только на соответствие основополагающим принципам российского права и соблюдение отдельных процедурных требований, относящихся к третейскому разбирательству. Возможно, что решение третейского суда нарушит какие-либо нормы права или будет недостаточно обоснованным, но это не дает государственному суду права отменить такое решение или отказать в выдаче исполнительного листа на это решение.

Процедура судебного контроля существенно ограничивает его как по способу, так и по предмету контроля. Так, государственный суд исследует только само решение третейского суда, а вот запросить материалы третейского суда в соответствии со ст. ст. 232, 238 АПК РФ и 420, 425 ГПК РФ он может только по ходатайству сторон. Предмет контроля в ст. ст. 421, 426 ГПК РФ и ст. ст. 233, 239 АПК РФ также определен предельно четко, и он в значительной мере зависит от процессуального поведения самих сторон третейского разбирательства. Судебный контроль разделяется на обязательный, который должен быть произведен независимо от воли сторон, и дополнительный, т.е. тот, который проводится только по заявлению одной из спорящих сторон. В конструкциях указанных статей есть указание на возможность судебного усмотрения при исполнении контрольных функций. Это заключается в том, что при выявлении нарушений при проведении обязательного контроля государственный суд обязан отменить решение третейского суда или отказать в выдаче исполнительного листа, в то же время при выявлении нарушений при проведении дополнительного контроля он имеет право это сделать.

Андреева Т. Некоторые комментарии к ФЗ "О третейских судах в РФ" // Хозяйство и право. 2003. N 1. С. 26.

Таким образом, исследовав контрольные функции государства в отношении деятельности третейских судов, можно сделать следующие выводы. Введение государственного контроля за актами третейского суда - это необходимый элемент правового регулирования его деятельности по защите гражданских прав, которую осуществляет третейский суд. Эта необходимость вызвана тем, что деятельность третейского суда является социально значимой и влекущей серьезные правовые последствия. В то же время деятельность третейских судов в значительной мере является саморегулируемой и зависящей от воли сторон. Поэтому государственный контроль здесь выступает необходимой гарантией на пути к возможному ущемлению базовых прав субъектов гражданского оборота. Такое пересечение интересов охраны гражданских прав и недопустимости вмешательства государства в частные дела предопределило, что общим подходом к судебному контролю следует признать его жесткую ограниченность рамками процессуальных норм и недопустимость расширительного толкования компетенции государственного суда по контролю за решением суда третейского. Необходимость осуществления государственным судом контрольных функций в отношении актов третейского суда не вызывает сомнения, но он должен быть осуществлен только в порядке и формах, предусмотренных процессуальными нормами или специальными федеральными законами.

С 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (часть седьмая статьи 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора);

третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство - процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда - уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства - нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

стороны третейского разбирательства - организации - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане-предприниматели), физические лица (далее - граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд - арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

относятся ли суды к правоохранительным органам что вообще к ним относят(к правоохранительным органам ).

Здравствуйте. Сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие.

Правоохранительные органы – это те госструктуры, которые призваны охранять правопорядок: вести оперативно-розыскную работу, расследовать преступления разного рода и направленности, контролировать исполнение судебных решений и пр. Однако сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие, конституционный контроль за выпуском нормативной документации и деятельностью высокопоставленных чиновников от юриспруденции касательно соблюдения требований Конституции РФ, а еще – за деятельностью правоохранительных органов. Из вышеизложенного следует, что суд является не правоохранительным органом, а вышестоящей инстанцией иного ведомства – судебной системы, наделенной правами контроля, в том числе и за работой сотрудников правоохранительной системы.

Суд представляет собой специализированную инстанцию, которая осуществляет действия, направленные на исполнение законов. В случае нарушения законов, установленных законодательной властью, суд осуществляет процесс судебного разбирательства, в ходе которого осуществляется процесс восстановления объективной картины происшествия, изучаются все доводы, доказательства и факты. На основании полученной информации, суд принимает окончательное решение;
Правоохранительные органы занимаются обеспечением правопорядка и взаимодействия общества, также формируется обязательство сбора документов, улик и доказательств, которые впоследствии передаются суду, для осуществления судебного процесса;
Нужно сказать о том, что судебный орган не является правоохранительным. Так как формируется немаловажный аспект формирования определенных различий. Как вы уже поняли, правоохранительные инстанции не могут принимать решения по определенным видам наказания. Также нужно обратить ваше внимание на то, что суд осуществляет процесс принятия окончательного решения по вопросу рассматриваемого дела.

Третейский суд — негосударственный юридический орган, который решает гражданско-правовые (в основном коммерческие) споры.

Третейский суд может быть представлен либо единоличным арбитром (третейский судья), либо коллегией арбитров. Членов третейского суда избирают стороны спора или назначает арбитражное учреждение.

Как правило, третейские суды решают корпоративные споры, связанные с внутренними делами компании, договорами, защитой деловой репутации и финансовыми отношениями между разными организациями.

Проще говоря, помните, в сериале «Как я встретил вашу маму» двое друзей Маршалл и Барни выбрали Лили судьёй спора на пощёчину? Она единолично выбирала победителя и санкции проигравшему. Можно сказать, что Лили была третейским судьёй.

Пример употребления на «Секрете»

«Компетенция гражданских судов (да и их загруженность) вряд ли позволит рассмотреть дело в деталях, венчурные инвестиции — слишком специфичный бизнес. Это мог бы делать специальный венчурный третейский суд, если размер третейского сбора не окажется слишком обременительным для "физиков". Подобные третейские суды есть на Западе. Например, в Германии дела, связанные с инвестиционными спорами, решает третейский суд при Комиссии по ценным бумагам».

(Гендиректор краудинвестинговой платформы StatTrack Константин Шабалин — о том, зачем бизнесу нужен третейский суд.)

Нюансы

«Экспресс-правосудие» — так характеризуют работу третейских судов. В России их несколько тысяч. Их главное преимущество перед государственными судами — быстрота. В среднем третейский суд выносит решение всего за десять дней. Оно — окончательное.

Государственные суды решают споры по месту регистрации ответчика. Третейские же работают по своему адресу, а иногда даже готовы проводить заседания онлайн.

Третейские суды не имеют права разглашать информацию и публиковать свои решения.

Гонорар третейских судей определяется в размере 1% от цены иска, но не менее 20 000 рублей. В городах федерального подчинения (Москва, Санкт-Петербург) гонорар выше — 2% от цены иска, но не менее 50 000 рублей.

В ноябре 2020 года в Уголовном кодексе РФ появилась статья, устанавливающая ответственность за подкуп третейского судьи. Максимальная санкция — 12 лет лишения свободы с выплатой штрафа в размере до девяностократной суммы подкупа.

Если подписываемый документ имеет оговорку, что в случае спора его будут рассматривать в третейском суде, то пункт с этой оговоркой называется «третейская клаузула», или «третейская оговорка».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: