Можно ли отправить возражение в суд по электронной почте

Обновлено: 02.05.2024

Достаточно ли будет указать в имени получателя на конверте с письмом на отмену судебного приказа номер судебного участока? Или необходимо указывать имя судьи?

Жестких критериев к указанию получателя на письме нормативно не установлено. Для корректной доставки письма требуется точное указание адресата (получателя) письма, его идентификация.

В частности, должно быть указано:

- полное имя получателя (в формате "Фамилия Имя Отчество") или название организации (краткое или полное);

- название улицы, номер дома, номер квартиры;

- название населенного пункта;

- название района, области, края или республики;

- номер а/я, если есть (в формате "а/я такой-то");

Во избежание проволочек в рассмотрении заявления на отмену судебного приказа, возможной потери письма при сортировке непосредственно у адресата (например, работником аппарата мирового судьи) на конверте в графе "Кому" необходимо указать: номер судебного участка, ФИО мирового судьи, номер дела.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" разъяснено следующее:

"Судебный приказ подлежит отмене мировым судьей, арбитражным судом, если от должника в десятидневный срок поступили возражения относительно его исполнения. Такие возражения могут содержать только указание на несогласие должника с вынесенным судебным приказом (статья 129 ГПК РФ, часть 4 статьи 229.5 АПК РФ).

Начало течения десятидневного срока для заявления должником возражений относительно исполнения судебного приказа (статья 128 ГПК РФ, часть 3 статьи 229.5 АПК РФ) исчисляется со дня получения должником копии судебного приказа на бумажном носителе либо со дня истечения срока хранения судебной почтовой корреспонденции, установленного организациями почтовой связи (например, ФГУП "Почта России" установлен семидневный срок хранения почтовой корреспонденции).

Срок хранения почтовой корреспонденции исчисляется со дня прибытия судебного почтового отправления в место вручения - отделение почтовой связи места нахождения (жительства) должника.

Дата прибытия судебного почтового отправления в место вручения определяется по штемпелю почтового отправления или по системе отслеживания регистрируемой почтовой корреспонденции на официальном сайте ФГУП "Почта России".

Отчет об отслеживании отправления распечатывается и приобщается к материалам приказного производства.

В случае пропуска десятидневного срока для представления возражений относительно исполнения судебного приказа должник вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа и за пределами указанного срока, обосновав невозможность представления возражений в установленный срок по причинам, не зависящим от него (часть 5 статьи 229.5 АПК РФ). В силу части четвертой статьи 1 ГПК РФ возражения должника относительно исполнения судебного приказа могут быть представлены также мировому судье за пределами установленного срока.

При этом следует иметь в виду, что обстоятельства, указываемые заявителем в качестве причин, препятствующих своевременному представлению возражений, могут быть приняты во внимание, если они существовали в период срока, установленного для представления возражений, и возражения направлены должником в суд не позднее десяти дней с момента прекращения данных обстоятельств.

На такие обстоятельства как на основания для принятия судьей возражений должника указывается в определении об отмене судебного приказа.

К возражениям должника, направленным за пределами установленного срока, должны быть приложены документы, подтверждающие невозможность представления возражений в установленный срок по причинам, не зависящим от должника.

К таким доказательствам могут относиться документы, опровергающие информацию с официального сайта ФГУП "Почта России", которая была принята мировым судьей, арбитражным судом в качестве доказательства того, что должник может считаться получившим копию судебного приказа; документы, подтверждающие неполучение должником копии судебного приказа в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции; документы, подтверждающие неполучение должником-гражданином копии судебного приказа в связи с его отсутствием в месте жительства, в том числе из-за болезни, нахождения в командировке, отпуске, в связи с переездом в другое место жительства и др.".

Представьте, открываете вы почтовый ящик, а там письмо из суда. Да не просто письмо или повестка, а копия судебного приказа о взыскании с вас задолженности. Когда? За что? И почему это вас не предупредили о рассмотрении дела? Какое они имели право? Поводов для паники еще больше, чем вопросов. Особенно, если «письмо счастья» пришло неожиданно и о причинах взыскания вам неизвестно.

Судебный приказ: откуда и за что?

В процессуальном праве у судов есть возможность принимать решения в порядке приказного производства. Это такая особая процедура, когда судебное решение принимается судьей единолично, без вызова сторон в суд и проведения судебного разбирательства. Все свои выводы судья строит на поданных документах, в которых и обосновывается позиция заявителя (ч. 2 ст. 126 ГПК).

Ну, например: задолжали вы банку кредит. Тот направляет в суд кредитный договор, просроченный график платежей, иные документы, подтверждающие наличие неисполненного обязательства, и просит на их основе выдать судебный приказ. Наличие обязательства очевидно, поэтому суд не тратит время на «разбор полетов» и просто выдает банку постановление, так сказать в упрощенном порядке.

«Разве это справедливо, – спросите вы, – а как же позиция ответчика, его право на защиту?». Отвечаем: права ответчика защищены достаточным образом. Во-первых, чтобы судебный приказ появился, должны быть выполнены сразу несколько условий:

  1. Обязательство должно иметь материальную природу – должно быть заявлено требование о взыскании денег или истребовании движимого имущества, общей суммой не более 500 тыс. рублей (ч. 1 ст. 121 ГПК).
  2. Заявленное требование должно относиться к одному из определенных ст. 122 ГПК. Например, требования, вытекающие из сделки, требования о взыскании алиментов или невыплаченных сумм зарплаты.
  3. Заявленное требование должно быть бесспорным, очевидно вытекающим из представленных заявителем документов. Если из представленных документов усматривается наличие спора о праве, суд не примет документы и не вынесет приказ (пп. 3 п. 3 ст. 125 ГПК).

Во-вторых, даже если судебный приказ вынесен, у должника всегда есть возможность его обжаловать, причем тоже в упрощенном порядке. Как обжаловать судебный приказ мирового судьи, мы расскажем ниже.

Сроки вынесения приказа

Упрощенность приказного порядка еще и в том, что судебный приказ выносится в минимально короткие сроки. Суд обязан принять решение по существу и вынести постановление в 5-дневный срок с момента получения заявления (ч. 1 ст. 126 ГПК). Этого времени, очевидно, недостаточно для качественной обработки, изучения материалов, их пересылки ответчику, вызова сторон, проведения заседания и прочих аспектов. В связи с этим, право на защиту может быть реализовано должником уже постфактум, когда решение принято и приказ вынесен.

Разберем, что к чему.

Миссия: обжаловать приказ

Представим: вы получили «письмо счастья», и там судебный приказ. Как правило, он высылается не простым, а заказным письмом с уведомлением о вручении – дабы зафиксировать дату его получения вами. Это делается, чтобы начать отсчет: с момента получения письма у вас есть 10 дней, чтобы представить в суд возражения относительно исполнения решения (ст. 128 ГПК). Это тот срок, в какой можно обжаловать судебный приказ.

Как только в суд поступят ваши возражения, судья обязан отменить принятое решение (ст. 129 ГПК). Это совсем не значит, что все ваши проблемы решены: заявитель сможет обратиться в суд с аналогичным требованием повторно, но уже только в порядке искового производства – с вызовом сторон, проведением разбирательства и подробным изучением доказательств. Но отсрочить взыскание и подготовиться к полноценному судебному заседанию такая тактика поможет.

Не рекомендуем включать «режим страуса» и «прятать голову в песок»! Если вы пропустите 10-дневный срок и не направите возражения, судья вынесет второй экземпляр судебного приказа и выдаст его заявителю (ст. 130 ГПК). С этого момента постановление вступит в силу и может направлено для принудительного исполнения в ФССП – судебный приказ одновременно является и исполнительным документом (ч. 2 ст. 121 ГПК). Обжаловать вступивший в законную силу судебный приказ можно, но только по уважительным причинам либо в порядке кассации. Об этом позже.

Основания для обжалования

Вообще в процессуальном праве есть два вида оснований для обжалования судебных постановлений – по существу и формальные. По существу, это когда заявленное требование безосновательно – например, с вас пытаются взыскать долг, который вы не брали. Формальные, это когда есть процессуальные нарушение, например, если суд не направлял копию приказа должнику. Но тратить время и усложнять и так сложную ситуацию еще и поиском оснований мы не рекомендуем.

Дело в том, что должнику они и вовсе не нужны. Достаточно одного лишь факта подачи возражения, и указания в нем о несогласии должника с вынесенным судом судебным приказом (п. 31 Постановления Пленума ВС РФ № 62 от 27.12.2016). Обосновывать необходимость отмены судебного приказа какими-либо основаниями можно, но не обязательно.


Возражение на судебный приказ – это аналог жалобы, отзыва на исковое заявление. Законодательство не предусматривает каких-либо строгих форм и требований к содержанию возражения. К его составлению, однако, подходим со всей серьезностью и не забываем внести обязательные реквизиты, а это:

  • наименование мирового судьи, имена, адреса сторон;
  • дата, номер, другие реквизиты отменяемого судебного приказа;
  • суть взыскания, с которым не согласен должник;
  • выражение несогласия должника с принятым решением, основания для отмены при необходимости;
  • требование к суду отменить судебный приказ;
  • дата, подпись.


Не получил судебный приказ: как обжаловать

Ситуация усложняется, если вы не получали судебный приказ. Это отнюдь не значит, что постановление судьи вдруг возьмет и не вступит в силу. Просто в таком случае отсчет 10-дневного срока будет вестись не с момента получения вами копии приказа, а с момента истечения срока хранения судебной почтовой корреспонденции, установленного организациями почтовой связи (п. 32 Постановления Пленума ВС РФ № 62). Например, «Почта России» установила 7-дневный срок хранения.

Это значит, что если вы по тем или иным причинам не получите на почте письмо из суда, судебный приказ все равно вступит в силу, 10-дневный срок все равно будет считаться пропущенным. Можете быть уверены: разбираться в причинах, почему это вы не получили свою копию приказа, суд не станет. Он просто выдаст документ взыскателю или сразу направит его в ФССП. О наличии взыскания вы узнаете уже от приставов, после возбуждения исполнительного производства.

Как быть в таком случае? Опять же, подавать возражения, но уже на вступивший в силу приказ. Должник может представить возражения относительно исполнения судебного приказа и за пределами 10-дневного срока, если обоснует невозможность представления возражений ранее по причинам, не зависящим от него, при условии, что возражение подано в 10-дневный срок с момента отпадения этих причин (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ № 62).

В таком случае в возражении нужно попросить не только отменить судебный приказ, но и восстановить срок для подачи возражений, документально обосновывая такую просьбу уважительными причинами его пропуска. Для этого к возражению придется приложить документы подтверждающие:

  • нарушение «Почтой России» правил доставки корреспонденции;
  • проживание должника по другому адресу, отличному от того, который указан в судебном приказе;
  • временное отсутствие должника по адресу проживания, например, в связи с нахождением в командировке или в отпуске;
  • невозможность подачи возражения из-за длительной и серьезной болезни, лечения в больнице, содержания под стражей и т.д.

Если суд не признает причины уважительными и откажет, обжаловать отказ в отмене судебного приказа можно в порядке апелляции, путем подачи частной жалобы в районный суд (ст. 331 ГПК).

Вот пример, когда должнику, не получившему судебный приказ, удалось восстановить срок для подачи возражения в апелляции, несмотря на то, что мировой судья признал его доводы об уважительности причин пропуска безосновательными (определение Костромского райсуда Костромской области № 11-14/2016 от 23.03.2016).

Если же и апелляция не поможет, отменить судебный приказ можно в порядке кассации.

Обжалование в кассационном порядке

Чтобы обжаловать судебный приказ в кассационном порядке нужно подать кассационную жалобу. Она подается непосредственно в суд кассационной инстанции (городской, областной суд) в порядке, предусмотренном ст. 377 ГПК (п. 42 Постановления Пленума ВС РФ № 62). Срок для подачи такой жалобы – не более 3 месяцев с момента вступления судебного приказа в силу, и он также может быть восстановлен по уважительным причинам (ст. 376.1 ГПК). Обязательные реквизиты, форма и содержание жалобы определены ст. 378 ГПК. Обязательно укажите в ней также на необходимость приостановления по судебному приказу до окончания рассмотрения, ссылаясь на ст. 379.3 ГПК.

Для отмены приказа в порядке кассации необходимо доказать, что нижестоящие суды допустили существенные нарушения при рассмотрении дела, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела. Проверка судебного решения проводится только в пределах представленных заявителем доводов (ст. 379.6 ГПК), потому они должны быть убедительными и полноценными. Если вы докажете несоответствие выводов суда в приказе или определении об отказе в отмене приказа фактическим обстоятельствам дела, нарушение либо неправильное применение норм материального права или процессуального права, кассация отменит судебный приказ (ст. 379.7 ГПК).

Вот пример успешного кассационного обжалования, когда нижестоящие суды отказались отменять приказ, не признав уважительной причиной регистрацию должника по адресу, отличному от адреса, по которому был направлен судебный приказ (Постановление Магаданского областного суда № 44-Г2/2019 от 24.01.2019).

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан. Объясняем, как и с помощью каких электронных сервисов подавать документы в суд сейчас и после отмены ограничительного режима работы судов.


Таким образом, сегодня возможность подавать через интернет заявления и документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которая существует уже несколько лет, становится не просто удобной альтернативой бумажному документообороту.

Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.

Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» от 23.06.2016 № 220-ФЗ (последняя редакция). подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённый приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. № 46-П. Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа». Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 252 «Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».
  1. ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ — в зависимости от вида процесса и в части, регулирующей форму, содержание определённых документов и порядок их подачи в суд, в том числе с использованием интернета.

Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.

Преимущества электронной подачи документов в суд

Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.

  1. Отправка и приём документов происходят без задержек. Это критически важно, когда сроки горят, а их нарушение чревато возвращением заявления без рассмотрения.
  2. Отправленные документы централизованно хранятся в системе. К ним можно обращаться и отслеживать историю ведения дела.
  3. Нет почтовых и прочих расходов, связанных с пересылкой корреспонденции, как нет и риска утраты документов в процессе движения до суда.
  4. Сервисы работают круглосуточно, в отличие от канцелярии суда, что позволяет готовить и направлять документы в любое время.
  5. При использовании всего функционала информационной системы можно в онлайне отслеживать ход судебного разбирательства, получать сведения в режиме реального времени, оперативно реагировать на ситуацию и отсылать нужные документы.

На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех:

  1. В большинстве случаев, особенно в арбитражных судах, исковые заявления подаются в суд по местонахождению ответчика. Представим ситуацию: компания-истец из Петербурга хочет взыскать с контрагента, находящегося во Владивостоке, задолженность по договору поставки. Обращаться нужно в арбитражный суд Владивостока. Какой вариант ни возьми, подача искового заявления в электронном виде — самый экономичный способ. Возможна и обратная ситуация: нужно подать возражение на иск, а ответчик — за несколько тысяч километров от суда. Опять же, ехать самому, направлять документы почтой или нанимать местных юристов обойдётся намного дороже и дольше, чем отправка возражения в суд через интернет.
  2. Юридические компании и подразделения — основные пользователи электронных сервисов подачи документов в суд. Когда на руках несколько дел, перенести большинство формальностей в электронное пространство — значительно упростить себе задачу и оптимизировать затраты.
  3. Нельзя не упомянуть и о простых гражданах. Сегодня они часто судятся с застройщиками, страховыми компаниями, организациями сферы ЖКХ, активно отстаивают права потребителя и т.д. Относить документы в суд лично или направлять почтой — долго. Причем, как правило, всё не ограничивается подачей иска. Нужно подавать ходатайства, представлять в качестве доказательств документы, возможно, обжаловать промежуточные судебные акты. Далеко не у всех есть на это время — нужно работать. И не каждый может позволить себе нанять юриста. С помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд.

Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах. Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

Через интернет в суд подаются:

1) иски;
2) встречные иски;
3) возражения (отзывы) на иски;
4) заявления о выдаче судебного приказа;
5) письменные ходатайства;
6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
7) другие процессуальные документы.

  1. Электронный документ, подписанный лицом, указанным в тексте документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Электронный образ документа — скан-копию бумажного документа, заверенную простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.

Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд

Технические требования к электронным документам:

  • разрешённые форматы — PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT;
  • разрешённые форматы для документа с графикой — PDF, JPEG (JPG), PNG или TIFF;
  • формат файла отправляемого документа — формат файла электронного документа на момент его подписания;
  • каждый документ — один файл размером до 30 Мб включительно;
  • в названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов в нём;
  • запрещено использовать средства защиты от копирования и печати;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Технические требования к электронным образам:

  • масштаб сканирования 1:1;
  • цветовая гамма — чёрно-белая или серая;
  • при сканировании допускается полная цветопередача оригинала, но только если это важно для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  • обязательные требования к качеству — возможность корректного прочтения документа, а также точная передача всех обязательных реквизитов, печатей, штампов и графической подписи, если такие элементы присутствуют;
  • формат создаваемого файла — PDF с возможностью копирования текста. Размер — не более 30 Мб;
  • один документ — один файл. В названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.

Какие системы использовать при подаче документов в суд через интернет

Это зависит от того, в какой суд направляются документы.

Для подачи документов в арбитражные суды используется система «Мой арбитр». Для обращения в судебный участок мирового судьи или суд общей юрисдикции используется ГАС «Правосудие».

Подача документов в суд в системе «Мой арбитр»

При входе в систему понадобится авторизация с использованием подтверждённой учётной записи на портале Госуслуги. Имеющиеся в ЕСИА данные автоматически будут перенесены в личный кабинет пользователя системы «Мой арбитр». Их можно дополнить или изменить, как и в целом выполнить необходимые настройки. После первого входа в систему и авторизации создаётся личный кабинет.

Что делать дальше:

  1. На главной странице сервиса выбираем необходимый раздел («Заявления и жалобы», «Документы по делам» или «Банкротство») и тип обращения.
  2. Переходим по ссылке и из перечня на странице выбираем вид обращения.
  3. Шаг за шагом согласно подсказкам системы вводим (выбираем) данные и формируем обращение — иск, ходатайство и т.д. Если необходимо сделать перерыв, документ сохраняем в черновиках и возвращаемся к нему позже.
  4. Прикладываем (загружаем в систему) файлы с дополнительными документами.
  5. После завершения формирования обращения (документа) подписываем его усиленной квалифицированной электронной подписью.
  6. Завершив процесс подготовки документов, отправляем их в суд.
  7. Из личного кабинета пользователя отслеживаем фактическую отправку и приём документов.

Если вы начинаете судебный процесс, например подаёте иск, необходимо обращаться к документам из раздела «Заявления и жалобы». С использованием его функционала формируются также апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, подаются документы для пересмотра дела по новым обстоятельствам.

Для электронной подачи документов в арбитражный суд в рамках текущего процесса нужно обращаться к разделу «Документы по делам». С использованием функционала этого раздела подаются, например, встречные иски и любые письменные ходатайства. Для работы в разделе обязательно нужно знать номер арбитражного дела — он вводится в самом начале и без него не будет доступа к подготовке документов.

Любые документы в делах о банкротстве формируются и подаются через специальный раздел (сервис) — «Банкротство».

Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.

Система «Мой арбитр» позволяет направлять документы и в Верховный суд РФ, а также на имя Председателя ВС РФ. Но такая возможность есть только по арбитражным делам.

Подача документов в ГАС «Правосудие»

Для эффективной работы в системе лучше сразу перейти в специальный сервис для подачи документов. Если начинать работу с главной страницы портала «Правосудие», будет дольше и сложнее. В итоге вы всё равно попадёте в сервис, но сделав много лишних шагов.

Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.

После авторизации в сервисе:

  1. В разделе «Обращения» (самый первый на главной странице) нажимаем «Новое обращение».
  2. На открывшейся странице выбираем вид судопроизводства — административное, гражданское или уголовное, затем нажимаем «Подать заявление» и выбираем нужный вид документа из перечня.
  3. После открытия страницы с формой выбираем способ обращения (лично или представитель), указываем суд, в который обращаемся, и загружаем файлы с документами.
  4. По завершении загрузки нажимаем «Сформировать заявление» и отправляем документы в суд.

Отслеживать движение обращения необходимо в разделе «История обращений». Найти и посмотреть карточку дела можно в разделе «Дела».

Работа в ГАС «Правосудие» предполагает, что все документы (файлы) уже подготовлены к отправке и соответствуют техническим требованиям. Даже основной документ (например, иск) придётся заранее подготовить и подписать. Сформировать текст в системе, как в сервисе «Мой арбитр», не получится. Обращение (основной документ), приложения к нему и квитанция об уплате госпошлины — это всё загружается по отдельности.

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан.

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан.

Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.

Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:

  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» от 23.06.2016 № 220-ФЗ (последняя редакция).
  • Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённый приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. № 46-П.
  • Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».
  • Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 252 «Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».
  • ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ — в зависимости от вида процесса и в части, регулирующей форму, содержание определённых документов и порядок их подачи в суд, в том числе с использованием интернета.

Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.

Преимущества электронной подачи документов в суд

Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.

  • отправка и приём документов происходят без задержек. Это критически важно, когда сроки горят, а их нарушение чревато возвращением заявления без рассмотрения;
  • отправленные документы централизованно хранятся в системе. К ним можно обращаться и отслеживать историю ведения дела;
  • нет почтовых и прочих расходов, связанных с пересылкой корреспонденции, как нет и риска утраты документов в процессе движения до суда;
  • сервисы работают круглосуточно, в отличие от канцелярии суда, что позволяет готовить и направлять документы в любое время;
  • при использовании всего функционала информационной системы, можно в онлайне отслеживать ход судебного разбирательства, получать сведения в режиме реального времени, оперативно реагировать на ситуацию и отсылать нужные документы.

На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех.

В большинстве случаев, особенно в арбитражных судах, исковые заявления подаются в суд по местонахождению ответчика.

Представим ситуацию: компания-истец из Петербурга хочет взыскать с контрагента, находящегося во Владивостоке, задолженность по договору поставки. Обращаться нужно в арбитражный суд Владивостока. Какой вариант ни возьми, подача искового заявления в электронном виде — самый экономичный способ.

Возможна и обратная ситуация: нужно подать возражение на иск, а ответчик — за несколько тысяч километров от суда. Опять же, ехать самому, направлять документы почтой или нанимать местных юристов обойдётся намного дороже и дольше, чем отправка возражения в суд через интернет.

Юридические компании и подразделения — основные пользователи электронных сервисов подачи документов в суд. Когда на руках несколько дел, перенести большинство формальностей в электронное пространство — значительно упростить себе задачу и оптимизировать затраты.

Нельзя не упомянуть и о простых гражданах. Сегодня они часто судятся с застройщиками, страховыми компаниями, организациями сферы ЖКХ, активно отстаивают права потребителя и т.д. Относить документы в суд лично или направлять почтой — долго. Причем, как правило, всё не ограничивается подачей иска.

Нужно подавать ходатайства, представлять в качестве доказательств документы, возможно, обжаловать промежуточные судебные акты. Далеко не у всех есть на это время — нужно работать. И не каждый может позволить себе нанять юриста.

С помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд.

Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах.

Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

Через интернет в суд подаются:

  1. процессуальные документы:
    1) иски;
    2) встречные иски;
    3) возражения (отзывы) на иски;
    4) заявления о выдаче судебного приказа;
    5) письменные ходатайства;
    6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
    7) другие процессуальные документы.
  2. Приложения к процессуальным документам. Например, документы об уплате госпошлины, доверенности, документы о соблюдении претензионного порядка урегулирования спора, переписка сторон, документы в обоснование требований или возражений.
  3. Копии документов, являющихся письменными доказательствами, если не требуется (не затребовано судом) представление их подлинников.
  1. Электронный документ, подписанный лицом, указанным в тексте документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Электронный образ документа — скан-копию бумажного документа, заверенную простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.

Для подачи документов в арбитражные суды используется система « Мой арбитр ». Для обращения в судебный участок мирового судьи или суд общей юрисдикции используется ГАС «Правосудие» .

Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд

Технические требования к электронным документам:

  • разрешённые форматы — PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT;
  • разрешённые форматы для документа с графикой — PDF, JPEG (JPG), PNG или TIFF;
  • формат файла отправляемого документа — формат файла электронного документа на момент его подписания;
  • каждый документ — один файл размером до 30 Мб включительно;
  • в названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов в нём;
  • запрещено использовать средства защиты от копирования и печати;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Технические требования к электронным образам:

  • масштаб сканирования 1:1;
  • цветовая гамма — чёрно-белая или серая;
  • при сканировании допускается полная цветопередача оригинала, но только если это важно для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  • обязательные требования к качеству — возможность корректного прочтения документа, а также точная передача всех обязательных реквизитов, печатей, штампов и графической подписи, если такие элементы присутствуют;
  • формат создаваемого файла — PDF с возможностью копирования текста. Размер — не более 30 Мб;
  • один документ — один файл. В названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.

Подача документов в суд в системе «Мой арбитр»

При входе в систему понадобится авторизация с использованием подтверждённой учётной записи на портале Госуслуги. Имеющиеся в ЕСИА данные автоматически будут перенесены в личный кабинет пользователя системы «Мой арбитр». Их можно дополнить или изменить, как и в целом выполнить необходимые настройки. После первого входа в систему и авторизации создаётся личный кабинет.

Что делать дальше:

  1. На главной странице сервиса выбираем необходимый раздел («Заявления и жалобы», «Документы по делам» или «Банкротство») и тип обращения.
  2. Переходим по ссылке и из перечня на странице выбираем вид обращения.
  3. Шаг за шагом согласно подсказкам системы вводим (выбираем) данные и формируем обращение — иск, ходатайство и т.д. Если необходимо сделать перерыв, документ сохраняем в черновиках и возвращаемся к нему позже.
  4. Прикладываем (загружаем в систему) файлы с дополнительными документами.
  5. После завершения формирования обращения (документа) подписываем его усиленной квалифицированной электронной подписью.
  6. Завершив процесс подготовки документов, отправляем их в суд.
  7. Из личного кабинета пользователя отслеживаем фактическую отправку и приём документов.

Если вы начинаете судебный процесс, например подаёте иск, необходимо обращаться к документам из раздела «Заявления и жалобы». С использованием его функционала формируются также апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, подаются документы для пересмотра дела по новым обстоятельствам.

Для электронной подачи документов в арбитражный суд в рамках текущего процесса нужно обращаться к разделу «Документы по делам». С использованием функционала этого раздела подаются, например, встречные иски и любые письменные ходатайства.

Для работы в разделе обязательно нужно знать номер арбитражного дела — он вводится в самом начале и без него не будет доступа к подготовке документов.

Любые документы в делах о банкротстве формируются и подаются через специальный раздел (сервис) — «Банкротство».

Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.

Система «Мой арбитр» позволяет направлять документы и в Верховный суд РФ, а также на имя Председателя ВС РФ. Но, такая возможность есть только по арбитражным делам.

Подача документов в ГАС «Правосудие»

Для эффективной работы в системе лучше сразу перейти в специальный сервис для подачи документов . Если начинать работу с главной страницы портала « Правосудие », будет дольше и сложнее. В итоге вы всё равно попадёте в сервис, но сделав много лишних шагов.

Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.

После авторизации в сервисе:

  1. В разделе «Обращения» (самый первый на главной странице) нажимаем «Новое обращение».
  2. На открывшейся странице выбираем вид судопроизводства — административное, гражданское или уголовное, затем нажимаем «Подать заявление» и выбираем нужный вид документа из перечня.
  3. После открытия страницы с формой выбираем способ обращения (лично или представитель), указываем суд, в который обращаемся, и загружаем файлы с документами.
  4. По завершении загрузки нажимаем «Сформировать заявление» и отправляем документы в суд.
  5. Отслеживать движение обращения необходимо в разделе «История обращений». Найти и посмотреть карточку дела можно в разделе «Дела».

Работа в ГАС «Правосудие» предполагает, что все документы (файлы) уже подготовлены к отправке и соответствуют техническим требованиям. Даже основной документ (например, иск) придётся заранее подготовить и подписать. Сформировать текст в системе, как в сервисе «Мой арбитр», не получится. Обращение (основной документ), приложения к нему и квитанция об уплате госпошлины — это всё загружается по отдельности.

Подведём итоги

Процессуальные документы и письменные доказательства можно подавать в суд через интернет (электронно).

Форма, содержание документов и процессуальный порядок их подачи регулируются ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ и УПК РФ — в зависимости от вида процесса.

Для электронной отправки документов используются системы «Мой арбитр» (арбитражные суды) и «Правосудие» (остальные суды).

Для работы в системах нужна действующая учётная запись в ЕСИА или усиленная квалифицированная подпись — с их помощью проходит авторизация.

Подавать можно электронные документы и (или) электронные образы бумажных документов — они должны соответствовать определённым техническим требованиям.

Для отправки документов необходима усиленная квалифицированная электронная подпись.

Получил судебный приказ по почте заказным письмом. Возражение относительно исполнения судебного приказа выслал по электронной почте судье (копию с личной подписью). Постановление об отмене судебного приказа получил тоже по электронной почте в виде копии с подписью судьи, печатями суда, штампом, что эта копия сделана с оригинала постановления. К письму не прилагался файл электронной цифровой подписи, договор об электронном документообороте я с судом не заключал. Имеет ли полученное таким образом постановление об отмене судебного приказа юридическую силу?

Имеет. Все судебные акты (решения, постановления, определения, судебные приказы) принимаются (выносятся) в единственном экземпляре, которые хранятся в материалах дела. Все, что выдается и высылается сторонам по делу, – копии, они могут быть заверены личной подписью и печатью и высланы почтовой связью, а в случае направления электронной почтой – подписаны и отсканированы или подписаны усиленной цифровой подписью. Обычно путают понятия «электронная подпись» и «усиленная квалифицированная электронная подпись»: первая имеет место, когда документ подписан, отсканирован (создан «электронный образ документа») и прикреплен к письму в личном кабинете, вход в который сопряжен с идентификацией личности либо через сайт Госуслуги, либо в процессе личной регистрацией на сайте; для второго требуются специальные файлы на флешке (флеш-память), подтверждающие регистрацию лица в системе Единой системы идентификации и аутентификации уполномоченными организациями.

Но если к кассационной жалобе, например, в Верховный Суд РФ, требуется прикладывать копии судебных актов, заверенных синей печатью, то их придется получать в канцелярии суда первой инстанции.

При переписке с судами в электронном виде следует учитывать специальные правила.

В п. 2.2 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 № 251, содержатся требования к электронным образам документов:

"2.2.1. Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования.

Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности, а именно: графической подписи лица, печати и углового штампа бланка (при наличии), сканирование в режиме полной цветопередачи осуществляется при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста, если это имеет значение для рассмотрения дела.

2.2.2. Файл электронного образа документа должен быть в формате PDF (рекомендуется создавать электронный образ документа с возможностью копирования текста).

Размер файла электронного образа не должен превышать 30 Мб.

2.2.3. Каждый отдельный документ должен быть представлен в виде отдельного файла. Наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в документе (например: исковое заявление от 05122016 3л.pdf).

2.2.4. Файлы и данные, содержащиеся в них, должны быть доступными для работы, не должны быть защищены от копирования и печати электронного образа, не должны содержать интерактивные и мультимедийные элементы или внедренные сценарии.

2.2.5. Электронный образ документа заверяется в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: