Может ли судебный пристав вынести постановление об административном правонарушении

Обновлено: 25.04.2024

Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России

I. Общие положения

II. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ).

Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст.3.1 КоАП РФ).

Административный штраф - административное наказание имущественного характера, имеющее денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств в рублях (ст.3.5 КоАП РФ).

Субъект административного правонарушения - лицо, совершившее административное правонарушение.

Физическое лицо - лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К этой же категории относятся и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.2.4 КоАП РФ).

Должностное лицо ФССП России - руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители; руководитель территориального органа указанного федерального органа исполнительной власти, его заместители; руководитель структурного подразделения территориального органа указанного федерального органа исполнительной власти, его заместители; судебный пристав-исполнитель; судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях.

Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.48 ГК РФ).

Доставление - принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст.27.2 КоАП РФ).

Административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица, которое применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст.27.3 КоАП РФ).

III. Участие лица, совершившего административное правонарушение, его законного представителя или защитника в производстве по делу об административном правонарушении

3.1. Субъектом административного правонарушения является физическое, юридическое либо должностное лицо, совершившее административное правонарушение.

К физическим лицам - субъектам административной ответственности относятся лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет; военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут за административные правонарушения административную ответственность на общих основаниях (ст.2.5 КоАП РФ); иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, кроме лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Вопрос о привлечении к административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, решается в соответствии с нормами международного права (ч.3 ст.2.6 КоАП РФ).

3.2. Физические лица в производстве по делу об административном правонарушении могут выступать как лично, так и через представителей.

3.3. С учетом положений ст.25.5 КоАП РФ юридическую помощь физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может оказывать защитник, в качестве которого в производство по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица удостоверяются доверенностью, в том числе общего характера, на участие в административных делах, заверенной нотариально (или иным приравненным способом), выданной физическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Следует учитывать, что лица, оказывающие юридическую помощь лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе в силу закона пользоваться всеми процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц. В связи с этим специальные полномочия, например на ознакомление со всеми материалами дела об административном правонарушении, обжалование и т.д. могут в доверенности не оговариваться.

3.4. Наряду с лицами, указанными в п.3.3 настоящих Методических рекомендаций, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних лиц (лиц в возрасте от 16 до 18 лет) могут осуществлять их законные представители. Законными представителями несовершеннолетнего лица признаются его родители, усыновители, опекуны или попечители (ст.25.3 КоАП РФ). Их полномочия удостоверяются соответственно свидетельством о рождении, усыновлении, а также удостоверением опекуна, попечителя, выданным органом опеки и попечительства.

При возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего лица должностное лицо ФССП России, уполномоченное возбуждать и (или) рассматривать дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. В случае принятия такого решения должностное лицо ФССП России извещает законного представителя в порядке, предусмотренном ст.25.15 КоАП РФ-

3.5. Законными представителями юридического лица признаются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя подтверждаются оригиналом или заверенной в установленном порядке копией учредительных документов или выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц..

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим следует учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности (в том числе руководитель его филиала или подразделения, юрист организации и т.п.), законным представителем юридического лица не является.

При этом следует учитывать, что права, принадлежащие законным представителям юридических лиц, могут осуществляться ими через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим законным представителем юридического лица.

3.6. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как должностное лицо.

Вместе с тем должностные лица в производстве по делу об административном правонарушении выступают как лично, так и через представителей.

3.7. Копии предусмотренных настоящим разделом документов, подтверждающих полномочия представителей физических или юридических лиц (должностных лиц), приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

3.8. Не могут выступать в качестве представителей физических и юридических лиц (должностных лиц) в производстве по делам об административных правонарушениях сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ч.1 ст.25.12 КоАП РФ).

IV. Возбуждение дел об административных правонарушениях

4.1. Порядок и сроки возбуждения дел об административных правонарушениях

4.1.1. Производство по делу об административном правонарушении возбуждается должностным лицом ФССП России путем составления протокола об административном правонарушении (приложение N 1).

4.1.2. Составы административных правонарушений, отнесенные КоАП РФ к подведомственности ФССП России, можно разделить на две категории:

составы административных правонарушений, по которым должностные лица ФССП России наделены полномочиями, возбуждать и рассматривать административные дела (ст.13.26, ст.17.8_1, чч.1 и 3 ст.17.14, ст.17.15 КоАП РФ);

составы административных правонарушений, по которым должностные лица ФССП России наделены полномочиями только возбуждать административные дела (чч.2 и 3 ст.5.35, ст.17.3-17.9, чч.2 и 2_1 ст.17.14, ст.17.16, ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6 и 19.7, ч.1 ст.20.25 КоАП РФ).

4.1.3. Дело об административном правонарушении возбуждается должностным лицом ФССП России, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1 ст.28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Такими поводами являются:

непосредственное установление должностными лицами ФССП России факта административного правонарушения;

поступившие к ним материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения;

4.1.4. Протокол об административном правонарушении (далее - протокол) составляется должностным лицом ФССП России немедленно после выявления совершения административного правонарушения, т.е. с момента установления должностным лицом факта административного проступка (ст.28.5 КоАП РФ).

В случае, если должностному лицу ФССП России для составления протокола необходимо выяснить дополнительные обстоятельства дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Если протокол будет составлен за пределами сроков, установленных ст.28.5 КоАП РФ, это не будет являться существенным недостатком, так как эти сроки не являются пресекательными.

Протокол должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).

Вместе с тем существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

4.1.5. Должностное лицо ФССП России при составлении протокола разъясняет физическому, должностному лицу или законному представителю юридического лица (далее - лицо), в отношении которых ведется дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу их права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции Российской Федерации и соответствующими положениями главы 25 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Свидетели, специалисты, эксперты, переводчики при участии в деле об административном правонарушении предупреждаются об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений.

Такие объяснения могут быть получены как в самом протоколе об административном правонарушении, так и на отдельном бланке объяснений.

Отсутствие таких разъяснений и предупреждений в протоколе или отдельном объяснении лица может быть признано судом нарушением, влекущим невозможность использования такого доказательства при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Кроме того, должностное лицо ФССП России выясняет, владеет ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, русским языком и нуждается ли в услугах переводчика, что удостоверяется подписью данного лица.

В случае, если указанное лицо не владеет русским языком, должностное лицо ФССП России привлекает переводчика в порядке, установленном ст.25.10 КоАП РФ. Переводчик предупреждается об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ за заведомо неправильный перевод.

4.1.6. После составления протокола лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, должностным лицом ФССП России предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Данное лицо имеет право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывается должностным лицом ФССП России, его составившим, лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. После чего копия протокола вручается под расписку указанному лицу.

В случае отказа от подписания протокола лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в протоколе делается соответствующая запись.

Вместе с тем отказ от подписания протокола лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, впоследствии не является препятствием для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления.

В случае неявки лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, если оно извещено в порядке, предусмотренном ст.25.15 КоАП РФ, в протоколе делается соответствующая запись.

1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 2 статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

8) порядок обжалования постановления.

Информация об изменениях:

Часть 2.1 изменена с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

2.1. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 2.2 с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

2.2. Решения Федеральной службы судебных приставов по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, приостановления исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации. Такие решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Федеральной службы судебных приставов (далее - постановление Федеральной службы судебных приставов). В постановлении Федеральной службы судебных приставов указываются сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, за исключением сведений, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, по которому принято такое постановление, а также уникальный идентификатор начисления, и такое постановление направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 2.3 с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

2.3. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, постановления Федеральной службы судебных приставов, вынесенных в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

4. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, а также постановление Федеральной службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в соответствующем постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности или оспорено в суде.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ статья 14 дополнена частью 5, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 6 с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

6. Не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации постановление Федеральной службы судебных приставов может быть отменено или изменено судебным приставом-исполнителем, ведущим исполнительное производство, по которому принято такое постановление, или вышестоящими по отношению к нему должностными лицами службы судебных приставов.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 7 с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

Подборка наиболее важных документов по запросу Составление протокола об административном правонарушении судебным приставом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Составление протокола об административном правонарушении судебным приставом

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 105 "Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" "Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 17.8 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов" КоАП РФ "В эту же дату в отношении З. судебным приставом по ОУПДС ЦСО по ОУПДС по г. Орлу Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ, согласно которому З. при совершении исполнительных действий - проверки имущественного положения на основании судебного приказа N 2-3903/2019, выражала недовольство по поводу ареста имущества, создавала препятствия судебному приставу при проверке имущественного положения, то есть не впускала в помещение, чем воспрепятствовала законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительного документа."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Составление протокола об административном правонарушении судебным приставом

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Об ответственности кредитной организации за неисполнение исполнительного документа
(Гусаков С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) После составления протокола об административном правонарушении судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Совершенствование законодательства об административных правонарушениях: проблемные вопросы применения должностными лицами ФССП России полномочий административной юрисдикции и пути их решения
(Турова М.С.)
("Юстиция", 2020, N 1) 1) внести изменения в п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ следующего содержания: "- по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями, - судебные приставы" - для решения некоторых существующих проблем, связанных с составлением протокола об административных правонарушениях только судебными приставами-исполнителями;

об административных правонарушениях

(введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ

от 18.03.2013 N 61)

9.4.1. Постановление по делу об административном правонарушении обращается к исполнению судьей, вынесшим постановление.

В случае если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченному приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы (протеста) - со дня поступления решения по жалобе (протесту) из суда.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.04.2017 N 71)

9.4.2. При направлении постановления по делу об административном правонарушении для исполнения на нем проставляется отметка о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

Если постановлением по делу об административном правонарушении были назначены основное и дополнительное административные наказания, приняты меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или отменены такие меры, в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить в исполнение назначенные наказания, применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или освобождать от применения таких мер, направляются заверенные в установленном порядке копии постановления, в которых указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению соответствующими органом, должностным лицом.

В соответствии со ст. 32.14 КоАП РФ непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел направляется заверенная печатью суда копия судебного акта:

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.04.2017 N 71)

об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения;

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.04.2017 N 71)

об отмене постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.04.2017 N 71)

Копии указанных судебных актов, оформленные с соблюдением требований, перечисленных в пункте 14.5 настоящей Инструкции, и обязательной отметкой о вступлении в законную силу, подлежат направлению уполномоченным работником аппарата суда соответствующим сопроводительным письмом в течение трех суток со дня их вступления их в законную силу.

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.04.2017 N 71; в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.10.2019 N 238)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.4.3. Постановления о наложении административных наказаний обращаются к исполнению:

а) при назначении наказания в виде предупреждения или при наложении административного штрафа - путем вручения под расписку или направления копии постановления в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления лицам, в отношении которых оно было вынесено, а также потерпевшему по его просьбе;

административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки;

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16.04.2014 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении вышеуказанного срока суд направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю, в случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью судьи в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям;

(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16.04.2014 N 90, от 17.04.2017 N 71)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем, а постановление о конфискации оружия и боевых припасов - территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации;

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.04.2017 N 71)

(см. текст в предыдущей редакции)

конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения (часть I статьи 7.12 КоАП РФ) подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе. Если указанные орудия или предметы были изъяты или арестованы (ст. 27.10, 27.14 КоАП РФ), их уничтожение или передача производится судьей или по его поручению органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест;

в) о лишении прав управления транспортными средствами, за исключением трактора, самоходной машины (в соответствии со ст. 12.8, 12.9, 12.10, 12.15, 12.17, 12.24, 12.26, 12.27 КоАП РФ) - соответствующими органами внутренних дел (органами государственной инспекции безопасности дорожного движения);

о лишении прав управления трактором, самоходной машиной, другими видами техники (в соответствии со ст. 12.8, 12.9, 12.10, 12.15, 12.17, 12,24, 12.26, 12.27 КоАП РФ) - должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием этой техники;

о лишении права управления судном (в том числе маломерным) - должностными лицами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил пользования судами;

о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств - должностными лицами, осуществляющими государственный надзор за связью;

о лишении права осуществлять охоту - должностными лицами органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания;

о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему - должностными лицами территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации;

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.04.2017 N 71)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) об административном аресте - органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления (подача жалобы или принесение протеста на данное постановление не приостанавливает его исполнения (п. 2 ст. 31.6 КоАП РФ);

д) об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства направляется для исполнения:

пограничным органам (за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации и нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации);

подразделению службы судебных приставов - при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации;

е) о дисквалификации - заверенные печатью копии вступившего в законную силу постановления направляются дисквалифицированному лицу, а также в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган;

в срок до трех суток заверенная печатью копия вступившего в законную силу судебного акта о назначении дисквалификации, копия решения суда по жалобе (представлению) на постановление, вынесенное мировым судьей, изменяющее срок дисквалификации или назначающее дисквалификацию, с отметкой о дате вступления в законную силу направляется судом в уполномоченный федеральный орган Федеральной налоговой службы - Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" ФНС России, о чем делается отметка в справочном листе по делу. Копия сопроводительного письма о направлении указанных документов в Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" ФНС России данных подшивается в дело.

(пп. "е" в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.02.2016 N 33)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) об административном приостановлении деятельности - исполнительный документ немедленно после вынесения постановления направляется судебному приставу-исполнителю (ст. 32.12 КоАП РФ);

з) о массовом распространении экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производстве либо хранении в целях массового распространения - по окончании рассмотрения дела путем направления в течение 3 дней копии судебного акта лицам, организациям, в отношении которых он вынесен, потерпевшим по их просьбам; при конфискации материалов и оборудования исполнение постановления возлагается на службу судебных приставов-исполнителей;

и) о назначении обязательных работ - исполнение постановления судьи возлагается на службу судебных приставов-исполнителей.

9.4.4. Внесенные судом представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, направляются соответствующим организациям и должностным лицам одновременно с обращением постановления к исполнению и регистрируются в журнале (форма N 54). Организации и лица обязаны в течение месяца со дня поступления представления сообщить судье, внесшему представление, о принятых мерах (ст. 29.13 КоАП РФ).

9.4.5. Постановление о передаче материалов дела об административном правонарушении комиссии по делам несовершеннолетних обращается к исполнению путем направления материалов дела и копии постановления соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних, о чем, помимо отметок в учетно-статистической карточке формы N 7р, делается запись в журнале формы N 21 для последующего контроля за результатом его рассмотрения.

9.4.6. Постановление о передаче материалов дела прокурору, органу предварительного следствия или дознания обращается к исполнению путем направления материалов дела и копии постановления указанному органу, о чем делаются соответствующие отметки в учетно-статистической карточке формы N 7р.

9.4.7. Основаниями для оформления и сдачи в архив дел об административных правонарушениях являются:

обращение к исполнению вступившего в законную силу судебного акта по делу об административном правонарушении;

вступление в законную силу постановления о прекращении производства по делу.

Дело передается в архив после проверки соблюдения перечисленных условий с резолюцией председателя суда или судьи.

5.1. Порядок и сроки рассмотрения дела об административном

правонарушении должностными лицами ФССП России

5.1.1. Порядок рассмотрения дел об административном правонарушении, определенный ст. 29.7 КоАП РФ, является единым для всех должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела.

5.1.2. В соответствии со ст. 23.68 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.8.1, ст. 17.15 КоАП РФ, от имени ФССП России рассматривают: директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации, его заместители, руководители территориальных органов ФССП России - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России - старшие судебные приставы и их заместители (далее - должностные лица ФССП России).

5.1.3. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, а также разрешения его в соответствии с законом проверяются правильность составления протокола, достаточность материалов для рассмотрения дела по существу, а также имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, перечисленные в ст. 24.5 КоАП РФ:

отсутствие события административного правонарушения;

отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

действия лица в состоянии крайней необходимости;

издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

отмена закона, установившего административную ответственность;

истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения материалов должностным лицом ФССП России выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела, а также о вызове лиц, участвующих в деле (приложения N 4, 5).

5.1.4. Должностные лица ФССП России, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при получении протокола и других материалов рассматривают дело об административном правонарушении в 15-дневный срок.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом ФССП России, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение (приложение N 6).

5.1.5. В целях соблюдения сроков рассмотрения должностному лицу ФССП России рекомендуется принимать меры для быстрого извещения лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела .

Статья 25.15 КоАП РФ "Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении".

При подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях должностное лицо ФССП России выясняет, было ли лицу, участвующему в деле об административном правонарушении, сообщено о составлении протокола, о месте, дате, времени рассмотрения дела, уведомило ли данное лицо о невозможности прибытия на рассмотрение дела, являются ли причины неявки уважительными.

5.1.6. Должностному лицу ФССП России при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола, необходимо учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Вместе с тем лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств), не могут считаться не извещенными .

Пункты 24, 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

При принятии решения о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц к должностному лицу ФССП России рекомендуется исходить из требований КоАП РФ о возможности полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела, а также разрешения его в соответствии с КоАП РФ.

В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, чье отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с КоАП РФ, выносится определение об отложении рассмотрения дела и принятии мер по их явке, т.е. повторно по месту нахождения неявившихся лиц направляются повестки или иные уведомления о другом времени рассмотрения дела или выносится определение о приводе (ст. 27.15 КоАП РФ).

Определение о приводе должно содержать сведения: о лице, в отношении которого принято решение о приводе, месте доставления данного лица, к какому времени обеспечить явку и кому поручается исполнение привода.

5.1.8. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении:

объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению;

устанавливается факт явки привлекаемого физического лица, должностного лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, предусмотренные главой 25 КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации;

рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае поступления заявления о самоотводе; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу;

исследуются иные доказательства.

5.1.9. При заслушивании объяснения лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, выясняется его отношение к обвинению, содержащемуся в протоколе (признает ли себя виновным).

Если в своих объяснениях лицо неполно изложило обстоятельства правонарушения, то эти обстоятельства выясняются должностным лицом ФССП России, рассматривающим дело, путем постановки вопросов.

В случае если лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, отказалось от дачи объяснений, то данный факт отражается в постановлении.

5.1.10. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания (далее - постановление) или о прекращении производства по делу об административном правонарушении (приложения N 7, 8).

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела должностным лицом ФССП России, вынесшим его.

Данное постановление вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его вынесения, при условии, что оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление оно передается в течение трех суток со дня истечения тридцатидневного срока, установленного КоАП РФ для добровольной уплаты административного штрафа, после поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение, на исполнение судебному приставу-исполнителю.

Должностное лицо ФССП России при передаче постановления судебному приставу-исполнителю, уполномоченному приводить его в исполнение, делает на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

5.1.11. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом ФССП России может быть принято решение о вынесении представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (приложение N 9).

В соответствии с ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ лицо, в отношении которого вынесено соответствующее представление, обязано его рассмотреть и в течение месяца со дня получения такого представления сообщить о принятых мерах должностному лицу ФССП России, вынесшему данное представление.

В случае непринятия лицом, привлеченным к административной ответственности, по представлению должностного лица ФССП России, рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, данное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: