Может ли судебный пристав арестовать счет инвалида

Обновлено: 28.04.2024

Я - мать-одиночка, безработная, живу с родителями. У родителей задолженность по оплате коммунальных платежей за квартиру. Недавно пришло письмо, что долг разделили на троих. Требуют с меня 16 тыс. руб. Могут ли арестовать единственный счет в банке, оформленный для перечисления социальных пособий? Карточка у меня социальная, других счетов не имеется, кредитов не брала. Пособие - единственный источник доходов.

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон) устанавливает широкий перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Согласно ч. 1 ст. 101 Закона взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде:

в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов РФ;

12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

в связи с террористическим актом;

в связи со смертью члена семьи;

в виде гуманитарной помощи;

за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение.

В вопросе не указан вид социальных пособий, зачисляемых на ваш банковский счет, поэтому не имеется возможности соотнести их с вышеуказанным перечнем. Если ваше социальное пособие подпадает под один из видов доходов, указанных выше, обращать на него взыскание не допускается, равно как и подвергнуть аресту счет, если он предназначен только для зачисления указанных доходов. В смысле законодательной терминологии следует говорить не об аресте счета, а об аресте денежных средств на счете не более, чем в сумме взыскания, и запрете расходных операций по нему (ч. 4 ст. 70 Закона, ст. 27 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности").

По общему правилу, установленному в ч. 11 ст. 30 Закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных Законом.

Согласно ч. 2 ст. 68 Закона лишь в случае неисполнения постановления судебного пристава-исполнителя в добровольном порядке последний вправе приступить к мерам принудительно взыскания в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 69, 70, 72 Закона, в том числе обратить взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банковских учреждениях.

Однако в силу ч. 14.1 ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

По смыслу указанной нормы именно должник должен озаботиться о том, чтобы проинформировать судебного пристава-исполнителя о наличии доходов, на которые не может быть обращено взыскание, однако прежде именно судебный пристав-исполнитель в своем постановлении обязывает предоставить ему такую информацию. В противном случае он допускает нарушение закона, не информируя должника о его правах.

Зачастую вышеуказанный порядок нарушается, и судебные приставы-исполнители одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства, не дожидаясь истечения срока на добровольное исполнение и получение информации о доходах, на которые не может быть обращено взыскание, обращают взыскание на любые средства, находящиеся на банковских счетах, либо сам должник невнимательно изучает полученное постановление и, не сообщив о таких доходах, делает допустимым обращение взыскания на них (не препятствует этому в установленном законом порядке).

Таким образом, необходимо незамедлительно письменно проинформировать судебного пристава-исполнителя о том, что указанный счет является счетом для получения социальных пособий с приложением документов в подтверждение данного факта, размера получаемого дохода (социального пособия), и потребовать отозвать исполнительный документ из банка, а в случае игнорирования такого требования – обратиться в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном ст. 121-123 Закона.

Кроме этого, необходимо также проинформировать банк о недопустимости исполнения требований судебного пристава-исполнителя со ссылкой на один из пунктов ч. 1 ст. 30 Закона и с приложением тех же документов в подтверждении социальных выплат, предусмотренных указанной нормой Закона, поскольку согласно ч. 8 ст. 70 Закона не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Часть 1 ст. 30 Закона также относится к таким случаям.

Следует иметь в виду, что если на счет могут быть зачислены иные доходы, не подпадающие под указанные в ч. 1 ст. 30 Закона, то такие доходы в сумме, превышающей размер социальных пособий, могут быть изъяты (взысканы) со счета в вышеописанном порядке.

Важное разъяснение сделала Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ, когда защитила права инвалида. Пристав по решению суда стал снимать деньги с его выплат по инвалидности. Высокая судебная инстанция объяснила, почему действия приставов и судей, признавших такое "изъятие" нормальным явлением, на самом деле - нарушение закона.


История началась с того, что житель Волгограда по решению суда оказался должником на 21 тысячу рублей. Приставы завели исполнительное производство и вынесли постановление "об обращении во взыскание на пенсию и иные доходы должника в размере 50 процентов ежемесячно". Гражданин посчитал решение пристава незаконным и пошел в суд с иском к Службе судебных приставов, доказывая, что выплаты по инвалидности - это не пенсия и не доход. По мнению истца, действия пристава нарушают Закон "Об исполнительном производстве", в котором говорится о неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника.

Но местные суды встали на сторону пристава.

Сначала Кировский районный суд Волгограда, а потом и областной суд отказали инвалиду. Пришлось ему дойти до Верховного суда. Там жалобу прочли и сказали, что аргументы инвалида правильные.

Волгоградские суды в этом споре увидели вот что. По их мнению, постановление пристава не противоречит Закону "Об исполнительном производстве", ну а маленькая пенсия "не исключает возможности обращения на нее взыскания и не является обстоятельством, освобождающим должника от обязанностей исполнить судебный акт". Местные суды заявили, что закон вполне допускает "обращать взыскание на пенсию должника путем удержаний в размере, не превышающим 50 процентов".

Вот с таким утверждением и не согласилcя Верховный суд. Да, сказали , что закон предусматривает возможность удерживать с должника не более 50 процентов, если есть несколько исполнительных листов. У нашего героя их было два на общую сумму 21 тысяча рублей. Верховный суд напомнил, что написано в Законе "Об исполнительном производстве", - пристав не вправе игнорировать принципы исполнительного производства: законность, уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника и его семьи.

Закон, по которому работают приставы, предусматривает только максимальный размер удержания, но пристав вправе установить такой размер удержания, который учитывал бы материальное положение должника. Верховный суд так и написал - пристав обязан был проверить материальное положение должника. И напомнил - Конституционный суд неоднократно говорил: если пенсия - единственный источник существования, то надо обеспечивать баланс интересов кредитора и должника.

Пристав обязан соблюдать два конституционных принципа: исполнять судебное решение и установить пределы возможного взыскания, чтобы сохранить должнику необходимый уровень существования. По мнению Верховного суда, пристав не исполнил свою процессуальную обязанность - не представил доказательства, подтверждающие правомерность максимального размера удержания. Но главное даже не это, истец, судя по справке местного Пенсионного фонда, пенсию вообще не получает, а получает ежемесячную выплату как инвалид по Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Про этот закон Верховный суд сказал, что он определяет политику государства в области социальной защиты прав инвалидов в нашей стране и представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки людей, с ограниченными возможностями. Вот самое важное, что подчеркнул Верховный суд: деньги по этому закону включаются в материальное обеспечение инвалидов и пенсией не являются, несмотря на то, что выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда.

В Законе "Об исполнительном производстве" (глава 11) перечислены 17 видов "неприкасаемых" доходов, на которые нельзя накладывать взыскание. В их числе и те деньги, которые получал наш истец. Верховный суд подчеркнул, законодателем установлен прямой запрет на обращение взыскания на социальные выплаты. У пристава "отсутствовали правовые основания" забирать не то что половину, а вообще трогать "инвалидные" деньги.
Но местные суды, перечисленные Верховным судом положения закона не применили. Как жестко выразился Верховный суд, "состоявшиеся по делу судебные акты требованиям закона не соответствуют". По мнению Верховного суда, местные суды допустили "существенные и непреодолимые нарушения норм права". Дело инвалида-должника будет пересмотрено с учетом указаний Верховного суда.

Ни для кого не секрет, что долги российских граждан к концу 2020 года достигли рекордных размеров и продолжают расти. Это долги по ипотеке, потребительским кредитам, услугам ЖКХ, штрафам и алиментам.

Имеют ли право удерживать долги с выплат по инвалидности

Проблемы роста задолженностей касается разных слоев населения, в том числе и лиц с ограниченными возможностями, некоторые думают, что взыскать долг с пенсии или пособия, выплачиваемых инвалиду, российское законодательство не позволит. Но тут не все так однозначно, исполнительное производство может возбуждаться и в отношении инвалида. Это зависит от вида получаемого им дохода.

❌ Выплаты не подлежащие взысканию по исполнительному листу

Согласно п.1 ст.101 «Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание», в число таких доходов входят:

  • Социальная пенсия по инвалидности. Назначается гражданам, проживающим на территории РФ, которые в силу различных фактов не могут совершать трудовую деятельность, а также не имеющие необходимого трудового стажа для назначения страховой пенсии.
  • Государственная пенсия по инвалидности. Это пособие назначается и выплачивается военнослужащим, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц, а также гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», космонавтам. На такие выплаты взыскание по исполнительному листу не накладывается.
  • ЕДВ. Ежемесячные и ежегодные денежные выплаты, которые выплачиваются инвалидам взамен компенсации проезда, приобретения лекарств и т.д.
  • Выплаты по уходу за инвалидом. Размер пособия по уходу за инвалидом 1 группы в 2020 году — 1200 рублей; для родителей детей-инвалидов размер пособия составляет 10 000 рублей.
  • Компенсация проезда к месту лечения.

Когда может происходить удержание средств приставами с пенсии должника и в каких размерах, рассказываем на примере из судебной практики

✅ Доходы, на которые может быть наложено взыскание

Удержание на выплату задолженности по исполнительному листу может быть наложено на страховую пенсию по инвалидности, включая фиксированную выплату со всеми повышениями.

🔢 Размер удержания

На основании ст. 99 ФЗ-229 приставы вправе удержать из пенсии не более 50, а в некоторых случаях — 70% от величины пособия. Однако чаще всего размер удержания составляет 50%.

Емельяненко Наталья Леонидовна

В законодательстве отсутствует прямое указание на обязанность судебного пристава учитывать при обращении взыскания размер прожиточного минимума. Поэтому многие из них считают, что при изъятии за долги половины пенсии нарушения закона не происходит. Однако это не так. Приставы должны не просто проверять размер доходов должника, но и источник их поступления, это подтверждает и Верховный Суд РФ.

Судебная практика

В судебной практике уже существуют прецеденты, когда инвалидам удалось опротестовать действия приставов по взысканию долга в размере 50% от пенсионной выплаты.

Так в городе Волгограде инвалид, получающий социальную пенсию, оказался должником на сумму 21 000 рублей. Местный суд принял решение о взыскании долга, а судебные приставы завели исполнительное производство и вынесли постановление о взыскании средств с пенсии и иных доходов должника в размере 50% ежемесячно.

Должник счел действия приставов незаконными и подал иск к Службе судебных приставов, где заявил, что социальные выплаты по инвалидности не являются доходом. А приставы своими действиями нарушают закон «Об исполнительном производстве», где среди основополагающих принципов указывается неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Однако местные судебные органы в лице районного, а затем и областного судьи встали на сторону судебных приставов. По их мнению, небольшая пенсия не освобождает должника от обязанности выплаты долга в размере, установленном законом. При этом они невольно или намеренно не обратили внимания на те виды пенсионных выплат и пособий, на которые нельзя накладывать взыскание.

В Волгоградских судебных инстанциях был проигнорирован сам факт того, что должник имеет в качестве единственного средства к существованию социальное пособие по инвалидности, которое не подлежит изъятию для уплаты долга.

Только в Верховном суде РФ доводы инвалида были признаны обоснованными.

Хотя уже одного того факта, что инвалид являлся получателем социальной пенсии, было достаточно, чтобы объявить действия приставов неправомерными и незаконными, и отменить удержания, Верховный суд РФ настаивает на выполнении приставами дополнительной процедуры. Проверка размера доходов любого должника должна быть обязательной для принятия обоснованного решения о величине взыскания.

Что обязан проверить пристав

Перед возбуждением исполнительного производства в отношении получателя пособий и пенсий, судебный пристав обязан проверить:

Министерство юстиции РФ прописало порядок взыскания средств с банковских счетов должников. Главное новшество в том, что теперь социальные пособия будут защищены от случайного взыскания судебными приставами.

Закон запрещает накладывать взыскание на некоторые выплаты. Речь о различных социальных пособиях. Эти деньги предназначаются исключительно для поддержки человека в трудной ситуации. Но до сих пор иногда случались казусы: приставы взыскивали с банковских карт должников деньги, взыскивать которые не имели права.

Конечно, когда ошибка разъяснялась, человеку деньги возвращали. Но для этого ему приходилось побегать и понервничать. Проблема была в том, что все деньги на счетах выглядели одинаково и зарплата или накопления ничем не отличались от социальных выплат.

В ближайшее время все изменится: 1 июня вступает в силу закон, обязывающий банки маркировать защищенные рубли. Сейчас минюст обнародовал приказ, который также вступает в силу летом. Документ детально прописывает порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест.

В расчетных банковских документах будет указываться соответствующий код вида дохода. Так что приставы смогут ясно увидеть, на какие средства распространяется иммунитет, на какие нет.

Например, защищены компенсационные выплаты гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными людьми. Запрещено забирать алименты, пенсии по случаю потери кормильца, средства материнского капитала и т.п. Впрочем, как обращают внимание эксперты, арифметикой будут заниматься не сами приставы, а банкиры. Именно они, получив постановление из службы судебных приставов, должны будут рассчитать, какую сумму необходимо забрать в счет долга, а какая часть неприкосновенна.

"Приказ связан с частыми ошибками, допускаемыми как приставами, так и банками при взыскании задолженностей, - говорит адвокат Илья Прокофьев. - Зачастую денежные средства могут взыскиваться с тех счетов, которые защищены законом от обращения взыскания. Четкая кодификация счетов поможет избежать этих ошибок, а также предотвратит списание денежных средств со счетов граждан со схожими паспортными данными".

Приказом предусмотрено, что при наличии нескольких счетов гражданина расчет должен осуществляться отдельно по каждому счету. Если же счет является совместным, то есть открыт несколькими лицами, то расчет должен производиться отдельно по каждому лицу. То есть надо будет разобраться, какова доля должника и сколько можно взыскать.

При этом адвокат Илья Прокофьев обращает внимание, что приказ исключает из числа средств, на которые не может быть обращено взыскание, выплаты в связи с причинением вреда здоровью. Правда, иммунитет снимается в двух случаях. Первое: когда речь о долге по алиментам. Второе: когда человек должен возместить кому-то вред в связи с гибелью кормильца. Иными словами, когда должник вольно или невольно стал виновником чьей-то гибели. Тем не менее, по мнению эксперта, данный пункт ухудшает положение должников.

Зато приказ не позволит приставам забирать сразу всю зарплату должника. Банкиры будут обязаны оставить на карте не менее половины последней зарплаты. А если с должника взыскивают алименты или компенсацию вреда в связи с гибелью кормильца, то несгораемая планка понижается до тридцати процентов зарплаты.

Еще одна достаточно острая проблема, связанная с путаницей при взыскании долгов, также практически решена. Благодаря развитию технологий под удар стали попадать "двойники": люди, чьи имена и даты рождения совпали с данными должников, на которых, например, гроздьями висят банковские кредиты. В итоге у совершенно посторонних людей списывали деньги в счет погашения долга своих полных тезок, иногда живущих на другом конце страны.

Но больше судебные приставы не будут по ошибке приходить к совершенно постороннему человеку. Теперь по закону в исполнительные документы должны включаться уникальные идентификаторы, например номер СНИЛС. В таком случае приставы найдут именно того, кого нужно.

Напомним также, что в этом году стартовала реформа службы судебных приставов, ведомство становится полноценной правоохранительной структурой. А приставы получают офицерские звания.

"В правовом сообществе большие ожидания от реформы службы судебных приставов, - подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Повышение статуса службы должно в целом повысить эффективность исполнения судебных решений. Вместе с повышением социального статуса сотрудников ведомства к ним увеличиваются и предъявляемые требования. В целом реформа и принимаемые меры позволят укрепить кадровый потенциал службы судебных приставов".

Взыскивать долги с выплат по инвалидности - запрещено: разъяснения Верховного суда

История началась с того, что житель Волгограда Скромнов, фамилия героя изменена, по решению суда оказался должником на 21 тысячу рублей. Приставы-исполнители завели исполнительное производство и вынесли постановление "об обращении во взыскание на пенсию и иные доходы должника в размере 50 процентов ежемесячно".

Мужчина посчитал решение пристава незаконным и обратился в суд с иском к Службе судебных приставов, доказывая, что выплаты по инвалидности - это не пенсия и не доход. По мнению истца, действия пристава нарушают Закон "Об исполнительном производстве", в котором говорится о неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника.

Суды встали на сторону приставов

  • Суды первой инстанции не спешили на защиту интересов инвалида. По их мнению, постановление пристава не противоречит Закону "Об исполнительном производстве", ну а маленькая пенсия "не исключает возможности обращения на нее взыскания и не является обстоятельством, освобождающим должника от обязанностей исполнить судебный акт".
  • Закон, по мнению людей в мантиях вполне допускает "обращать взыскание на пенсию должника путем удержаний в размере, не превышающим 50 процентов".
  • Инвалид был вынужден обратиться за защитой своих прав в Верховный суд.

Верховный суд отменил решения нижестоящих судов, обосновав своё решение следующими доводами:

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой: если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путём сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учётом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007 г. N 10-П и определения от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 350-О-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О и от 24 июня 2014 г. N 1560-О).

Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.

А как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель не исполнил процессуальную обязанность и не представил доказательства, подтверждающие правомерность установления удержаний из пенсии в максимально допустимом законом размере.

Согласно справкам Пенсионного фонда Скромнов получателем пенсии не является, а получает ежемесячную денежную выплату по категории «инвалид II группы» с на основании части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Вышеуказанный федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, которая представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Денежные выплаты, предусмотренные статьёй 28.1 этого закона, включаются в материальное обеспечение инвалидов и пенсией не являются несмотря на то, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина регламентирован главой 11 Закона об исполнительном производстве, включая статью 101, устанавливающую 17 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, в том числе на ежемесячные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (пункт 6 части 1).

Таким образом, федеральным законодателем установлен прямой запрет на обращение взыскания на социальные выплаты, следовательно, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для принятия обжалуемого постановления.

Использована информация источника:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: