Можно ли с судимостью работать на муниципальной службе

Обновлено: 27.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Судимость муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Судимость муниципального служащего

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: К вопросу о перспективах нотариальной медиации в сфере страховых правоотношений (отдельные вопросы урегулирования конфликтов по поводу страховых случаев)
(Михайлова А.С.)
("Нотариус", 2018, N 5) В рамках дискуссии, объявленной под заголовком "Нотариальный акт как документ, не требующий доказательств в суде (доказательственная презумпция)", хотелось бы остановится на вопросах, тесно связанных и поэтому не менее актуальных, а именно на процедуре медиации и некоторых аспектах ее применения для разрешения конфликтов в сфере страхования. Не является секретом, что в рамках осуществляемой в России реформы нотариата одним из предложений разработчиков проекта закона "О нотариате и нотариальной деятельности" стало использование в качестве уже имеющегося ресурса для построения системы альтернативной процедуры урегулирования споров института нотариата (разумеется, фигура нотариуса не рассматривалась как единственная, но тем не менее уровень ее профессиональной квалификации и специфика деятельности позволили рассматривать ее в качестве одной из основных). В последующем, с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" произошла легализация термина "медиатор", законодатель пошел по пути определения общих требований, предъявляемых к статусу указанного лица, назвав в качестве таковых следующие: это должно быть физическое лицо, к тому же независимое (ст. 2); оно должно быть достигшим восемнадцатилетнего возраста и обладающим полной дееспособностью; не имеющим судимости (ст. 15). Закон императивно пресекает возможность выступать медиатором государственным и муниципальным служащим, дополнительно обозначает выполняемую медиатором деятельность как некоммерческую, к тому же совместимую с возможностью осуществлять любую иную, и, пожалуй, иных требований не содержит. Однако вышеописанные характеристики субъекта отнесены лишь к медиации на непрофессиональной основе; более жесткие требования предусмотрены для субъектов, осуществляющих процесс медиации на профессиональной основе: двадцатипятилетний возраст, наличие высшего образования и дополнительного профессионального образования в сфере медиации (ст. 16). Таким образом, законодатель не формирует закрытого перечня субъектов медиации, что в целом соответствует самой ее сути, яркому проявлению диспозитивности, а также выражается в добровольности медиативной процедуры и принципе сотрудничества, заложенном в ее основу. Что касается изначально предполагаемых перспектив участия нотариуса в процессе медиации, то, по мнению большинства исследователей данного вопроса, его потенциал как посредника в разрешении конфликтов остается нереализованным; и дело не в запрете специального нормативно-правового акта в сфере урегулирования споров, ведь, как показано выше, Закон не предъявляет узкопрофессиональных требований к непрофессиональному медиатору, а те, которые предусмотрены для профессионального, вполне соотносимы с требованиями, предъявляемыми к статусу нотариуса (согласно ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате) .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 2) Предмет рассмотрения: пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в той мере, в какой он в системной связи с иными положениями этого Федерального закона служит основанием для решения вопроса о расторжении трудового договора за несоблюдение предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости.

Нормативные акты: Судимость муниципального служащего

"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2020 года" Названный пункт являлся предметом рассмотрения в той мере, в какой он в системной связи с иными положениями этого Федерального закона служит основанием для решения вопроса о расторжении трудового договора за несоблюдение предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости.

Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1) непредставления сведений, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона;

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

10) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены.

(п. 10 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Гражданин не может быть назначен на должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования, а муниципальный служащий не может замещать должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 559-ФЗ)

2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

3. Муниципальный служащий, являющийся руководителем органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, заместитель указанного муниципального служащего в целях исключения конфликта интересов не могут представлять интересы муниципальных служащих в выборном профсоюзном органе данного органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования в период замещения ими соответствующей должности.

Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальная служба судимость (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Муниципальная служба судимость

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 2) Выделение муниципальной службы в самостоятельный вид публичной службы (в том числе с точки зрения выполняемых ею задач, а также принципов ее организации и функционирования), взаимосвязь государственной гражданской службы с муниципальной службой и их единая публичная природа сами по себе не исключают дифференциации правового регулирования отношений, связанных с поступлением и прохождением того или иного вида службы, а также с определением правового статуса как государственных гражданских, так и муниципальных служащих, элементами которого, помимо прочего, являются налагаемые на указанных лиц ограничения и обязательства. Соответственно, предусмотренное законом единство такого рода ограничений и обязательств, установление которых относится к сфере дискреционных полномочий законодателя, само по себе не предполагает их полного тождества. Соответственно, не предполагается автоматическое распространение на муниципальных служащих такого связанного с государственной гражданской службой ограничения, как наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости. Сведения о наличии либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, судимости как таковые не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию данного лица на муниципальную службу.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обеспечение равного доступа к служебной деятельности в законодательном регулировании общественных отношений
(Афанасьева М.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 2) С другой стороны, законодатель оставил дифференцированный подход к разграничению государственной гражданской и муниципальной службы, установив только для государственной гражданской службы запрет на службу в случае наличия судимости за все виды преступлений, даже если они не связаны со службой. В этом, на наш взгляд, можно усматривать необоснованное отклонение от конституционного принципа равнодоступности службы в зависимости от уровня публичной власти. Особенно это касается "крупных муниципалитетов", являющихся одновременно столицами или административными центрами субъектов РФ. Правовое положение служащих таких муниципалитетов довольно ощутимо "приближено" к статусу государственных гражданских служащих (с точки зрения масштабов реализуемых задач, степени ответственности, объема налоговых сборов, бюджетных расходов и т.д.). Полагаем, что правоограничения здесь должны быть близкими и даже, возможно, тождественными. Можно согласиться лишь с отступлением от принципа равенства доступа к публичной службе по признаку наличия не снятой или не погашенной судимости в отношении небольших муниципалитетов - городских и сельских поселений с небольшой численностью избирателей. В таких муниципальных образованиях можно было бы разрешить осуществление муниципальной служебной деятельности лицам, которые имеют судимость за преступления, не связанные со служебной деятельностью.

Нормативные акты: Муниципальная служба судимость

"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2020 года" Названный пункт являлся предметом рассмотрения в той мере, в какой он в системной связи с иными положениями этого Федерального закона служит основанием для решения вопроса о расторжении трудового договора за несоблюдение предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости.

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 116-ФЗ

6) прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 116-ФЗ

7) наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ пункт 9 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

9) непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ часть 1 статьи 13 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.1, вступающим в силу с 1 июля 2016 г.

9.1) непредставления сведений, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 6 августа 2017 г. - Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 192-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

10) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 марта 2014 г. N 23-ФЗ в часть 1.1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

1.1. Гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.

Информация об изменениях:

Статья 13 дополнена частью 1.2 с 8 января 2019 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 559-ФЗ

1.2. Гражданин не может быть назначен на должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования, а муниципальный служащий не может замещать должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 27 октября 2020 г. - Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 347-ФЗ

3. Муниципальный служащий, являющийся руководителем органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, заместитель указанного муниципального служащего в целях исключения конфликта интересов не могут представлять интересы муниципальных служащих в выборном профсоюзном органе данного органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования в период замещения ими соответствующей должности.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и МВД России от 6, 26 июля 2018 г. №№ 14-2/10/В-4658, АК-П13-062-14725, 1/8552 “О направлении разъяснений по вопросу приема кадровыми службами органов и организаций справок об отсутствии судимости в электронной форме”


Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и МВД России от 6, 26 июля 2018 г. №№ 14-2/10/В-4658, АК-П13-062-14725, 1/8552 “О направлении разъяснений по вопросу приема кадровыми службами органов и организаций справок об отсутствии судимости в электронной форме”

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в связи с регулярным поступлением обращений от граждан об отказе в приеме кадровыми службами органов и организаций справок об отсутствии судимости, выданных в форме электронного документа, направляют настоящие разъяснения.

В соответствии с требованиями статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее - справка об отсутствии судимости), - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

К ним в соответствии с действующим законодательством относятся в том числе педагогические работники, государственные гражданские служащие, сотрудники органов внутренних дел, сотрудники федеральной противопожарной службы, сотрудники охраны (в том числе ведомственной и государственной охраны), авиационный персонал, сотрудники транспортной безопасности, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, прокуроры, судебные приставы, работники, деятельность которых связана с хранением, выдачей, торговлей, производством оружия, сотрудники ФСБ России и другие.

При этом практика показывает, что кадровые службы организаций, учреждений и органов власти не принимают справки об отсутствии судимости в электронной форме и требуют предоставления документа на бумажном носителе с собственноручной подписью уполномоченного должностного лица МВД России и печатью. Сообщаем, что такое требование не имеет под собой правовых оснований.

Порядок и форма выдачи справки об отсутствии судимости установлены приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования" (далее - регламент).

Для получения справки о судимости в электронной форме от заявителя не требуется личное посещение отделения МВД России, подача заявления и получение справки осуществляются на ЕПГУ. Кроме того, средствами ЕПГУ возможна отправка из доверенной среды справки об отсутствии судимости в электронной форме на любой адрес электронной почты. Также на ЕПГУ реализованы механизмы проверки электронной подписи справки об отсутствии судимости.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Таким образом, юридическая значимость справки о судимости в электронной форме и в форме документа на бумажном носителе одинаковы.

Данную информацию просим довести до кадровых служб, в том числе кадровых служб подведомственных организаций, для использования в работе.

Заместитель
Министра труда и
социальной защиты
Российской Федерации
Л.Ю. Ельцова
Заместитель
Министра цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
А.О. Козырев
Заместитель Министра
внутренних дел
Российской Федерации
В.Д. Щулика

Обзор документа

В отдельных случаях при поступлении на работу необходимо предоставить справку об отсутствии судимости.

Ее передают в т. ч. педагогические работники, госслужащие сотрудники ОВД, авиаперсонал, прокуроры, судебные приставы.

Часто кадровые службы организаций, учреждений и органов власти не принимают справки в электронном виде. Требуется документ на бумаге с собственноручной подписью уполномоченного должностного лица МВД России и печатью. Указано, что такое требование не имеет под собой правовых оснований.

Дело в том, что справку можно получить в т. ч. через Единый портал. При этом не нужно лично посещать отделение МВД России. На Едином портале реализованы механизмы проверки электронной подписи справки.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: